Перед вами — вторая часть рассказа о том, что представляет собой задняя подвеска мотоцикла. Разобравшись с общими вопросами, давайте перейдем к более конкретным вещам, а именно — различным конструкциям амортизаторов, применяемых на современных мотоциклах.
Первый взгляд
Уровень сложности амортизаторов определяется типом мотоцикла, на который они устанавливаются. Однозначно, у классика начального уровня этот компонент будет проще устроен, чем у суперсовременного спортивного снаряда. Требования подрессоривания и демпфирования во многом аналогичны таковым для передней подвески (мы уже рассказывали об этом, поэтому не будем снова заострять внимание). Рекомендуется устанавливать пружины с прогрессивной характеристикой, а для демпфирования необходимо различное сопротивление при сжатии и растяжении, а также при быстром и медленном сокращении амортизатора. Последнее называется высокоскоростным или низкоскоростным демпфированием, и в продвинутых системах может быть настроено раздельно.
С пружинами тоже не все просто. Прогрессивную характеристику можно получить, установив несколько пружин различной жесткости на корпус амортизатора. Работает это так — в начале хода подвески более мягкая пружина легко сжимается, позволяя колесу отслеживать мелкие неровности. При наезде на что-то большее, чем небольшая «особенность» полотна, мягкая пружина полностью сжимается, и дальнейшее перемещение контролируется более жесткой пружиной. Это — самый простой пример прогрессивной характеристики. Как видите, в данном случае она разделена на два явных этапа. Даже такой прямой, как рельса, подход, гораздо лучше одной пружины постоянной жесткости.
Видео:⭐ Что Внутри Китайского Амортизатора с Подкачкой.Скачать
Aftermarket-амортизаторы с двумя пружинами для Honda CB750
Аналогично некоторым телескопическим вилкам, в амортизаторах также применяют пружины с переменным шагом навивки. Так же, как и в случае с двумя пружинами, это означает, что упругость повышается по мере увеличения хода колеса — и в данном случае прогрессивная характеристика лучше, чем при использовании пары отдельных пружин.
Каждая подвеска свою систему хвалит
От такой простой вещи, как пружина, давайте перейдем к более сложной части задней подвески. И тут выясняется, что «разнообразие видов» довольно обширное. За десятилетия производители обкатали множество концепций амортизаторов, некоторые из которых прижились и нашли свое место в современных машинах.
Интересно выглядит пневматический амортизатор. В самом простом исполнении к обычной пружине добавляется давление воздуха для получения прогрессивной характеристики. Ведь воздух — это сжимаемая смесь газов, и чем сильнее его сжимать, тем больше он этому сопротивляется. Пружина выполняет основные упругие свойства, но по мере увеличения хода начинает сказываться влияние возрастающего давления воздуха.
Обычно пневматический амортизатор содержит клапан, с помощью которого задается давление воздуха, а чтобы давление было одинаковым в двух амортизаторах (если применяется такая схема), они соединяются шлангом. Часто систему совсем избавляют от пружины, возлагая все задачи на сжатый воздух. Еще недавно пневматические системы были не слишком интересны для производителей, ввиду высокой стоимости производства. Но сейчас множество машин различных классов используют пневматическую конструкцию. Например, тяжеловесный BMW HP2 Enduro или G650 Xchallenge.
Видео:ремонт компенсационного бачка амортизатораСкачать
Пневматический амортизатор BMW G650 Xchallange 2007
В идеальном варианте схема включает в себя компрессор, позволяющий менять жесткость амортизатора (путем откачки-накачки воздуха в емкость амортизатора) во время езды. На практике, пневматическая подвеска отлично себя показывает, однако существенно ограничивающим ее применение недостатком по-прежнему остается высокая стоимость и сложность всей системы.
В противоположность «пневматике», гидравлические амортизаторы не выглядят экзотикой. Они устроены достаточно просто — в них шток и поршень амортизатора перемещаются в масле. При сжатии демпфирование минимально, что позволяет колесу быстро реагировать не мелкие неровности. При растяжении (отбое) демпфирующий эффект гораздо выше, что предотвращает подпрыгивание колеса на неровной поверхности.
В самом базовом виде демпфирование достигается за счет перетекания масла через небольшое отверстие в поршне. Но это означает, что скорость демпфирования будет одинакова при сжатии и растяжении. Чтобы получить разную скорость в каждом направлении, используют обратный клапан — при ходе сжатия часть отверстий открывается, позволяя поршню перемещаться относительно легко.
Читайте также: Опора переднего амортизатора шевроле кобальт 2013 артикул
У гидравлических амортизаторов есть улучшенная разновидность — газонаполненный амортизатор. При тяжелых условиях использования в амортизационной жидкости появляются пузырьки — масло превращается в насыщенную воздухом пену. Это явление называется кавитацией, и оно серьезно ухудшает характеристики демпфирования амортизатора.
