Ламель шины что это

Ламель шины что это

Мировые бренды борются за рынок сбыта и разрабатывают новые уникальные модели покрышек с разным дизайном протектора. Многие из нас видели ламели на шинах, но немногие задумывались – зачем нужны эти мелкие насечки. А ведь это важные элементы зимних и всесезонных колёс, которые обеспечивают безопасное вождение. Какую функцию выполняют ламели и в чём их особенности, об этом далее.

Видео:Как работает липучка (фрикционная шина). Подробное видео. Просто о сложномСкачать

Как работает липучка (фрикционная шина). Подробное видео. Просто о сложном

Что такое ламели, когда стали использоваться

Если посмотреть на протектор всесезонной и зимней (шипованной / фрикционной) покрышек, то можно увидеть, что вся поверхность беговой части в тонких надрезах. Это конструктивные элементы шины, которые называются – ламели. Они могут быть разных форм и размеров. Применяются на легковых и грузовых шинах. Благодаря внушительной глубине, надрезы остаются в протекторе на протяжении всего срока службы резины.

Ламель шины что это

Впервые ламели на автомобильных колёсах появились в середине ХХ века. Их разработчиками стали шинные инженеры из США. Конструкторы долгое время старались улучшить сцепление на мокрой и снежной дороге. Однажды они разделили блоки протектора на несколько частей и сделали их подвижными.

На испытаниях разработчики обнаружили, что автомобиль стал более послушным в управлении. Он быстрее разгонялся, а тормозной путь сократился. Такие особенности не только улучшили ходовые качества, но и повысили уровень безопасности. Спустя 20 лет идею переняли европейцы, чтобы сократить использование шипов, которые нещадно повреждали асфальт.

Видео:Шинциклопедия: ламелиСкачать

Шинциклопедия: ламели

Какую функцию выполняют

В автомобильной шине нет ничего лишнего, все элементы несут определённый функционал. За ламелями закреплены отдельные роли, которые обеспечивают:

Ламель шины что это

  • Улучшенное сцепление. Эксплуатация по зимним обледенелым или заснеженным дорогам стала более безопасной. Ламель впитывает в себя воду или слякоть, обеспечивая контактной поверхности плотное прилегание к дорожному полотну.
  • Повышенная динамика. Ламели гарантируют автомобилю прекрасную манёвренность, ведь края разрезов словно когти впиваются в дорожное полотно. Машина быстро разгоняется и эффективно тормозит.
  • Хорошая управляемость. В зависимости от конструкции, ламели способны обеспечивать автомобилю продольную и поперечную стабильность, предотвращая деформацию блоков протектора.

Иногда ламели можно встретить на летних шинах. Обычно это внедорожные покрышки, для эксплуатации по рыхлым и влажным грунтам.

Видео:Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать

Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?

Какие бывают виды

Каждый изготовитель старается выпустить эксклюзивный продукт, поэтому инженеры постоянно работают над новыми видами ламелей. Колёса обладают всё лучшими сцеплением и курсовой устойчивостью в тех условиях, для которых и были разработаны. В настоящее время, в магазине можно увидеть покрышки с такими типами ламелей, как:

Ламель шины что это

  • Прямые.
  • Волнистые.
  • 4-х угольные.
  • Трёхмерные 3D.
  • Ламели-насосы.
  • Z – Y – П – образные.
  • Самоблокирующиеся.

Ламель шины что это

Многие из них запатентованы и являются собственностью компаний. Например, ламели-насосы (Pump sipe) – это разработка финского бренда Nokian. А изготовитель Pirelli запатентовал технологию — Interactive Block Sipes, это ламели напоминающие кирпичную кладку.

Видео:Шины с нарезанным протектором: в чем опасность и как распознать обманСкачать

Шины с нарезанным протектором: в чем опасность и как распознать обман

Преимущества и недостатки

Ламель шины что это

Развитая система современных ламелей на протекторе – это продуктивное инновационное решение, повышающее ходовые качества. Автомобиль более устойчив на зимней дороге, а значит безопасен для водителя и других участников движения. К отрицательным свойствам можно отнести риск появления аквапланирования, а также плохую управляемость на тёплом весеннем асфальте.

Видео:Всё Про ШИПОВКУ| Как Смотреть Б/У РЕЗИНУ? |Безшиповка |Ламели |ДержакСкачать

Всё Про ШИПОВКУ| Как Смотреть Б/У РЕЗИНУ? |Безшиповка |Ламели |Держак

Резюме

Ламели – это неотъемлемые элементы протектора всесезонных и зимних шин. Они улучшают сцепление и проходимость на снежных и обледенелых дорогах. Применяются в производстве легковых и грузовых покрышек.

Видео:Нарезка зимней ламели грузовой шины.Скачать

Нарезка зимней ламели грузовой шины.

