Это уже пятая и последняя часть нашего исторического «сериала», посвященного колесной промышленности СССР. Для тех, кто только подключился к нам, ссылки на прошлые материалы: про обычные штампованные, модные литые диски советских машин, а также про заводские шины Москвичей и Волг. Теперь расскажем о резине, в которую «обували» автомобили марки Жигули.
Поскольку FIAT-124 заметно отличался от советских автомобилей по динамическим характеристикам, колёса более тихоходных Москвичей и Запорожцев ему никак не подходили. Уже в 1967 году в Краснодаре на автомобилях FIAT были проведены сравнительные испытания итальянских шин Pirelli с перспективной разработкой НИИШП. Кроме того, совместно с советскими шинниками итальянцы подготовили испытательную трассу в «Лужниках» и проверили поведение машины на разной резине – радиальной, диагональной, камерной, бескамерной, с различным рисунком протектора и т.д.
По итогам замеров компания Pirelli с учетом дорожных условий в СССР порекомендовала использовать радиальные бескамерные шины в камерном варианте. Увы, для первой модели Жигулей советский шинпром вовремя смог осилить лишь диагональные шины И-151, которые применялись и на Запорожцах. Всю свою конвейерную жизнь аж до 1988 года «копейка» во всех модификациях для внутреннего рынка комплектовалась именно этими архаичными покрышками.
2103/2106
Куда более мощные автомобили следующих моделей наконец-то получили подобающую резину: новинка с четырьмя круглыми фарами «встала» на радиальные шины ИЯ-170 с шириной профиля 165 мм вместо 155 мм на «единичке». По сравнению с диагональными покрышками новая резина обеспечивала лучшую устойчивость и плавность хода, соответствуя возросшим динамическим характеристикам Жигулей третьей и шестой моделей. Удивительнее всего, что «сто семидесятая» благодаря радиальной конструкции и своеобразному рисунку протектора в виде буквы W по сравнению с И-151 отлично вела себя на льду и укатанном снегу. Кстати, шинами ИЯ-170 оснащалось и большинство автомобилей ВАЗ-2102 (вместе с дисками 2103).
Маленькие 13-дюймовые колеса для вездехода не годились: на Ниве должны были стоять 15-дюймовые покрышки ВлИ-3, но во время испытаний опытной партии выяснилось, что в поворотах высокопрофильная боковина просто «складывается». Поэтому конструкторы приняли решение – перейти на размер больше.
Изначально автомобиль сходил с конвейера на широкопрофильных диагональных шинах ВлИ-5 размерности 6,95-16. Только в 1988 году в дополнение к «зубастым» покрышкам появились более подходящие для езды по твердому покрытию радиальные шины ВлИ-10 размерности 175/80 R16 с металлокордом. Интересно, что такие «универсальные» шины были разработаны еще в 1980 году, однако из-за отсутствия производственных мощностей для радиальных шин они смогли «добраться до Нивы» лишь восемь лет спустя. Впрочем, многие автомобили по-прежнему оснащались старыми добрыми «зубастиками» диагональной конструкции.
«Пятёрке» были положены не только новые детали оперения и двигатель с ременным приводом ГРМ , но и совершенно другие колёса. Чтобы ВАЗ-2105 соответствовал требованиям по управляемости и устойчивости, пришлось применить новейшую советскую разработку – шины МИ-166 с металлокордным брекером.
Еще до начала выпуска пятой модели шины были испытаны в сравнении с ИЯ-170 и «референсной» резиной Michelin ZX. Как оказалось, советская новинка превзошла даже именитые французские шины по длине тормозного пути, обладая аналогичными «Мишленам» показателями по устойчивости и управляемости. В дальнейшем шинами МИ-166 начали оснащаться и другие заднеприводные модели ВАЗ.
Шины ИЯ-170 стали первой жигулевской «радиалкой»
МИ-166 – радиальные шины с металлокордом
Читайте также: Ип околотович александр александрович хранение шин
В 1985 году был начат выпуск усовершенствованной шины, получившей индекс МИ-16. Рисунок её протектора был изменён таким образом, чтобы увеличился срок службы шины. Это было достигнуто за счет увеличения площади выступов крайних дорожек и их глубины. Гарантийный срок службы МИ-166 составлял 46 тысяч километров, а МИ-16 – уже 50 тысяч километров.
Неплохой даже по нынешним меркам показатель на практике был редко достижим, поскольку очень часто шины выходили из строя от повреждений корда задолго до предельного износа протектора. Несмотря на это, во время ресурсных испытаний МИ-16 был документально зафиксирован пробег в 100 тысяч километров (!).
Шинами МИ-16 оснащались многие Жигули восьмидесятых годов
«По плану» наиболее престижная модель получила и самые «модные» колёса модели ИН-251. По сравнению с привычными уже «радиалками» ИЯ-170 и МИ-166 ширину профиля увеличили до 175 мм, а высоту боковины, напротив, уменьшили до 70% от ширины. Такая резина получила непривычную для советских автомобилистов размерность 175/70 R13, став первой в истории советского автопрома низкопрофильной шиной. Еще одно важное отличие – однослойный металлокордный брекер вместо двухслойного, что должно было снизить потери на качение. Однако шина была еще более «нежной», чем МИ-166, которая так же не славилась способностью выдерживать сильные удары.
Техзаданием для первого переднеприводника ВАЗ была предусмотрена специфическая размерность низкопрофильных шин – 165/70 R13. Такую резину шинпром СССР не выпускал, поэтому с 1985 по 1987 год «восьмерки» оснащались французскими шинами Michelin MX L.
Тем временем на Западе были закуплены лицензия и технологическое оборудование для производства новой бескамерной радиальной шины с металлокордом. Шину стали выпускать на Нижнекамском шинном заводе, а чуть позже – и на Украине, в городе Белая Церковь.
Интересно, что в первые месяцы шина называлась ЕХ-85, однако всё тот же Michelin предъявил претензии к Шинпрому по такому обозначению, поскольку французская компания навсегда запатентовала за собой право на использование буквы Х для радиальных шин.
С наименьшими затратами пресс-формы переделали, переименовав шины в БЛ-85. В дальнейшем «восьмерочная» резина выпускалась и в других размерностях – от «таврической» 155/70 R13 до куда более крупных 14-дюймовых покрышек.
БЛ-85 были разработаны специально для «Спутника»
«Беэлки» обеспечивали Самаре неплохую управляемость, но, как и остальные шины с металлокордом, боялись плохих дорог, быстро приходя в негодность от ударов.
Самый маленький автомобиль ВАЗ получил собственные шины БИ-308 нехарактерной для волжских автомобилей размерности 135/80 R12. Такое соотношение диаметра диска, а также ширины и высоты профиля покрышки было продиктовано компоновочными соображениями, поскольку существующие 13-дюймовые колёса в колёсные ниши Оки просто не помещались.
Доводкой необычных шин занимались долго, благодаря чему резина получилась достаточно сбалансированной по сцепным свойствам и износостойкости. К сожалению, из-за небольших наружных размеров и малой высоты боковины (несмотря на 80%-й профиль) такие колёса плохо переносили суровую советскую действительность, что сказывалось на геометрии колёсных дисков.
Так получилось, что весь «советский» период задне- и переднеприводные автомобили ВАЗ довольствовались лишь 13-дюймовыми покрышками с шириной профиля не более 175 мм. Переход на четырнадцать дюймов состоялся уже в другой стране – как известно, именно такими колёсами комплектовались 16-клапанные «десятки» с увеличенным диаметром передних тормозных дисков, который и заставил конструкторов перейти на новый типоразмер. Впрочем, восьмиклапанные версии и в новом тысячелетии наматывают километры на шины жигулёвской размерности 175/70 R13…
Читайте также: Грязевые шины r15 225 75
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Брали Ниву в магазине новую в начале 80-х. На ней шины Нокиа стояли.
«Поскольку FIAT-124 заметно отличался от советских автомобилей по динамическим характеристикам»
. в худшую сторону. Разумеется, если брать современные на тот момент модели М-412 и ГАЗ-24, а не выпускавшиеся с середины 50-х — начала 60-х заведомо устаревшие.
Напомню, что 2101 имел всего 1,2 л и 64 л.с., что обеспечивало динамику лишь чуть лучше старой модели «Москвича» с её 50 л.с. Времена мощных и быстрых 2103 и 06 ещё не пришли, и М-412 оставался вне конкуренции по динамике среди малолитражек. Впечатление динамичности «Жигулятора» создавали лучшая управляемость и добротная для тех лет шумоизоляция, притуплявшие «чувство скорости». Реально, 2101 был довольно медлительной машиной, которую новая «Волга» легко делала в плане «пинка в задницу» при разгоне (если и не по паспортным цифрам 0-100) и максималке, а «Москвич» — и по разгону, по максималке.
«Увы, для первой модели Жигулей советский шинпром вовремя смог осилить лишь диагональные шины И-151»
. хотя ещё с середины 60-х выпускал радиальные шины, в т.ч. даже и грузовые. Что заставляет задуматься о том, что не всё было так уж хорошо с «радиалками» тех лет (металлокордными), что показал предшествующий опыт их эксплуатации, раз от них отказались.
И правда — комфортабельность и устойчивость к ударам и порезам у них были на несколько порядков хуже, чем у «диагоналок» (и на порядок хуже современной «радиалки» с высокопрочным синтетическим или комбинированным кордом). Что в те годы было гораздо более существенным недостатком, чем некоторые преимущества «радиалки» с точки зрения управляемости и расхода топлива. Ибо когда шина выходит из строя после первой ямы, а очередь на них расписана на полгода вперёд. ну, вы поняли.
В Америке, впрочем, та же самая история — доминирование «диагоналки» на моделях местного производства до середины 80-х. Правда, для экономии топлива там делали шины с несколько облегчённой боковиной и усиленным брекером («диагонально-опоясанные», Belted-Diagonal). Основная причина здесь, конечно, другая — комфортабельность «диагоналки» и тряскость ранней «радиалки».
«Всю свою конвейерную жизнь аж до 1988 года «копейка» во всех модификациях для внутреннего рынка комплектовалась именно этими архаичными покрышками. «
. чему были очень рады потенциальные потребители самой дешевой модели ВАЗа в лице жителей некрупных городов и сельской местности, которые при наличии возможности с радостью ставили такую же резину и на машины, с завода оснащавшиеся «радиалкой», что я лично неоднократно наблюдал. Поскольку на мягких грунтах диагональная резина реально практически неубиваемая и неразрушимая (а вот на асфальте стирается за 30-40 тыс. км, и это при аккуратном использовании).
Видео:R13 или R14? Какую резину лучше поставить на ВАЗ. На что влияет размер колес. Какие колеса выбрать?Скачать
Размер шин ВАЗ 2101 1.3 2101x (1974-1988)
Подбор и поиск размера шин по модели 2101. Таблица штатных, заводских размеров шин VAZ
- Какой размер резины можно поставить на VAZ 2101 1.3 2101x.
- Допустимые (стандартные) и рекомендуемые размеры покрышек.
- Mаксимальные и минимальные размеры шин ВАЗ 2101 1.3 2101x.
- Профиль (ширина, высота) и диаметр шин.
Видео:Колёса на ВАЗ подбор размера ШИН!!!Скачать
Выберите свой год выпуска 2101 1.3 2101x
Выпуск модели VAZ 2101 1.3 2101x осуществлялся с 1974 по 1988год.
Таблица заводских и подходящих размеров шин VAZ 2101 1.3 2101x.
🎬 Видео
На что влияет размер колес?What affects wheel size?Скачать
Давление в Шинах от R13 до R18Скачать
ВАЗ 2101.Год выпуска 1974.Заводим, моем и ставим НОВУЮ советскую резину, Первый выезд.Болты FIAT!!!!Скачать
ВАЗ-2101 с самыми широкими колесамиСкачать
Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Параметры дисков - расшифровкаСкачать
ДИСКИ ВАЗ.ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БЕСКАМЕРНЫЕ И ПОД КАМЕРУ!!!Скачать
Как выбрать, какой размер шины лучше 185 или 175 на R14, 6J?Скачать
ТОП ДИСКИ НА ЖИГУ, О КОТОРЫХ ТЫ НЕ ЗНАЛ НАЗВАНИЯ!Скачать
Как меняли резину в СССР. Пробуем на Ваз 2101.Скачать
Выбор авто шин на автомобиль ВАЗСкачать
В чем основное отличие ВАЗ-2101 от его брата ВАЗ-21011?Скачать
Резина для классики ВАЗ.Скачать
Проставки (адаптеры) на колеса | Зачем нужны? Как устанавливаются? 5 видов конструкций.Скачать
НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать
Жрет резину на ВАЗ 2101 нашли причину - САНЯ МЕХАНИКСкачать
R13 или R14? Какую резину лучше поставить на ВАЗ. На что влияет размер колес. Какие колеса выбрать?Скачать
МЕНЯЕМ КОЛЁСА с 13 на 14 на ВАЗ 2101!!Скачать