Шинирование — это процесс установки временной или постоянной шины для фиксации подвижных зубов. Такой способ защищает зубы от расшатывания, выпадения и смещения. Чаще всего шины ставят при патологиях пародонта. Широкий выбор способов шинирования, эффективность, а также минимум противопоказаний и доступная цена делают эту процедуру незаменимой при атрофии костной ткани.
- Когда применяют шинирование зубов
- Какие бывают виды шинирования зубов
- Как устанавливают шину
- Конструкции шин ортопедическая стоматология
- Сравнение съемных и несъемных шинирующих конструкций
- Типы краткосрочных, долгосрочных и постоянных шин
- Виды краткосрочных шин
- Виды долгосрочных и постоянных шин
- Новости
- Компания Oneway Biomed провела
- Методы шинирования зубов
- 📹 Видео
Видео:ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ(советы начинающим. преп, оттиски и тд)Скачать
Когда применяют шинирование зубов
- Пародонтит и другие болезни дёсен— самая распространённая причина, когда связующие ткани пародонта перестают удерживать зуб в лунке;
- Подвижность зубов;
- Кровоточивость дёсен;
- Увеличенные пародонтальные карманы;
- Быстрое накопление налёта в области корня зуба;
- Оголение корней.
При этом противопоказания к процедуре минимальны: повышенная чувствительность зубов и аллергия на используемые материалы. Шинирование может применяться как при угрозе выпадения зубов, так и в случае потери нескольких зубных единиц. Второй вариант подразумевает одновременное протезирование челюсти.
Видео:Шинирование подвижных зубов. Несъёмные и съёмные конструкции.Скачать
Какие бывают виды шинирования зубов
Специалисты выделяют несколько способов классификации. По характеру крепления шины делят на съёмные и несъёмные. Съёмные чаще используют в качестве части конструкции для крепления протеза. Их применяют, когда некоторые зубы уже утеряны и в основном на время восстановления зубного ряда. Например, после травмы зубов и дёсен, переломов челюсти. В качестве материала используют металл или пластик. Несъёмные — это постоянные протезы и коронки.
В зависимости от срока использования шины делят на временные и постоянные. Временное шинирование зубов применяют на срок до года при острых воспалительных заболеваниях или при подготовке к проведению операций. Постоянное — это преимущественно несъёмные опоры, которые применяют при атрофии костной ткани и хронических заболеваниях (например, пародонтите).
Отдельно стоит сказать о материалах шин. Если это нить, то используют шёлк, полиэтилен, стекловолокно, арамид. Эти материалы прочно фиксируют зубы и не выделяются на фоне эмали. Материал нити должен обеспечивать плотную фиксацию, хорошую эстетику, устранять подвижность зубов, не допускать дискомфорт в повседневной жизни. Если шинирование предполагает установку протеза, шина будет выполнена из пластика или металла.
Типы зубных шин по креплению и материалам:
- Нить из стекловолокна. Её крепят путём засвечивания, благодаря которому конструкция становится твёрдой и неподвижной.
- Бюгельный протез. Применяют при подвижности и частичном отсутствии зубов. Металлическая дуга фиксирует имеющиеся зубные единицы, крепится к ним с помощью специальных крючков, на место пустых лунок ставятся искусственные зубы. Такой метод шинирования предотвращает выпадение зубов и восстанавливает жевательные функции.
- Вантовый метод. В качестве шины используют арамидную нить, она выполнена из прочного, долговечного и безопасного для организма материала, нить по внешнему виду не выделяется на фоне эмали.
- Адгезивный мост. Такой протез используют при отсутствии нескольких зубных единиц и наличии устойчивых опорных зубов. Адгезивный мост является бюджетным вариантом и в некоторых случаях может вызывать дискомфорт.
- Коронки. Используются при значительном разрушении зуба и требуют его предварительной обточки. Зачастую используют коронки из металлокерамики, которые спаяны между собой.
Видео:Восстановление культевыми вкладками шести передних зубов. Карнеев Андрей - врач стоматолог ортопед.Скачать
Как устанавливают шину
Подготовка к операции включает в себя консультацию специалиста, осмотр пациента и диагностику, в процессе которой оценивается состояние костной ткани и корней зубов. Может потребоваться снимок челюсти и дополнительные исследования в зависимости от клинического случая. Далее врач проводит санацию ротовой полости: лечение острых заболеваний, устранение кариозных полостей, проведение профессиональной чистки зубов.
Процесс операции зависит от конкретного типа шинирования. В целом имеет такую последовательность:
- Проведение анестезии.
- Формирование борозды глубиной 0,5 мм на внутренней поверхности зубов.
- Укладка шины в борозду.
- Фиксация шины с помощью композитных материалов.
Главная цель процедуры — избежать выпадения зубов, поэтому чаще всего проводят шинирование зубов при заболеваниях пародонта. Стоит ли вам делать такую операцию, и какой вид выбрать, — определит только врач после осмотра и диагностики вашей челюсти. Помните, что такая конструкция требует тщательного ежедневного ухода, включая использование зубной нити или ирригатора, а также специализированных ёршиков. Подобрать средства гигиены вам поможет врач после проведения процедуры.
Видео:Обзор популярных ортопедических конструкций.Скачать
Конструкции шин ортопедическая стоматология
Краткосрочные шины для шинирования зубов. При подвывихе или полном вывихе зуба проводят его шинирование по неотложным показаниям. Самый распространенный способ срочного шинирования — фиксация выбитого зуба к соседним с помощью проволоки и композитного материала.
Раньше с этой же целью использовали и другие методики, такие как проволочные шины и цементируемые шины-капы из акриловой пластмассы, других материалов для вакуумпрессования или отлитые из металла. Однако при наличии достаточной площади эмали для протравливания все эти конструкции дают менее удовлетворительный результат по сравнению с шинами из проволоки и композитного материала, так как затрудняют гигиену полости рта и влияют па окклюзионные соотношения.
Долгосрочные шины для шинирования зубов. Эти шины используют, когда зубы необходимо иммобилизовать на срок от нескольких недель до нескольких месяцев, например, на время лечения пародонтита перед фиксацией постоянной ортопедической конструкции. Чаще всего применяют шины, требующие минимального препарирования, типа шины Рошетта, но иногда используют и внутрикоронковые фиксаторы.
Постоянные шины для шинирования зубов. Обычно постоянные шины представляют собой полные коронки, соединенные между собой. При неповрежденных зубах методом выбора служат конструкции, требующие минимального препарирования.
Сравнение съемных и несъемных шинирующих конструкций
Раньше использовалось множество различных видов съемных шин, однако в настоящее время в ходу в основном 2 конструкции: долгосрочные ортодонтические шины-рстейнеры и краткосрочные вакуум-прессованные мягкие шины для иммобилизации зубов после травмы. В остальных случаях желательно применять несъемные шины, так как они имеют следующие преимущества:
• Лучше обеспечивают иммобилизацию подвижных зубов и предотвращают их скученность.
• Хорошо очищаются и не затрагивают ткани десны.
• Не увеличивают размеры зубного ряда или увеличивают минимально.
• Не могут быть произвольно сняты пациентом при нежелании носить их.
Типы краткосрочных, долгосрочных и постоянных шин
Краткосрочные шины сильно отличаются от остальных шинирующих конструкций, между тем как разница между долгосрочными и постоянными не так уж велика.
Виды краткосрочных шин
Композитные шины, фиксируемые на протравленную эмаль. Самая простая техника срочного шинирования заключается в протравливании и соединении композитным материалом контактных поверхностей соседних зубов. Эта методика не обеспечивает достаточно прочной и длительной фиксации, поэтому лучше усилить конструкцию проволокой из нержавеющей стали или полимерной лентой.
Шины из проволоки и композитного материала. Такая шина обеспечивает прочную фиксацию на достаточно долгий срок, особенно для нижних резцов. Если один из зубов покрыт коронкой и не может быть протравлен, то композитный материал можно заменить акриловой пластмассой.
Виды долгосрочных и постоянных шин
Шины, армированные волокном. Такие шины появились сравнительно недавно, поэтому ввиду недостаточного срока клинических наблюдений их пока можно отнести только к категории долгосрочных, но не постоянных конструкций.
Шины из гибкой ортодонтической проволоки. Обычно эти шины используют по окончании курса ортодонтического лечения, когда предполагается, что результат будет нестабильным. Понять, потребуется ли долгосрочное или постоянное шинирование, можно еще до начала лечения. В этом случае нужно обязательно заранее предупредить об этом пациента или его родителей.
Ортодонтическую проволоку прикрепляют к язычной или нёбной поверхности зубов композитным материалом. Ее гибкость обеспечивает некоторую подвижность зубов, прочность проволоки невысока, она часто ломается.
Литые металлические шины, требующие минимального препарирования. Это один из самых распространенных видов долгосрочных и постоянных шин. Их преимущества следующие: они не требуют удаления большого количества твердых тканей зубов, тонкие и не причиняют неудобств пациенту, а также не влияют значительно на его внешний вид. Тем не менее так как шины накладываются на поверхность зуба, они неизбежно увеличивают его объем и затрудняют гигиену полости рта.
Кроме того, они могут изменять окклюзионные соотношения, в некоторых случаях из-за этого приходится отказываться от идеальной в отношении фиксирующих и рстенционных свойств конструкции шины.
Для постоянного шинирования зубов после ортодонтического лечения при здоровом пародонте предпочтительнее использовать конструкции, требующие минимального препарирования, так как они лучше фиксируются на зубах и более гладкие. Такие шины изготавливают и цементируют так же, как и соответствующие мостовидные протезы.
Шинирующие протезы из полных коронок. Несмотря на все преимущества шин, требующих минимального препарирования, конструкции из полных коронок до сих пор используют довольно широко. Показанием к их применению служит наличие на зубах обширных реставраций или коронок, при наличии дефектов зубного ряда изготавливают шинирующий мостовидный протез. Применение съемного протеза чревато увеличением подвижности опорных зубов, кроме того, съемная конструкция не устраивала пациента по психологическим причинам.
Недостатки метода: требует больших временных затрат как со стороны врача, так и зубного техника; лечение очень дорого. Если шина оказывается несостоятельной, ее часто приходится снимать и, возможно, удалять несколько зубов. По вышеуказанным причинам такие конструкции следует применять только у пациентов с хорошей мотивацией и отличной гигиеной полости рта.
Шины с внутрикоронковыми фиксаторами. Для шинирования рядом стоящих зубов с внутрикоронковыми реставрациями было предложено несколько методов с использованием амальгамы или композитного материала, проволоки или специальных устройств.
Основная проблема с шинами такого типа заключается в том, что приложение нагрузки к непокрытым конструкцией участкам зубов приводит к разрыву соединения между реставрацией и тканями зуба, что нарушает краевое прилегание и способствует развитию вторичного кариеса. Нередко происходит также отлом фиксаторов. И наконец, такие конструкции тяжело обрабатывать и полировать, они хуже поддаются очищению по сравнению с шинами из полных или частичных коронок с полированными соединениями.
По этим причинами, а также из-за разработки более совершенных конструкций, шинирование с внутрикоронковой фиксацией в настоящее время не используют, хотя некоторые пациенты, счастливо избежавшие вышеописанных осложнений, все еще носят подобные шины.
Видео:ЛекцияСкачать
Новости
Видео:Вебинар Александра Павлова «От ОТТИСКА до ФИКСАЦИИ – ортопедические протоколы».Скачать
Компания Oneway Biomed провела
международный конгресс по базальной имплантации в российской столице спорта и отдыха – в гороед Сочи.
Керамические виниры: эстетика высшего класса!
3КОММЕНТАРИЙ
К СТАТЬЕ
Когда-то наши предки делали из керамики посуду, а сегодня из нее можно изготовить тончайшие пластинки, способные превратить нашу улыбку в настоящее произведение искусства. Речь идет о керамических винирах, с помощью которых можно придать зубам идеальную форму, эстетичный светлый оттенок и естественную прозрачную структуру.
На протяжении 20 лет компания «Колгейт-Палмолив» во всем мире проводит детскую образовательную стоматологическую программу «Ослепительная улыбка на всю жизнь». С 1991 года в ней приняли участие более 650 миллионов детей, говорящих на 30 различных языках и живущих в 80 странах мира.
Применение фторидов является на сегодняшний день одним из немногих научно обоснованных и доказанных методов эффективной кариеспрофилактики. Расширение наших знаний и понимания механизмов защитного действия фторидов во многом изменило отношение к различным методам фторпрофилактики.
Имплантация: мифы и реальность.МИФ ПЕРВЫЙ.
Говорят, имплантация — это мучительно больно.
Поставить имплантат не больнее, чем лечить кариес. Современные анестетики дают отличное обезболивание, а при отсутствии противопоказаний и при желании пациента имплантация может быть выполнена в присутствии анестезиологов.
Видео:Шинирование зубов. Стекловолоконное шинирование зубов.Скачать
Методы шинирования зубов
Шинирование зубов при заболеваниях пародонта.
Лечение патологии тканей периодонта продолжает оставаться одной из серьезнейших проблем стоматологии. Значительное количество различных научных публикаций, как отечественных, так и зарубежных, подтверждают актуальность и значимость вопросов терапии болезней периодонта.
Читайте также: Дилеры шин в красноярске
индивидуально для каждого пациента планируется комплексное лечение болезней периодонта с учетом его общего и стоматологического статуса, которое состоит из следующих фаз:
Предварительная. Направлена на устранение острых явлений болезни периодонта и удаление ненадежных зубов.
^ Первая. Этиологическая. Включает профессиональную гигиену, противомикробную терапию и коррекцию окклюзионных контактов.
Вторая. Хирургическая. Включает периодонтальную хирургию.
Третья. Восстановительная. направлена на восстановление целостности зубного ряда и нормализацию окклюзионной нагрузки. Осуществляется рациональным протезированием.
Четвертая. Поддерживающая. Включает периодические визиты с целью контроля гигиены полости рта и периодонтального статуса (оценка степени воспаления десны, глубины периодонтальных карманом, величины рецессии и подвижности зубов).
Возможные методы ликвидации одного из неблагоприятных симптомов этой патологии – подвижности зубов, которая значительно отягощает и усложняет течение заболевания. Устранение патологической подвижности зубов возможно путем шинирования.
Один из видов комплексного лечение парадонтитов это использование метода шинирования в парадонтологии.
- Воспаление парадонта приводит к увеличению патологической подвижности зубов. Патологическая подвижность может увеличится при неизменной или нарушенной функции жевания . возможность более тщательной полировки композита.
- неправильного выбора количества опорных зубов (консольные протезы);
- нерационального ортодонтического лечения;
- зубочелюстных аномалий (глубокий прикус, прогеническое соотношение передних зубов, скученность зубов, небный наклон отдельных верхних зубов, при глубоком фронтальном перекрытии и т.п.);
- парафункций (сосание губ, бруксизм и т.д.);
- патологической стираемости зубов.
- прочно фиксировать группу подвижных зубов или весь зубной ряд;
- не должна смещать зубы;
- создавать единый блок, который принимает и перераспределяет жевательное давление;
- обеспечивать адекватную стабилизацию подвижных зубов на определенное время;
- не должна повышать прикус;
- не должна мешать акту жевания во всех окклюзиях;
- иметь простую конструкцию и надежно фиксироваться;
- легко накладываться и при необходимости сниматься;
- не должна травмировать слизистую оболочку десневого края и зубные сосочки;
- не требует препарирования твердых тканей зубов;
- изготавливается в одно посещение;
- доступность и дешевизна изготовления конструкции.
- затруднен гигиенический уход за шинированными зубами;
- изменен естественный контур зубов;
- возможно нарушение фонетики и эстетики;
- слабо фиксируют зубы;
- ограниченный срок действия.
- облегчен гигиенический уход за шинированными зубами;
- снижена фиксация зубного налета;
- не изменяет естественный контур зубов;
- не нарушает фонетику и эстетику;
- длительный срок службы.
- требует препарирования твердых тканей зубов;
- требует больших временных и материальных затрат на изготовление конструкции.
- сагиттальная шина (в пределах бокового участка зубного ряда);
- фронтальная шина (в пределах переднего участка зубного ряда);
- фронто-сагиттальная шина (в пределах бокового и переднего участков зубного ряда);
- парасагиттальная (взаимная стабилизация боковых участков зубного ряда);
- шина по дуге (в пределах всего зубного ряда);
- шина по дуге в сочетании с парасагиттальной.
- полиэтилен, плетёная лента шириной 2 и 3 мм;
- распускается при разрезании;
- расплетается при моделировке;
- плохо адаптируется к зубной поверхности;
- поставляется в катушках 91 см — минимальные потери;
- лёгкость использования — «средняя».
- не распускается при разрезании;
- не расплетается при моделировке;
- хорошо адаптируется к зубной поверхности;
- поставляется в катушках 1524 см – минимальные потери.
- • лёгкость использования – «хорошая».
- не расплетается при моделировке;
- плохо адаптируется к зубной поверхности – жёсткая;
- поставляется в катушках 50 см — минимальные потери;
- многочисленная расплетающаяся нить;
- легкость использования — «средняя».
- однослойная лента применяется при создании несильно нагруженных шин методом послойного наложения, например для фиксирования результатов ортодонтического лечения. Многослойная лента («Фибер Сплинт МЛ» – шесть слоев ленты, скрепленных вместе) применяется в тех случаях, когда требуется создать высокопрочную конструкцию, например, при фиксации подвижных зубов, при замещении одиночного дефекта зубного ряда.
- «Кевлар», пучок индивидуальных волокон;
не распускается при разрезании; - не расплетается при моделировке, во всяком случае, если это не требуется;
- плохо адаптируется к зубам;
- поставляется в катушках 200 см – минимальные потери;
- очень толстый пучок волокон является как положительным, так и отрицательным фактором;
- имеет жёлто-золотой цвет;
- труден в работе.
- полирование поверхностей зубов мелкоабразивной пастой, не содержащей фтор;
- определение электровозбудимости шинируемх зубов;
- определение окклюзионных контактов. Желательно не допускать контактов в окклюзии на краях шины и, по возможности, разместить ее вне окклюзионных контактов;
- выбор цвета композита;
- изолирование операционного поля коффердамом;.
- легкое сошлифовывание всех поверхностей эмали зуба (язычная или небная и проксимальные) на ширину будущей ленты алмазным или карбидным бором с водным охлаждением;
- измерение рабочей длины арматуры (ленты) Для этого придается специальная фольга;
- подготовка поверхности зуба по классическим методикам работы с композиционным материалом;
- смывание геля и высушивание поверхности зубов;
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
Всё, что вам нужно знать про каппы и сплинт-терапию. Можно помочь, но можно и навредитьСкачать
Изготовление окклюзионной шины, краткое видео! Более подробное видео доступно спонсорам канала))Скачать
Ортопедическая стоматология__Абдумомунов А. О.__3 курс 6 семестр__СтоматологияСкачать
Секреты Стоматологии - Глава 5. Съёмные протезыСкачать
↪ Шинирование. Что это такое и для чего оно нужно?Скачать
Этапы изгтовления бюгельных протезов (часть 1)Скачать
Вебинар «Препарирование под цельнокерамические ортопедические конструкции»Скачать
Все виды прикуса за 7 минут. От самого неправильного до идеальногоСкачать
Пропедевтика стом. заболеваний. Материалы, используемые в ортопедической стоматологииСкачать
Изготовление шиныСкачать
Наложение ШинСкачать
Лекция 4 5 семестрСкачать
Шинирование — это объединение группы зубов в единый блок при помощи специальных ортопедических аппаратов, которое проводится в первой и третьей фазах лечения болезней периодонта. Целью шинирования в первой фазе является стабилизация зубов для создания условий удаления мягких и твердых зубных отложений и/или подготовка к проведению хирургических операций. Цель шинирования в третьей фазе (восстановительной) – нормализация функционально нагрузки на периодонт и создание условий для проявления резервных возможностей тканей периодонта.
Шинирование может быть — временным и
Временное шинирование проводится в первой – третьей фазах. Постоянное шинирование проводится в восстановительной фазе. Постоянные ортопедические шины, особенно несъемные, обеспечивают надежную фиксацию зубов во всех трех направлениях окклюзионных функциональных сил – мезиодистальном, трансверзальном и вертикальном. Однако ортопедические методы не лишены недостатков. Это, прежде всего, значительная трудоемкость, дороговизна изготовления шины, обязательное препарирование твердых тканей зубов, большое количество затраченного времени и недостаточная эстетика такой конструкции. К тому же и пациент не всегда психологически готов к постоянному шинированию. Врач должен объяснить необходимость такой процедуры, дать представление об ожидаемых результатах, а также учитывать пожелания пациента.
недостатки постоянных конструкций привели к тому, что временное шинирование получило широкое распространение.
^ Травма от окклюзии
На течение патологического процесса в периодонте в значительной степени влияют разнохарактерные перегрузки. Здоровый периодонт может выдержать значительную нагрузку. При жевании и смыкании зубов происходит амортизация, давление передается на костные структуры челюстей, височно-нижнечелюстного сустава и черепа. В результате ослабления периодонта обычная окклюзионная нагрузка начинает превышать толерантность его структур и превращается из фактора, стимулирующего развитие, в травмирующий, разрушающий ткани периодонта. Возникает травматическая окклюзия, которая в дальнейшем играет важную роль в течение данного заболевания. Окклюзионная травма не вызывает воспалительных процессов в тканях периодонта, но приводит к повреждению этих тканей.
Различают первичную и вторичную травматическую окклюзию.
^ Первичная и вторичная травматическая окклюзия
Первичная травматическая окклюзия имеет две особенности. Первая – первичная травматическая окклюзия развивается на фоне непораженного (интактного) периодонта в результате действия чрезмерной по величине и ненормальной по направлению и продолжительности окклюзионной нагрузки:
— завышения прикуса на пломбах, вкладках, одиночных коронках или мостовидных протезах;
— неправильного конструирования протеза;
Вторая особенность первичной травматической окклюзии — это ограниченность зоны поражения зубного ряда. Патологические изменения в тканях периодонта возникают только в области ограниченного числа зубов, которые перегружаются в центральной, передней или боковых (правой, левой) окклюзиях. У остальных зубов эти изменения не обнаруживаются.
Избирательное пришлифовывание зубов и устранение преждевременных окклюзионных контактов, лечение парафункции, ортодонтические мероприятия нормализуют нагрузку на периодонт и стабилизируют патологический процесс в нем.
Вторичная травматическая окклюзия имеет в своей основе дистрофические изменения в тканях периодонта. Резорбция костной ткани лунок приводит к нарушению нормальных биологических закономерностей строения и функций периодонта. С этого момента происходит коренное изменение силовых взаимоотношений между зубами и окружающими их тканями. Физиологическая функциональная нагрузка становится для периодонта травмирующим фактором. Идет потеря межзубных контактов и нарушение единства зубных рядов, в результате чего наблюдаются вторичные перемещения зубов. Возникшая подвижность зависит от морфологии зуба (длина корня, размер коронки, форма зуба, число корней) и от интенсивности воспалительной реакции в периодонте. При ликвидации воспаления подвижность зубов уменьшается на 10-30%. Вторичная травматическая окклюзия требует дополнительной стабилизации зубов.
Временная стабилизация, а тем более постоянная, должна проводиться только после устранения очагов травматической окклюзии в статической и динамической окклюзиях.
Х.А.Каламкаров (1989г.) считает, что уменьшить функциональную травматическую перегрузку зубов можно тремя видами ортопедических вмешательств:
— избирательным пришлифовыванием зубов;
— ортодонтическим исправлением прикуса и положения зубов;
— шинированием и рациональным протезированием.
Системная подвижность зубов может быть временной (например, при некоторых эндокринных патологиях – паращитовидной железы; нарушении обмена веществ) и прогрессирующей (например, при сахарном диабете). В этих случаях решение вопроса о длительности и способе шинирования проводится индивидуально с одновременной консультацией пациента соответствующими специалистами.
Временное шинирование зубов
Временное шинирование позволяет устранить или значительно уменьшить функциональную перегрузку зубов, дает возможность проведения хирургического лечения, повышает эффективность терапевтического лечения.
Задачи временного шинирования:
— предохранить подвижные зубы от дальнейшего повреждения их опорно-удерживающего аппарата стабилизацией в нетравматических окклюзионных отношениях;
дать возможность равномерно распределить жевательное давление на все зубы;
предотвратить смещение зубов;
стабилизировать зубы на период лечения болезней периодонта и изготовления постоянной шины;
установить прогноз в отношении сомнительных подвижных зубов после лечения;
удержать зубы, которые подверглись ортодонтическому лечению.
Показания к временному шинированию:
— подвижность зубов, обусловленная патологическим процессом в периодонте;
потеря костной ткани периодонта (более 1/2 длины корня);
удаление поддесневых зубных отложений на подвижных зубах;
предполагаемые хирургические вмешательства на тканях периодонта;
удаление одного зуба при поврежденном периодонте;
множественное удаление зубов (иммедиат протез);
— сохранение подвижных зубов при подготовке их к постоянному шинированию;
— подвижные зубы при глубоком прикусе;
— подвижные зубы с ампутированными корнями;
— зубы, имеющие короткие корни;
— подвижные зубы у пациентов при наличии противопоказаний к хирургическому лечению (например, при системной патологии);
— стабилизация зубов после ортодонтического лечения в качестве ретенционных аппаратов;
— в случаях, когда трудно прогнозировать эффект после проведенного лечения;
— в случаях необходимости сохранения эстетики у пациента и тем самым создание условий для наилучшей мотивации его на успех лечения
требования к временной шине:
10. не изменять величины межзубных промежутков;
11. иметь как можно меньший объем (в идеале не требовать препарирования зубов);
12. не мешать проведению гигиенических процедур, медикаментозного и хирургического лечения;
13. удовлетворять гигиеническим требованиям;
14. не нарушать фонетических и эстетических требований;
15. требовать минимального времени на изготовление;
16. накладываться на срок до одного месяца;
17. быть биологически переносимой.
Выбор метода шинирования и конструкции шины зависит от степени поражения тканей периодонта патологическим процессом, от характера и локализации процесса, от характера прикуса, состояния обоих зубных рядов, количества отсутствующих зубов и т.д. Поэтому прежде чем выбрать конструкцию шины следует учитывать:
— какие зубы и в каком количестве будут включены в шину;
— чем больше опорных зубов будет включено в единую систему шины, тем легче возникающая нагрузка амортизируется пораженным опорным аппаратом;
— в качестве дистальных опор в шине необходимо выбрать достаточно крепкие зубы, не пораженные или мало пораженные патологическим процессом (для использования резервных сил здоровых зубов в шинируемой группе);-
— шинирование моляров и премоляров должно устранить их подвижность в мезиодистальном направлении и частично уменьшить ее в щечно-язычном направлении, резцов – уменьшить их подвижность в орально-вестибулярном направлении;
— проводя шинирование, не следует рассчитывать на восстановление связочного аппарата; оно способствует только ликвидации воспалительного процесса в краевом периодонте;
— перед временным шинированием должен быть проведен полный комплекс мероприятий профессиональной гигиены.
Виды временных шин
По продолжительности действия:
Срок службы временной шины – от одного дня до трех-четырех недель, полупостоянной – от месяца до нескольких лет, постоянной – несколько лет.
Временная шина используется для стабилизации зубов в процессе острых воспалительных явлений, при подготовке к хирургическому лечению или после травмы; полупостоянная – для наблюдения за состоянием периодонта после проведенного лечения, при сомнительном прогнозе для одного или группы зубов; постоянная – в период поддерживающей стадии лечения после стабилизации воспалительного процесса в периодонте.
По способу изготовления:
Временная и полупостоянная шина изготавливается только внутриротовым (прямым) способом. Постоянная шина может быть изготовлена как внутриротовым (прямым), так и лабораторным (непрямым) способом. Она служит несколько лет. Временные, полупостоянные и постоянные шины могут быть как съемные, так и несъемные.
По конструкции:
По отношению к твердым тканям зуба :
Внекоронковая шина мобилизирует зубы без повреждения твердых тканей. Она показана при первой степени подвижности зубов.
Положительные свойства внекоронковой шины:
Отрицательные свойства:
Внутрикоронковая шина мобилизирует зубы с повреждением твердых тканей. Ее относят к полупостоянным и постоянным шинам. Рекомендована при второй и третьей степени подвижности зубов.
Положительные качества внутрикоронковой шины:
По виду стабилизации групп зубов:
При изготовлении шины очень важно учитывать стабилизацию определенных групп зубов. Вид стабилизации зависит от распространенности патологического процесса в периодонте. Если процесс очаговый и находится в пределах одной функционально-ориентированной группы зубов, то показана фронтальная либо сагиттальная стабилизация участка зубного ряда. Если процесс выходит за пределы одной функционально-ориентированной группы зубов, то для осуществления надежного шинирования показана фронто-сагиттальная либо парасагиттальная стабилизация. Наконец, если процесс поражает весь зубной ряд, то показана стабилизация зубного ряда по дуге, либо по дуге в сочетании с парасагиттальной стабилизацией. Для временного шинирования чаще используют сагиттальную и фронтальную стабилизацию.
Читайте также: Шины всесезонка для зимы лучшие
По виду связывающего материала:
ОДин из видов комплексного лечение парадонтитов это использование метода шинирования в парадонтологии.
Воспаление парадонта приводит к увеличению патологической подвижности зубов. Патологическая подвижность при неизменной и нарушенной функции жевания – ведущий фактор в прогрессировании деструкции тканей парадонта. Разорвать эту патологическую цепочку возможно только устранив подвижность зубов (важный этап в комплексном лечении парадонтитов).
Шина – приспособление для иммобилизации (полной неподвижности или значительного уменьшения подвижности) группы зубов или всех зубов зубного ряда. Шина обеспечивает равномерное распределение сил жевательного давления между парадонтом зубов, включенных в шину, создает покой пораженным тканям и способствует повышению эффективности терапевтического лечения.
Метод временного (полупостоянного, до 1 года) шинирования позволяет устранить травматическое воздействие патологической подвижности и функции жевания. Метод временного (полупостоянного) шинирования зубов применяют в развившейся стадии генерализованного и очагового хронического парадонтита, в период обострения, в течение всего периода лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата.
В состав современной парадонтальной шины входит арматура, композиционный пломбировочный материал, адгезивная система.
Современные арматуры для шинирования делятся на неорганические и органические. Примерами неорганических арматур могут служить гласспан (GLAS SPAN, керамика), FIBER SPLINT (стекловолокно). Примеры органических арматур: риббонд (RIBBOND, полиэтилен), коннект (CONNECT, полиэтилен).
В качестве пломбировочного материала используют текучие пломбировочные материалы (светоотверждаемые, двойного отверждения, самоотверждаемые).
Выбор адгезивной системы зависит от клинической ситуации. Для пациентов с незначительной подвижностью зубов на непрепарированной эмали и не вскрытом дентине рекомендуется использовать адгезивные системы 4-го (без праймера) и 5-го поколения (All-Bond, Opti Bond Solo и др.). Для пациентов с выраженной подвижностью зубов (когда обязательным является создание паза/борозды для устойчивой фиксации конструкции) рекомендуется использовать адгезивные системы 5-7 поколения.
Лечение пародонтита помимо консервативной противовоспалительной терапии и механического устранения зубных камней может включать в себя:
1. Способ лечения быстропрогрессирующих пародонтитов, включающий диагностику, санацию полости рта, антибиотикотерапию, шинирование зубов, хирургическую обработку пародонтальных карманов с обработкой корней зубов, всех костных дефектов альвеолярного отростка, заполняемых трансплантатом, и последующее ушивание тканей пародонта, отличающийся тем, что в качестве трансплантата используют депротеинизированную губчатую кость — гель 3А.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае вторичной адентии перед хирургической обработкой проводят протезирование с использованием временных съемных протезов.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при наличии вторичной деформации прикуса перед хирургической обработкой проводят лечебное шинирование с использованием брекет-системы.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что хирургическую обработку пародонтальных карманов, всех костных дефектов альвеолярного отростка, околоверхушечных очагов и удаление зубов третьей степени подвижности осуществляют путем использования симультанной операции и на всей челюсти сразу.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что обработанные пародонтальные карманы, все костные дефекты альвеолярного отростка, околоверхушечные очаги и лунки удаленных зубов заполняют биоактивным костнопластическим материалом полностью.
Способ лечения включает диагностику, санацию полости рта, антибиотикотерапию, шинирование зубов, хирургическую обработку пародонтальных карманов с обработкой корней зубов, всех костных дефектов альвеолярного отростка, заполняемых трансплантатом, и последующее ушивание тканей пародонта. При этом в качестве трансплантата используют депротеинизированную губчатую кость гель 3А. В случае вторичной адентии перед хирургической обработкой осуществляют протезирование с использованием временных съемных протезов. При наличии вторичной деформации прикуса перед хирургической обработкой осуществляют лечебное шинирование с использованием брекет-системы. Хирургическую обработку пародонтальных карманов, всех костных дефектов альвеолярного отростка, околоверхушечных очагов и удаление зубов третьей степени подвижности осуществляют путем использования симультанной операции и на всей челюсти сразу. Обработанные пародонтальные карманы, все костные дефекты альвеолярного отростка, околоверхушечные очаги и лунки удаленных зубов заполняют трансплантатом полностью. Способ обеспечивает быструю остановку развития заболевания, его стабилизацию, полноценное восстановление структуры альвеолярного отростка челюсти в пределах костных дефектов любой этиологии. 4 з.п. ф-лы.
Поэтому в лечении БПП особое место занимает реконструктивная хирургия с использованием различных трансплантатов. Подбор материалов определяется следующими требованиями — остеоиндукция, остеокондукция, отсутствие побочных эффектов и осложнений, биологическая совместимость, быстрое заживление и скорость восстановления костной структуры, простота в использовании. Распространенное в настоящее время использование синтетических материалов иногда не вполне оправдано. Перестройка синтетических материалов идет замедленно, а часто они выполняют роль просто наполнителя костных полостей при незначительной степени регенерации кости и отрицательно влияют на формирование окружающей кости. Возможные осложнения при использовании синтетических материалов может привести к необходимости удаления не только материала, но и части кости, окружающей трансплантат.
Известен способ лечения быстропрогрессирующих пародонтитов, включающий диагностику, санацию полости рта, антибиотикотерапию, шинирование зубов, хирургическую обработку пародонтальных карманов с обработкой корней зубов, всех костных дефектов альвеолярного отростка, заполняемых трансплантатом, и последующим ушиванием тканей пародонта (патент РФ, №2150903, кл. А 61 В 17/24, опубл. 2000 г.).
Использование синтетического трансплантата предполагает относительно медленную перестройку кости, что достаточно опасно потерей зубов при костном показателе (КП)=0-1, кроме того, синтетический трансплантат при использовании требует обязательного хорошего пропитывания кровяным сгустком, в противном случае не происходит процесс перестройки кости в патологическом очаге, но и при растворении в кровяном сгустке он не держит форму, что не обеспечивает вертикального прироста костной ткани и соответствующего уменьшения рецессии десны;
— шинирование, полупостоянное (гласспан) + гелиокомпозит или постоянное (цельнолитые конструкции съемные или несъемные) сразу перед операцией или после нее создает жесткий блок, вызывающий перегрузку пародонта и усиливающий, в свою очередь, резорбцию тканей в области блока шинированных зубов, причем, она усиливается в послеоперационном периоде;
— при вторичной частичной адентии часто происходит снижение высоты прикуса и возникает травматическая окклюзия, усиливающая травму пародонта;
неоднократные хирургические операции у пациентов с различными патологиями пародонта усиливают их психологические и физические травмы (неоднократные операции приводят к множественным рубцам десневого края, увеличению количества медикаментозных препаратов, увеличению периода лечения и т.д.), что часто приводит к прерыванию намеченного курса лечения.
Задачей настоящего изобретения является разработка способа лечения БПП, обеспечивающего быструю остановку развития заболевания, его стабилизацию, полноценное восстановление структуры альвеолярного отростка челюсти в пределах костных дефектов любой этиологии (пародонтальные костные карманы, альвеолы ранее удаленных или удаленных в ходе операции зубов, полости кист).
Технический результат состоит в повышении эффективности лечения за счет создания более широкого спектра бактериологически неактивной флоры, облегчения иссечения не только пораженных и грануляционных тканей десны, но и измененных тканей в области лунок ранее удаленных зубов и непосредственно удаленных в ходе операции зубов, более ускоренное заживление, сокращении сроков формирования костной ткани при костном показателе 1, сокращении сроков регенерации костной ткани за счет хорошей адгезии материала к тканям, высокой остеокондуктивности и остеоиндуктивности материала, обеспечивающей более долговременную ремиссию патологического процесса.
Результат достигается тем, что в способе лечения быстропрогрессирующих пародонтитов, включающем диагностику, санацию полости рта, антибиотикотерапию, шинирование зубов, хирургическую обработку пародонтальных карманов с обработкой корней зубов, всех костных дефектов альвеолярного отростка, заполняемых трансплантатом, и последующим ушиванием тканей пародонта, проводят протезирование с использованием временных съемных протезов, проводят лечебное шинирование с использованием брекет-системы, проводят хирургическую обработку околоверхушечных очагов и удаление зубов с третьей степенью подвижности, в качестве трансплантата используют новый биоактивный костнопластический материал, и тем, что хирургическую обработку пародонтальных карманов, всех костных дефектов альвеолярного отростка, околоверхушечных очагов и зубов третьей степени подвижности осуществляют путем использования симультанной операции и на всей челюсти сразу и тем, что обработанные пародонтальные карманы, все костные дефекты альвеолярного отростка, околоверхушечные очаги и лунки удаленных зубов заполняют биоактивным костнопластическим материалом полностью.
Способ реализуется следующим образом.
До операции проводят обследование пациента, санацию полости рта и коррекцию пломб, профессиональную гигиену; при вторичной адентии изготавливают временные протезы; при вторичной деформации прикуса проводят лечебное шинирование зубов брекет-системой; проводят курс антибиотикотерапии, предварительное избирательное пришлифовывание и затем хирургическое лечение; после лечебного шинирования проводят шинирование зубов полупостоянными или постоянными несъемными конструкциями и шинирующее протезирование (протезы, которые, кроме восстановления отсутствующих зубов, шинируют оставшиеся и тем самым распределяют нагрузку по всему зубному ряду, лучше всего при БППВ использовать бюгельное протезирование). Одновременно на первом этапе лечения проводят временное шинирование (балочные, лигатурные шины с применением композитных материалов), избирательное пришлифовывание, удаление зубных отложений. Избирательное пришлифовывание проводится в несколько посещений под контролем окклюдограмм и анализа моделей челюстей.
При удалении зубных отложений необходима тщательная обработка всех поверхностей зубов с помощью экскаваторов, крючков, кюреток, боров, ультразвука Пьезон Мастер (фирма ЕMS), после чего — шлифовка и полировка шеек зубов, используя различные резиновые чашечки, головки, штрипсы, полировочные пасты с последующим покрытием шеек зубов фтор-лаком.
Успех комплексного лечения зависит от качества проводимых гигиенических мероприятий не только на врачебном приеме, но и пациентом дома.
Антибиотик клафоран вводят, разводят 1,0 (г) в 3 мл раствора новокаина 0,5% или воды для иньекции и вводят внутримышечно 2 раза в день, курс введения препарата 5 дней. Но при этом расширен спектр действия антибиотика местно в ране (на протяжении 20 дней) путем использования в трансплантате трех видов антибиотиков: цифран, рефлин, дифлюкан. В качестве трансплантата используют депротеинизированную губчатую кость гель 3А (ДПГК — гель 3А). Состав трансплантата: депротеинизированная губчатая кость аллогенная или ксеногенная, отмолотая в муку, продукт гидролиза коллагена и три антибиотика (цифран, рефлин, дифлюкан). Таблетка 0,3 г хранится при t=-20C в течение года.
Перед хирургическим лечением при наличии вторичных деформаций прикуса и подвижности зубов рационально использование брекет-системы с целью шинирования и восстановления правильных окклюзионных взаимоотношений.
В участках вторичной адентии применяют съемное протезирование, замещающее дефекты зубных рядов до 6-х зубов и позволяющее восстановить правильные окклюзионные соотношения, исключая тем самым травму оставшейся группы зубов.
В процессе наблюдения по показаниям проводится избирательное пришлифовывание зубов. По окончании восстановления правильных окклюзионных взаимоотношений проводится шинирование зубов полупостоянными или постоянными конструкциями и при наличии вторичной адентии лечение завершают бюгельным протезированием, исключающим травму и перегрузку пародонта.
В процессе наблюдения периодически проводится профессиональная гигиена со шлифовкой и полировкой шеек зубов по показаниям, избирательное пришлифовывание и повторное хирургическое вмешательство в отдельных зонах на фоне обязательной антибиотикотерапии.
Чрезвычайно важно раннее шинирование зубов, так как резервные возможности пародонта снижены. Следует учесть, что шинирование зубов может проводиться как до, так и после хирургического вмешательства. С рассасыванием альвеолярного отростка пародонта и разрушением соединительного эпителия потенциал выносливости пародонта сильно уменьшается. Восстановление жевательной функции, перераспределение жевательного давления, устранение травматического действия преждевременных контактов. В результате последующего шинирования зубов условия для функционирования пародонта значительно улучшаются. Если речь идет о деструкции костной ткани на уровне 1/2 корней и подвижность выражена незначительно, можно рекомендовать несъемные шинирующие конструкции с замещением отдельных зубов. При более выраженной резорбции и подвижности шинирование целесообразно проводить более жесткими цельнолитыми съемными конструкциями, применять балочные шины во фронтальном участке, использовать ленты с постоянной фиксацией гелиокомпозитными материалами для большего косметического эффекта и стабилизации зубов. Учитывая ранимость тканей пародонта, у этих больных следует проводить ортопедическое лечение, исключающее травму и компрессию пародонта.
Читайте также: Что лучше кабель или шина
Арматура на основе неорганической матрицы – стекловолокна – имеет лучшую биосовместимость с тканями человеческого организма, т.к. состоит из биоинертного стекла, а не из пластика. Она не требует специальных условий хранения, легко режется обычными ножницами, хорошо адаптируется ко всем поверхностям зубного ряда. Выпускают ее модификацию в виде полого жгутика, что значительно расширяет сферу применения. Жгутик оптимален для шинирования жевательной группы зубов с использованием техники создания бороздки, для восстановления одиночного дефекта зубного ряда или в качестве альтернативы внутрикорневым штифтам.
В зависимости от способа пропитки волокна неорганические арматуры делятся на предварительно наполненные (пропитка осуществляется в заводских условиях) и наполняемые непосредственно перед их применением. Наибольшей прочностью обладают стекловолокна, предварительно наполненные смолой, за счет идеальной однородности и превращения после полимеризации в единый монолит (лента+композит)
для избежание разволокнения стекловолоконной арматуры в месте будущего разреза требуется нанесение адгезива, с последующей его полимеризацией.
Специальных клинических исследований, которые показали бы преимущества армированных лент на органической или неорганической основе пока нет.
Краткая характеристика некоторых марок волокон (по данным CRA — Clinical Research Associates) :
2. DVA, (Dental Ventures of America):
• полиэтилен, пучок индивидуальных волокон;
J. FIBER—SPLINT (InternationalDentalDistributor):
— стекловолокно, плетеная лента шириной 4 мм, толщиной 0,06 мм;
-не распускается при разрезании;
4. FIBERFLEX (BioComp)
5. GLASSPAN (GlasSpan Inc.):
— стекловолокно, плетеная лента шириной 2 мм, плетеная верёвка диаметром 1; 1,5 и 2 мм;—
— распускается при разрезании и производитель рекомендует нанесение и отверждение композита на место разреза;
— расплетается при моделировке;
плохо адаптируется к зубной поверхности;
поставляется в полосках 8,5 см длиной — возможные потери;
лёгкость использования — «средняя».
6. RIBBOND (Ribbond Inc.):
— полиэтилен, плетеная лента шириной 1, 2, 3, 4 и 9 мм, плетёная ортодонтическая лента шириной 1 мм;
— не распускается при разрезании;
— не расплетается при моделировке;
— хорошо адаптируется к зубам;
— поставляется в полосках 22 см длиной — возможные потери;
— лёгкость использования — «отличная»;
— плохо полируется (поэтому необходимо осторожно обрабатывать покрывающий композит)
О прочности Ribbond свидетельствует то, что из этого материала изготавливаются пуленепробиваемые жилеты.
Имеются публикации, позволяющие сделать вывод, что экстракоронковый метод шинирования и восстановление малых дефектов зубных рядов более эффективен во фронтальном участке нижней челюсти при условии, что высота прикуса надежно фиксирована в боковых отделах зубного ряда. В иных клинических ситуациях необходимо создавать ретенционные пропилы и канавки в коронках зубов, применять другие дополнительные способы ретенции армирующего волокна, а это является свидетельством того, что эффективность данного способа существенно снижается при расширении области его применения. В каждом конкретном случае выбор остается за врачом.
^ 3.1. Армированная экстракоронковая шина
Показания для изготовления этой шины аналогичны показаниям для использования лигатурной и полимерной шин.
Преимущество этой шины состоит в том, что она эстетична, механически прочна, имеет хорошую адгезию к тканям зуба.
Отрицательная сторона армированной внекоронковой шин – ее значительный объем, что может привести к нарушению фонетики. У пациентов с экстракоронковыми шинами есть трудности в гигиеническом уходе. возможны трещины и сколы материала в процессе эксплуатации.
Этапы изготовления экстракоронковой шины с использованием армированной ленты:
тщательное удаление зубных отложений;
очищение проксимальных поверхностей абразивными полосками (штрипсами);
нанесение бондиноговой системы, полимеризация;
пропитывание адгезивом подготовленной армированной ленты.
нанесение на зубы жидкотекучего композита;
закрытие шины традиционным композиционным материалом, полимеризация;
удаление коффердама, клиньев;
удаление всех излишков, шероховатостей шины;
шлифование с тщательным выверением окклюзионных контактов, финишная полимеризация и полирование;
ребондинг (применение фторсодержащих фотоглазурей типа Optiquart (Kerr), Fortify (Bisco) и др.);
мотивация и инструкция по гигиене полости рта после шинирования (зубные пасты, интердентальные щетки, однопучковые щетки) с обязательным контролем ее и состоянием шины через месяц и в последующем через 3-6 месяцев;
Следует отметить, что адаптация ленты на поверхности зубов является важным этапом в процессе шинирования, и качество выполнения этого этапа во многом определяет срок службы конструкции.
Если арматура в каком-то участке останется открытой, она будет довольно хорошо адсорбировать в себя влагу из полости рта, разбухнет и разорвется (особенно это характерно для межзубных промежутков).
^ 3.2. Внутрикоронковая армированная шина
Недостатков внекоронковой армированной шины можно избежать изготовлением внутрикоронковой. Кроме того, подвижность зубов II-III степени требует создания дополнительных условий для фиксации конструкции на зубах. Для этого используется технология создания бороздки на язычной (небной) поверхности во фронтальной группе зубов и на жевательной – у премоляров и моляров (рис 12). Внутрикоронковую армированную ленту можно дополнительно укрепить парапульпарными или внутрипульпарными штифтами.
Рис. 12. Этапы работы с армированной лентой Ribbond
Композиционные материалы позволяют таким конструкциям сохраняться в полости рта на протяжении многих лет, что фактически превращает их в постоянные.
Работа с армированными лентами (Ribbond, Fiber Splint и др.) очень трудоемка. Сами ленты дорогостоящи. При наличии универсальных адгезивов IV, VII поколений возможно использовать проволочную лигатуру с последующим закрытием композиционным материалом (рис. 13).
Последовательность этапов подробно описана на стр.24-25. После препарирования борозды под шинируемую конструкцию, рабочую часть проволочной лигатуры обрабатывают хэндибластером, либо протравливают кислотой, промывают водой, высушивают и наносят универсальный адгезив, который полимеризуют согласно инструкции фирмы изготовителя. Наносят композит и, не отверждая, осторожно погружают в него арматуру. Можно использовать композиционный материал с адгезивом для эмали. Тогда, подготовленные к шинированию полости заполняют до эмалево-дентинного соединения поликарбоксилатным цементом или стеклоиономером.
Рис. 13. Армированная внутрикоронковая шина с проволокой.
а – отпрепарированные полости в шинируемых зубах, б – на дно полостей уложен адгезив, в – в полости уложена фиксирующая проволока, г – полости закрыты композиционным материалом.
В связи с тем, что они хорошо адгезируют к металлу, не дожидаясь затвердевания, в прокладочный материал без давления погружают подготовленную (протравленную) проволочную лигатуру. Далее работают на эмали с адгезивом и композитом согласно инструкции фирмы изготовителя.
Когда имеем дело с лакунарной деструкцией, скученностью зубов, то можно накладывать лигатуру в один или два фрагмента (рис.14).
Хороший эффект дает дополнительная фиксация проволочной шины к твердым тканям зубов с помощью парапульпарных штифтов. Имеется даже специально изготовленный набор «Splint-lock system», включающий в себя плетеную проволочную шину с отверстиями для парапульпарных штифтов, набор штифтов и необходимый для их установки инструментарий.
^ Шина на жевательные зубы . На жевательных зубах аналогично изготавливают балочные, фрагментальные шины (рис.15).
Рис. 14. Шинирование фрагментами проволоки и композиционным материалом
Рис. 15. Балочная шина на жевательные зубы
^ Шина на депульпированные передние зубы . В том случае, когда зубы депульпированы или подлежат по клиническим показаниям депульпированию, можно использовать внутриканальную П-образную шину (рис. 16), либо цельную, гнутую, петлевую проволочную шину (рис. 17). Эти шины трудоемки в исполнении, требуют точной подгонки.
Рис. 17. Гнутая петлевая шина.
При необходимости депульпировать один зуб используют Г-образную шину (рис. 18, 19).
Рис. 19. Шина на жевательные зубы с депульпированием одного из них.
Широко используют и сочетанные варианты шин.
В стоматологической литературе опубликован ряд работ А.Н. Ряховского, предложившего и обосновавшего новую систему ортопедических протезов с использованием вантовых систем. Основой вантовых систем является высокопрочная нить, которая в натянутом состоянии соединяет между собой зубы.
Нить располагается в бороздках, искусственно созданных по периметру шинируемых зубов.
По представлению автора, такая комбинированная конструкция блокирует горизонтальные и вертикальные жевательные силы.
В настоящее время ведутся экспериментальные работы по субгингивальному временному шинированию (Литвинов и др.) с использованием углеродсодержащих нитей. Эти нити используются в медицине для фиксации клапанов сердца и сердечно-сосудистого аппарата крупных сосудов.
^ Шинирование зубов с элементами микропротезирования
Удаление зубов при периодонтите ведет к усугублению стоматологического и психоэмоционального статуса пациента. В связи с этим помимо фиксации подвижных зубов проводят и возмещение одного или двух утраченных зубов.
Вследствие своей значительной прочности периодонтальные шины используются в качестве основы для восстановления утраченных зубов, которые могут изготавливаться на экстракоронковой или интракоронковой шине. Отсутствующие зубы можно изготовить из композиционного материала, либо выбрать из гарнитура искусственных пластмассовых зубов для съемных протезов, так же можно использовать коронковую часть удаленного зуба пациента (после проведенного в нем эндодонтического лечения и формирования цервикальной части композиционным материалом).
Таким образом шинирование зубов играет важную роль в восстановление жевательной функции, перераспределение жевательного давления, устранение травматического действия преждевременных контактов, комплексного лечения пародонтита . В результате шинирования зубов условия для функционирования пародонта значительно улучшаются.