Липучка это фрикционная шина

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

Липучка это фрикционная шина

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского « friction » – трение.

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS , но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением. Более подробно различия между этими типами зимних шин мы рассмотрели в отдельном материале.

Читайте также: Michelin шины для спецтехники

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Видео:Что такое фрикционная шина и почему она "липучка"Скачать

Что такое фрикционная шина и почему она "липучка"

Липучки или фрикционки — в чем разница?

Фрикционные шины делятся на два основных вида.

Первый — очень мягкий «скандинавский» с твердостью протектора от 50 до 57 единиц по Шору и с несметным количеством ламелей (разрезов на шашках). Именно такие участвовали в нашем тесте. Они самые массовые в России, поскольку ориентированы на заснеженные дороги, терпимы ко льду и чуть рыхловаты на асфальте. При температуре ниже минус 20 градусов на льду составляют конкуренцию шиповкам, — чем ниже температура, тем больше преимущество фрикционок, за что и получили прозвище «липучки». А вот при околонулевой температуре шипам заметно проигрывают, поскальзываясь на тонком слое воды, образовавшемся от трения между шинами и льдом.

Японские (и южнокорейские) шины относятся к этой же группе «мягких» изделий, однако имеют свои «национальные» особенности. В Стране восходящего солнца доля горной местности довольно велика, потому местные производители зимних шин (шиповки в Японии запрещены) фокусируют свои продукты на продольном сцеплении. Ведь без него и на спуске не затормозить, и в подъем не забраться. Поперечный зацеп для них, как правило, менее важен, поскольку аккуратные японцы и корейцы ездят по гололеду неспешно, а скользкие повороты проходят «шепотом». К тому же на виражах загородных трасс о поперечном сцеплении заботится дорожное покрытие, часто имеющее на дугах поворотов продольный «вельвет».

В Западной Европе распространен другой, «европейский» тип фрикционных шин, рассчитанный на теплые, влажные зимы, предназначенный, в первую очередь, для очищенных асфальтовых дорог и противостоянию слэшпленингу и аквапланированию. Отличается от «скандинавского» более жесткой резиной протектора, а по рисунку — сильно развитыми водоотводящими канавками и минимальным количеством ламелей. По жесткости делится на две подгруппы«жесткие» (твердость ближе к 65 единицам по Шору) и «полумягкие» (твердость в районе 58–60 единиц). Последние — нечто среднее между «скандинавками» и «европейками». У нас в стране «европейки» пользуются спросом лишь в мегаполисах с хорошо очищаемыми улицами и дорогами. При этом на гололеде они хуже более мягких «скандинавок», — чем жестче резина, тем значительнее проигрыш.

В чем подвох?

В том, что никакой маркировки на этот счет шины не имеют, а «на глаз» определить их назначение непросто даже специалисту. Достоверную информацию можно получить, изучив описание модели на официальном сайте производителя.

Видео:НИКОГДА НЕ ПОКУПАЙ ШИНЫ ЛИПУЧКИ НЕ ПОСМОТРЕВ ЭТО ВИДЕОСкачать

НИКОГДА НЕ ПОКУПАЙ ШИНЫ ЛИПУЧКИ НЕ ПОСМОТРЕВ ЭТО ВИДЕО

Шины липучка что это такое

Видео:Как работает липучка (фрикционная шина). Подробное видео. Просто о сложномСкачать

Как работает липучка (фрикционная шина). Подробное видео. Просто о сложном

Что такое покрышки «липучка»

Липучка — это зимние нешипованные шины в разговорной речи. Правильно говорить — фрикционные (от англ. friction — трение).

📸 Видео

Про резину Шипы или липучка Ни кого не слушай)))Скачать

Про резину  Шипы или липучка  Ни кого не слушай)))

ШИПУЧКА ИЛИ ЛИПУЧКА. Может липучка быть лучше шипов? Мой опыт.Скачать

ШИПУЧКА ИЛИ ЛИПУЧКА. Может липучка быть лучше шипов? Мой опыт.

ЗИМНЯЯ резина - ШИПОВАННАЯ или ЛИПУЧКА ? Что выбрать?Скачать

ЗИМНЯЯ резина - ШИПОВАННАЯ или ЛИПУЧКА ? Что выбрать?

Какие шины лучше работают на морозе? Шипы и фрикционки ("липучки") — на льду и асфальтеСкачать

Какие шины лучше работают на морозе? Шипы и фрикционки ("липучки") — на льду и асфальте

Самое наглядное сравнение «шиповок» и фрикционных шин Toyo: Observe Ice-Freezer и Observe Garit GizСкачать

Самое наглядное сравнение «шиповок» и фрикционных шин Toyo: Observe Ice-Freezer и Observe Garit Giz

ТОП зимней резины | Лучшие нешипованные зимние шины 2021-2022Скачать

ТОП зимней резины | Лучшие нешипованные зимние шины 2021-2022

Шипы? Да ни за что! Реальный отзыв Nokian Nordman Rs 2 липучка / фрикционная резинаСкачать

Шипы? Да ни за что! Реальный отзыв  Nokian Nordman Rs 2 липучка / фрикционная резина

ТОП 10 ЛУЧШИХ НЕШИПОВАННЫХ ШИН 2023 2024 года ПО МНЕНИЮ АВТОЭКСПЕРТОВ И АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВСкачать

ТОП 10 ЛУЧШИХ НЕШИПОВАННЫХ ШИН 2023 2024 года ПО МНЕНИЮ АВТОЭКСПЕРТОВ И АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ

ТОП-7 /// ТЕСТ Зимних ШинСкачать

ТОП-7 /// ТЕСТ Зимних Шин

ТОП ЛИПУЧКА (ФРИКЦИОННЫЕ) ШИНЫ КОТОРЫЕ ВЫ ПОКУПАЛИ!!!Скачать

ТОП ЛИПУЧКА (ФРИКЦИОННЫЕ) ШИНЫ КОТОРЫЕ ВЫ ПОКУПАЛИ!!!

Тестируем зимние шины летом! Что будет с липучкой на жаре?Скачать

Тестируем зимние шины летом! Что будет с липучкой на жаре?

Нужно ли ОБКАТЫВАТЬ ЛИПУЧКУ?Скачать

Нужно ли ОБКАТЫВАТЬ ЛИПУЧКУ?

Зимние шины: шипы или не шипы?Скачать

Зимние шины: шипы или не шипы?

Шипы или липучка - очень просто. Плюсы и минусы - ответ в истории создания зимних шин.Скачать

Шипы или липучка -  очень просто. Плюсы и минусы - ответ в истории создания зимних шин.

ШИПЫ НЕ ТОРМОЗЯТ НА ЛЬДУ! ТЕСТСкачать

ШИПЫ НЕ ТОРМОЗЯТ НА ЛЬДУ! ТЕСТ

Тест пятнадцати с половиной комплектов зимних шин. Шипы и липучки. В Финляндию до карантина!Скачать

Тест пятнадцати с половиной комплектов зимних шин. Шипы и липучки. В Финляндию до карантина!

Езда на "липучке" зимой: кайф или мучение? Честный отзыв!Скачать

Езда на "липучке" зимой: кайф или мучение? Честный отзыв!
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток