Как шины влияют на безопасность, когда вы ведете машину по шоссе? Какие факторы помогают предотвратить занос и позволяют контролировать ваш автомобиль при повороте и остановке?
Вопросы безопасности на дорогах включают не только выбор правильной резины, но и учитывают фактор дорожного покрытия, технические характеристики транспортного средства ТС, другие факторы о которых узнаете ниже.
- Измерение коэффициента сцепления дорожного покрытия по ГОСТ 50597-93
- Силы воздействия на участок поверхности шины во время торможения
- Влияет ли рисунок протектора на сцепление автомобиля с дорогой
- Влияет ли пятно контакта на поведение покрышки на дороге?
- Довольно логично
- Влияние протектора на сцепление с дорожным полотном
- Летняя резина
- Дождевая резина
- Грязевая резина
- Зимняя резина
- Коэффициент сцепления шин с дорогой — что это, на что влияет, как обозначается
- Что такое индекс сцепления шин с дорогой
- Как измеряется коэффициент шины с дорогой
- Как рисунок протектора влияет на индекс сцепления
- Как ширина профиля влияет на сцепление шины с дорогой
- Влияние температуры на сцепление
- 🔥 Видео
Видео:Сцепление автомобиля с дорогой, типы резиныСкачать
Измерение коэффициента сцепления дорожного покрытия по ГОСТ 50597-93
Исследования проводились динамометрическим приборомПКРС-2, результаты сведены в таблицу, где указаны виды дорожного покрытия и их состояние в зависимости от погодных и климатических условий. С момента ввода этих коэффициентов прошло много лет. Изменились технологии строительства дорог, в частности контактная поверхность дорожного покрытия. Данные таблицы надо рассматривать, как ориентировочные.
Совершенно ясно, что эти коэффициенты не есть величина постоянная, а зависят от многих факторов:
- тип дорожного полотна, качество состояния;
- состояние шин транспортного средства их скоростные, нагрузочные и другие характеристики, входящие в маркировку;
- скорость движения ТС;
- наличие веществ, снижающих сцепление в зоне контакта поверхности колеса и покрытия (грязь, пролитые ГСМ);
- уклоны и опасные закругления автомобильной дороги.
Коэффициент сцепления между шиной и дорогой является одним из важных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения. Состояние деформации шины различается в зависимости от силы торможения, вертикальной нагрузки на колесо.
Видео:Шины с нарезанным протектором: в чем опасность и как распознать обманСкачать
Силы воздействия на участок поверхности шины во время торможения
Есть классическая формула в физике F =µN =µmg, которая связывает прямо пропорциональную зависимость силы трения от коэффициента сцепления контактирующих областей и прижимной силы. N равна произведению массы нагруженного колеса на ускорение свободного падения. Конечно распределение веса на переднюю ось будет больше при торможении, но эта классическая формула дает возможность понять какие факторы рассматриваются производителями шин, чтобы обеспечить безопасность автомобиля.
Зависимость тормозного пути от коэффициента сцепления шин с дорогой
Рисунок протектора колеса играет важную роль в определении трения или сопротивления скольжению. В сухих условиях на дорогах с твердым покрытием гладкая шина дает лучшую тягу, чем рифленый или узорчатый протектор, потому что имеется большая площадь контакта для создания сил трения. По этой причине резина, используемая для автогонок, имеет гладкую поверхность без рисунка протектора. К сожалению, гладкая шина развивает очень мало сцепления при влажных условиях, потому что фрикционный механизм уменьшается благодаря смазочной пленке воды между протектором и дорогой.
Рисунок канавки или каналы, по которым идет водоотвод, обеспечивает область прямого контакта между шиной и дорогой. Типовая шина дает коэффициенты сухого и влажного сцепления около 0,7 и 0,4 соответственно. Эти значения представляют собой компромисс между экстремальными значениями около 0,9 (сухих) и 0,1 (влажных), полученными с гладкой шиной.
Торможение на мокрой дороге
Когда автомобиль заторможен до жесткой остановки на сухой дороге, максимальная сила трения может быть больше, чем прочность протектора. В результате, вместо того, чтобы шина просто скользила по дороге, резина отрывается от протектора в области контакта шины и дороги. Несомненно, сопротивление протектора этому разрыву представляет собой сочетание прочности резины, канавок и щелей, составляющих дизайн протектора. Это тоже учитывают производители шин.
Читайте также: Пункт по переработке шин
Кроме того, размер контактной зоны очень важен в автомобильных шинах, потому что тяга является динамической, а не статической; то есть она изменяется по мере того, как колесо катится вперед. Максимальный коэффициент трения может происходить где угодно в области контакта, и чем больше площадь, тем больше вероятность максимальной тяги.
Таким образом, при одинаковой нагрузке и на одной и той же сухой поверхности более широкий профиль имеет большую площадь контакта и развивает более высокую тягу, что приводит к большей тормозной способности. Хотя некоторые специалисты считают, что большая площадь снижает давление на единицу поверхности и таким образом прижимная сила становится меньше, а потому выигрыш в тормозной способности остается под вопросом.
Видео:Почему у широкой покрышки больше сцепления? (by Engineering Explained)Скачать
Влияет ли рисунок протектора на сцепление автомобиля с дорогой
Сцепление шин с дорогой – один из важнейших факторов, влияющих на поведение машины на дороге в любых условиях. Производители покрышек, при разработке новых, более совершенных моделей, обращаются за помощью к ученым-физикам. Поэтому, дальнейшая разработка и производство начинаются с физических формул. Основная формула, описывающая процесс сцепления шины с дорогой, носит название Амонтона-Кулона. F = µmg.
Любая форма описывает поведение покрышки на идеальной дороге и не включает в себя таких вводных данных, как пыль или песок на дороге, пролитое масло, перегруженная машина, жесткость покрышки. Поэтому теоретические проекты затем много кратно тестируются на практике.
Видео:Асимметричные и направленные шиныСкачать
Влияет ли пятно контакта на поведение покрышки на дороге?
Под весом автомобиля, пассажиров и груза покрышка автомобиля деформируется и контактирует с асфальтом в приплюснутом состоянии. Если мы сядем на мяч, то он также приплюснется и оставит плоский отпечаток. Это и есть «пятно контакта». Автомобилисты твердо уверены, что у широких покрышек пятно контакта больше. Больше контакт – больше сцепление с асфальтом – короче путь до полной остановки.
Видео:Как делают покрышкиСкачать
Довольно логично
Есть еще мнение, что если при торможении автомобиль идет боком, то при таком скольжении по асфальту пятно контакта увеличивается. И то и другое заключение ошибочны. Путь от начала до конца торможения рассчитывают по формуле S = V2/2µG
- S – тормозной путь в метрах;
- V2 – скорость движения транспортного средства;
- G – ускорение свободного падения;
- µ – коэффициент трения покрышки о поверхность.
Формула не включает в себя ширину покрышки и площадь ее контакта с поверхностью. В расчетах учитываются только составляющие прямо или косвенно влияющие на длину тормозного пути. В данном случае: µ – коэффициент трения покрышки о поверхность дороги. Значит длина пути от начала и до конца торможения, зависит от типа и зернистости покрытия, технологического состава из которого изготовлена покрышка и рисунка протектора.
Видео:Направленные летние шины – вымирающий вид: что случилось и кто виноватСкачать
Влияние протектора на сцепление с дорожным полотном
Шины не зря подразделяют на летние, зимние, дождевые, грязевые и ледовые. При разработке их рисунка и состава, подбирался такой вариант, который обеспечит максимальное сцепление с дорогой в данных погодных или климатических условиях. Часто, по типу и рисунку протектора, можно определить вид резины, не заглядывая в описание.
Читайте также: Какие шины лучше cordiant или кама
Летняя резина
В основном гладкая, с неглубокими продольными канавками-ламелями или вовсе без них. Подразумевает езду по сухой поверхности. Так как летняя резина используется в теплую погоду, ее состав делают более жестким для большей долговечности. Поэтому не годится для использования зимой, так как от холода еще сильней «дубеет» и не держит сцепление с дорогой.
Дождевая резина
С густой сетью водоотводящих канавок. Канавки помогают отводить воду из-под колеса и снижают эффект аквапланирования.
Грязевая резина
Снабжена протекторами с грунтозацепами, для того, чтобы цепляться за мокрый грунт. Расстояние между грунтозацепами увеличено, чтобы грязь не скапливалась между ними и самоочищалась при вращении колеса.
Зимняя резина
У покрышек острые края, чтобы крошить лед или наст на снегу и рисунок испещрен канавками для лучшего сцепления с заснеженной поверхностью. Состав зимней резины мягкий, чтобы она не «дубела» в холода и морозы.
Видео:Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Коэффициент сцепления шин с дорогой — что это, на что влияет, как обозначается
Автомобильная шина отвечает за безопасность движения. В зависимости от покрытия подбирают варианты резины, обладающие наилучшим сцеплением в конкретных условиях. При выборе нужно учитывать коэффициент сцепления шины с дорогой.
Видео:Вождение автомобиля в дождь, 15 нюансовСкачать
Что такое индекс сцепления шин с дорогой
Одним из важнейших параметров любой авторезины является коэффициент сцепления шины. Он показывает силу, которая противостоит скольжению колеса относительно дорожного покрытия. При этом, параметр равняется силе трения, которая возникает в пятне контакта покрышки с дорогой.
Для дорог с грунтовым или другим неустойчивым покрытием, показатель уровня сцепления может отличаться.
На автошине маркируется словом Traction. Рядом с этим словом проставляется буква, соответствующая конкретному индексу. Всего используется три варианта показателей:
- A – показывает самый лучший уровень для шины этого класса;
- B – средний показатель.
- C – минимально допустимый параметр.
Иногда встречается обозначение «AA». Оно характерно больше для спортивных покрышек, говорит об улучшенном коэффициенте сцепления.
Видео:ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Как измеряется коэффициент шины с дорогой
Стоит разобраться, как рассчитывается и измеряется индекс сцепления шины, обычно он показывается в виде коэффициента. Замеры производятся в строгом соответствии с регламентом, определенным:
- ГОСТ 30413–96;
- ГОСТ Р 50597-93;
- ОДН 218.0.006-2002.
Перед началом работы требуется проверить уровень сцепления самой дороги. Для этого замеряется этот параметр с помощью динамометрического прибора, обязательно перед этим асфальт смачивается. Эти данные позволяют отсечь влияние, которое оказывает конкретное покрытие на шину, уменьшив показатель сцепления на полученную величину.
Непосредственно шина тестируется следующим образом.
- Покрышка накачивается до давления 1,65 кг/см2. Но, если тестируются типы шин с другими требованиями, давление может отличаться.
- Накаченная автошина монтируется на прицеп, имеющий смонтированное измерительное оборудование. Общая масса прицепа 984 кг, соответственно на одну покрышку приходится нагрузка в 492 кг.
- Для проведения теста прицеп буксируют по мокрому асфальту со скоростью 65 км/ч. Далее резко тормозят до блокировки колеса прицепа. В этот момент и замеряют коэффициент сцепления.
Читайте также: Частота шины fsb msi
Окончательные данные получаются путем расчетов, где учитываются параметры конкретного асфальта, замеренные перед тестом.
В зависимости от многих показателей, таких как загрязненность, температура и прочее, асфальт может оказывать разное влияние на коэффициент сцепления шины.
Видео:Чем рискуешь, если на одной оси стоят симметричные шины, а на другой – асимметричныеСкачать
Как рисунок протектора влияет на индекс сцепления
На практике очень большое значение на индекс сцепления оказывает протектор. Именно от него во многом зависит, насколько будет эффективна шина в сложных дорожных условиях. Рассмотрим несколько примеров.
- Если на улице дождь, дорога будет мокрая. При этом, на асфальте постоянно находится небольшое количество воды. Этого вполне достаточно для эффекта аквапланирования, и снижения сцепления. От того, насколько эффективно будет отводиться вода из пятна контакта, напрямую будет зависеть коэффициент сцепления. Наличие водоотводящих канавок на протекторе значительно улучшает качество работы автошины.
- Ламели, на протекторе также усиливают сцепление. Особенно это проявляется на снегу, обледенелой дороге. Там также образуется пленка воды, ламели эффективно ее отводят, также помогают протекторным блокам плотнее прилегать к покрытию.
- На качество сцепления оказывает влияние и размер блоков протектора. Тут нужно учитывать особенности дорожного покрытия, в одних случаях лучший показатель будет у крупных «шашек», в других лучше поведут себя мелкие шины.
Нужно учитывать, что коэффициент сцепления замеряется в сравнении с определенным типом шин и протектора. Для дождевой резины и шин, созданных для сухой дороги, показатель «A» будет разным в условиях, например, дождя.
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Как ширина профиля влияет на сцепление шины с дорогой
Среди водителей ходит ошибочное мнение, что ширина покрышки влияет на качество сцепления. Считается, что при большей ширине увеличивается площадь контакта, это и улучшает эффективность сцепления. Это неверно.
Чем шире площадь контакта, тем меньше давление, которое оказывает колесо на квадратный сантиметр дороги. Соответственно сила трения снижается, и сцепление уменьшается.
Уменьшение показателя незначительно. Можно просто его не учитывать, считая, что ширина ската не оказывает влияния на сцепление.
Видео:FORMULA ICE FR - новинка 2023/2024 нешипованные шиныСкачать
Влияние температуры на сцепление
Температура покрытия оказывает значительное влияние на сцепление. Резина становится мягче или жестче при изменении температурного режима. Тут еще нужно учитывать, что шина сама нагревается при движении.
В общих чертах можно сказать, что для зимней авторезины, при понижении температуры от +5° до -15° коэффициент будет увеличиваться, а при более низких температурах уменьшаться. Для летней резины схожий процесс будет наблюдаться при увеличении температуры до +30°, после чего показатель станет снижаться.
Коэффициент сцепления шины важный параметр, оказывающий влияние на безопасность движения. Он указывается на боковине каждой покрышке, но водителю нужно помнить, что на практике сцепление отличается от полученных на тестах результатов.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Зимние шипованные шины: виды, особенности, назначение
Нарезка протектора — что это. Преимущества и недостатки процедуры
Шины для спецтехники: классификация и конструкции
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
Автоподбор © 2023
Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер🔥 Видео
Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбратьСкачать
✅ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЙ РИСУНОК ПРОТЕКТОРА? НАПРАВЛЕННЫЙ СИММЕТРИЯ АСИММЕТРИЧНЫЙСкачать
Типы грузовых шин (протектор, применяемость по оси)Скачать
Шины гоночного автомобиля, часть 1 | А.Плахотниченко, Осенняя школа Формулы Студент 2020Скачать
ПДД РБ 2023. Неисправности. Запрет участия в движении. Колёса и шиныСкачать
На что влияет протектор шин, история автомобильных шин, какие бывают протекторыСкачать
Колёса и шиныСкачать
Все про шины | Сезонное хранение шин | Глубина протектораСкачать