Как шины влияют на безопасность, когда вы ведете машину по шоссе? Какие факторы помогают предотвратить занос и позволяют контролировать ваш автомобиль при повороте и остановке?
Вопросы безопасности на дорогах включают не только выбор правильной резины, но и учитывают фактор дорожного покрытия, технические характеристики транспортного средства ТС, другие факторы о которых узнаете ниже.
- Измерение коэффициента сцепления дорожного покрытия по ГОСТ 50597-93
- Силы воздействия на участок поверхности шины во время торможения
- Коэффициент сцепления шипованных шин с дорогой таблица
- Определить коэффициент сцепления шин дорогой
- Таблица коэффицентов
- — Скольжение автомобиля на некоторых участках —
- Лужи на дороге
- Потеки нефтепродуктов на покрытии
- Песчаные и снежные заносы
- Пересечение с грунтовой дорогой
- Частичный гололед
- — Низкое сцепление по всей дороге —
- Гололед
- Дождь
- Булыжная мостовая
- Асфальт в сильную жару
- Листва на проезжей части
- Как вести машину по скользкой дороге?
- 🌟 Видео
Видео:Важность скольжения шинСкачать
Измерение коэффициента сцепления дорожного покрытия по ГОСТ 50597-93
Исследования проводились динамометрическим приборомПКРС-2, результаты сведены в таблицу, где указаны виды дорожного покрытия и их состояние в зависимости от погодных и климатических условий. С момента ввода этих коэффициентов прошло много лет. Изменились технологии строительства дорог, в частности контактная поверхность дорожного покрытия. Данные таблицы надо рассматривать, как ориентировочные.
Совершенно ясно, что эти коэффициенты не есть величина постоянная, а зависят от многих факторов:
- тип дорожного полотна, качество состояния;
- состояние шин транспортного средства их скоростные, нагрузочные и другие характеристики, входящие в маркировку;
- скорость движения ТС;
- наличие веществ, снижающих сцепление в зоне контакта поверхности колеса и покрытия (грязь, пролитые ГСМ);
- уклоны и опасные закругления автомобильной дороги.
Коэффициент сцепления между шиной и дорогой является одним из важных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения. Состояние деформации шины различается в зависимости от силы торможения, вертикальной нагрузки на колесо.
Видео:Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначенийСкачать
Силы воздействия на участок поверхности шины во время торможения
Есть классическая формула в физике F =µN =µmg, которая связывает прямо пропорциональную зависимость силы трения от коэффициента сцепления контактирующих областей и прижимной силы. N равна произведению массы нагруженного колеса на ускорение свободного падения. Конечно распределение веса на переднюю ось будет больше при торможении, но эта классическая формула дает возможность понять какие факторы рассматриваются производителями шин, чтобы обеспечить безопасность автомобиля.
Зависимость тормозного пути от коэффициента сцепления шин с дорогой
Рисунок протектора колеса играет важную роль в определении трения или сопротивления скольжению. В сухих условиях на дорогах с твердым покрытием гладкая шина дает лучшую тягу, чем рифленый или узорчатый протектор, потому что имеется большая площадь контакта для создания сил трения. По этой причине резина, используемая для автогонок, имеет гладкую поверхность без рисунка протектора. К сожалению, гладкая шина развивает очень мало сцепления при влажных условиях, потому что фрикционный механизм уменьшается благодаря смазочной пленке воды между протектором и дорогой.
Рисунок канавки или каналы, по которым идет водоотвод, обеспечивает область прямого контакта между шиной и дорогой. Типовая шина дает коэффициенты сухого и влажного сцепления около 0,7 и 0,4 соответственно. Эти значения представляют собой компромисс между экстремальными значениями около 0,9 (сухих) и 0,1 (влажных), полученными с гладкой шиной.
Торможение на мокрой дороге
Когда автомобиль заторможен до жесткой остановки на сухой дороге, максимальная сила трения может быть больше, чем прочность протектора. В результате, вместо того, чтобы шина просто скользила по дороге, резина отрывается от протектора в области контакта шины и дороги. Несомненно, сопротивление протектора этому разрыву представляет собой сочетание прочности резины, канавок и щелей, составляющих дизайн протектора. Это тоже учитывают производители шин.
Кроме того, размер контактной зоны очень важен в автомобильных шинах, потому что тяга является динамической, а не статической; то есть она изменяется по мере того, как колесо катится вперед. Максимальный коэффициент трения может происходить где угодно в области контакта, и чем больше площадь, тем больше вероятность максимальной тяги.
Читайте также: Оптимальное давление шины шевроле
Таким образом, при одинаковой нагрузке и на одной и той же сухой поверхности более широкий профиль имеет большую площадь контакта и развивает более высокую тягу, что приводит к большей тормозной способности. Хотя некоторые специалисты считают, что большая площадь снижает давление на единицу поверхности и таким образом прижимная сила становится меньше, а потому выигрыш в тормозной способности остается под вопросом.
Видео:Шины! Сцепление с дорогой! Почему хорошие покрышки стоят дорого!Скачать
Коэффициент сцепления шипованных шин с дорогой таблица
Библиографическая ссылка на статью:
Ильина И.Е., Волкова В.А. Исследование, проведенное при различных значениях коэффициента сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77435 (дата обращения: 24.11.2021).
Для того, чтобы доказать как влияют выбранные экспертом численные значения параметров и коэффициентов на выводы по автотехнической экспертизы, обратимся к реальному заключению эксперта. Для этого рассмотрим ДТП, связанное с наездом автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 на пешеходов. Данное ДТП произошло в г.Пенза. В результате ДТП пешеходы от полученных травм скончались на месте происшествия. Определим располагал ли водитель автомобиля марки NISSAN Almera Classic 1.6 , технической возможностью предотвратить наезд на пешеходов, переходивших проезжую часть ул. Суворова слева направо по ходу движения.
1. ДТП (наезд на пешехода) произошло в темное время суток, в населенном пункте, при торможении передней частью а/м NISSAN Almera Classic 1.6 вне пешеходного перехода. Видимость в направлении движения более 100м.
2. Техническое состояние автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 исправное (рулевое управление и тормозная система). Шины шипованные: левое переднее колесо имеет 108 шипов, заднее левое 109 шипов, правое заднее колесо 109 шипов, правое переднее колесо 61 шип.
3. Загрузка автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 : водитель.
4. Тип и состояние проезжей части: асфальт покрытый гололедом.
5. Направление движения пешеходов относительно движения автомобиля: слева направо.
7. S п = 6,65м. – путь пешеходов до места наезда.
8. S ю1 =9,2м. – путь автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 в заторможенном состоянии до наезда;
9. S Ю = 64,1м. – общая длина следа торможения автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 .
Для определения остановочного пути автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 необходимо установить его скорость перед началом торможения. — Скорость движения автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 перед началом торможения определяется по формуле:
, где: (1)
V a – искомая величина скорости движения автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6
1,8 и 26 – постоянные справочные коэффициенты;
S ю – 64,1м. – длина следа торможения автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 ;
t 3 – время нарастания замедления при торможении, принимается в зависимости от коэффициента сцепления и степени загрузки автомобиля, c;
L – 2,46м. – база автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 (справочн.);
j – установившееся замедление при торможении автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 в условиях ДТП, м/с 2 , определяется по формуле (2).
Для определения скорости движения транспортного средства перед началом торможения необходимо определить установившееся замедление автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 при различных значениях коэффициента сцепления шин автомобиля с дорогой.
— Установившееся замедление автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 определяется по формуле:
, где: (2)
g – ускорение свободного падения, принимается 9,81м/с 2 ;
Кэ – коэффициент эффективности торможения автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 принимается равным 1,1;
— коэффициент сцепления шин автомобиля NISSAN Almera Classic 1.6 с автомобильной дорогой.
Подставляем значения указанного значения коэффициента сцепления в формулу (2), и результаты расчетов сведем в таблицу 1:
Читайте также: Размер шин мицубиси рвр
Видео:Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбратьСкачать
Определить коэффициент сцепления шин дорогой
На поведение вашего автомобиля во время движения влияет много факторов. К ним принадлежат скорость ветра, его направление, давление воздуха в шинах, другие причины. Но, по большому счету, они важны только для водителей-профессионалов. Простым водителям нужно иметь понятие только о коэффициенте сцепления или, говоря простым языком, скользкости дороги.
Этот показатель находится в прямой зависимости от времени года и погодных условий. На дороге может лежать снег, присутствовать грязь, асфальт от жары может размягчиться и т.д. Даже материал покрытия не так важен, хотя он также влияет на манеру вождения: дорога из плит напоминает поездку в поезде; на брусчатке автомобиль сильно трясет и т.п.
Чистое и сухое дорожное покрытие при нормальной температуре воздуха дает отличное сцепление шин с дорожным покрытием, но стоит вмешаться погоде и природе, как немедленно появляются проблемы, и приходится менять режим движения.
Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Таблица коэффицентов
Машина скользит на дороге по разным причинам. Их можно разбить на две группы: во-первых, скольжение на некоторых участках и, во-вторых, скольжение по всей дороге.
Видео:Индекс скорости и Индекс нагрузки - что это такое?Скачать
— Скольжение автомобиля на некоторых участках —
Изменение качества покрытия на некоторых участках коварно тем, что водитель, привыкая к режиму езды, ослабляет контроль и не готов сразу адекватно отреагировать на изменение качества покрытия.
Лужи на дороге
При проезде машины через большие лужи возникает так называемое «аквапланирование», которое опаснее, чем гололед. При гололеде машина имеет хоть какое-то сцепление с дорогой, а вода под колесами лишает автомобиль этого контакта. Колесо просто не успевает выталкивать воду из-под себя, и под ним образуется водяная подушка.
Потеки нефтепродуктов на покрытии
На участке дороги, где был пролит горюче-смазочный материал, скорость должна быть минимальной, поскольку на колесе образуется тонкий и часто неравномерный слой смазки. Поверхность колеса уже не может сохранять постоянный и качественный контакт с дорожным покрытием, что приводит к заносу.
Песчаные и снежные заносы
Снег или песок, нанесенные ветром на дорогу, никоим образом нельзя рассматривать как дорожное покрытие. Если вы едете по лесной песчаной дороге или по заснеженному проселку, вы понимаете, что твердого покрытия на них нет, и двигаетесь осторожно, чтобы вас не снесло в сторону. Точно так же приходится вести машину, если на проезжую часть нанесло песок или снег.
Пересечение с грунтовой дорогой
В местах заезда с грунтовой дороги на асфальтное покрытие может накапливаться грязь. Это случается в период полевых работ, в непогоду, после проливных дождей. Дорога оказывается укрытой скользким слоем земли, песка, глины. Это чрезвычайно опасно для водителя, незнакомого с местностью и не подготовленного к подобным казусам.
Частичный гололед
Гололедица может возникать на дороге выборочно, и это следует учитывать при движении. Например, лед плохо тает в тени деревьев, высоких сооружений и здесь же быстрее замерзает. На мостах, открытых путепроводах дорожное покрытие охлаждается одновременно со всех сторон, что приводит к более раннему замерзанию влаги и образованию льда.
Читайте также: Авто шины типы шин
Проблемные участки следут объезжать или проезжать на небольшой скорости. Грозит бедой езда одной стороной по твердому покрытию и другой – по участку с проблемами. Машину может развернуть и закрутить. Если приходится двигаться по длинному участку с такими условиями, не делайте резких движений и торможений. Двигаться следует по наиболее прямой линии, а на поворотах стараться внешними колесами ехать по сухому покрытию, а внутренней парой колес – по гололеду или грязному асфальту.
Видео:Маркировка автомобильной шины Все секреты в одном видеоСкачать
— Низкое сцепление по всей дороге —
Гололед
Тонкий слой льда часто незаметен, но он может присутствовать на покрытии, поэтому при нулевой температуре постоянно проверяйте качество покрытия. Если лед тает, выбирайте ту полосу, где в данный момент более интенсивное движение. Здесь дорога быстрее освобождается ото льда, поэтому езда будет более безопасной. Соответственно, на полосе со слабым движением будьте внимательны: гололед покажет, насколько он коварен, когда вы на большой скорости выедете на такую полосу Выборгского района, есть опасность попасть в ДТП, после чего понадобится эвакуатор для пермещения машины.
Дождь
Сцепление с дорогой снижается в первые минуты дождя, когда на покрытии еще сохраняется слой из остатков несгоревшего топлива, капель масла и мельчайших кусочков резины. В этот период на асфальте появляются полосы от колес впереди идущих машин; эти полосы видны только в начале дождя. Заметив их, снижайте скорость, действуйте, как во время гололеда: выбирайте прямолинейные траектории, увеличивайте дистанцию.
На зимней дороге опаснее всего мокрый снег. Когда покрытие накатывают, машина становится похожей на сани с отполированными полозьями.
Булыжная мостовая
В дождь булыжники особенно наглядно показывают, насколько хорошо они отшлифовованы колесами. Мокрое покрытие мостовой становится очень скользким, колеса не цепляются за дорогу, тормозной путь увеличивается, машину на большой скорости может занести.
Асфальт в сильную жару
При сильном нагреве асфальт выделяет из себя связывающее вещество, машина словно плывет по дороге.
Листва на проезжей части
Опавшие листья, сухие или влажные, недавно упавшие на дорогу или уже гниющие, не могут служить крепкой опорой для автомобиля. Они легко вылетают из-под колес, поэтому сцепление с покрытием низкое. Кроме того, под слоем листвы может скрываться выбоина или яма.
Как проверить, насколько скользкое сейчас покрытие? Примените легкое торможение или, двигаясь на небольшой скорости, резко нажмите на педаль газа. Если колеса пробуксовывают, это значит, что дорога скользкая. Нажмите на педаль несколько раз, постепенно увеличивая усилие, и вы поймете, насколько покрытие скользкое. Чем раньше машина начнет буксовать, тем хуже покрытие и опаснее дорога.
Видео:Колёса и шиныСкачать
Как вести машину по скользкой дороге?
Опытные водители советуют: при любых условиях водитель должен вести себя одинаково и:
- всегда ехать с включенной передачей;
- при повороте крутить руль;
- тормозить без выжимания сцепления;
- менять передачу исключительно на прямых отрезках пути.
Если соблюдать эти правила, то на необычных участках водителю остается лишь снижать скорость.
Следует помнить: при движении по скользкой дороге помогает плавность движений. Это обеспечивает автомобилю большую устойчивость и заметно уменьшает возможность заноса.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🌟 Видео
Индекс скорости шин. Академия PirelliСкачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Широкие шины | Преимущества и недостаткиСкачать
Результаты ТЕСТА ШИН разной ширины на разных покрытияхСкачать
Давление в колесах. Какое качать? Тесты по Ваттам.Скачать
Этикетки на шинах: полный разбор европейской маркировкиСкачать
Полная расшифровка маркировки летних шин!Скачать
На что влияет протектор шин, история автомобильных шин, какие бывают протекторыСкачать
Эти шины созданы для скорости! Не меняй их ни на что другоеСкачать
Как считать размер шин. Расчёт и расшифровка размеров и обозначений.Скачать
НА КАКУЮ ОСЬ ПОСТАВИТЬ ПАРУ НОВЫХ ШИН!?Скачать
Какая твердость по ШОРУ у автошины? Как сделать шину мягче? Обучение для специалистов шиномонтажа.Скачать