Ламели на шинах — что это: виды ламелей и назначение

Ламель шины что это

Разработка зимних покрышек и постоянное совершенствование их сцепных качеств, привели к новой конструкционной особенности, которой стали ламели на шинах. Событие произошло в середине прошлого столетия. Первые положительные отзывы об улучшенных характеристиках колёс, поступили от водителей в период эксплуатации машин в мокрый снег и на обледенелой дороге. Новшество оказалось настолько практично, что его используют в современном производстве автомобильной резины. Но мало кто знает, что первые ламели появились не на покрышках.

Читайте также: Бескамерная шина для велосипеда преимущества

Ламель шины что это

Видео:ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать

ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ

Что такое ламели на шинах

Ламели – это микроразрезы на поверхности блоков протектора. Если приглядеться, то можно увидеть, что вся ширина профиля покрышки оснащена прямыми или волнообразными разрезами. Ламели были придуманы, преимущественно для зимних шин. В данный период, это технологическая особенность применятся на некоторых моделях летней резины.

Ламель шины что это

Первые ламели появились не на покрышках, а на резиновой обуви. Это произошло в 1923 году. Автором изделия стал Джон Сайпс, работник мясокомбината. С тех пор, ламели носят его имя и называются — Sipes.

С конца 60-х, разработчики покрышек в США, старались сделать передвижение на автомобиле более безопасным. К этому, добавилось желание улучшить управляемость и проходимость машины. В 70-х, к ним присоединились европейцы, желающие поберечь асфальт от шипов.

Экспериментируя с протектором, инженеры выявили, что если разделить каждый блок на несколько частей, то пятно контакта с дорогой увеличится. При этом, каждый микроблок будет работать самостоятельно. В совокупности с более мягким каучуком, у разработчиков получились отличные покрышки с повышенной цепкостью.

Видео:Самое наглядное сравнение «шиповок» и фрикционных шин Toyo: Observe Ice-Freezer и Observe Garit GizСкачать

Самое наглядное сравнение «шиповок» и фрикционных шин Toyo: Observe Ice-Freezer и Observe Garit Giz

Зачем нужны ламели – какова их функция

В пятне контакта колеса с автодорогой ламельная поверхность протектора расширяется и ложится всей плоскостью на неровный участок дороги. Другими словами, словно прилипает к нему, как улитка. Эта функция позволяет значительно повысить сцепление и управляемость автомобилем. При этом, дорожное полотно может быть обледенелым или мокрым. Но, на характеристики колеса, такие факторы повлиять практически не могут.

Ламель шины что это

Прохождение поворота на шинах с ламелями, также стало на порядок выше. Блоки с микроразрезами начинают работать в поперечном направлении. После выхода из поворота, ламели начинают функционировать в продольном направлении.

Видео:ЗИМНЯЯ резина - ШИПОВАННАЯ или ЛИПУЧКА ? Что выбрать?Скачать

ЗИМНЯЯ резина - ШИПОВАННАЯ или ЛИПУЧКА ? Что выбрать?

Виды ламелей

Ламель шины что это

Изготовители шин применяют новаторские решения в нанесении ламелей на свою продукцию. Представить протектор зимней шины без микроразрезов – невозможно. Но это уже не однообразные ламели, а разрезы различных конфигураций, что добавляет эффективности сезонным колёсам. Сегодня встречаются следующие виды ламелей:

  • прямые;
  • волнообразные;
  • зигзагообразные
  • конфигурации Y, Z или П;
  • четырехугольные;
  • самоблокирующиеся;
  • ламели-насосы;
  • 3D ламель.

Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать

Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.

Преимущества и недостатки ламелей

Достоинство технологичных микроразрезов в том, что они как губка впитывают воду и снег, улучшая пятно контакта колеса с автодорогой. Минус – это повышает эффект аквапоанирования. Кроме того, шины с ламелями непрактичны в горячем асфальте. Мягкая резина делает автомобиль менее чутким к управлению в тёплое время года.

Ламель шины что это

Некоторые производители начали патентовать свои ламели. Например, компания Pirelli, разработала новый вид, похожий на кирпичную кладку. Новшеству присвоили название — Interactive Block Sipes.

Высокоэластичный состав резины в совокупности с ламелями, делает зимние колёса практичными. Причём неважно, арктические это шины или фрикционные (липучки). Очевидно, что без ключевых микроразрезов, сцепные качества колёс были бы хуже.

Как разбортировать бескамерное колесо?

Ламель шины что это

Как разбортировать колесо автомобиля?

