Как шины влияют на безопасность, когда вы ведете машину по шоссе? Какие факторы помогают предотвратить занос и позволяют контролировать ваш автомобиль при повороте и остановке?
Вопросы безопасности на дорогах включают не только выбор правильной резины, но и учитывают фактор дорожного покрытия, технические характеристики транспортного средства ТС, другие факторы о которых узнаете ниже.
- Измерение коэффициента сцепления дорожного покрытия по ГОСТ 50597-93
- Силы воздействия на участок поверхности шины во время торможения
- ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
- Текст ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
- ГОСТ 30413—96
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Определения
- 4 Метод определения коэффициента сцепления
- 4.1 Требования к испытательному оборудованию
- 4.2 Подготовка к испытаниям
- 4.3 Проведение испытаний
- 4.4 Обработка данных испытаний
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Определения
- 4 Метод определения коэффициента сцепления
- 4.1 Требования к испытательному оборудованию
- 4.2 Подготовка к испытаниям
- 4.3 Проведение испытаний
- 4.4 Обработка данных испытаний и представление их результатов
- 🎬 Видео
Видео:Низкий коэффициент сцепления шин с дорогойСкачать
Измерение коэффициента сцепления дорожного покрытия по ГОСТ 50597-93
Исследования проводились динамометрическим приборомПКРС-2, результаты сведены в таблицу, где указаны виды дорожного покрытия и их состояние в зависимости от погодных и климатических условий. С момента ввода этих коэффициентов прошло много лет. Изменились технологии строительства дорог, в частности контактная поверхность дорожного покрытия. Данные таблицы надо рассматривать, как ориентировочные.
Совершенно ясно, что эти коэффициенты не есть величина постоянная, а зависят от многих факторов:
- тип дорожного полотна, качество состояния;
- состояние шин транспортного средства их скоростные, нагрузочные и другие характеристики, входящие в маркировку;
- скорость движения ТС;
- наличие веществ, снижающих сцепление в зоне контакта поверхности колеса и покрытия (грязь, пролитые ГСМ);
- уклоны и опасные закругления автомобильной дороги.
Коэффициент сцепления между шиной и дорогой является одним из важных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения. Состояние деформации шины различается в зависимости от силы торможения, вертикальной нагрузки на колесо.
Видео:Шины! Сцепление с дорогой! Почему хорошие покрышки стоят дорого!Скачать
Силы воздействия на участок поверхности шины во время торможения
Есть классическая формула в физике F =µN =µmg, которая связывает прямо пропорциональную зависимость силы трения от коэффициента сцепления контактирующих областей и прижимной силы. N равна произведению массы нагруженного колеса на ускорение свободного падения. Конечно распределение веса на переднюю ось будет больше при торможении, но эта классическая формула дает возможность понять какие факторы рассматриваются производителями шин, чтобы обеспечить безопасность автомобиля.
Зависимость тормозного пути от коэффициента сцепления шин с дорогой
Рисунок протектора колеса играет важную роль в определении трения или сопротивления скольжению. В сухих условиях на дорогах с твердым покрытием гладкая шина дает лучшую тягу, чем рифленый или узорчатый протектор, потому что имеется большая площадь контакта для создания сил трения. По этой причине резина, используемая для автогонок, имеет гладкую поверхность без рисунка протектора. К сожалению, гладкая шина развивает очень мало сцепления при влажных условиях, потому что фрикционный механизм уменьшается благодаря смазочной пленке воды между протектором и дорогой.
Рисунок канавки или каналы, по которым идет водоотвод, обеспечивает область прямого контакта между шиной и дорогой. Типовая шина дает коэффициенты сухого и влажного сцепления около 0,7 и 0,4 соответственно. Эти значения представляют собой компромисс между экстремальными значениями около 0,9 (сухих) и 0,1 (влажных), полученными с гладкой шиной.
Торможение на мокрой дороге
Когда автомобиль заторможен до жесткой остановки на сухой дороге, максимальная сила трения может быть больше, чем прочность протектора. В результате, вместо того, чтобы шина просто скользила по дороге, резина отрывается от протектора в области контакта шины и дороги. Несомненно, сопротивление протектора этому разрыву представляет собой сочетание прочности резины, канавок и щелей, составляющих дизайн протектора. Это тоже учитывают производители шин.
Кроме того, размер контактной зоны очень важен в автомобильных шинах, потому что тяга является динамической, а не статической; то есть она изменяется по мере того, как колесо катится вперед. Максимальный коэффициент трения может происходить где угодно в области контакта, и чем больше площадь, тем больше вероятность максимальной тяги.
Читайте также: Летние шины р14 данлоп
Таким образом, при одинаковой нагрузке и на одной и той же сухой поверхности более широкий профиль имеет большую площадь контакта и развивает более высокую тягу, что приводит к большей тормозной способности. Хотя некоторые специалисты считают, что большая площадь снижает давление на единицу поверхности и таким образом прижимная сила становится меньше, а потому выигрыш в тормозной способности остается под вопросом.
Видео:Сцепление автомобиля с дорогой, типы резиныСкачать
ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
Видео:Повышение коэффициента сцепленияСкачать
Текст ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
Видео:Важность скольжения шинСкачать
ГОСТ 30413—96
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ И СЕРТИФИКАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (МНТКС)
1 РАЗРАБОТАН Государственным дорожным научно-исследовательским институтом (СоюздорНИИ) Российской Федерации
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТК.С) 12 декабря 1996 г.
За принятие проголосовали:
Наименование органа государственного управления строительством
Республика Казахстан Кыргызская Республика Республика Молдова
Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан
Министерство градостроительства Республики Армения Минстройархитектуры Республики Беларусь
Минстрой Республики Казахстан Минстрой Кыргызской Республики Министерство территориального развития, строительства и коммунального хозяйства Республики Молдова Минстрой России Госстрой Республики Таджикистан Госкомархитсктстрой Республики Узбекистан
4 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 июля 1997 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Госстроя России от 21.04.1997 г. № 18-5.
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстроя России
ISBN 5-88111-099-4 © Госстрой России, ГУП ЦПП, 1997
4 Метод определения коэффициента сцепления. 2
4.1 Требования к испытательному оборудованию. 2
4.2 Подготовка к испытаниям. 3
4.3 Проведение испытаний. 3
4.4 Обработка данных испытаний и представление их
Приложение А Библиография. 6
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ
METHOD FOR DETERMINING THE COEFFICIENT OF ADHESION BETWEEN VEHICLE WHEEL AND ROAD PAVEMENT
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием при строительстве новых, реконструкции или эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также улиц и дорог городов, поселков и сельских поселений.
Стандарт распространяется также на внутрихозяйственные дороги, подъездные и внутренние автомобильные дороги промышленных предприятий и других организаций независимо от их ведомственной принадлежности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17697—72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения
ГОСТ 20993—75 Шины пневматические радиальные для легковых автомобилей. Основные параметры и размеры
ГОСТ 24555—81 Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения
3 Определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 Коэффициент сцепления (продольного) — отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дороги на площади контакта сблокированного колеса с дорожным покрытием, к нормальной реакции в площади контакта колеса с покрытием.
3.2 Полосы наката — продольные полосы на поверхности проезжей масти дороги, соответствующие траекториям движения колес автотранспортных средств, следующих поданной полосе движения.
3.3 Полоса движения — продольная полоса проезжей масти, по ко юрой движение транспортных средств происходит в один ряд.
4 Метод определения коэффициента сцепления
4.1 Требования к испытательному оборудованию
4.1.1 В качестве испытательного оборудования следует использовать автомобильную установку типа ПКРС-2 (11, состоящую из автомобиля, прицепного одноколесного прибора, оборудованного датмиками ровности и коэффициента сцепления, а также установленных в автомобиле системы увлажнения покрытия, системы управления и регистрации.
Читайте также: Компания шины в хабаровске
4.1.2 Основные параметры прицепного прибора и краткая характеристика установки:
размеры шины по ГОСТ 20993, дюймы — 6,00—13; 6,15—13; 6,40— 13 и 6,45-13;
тип протектора — с рисунком при глубине его не менее 1,0 мм;
давление воздуха в шине, кПа — 170±20 (1,7±0,2 кгс/см 2 );
нагрузка на колесо, кН — 3±0,03 (300±3 кге);
максимальное радиальное биение обода и шины колеса, мм —
максимальный статический дисбаланс колеса, г/см — 50±5;
норма увлажнения покрытия, л/м 2 — 1±0,2;
скорость движения, км/ч — 60;
общая погрешность измерений, % — ±4;
пределы измерения величины коэффициента сцепления — 0,1—1,0.
4.2 Подготовка к испытаниям
4.2.1 Установка должна пройги аттестацию, которая оформляется протоколом и аттестатом по формам, предусмотренным ГОСТ 24555.
4.2.2 Новая шина должна пройти обкатку не менее 300 км при скорости 60—80 км/ч, после чего колесо шины должно быть отбалансировано. Лодгоювленное колесо не должно использоваться при переездах автомобильной установки на дальние расстояния (более 100 км). При износе проектора до оставшейся глубины рисунка менее 1,0 мм дальнейшее использование шины для измерения коэффициента сцепления должно быть прекращено.
4.2.3 При тарировке каналов измерения коэффициента сцепления точка приложения вертикальной силы динамометра должна находиться на расстоянии от центра колеса, равном радиусу качения колеса.
4.2.4 Перед началом испытаний установка должна проехать не менее 5 км со скоростью 60 км/ч.
4.2.5 Во время проведения испытаний необходимо измерять температуру воздуха.
4.3 Проведение испытаний
4.3.1 На дорогах и улицах, находящихся в эксплуатации, испытания следует проводить при движении иены отельного колеса по полосе наката левых колес автотранспортных средств, использующих данную полосу движения, а на дорогах и улицах с вновь устроенным покрытием — в пределах всей ширины полосы движения.
4.3.2 Испытания следует проводить при температуре воздуха не ниже 0 °С.
4 3.3 Во время проведения испытаний скорость поступательного движения испытательною колеса не должна отклоняться or заданной величины более чем на ±5 км/ч.
4.3.4 На каждом из испытываемых участков длиной не менее 1 км следует последовательно выполнить не менее пяти испытаний.
4.3.5 Продолжительность каждого испытания должна составлять 3-4 с.
4.3.6 При проведении испытания увлажнение поверхности дороги следует начинать не позже чем за 0,5 с до начала торможения испытательного колеса и заканчивать одновременно с окончанием его торможения. Ширина полосы увлажнения должна быть не менее удвоенной ширины шины испытательного колеса.
4.4 Обработка данных испытаний
и представление их результатов
4.4.1 Величину коэффициента сцепления следует вычислять в соответствии с [2].
4.4.2 Полученные величины коэффициента сцепления следует откорректировать в соответствии с данными таблицы 1.
Таблица 1 — Величина температурной поправки к коэффициенту
Видео:Как измерить сцепление шин | How to measure tire gripСкачать
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием при строительстве новых, реконструкции или эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также улиц и дорог городов, поселков и сельских поселений.
Стандарт распространяется также на внутрихозяйственные дороги, подъездные и внутренние автомобильные дороги промышленных предприятий и других организаций независимо от их ведомственной принадлежности.
Видео:Широкие шины | Преимущества и недостаткиСкачать
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17697-72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения
ГОСТ 20993-75 Шины пневматические радиальные для легковых автомобилей. Основные параметры и размеры
ГОСТ 24555-81 Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения
Читайте также: Дошиповка зимних шин колпино
Видео:Этикетки на шинах: полный разбор европейской маркировкиСкачать
3 Определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 Коэффициент сцепления (продольного) — отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дороги на площади контакта сблокированного колеса с дорожный покрытием, к нормальной реакции в площади контакта колеса с покрытием.
3.2 Полосы наката — продольные полосы на поверхности проезжей части дороги, соответствующие траекториям движения колес автотранспортных средств, следующих по данной полосе движения.
3.3 Полоса движения — продольная полоса проезжей части, по которой движение транспортных средств происходит в один ряд.
Видео:Технология повышения коэффициента сцепленияСкачать
4 Метод определения коэффициента сцепления
Видео:В чём разница между левыми и правыми шинамиСкачать
4.1 Требования к испытательному оборудованию
4.1.1 В качестве испытательного оборудования следует использовать автомобильную установку типа ПКРС-2 [ 1 ], состоящую из автомобиля, прицепного одноколесного прибора, оборудованного датчиками ровности и коэффициента сцепления, а также установленных в автомобиле системы увлажнения покрытия, системы управления и регистрации.
4.1.2 Основные параметры прицепного прибора и краткая характеристика установки:
размеры шины по ГОСТ 20993, дюймы — 6,00-13 ; 6,15-13 ; 6,40-13 и 6,45-13;
тип протектора — с рисунком при глубине его не менее 1,0 мм; давление воздуха в шине, кПа — 170 ± 20 (1,7 ± 0,2 кгс/см 2 );
нагрузка на колесо, кН — 3 ± 0,03 (300 ± 3 кгс);
максимальное радиальное биение обода и шины колеса мм — 2 ± 0,2;
максимальный статический дисбаланс колеса, г/см — 50 ± 5;
норма увлажнения покрытия, л/м 2 — 1 ± 0 , 2 ;
скорость движения, км/ч — 60;
общая погрешность измерений, % — ± 4;
пределы измерения величины коэффициента сцепления — 0,1-1,0.
Видео:Выбор шин, все, что нужно знать о резинеСкачать
4.2 Подготовка к испытаниям
4.2.1 Установка должна пройти аттестацию, которая оформляется протоколом и аттестатом по формам, предусмотренным ГОСТ 24555.
4.2.2 Новая шина должна пройти обкатку не менее 300 км при скорости 60-80 км/ч, после чего колесо шины должно быть отбалансировано. Подготовленное колесо не должно использоваться при переездах автомобильной установки на дальние расстояния (более 100 км). При износе протектора до оставшейся глубины рисунка менее 1,0 мм дальнейшее использование шины для измерения коэффициента сцепления должно быть прекращено.
4.2.3 При тарировке каналов измерения коэффициента сцепления точка приложения вертикальной силы динамометра должна находиться на расстоянии от центра колеса, равном радиусу качения колеса.
4.2.4 Перед началом испытаний установка должна проехать не менее 5 км со скоростью 60 км/ч.
4.2.5 Во время проведения испытаний необходимо измерять температуру воздуха.
Видео:Шины развалились за сезон, как отстоять свои права?Скачать
4.3 Проведение испытаний
4.3.1 На дорогах и улицах, находящихся в эксплуатации, испытания следует проводить при движении испытательного колеса по полосе наката левых колес автотранспортных средств, использующих данную полосу движения, а на дорогах и улицах с вновь устроенным покрытием — в пределах всей ширины полосы движения.
4.3.2 Испытания следует проводить при температуре воздуха не ниже 0 ° С.
4.3.3 Во время проведения испытаний скорость поступательного движения испытательного колеса не должна отклоняться от заданной величины более чем на ± 5 км/ч.
4.3.4 На каждом из испытываемых участков длиной не менее 1 км следует последовательно выполнить не менее пяти испытаний.
4.3.5 Продолжительность каждого испытания должна составлять 3-4 с.
4.3.6 При проведении испытания увлажнение поверхности дороги следует начинать не позже чем за 0,5 с до начала торможения испытательного колеса и заканчивать одновременно с окончанием его торможения. Ширина полосы увлажнения должна быть не менее удвоенной ширины шины испытательного колеса.
Видео:Как выбрать шину? Критерии оценки качества - маркировка Treadwear Traction TemperatureСкачать
4.4 Обработка данных испытаний и представление их результатов
Таблица 1 — Величина температурной поправки к коэффициенту сцепления
🎬 Видео
Колёса и шиныСкачать
окружность Камма (моделирование сцепления шин)Скачать
Все про сцепление LADA VESTA. Определяем и покупаем без геморроя!Скачать
БОРТНИК: СИТУАЦИЯ УХУДШАЕТСЯ: РФ собрала армии НАСТУПЛЕНИЯ! Угроза Сумам. Путин ПРОТИВ Зеленского!Скачать
В каких случаях "горит", "палится" сцепление? Что означает выражение "горит" сцепление?Скачать
Галоша вместо ПКРС? Ровность по IRI и сцепление с дорогой. Лаборатория Кузнецова Ю.В. выпуск 1Скачать