Видео:Игла для накачки амортизатора.Скачать
Газонаполненный задний амортизатор KITACO
Кавитация возникает, когда поршень перемещается быстрее масла. Масло не может перетекать через клапан с достаточной скоростью, поэтому в потоке появляются пузырьки воздуха. Похожий эффект можно наблюдать вокруг лопастей винта моторной лодки — воздух образуется в результате перепада давлений с разных сторон винта, даже несмотря на то, что последний полностью погружен в воду.
Когда в емкости вместо упругого масла плещется пена, амортизатор утрачивает свои демпфирующие свойства, и подвеска начинает болтаться «не по плану». Первое, что приходит в голову — полностью откачать воздух из амортизатора, заполнив его маслом до краев (ведь если не будет воздуха — не будет и кавитации). Но проблема в том, что амортизатор в процессе работы нагревается из-за регулярного сжатия присутствующего в нем воздуха и гидродинамического трения масла, протекающего через клапана под высоким давлением. Это означает, что масло расширяется и сжимается, а значит — для учета этого явления должны существовать определенные условия.
Поэтому в газонаполненных амортизаторах воздушное пространство над маслом заменяют герметичной камерой, которую обычно заполняют азотом в состоянии газа. В этом случае масло все так же может расширяться, но исключается проблема с кавитацией, поскольку прямого контакта между маслом и газом нет (их разделяет подвижный поршень).
Как ни крути, но законы физики никто не отменял — при столь активном характере процессов движения в амортизаторах, они будут нагреваться. Чтобы исключить эту проблему, производители разработали конструкцию с вынесенным резервуаром (в зарубежных текстах часто проходит как «piggyback shock»). В таком подходе емкость с маслом закрепляется на корпусе амортизатора и соединяется с ним при помощи канала. В резервуаре есть подвижный поршень, который поддерживает давление в амортизаторе. Сам аморт полностью заполняется маслом, что положительно сказывается на тепловыделении, а увеличение объема масла компенсируется резервуаром.
Видео:Накачка амортизатораСкачать
Газонаполненный моноамортизатор с вынесенным резервуаром, Yamaha R1SP 2006
Нельзя не упомянуть еще об одной интересной системе амортизатора, которая, впрочем, просуществовала недолго. Речь идет о роторном амортизаторе, который компания Suzuki применила на стрите TL1000S и спортбайке TL1000R. В данной конструкции функции подрессоривания и демпфирования отводятся двум различным узлам. Внешне все выглядит очень похоже на обыкновенную «гидравлику». Вот только амортизатор в этой системе отсутствует — его функции выполняет заполненный маслом цилиндр, внутри которого установлена крыльчатка с обратными клапанами. Это устройство соединено с рычагом подвески отдельной тягой, что позволяет преобразовать движение рычага во вращение крыльчатки. Так достигается регулируемое сопротивление при помощи клапанов, через которые перетекает масло.
Аналогичная система используется на некоторых болидах «Формулы 1», но за этим громким сравнением таится настоящая угроза. Роторный амортизатор не слишком хорошо адаптировали для мотоциклов — ход задней подвески TL1000S был ограничен, а небольшой объем масла в системе приводил к ее быстрому перегреву и кавитации масла. Кроме того, на плохом покрытии амортизатор мог и вовсе заблокироваться и перестать отрабатывать неровности — колесо просто подскакивало на них. Не зря этот мотоцикл пользуется дурной славой, а на Западе даже был прозван «Widowmaker» (в вольном переводе — «вдоводел»). В TL1000R японцы провели работу над ошибками и существенно улучшили конструкцию, но применять на других моделях все же не стали. А объемы продаж мотоциклов семейства TL Suzuki охарактеризовала как «ниже оптимальных». Напрашивается простой вывод — мало взять технологию и громко ее разрекламировать, нужно также учитывать, в каких условиях она будет использоваться.
Дуэт или одиночка?
Какого типа амортизатор применить — не единственный вопрос, который задают себе конструкторы. Еще один важный момент заключается в их количестве. Конструкция мотоцикла обуславливает тот факт, что амортизаторы должны располагаться близко к задней части байка — нижний кронштейн обычно крепится недалеко от оси заднего колеса. Это означает, что ход амортизаторов и заднего колеса примерно одинаков.
Читайте также: Сколько амортизаторы в стиральной машине лджи
Такой ход амортизаторов означает необходимость быстрого перемещения объема масла через клапана, последствия мы знаем — уменьшение вязкости, нагрев, а в случае с обыкновенными гидравлическими амортизаторами, еще и кавитация. При этом величина хода колеса ограничивается условиями нормальной работы амортизаторов. Это не очень существенно для дорожных машин (с их небольшим ходом колеса, до «красной зоны» работы амортизаторов еще очень далеко), но внедорожным байкам для улучшения результатов часто необходима величина хода большая, чем это доступно.
Видео:Как работают амортизаторыСкачать
Чтобы увеличить ход подвески, необходимо сместить амортизатор как можно дальше к оси качания рычага подвески (визуально — ближе к двигателю). Задача заметно облегчится, если применять один амортизатор. Также это решение позволит исключить любой дисбаланс, который может возникнуть между двумя отдельными амортизаторами. Устанавливаемый таким образом моноамортизатор может быть намного шире, чем «один из двух», поэтому можно использовать аморты и пружины более сложной конструкции. Также можно сделать его короче, поскольку из-за смещения ближе к оси качания рычага подвески ход амортизатора уменьшится.
Ducati Paul Smart 1000 2005
Очень интересное решение — справа на месте предполагаемого второго амортизатора расположена пара глушителей, а единственный амортизатор находится в «классическом месте», чтобы сохранить ретро-облик мотоцикла. Яркий пример компромисса между характеристиками и внешним видом.
С моноамортизатором есть некоторые нюансы, в частности — увеличение нагрузок, влекущих за собой необходимость усиления кронштейна под рамой. Однако главная проблема заключается в необходимости улучшенного охлаждения амортизатора. К ухудшению обдува набегающим воздухом добавляется близость горячего двигателя мотоцикла. Впрочем, как мы видим на примере множества современных мотоциклов, эти проблемы удается решать. Главный плюс моноамортизатора в том, что он все-таки один, а следовательно — снижаются общие и неподрессоренные массы.
Тема задней подвески очень обширная, писать об этом можно бесконечно, но базовое представление о ней мы составили. В следующих статьях поговорим о том, без чего не обходится ни один серийный мотоцикл (хотя теперь с этим можно поспорить) — о раме. Оставайтесь с нами!
Компенсационный бачок амортизатора для мотоцикла
Начну с того, что моему мотоциклу больше 30 лет. Люди столько не живут, а техника ещё работает. Но время ничего не щадит и некоторые узлы старичка начинают погибать. Настал черёд заднего амортизатора. Не то от долгой тряски (Питер-Саратов), не то так звёзды сошлись, но сразу по приезду домой при первом выезде почуял неладное. Через пару детятков километров амортизатор сдался и стал работать как катапульта. Тут и подшипник ступицы зашумел.
В прошлом посте поделился опытом замены подшипников ступицы и эксцентрика. В этом расскажу, как ремонтировал амортизатор. Не стал объединять в один пост, ибо фотографий много и многим пригодится увидеть каждую детальку или определённый момент ремонта в нужном ракурсе.
После ремонта консоли настало время решить вопрос с задним амортизатором. Поискав варианты покупки в России и на аукционах Японии пришло понимание, что нужно готовить минимум 10000 рубликов. Это ещё не значит того, что ‘новая’ запчасть тоже окажется непригодной к работе. В тырнете по ремонту амортизатора этой модели (как и других) особо не нашлось. Наверное все жмодят инфу или просто лень стараться для неблагодарных, коих (последних) весьма не мало. Через пару дней поисков информации и перелопатив все возможные ресурсы, нахожу-таки пару вариантов. Первый — отправить свой амортизатор в Питер умельцам по ремонту амортизаторов. Долго, дорого и присутствует шанс проделать ‘мартышкин труд’. Второй — рискнуть самому попытаться оживить умершего. Оба варианта были печальными. Выкинуть деньги или доломать? Со вторым вариантом теряю только время и самую малость средств. Вот его и попробовал.
Видео:Ремонт заднего амортизатора китайского мотоциклаСкачать
Читайте также: Крепление переднего амортизатора ваз 2121
Снял, отмыл и… А как он разбирается? Этот вопрос меня изрядно помучил.
На самом деле всё просто — сдавливается вниз шайба и вынимается стопор. Можно на пресс-станке провернуть, или с помощью трубы с домкратом и трёх гаек по контуру, как на фотографиях ниже при сборке.
Далее всё снимается до самого низа. Потом необходимо открутить нижний шарнир от штока амортизатора. Шток законтрогаен на шарнире с помощью гайки.
Ключом на 22 и при помощи тисков расконтрогаиваем. Чтобы выкрутить шток из шарнира, гайку нужно открутить до окончания резьбы и с её помощью выкрутить шток.
Чтобы гайка в дальнейшем не мешалась, её необходимо открутить. Я откручивал её путём зажимания через толстую ветошь штока в тисках.
Основная часть амортизатора разобрана. Осталось добраться до внутренней колбы амортизатора, где собственно и есть зачаток проблемы.
Перед этим каждый снятый элемент отмыл и сфотографировал. Может кому-то пригодится.
Теперь нужно разобрать цилиндр амортизатора. Его дно закрыто алюминиевой крышкой. Я снимал её сутки. Получилось варварски, после чего до меня дошло, что она скорее всего была вклеена на что-то типа фиксатора. Наверное можно было погреть, чтобы к ней не прикладывать сильных усилий.
Зажимал цилиндр амортизатора через ветошь в тиски и бил тонкой отвёрткой в прорезь крышки.
Я думал, что самое трудное позади. Наивный)) Теперь нужно было как-то вынуть все потроха из цилиндра.
Сделав некий прообраз фиксатора штока и тем самым зафиксировав его относительно запорной шайбы, удалось надавить на последнюю. Шайба утопилась и оголилось стопорное кольцо без ушков для зацепа. После очередного секса, с использованием подручных средств, удалось выковырять стопор из канавки.
Вынув поршень со штоком я добрался до манжеты. Именно манжета пропускала и её следовало заменить.
Вместо манжеты решил поставить сальник. Нужных размеров по внешнему радиусу не нашлось, поэтому шайбу отвёз токарю. Он расширил посадочное место для сальника. По глубине он не отличался от манжеты. Можно было подождать сальник нужных размеров, но три недели для меня вечность!
Прикупив по наводке бывалых самое дешёвое масло для автоматов (ATF) начал собирать обратно.
Заменив манжету сальником и убрав одну промежуточную шайбу, собрал узел и установил в цилиндр. Прошень цилиндра утопил до конца.
Расчитал количество масла, необходимого для заполнения. Взял высоту запорной шайбы и отмерил от края цилиндра до канавки стопора. Несколько раз прокачал масло, подняв и опустив обратно поршень. Тем самым выгнал воздух из-под поршня.
Собирал по аналогично схеме разборки.
Дополнительно добавил демпферный резиновый отбойник, для предотвращения пробоя амортизатора и смягчения при максимальных нагрузках на него. Это резиновая шайба, устанавливаемая на девятых семействах автоваза на задние стойки.
Для надёжной фиксации штока в нижнем шарнире использовал фиксатор резьбы.
Вставил все мелкие элементы и пружину. Осталось утопить верхнюю шайбу и установить стопорное кольцо.
Нашлась труба нужного внутреннего диаметра. По контуру шайбы проложил гаек, чтобы было видно стопорное кольцо и можно было его поддеть инструментом. Сдавливал пружину всё тем-же 12т домкратом.
Закончились мои мытарства с амортизатором на третьи сутки. Было раннее утро. Снова, сквозь усталось и сонливось, выкатил мотоцикл и вдохнул встречный влажный предрассветный ветер. Опробовал в разных режимах вновь оживший амортизатор и был весьма им доволен. С уверенностью могу сказать, что ремонт прошёл успешно и предрекаю долгую жизнь амортизатору.
Дополню свой пост несколькими словами, хотя написано не мало. Для тех, кому вечно много фотографий и текста, кому хочется видеть всё иначе. Идите мимо. Я очень старался поделиться со всеми информацией, кторую мне было найти трудно. Можете лучше и качественнее приподнести? Дерзайте! Создавайте посты и делитесь со всеми знаниями так, как вам этого хочется. В свою очередь я буду делать по-своему. Откланиваюсь.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔍 Видео
Как выбрать амортизатор на твой питбайк ? 🤔Скачать
ЗАДНИЙ АМОРТИЗАТОР МОТОЦИКЛА / ЗАМЕНА МАНЖЕТ И МАСЛА / РАЗБОРКА ЗАДНЕГО АМОРТИЗАТОРАСкачать
Что-то на богатом💰 Амортизатор Ohlins для мотоцикла. #мото #moto #мотоцикл #ohlins #мотозапчастиСкачать
Тюнинг амортизатора. Эндуро моноамортизатор. BSE J4Скачать
Что внутри китайских амортизаторов RFY для мотоцикла Замена масла Частичная разборкаСкачать
МАСЛО В ЗАДНЕМ АМОРТИЗАТОРЕ / КАК И СКОЛЬКО / КИТАЙСКИЙ ЭНДУРО МОТОЦИКЛСкачать
доработка амортизатора китайского мотоцикла bse j1/j2/z2/z3Скачать
Переборка амортизатора. Подробно!Скачать
Эндуро. Настройка заднего амортизатораСкачать
SAG. Настройка преднатяга амортизатора мотоцикла. Справится даже 5-летний ребенокСкачать
Амортизаторы для мотоцикла иж - от авто.Скачать
Тюнинг заднего амортизатора и замена масла.. HTVСкачать
Как перебрать амортизатор мотоцикла Замена сальникаСкачать
Обзор амортизатора Ölins для Suzuki GSX-R #suzukiСкачать