Украшение дворов покрышками от автомобилей многие десятилетия было естественным и привычным проявлением ЖКХ-арта как отдельного вида искусства. В начале июля 2021 года по СМИ прошла волна информации о том, что с 1 июля 2021 года вступили в силу новые требования, запретившие использовать покрышки на придомовой территории под угрозой больших штрафов. В действительности страхи оказались преувеличены, а в ближайшее время мало что изменится.
Причины использования покрышек и нежелание отказываться от них
Особая востребованность покрышек для украшения дворов связана с тем, что материал покрышки отличается высокой прочностью, износостойкостью, и хорошо адаптируется под художественные нужды жителей.
За десятилетия использования – размещение покрышек во дворах многоквартирных домов стало неким творческим направлением. Из покрышек изготовляют:
— заборчики (путем вкапывания покрышек в землю)
— отдельных героев мультфильмов
— отдельных животных и птиц (самые известные гуси и лебеди)
— вазоны для цветов
— малые архитектурные формы (стойки, детские городки, тренировочные площадки и пр.).
Материал покрышек легко доступен, бесплатен и не иссякает, т.к. при использовании автомобилей изношенные покрышки поступают снова и снова.
Новые и старые запреты по покрышкам
Действующее законодательство выделяет 5 классов опасности отходов:
I класс – чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высокоопасные отходы;
III класс – умеренно опасные отходы;
IV класс – малоопасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы (ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. К нему отнесены отходы производства резиновых шин, покрышек и камер, восстановления резиновых шин и покрышек и прочих резиновых изделий. Сюда включаются:
— отходы вулканизованной резины при производстве автомобильных покрышек
— обрезки обрезиненного корда при раскрое обрезиненных тканей в производстве автомобильных покрышек и шин
— отходы боковин автомобильных покрышек и шин.
Все резиновые отходы, связанные с покрышками, относятся к IV классу опасности, причем с 22.05.2017 (а не с 01.07.2021).
При этом организация накопления отходов I-IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов включена в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
Основные изменения с 01.07.2021 были сведены к тому, что начал действовать Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он изменил процедуру проверок и ввел ряд дополнительных контрольных (надзорных) мероприятий.
Под данный закон было принято Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081. В числе полномочий Росприроднадзора было указано соблюдение обязательных требований и правил обращения с опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (пп. «г» п. 9).
На основании этого, а также руководствуясь ГОСТ 12.1.007-76.Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности теоретически Росприроднадзор может привлекать управляющие организации ТСЖ к ответственности за покрышки во дворах по ст. 8.2 КоАП РФ с максимальной суммой штрафа до 250 т.р.
Однако все эти нормы – полностью окольные, прямого федерального запрета на «Гусей из шин» во дворах как не было, так и нет. Правильнее сказать так: в глобальном смысле с 01.07.2021 ничего не изменилось, формальный непрямой запрет есть, однако практическая реализация данного запрета носит скорее разовый и точечный, чем массовый характер.
Как это будет работать на практике в регионах
Пока непонятно, как будет складываться судебная практика по вопросам привлечения к ответственности за покрышки во дворах. Скорее всего она будет предопределяться особенностями регионального и муниципального законодательства в области благоустройства.
Например, в Московской области запрещается сжигание автомобильных покрышек и комплектующих, их сброс в контейнеры, бункеры, на контейнерные площадки и вне установленных для этих целей мест (п. 2 ст. 46 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области»).
Читайте также: Давление в шинах минитрактора уралец 224
В Казани запрещается использовать отходы производства и потребления, в том числе автомобильные покрышки, для благоустройства территории, организации клумб на территории города (п. 174.16 Правила благоустройства города Казани, утвержденные Решением Казанской городской думы 18.10.2006 № 4-12).
Аналогичные требования есть в ряде иных городов, но в большей части муниципальных образований – они отсутствуют, а значит, сплошного регулирования по всем городам – нет.
Более того, есть и обратная судебная практика.
Управляющая организация была оштрафована на 100 000 рублей за нарушение муниципальных правил благоустройства в связи с размещением автомобильных покрышек на территории, прилегающей к многоквартирному дому. Отменяя постановление о привлечении к административной ответственности, суд указал, что не подтверждается факт возникновения в результате размещения во дворе автомобильных покрышек, используемых для цветника, угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, иным охраняемым законом объектам, и не повлекло причинение ущерба (решение Арбитражного суда Брянской области от 06.02.2020 по делу № А09-275/2020).
Сама по себе идея убрать покрышки из дворов многоквартирных домов видится правильной. Технологии благоустройства и комфортной организации общественных пространств активно развиваются, появляются новые материалы и современное оборудование. Однако установка такого оборудования требует существенных финансовых затрат и вливания. Между тем «Гуси из шин» – следствие общей муниципальной нищеты, когда сами жители (понимая, что помощи ни от государства, ни от управляющей организации не будет) – берут дело в свои руки и украшают свой двор из подручных средств, которыми оказываются покрышки от автомобилей.
Поэтому бездумная штамповка предписаний на демонтаж малых архитектурных форм из покрышек с одновременными (потенциальными) штрафами управляющих организаций, допустивших руками жителей такую неэкологичную «красоту» у себя во дворе, выглядит непродуманной и опрометчивой.
Гораздо разумнее замещать покрышки на новое оборудование, предоставляемое, в том числе, путем софинансирования данных расходов по благоустройству общественных пространств со стороны муниципальных образований. Тогда это не будет вызывать протеста со стороны жителей и проблем для управляющих организаций, поскольку «родные гуси из шин» будут замещаться на новое оборудование, прошедшее декларирование и сертификацию.
- Лебеди из шин пропадут с наших улиц и дворов
- Резиновые покрышки для благоустройства запретили
- С 1 июля 2021 года в России запрещено благоустраивать дворовые территории клумбами и фигурами из автомобильных шин. Управляющим компаниям, пренебрегающим этот запрет, грозят штрафы – до 250 тысяч рублей.
- Конец ЖЭК-арту: почему в России запретили украшать дворы покрышками и как будут утилизировать резиновых лебедей?
- Народное искусство или попытка застолбить права собственности?
- Почему нельзя рубить с плеча?
- Если все же утилизировать, то как?
- 📺 Видео
Видео:ЛЕБЕДЬ из ШИНЫ своими руками..Мастер класс от Виктора...Скачать
Лебеди из шин пропадут с наших улиц и дворов
Видео:Как сделать лебедя из покрышки своими руками (кратко)Скачать
Резиновые покрышки для благоустройства запретили
Видео:Лебеди из покрышекСкачать
С 1 июля 2021 года в России запрещено благоустраивать дворовые территории клумбами и фигурами из автомобильных шин. Управляющим компаниям, пренебрегающим этот запрет, грозят штрафы – до 250 тысяч рублей.
Согласно действующему законодательству, автомобильные шины относятся к 3-4 классу опасности для окружающей среды. Сжигать их или как-то иначе самостоятельно утилизировать категорически запрещено. Шины опасны из-за своего токсичного химсостава. При нагревании эти вредные вещества выделяются в воздух и почву, даже проникают в грунтовые воды. Несоблюдение экологических требований при обращении с этими отходами создает опасность для окружающей среды и человека.
Ответственность за такие действия — административный штраф на граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юрлиц – 10 тыс. до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Все мы понимаем, что делать из шин разные поделки люди стали не от хорошей жизни, а оттого, что некуда их девать. К твёрдым коммунальным отходам шины не относятся. Остаётся либо выкинуть (что запрещено), либо приспособить их для хозяйственных нужд. Как же в связи с новым законом теперь быть их владельцам?
В последние годы появляются фирмы, которые принимают автопокрышки на производство покрытия для детских и спортивных площадок, резиновых матов, шумоизоляционных составов, асфальтового покрытия. Но этот приём платный и это останавливает их владельцев.
Читайте также: Вело шины с камерами
Видео:Как вырезать лебедя из покрышкиСкачать
Конец ЖЭК-арту: почему в России запретили украшать дворы покрышками и как будут утилизировать резиновых лебедей?
В ближайшее время по всей России начнется чистка придомовых территорий от отслуживших свое автомобильных покрышек, которые жители использовали для своих нужд, в том числе для создания различных клумб, ограждений и арт-объектов. Дело в том, что автомобильные покрышки признаны вредными для экологии, и после введения летом 2021 года запрета на их вторичное использование в быту правоохранительные органы начнут добиваться исполнения этого закона.
Знаменитые «гуси-лебеди» и другие скульптуры из покрышек, так же как тренажеры и детские аттракционы, которые построили из них предприимчивые граждане по всей стране, будут вывезены и утилизированы. О том, есть ли какая-то эстетическая ценность в исчезающем явлении, которое уже получило снисходительное название «ЖЭК-арт», рассказали корреспонденту «МИР 24» эксперты.
Видео:ШИКАРНАЯ ИДЕЯ из старой автомобильной шины. Что можно сделать из покрышки колеса.Скачать
Народное искусство или попытка застолбить права собственности?
«Так называемый ЖЭК-арт, безусловно, можно расценивать как народное творчество, это же народ делает, – говорит историк деревянного зодчества, скульптор, руководитель дизайн-студии «Столярная мастерская «Переправа» Федор Удольский . – Люди стараются, облагораживают свой быт. Ведь даже из обычной покрышки можно сделать скульптуру со вкусом. Я недавно был в Крыму, и там очень распространено создание придомовых арт-объектов. Часто жители ставят манекены и наряжают их: то это сельская девочка сидит на пенечке, то генерал в форме с оружием, то целые сценки. И все это так интересно и классно смотрится! В том числе – и скульптура из шин. Мне, как ценителю народного искусства, это нравится».
С этим мнением не согласен профессор МАРХИ Александр Кожевников . «К сожалению, у нас нет культуры ландшафтного дизайна, которая шла бы изнутри, от народа, – говорит архитектор. – Если в Европе эта культура ландшафтных приемов, которые применяют обычные жители, очень развита, то у нас все это уничтожено на корню. Впрочем, если посетить музеи деревянного зодчества «Кижи» или «Малые Корелы», то становится понятно, что изначальная культура украшения пространства у нашего народа была. Но она разрушена годами коллективизации, тотальным бегством из села и всеми другими процессами в нашем обществе. Люди, которые когда-то приехали из деревень, заселились в города, но у них все равно есть тяга к земле, тяга благоустроить какой-то маленький участок, отметиться на нем, обозначить что это – их собственность. Но они не знают, как это сделать».
Поэтому, по словам архитектора, люди смотрят, что есть у соседей, и пытаются использовать подручные средства, в том числе и автомобильные покрышки: закапывают их в землю, красят, пытаются сделать своеобразные инсталляции.
«Выглядит это довольно жутко, расценивать это как народное искусство сложно. Потому что часто все это сделано просто с целью отметить свое право на кусочек земли. Но так происходит, конечно, не от хорошей жизни», – говорит эксперт.
Видео:Как Сделать Лебедя из Шины Своими Руками / Поделки из покрышек SekretmasteraСкачать
Почему нельзя рубить с плеча?
По словам президента Международного союза ремесленников, члена общественного совета при Минкультуры РФ Дениса Прикарева, всем этим наивным искусством занимаются, как правило, пенсионеры и инвалиды.
«Если сейчас эти доморощенные инсталляции во дворах станут сносить, то это нанесет колоссальную психологическую травму людям, которые всем этим занимаются, – говорит эксперт. – Ведь у них нет других отдушин: нет возможности поехать в санаторий, за границу, даже посетить психолога».
«Множество социальных программ сейчас просто закрыто. А те электронные программы, которые пропагандирует правительство Москвы, для пожилых людей тоже недоступны. Ведь пенсионеры не умеют пользоваться гаджетами, да у них просто нет электронных устройств. И отобрать у них возможность любоваться на результаты своего труда – пусть даже они примитивные и малохудожественные – это цинично и бесчеловечно, жестоко и негуманно», – говорит Прикарев.
По словам Дениса Прикарева, если Департамент жилищной политики хочет окультурить пространство вокруг домов, то сперва нужно наладить диалог с их жителями. «Как минимум собрать мнения этих пенсионеров, дать им возможность найти другую отдушину в жизни, надо начинать с кружковой работы с пожилыми людьми. В этом должны участвовать и психологи. Короче, необходима социальная и психологическая реабилитация, чтобы не травмировать пожилых людей и людей с особенностями. Ведь часто ЖЭК-артом занимаются именно инвалиды. А иначе это будет серьезной психологической травмой для них», – говорит эксперт.
Читайте также: Давление в шинах мерседес с 180 как сбросить
ЖЭК-арт – это важный и довольно универсальный культурный феномен, считает куратор программ городской интеграции фонда V-A-C Ярослав Алешин. «Не нужно думать, что подобное творчество характеризует исключительно быт жителей спальных районов. Его смысловые аналоги можно встретить и на дачных участках весьма преуспевающих граждан, и в «местах силы» различных сообществ по интересам. Он выражает не только неудовлетворенность людей ассортиментом готовых функционалов, форм и сюжетов, представленных в сегменте рынка товаров уличного благоустройства», – говорит Алешин.
«Прежде всего ЖЭК-арт – это выражение стремления к деятельному и творческому переустройству своей повседневной среды. Важнейшего стремления, с которого, в сущности, и начинается диалог с культурой и о культуре», – считает эксперт.
По словам эксперта, здесь нет смысла говорить о качестве, наивности, пользоваться другими категориями подобного рода. «Знаменитым арт-объектам Дюшана, включая его «писсуар», уже больше 100 лет. Так что классическое заявление неискушенного зрителя «я тоже так могу» совершенно правомерно. Действительно, так может любой. Осталось лишь дать каждому сориентироваться в многообразии контекстов истории искусства и определить собственное место на большой карте культуры», – говорит Алешин.
«Привычная иерархия высоких и низких жанров, равно как посвященных и непосвященных участников, здесь неприменима. Наоборот, способность увидеть одно в другом, себя в знаменитом художнике, а его скульптуру – в композиции из шин возле родного подъезда – это и есть способ обретения универсального языка культуры, который так сейчас необходим. Поэтому в наших программах мы среди прочего приглашаем художников, вместе с которыми участники групп разрабатывают и реализуют творческие проекты. И ЖЭК-арт в этой деятельности, конечно же, важнейшее подспорье», – говорит Ярослав Алешин.
Видео:Лебеди из покрышек «улетят» на утилизациюСкачать
Если все же утилизировать, то как?
Утилизировать правильно все покрышки, которые найдутся по садовым участкам и дворам, по словам экспертов, будет нереально. «У меня большие сомнения, что это будет более экологично, – говорит Федор Удольский. – Эту покрышку погрузят в КАМАЗ, отвезут в сторону и, скорее всего, закопают в двух километрах от прежнего места. Никто утилизировать их не будет, все отправится на свалку и будет по-прежнему портить экологию. Или покрышки сожгут, что еще хуже для экологии. А ведь в регионах, на местах их будут утилизировать, скорее всего, именно так, потому что производств для правильной экологической переработки шин у нас мало».
С этой точкой зрения не согласен эколог, инженер-физик, автор учебника «Управление ЖКХ» Илья Рыбальченко. «Существует огромное количество способов переработать покрышки в экологически полезные материалы, – говорит эколог. – Существует прорывное изобретение «пушка Фролова». Это система высокотемпературного безопасного экологичного разложения материала покрышек, которую придумал заведующий Лаборатории горения и взрыва Российского института химической физики профессор Фролов. Это технология XXI века, и, с точки зрения науки, это технология, сопоставимая с изобретением атомной энергии. Она работает, с ее помощью из мусора можно получать полезные материалы. но она еще не внедрена в производство».
«Есть также пиролизные производства. В России их уже сотни, а в Соединенных Штатах их тысячи. Пиролизные производства позволяют из покрышек получать топливо, которое подходит для автомобиля. Эта система настолько эффективно действует в США, что до трети топлива, которое продается на бензоколонках – это пиролизное топливо, полученное из мусора. То есть покрышки вполне эффективно и экологически безупречно перерабатываются. Единственное, чего делать нельзя – это их жечь, в том числе и на мусоросжигающих заводах», – заключил эксперт.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📺 Видео
Покрышки запрещеныСкачать
Клумбы и лебеди из автомобильных покрышек попали под запретСкачать
Садовые дорожки из старых автомобильных шинСкачать
Лебеди из шин, очень много идейСкачать
Мастер-класс Как сделать Лебедей из шины своими руками. Поделки для дачи.Скачать
Поделки из шин для сада и домаСкачать
Почему в России запретили клумбы из автомобильных покрышек? Утро с Губернией 27/07/2021Скачать
Как вырезать лебедя из покрышки. Лебедь из Шины своими руками!!!Скачать
Удивительные Способы Использования Выброшенных ШинСкачать
ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ ,,ЛЕБЕДЬ из ШИНЫ,, Мастер класс от Виктора..Скачать
Лебедь из шин | Лебеди из покрышки 100 идей.Скачать
ЛЕБЕДЬ ИЗ ШИНЫ своими руками. Как сделать лебедя из покрышки. DIY car tire swanСкачать