Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Схемы контроля изоляции сети постоянного тока 220 (В)

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

В сегодняшней статье я хочу рассказать Вам о том, как производится контроль изоляции постоянного тока напряжением 220 (В) на подстанциях нашего предприятия. Контроль изоляции сокращенно мы называем КИЗ.

Итак, все оперативные цепи у нас выполнены на постоянном токе.

К оперативным цепям относятся цепи управления высоковольтными выключателями, цепи релейной защиты и автоматики (шинки ШУ), цепи включения или, по-другому, цепи соленоидов (электромагнитов) приводов выключателей (шинки ШВ), цепи аварийной и предупредительной сигнализаций (шинки ШС).

Также от щита постоянного тока (ЩПТ) у нас запитано аварийное освещение подстанций, правда в том случае, если отсутствуют автономные светильники аварийного освещения.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Источником постоянного тока служат аккумуляторные батареи (АКБ). АКБ являются самым надежным источником питания, т.к. обеспечивают необходимое напряжение для питания оперативных цепей в любое время суток. Правда для этого нужно иметь отдельное помещение, дополнительное оборудование в виде зарядно-подзарядных агрегатов типа ВАЗП и специально-обученный персонал для их обслуживания.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

У нас на подстанциях все еще установлены свинцово-кислотные аккумуляторные батареи типа СК-5. Правда не так давно мы стали переходить на новые необслуживаемые батареи типа Varta. Как-нибудь еще напишу об этом.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Видео:Устройства и системы контроля сопротивления изоляции в сетях постоянного тока производства ЭКРАСкачать

Устройства и системы контроля сопротивления изоляции в сетях постоянного тока производства ЭКРА

На удаленных подстанциях, где нет возможности запитать оперативные цепи от аккумуляторной батареи, в качестве источника постоянного тока применяются блоки питания БПН и БПТ.

Уровень напряжения оперативных цепей в основном у нас составляет 220 (В), реже применяется 48 (В), но это совсем на старых подстанциях.

Естественно, что в процессе эксплуатации необходимо контролировать сопротивление изоляции полюсов «+» и «-» относительно земли, иначе при утечке (замыкании) на землю, в зависимости от характера замыкания может, либо отказать (исчезнуть) управление подстанционным оборудованием, либо наоборот, произойти ложное его отключение или включение по обходным цепям.

Чтобы предупредить подобные случаи необходимо контролировать появление «земли» в цепях постоянного тока. Кстати, об этом также говорится и в ПУЭ, п.3.4.18:

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Сети постоянного оперативного тока у нас очень разветвленные, поэтому без контроля изоляции их полюсов относительно земли нам точно не обойтись.

Повреждения в оперативных цепях необходимо как можно быстрее выявлять и устранять.

У нас применяются две схемы контроля изоляции:

  • с двумя добавочными сопротивлениями и миллиамперметром
  • с двумя добавочными сопротивлениями, миллиамперметром и токовым реле

А теперь каждую схему рассмотрим более детально.

Схема с двумя добавочными сопротивлениями и миллиамперметром

Простенькая схема, в которой «+» от щита постоянного тока (ЩПТ) подключается на вывод одного добавочного сопротивления (ДС), а «-» минус — на вывод другого добавочного сопротивления (ДС). С другой стороны их выводы соединены между собой в общую (среднюю) точку. Общая (средняя) точка соединяется с заземляющим устройством (ЗУ) подстанции через миллиамперметр (мА).

Читайте также: Какие шины лучше для калины универсал

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

В качестве аппарата защиты в этой схеме установлены предохранители ППТ-10 со вставкой ВТФ с номинальным током 10 (А).

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Вместо предохранителей ППТ-10 может быть установлен двухполюсный автомат АП-50 с номиналом 4 (А), 6,3 (А) или 10 (А). Вот пример:

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Видео:Мегаомметр. Как измерить сопротивление изоляции мегаомметром.Скачать

Мегаомметр. Как измерить сопротивление изоляции мегаомметром.

Иногда, в разрыв между миллиамперметром и землей устанавливают тумблер или переключатель, чтобы цепь контроля изоляции была в работе не постоянно.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

В моем примере установлен щитовой миллиамперметр типа М367. Его шкала выполнена с нулем посередине, т.е. он может измерять постоянный ток в обоих направлениях от 0 до 100 (мА).

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Для контроля величины напряжения на этом щите постоянного тока (ЩПТ) установлен вольтметр типа М362 с пределом 250 (В).

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

В качестве добавочных сопротивлений используются проволочные резисторы с номиналом от 5 (кОм) до 5,7 (кОм). Эти резисторы у нас смонтированы в корпусе из под промежуточного реле РП-23.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Средняя точка резисторов соединяется с одним выводом миллиамперметра.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Второй вывод миллиамперметра соединяется через тумблер с заземляющим устройством («землей») подстанции.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Видео:Реле контроля сопротивления изоляции. Назначение и работа наглядно.Скачать

Реле контроля сопротивления изоляции. Назначение и работа наглядно.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Для лучшего понимания этой схемы, нарисуем ее более упрощенно и наглядно.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Добавочные сопротивления (R1) и (R2) образуют с сопротивлениями плюсового (R+) и минусового (R-) полюсов мостовую схему, в диагональ которой (точки 1-2) подключен миллиамперметр (мА) .

В нормальном режиме, т.е. при равенстве сопротивлений изоляции плюсового (R+) и минусового (R-) полюсов относительно земли, ток через миллиамперметр не идет, т.к. нет разницы потенциалов между точками 1 и 2. Это состояние называется уравновешенным состоянием моста, т.е. противоположные плечи моста равны: (R2)·(R+) = (R1)·(R-).

Предположим, что у плюсового полюса ухудшилась изоляция по отношению к земле, т.е. уменьшилось сопротивление (R+). Это приведет к нарушению соотношений плеч сопротивлений моста и вызовет протекание тока через диагональ моста от точки 2 к точке 1, в которой и подключен миллиамперметр. Стрелка миллиамперметра отклонится в сторону плюса, указывая на то, что замыкание на землю произошло на плюсовом полюсе.

Читайте также: Шины мишелин в минске

И наоборот, если утечка произойдет на минусовом полюсе, т.е. уменьшится сопротивление (R-). Это опять же приведет к нарушению соотношений плеч сопротивлений моста и вызовет протекание тока через диагональ моста от точки 1 к точке 2. Стрелка миллиамперметра в этом случае отклонится в сторону минуса, указывая на то, что замыкание на землю произошло на минусовом полюсе.

Таким образом, по показаниям стрелки миллиамперметра можно определить в каком из полюсов ухудшилась изоляция.

Рассматриваемая схема достаточно простая, но хочется сказать и о ее недостатках. Первый недостаток заключается в том, что при одинаковом ухудшении сопротивления изоляции сразу на обоих полюсах (R+ и R-) относительно земли, данная схема никак не отреагирует.

И второй существенный недостаток состоит в том, что при появлении утечки в цепи постоянного тока не выдается никакого уведомительного сигнала на пульт старшему оперативному персоналу. Поэтому такую схему желательно применять на тех подстанциях, где постоянно находится дежурный оперативный персонал.

При сменных осмотрах оперативный персонал фиксирует показания миллиамперметра, и если обнаруживает ток утечки, то приступает к поиску поврежденной линии. Про то, как осуществляются поиски я скажу чуть ниже.

Напомню, что сопротивление изоляции шин постоянного тока должно быть не меньше 10 (МОм), а вторичных цепей управления приводами выключателей, релейной защиты и автоматики не меньше 1 (МОм): ПУЭ, таблица 1.8.34 и ПТЭЭП, таблица 37.

Схема с двумя добавочными сопротивлениями, миллиамперметром и токовым реле

Эта схема в отличие от предыдущей имеет автоматический непрерывный контроль за состоянием цепей постоянного тока.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Как и в предыдущей схеме, для измерения напряжения на щите установлен вольтметр типа М362 с пределом 300 (В).

Видео:Сопротивление изоляции кабеля, как проверить,норма,правила,кабельный журнал,канал,энергомагСкачать

Сопротивление изоляции кабеля, как проверить,норма,правила,кабельный журнал,канал,энергомаг

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Добавочные сопротивления номиналом 5,5 (кОм) установлены в корпусе промежуточного реле РП-23.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

В этой схеме установлен щитовой миллиамперметр типа М340. Шкала имеет отметку «0» посередине для измерения постоянного тока в двух направлениях от 0 до 100 (мА).

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Схема аналогична предыдущей, только дополнительно в цепь устанавливается токовое реле, которое при появлении тока в диагонали моста срабатывает и выдает сигнал в предупредительную сигнализацию, а оттуда, соответственно, на пульт старшему оперативному персоналу.

В качестве реле контроля изоляции постоянного тока в нашем случае применяется токовое реле ЭТД 551/40 при последовательным соединением обмоток с выставленной уставкой 16 (мА).

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

При возникновении утечки по одному из полюсов постоянного тока больше 16 (мА), реле срабатывает и выдает сигнал через указательное реле (в разговорном — «блинкер») в схему предупредительной сигнализации.

Читайте также: Хонда цивик 4д 2008 can шина

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Предупредительный сигнал через устройство телемеханики выдается на пульт старшему мастеру оперативного персонала.

Кто и как ищет «землю» в цепях оперативного постоянного тока?

После полученного сигнала дежурные приступают к поиску той линии, где случилось замыкание на землю, путем поочередного отключения коммутационных аппаратов (рубильников, автоматов, предохранителей, различных переключателей и т.д.) на отходящих линиях щита постоянного тока (ЩПТ).

Кстати, токи замыкания на землю в цепях постоянного тока небольшие, что не вызывает срабатывания автоматов или сгорания предохранителей.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Методика заключается в следующем — дежурные поочередно и кратковременно отключают все отходящие линии на щите, и в то же время наблюдают за миллиамперметром. По местной инструкции начинать поиск необходимо с менее ответственных линий, например, цепей сигнализации и телемеханики, а затем уже переходить к более ответственным присоединениям.

Видео:В каких пределах изоляции является пониженной на шинах постоянного тока?Скачать

В каких пределах изоляции является пониженной на шинах постоянного тока?

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

При отключении поврежденной линии утечка на миллиамперметре исчезнет — он будет показывать «ноль». После этого к работе приступают релейщики. Напомню Вам, что релейная служба у нас входит в состав электролаборатории (ЭТЛ).

По возможности, поврежденная линия отключается и происходит поиск места повреждения. Линию необходимо поделить на отдельные участки и с помощью мегаомметра определить на каком участке произошло замыкание на землю. По своему опыту скажу, что каждый случай индивидуален, но в основном утечки возникают в кабельных линиях, на добавочных сопротивлениях, непосредственно на самих клеммниках или колодках и т.д.

Вообще хочу сказать, что мне очень нравится заниматься отысканием «земли» в цепях постоянного тока. Как-нибудь напишу об этом отдельный пост, если, конечно, Вам интересна эта тема.

Дополнение. Специально для Вас я снял видео процесса отыскания «земли» в цепях управления одного из фидеров.

Помимо рассмотренных в статье схем контроля изоляции существуют и другие. Также в настоящее время производятся специальные приборы-реле для контроля изоляции сети постоянного тока. Вот некоторые из них, которые встречались мне на выставках: Скиф, ИПИ-1М, РКИ-2-300 и многие другие.

Контроль сопротивления изоляции шин постоянного тока

Я пока не модернизировал и не менял существующие схемы, т.к. нареканий к ним нет, а покупать дорогостоящие приборы с тем же функционалом не целесообразно. Лучше освоить свободные деньги, например, на покупку электроизмерительных приборов для ЭТЛ.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    🎬 Видео

    Мегаомметр UT512 UNI-T. Как измерить сопротивление изоляции кабеля. Видео от Electronoff.Скачать

    Мегаомметр UT512 UNI-T. Как измерить сопротивление изоляции кабеля. Видео от Electronoff.

    Измерение сопротивления изоляции электродвигателяСкачать

    Измерение сопротивления изоляции электродвигателя

    5.2 Порядок действий при отыскании замыкания на землю в цепях постоянного оперативного токаСкачать

    5.2 Порядок действий при отыскании замыкания на землю в цепях постоянного оперативного тока

    Каким должен быть уровень сопротивления изоляции на ЩПТ?Скачать

    Каким должен быть уровень сопротивления изоляции на ЩПТ?

    Отыскание "земли" в цепях постоянного тока. Пример #1Скачать

    Отыскание "земли" в цепях постоянного тока. Пример #1

    Измерение характеристик изоляцииСкачать

    Измерение характеристик изоляции

    Прибор контроля изоляции Ф4106 (Ф4106А)Скачать

    Прибор контроля изоляции Ф4106 (Ф4106А)

    Инновационное устройство контроля изоляции сети постоянного токаСкачать

    Инновационное устройство контроля изоляции сети постоянного тока

    ЗАЗЕМЛЕНИЕ - ТАКОЕ НЕ ПОКАЖУТ В ВУЗАХ. Рассказываю как работает и чем отличается. #TN #TT #IT #ОмСкачать

    ЗАЗЕМЛЕНИЕ - ТАКОЕ НЕ ПОКАЖУТ В ВУЗАХ. Рассказываю как работает и чем отличается. #TN #TT #IT #Ом

    Прибор контроля сопротивления изоляции цепей Bender IRDH275 (БУ 5000/6000 от Уралмаш)Скачать

    Прибор контроля сопротивления изоляции цепей Bender IRDH275 (БУ 5000/6000 от Уралмаш)

    Отыскание земли в сети 6,10,35кВСкачать

    Отыскание земли в сети 6,10,35кВ

    3.3 Системы оперативного тока подстанции 2 1Скачать

    3.3 Системы оперативного тока подстанции 2 1

    Мегаомметр MS5203 MASTECH. Как измерить сопротивление изоляции кабеля. Видео от Electronoff.Скачать

    Мегаомметр MS5203 MASTECH. Как измерить сопротивление изоляции кабеля. Видео от Electronoff.

    Замер сопротивления изоляции генератораСкачать

    Замер сопротивления изоляции генератора

    Схема мегаомметра. Устройство и принцип работы мегаомметра.Скачать

    Схема мегаомметра. Устройство и принцип работы мегаомметра.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток