Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :

  1. при переменном трехфазном токе:
    • фазы А — желтым,
    • фазы В — зеленым,
    • фазы С — красным;
  2. при переменном однофазном токе:
    • шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом,
    • шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.
    • Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
  3. при постоянном токе:
    • положительная шина (+) — красным,
    • отрицательная (-) — синим и
    • нулевая рабочая М — голубым цветом.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

  1. Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
  2. Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50462-2009 для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.

Видео:Полосы на шинах. Значение линий, цветных полос и цветных точек на шинах.Скачать

Полосы на шинах. Значение линий, цветных полос и цветных точек на шинах.

Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ

В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

  1. при горизонтальном расположении:
    • одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE (PEN);
    • одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
  2. при вертикальном расположении:
    • слева направо A-B-C-N-PE (PEN) или
    • наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
  3. ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
    • при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE (PEN);
    • при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE (PEN) сверху вниз.

Читайте также: Зазоры между медными шинами

При постоянном токе шины должны располагаться:

  1. сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
  2. сборные шины при горизонтальном расположении: наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
  3. ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

  1. при горизонтальном расположении:
    • одна под другой: сверху вниз А-В-С;
    • одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
  2. при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
    • слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
  3. ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
    • при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
    • при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.

В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных выше, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать

Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резине

Цветовая маркировка проводов и шин

Какое значение имеет окраска шин

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

При проведении электромонтажных работ, очень часто поднимается вопрос о цветовой маркировки проводов.

Это раньше, так сказать в «застойное» время, применялись провода только белого цвета, реже черного.

Поэтому определить в электрической сборке фазу или ноль, занимало достаточно много времени. Приходилось прибегать к помощи указателей напряжения и различных аналоговых и цифровых приборов.

Какое значение имеет окраска шин

Чтобы этого избежать, нужно приводить цветовую маркировку проводов и шин к единому стандарту.

Читайте также: Как снижать давление в шинах

И как всегда обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п.1.1.29. и п.1.1.30. Там четко сказано, что идентификацию жил проводов и шин по цветам или цифровым обозначениям необходимо использовать, согласно ГОСТ Р 50462-92.

Какое значение имеет окраска шин

Согласно ГОСТ Р 50462-92, п.3.1.1, для идентификации проводников и шин могут быть применены следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, серый, белый, розовый, бирюзовый.

Какое значение имеет окраска шин

  • нулевые рабочие проводники (N) должны иметь голубой цвет
  • cовмещенные нулевые рабочие и нулевые защитные проводники (PEN) должны иметь голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах
  • нулевые защитные проводники (РЕ) и проводники защитного заземления должны иметь желто-зеленый цвет

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

Приведу для примера несколько фотографий. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют голубой цвет. Все нулевые защитные проводники (РЕ) подключены к шину (РЕ) и имеют желто-зеленый цвет.

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

А все остальные цвета, кроме голубого (синего) и желто-зеленого могут быть использованы в качестве фазных проводников.

Какое значение имеет окраска шин

На фотографиях ниже видно, что фазные проводники имеют белый цвет.

Какое значение имеет окраска шинКакое значение имеет окраска шин

Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе

Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном трехфазном токе шины фазы А должны иметь желтый цвет, фазы В — зеленый цвет, фазы С — красный цвет. Запоминается легко и просто в виде сокращения «ЖЗК», т.е. желтый, зеленый, красный.

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

Для наглядности приведу несколько примеров.

Система сборных шин напряжением 10 (кВ).

Какое значение имеет окраска шин

Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).

Какое значение имеет окраска шин

Отходящий фидер распределительной подстанции напряжением 500 (В).

Какое значение имеет окраска шин

Отходящие фидера секции 400 (В).

Какое значение имеет окраска шин

Как видите, на приведенных примерах цветовая маркировка шин при переменном трехфазном токе полностью соблюдается.

Кстати, не обязательно, чтобы шины были полностью выкрашены в тот или иной цвет. Вполне достаточно делать цветовую маркировку (в виде краски, наклеек, термоусадочных трубок, бирок и т.п.) в местах присоединения шин к коммутационным аппаратам.

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе

Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном однофазном токе шина фазы В, присоединенная к концу обмотки источника питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы А, присоединенная к началу обмотки источника питания, должна иметь желтый цвет.

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

К сожалению, наглядных примеров таких электроустановок у меня нет. Может у кого имеются фотографии, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь.

Кстати, если шины однофазного тока являются ответвлением от системы трехфазного тока, то они обозначаются, согласно требований цветовой маркировки трехфазной системы.

Читайте также: Ресурс зимних шин липучек

Какое значение имеет окраска шин

Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе

Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при постоянном токе положительная шина («плюс») должна иметь красный цвет, отрицательная шина («минус») — синий цвет и нулевая рабочая («М») — голубой цвет.

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

В качестве примера приведу щит постоянного тока (ЩПТ) =220 (В).

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

А это выводы непосредственно с аккумуляторной батареи.

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

Кстати, со свинцовой-кислотных батарей СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые батареи Varta.

Какое значение имеет окраска шин

Дополнение

С 01.01.2011 отменен, указанный в начале статьи ГОСТ Р 50462-92. Вместо него вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в п.5.2.3 говорится, что для фазных проводников предпочтительны следующие цвета:

Какое значение имеет окраска шин

Для наглядности выкладываю фотографию распределительного щитка одного из банков, на котором мы производили электромонтаж.

По моему мнению, ранее принятая маркировка «ЖЗК» является более наглядной.

В однофазной сети для фазного проводника предпочтительным цветом является коричневый. Соответственно, что если однофазная сеть является ответвлением от трехфазной, то цвет фазного проводника должен соответствовать цвету фазного проводника трехфазной сети.

Также был введен запрет на желтый и зеленый цвета, применяемые по отдельности (п.5.2.1). Они должны быть использованы только в комбинации желто-зеленого цвета для защитных проводников РЕ. В связи с этим и была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», т.к. желтый и зеленый цвета применялись в ней по отдельности.

Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4):

  • коричневый цвет — положительный полюс (+)
  • серый цвет — отрицательный полюс (-)
  • синий цвет — средний проводник (М)

Внимание. Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.

Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета, например, вот так:

Какое значение имеет окраска шин

Какое значение имеет окраска шин

И уже по традиции, смотрите видео по материалам данной статьи:


💡 Видео

Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать

Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.

Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать

Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?

Как считать размер шин. Расчёт и расшифровка размеров и обозначений.Скачать

Как считать размер шин. Расчёт и расшифровка размеров и обозначений.

Цветные метки на шинах, зачем они???Скачать

Цветные метки на шинах, зачем они???

Цветные полосы на шине: как не купить брак или подделкуСкачать

Цветные полосы на шине: как не купить брак или подделку

Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначенийСкачать

Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначений

Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать

Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.

5 ошибок ПРИ ПОКУПКЕ летней резиныСкачать

5 ошибок ПРИ ПОКУПКЕ летней резины

ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать

ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ

Как шины влияют на расход топливаСкачать

Как шины влияют на расход топлива

Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать

Как понять, когда протектор износился и шины пора менять

Индекс нагрузки: FAQ по важной для безопасности темеСкачать

Индекс нагрузки: FAQ по важной для безопасности теме

Этикетки на шинах: полный разбор европейской маркировкиСкачать

Этикетки на шинах: полный разбор европейской маркировки

Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких ОбозначенийСкачать

Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких Обозначений

ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать

ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ

Всесезонная резина - кому она подойдет и сколько денег сэкономит?Скачать

Всесезонная резина - кому она подойдет и сколько денег сэкономит?

Что нужно знать, прежде чем клевать на TreadwearСкачать

Что нужно знать, прежде чем клевать на Treadwear

КОЛЕСА И ШИНЫ. УСТРОЙСТВО, НАЗНАЧЕНИЕ И МАРКИРОВКАСкачать

КОЛЕСА И ШИНЫ. УСТРОЙСТВО, НАЗНАЧЕНИЕ И МАРКИРОВКА
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток