Амортизаторы передней II (рис. 122) и задней I подвесок по конструкции отличаются лишь размерами, способом крепления верхней части и наличием буфера 37 отдачи у переднего амортизатора, который ограничивает ход амортизатора при ходе отдачи. Кроме того, передний амортизатор имеет другие параметры рабочей характеристики. Амортизаторы описываемых в этой книге автомобилей взаимозаменяемы.
Рис. 122. Амортизаторы передней и задней подвесок:
1 — нижняя проушина; 2 — резервуар; 3 — цилиндр; 4 — шток; 5, 36 — кожух; 6 — верхняя проушина амортизатора; 7 — гайка резервуара; 8 — защитное кольцо штока; 9 — прокладка защитного кольца штока; 10 — обойма сальника штока; 11 — сальник штока; 12 — уплотнительное кольцо резервуара; 13 — направляющая втулка штока; 14 — ограничительная тарелка; 15 — пружина перепускного клапана; 16 — тарелка перепускного клапана; 17 — кольцо поршня; 18 — поршень; 19 — дроссельный диск клапана отдачи; 20 — диски клапана отдачи; 21 — тарелка клапана отдачи; 22 — шайба гайки клапана отдачи; 23 — пружина клапана отдачи; 24 — гайка клапана отдачи; 25 — обойма клапана сжатия; 26 — пружина клапана сжатия; 27 — тарелка клапана сжатия; 28 — дроссельный диск клапана сжатия; 29 — диски клапана сжатия; 30 — корпус клапана сжатия; 31 — гайка крепления верхнего конца амортизатора передней подвески; 32 — пружинная шайба; 33 — шайба подушки крепления амортизатора; 34 — подушки; 35 — распорная втулка; 37 — буфер штока; 38 — резинометаллический шарнир.
Цилиндр 3 амортизатора расположен внутри резервуара 2. Кольцевое пространство между ними заполнено жидкостью. Внутри рабочего цилиндра находится шток 4 с поршнем 18. Поршень имеет вертикальные каналы, расположенные по двум окружностям. Каналы на малой окружности закрываются снизу дисками и клапана отдачи, а на большой — сверху тарелкой 16 перепускного клапана.
В нижней части цилиндра установлен клапан сжатия. В металлокерамическом корпусе 30 клапана выполнено гнездо, к которому поджимаются пружиной 26 чгрез тарелку 27 диски 28 и 29. Диск 28 дроссельный, имеет вырез, через который дросселируется жидкость при малой скорости перемещения поршня. Чтобы обеспечить проход жидкости из резервуара 2 в цилиндр 3 и обратно, в нижней части корпуса клапана сжатия выполнена цилиндрическая проточка и четыре вертикальных канала, а в обойме 25 шесть боковых и одно центральное отверстие.
Сверху в цилиндр установлена направляющая втулка 13, которая уплотняется в резервуаре кольцом 12, а выход штока — сальником 11 с обоймой 10. Все детали, расположенные в верхней части цилиндра, поджимаются гайкой 7.
При ходе сжатия жидкость под давлением поршня, преодолевая сопротивление плоской пружины 15 перепускного клапана, перетекает из подпоршневого пространства в надноршневое. Вся вытесняемая жидкость таким образом пройти не может, так как вдвигаемый шток занимает часть освобождаемого поршнем объема, поэтому другая часть жидкости, отгибая внутренние края дисков 29, перетекает из цилиндра в резервуар. При плавном ходе штока усилие от давления жидкости будет недостаточным, чтобы отжать внутренние края дисков 29 от тарелки, и жидкость будет проходить в резервуар через вырез дроссельного диска 28.
При ходе отдачи над поршнем 18 создается давление, а под поршнем разрежение. Жидкость из надпоршневого пространства, преодолевая сопротивление пружины 23, отгибает наружные края дисков 20 клапана отдачи и перетекает в нижнюю часть цилиндра. Кроме этого, за счет разрежения часть жидкости из резервуара, отгибая наружные края дисков 29 клапана сжатия, заполняет нижнюю часть цилиндра.
При малой скорости движения поршня, когда давление жидкости будет недостаточным, чтобы отжать диски клапана отдачи, жидкость через боковые вырезы дроссельного диска будет дросселироваться, создавая сопротивление ходу отдачи.
Видео:Ремонт амортизаторов однотрубной конструкции всех брендов мира в гараже. Наглядное пособие!Скачать
Гидравлические амортизаторы
Гидравлические амортизаторы, устанавливаемые на модели ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103, унифицированы и взаимозаменяемы.
Амортизаторы передней и задней подвесок отличаются нижним и верхним креплением, рабочей диаграммой, ходом штока и некоторыми деталями, описанными ниже. Амортизаторы телескопического типа, двустороннего действия.
Эксплуатационная жидкость, применяемая для заправки амортизаторов, МГП-10 по ТУ 38-1-01-137-71.
Заправочная емкость амортизатора, л:
- переднего — 0,1 20±0,005;
- заднего — 0,195±0,005.
Передний амортизатор состоит из следующих основных узлов: штока в сборе с поршнем, клапанами, направляющей втулкой с уплотнителями, гайкой резервуара и кожухом; робочего цилиндра; резервуара в сборе с проушиной; клапана сжатия.
Читайте также: Масляные амортизаторы для вектры а
Резервуар 13 амортизатора изготовлен из стальной электросварной трубы. В калиброванный поясок нижнего конца грубы вставлена и приварена проушина 1. Верхний конец резервуара имеет внутреннюю резьбу для закрепления гайки 15. В выточку днища проушины 1 вставлен корпус 32 клапана сжатия.
В корпусе клапана выполнены центральное ступенчатое отверстие с резьбой в верхней части и восемь равномерно расположенных по окружности выточки отверстий Д для выпуска жидкости в цилиндр. В корпус клапана ввернуто седло 29 вместе с клапаном 4 сжатия, который свободно вставлен в центральное отверстие седла. Клапан конусом прижимается к фаске отверстия седла, создавая необходимую герметичность.
Для перепуска жидкости при резком ходе поршня в клапане сжатия выполнен центральный канал с выходом через боковое прямоугольное отверстие в кольцевую щель, образуемую конусными поверхностями седла и клапана.
Для дросселирования жидкости при спокойном ходе поршня в головке клапана сжатия предусмотрено калиброванное отверстие. Снизу клапан поджат пружиной 2.
Седло клапана шестигранной головкой поджимает ограничительную тарелку 30 впускного клапана, коническую пружину 31 и впускной клапан 3.
Впускной клапан 3 представляет собой шайбу с центральным фигурным отверстием для центрирования на буртике ограничительной тарелки 30.
На посадочный поясок корпуса 32 клапана сжатия напрессован рабочий цилиндр 12; внутренняя поверхность цилиндра калибруется. Внутри цилиндра на шток 17 установлен металлокерамический поршень 28. Поршень имеет четыре равномерно расположенных в концентрической канавке перепускных канала г и четыре подводных отверстия б, равномерно расположенных в концентрической канавке меньшего диаметра. На наружной поверхности поршня выполнена канавка, в которую для уплотнения зазора между поршнем и цилиндром вставлено металлокерамическое поршневое кольцо 7.
Положение поршня на штоке фиксируется ограничительной тарелкой 10 перепускного клапана и гайкой 5 клапана отдачи. Момент затяжки гайки на штоке — 1—1,5 кгс·м.
При сборке перед установкой ограничительной тарелки и поршня на шток устанавливается полиуретановый буфер 11, смягчающий при ходе отдачи удары ограничительной тарелки о направляющую втулку.
Между ограничительной тарелкой и поршнем помещены перепускной клапан 9 и прижимающая его витая коническая пружина 25. Перепускной клапан перекрывает сверху каналы г поршня.
Отверстия б снизу перекрываются клапаном отдачи, состоящим из пакета дисков 26, 27 и шайбы 33. Диск 26 называется .дроссельным. По наружному краю диска выполнены два противоположных выреза, через которые при малой скорости поршня дросселируется эксплуатационная жидкость. Внутренний край клапана отдачи жестко поджат к поршню гайкой 5, а наружный прижат к поршню омедненной пружиной 6 через упорную тарелку 8. Шайба 33 стабилизирует работу клапана и предохраняет нижний диск от повреждений гайкой.
Шток 17 амортизатора воспринимает осевые нагрузки, возникающие от колебаний кузова и подвески, и перемещает поршень по рабочему цилиндру. Поверхность трения штока о направляющую втулку 23 и сальник 21 (по длине наибольшего диаметра) закаливается до высокой твердости полируется, покрывается слоем хрома и затем снова полируется. Высокая чисто*та поверхности необходима для сохранения надежного уплотнения штока; хромирование штока увеличивает износостойкость его поверхности.
Для направления штока относительно рабочего цилиндра служит металлокерамическая втулка 23, в которой, кроме центрального, выполнены два наклонных отверстия: одно (в) капиллярное ступенчатое для удаления воздуха из рабочего цилиндра, другое для установки полиэтиленовой сливной трубки 24. Сверху в буртик направляющей втулки 23 с небольшим натягом установлен сальник 21, изготовленный из бензомаслостойкой резины.
Направляющая втулка 23 свободно установлена в калиброванный посадочный поясок верхнего конца резервуара 13. На нижнюю наружную выточку втулки 23 напрессован верхний конец рабочего цилиндра. Место соединения резервуара 13 с направляющей втулкой 23 уплотнено резиновым кольцом 22, поджатым сверху обоймой 20 сальника. Между обоймой сальника и гайкой (крышкой) резервуара 13 установлены резиновая прокладка 19 и металлокерамическое защитное кольцо 18, снимающее абразивные частицы (грязь) со штока при ходе сжатия.
Корпус клапана сжатия, рабочий цилиндр с направляющей втулкой, уплотнительное кольцо, обойма 20 сальника, прокладка 19 и защитное кольцо 18 зажимаются гайкой 15, ввернутой в верхний конец резервуара 13. Для завертывания гайки 15 специальным ключом в ней выполнены четыре отверстия. Момент затяжки гайки 15 7—9 кгс·м.
Читайте также: Пружинный задний амортизатор велосипеда устройство
На верхний конец штока 17 до упора в заплечики напрессованы крышка с приваренным к ней кожухом 14 и втулка 16* верхнего шарнира амортизатора. В проушину 1 амортизатора впрессован резинометаллический шарнир.
Конструкция заднего амортизатора незначительно отличается от конструкции переднего амортизатора: шток амортизатора не имеет верхнего резьбового конца; крепежная проушина 35 непосредственно приварена встык к штоку 34; дроссельный диск 26 вместо двух у диска переднего амортизатора имеет шесть вырезов; рабочий цилиндр длиннее, так как ход поршня заднего амортизатора больше, чем переднего, соответственно длиннее резервуар и сливная трубка; пружина 6 клапана отдачи по характеристике мягче аналогичной пружины переднего амортизатора и, в отличие от нее, не омеднена.
Буфер 11 хода отдачи на шток 34 заднего амортизатора не устанавливается.
Работа амортизатора. Рабочий цилиндр с поршнем и корпус резервуара образуют в амортизаторе три полости: верхняя (в рабочем цилиндре над поршнем), должна быть постоянно заполнена эксплуатационной жидкостью; нижняя (в рабочем цилиндре под поршнем), постоянно заполнена эксплуатационной жидкостью; полость между рабочим цилиндром и корпусом резервуара содержит резервное количество эксплуатационной жидкости и воздух.
Ход сжатия. Под влиянием сжимающих усилий поршень перемещается вниз. Жидкость под поршнем поднимает перепускной клапан 9 и по каналам г перетекает в верхнюю полость. Часть жидкости, по объему равная вдвигаемому штоку, перетекает через клапан 4 сжатия в резервуар. При малой скорости движения поршня для преодоления сопротивления пружины 2 давление недостаточно и жидкость дросселируется через отверстие а клапана сжатия. При большой скорости движения поршня жидкость не успевает перетекать через дроссельное отверстие. Давление в рабочем цилиндре возрастает, в результате чего открывается клапан сжатия и выпускает жидкость в резервуар, сбрасывая избыток давления.
При ходе сжатия гасящее действие оказывает только дросселирование через клапан сжатия объема жидкости, равного объему вдвигаемого штока.
Перетекание жидкости через перепускные отверстия поршня почти не оказывает тормозящего действия.
Ход отдачи. При растяжении амортизатора поршень начинает перемещаться вверх и оказывает давление на жидкость в верхней полости. Перепускной клапан 9 закрывается. Жидкость начинает перетекать из верхней полости в нижнюю.
При малой скорости движения поршня жидкость, подводимая через фигурные вырезы (по внутреннему диаметру) перепускного клапана 9 и отверстия б поршня, дросселируются через постоянно открытые дроссельные щели, образуемые вырезами на дроссельном диске 26, тем самым создавая сопротивление отбоя.
При большой скорости движения поршня давление жидкости возрастает настолько, что диски клапана отдачи прогибаются и основной поток жидкости перетекает через образовавшуюся кольцевую щель между дроссельным диском и поршнем, сбрасывая избыток давления.
Объем жидкости в верхней полости рабочего цилиндра меньше объема жидкости в нижней полости на величину объема выходящего из цилиндра штока. Поэтому недостающий объем жидкости поступает в нижнюю полость под всасывающим воздействием поршня и давления воздуха в резервуаре по отверстиям д, преодолевая сопротивление пружины 31 и открывая впускной клапан 3.
Сопротивление хода отдачи в несколько раз больше сопротивления хода сжатия и достигается подбором соответствующих конструктивных элементов амортизаторов. Это необходимо для уменьшения влияния толчков на кузов автомобиля, возникающих при наезде колеса на дорожное препятствие.
На стоянке автомобиля в цилиндре амортизатора скапливаются воздух и пары жидкости. Для их удаления из цилиндра с целью ускорить включение амортизатора в работу служит капиллярное отверстие в в направляющей втулке и сливная трубка 24. Подсос воздуха в верхнюю полость рабочего цилиндра через капиллярное отверстие сведен до минимума, так как конец сливной трубки полностью погружен в эксплуатационную жидкость.
Видео:Разбираем амортизаторы для ВАЗСкачать
Особенности устройства амортизаторов
Особенности устройства амортизаторов
Амортизаторы передней и задней подвесок
1 – нижняя проушина;
2 – корпус клапана сжатия;
3 – диски клапана сжатия;
4 – дроссельный диск клапана сжатия;
5 – пружина клапана сжатия;
6 – обойма клапана сжатия;
7 – тарелка клапана сжатия;
8 – гайка клапана отдачи;
9 – пружина клапана отдачи;
10 – поршень амортизатора;
11 – тарелка клапана отдачи;
12 – диски клапана отдачи;
13 – кольцо поршня;
14 – шайба гайки клапан отдачи;
15 – дроссельный диск клапана отдачи;
16 – тарелка перепускного клапана;
17 – пружина перепускного клапана;
18 – ограничительная тарелка;
19 – резервуар;
20 – шток;
21 – цилиндр;
22 – кожух;
23 – направляющая втулка штока;
24 – уплотнительное кольцо резервуара;
25 – обойма сальника штока;
26 – сальник штока;
27 – прокладка защитного кольца штока;
28 – защитное кольцо штока;
29 – гайка резервуара;
30 – верхняя проушина амортизатора;
31 – гайка крепления верхнего конца амортизатора передней подвески;
32 – пружинная шайба;
33 – шайба подушки крепления амортизатора;
34 – подушки;
35 – распорная втулка;
36 – кожух амортизатора передней подвески;
37 – буфер штока;
38 – резинометаллический шарнир.
Читайте также: Инструкция по установки задних амортизаторов
Амортизаторы передней и задней подвесок отличаются размерами, способом крепления верхней части и наличием буфера 37 отдачи у переднего амортизатора, который ограничивает ход амортизатора при ходе отдачи. Кроме того, передний амортизатор имеет другие параметры рабочей характеристики.
Задний амортизатор состоит из резервуара 19 с проушиной, клапана сжатия (поз. 2, 3, 4, 5, 6, 7), рабочего цилиндра 21, штока 20 с поршнем 10 и клапанами отдачи и перепускным, и кожуха 22 с проушиной.
Резервуар 19 изготовлен из стальной трубы, к нижнему концу которой приварена проушина 1, а в верхней части нарезана резьба для гайки 29. В выточку проушины вставлен корпус 2 клапана сжатия в сборе с дисками клапана. Он поджимается к выточке рабочим цилиндром 21. Кольцевое пространство между резервуаром и цилиндром заполнено жидкостью. Внутри рабочего цилиндра расположен шток 20 с поршнем 10. Поршень имеет вертикальные каналы, расположенные по двум окружностям. Каналы на малой окружности закрываются снизу дисками 12 и 15 клапана отдачи, а на большей – сверху тарелкой 16 перепускного клапана.
