Mca шина пропускная способность

Mca шина пропускная способность

MCA (англ. Micro Channel Architecture , архитектура Micro Channel) — cистемная шина, представленная в 1987 году [1] корпорацией IBM вместе с новым семейством персональных компьютеров IBM PS/2. Отличается от существовавшей на тот момент, и предлагаемой к замене, архитектуры Intel ISA более совершенными возможностями, предоставляемыми разработчикам вычислительных систем. К наиболее интересным из них можно отнести: использование программируемых ключей (Programmable Option Select), механизма многопользовательского доступа к шине (Multi-Device Interface), аппарата уровнечувствительных прерываний совместного использования и протокола Master.

Новая разработка решила многие проблемы, свойственные ISA: частота шины поднялась до 10 МГц, появился удобный механизм Plug and Play (до этого прописывать новое устройство в систему приходилось вручную), ширина шины данных стала 32 бита. Теоретическая пропускная способность MCA достигала 66 МБ/с (на практике — максимум 40 МБ/с). Устройства наконец-то могли общаться друг с другом напрямую, минуя центральный процессор. С такими улучшениями MCA могла бы стать индустриальным стандартом, но IBM сама все испортила не став развивать рынок периферии для новой шины, более того, тщательно тормозила этот процесс — сторонние производители должны были получать специализированный ID для каждого устройства, за право выпуска устройств под MCA нужно было платить лицензионные отчисления и роялти, при том, что IBM, не желая раскрыть технические данные новой шины, не пожелала её лицензировать. Новые компьютеры с шиной MCA (а ими оказалось семейство IBM PS/2) оказались значительно дороже аналогов с использованием ISA. В добавок, начинали пользоваться всё большей популярностью системы от Dell, Research Machines и Olivetti. Многим производителям компьютеров основательно поднадоела политика IBM, в итоге они объединились и начали работать над альтернативным стандартом. Альянс AST Research, Compaq, Epson, Hewlett-Packard, NEC, Olivetti, Tandy, WYSE и Zenith Data Systems шутливо назвали «Бандой девяти». Результаты их труда обозначились уже в 1988 году, когда партнеры представили 32-битную шину Extended Industry Standard Architecture (EISA). Она обладала всеми преимуществами MCA, но при этом представляла собой лишь надстройку над классической ISA, что позволило сохранить совместимость с 8- и 16-битными компонентами. Лицензия на шину EISA, тем более по сравнению с MCA, стоила мало.

Массовое применение MCA заметно лишь в системах выпущенных корпорацией IBM: PS/2, RS/6000, AS/400 и некоторых мейнфреймах System/370.

Следует помнить, что поскольку габаритные размеры платы и разводка линий канала на контакты соединителей изменились, то существующие адаптеры IBM PC не поддерживаются системами с архитектурой Micro Channel.

Создателем MCA считается талантливый инженер разработчик Chet Heath.

Видео:03. Основы устройства компьютера. Память и шина. [Универсальный программист]Скачать

03. Основы устройства компьютера. Память и шина. [Универсальный программист]

Шина MCA, локальная шина VESA

Видео:Лекция 281. Шина ISAСкачать

Лекция 281. Шина ISA

Шина MCA

«До 1 апреля 1987 года жизнь в мире РС была крайне простой: в байте было 8 бит, и при этом существовала только одна шина, по которой эти биты можно было передавать. Конечно, эта шина была «двух размеров» — разрядностью 8 и 16 бит — но это была одна шина. Но на следующий день — 2 апреля — все изменилось, и, кажется, простота больше никогда не вернется.»

Читайте также: Источник питания датчиков давления в шинах

В 1987 году компания IBM прекратила выпуск серии РС/АТ и начала производство линии PS/2. Одним из главных отличий нового поколения персональных компьютеров была новая системная шина MCA ( Micro Channel Architecture ). Эта шина не обладала обратной совместимостью с ISA, но зато содержала ряд передовых для своего времени решений:



    8/16/32-разрядная передача данных

Пропускная способность составила 20 Mb/s при частоте 10 MHz и максимальной пропускной способности 160 Mb/s (!), то есть больше, чем у 32-разрядной PCI

Поддержка нескольких bus master. Любое устройство, подключенное к шине, может получить право на ее исключительное использование для передачи или приема данных с другого соединенного с ней устройства. Такое устройство, по сути, представляет собой специализированный процессор, который может осуществлять обмен данными по шине независимо от основного процессора. Работу устройств арбитр шины (CACP — Central Arbitration Control Point). При распределении функций управления шиной арбитр исходит из уровня приоритета, которым обладает то или иное устройство или операция. Всего таких уровней четыре (в порядке убывания):

Если устройству необходим контроль над шиной, оно сообщает об этом арбитру. При первой возможности (после обработки запросов с более высокими приоритетами) арбитр передает ему управление шиной. Вне системы приоритетов обслуживают только немаскируемые прерывания (NMI — Non-Maskable Interrupts ), при возникновении которых управление немедленно передается процессору

11-уровневые прерывания ( 11-level triggered interrupts ) вместо двухуровневых ( trigger-edged ) у ISA позволяли делить ( share ) прерывания между устройствами, что в свою очередь позволило излечить одну из болезней первых PC — нехватку линий IRQ

24 или 32 адресных линии позволяли адресовать до 4 GB памяти

Автоматическое конфигурирование устройств существенно упростило установку новых плат. У компьютеров с шиной MCA нет никаких перемычек или переключателей — ни на системной плате, ни на платах расширения. Вместо использования адресов портов ввода-вывода, зашитых в железо, центральный процессор назначает их при старте системы, базируюсь на информации, считанной из ROM карты

Асинхронный протокол передачи данных снижал вероятность возникновения конфликтов и помех между устройствами, подключенными к шине.

Не правда ли, очень продвинутый для 1987 года стандарт? Однако эта архитектура не получила широкого распространения, в первую очередь потому, что она была полностью не совместима с ISA. Если пользователь переходил на использование новой шины, то он был вынужден покупать и все необходимые платы расширения с МСА-интерфейсом. Хотя, возможно, развитие персональных компьютеров пошло бы по-другому если бы не одно но. Дело в том, что руководство IBM, посчитав свое лидирующее положение на рынке персональных компьютеров незыблемым, предложило независимым производителям, желающим использовать шину МСА, совершенно кабальные условия, включающие требование заплатить за использование шины ISA во всех ранее произведенных компьютерах. Как Вы сами понимаете, желающих оказалось, мягко скажем, немного. Из серьезных компаний только Apricot и Olivetti поддержали новую архитектуру (причем Olivetti принимала активное участие в разработке конкурирующего стандарта — EISA (см. здесь). Большинство покупателей систем PS/2 «покупали IBM», а не МСА. В результате огромная работа — было разработано 6 типов слотов —



    16-разрядные (основные слоты, которые устанавливается во все компьютеры с шиной МСА)

32-разрядные (устанавливаются на компьютерах с шиной МСА и процессором 386DX и выше. Так же, как и в ISA, являются только расширением основного слота, но, поскольку разрабатывались одновременно с шиной, конструкция получилась более логичной)

16 и 32-разрядные с дополнениями для плат памяти (устанавливаются в некоторых компьютерах с шиной МСА, например, PS/2 моделей 70 и 80, имеют 8 дополнительных контактов для работы с платами расширения памяти, расположенных в самом начале разъема, обращенном к задней стенке компьютера, перед основными контактами)

16 и 32-разрядные с дополнениями для видеоадаптеров (предназначены для увеличения быстродействия видеосистемы. Обычно в компьютере с шиной МСА установлен один такой слот. 10 дополнительных контактов также расположены в начале разъема и позволяют плате видеоадаптера получить доступ к встроеннoй в системную плату схеме VGA).

— пропала фактически даром. На данный момент ссылки на архитектуру МСА практически не встречаются даже на сайте IBM.

Видео:Частота процессора или частота системной шины?Скачать

Частота процессора или частота системной шины?

Local Bus

Все описанные ранее шины (за исключением MCA) имеют общий недостаток — сравнительно низкую пропускную способность. Это связано с тем, что шины разрабатывались в расчете на медленные процессоры. В дальнейшем быстродействие последнего возрастало, а характеристики шин улучшались в основном экстенсивно, за счет добавления новых линий. Препятствием для повышения частоты шины являлось огромное количество выпущенных плат, которые не могли работать на больших скоростях обмена (МСА это касается в меньшей степени, но в силу вышеизложенных причин эта архитектура не играла заметной роли на рынке). В то же время в начале 90-х годов в мире персональных компьютеров произошли изменения, потребовавшие резкого увеличения скорости обмена с устройствами:



    Создание нового поколения процессоров типа Intel 80486, работающих на внешних частотах до 66 MHz

Увеличение емкости жестких дисков и создание более быстрых контроллеров

Разработка и активное продвижение на рынок графических интерфейсов пользователя (типа Windows) привели к созданию новых графических адаптеров, поддерживающих более высокое разрешение и большее количество цветов (VGA и SVGA), что привело к нехватке пропускной способности имеющихся шин (MCA, как уже говорилось, не в счет).

Очевидным выходом из создавшегося положения является следующий: осуществлять часть операций обмена данными, требующих высоких скоростей, не через шину ввода/вывода, а через шину процессора, примерно так же, как подключается внешний кэш.

И в августе 1992 года ассоциация Video Electronic Standard Association (VESA) — ассоциация, представляющая более ста компаний — предложила использовать в компьютерах на базе процессоров Intel-80486 подобную архитектуру, называемой теперь шиной VESA (она же VL-Bus, она же Local Bus). Иначе говоря шина VESA является продолжением той магистрали, по которой микропроцессор обменивается с оперативной памятью. Поэтому она оказалась очень дешевой в реализации, и в 1993-1994 годах VL-Bus получила широчайшее распространение на компьютерах с процессором 80486 и его модификациях.

Основные характеристики VL-bus таковы:



    Поддержка процессоров серий 80386 и 80486. Шина разработана для использования в однопроцессорных системах, при этом в спецификации предусмотрена возможность поддержки х86-несовместимых процессоров с помощью моста ( bridge chip )

Максимальное количество bus master — 3 (не включая контроллер шины). При необходимости возможна установка нескольких подсистем для поддержки большего числа master’ов

Несмотря на то, что изначально шина была разработана для работы с видеоконтроллерами, возможна поддержка и других устройств (например, контроллерa жесткого диска)

Стандарт допускает работу шины на частоте до 66 MHz, однако электрические характеристики разъема VL-bus ограничивают ее до 50 MHz (это ограничение, естественно, не относится к интегрированным в материнскую плату устройствам).

Двунаправленная ( bi-directional ) 32-разрядная шина данных поддерживает и 16-разрядный обмен. В спецификацию заложена возможность 64-разрядного обмена

Поддержка DMA обеспечивается только для bus master’ов. Шина не поддерживает специальных инициаторов DMA

Максимальная теоретическая пропускная способность шины — 160 Мb/s (при частоте шины 50 MHz), а стандартная — 107 Мb/s при частоте 33 MHz

Поддерживается пакетный режим обмена (для материнских плат 80486, поддерживающих этот режим). 5 линий используется для идентификации типа и скорости процессора, сигнал Burst Last (BLAST#) используется для активизации этого режима. Для систем, не поддерживающих этот режим, линия устанавливается в 0

Слот VL-bus устанавливается в линию за слотами ISA/EISA/MCA, поэтому VL-платам доступны все линии этих шин

Поддерживается как интегрированный в процессор кэш, так и кэш на материнской плате

Напряжение питания 5 V. Устройства с уровнем выходного сигнала 3.3 V поддерживаются при условии, что они могут работать с уровнем входного сигнала 5 V.

Появление локальной шины было огромным шагом вперед во всей компьютерной индустрии, так как она смогла устранить сразу два узких места в системе: низкие скорости обмена данными с графической картой и жестким диском. Однако скоро выяснилось, что VESA — это ничуть не более, чем сиюминутное решение. Это связано с большим перечнем серьезных недостатков, присущих шине, а именно:



    Ориентация на 486-ой процессор. VL-bus жестко привязана к шине процессора 80486, которая отличается от шин CPU Pentium и процессоров следующих поколений

Ограниченное быстродействие. Как уже было сказано, реальная частота VL-bus не может составлять больше 50 MHz. Причем при использовании процессоров с множителем частоты шина использует основную частоту (так, для 486DX2/66 частота шины будет 33 MHz). Впрочем, для начала-середины 90-х годов скорости было вполне достаточно, однако уже через несколько лет ее могло бы и не хватить

Схемотехнические ограничения. К качеству сигналов, передаваемых по шине процессора, предъявляются очень жесткие требования, соблюсти которые можно только при определенных параметрах нагрузки каждой линии шины. По мнению Intel, установка недостаточно аккуратно разработанных VL-плат может привести не только к потерям данных и нарушениям синхронизации, но и к повреждению системы

Ограничение количества плат. Это ограничение вытекает также из необходимости соблюдения ограничений на нагрузку каждой линии

Несмотря на существующие недостатки, локальная шина смогла все же завоевать на какое-то время лидерство на рынке, ибо реальной альтернативы в то время не было. Однако это лидерство было недолгим, поскольку корпорация Intel скоро разработала свою новинку — шину PCI . По мнению компании, VL-bus базировалась на технологиях 11-летней давности и являлась всего лишь «заплаткой», компромиссом между производителями (что, в принципе, было верно). Правда, VESA заявляла, что обе шины могут уживаться совместно в одной системе. Intel соглашалась, что такое соседство возможно, но задавала встречный убийственный вопрос: «А зачем?». Так что VLB начала быстро сходить с дистанции начиная уже со второй половины 90-х годов, уступая место новоявленной сопернице.

Источник: Энциклопедия компьютерного железа.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    📽️ Видео

    Лекция 308. Шина I2CСкачать

    Лекция 308.  Шина I2C

    Системная шина персонального компьютера ISAСкачать

    Системная шина персонального компьютера ISA

    Введение в пропускную способность(видео 10) | Теория информации | ПрограммированиеСкачать

    Введение в пропускную способность(видео 10) | Теория информации | Программирование

    Передача данных - шина SPIСкачать

    Передача данных - шина SPI

    АПС Л19. ШиныСкачать

    АПС Л19.  Шины

    Как работает компьютер? Шины адреса, управления и данных. Дешифрация. Взгляд изнутри!Скачать

    Как работает компьютер? Шины адреса, управления и данных. Дешифрация. Взгляд изнутри!

    Системная шина процессораСкачать

    Системная шина процессора

    Satisfactory: Конвейерные шины.Скачать

    Satisfactory: Конвейерные шины.

    Системная шина персонального компьютера AGPСкачать

    Системная шина персонального компьютера  AGP

    Шины ввода-выводаСкачать

    Шины ввода-вывода

    Разгон кольцевой шины и кэша L3 процессораСкачать

    Разгон кольцевой шины и кэша L3 процессора

    Логический анализатор шины i2cСкачать

    Логический анализатор шины i2c

    МЭ(МЕ) Шина импорта и экспорта в Applied Energistics 2 - майнкрафт 1.7.10Скачать

    МЭ(МЕ) Шина импорта и экспорта в Applied Energistics 2 - майнкрафт 1.7.10

    Влияние шин PCI-e и внутренней шины видеокарты на производительностьСкачать

    Влияние шин PCI-e и внутренней шины видеокарты на производительность

    МЭ(МЕ) Шины переключения и излучатель уровня в Applied Energistics 2 - майнкрафт 1.7.10Скачать

    МЭ(МЕ) Шины переключения и излучатель уровня в Applied Energistics 2 - майнкрафт 1.7.10

    Измеряем и проверяем остаточную глубину протектора специальнам измерителем СВОИМИ СИЛАМИСкачать

    Измеряем и проверяем остаточную глубину протектора специальнам измерителем СВОИМИ СИЛАМИ

    Лекция 310. Шина USB - функциональная схемаСкачать

    Лекция 310.  Шина USB - функциональная схема
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток