Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
- Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :
- Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ
- Цветовая маркировка проводов и шин
- Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе
- Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе
- Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе
- Дополнение
- 💡 Видео
Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :
- при переменном трехфазном токе:
- фазы А — желтым,
- фазы В — зеленым,
- фазы С — красным;
- при переменном однофазном токе:
- шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом,
- шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.
- Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
- при постоянном токе:
- положительная шина (+) — красным,
- отрицательная (-) — синим и
- нулевая рабочая М — голубым цветом.
Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.
- Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
- Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50462-2009 для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.
Видео:Полосы на шинах. Значение линий, цветных полос и цветных точек на шинах.Скачать
Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ
В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:
- при горизонтальном расположении:
- одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE (PEN);
- одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
- при вертикальном расположении:
- слева направо A-B-C-N-PE (PEN) или
- наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
- ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
- при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE (PEN);
- при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE (PEN) сверху вниз.
Читайте также: Зазоры между медными шинами
При постоянном токе шины должны располагаться:
- сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
- сборные шины при горизонтальном расположении: наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
- ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.
В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:
- при горизонтальном расположении:
- одна под другой: сверху вниз А-В-С;
- одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
- при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
- слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
- ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
- при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
- при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.
В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных выше, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Цветовая маркировка проводов и шин
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
При проведении электромонтажных работ, очень часто поднимается вопрос о цветовой маркировки проводов.
Это раньше, так сказать в «застойное» время, применялись провода только белого цвета, реже черного.
Поэтому определить в электрической сборке фазу или ноль, занимало достаточно много времени. Приходилось прибегать к помощи указателей напряжения и различных аналоговых и цифровых приборов.
Чтобы этого избежать, нужно приводить цветовую маркировку проводов и шин к единому стандарту.
Читайте также: Как снижать давление в шинах
И как всегда обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п.1.1.29. и п.1.1.30. Там четко сказано, что идентификацию жил проводов и шин по цветам или цифровым обозначениям необходимо использовать, согласно ГОСТ Р 50462-92.
Согласно ГОСТ Р 50462-92, п.3.1.1, для идентификации проводников и шин могут быть применены следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, серый, белый, розовый, бирюзовый.
- нулевые рабочие проводники (N) должны иметь голубой цвет
- cовмещенные нулевые рабочие и нулевые защитные проводники (PEN) должны иметь голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах
- нулевые защитные проводники (РЕ) и проводники защитного заземления должны иметь желто-зеленый цвет
Приведу для примера несколько фотографий. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют голубой цвет. Все нулевые защитные проводники (РЕ) подключены к шину (РЕ) и имеют желто-зеленый цвет.
А все остальные цвета, кроме голубого (синего) и желто-зеленого могут быть использованы в качестве фазных проводников.
На фотографиях ниже видно, что фазные проводники имеют белый цвет.
Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном трехфазном токе шины фазы А должны иметь желтый цвет, фазы В — зеленый цвет, фазы С — красный цвет. Запоминается легко и просто в виде сокращения «ЖЗК», т.е. желтый, зеленый, красный.
Для наглядности приведу несколько примеров.
Система сборных шин напряжением 10 (кВ).
Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).
Отходящий фидер распределительной подстанции напряжением 500 (В).
Отходящие фидера секции 400 (В).
Как видите, на приведенных примерах цветовая маркировка шин при переменном трехфазном токе полностью соблюдается.
Кстати, не обязательно, чтобы шины были полностью выкрашены в тот или иной цвет. Вполне достаточно делать цветовую маркировку (в виде краски, наклеек, термоусадочных трубок, бирок и т.п.) в местах присоединения шин к коммутационным аппаратам.
Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном однофазном токе шина фазы В, присоединенная к концу обмотки источника питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы А, присоединенная к началу обмотки источника питания, должна иметь желтый цвет.
К сожалению, наглядных примеров таких электроустановок у меня нет. Может у кого имеются фотографии, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь.
Кстати, если шины однофазного тока являются ответвлением от системы трехфазного тока, то они обозначаются, согласно требований цветовой маркировки трехфазной системы.
Читайте также: Ресурс зимних шин липучек
Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при постоянном токе положительная шина («плюс») должна иметь красный цвет, отрицательная шина («минус») — синий цвет и нулевая рабочая («М») — голубой цвет.
В качестве примера приведу щит постоянного тока (ЩПТ) =220 (В).
А это выводы непосредственно с аккумуляторной батареи.
Кстати, со свинцовой-кислотных батарей СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые батареи Varta.
Дополнение
С 01.01.2011 отменен, указанный в начале статьи ГОСТ Р 50462-92. Вместо него вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в п.5.2.3 говорится, что для фазных проводников предпочтительны следующие цвета:
Для наглядности выкладываю фотографию распределительного щитка одного из банков, на котором мы производили электромонтаж.
По моему мнению, ранее принятая маркировка «ЖЗК» является более наглядной.
В однофазной сети для фазного проводника предпочтительным цветом является коричневый. Соответственно, что если однофазная сеть является ответвлением от трехфазной, то цвет фазного проводника должен соответствовать цвету фазного проводника трехфазной сети.
Также был введен запрет на желтый и зеленый цвета, применяемые по отдельности (п.5.2.1). Они должны быть использованы только в комбинации желто-зеленого цвета для защитных проводников РЕ. В связи с этим и была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», т.к. желтый и зеленый цвета применялись в ней по отдельности.
Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4):
- коричневый цвет — положительный полюс (+)
- серый цвет — отрицательный полюс (-)
- синий цвет — средний проводник (М)
Внимание. Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.
Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета, например, вот так:
И уже по традиции, смотрите видео по материалам данной статьи:
💡 Видео
Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
Как считать размер шин. Расчёт и расшифровка размеров и обозначений.Скачать
Цветные метки на шинах, зачем они???Скачать
Цветные полосы на шине: как не купить брак или подделкуСкачать
Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначенийСкачать
Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
5 ошибок ПРИ ПОКУПКЕ летней резиныСкачать
ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать
Как шины влияют на расход топливаСкачать
Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Индекс нагрузки: FAQ по важной для безопасности темеСкачать
Этикетки на шинах: полный разбор европейской маркировкиСкачать
Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких ОбозначенийСкачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Всесезонная резина - кому она подойдет и сколько денег сэкономит?Скачать
Что нужно знать, прежде чем клевать на TreadwearСкачать
КОЛЕСА И ШИНЫ. УСТРОЙСТВО, НАЗНАЧЕНИЕ И МАРКИРОВКАСкачать