На автомобильных форумах часто можно встретить рассказы о том, что еще во времена СССР на рынке вообще не было такого товара, как зимняя резина. Все автомобилисты передвигались даже в зимний период на штатных покрышках. Соответственно, никакой речи о шипах не шло совсем. При этом, многие находят несколько объяснений такому явлению. Якобы, в то время транспортные средства оснащались более слабыми моторами, которые не позволяли разгоняться до 150 км/ч. Кроме того, некоторые водители более аккуратно передвигались зимой на летних покрышках. И такие объяснения имеют место быть, но у водителей той поры были некоторые способы, которые помогали не скользить на дороге зимой.
Достать комплект зимних шин для легкового автомобиля во времена СССР — невыполнимая задача. Такое явление наблюдалось у нас почти до 1990-х годов. Кроме того, отечественных зимних покрышек не существовало до Горбачева, а среди импортных были представлены только товары компании Nokian. Последние можно было получить только везунчикам, которые всегда оказывались в нужно время в нужном месте.
Первые отечественные покрышки для легковушек начали производить только в годы перестройки. Заметим, что знаменитый НИИШП разработал такие шины еще в 1960-х годах. Однако, завод сумел довести проект до дела только к началу 1990-х. Именно так на рынке появилась известная АИ-168-У, которая среди автомобилистов получила прозвище «снежинка», из-за характерного рисунка протектора. С самого начала это была резина повышенной жесткости. Устанавливать ее решались только на ведущую ось транспортных средств, которые оборудованы системой заднего привода. И причина была весомая — не каждый водитель мог пережить бешеные удары в рулевое колесо и постоянную вибрацию кузова. А вот комплект «снежинок» устанавливали только на авто с полным приводом. Но владельцы сталкивались со многими проблемами. Машина становилась почти неуправляемой на льду, но показывала отличные результаты в условиях бездорожья. Ошипованные «снежинкой» машины могли проезжать даже там, где сегодня не пройдут многие современные шины.
Стоимость комплекта составляла 200 рублей. На 2 покрышки в те времена можно было поменять диван. Интересно, что изначально шина была нешипованной, а зубья устанавливали сами автовладельцы. Размерность покрышки — 165/65 R13. Их устанавливали на версии, которые выходили с завода АЗЛК.
Через некоторое время состав резины был доработан, а специалисты научились своими силами внедрять в покрышки шипы. На заводе размечали всего 4 ряда, но зубья водители ставили в 6, для этого даже нарезался более агрессивный протектор. Хорошо, что высота покрышки позволяла проводить такие эксперименты. Шипы после установки нужно было прикатывать по асфальту около 200 км, чтобы они зафиксировались на местах. В лучшие времена завод выпускал до 50 000 покрышек за один год, но в 2002 году на рынке стали появляться импортные товары, которые быстро сместили отечественные. Именно так был приостановлен выпуск АИ-168-У. Интересно, что история «снежинок» на этом не закончилась. Приобрести их можно даже сейчас — Алтайский завод выпускает их по смешной цене. Стоит одна шина 1800 рублей.
Итог. В период СССР многие автомобилисты не могли и мечтать о зимней резине. На рынок выходили отечественные покрышки, которые были недостаточно хороши, но водители нашли способ модернизировать их.
- Почему водители СССР умели ездить на одной резине и зимой и летом, а мы не можем?
- Универсальность – это плохо?
- Как они ездили на всесезонке?
- Когда появилась шипованная резина в ссср
- В Советском Союзе подготовка машины к холодному времени года была обязательной процедурой. И дело не в качестве советской продукции – просто сами автомобили были совсем другими.
- Моем, меняем, смазываем
- Шина «Снежинка»
- Диск здоровья
- Сюжет
- 💥 Видео
Видео:Как водители из СССР обходились без зимних шин?Скачать
Почему водители СССР умели ездить на одной резине и зимой и летом, а мы не можем?
Все современные автомобильные эксперты в один голос заявляют, что категорически нельзя покупать всесезонные шины, так как они одинаково плохи и летом, и зимой. Однако ещё не так давно все водители в нашей стране ездили именно на такой резине. Во времена СССР достать зимние шины было очень не просто, и приходилось ездить на том, что есть, или ставить машину на зиму в гараж. Как же им удавалось нормально ездить на такой резине в зимнее время?
Универсальность – это плохо?
Возможно, современные технологии и позволяют создать универсальные шины, которые одинаково хорошо работали летом и зимой, вот только это не нужно производителям шин. Зачем продавать один комплект, если можно продать два? В советское время не было выбора, ездили на том что есть. Более того, о существовании зимней шипованной резины узнали только в 1980-х годах. Некоторые, в основном столичные, водители могли себе позволить достать импортную или отечественную зимнюю резину, но большинство водителей ездило на всесезонных покрышках.
Читайте также: Шины для велосипедов в красноярске
Как они ездили на всесезонке?
Если посмотреть на покрышки тех времён, то первый вопрос, который возникает, – а как они вообще могли на этом ездить в зимнее время? Действительно, резина того времени разительно отличается от современной. Но в реальности было всё не так страшно. Советская резина делалась с оглядкой на импортные шины Pirelli и Michelin. В сравнительных испытаниях наши покрышки ИЯ-170 или МИ-166 не уступали зарубежным аналогам.
Шины тех времён имели довольно глубокий протектор, что позволяло их использовать не только на асфальте, но и на грунте, и в снегу. Но вот на льду они, конечно, себя показывали очень плохо. Но рассуждая на тему, как можно было ездить на таких шинах, не забывайте о дорожных условиях того времени. Машин на дорогах было заметно меньше, дистанция между ними больше, да и ездили тогда куда медленнее. Для преодоления сугробов водители возили с собой самодельные цепи на колёса. Вот и получается, что при спокойной езде на низких скоростях и небольшом трафике можно круглый год ездить и на всесезонных шинах.
Видео:А вы знали какую резину выпускал СССР?Скачать
Когда появилась шипованная резина в ссср
В Советском Союзе подготовка машины к холодному времени года была обязательной процедурой. И дело не в качестве советской продукции – просто сами автомобили были совсем другими.
Как правильно подготовить машину к зиме? Интернет пестрит советами-напоминаниями, но если у вас более-менее современный автомобиль, то никакие особые процедуры вам не грозят. По большому счету, нужно лишь смазать уплотнители, поменять щетки дворников (если они старые), проверить аккумулятор и световые приборы, вовремя залить незамерзающую жидкость и, конечно же, поменять покрышки на зимние.
Совсем по-другому выглядела подготовка к зимнему сезону у автомобилистов, живших в СССР. Счастливому обладателю машины нужно было не только уметь водить, но и быть, по сути, механиком-любителем.
Самую полную картину того времени дает главный и единственный в те годы орган автопрессы – журнал «За Рулём». Вот какие советы давали журналисты в 1972 году владельцам «Жигулей». А чтобы было понятнее, насколько изменился мир с тех времен, мы дополнили цитаты небольшими комментариями.
Видео:Почему шоферы в СССР не любили зимнюю резину "Снежинка"?Скачать
Моем, меняем, смазываем
«Начиная подготовку машины к зиме, прежде всего, тщательно промойте кузов (снаружи и внутри), двигатель и трансмиссию. Если у вас нет специальных моющих средств, воспользуйтесь стиральным порошком типа «Новость». Не советую мыть мотор бензином или дизельным топливом – они разрушают изоляцию проводов и резиновые детали. Теперь, когда все сверкает, гораздо приятнее работать. Да и видно лучше».
Вымыть кузов автомобиля в современных условиях – не проблема. А вот с подкапотной мойкой лучше быть поосторожнее. И конечно, сегодня никому не придет в голову использовать для этих целей стиральный порошок.
Фото: РИА «Новости» / Игорь Бойко
«К холодам нужно подготовить все системы. В двигатель залейте зимнее (М8Г №9) или в крайнем случае всесезонное (М10Г №10) масло. В коробку передач и задний мост – масло ТАД-17 или ТАД-10. Думаю, что вам это известно. Просто хочу напомнить».
Зимнее масло? Нынешние водители зачастую даже не знают, что это такое — спасибо современной химии! А масло в коробке передач вряд ли кто-то будет менять самостоятельно.
«Зазоры между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов отрегулируйте на холодном двигателе (плюс 15 – плюс 18 градусов). Они должны быть не менее 0,15 мм».
Что сделать? Можете себе сейчас представить, что какой-нибудь менеджер или леди из бизнес-центра после работы пойдут в гараж регулировать зазоры клапанов? Нет? А ведь когда-то это была вполне рядовая операция!
«Крышку воздушного фильтра, которая регулирует забор воздуха, переставьте в «зимнее» положение. Для чего, — я думаю, объяснять не стоит».
А мы все-таки объясним. На карбюраторных автомобилях это делается для увеличения температуры воздуха. Если эту операцию проигнорировать, то, в лучшем случае, на свечах будет увеличиваться нагар, а в худшем – возможно замерзание впускного тракта и карбюратора, вплоть до остановки двигателя. Вы уже чувствуете, скольких проблем лишены владельцы современных автомобилей?!
«Очистите бензобак от воды и грязи, выпустив их через сливную пробку. Доступ к ней закрыт резиновой заглушкой в правой части заднего пола кузова. Не забудьте также очистить и промыть сетчатый фильтр бензинового насоса».
Читайте также: Индекс нагрузки шин 98h
Очистить бензобак? Промыть фильтр бензонасоса? Расскажи сейчас водителю о таких операциях, он за голову схватится! Кстати, а что в бензобаке делала вода и грязь? Неужто в СССР тоже были проблемы с качеством топлива?!
Фото: РИА «Новости» / Станислав Корытников
«Наконец, напомним об одной мелочи. Позаботьтесь, чтобы не замерзала замочная скважина двери и багажника и сам механизм замка. В продажу поступают специальные аэрозоли-антиобледенители для этой цели. Но если у вас нет такого баллончика, вспомним старый проверенный способ. Сначала промоем замок несколькими граммами спирта или ацетона (сильной струйкой, из маленького медицинского шприца). Затем смажем, вдув в скважину мелко истолченный грифель мягкого черного карандаша».
А вот этот лайфхак очень интересный! По сути – изготовление графитной смазки в домашних условиях. Правда, что-то нам подсказывает, что мало кто так будет делать – сегодня размораживатели замков продаются на каждом углу.
Как в СССР обходились без зимней и летней резины для автомобиля? Как ездили на автомобиле зимой? Какие применялись устройства для антискольжения?
Зимняя резина — это для разводка производителей шин.
Всю свою жизнь, за рулем, езжу на всесезонке. И не понимаю тех, кто «переобувается» для езды по Москве, в частности. На периферии — не знаю.
В СССР — машин было мало на дороге, особенно зимой, интенсивность не такая, что сегодня.
Зимой манера езды, конечно, менялась, дороги убирались от снега и наледи хуже. Бывали случаи, не выедешь со двора. Лопата зимой в багажнике, сейчас то же. Если светофор на подъеме, то могли быть проблемы.
Таксист научил — купить детскую лестницу. Купил две, благо стоили копейки и влезали в багажник. Реально выручили, когда поехали на Новый Год загород. До трассы из деревни добирались, подкладывая их под задние колеса семерки.
Большая часть автовладельцев пользовалась резиной всесезонной. Я не знал людей, которые имели бы два комплекта резины. Я не знал даже марок зимней и летней резины производства СССР. Покупка новой резины, любой, была огромной проблемой. Приходилось свою старую лысую сдавать в наварку.
Очень многие автовладельцы предпочитали зимой не ездить, совсем. Машина стояла в гараже, а аккумулятор был дома, в тёплой квартире. Такие мероприятия позволяли продлить срок службы резины до пяти лет, иногда и больше. Пробег в год составлял, конечно, около 10 000 км.
Для езды зимой предлагалось применялись специальные цепи, которые одевались на колесо. Это была такая редкость, что я видел только на картинках, в журнале «За рулем».
Диск здоровья в 2013 году стал экспонатом Музея социалистического быта (Казань). Директору музея Рустему Валиахметову (в центре) уралмашевский мини-тренажёр подарили музыканты группы «А-Студио» Кети Топурия и Байгали Серкебаев. Фото: muzeisb.ru
- Опубликовано в №055 от 31.03.2016
- Содержание цикла:пиво «Исетское» (29 августа2015 года) / Стиральная машина «Малютка» (12 сентября 2015 года) / Мотоциклы «Урал» (26 сентября 2015 года) / Кекс «Свердловский» (10 октября)/Гитара «Урал»(21 ноября 2015 года) / пылесос «Урал» (17 декабря 2015 года) / Конфеты «Рыжик» (30 декабря 2015 года)/ Велосипеды «Атиг» (3 февраля 2016 года) / шина «Снежинка», «Диск здоровья»(31 марта 2016) / синтезатор «Поливокс» (25 мая 2016) / игрушки «Радуга» (18 ноября 2016)
Изделия, о которых мы расскажем сегодня, выделяются из общего ряда свердловских брендов: они не были нашими разработками. Тем не менее производились они на свердловских заводах, имели собственные названия и, занимая значительную (до 50 процентов) долю рынка, ассоциировались у очень многих советских людей именно с нашей областью.
Видео:Почему в СССР не было зимней резиныСкачать
Шина «Снежинка»
Многие опытные автомобилисты, уже вовсю крутившие баранку в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, до сих пор с ностальгией вспоминают зимнюю шину модели АИ-168У, которая за свой рисунок протектора получила народное название «Снежинка». Это была первая зимняя резина в стране. «Снежинку» с 1989 года выпускал Уральский шинный завод, видимо, поэтому многие уральские автолюбители до сих пор уверены, что это свердловское ноу-хау. Однако это не так.
Название «Снежинка» единственные в СССР зимние шины получили за рисунок на протекторе. Неизвестный фотограф
Читайте также: Шины для разводки проводов
— Шина была спроектирована Московским научно-исследовательским институтом шинной промышленности ещё в конце 60-х годов, — рассказала «ОГ» главный технолог ООО «Уралшина» Галина Яженских. — Тогда наше предприятие само не решало, какой типоразмер шин изготавливать — этим ведали в Москве. И до перестройки нам предписывали выпускать только мотоциклетные, грузовые и массивные шины. «Снежинка» же предназначалась для легковых авто. Первыми её производство освоили на заводах в Нижнекамске, Барнауле, Омске и Ярославле. В перестроечное время у нас появилось право выбора, и мы начали выпускать покрышки для легковушек, в том числе и «Cнежинку».
Аналогов этим шинам в нашей стране на тот момент не было. «Снежинки» выпускались под «Москвичи», «ВАЗы», «ИЖ». По словам главного технолога Уралшины, в год наше предприятие выпускало порядка 50 тысяч шин.
— Достать их было очень тяжело. Дефицитное время было, — вспоминает Галина Яженских. — В 90-е годы заводчанам этими шинами выдавали зарплату. Горожане об этом знали, поэтому вдоль забора у нашего завода постоянно крутились перекупщики или люди, которые готовы были обменять шины на бытовую технику, мебель и так далее. Насколько я помню, две «Снежинки» можно было обменять на диван.
Автолюбители на форумах в Интернете сегодня спорят о качестве этой зимней резины. Одни уверяют, что она была грубой, гудящей, тяжёлой и вовсе не приспособленной для гололёда. Другие пишут, что до сих пор ездят на «Снежинке» и лучшей резины ещё не встречали.
— Как ни странно, правы и те, и другие, — говорит Яженских. — Из-за отсутствия опыта работы с зимней резиной первые партии у нас действительно получались «дубовыми». Но в процессе мы отработали технологию, и отзывы были самые благоприятные.
Объёмы производства диагональных шин «Снежинка» стали снижаться в начале 2000-х годов, когда на российском рынке появились импортные радиальные шины, которые были более комфортабельными при езде, легче по весу и надёжнее. В 2002 году Уралшина полностью прекратила выпуск шин модели АИ-168У. Но на различных автомобильных форумах «Снежинки» продают и покупают до сих пор.
Видео:СССР вечные шины ! История как это было!Скачать
Диск здоровья
В семидесятых-восьмидесятых годах ХХ века у советских людей (прежде всего у женщин) был очень популярен диск здоровья — компактный спортивный тренажёр. Он c 1968 года производился на Уралмашзаводе, но — так же, как и «Снежинка» — не был разработкой свердловчан.
По словам научного сотрудника музея Уралмашзавода Сергея Агеева, в 1966 году специальным постановлением Совета Министров СССР на базе существовавшего в Москве Центрального опытно-конструкторского бюро спортоборудования был создан Всесоюзный проектно-технологический и экспериментально-конструкторский институт по спортивным и туристским изделиям (ВИСТИ). Этот институт, действовавший в системе Спорткомитета СССР, разрабатывал для всей страны различный спортивный инвентарь. В том числе и диск здоровья.
Ещё одно свидетельство популярности свердловского тренажёра — то, что его активно отрисовывали художники-карикатуристы.
— Устройство тренажёра нехитрое — два штампованных стальных диска, которые соединены шарикоподшипником, — рассказал Сергей Агеев.
У выпускавшегося в Свердловске диска здоровья был соперник — диск «Грация», производившийся в Краснодаре. Они друг от друга практически ничем не отличались, но особой конкуренции на рынке между ними не было: на прилавках магазинов не залёживались ни тот, ни другой. Кстати, покупали их не только дамы, мечтающие о тонкой талии. Достоинства большого стального шарикоподшипника оценили и их мужья: диск оказался весьма удобен в качестве поворотного стола для различных тяжестей (с этой целью его часто подкладывали под телевизор).
Диск здоровья пользовался настолько большим спросом, что теперь даже в музее самого предприятия этого диска нет — остался только паспорт изделия. Хотя изначально диск там, естественно, был… Фото: Александр Исаков
Сейчас Уралмашзавод такие спортивные тренажёры не выпускает, но подобные диски производят на других предприятиях России, например, в Самаре. Некоторые из нынешних дисков здоровья и «Грация» оснащены элементарной электроникой — счётчиком сделанных поворотов.
Сюжет
«Легендарные свердловские бренды»
В Свердловской области производили и великолепные продукты питания, и высококачественный ширпотреб. Вспомнить о них и поверить в себя, в то, что мы многое можем делать сами — цель этой серии публикаций.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💥 Видео
Как водители СССР обходились без зимней резины в Гололед?Скачать
Как водители в СССР всю зиму ездили на летней резине?Скачать
Как советские водители обходились без зимней резины? #shorts #история #сссрСкачать
Что нужно знать о старении зимних шин. Сравниваем 3-х летнюю шину с новой.Скачать
Почему в СССР ездили на одной резине летом и зимой ?Скачать
Почему водители в СССР зимой ездили на летней резине?Скачать
На какой резине ездили автомобили в СССРСкачать
Почему шины со съемным протектором в СССР не стали массовыми?Скачать
Шедевры и провалы СССР: самые странные и крутые автомобили, которыми рулил Иван ЗенкевичСкачать
Можно ли ездить на ЗИМНЕЙ резине ЛЕТОМ?Скачать
Зачем Поджигали Колеса в СССРСкачать
Рекламный фильм: Арочные шины в СССРСкачать
ШИНЫ ГРАНИТ из СССРСкачать
Что лучше:Китайская зимняя резина или Белшина?Скачать