Ламель шины что это

Как отремонтировать шину своими руками

Ламель шины что это

Как снять и установить колпаки с колес

Ламель шины что это

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться

Ламель шины что это

Ламель шины что это

Как отремонтировать шину своими руками

Ламель шины что это

Обкатка шин — что это и зачем нужна? правила обкатки новой резины

Ламель шины что это

Отличия радиальной и диагональной шины — особенности конструкций

Видео:Какие шины лучше работают на морозе? Шипы и фрикционки ("липучки") — на льду и асфальтеСкачать

Какие шины лучше работают на морозе? Шипы и фрикционки ("липучки") — на льду и асфальте

Ламелированные шины: преимущества и недостатки

Ламелированные шины: преимущества и недостатки

Ламель шины что это

Что вообще такое ламели? Взглянув на протектор, можно увидеть не только основной широкий рисунок канавок, но и тонкие, как будто ножом сделанные, зигзагообразные глубокие разрезы, образующие причудливые узоры и придающие покрышке эдакий чешуйчатый вид. Собственно, разрезы — это и есть ламели, изобретенные в 60-х годах прошлого века. Именно благодаря им появились современные зимние и всесезонные шины, надежные и высокоэффективные. Часто ламелированные шины еще называют фрикционными или попросту «липучками».

Читайте также: Шины 185 70 r14 в калининграде

Так какие же такие замечательные свойства приобретают шины при нанесении ламелей? Сейчас мы их рассмотрим.

Во-первых, увеличение сцепления с дорожным покрытием. Из-за разрезов улучшается податливость блоков протектора, соответственно, резина становится более «мягкой», плотнее обхватывает дорожные неровности и способна передавать большее тяговое усилие. Кроме того, ламели создают на поверхности шины множество дополнительных кромок, что также улучшает сцепление. Это делает ламели практически незаменимыми на заледенелой дороге. Более того, в таких условиях «липучки» проявляют себя даже лучше шипованной резины. Однако сразу замечу, что у этого положительного фактора есть и минусы, порой весьма существенные, к которым мы еще вернемся.

В настоящее время в протекторах зимних покрышек почти всегда совмещают шипы и ламели, и недаром именно такие гибриды показывают наилучшие результаты в тестах. Вообще, если вам вдруг попалась зимняя неламелированная шина, то можно почти наверняка сказать, что она предназначена для езды в основном по глубокому или утрамбованному снегу, а вот на льду или мокром покрытии будет проигрывать фрикционной.

Ламель шины что это

Слева направо:
зимняя шипованная шина Goodyear 255/55 R18 Ultra Grip 500 109T XL,
зимняя фрикционная шина Nokian Hakkapeliitta R,
летняя шина Nexen Radial А/Т (RV)

Во-вторых, к положительным моментам смело можно причислить увеличение площади поверхности шины, то есть площади теплоотдачи. Оно влечет за собой уменьшение температуры, а это, в свою очередь, уменьшает износ резины. Иногда на боковых поверхностях шашек протектора, где тепловые нагрузки наиболее высоки, делают простые цилиндрические (круглые) ламели. Они совершенно не уменьшают пятно контакта колеса с дорогой, но при этом очень эффективны для отвода тепла.

В-третьих, применение ламелей предоставляет конструкторам шин большие творческие возможности при разработке и дизайне. Очень часто ламели как конструктивный элемент заставляют выполнять дополнительные функции. В качестве примера можно привести фирму Nokian Tyres, которая запатентовала так называемые насосные ламели. Они находятся на боковых поверхностях шашек плечевой (краевой) зоны протектора и имеют вид кармашков, которые при сжатии шины раскрываются и втягивают в себя воду. Или, скажем, изобретены ламели-«капли», которые, при истирании рисунка протектора на две трети, раскрываются и образуют дополнительные кромки для зацепления. Также на сайте одного из производителей шин пытаются воздействовать на эстетические чувства потенциальных покупателей, утверждая, что ламели на их покрышках имеют форму языков пламени.

Ламель шины что это

Однако при всей очевидной пользе от ламелей они имеют и недостатки, с которыми, впрочем, производители шин успешно борются. Недостатки эти, как зачастую бывает, являются оборотной стороной достоинств, и сейчас мы узнаем о них поподробней.

Основная беда ламелизированных шин — повышенная склонность к аквапланированию. Напомню вкратце, что это такое. При движении по мокрой дороге перед колесом возникает бугорок воды, выдавленной из-под резины вперед по ходу движения. При достаточно высокой скорости избыточная вода не успевает вытечь в стороны, бугорок становится настолько плотным, что колесо приподнимается и автомобиль начинает «плыть» по поверхности, теряя управление. В отличие от контролируемого скольжения при повороте при аквапланировании управление машиной невозможно до тех пор, пока скорость не упадет. Более того, если в это время пытаться вывернуть руль, то возникает опасность резкого броска автомобиля в сторону в момент, когда снова появляется сцепление с дорогой.

Читайте также: Датчик давления в шинах bmw x1 f48

Ламель шины что это

Аквапланирование как оно есть

Так вот, ламелированные шины из-за своей повышенной мягкости хуже отводят воду из-под колес, соответственно, устойчивость к аквапланированию у них не на высоте. Объяснение этому простое — более мягкая резина сильнее «проседает» под весом автомобиля, а из-за этого уменьшается просвет водоотводящих канавок протектора. Поэтому при проектировании рисунка протектора с ламелями предусматривают более широкие дорожки протектора в плечевых (краевых) зонах, позволяющие эффективно отводить воду и снег из пятна контакта. Применяют также специальные профили ламелей, такие, как уже упоминавшиеся выше насосные.

Далее, «мягкость» резины, та самая, способствующая улучшенному сцеплению, оборачивается пониженной износостойкостью. Да-да, с одной стороны, увеличивая теплообмен, ламели помогают снизить износ резины, а с другой — делая поверхность шины более податливой, увеличивают его. Впрочем, износ хотя и увеличен по сравнению с неламелированной шиной, в итоге все равно меньше, чем у аналогичного колеса с мягкой резиной.

Чтобы бороться с этим явлением, применяют различные компромиссные решения. Например, иногда прорези идут не по всей ширине протектора, а только в его центральной части, не доходя до краев. А порой вертикальный профиль ламели делают зигзагообразным, тогда при возникновении усилий смежные боковые стороны ламелей смыкаются, «монолитизируя» поверхность покрышки.

В 90-х годах прошлого века появились так называемые «сотовые» ламели в виде шестиугольников. Они хорошо держат как продольные, так и боковые усилия на поверхность шины, при этом сохраняя необходимую жесткость. На иллюстрации справа показана шина ContiwinterContact TS 800 именно с таким типом ламелей.

Следующий на очереди минус ламелированных шин — снижение скоростных режимов для автомобиля. Впрочем, это просто еще одно неизбежное следствие мягкости резины, ведь такая шина сравнительно хуже держит форму, соответственно, хуже ведет себя на виражах и поворотах, у нее несколько ниже курсовая устойчивость. То есть любителей погонять с ветерком по снежной целине или мокрому асфальту ждет разочарование. Всех же остальных, не повернутых на адреналине, можно успокоить — для незапредельных скоростей шины ведут себя вполне предсказуемо.

Ну и еще один недостаток, не особо критичный, однако довольно некомфортный — это увеличение шума при движении. В самом деле, раз увеличивается число кромок, производящих микроудары при соприкосновении с дорогой, соответственно, увеличится и шум. Это тот недостаток, с которым, по большому счету, можно и смириться — в конце концов, шипованная резина ничуть не тише. Однако и тут производители пытаются найти какие-то решения, экспериментируя с различными формами и размерами ламелей. Разумеется, в рекламных текстах они утверждают, что уж в очередной-то новой модели уровень шума намного ниже, чем у предшественниц. Ну что ж, возможно, по сравнению с однотипными шинами это и так, но по сравнению с неламелированными шинами их фрикционные товарки все равно будут звучать громче, тут уж ничего не поделаешь.

Подводя общий итог, можно сказать следующее: ламели как конструктивный элемент протектора дают возможность производителям шин конструкторскими методами «программировать» физические свойства покрышки, позволяя находить оптимальный компромисс между жесткой и мягкой резиной. Безусловно, минусы у них есть, но в основном это недостатки, присущие не самим ламелям как таковым, а вообще шинам, изготовленным из мягкой резины, в сравнении с их жесткими аналогами. Преимущества же слишком очевидны, чтобы отказываться от такого удобного и сравнительно малозатратного способа улучшения зксплуатационных свойств шины.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    🔍 Видео

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резине

    Зимние шины: шипы или не шипы?Скачать

    Зимние шины: шипы или не шипы?

    Трещины на шинах, какие последствия ?Скачать

    Трещины на шинах, какие последствия ?

    Как срезать ламели шин Т-РОМ 8/ТРОМ16.Скачать

    Как срезать ламели шин Т-РОМ 8/ТРОМ16.

    Зимняя резина. Ламель или шипыСкачать

    Зимняя резина.  Ламель или шипы

    Глоссарий Авто Плюс - ЛамельСкачать

    Глоссарий Авто Плюс - Ламель

    На что влияет протектор, рисунок шин. С каким протектором выбрать шиныСкачать

    На что влияет протектор, рисунок шин. С каким протектором выбрать шины

    Отличие китайской шины от российскойСкачать

    Отличие китайской шины от российской

    УЗНАВ ЭТО ТЫ БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ БУДЕШЬ ЧИСТИТЬ ПРОТЕКТОРСкачать

    УЗНАВ ЭТО ТЫ БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ БУДЕШЬ ЧИСТИТЬ ПРОТЕКТОР
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток