Иммобилизация. Основным приемом первой медицинской помощи является иммобилизация — создание неподвижности поврежденной части тела. Иммобилизация создает покой в зоне травмы, уменьшает боли и является противошоковым мероприятием, особенно при переломах костей и суставов, предупреждает смещение отломков и предотвращает проникновение инфекции внутрь раны. Заживлению перелома способствует правильная иммобилизация на период транспортировки пострадавшего в стационар.
Иммобилизация уменьшает также опасность развития осложнений — повреждения острыми отломками костей кровеносных сосудов, нервов, мышц.
Транспортные шины. Иммобилизация проводится с использованием специальных шин, которые прикрепляют к поврежденному участку тела бинтами, ремнями, лямками.
Шины фабричного изготовления могут быть деревянными, проволочными, сетчатыми, пластмассовыми. В последнее время применяют пневматические шины, изготовленные из резины и пластмассы. Все машины скорой помощи оснащены стандартными транспортными шинами. Они должны быть в здравпунктах, амбулаториях, аптеках.
Рис. 5. Стандартная транспортная шина Дитерихса. а — детали шины; б — общий вид наложенной шины; в — вытяжение конечности при помощи закрутки.
При отсутствии стандартных шин иммобилизацию проводят при помощи импровизированных шин, изготавливаемых из подручного материала (доски, лыжи, палки, ружья, зонтик).
При переломах бедра лучшей транспортной шиной является шина Дитерихса, позволяющая создавать хорошую иммобилизацию голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Шина состоит из двух деревянных пластин, длину которых легко можно изменить, и деревянной подошвы с закруткой. Шину накладывают поверх одежды и прибинтовывают подошву к стопе больной ноги (обувь не снимают). Соответственно росту пострадавшего подгоняют длину шины: длинная
Рис. 6. Проволочные транспортные шины.
а — шина Крамера; б — сетчатая шина.
наружная часть костыльком должна упираться в подмышечную впадину, а противоположный ее конец должен выходить на 12—15 см за подошву; короткая внутренняя часть костыльком должна упираться в промежность и также выходить за подошву на 12—15 см. Боковые шины проводят сначала через петли деревянной подошвы, затем устанавливают в подмышечной и паховой областях. За подошвой половинки шины соединяют шарнирной дощечкой.
Всю шину фиксируют к груди, животу, бедру и голени лямками, турами бинта. От деревянной подошвы к соединительной планке костыльков проводят прочный двойной шнур, закручивая который, осуществляют некоторое вытяжение конечности (рис. 5).
Из транспортных шин наибольшее распространение получила проволочная лестничная шина Крамера. Длина шины 1 м, ширина 10—15 см (рис. 6). Шине может быть придана любая форма; если нужна шина большей длины, скрепляют 2—3 секции. Для иммобилизации предплечья, кисти, стопы применяют сетчатую шину, изготовленную из мягкой тонкой проволоки, что позволяет придавать ей любую форму. Сетчатую шину часто используют как дополнительную к другим шинам. Используют наборы готовых пластмассовых, фанерных и картонных шин, лубков. Они менее удобны, чем проволочные, но также применяются для иммобилизации предплечья и кисти для предупреждения травмирования тканей проволочные шины перед их наложением желательно изнутри выложить ватой.
Рис. 7. Пневматическая (надувная) шина для иммобилизации верхней конечности.
1 — внутренняя стенка шины; 2 — наружная стенка шины; 3 — ниппель, через который в шину нагнетается воздух.
Читайте также: Ооо шин лайн инн 2312172390 телефон
Особенно удобны пневматические шины, представляющие собой двухстенную камеру. Внутренняя стенка резиновая, легко принимающая форму конечностей, а наружная — из твердых пластмасс. После накачивания воздуха конечность надежно иммобилизуется (рис. 7).
Транспортировка пострадавших. Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение должна быть быстрой, безопасной, щадящей, что предотвращает развитие осложнений: нарушение деятельности сердца, легких.
Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.
В городах и крупных населенных пунктах транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение удобнее всего осуществлять через станцию скорой помощи, которая по первому сигналу (вызов по телефону, через посыльного, милицейский пост) высылает на место происшествия специально оборудованную санитарную машину (легковой автомобиль или микроавтобус). В машине имеются места для сидения и место для носилок, которые легко выдвигаются через люк в задней части кузова.
Из отдаленных районов транспортировка может осуществляться на самолетах и вертолетах.
В случаях отсутствия машины скорой помощи транспортировку осуществляют любым транспортным средством (грузовая машина, конная повозка, нарты, водный транспорт).
При отсутствии транспорта переносят пострадавшего в лечебное учреждение на стандартных импровизированных носилках, при помощи лямки или на руках.
Медицинские носилки обеспечивают спокойное положение пострадавшему, облегчают погрузку в транспорт, выгрузку и перекладывание на кровать, тележку-каталку или операционный стол. Переноску на носилках могут осуществить 2—4 человека.
Положение больного на носилках определяется характером повреждения. При помощи подушки, одеяла, одежды придают поверхности носилок форму, необходимую для создания больному удобного для транспортировки положения.
Носилки устанавливают рядом с пострадавшим. Два человека со здоровой стороны опускаются на колено, осторожно подводят руки под пострадавшего и одновременно приподнимают его. В этот момент третий человек продвигает подготовленные носилки под пострадавшего, затем осторожно укладывают его на носилки. В траншее, узком проходе носилки под пострадавшего подводят со стороны головы
Видео:Применение иммобилизационной шины ГепоглосСкачать
Медицинские шины, разновидности и использование
Видео:Техника иммобилизации нижней конечности «шина Дитерихса»Скачать
Типология шин для переломов
Наиболее часто в лечебных учреждениях используются бандажи, соответствующие определенным стандартам. Существует несколько разновидностей травмотологических приспособлений, которые могу быть использованы при фиксации и лечении переломов.
Медицинские шины используются, как правило, в процессе терапии абрупций костей верхних и нижних конечностей.
В «походных» условиях в качестве бандажа из подручного материала можно использовать любой плоский и твердый предмет подходящих размеров, например дощечку, в школе можно использовать большую классную линейку и тому подобные предметы. Но это лишь временное решение, которое позволит обеспечить транспортировку больного в травматологическое отделение.
Бандажи или фиксирующие аппараты заводского изготовления могут различаться по материалу изготовления, степени жесткости, типу и размеру несущего каркаса.
В качестве универсальных фиксирующих устройств применяются шины-протезы. Они не только обеспечивают надежную фиксацию места повреждения, но и помогают исправлять кости при сращивании. Они справляются не только с повреждениями костных тканей конечностей, но и с переломами ребер, ключицы.
При необходимости обеспечения иммобилизации для транспортировки больного существует несколько вариантов бандажей:
- проволочная шина;
- специальная пневматическая;
- аппарат Дитерихса;
- стоматологические фиксирующие устройства.
Читайте также: Как сделать шины домиком
Видео:Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать
Применение различных видов шин
Приведем примеры использования различных видов медицинских бандажей, от самых простых, к более сложным.
Шина Крамера (проволочный бандаж)
При вероятности возникновения смещения кости друг относительно друга в области повреждения, с успехом применятся данный простейший вид. Надежная фиксация обеспечивается благодаря наличию специальной решетки, изготовленной из тонкой проволоки. Проволочные элементы составляют каркас устройства, а снаружи оно обмотано толстым слоем ткани или марли. Такая модель бандажа не обладает гибкостью, но может иметь различные формы, благодаря которым обеспечивается комфорт для пострадавшего.
Шейный бандаж (воротник)
Еще это устройство называют аппаратом Шанца. Служит она для фиксации позвонков шейного отдела, подвергшихся травмирующему воздействию или смещению в различных плоскостях.
Устройство имеет достаточно мягкую фиксацию, так как шея больного должна сохранять определенную степень свободы и подвижности.
Любопытно, что подобные аппараты достаточно широко используются как ортопедическое средство для лечения не только переломов, но и остеохондроза и других шейных заболеваний.
Шейные бандажи различаются размерами, жесткостью, наличием или отсутствием механизма, позволяющего сгибать и разгибать шею.
Бедренная шина Дитерихса
Как понятно из названия, данное устройство накладывается на нижние конечности. Чаще всего это первый бандаж, накладываемый на месте происшествия.
Наложение шины Дитерихса показано при открытом переломе бедренной кости, коленного сустава, повреждении тазобедренного сустава.
Конструкцию Дитерихса отличает простота изготовления и использования: её элементы изготовлены из дерева, а справиться с устройством сможет любой человек.
Пневматический медицинский бандаж
Представляет собой надувную герметичную камеру, в полость которой помещается и фиксируется поврежденная конечность.
Внутрь нагнетается воздух, конечность быстро, надежно и жестко фиксируется, благодаря этим особенностям пневматическая травматологическая шина широко используется в медицине катастроф и на скорой помощи.
Также устройство успешно применяется ортопедами для терапии и профилактики некоторых патологий опорно-двигательного аппарата.
Видео:Вакуумная шина для иммобилизации ноги. Инструкция по использованиюСкачать
Стоматологическая область
Медицинские шины применяются не только при лечении повреждений конечностей и рёбер, но и при различных повреждениях в челюстно-лицевой области.
В этой области имеется огромное разнообразие устройств и приспособлений, которые условно можно именовать общим термином.
Самые известные и популярные модели для лечения повреждений челюстной кости, это шина Ванкевича и модель Вайсенфлю. Остановимся подробнее на описании каждой из этих моделей.
Модель Ванкевича служит для решения проблем, вызванных переломом нижней челюсти. Конструктивно она достаточно проста, благодаря чему её стоимость невелика. Такой аппарат может быть использован для фиксации отломков нижней челюсти. Она представляет собой широкую пластину, фиксируемую на нижней челюсти благодаря штифтам, которые крепятся к верхней челюсти. Верхняя часть устройства может иметь различный вид, это зависит от наличия или отсутствия в челюсти зубов.
Особенности модели Вайсенфлю заключаются вопервых в том, что она позволяет фиксировать лишь передние зубы, устанавливается не на всю челюсть, а только на её переднюю часть. Конечно это съёмное устройство, также как и предыдущее, снабжено штифтами. Во-вторых, модель челюстного бандажа, разработанная Вайсенфлю, применяется на челюстях, имеющих не поврежденные зубы, зубные протезы или коронки.
Читайте также: Очиститель шин shine systems
Зубные фиксирующие аппараты – отдельный вид
В современной стоматологии широкое применение нашли съемные протезные шины. Они фиксируются на нужном участке, прижимая каждый зуб, направляя его в нужную сторону и с нужным усилием. Однако самым распространенным вариантом в ортодонтии является пластиковая накладка, которая фиксирует проблемный участок.
Видео:Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
ФИКСАЦИОННЫЕ ШИНЫ
При помощи этих шин создается фиксация (неподвижность) поврежденного участка тела. Известно несколько видов фиксационных шин.
Шина Крамера, или лестничная, изготавливается из мягкой проволоки. Достоинством лестничных шин является то, что они хорошо моделируются.
Шине можно придать любую форму, необходимую для иммобилизации того или иного участка тела.
Недостатком является то, что перед наложением их необходимо обматывать мягким материалом с целью профилактики пролежней.
Сетчатая шина, или шина Фильберга, представляет собой сетку, изготовленную из мягкой проволоки. Легко сворачивается в рулон. Применяется в основном для иммобилизации предплечья, кисти, стопы (рис. 7).
Фанерные шины изготавливаются чаще всего в виде лубка (желоба).
Лубковые шины отличаются дешевизной, портативностью, но не моделируются, удобны для иммобилизации предплечья и голени или любого другого сегмента, но только в прямом положении.
Рис. 7. Транспортная иммобилизация предплечья и кисти сетчатой шиной (этапы наложения).
а _ подготовка шины; б — наложение шины и начало бинтования; в — шина прибинтована; г — иммобилизация в законченном виде.
Правила наложения транспортных фиксационных шин:
- Транспортная иммобилизация должна быть произведена как можно раньше от момента повреждения.
- Транспортные шины должны обеспечить иммобилизацию, помимо поврежденного сегмента конечности, как минимум двух смежных суставов. Три сустава должны быть иммобилизированы при повреждении бедра (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы) и плеча (плечевой, локтевой и лучезапястный суставы).
- При иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей среднефизиологическое положение, а если это невозможно, то такое, при котором конечность меньше всего травмируется.
- Транспортные шины накладываются поверх одежды или обуви. С одной стороны, это позволяет избежать дополнительной травматизации поврежденного сегмента при раздевании пострадавшего, а с другой стороны, одежда или обувь выполняют роль дополнительных прокладок между кожей и шинами.
- Шина должна быть отмоделирована до наложения. Моделировать шины на пострадавшем недопустимо, так как это приводит к грубой травматизации поврежденного сегмента, значительно усиливает болевой синдром.
- При закрытых переломах перед наложением транспортной шины необходимо произвести легкое вытяжение конечности с коррекцией оси последней. В большинстве случаев это позволяет уменьшить смещение отломков и тем самым ослабить их давление на прилегающие мягкие ткани. При открытых переломах этого делать нельзя, так как при тракции выстоящие из раны загрязненные отломки «уходят» под мягкие ткани, дополнительно инфицируя рану.
- С целью профилактики пролежней шина, если это необходимо, перед наложением должна быть обмотана мягким материалом, а на костные выступы должны быть наложены прокладки из марли или ваты.
- В зимнее время иммобилизованную конечность необходимо дополнительно утеплить.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
📹 Видео
Первая помощь: шина на бедроСкачать
Наложение шиныСкачать
Транспортная иммобилизация. Часть 2: Шина на нижнюю конечность.Скачать
Стандарт «Техника наложения шины Крамера на предплечье»Скачать
Шины Гепоглос (иммобилизация)Скачать
Транспортная иммобилизация. Часть 1: Шлем. Воротник Шанца. Осмотр всего телаСкачать
Техника наложения лестничной шины при переломе костей предплечья - meduniver.comСкачать
Сколько нужно носить шину для лечения ВНЧС?Скачать
Иммобилизация шеи (Воротник Шанца)Скачать
Наложение лестничных шин при переломе голениСкачать
Иммобилизация шеи шинами лестничными шинами КрамераСкачать
ШИНА ДИТЕРИХСА ПЕРЕЛОМ БЕДРАСкачать
Первая помощь при закрытом переломеСкачать
Транспортная иммобилизация. Часть 3: Шина на верхнюю конечность.Скачать
Конструкция ЦМК (шина с цельнометаллическим кордом). Радиальная грузовая шина. Основные элементы.Скачать