Клапан сжатия расположен в нижней части цилиндра. В корпусе 2 клапана выполнено гнездо, к которому поджимаются пружиной 5 через тарелку 7 диски 3 и 4. Диск 4 дроссельный, имеет вырез, через который дросселируется жидкость при малой скорости перемещения поршня. В нижней части корпуса клапана выполнена цилиндрическая проточка и четыре вертикальных канала, а в обойме 7 шесть боковых отверстий и одно центральное, через которые жидкость проходит из резервуара в цилиндр и обратно.
Сверху в цилиндр установлена направляющая втулка 23, которая уплотняется в резервуаре кольцом 24, а выход штока – сальником 26 с обоймой 25. Все детали, расположенные в верхней части цилиндра, поджимаются гайкой 29, у которой сверху имеется четыре отверстия для специального ключа.
В проушины амортизаторов запрессованы резинометаллические шарниры 38. Чертежи приспособления для замены сайлент-блоков переднего и заднего амортизаторов.
Проверка амортизаторов на стенде
Рабочая диаграмма амортизатора
1 – усилие при ходе отдачи;
2 – усилие при ходе сжатия.
Для определения работоспособности амортизатора проверьте на динамометрическом стенде его рабочую диаграмму.
Рабочие диаграммы снимайте согласно инструкции, прилагаемой к стенду, после выполнения не менее 5 рабочих циклов, при температуре рабочей жидкости амортизатора 20±5° С, частоте вращения маховика 1 с–1 (60 мин–1) и длине хода штока 80 мм для переднего амортизатора и 100 мм – для заднего.
Кривая диаграммы должна быть плавной, а в точках перехода (от хода отдачи к ходу сжатия) без участков, параллельных нулевой линии.
Оценка результатов по диаграмме. Сопротивление хода отдачи и сжатия определяют по наибольшим координатам соответствующих диаграмм.
Наивысшая точка кривой хода отдачи при масштабе 47 Н (4,8 кгс) на 1 мм должна находиться от нулевой линии на расстоянии А, равном: 21–28 мм для передних амортизаторов, 19–26 мм для задних амортизаторов.
Наивысшая точка кривой хода сжатия при том же масштабе должна находиться от нулевой линии на расстоянии В, равном: 3,5–6,5 мм для передних амортизаторов; 4,5–7,5 мм – для задних.
Контрольные значения ординат на диаграммах передних и задних амортизаторов заданы для холодных амортизаторов при температуре амортизаторной жидкости 20±5° С.
После проверки снимите амортизатор со стенда и, при необходимости, переберите и замените поврежденные детали.
Повторите испытание, чтобы удостовериться в исправности амортизатора.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💡 Видео
ремонт неразборного амортизатораСкачать
ОБРЫВ заднего АМОРТИЗАТОРА ВАЗ 2101- ВАЗ 2107 и Нива.Скачать
Как сделать жесткий или мягкий амортизаторСкачать
Прокачка неразборных амортизаторов ВАЗ ДомаСкачать
Как проверить амортизатор на работоспособность,или простейший способ определить неисправность.Скачать
Ремонт амортизаторов без разбора своими руками правильно от А до ЯСкачать
Чтоб не рвало амортизатор.(несколько решений проблемы)Скачать
Как прокачать амортизатор Нива ВазСкачать
Ремонт амортизаторов ВАЗ классика(стучат)Скачать
Что значит РВЕТ амортизатор? (наглядно).Скачать
ВАЗ 2101 - 2107 . Быстрый ремонт пальца заднего амортизатора.Скачать
Амортизатор передний ВАЗ-2101, 21011, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107Скачать
Ремонт АМОРТИЗАТОРОВ задних/передних стоек автомобиля своими руками +мотоцикла,велосипеда,стиральнойСкачать
Замена передних амортизаторов ваз 2101Скачать
Как выбрать амортизаторы.Скачать
Как проверить амортизатор.Скачать
РЕМОНТ НИЖНЕГО КРЕПЛЕНИЯ АМОРТИЗАТОРА НА КЛАССИКЕ!Скачать
установка по 2 амортизатора ваз 2106 и по 2 поперечные тягиСкачать