- 1. РАЗБОРНЫЕ КОНТАКТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
- 2. СОЕДИНЕНИЯ ШИН С ВЫВОДАМИ
- 3. СОЕДИНЕНИЯ ГИБКИХ ШИН МЕЖДУ СОБОЙ И С ВЫВОДАМИ В ОТКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ
- 4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1: БОЛТЫ И ГАЙКИ
- 5. ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ШАЙБЫ
- 6. ПРИЛОЖЕНИЕ 9: ВЫВОДЫ КОНТАКТНЫХ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ ПЛОСКИЕ И ШТЫРЕВЫЕ
- 7. ДОПУСТИМЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ТОК ДЛЯ ШИН ПРЯМОУГОЛЬНОГО СЕЧЕНИЯ
- 1. РАЗБОРНЫЕ КОНТАКТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
- 1. Технология выполнения соединений
- Рис. 1. Разборные контактные соединения
- Таблица 1
- 2. Подготовка к сборке разборных соединений
- Таблица 2
- Длина болтов для соединения пакетов шин:
- Болтовые контактные соединения
- Покрытие сплавами медных шин, оловянирование (лужение)
- ВСН 164-82 Инструкция по проектированию и монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
- 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТАКТНЫМ СОЕДИНЕНИЯМ
- 4. СОЕДИНЕНИЯ И ОТВЕТВЛЕНИЯ ШИН
- Неразборные соединения
- Разборные соединения
- 5. СОЕДИНЕНИЯ ШИН С ВЫВОДАМИ
- 6. СОЕДИНЕНИЯ ГИБКИХ ШИН МЕЖДУ СОБОЙ И С ВЫВОДАМИ В ОТКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ
- 7. ПОДГОТОВКА И СБОРКА КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
- Сварные соединения
- Болтовые соединения
- 8. КОНСЕРВАЦИЯ КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
- 9. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
- 10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
- 11. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
- 🎬 Видео
1. РАЗБОРНЫЕ КОНТАКТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
2. СОЕДИНЕНИЯ ШИН С ВЫВОДАМИ
3. СОЕДИНЕНИЯ ГИБКИХ ШИН МЕЖДУ СОБОЙ И С ВЫВОДАМИ В ОТКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ
4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1: БОЛТЫ И ГАЙКИ
5. ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ШАЙБЫ
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 9: ВЫВОДЫ КОНТАКТНЫХ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ ПЛОСКИЕ И ШТЫРЕВЫЕ
7. ДОПУСТИМЫЙ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ТОК ДЛЯ ШИН ПРЯМОУГОЛЬНОГО СЕЧЕНИЯ
Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать
1. РАЗБОРНЫЕ КОНТАКТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
1. Технология выполнения соединений
1.1. Разборные (болтовые) контактные соединения в зависимости от материала соединяемых шин и климатических факторов внешней среды подразделяются на соединения:
а) без средств стабилизации электротехнического сопротивления;
б) со средствами стабилизации электрического сопротивления.
1.2. Контактные соединения шин из материалов медь-медь, алюминиевый сплав алюминиевый сплав, медь-сталь, сталь-сталь для групп А и Б, а также из материалов алюминиевый сплав-медь и алюминиевый сплав-сталь для группы А не требуют применения средств стабилизации электрического сопротивления. Соединения выполняются непосредственно с помощью стальных крепежных деталей (рис.1 а).
Рис. 1. Разборные контактные соединения
1.3. Контактные соединения шин из материалов алюминий-алюминий, алюминиевый сплав-алюминий для групп А и Б, а также из материалов алюминий-медь и алюминий-сталь для группы А следует выполнять с помощью одного из средств стабилизации сопротивления:
а) тарельчатых пружин по ГОСТ 3057 (рис. 1 б);
б) крепежных изделий из меди или ее сплава (рис. 1 в);
в) защитных металлических покрытий по ГОСТ 21.484, наносимых на рабочие поверхности шин или электропроводящей смазкой типа ЭПС-98 (рис 1 г);
г) переходных медно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357 (рис. 1 д);
д) переходных пластин из алюминиевого сплава (рис. 1 е).
Рабочие поверхности шин и пластин из алюминия и алюминиевого сплава должны иметь защитные металлопокрытия.
1.5. Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин следует соединять с алюминиевыми шинами сваркой. Разборные соединения переходных пластин с медными шинами необходимо выполнять с помощью стальных крепежных деталей.
1.6. Расположение и диаметр отверстий для соединения шин шириной до 120 мм приведены в табл. 1.
Зависимость диаметра отверстия в шинах от диаметра стягивающих болтов следующая:
Диаметр отверстия в шинах, мм
Таблица 1
* Примечание только при соединении пакетов шин
1.7. Контактные участки шин шириной 60 мм и более, имеющие два отверстия в поперечном ряду, рекомендуется выполнять с продольными разрезами. Ширина разреза зависит от способа его выполнения и должна быть не более 5 мм.
2. Подготовка к сборке разборных соединений
2.1. Подготовка шин для разборного соединения состоит из следующих операций: выполнение отверстий под болты, обработка контактных поверхностей и, при необходимости, нанесение металлопокрытия.
2.2. Расположение и размеры отверстий под болты должны соответствовать указанным в п. 1.6.
2.3. При массовой заготовке шин рекомендуется вырубку отверстий производить на прессах. Одновременная вырубка нескольких отверстий
может быть осуществлена с помощью специальных приспособлений. При вырубке отверстий с применением упора и кондукторов разметку производить не следует.
2.4. Длину болтов для соединения пакета шин необходимо выбирать по табл. 2. На болтах после сборки и затяжки соединений должно оставаться не менее двух ниток свободной резьбы.
Таблица 2
Длина болтов для соединения пакетов шин:
Толщина пакета шин в соединении, мм
алюминиевых с алюминиевыми
алюминиевых с медными или с шинами из алюминиевого сплава
2.5. Контактные поверхности шин необходимо обрабатывать в следующем порядке: удалить бензином, ацетоном или уайт-спиритом грязь и консервирующую смазку, у сильно загрязненных шин гибкой ошиновки кроме очистки внешних повивов после расплетки очистить внутренние повивы; выправить и обработать под линейку на шинофрезерном станке (при наличии вмятин, раковин и неровностей); удалить посторонние пленки ручным электроинструментом со специальным зачистным кругом, или другими насадками и приспособлениями для механизированных инструментов. Зачистку шин в мастерских электромонтажных заготовок рекомендуется производить на станке 3Ш-120. При зачистке алюминия применять шлифовальные круги не допускается. Не следует применять напильники и стальные щетки для одновременной обработки шин из различных материалов.
2.7. Способы и технология нанесения металлопокрытий на контактные поверхности шин даны в Приложении 8.
2.8. Поверхности, имеющие защитные металлические покрытия, в случае загрязнения перед сборкой следует промыть органическими растворителями (бензином, уайт-спиритом и т.д.).
Луженые медные желобки, предназначенные для закрепления медных шин в петлевых зажимах, необходимо промывать растворителем и покрывать слоем нейтральной смазки (вазелин КВЗ, ГОСТ 15975; ЦИАТИМ-201, ГОСТ 6267; ЦИАТИМ-221, ГОСТ 9433; электропроводящую смазку ЭПС-98 ТУ 0254-002-47926093-2001 или другими смазками с аналогичными свойствами). Зачищать такие желобки наждачной бумагой не следует.
2.9. Допускается наносить металлопокрытия на отрезки шин (пластин), которые затем приваривают к шинам на монтаже. Длина покрываемого отрезка шины (пластины) в зависимости от длины этого отрезка должна быть:
Видео:Медные шины и алюминиевая шина АД31Скачать
Болтовые контактные соединения
Соединение между собой проводников прямоугольного сечения выполняется с помощью болтов, шпилек или сжимов. Число болтов определяется размерами шин. Силу сжатия контактных поверхностей целесообразнее обеспечивать применением нескольких болтов меньшего сечения, чем одного болта большего сечения, так как в первом случае количество контактных пятен получается больше. В результате переходное сопротивление соединения уменьшается и происходит более равномерное распределение тока по контактной площади. Плоские и штыревые контактные выводы электротехнических устройств выполняют согласно ГОСТ 21242-75.
Соединения нескольких параллельных шин фазы между собой выполняют путем укладки их в переплет, а не попарно, так как в последнем случае контактная поверхность получается значительно меньшей, а переходное сопротивление — большим.
При прохождении электрического тока детали контактного соединения нагреваются и вследствие нагрева расширяются. Особенно значительный нагрев и расширение происходят при коротком замыкании. Расширение не одинаково по всему контактному соединению, так как его детали имеют разные коэффициенты линейного расширения.
Болты соединений медных и алюминиевых шин работают в неблагоприятных условиях, поскольку коэффициент линейного расширения стального болта меньше, чем медной или алюминиевой шины: кроме того, болты при коротком замыкании всегда нагреваются значительно меньше, чем шины.
В режиме короткого замыкания на болты действуют дополнительные силы, которые, складываясь с силой затяжки болта, могут привести к остаточным деформациям и ослаблению контактного соединения при понижении температуры. Чем больше толщина пакета шин, тем большие механические напряжения возникают в стягивающих болтах. Эти напряжения могут быть снижены применением тарельчатых пружин.
Тарельчатые пружины электротехнического назначения изготавливаются по ГОСТ 17279-71 двух типов:
— Ш— пружины для поддержания контактного давления в соединениях шин,
— К — пружины для поддержания контактного давления в соединениях кабельных наконечников с выводами электрооборудования, имеющими уменьшенную контактную плоскость по сравнению с шинами
Основные параметры пружин приведены на рис.1.
Рис. 1. Тарельчатая пружина.
Допускается выполнять соединения без применения тарельчатых пружин, но с установкой со стороны алюминия утолщенной шайбы под головку болта или под гайку. Размеры нормальных (ГОСТ 11371-78) и увеличенных (ГОСТ 6958-78) шайб приведены в справочных таблицах.
Длина перекрытия (нахлеста) соединяемых элементов в контактном соединении при одном или четырех болтах редко превышает ширину шины, а при двух болтах составляет от 1,5 до 2 размеров ширины шины.
Уменьшение переходного сопротивления контактного соединения достигается повышением давления и понижением жесткости.
Рис 2. Контактное соединение шин с продольным разрезом.
Для уменьшения жесткости контактного соединения на шинах делают продольные разрезы шириной 3— 4 мм, длиной 50 мм (рис. 2).
Болты в соединении выбирают, исходя из требующихся удельных давлений между контактными поверхностями кажущейся плотности тока и допустимых растягивающих усилий для болтов. Рекомендуемые удельные давления в контактных соединениях, МПа, в зависимости от материала контактного соединения приведены ниже.
Длина болтов выбирается таким образом, чтобы после сборки и затяжки соединений оставалось не менее двух ниток свободной резьбы.
Затяжку болтов контактных соединений производят гаечным ключом, обеспечивая значения крутящих моментов, приведенные в справочных таблицах.
Затяжку болтов на соединениях с тарельчатыми пружинами производят в два приема. Вначале болт затягивают до полного сжатия тарельчатой пружины, затем соединение ослабляют поворотом ключа в обратную сторону на 1/4 оборота для болтов Мб и М12 и на 1/6 оборота для остальных болтов.
Рис. 3. Соединение медной жилы с плоским выводом из меди или сплава алюминия: а — для болтов до М8, б — для всех размеров болтов, 1 — вывод, 2 — наконечник, 3 — шайба, 4 — болт, 5 — шайба пружинная, 6 — гайка, 7 — жила.
Присоединение плоских проводников к плоским выводам из меди или алюминиевого сплава (рис. 3) производится с помощью стальных болтов (ГОСТ 7798-70), гаек (ГОСТ 5915-70) и шайб (ГОСТ 11371-78), а к выводам из алюминия — с применением средств стабилизации контактного давления: тарельчатых пружин или крепежных изделий из медных или алюминиевых сплавов с коэффициентом линейного расширения (18—21) х 10-6 °С-1 (рис. 4).
При сборке соединения с тарельчатыми пружинами со стороны алюминиевого вывода ставят увеличенную, а со стороны медной лапки наконечника — нормальную шайбу. В соединениях с тарельчатыми пружинами контргайки не применяют.
Рис. 4. Соединение медной жилы с плоским выводом из алюминия: а — с применением тарельчатых пружин, б — с применением крепежных деталей из цветных металлов, 1 — вывод, 2 — медный наконечник, 3 — шайба пружинная, 4 — болт стальной, 5 — гайка стальная, 6 — шайба стальная увеличенная, 7 — пружина тарельчатая, 8 — жила медная, 9 — болт из цветного металла, 10 — гайка из цветного металла, 11 — шайба из цветного металла.
Если тарельчатые пружины или болты и гайки из цветных металлов необходимых размеров отсутствуют подсоединение можно выполнять с применением увеличенной шайбы при условии, что переходное сопротивление и температура нагрева соединения окажутся в заданных пределах.
Рис. 5. Присоединение двух наконечников к плоскому выводу.
В тех случаях, когда контактные соединения эксплуатируется в помещении с относительной влажностью более 80% и температурой не ниже 20°С или в химически активной среде, оно выполняется с помощью переходных медно-алюминиевых пластин. Непосредственное соединение медной жилы с алюминиевым выводом может выполняться в том случае, когда алюминиевый вывод имеет защитное металлопокрытие.
Рис. 6. Переходные детали для подключения к выводам более двух наконечников.
При выполнении подсоединения, к плоскому выводу двух жил кабеля наконечники следует располагать по обеим сторонам плоского зажима (рис. 5) для того, чтобы обеспечить наименьшее переходное сопротивление и сохранить более равномерное токораспределение. Если к выводу нужно подсоединить более двух наконечников или отверстие вывода не соответствует отверстию наконечника, используют переходные детали. К переходной детали наконечники подсоединяются симметрично (рис. 6).
Читайте также: Какие шины в составе магистрали
Присоединение плоских медных проводников и наконечников к штыревым контактным выводам оборудования выполняется при помощи стандартных гаек из меди и ее сплавов. Соединения при номинальных токах до 30 А выполняют с помощью стальных гаек, покрытых оловом, никелем или кадмием.
Рис. 7. Присоединение наконечника к штыревому выводу: 1 — наконечник, 2 — гайка медная увеличенная, 3 — гайки стальные, 4 — штыревой вывод, 5 — жила.
Рис. 8. Соединение двух наконечников со штыревым выводом: 1 — наконечники, 2— гайки, 3— штыревой вывод.
Алюминиевые плоские проводники при токах до 250 А присоединяются так же, как медные, а при токах от 250 до 400 А для присоединения применяют увеличенные упорные гайки (рис. 7).
Присоединение двух наконечников к штыревому выводу (рис. 8) необходимо выполнять симметрично, а при подсоединении более двух наконечников используют переходные детали.
При токах более 400 А следует использовать медно-алюминиевые наконечники или армировать (плакировать) концы шин.
Подсоединение круглых проводников к плоским и штыревым выводам производится после формирования их в виде кольца с помощью шайб-звездочек. Лапки шайб-звездочек при закручивании винта или гайки не должны касаться поверхности вывода или упорной гайки, чтобы колечко жилы было надежно прижато к зажиму.
Кольцо провода укладывается под головку болта или гайки так, чтобы оно при закручивании болтов или гаек не выдавливалось из-под них (рис. 9). В тех случаях, когда алюминиевая однопроволочная жила оконцована кольцевым наконечником (пистоном), шайба-звездочка не применяется.
Рис. 9. Соединение алюминиевой жилы сечением до 10 мм2 с выводами: а — плоским, б — штыревым, 1 — винт, 2 — шайба пружинная, 3 — шайба-звездочка, 4 — жила, изогнутая в кольцо, 5 — зажим плоский, 6 — штыревой вывод, 7 — гайка.
Рис. 10. Соединение медной жилы сечением до 10 мм2 с выводами: а, б — плоским, в, г — штыревым, 1 — винт, 2 — шайба пружинная, 3— шайба, 4 — однопроволочная жила, изогнутая в кольцо, 5 — плоский зажим, 6 — штыревой зажим, 7 — гайка, 8 — жила, оконцоваииая плоским или кольцевым наконечником.
Медные жилы сечением до 10 мм2 соединяются с плоскими и штыревыми выводами с помощью винтов, шайб, пружинных шайб и гаек (рис. 10). При подсоединении жил, оконцованных наконечником (пистоном), шайба не используется.
Рис. 11. Соединение алюминиевой многопроволочной жилы с цилиндрическим зажимом: а — с применением штифтового наконечника, б — после сплавления конца жилы в монолит с добавкой легирующих присадок, 1 — корпус, 2 — прижимный винт, 3 — штифтовой наконечник, 4 — жила многопроволочная, 5 — конец жилы, сплавленный в монолит.
С винтовыми зажимами для втычного присоединения алюминиевые или медные многопроволочные жилы могут соединяться после оконцевания штифтовым наконечником или после сплавления конца жилы в монолит с добавкой легирующих присадок.
Видео:Различие гибких медных шин к МТ-1928Скачать
Покрытие сплавами медных шин, оловянирование (лужение)
Медные луженые шины применяются преимущественно при изготовлении оборудования повышенной надежности, эксплуатация которого предусмотрена в тяжелых климатических условиях, в агрессивных промышленных средах, в условиях повышенной влажности и воздействия морского воздуха. Медные луженые шины можно соединять с алюминиевыми проводниками без дополнительных элементов соединения.
Рассмотрим технологии оловянирования (лужения) медных шин и преимущества луженых шин перед обычными медными шинами.
Основные способы лужения (оловянирования)
Существуют три метода нанесения защитного покрытия:
Горячее лужение считается классическим способом, поскольку именно с него начиналось развитие технологии. В зависимости от условий выполнения работ защитный слой может быть нанесен двумя методами:
Горячий способ лужения отличается своей простотой. Для выполнения работ не нужно приобретать специального инструмента или обладать профессиональными знаниями. Основной недостаток – неравномерное покрытие заготовки. Это справедливо как для погружения, так и для растирания. Особенно ярко он проявляется при обработке деталей со сложной криволинейной поверхностью. Кроме того, данный способ особенно требователен к чистоте рабочего сплава. Чужеродные элементы, попадающие в рабочую смесь, удалить практически невозможно.
Химическое лужение или контактное осаждение применяется при производстве печатных плат. Процесс является контактным и основан на осаждении олова из раствора его комплексной соли за счет разности потенциалов, возникающей между медью и оловом. Толщина получаемого покрытия около 1 мкм. При этом не требуется контролировать время нанесения покрытия. Скорость осаждения олова снижается по мере перекрытия медной основы, пока процесс не прекратиться полностью. Толщина осадка определяется составом раствора и режимом процесса и должна быть практически одинаковой на всех участках, контактирующих с раствором. Недостатком контактного метода нанесения оловянного покрытия является малая толщина покрытия. Нанесение оловянного покрытия на медные проводники печатных схем дает возможность производить пайку некоррозионными флюсами, а также повысить качество плат за счет устранения перегрева при пайке
Гальваническое лужение – современный способ нанесения покрытия, когда в ходе протекания электрохимической реакции, ионы меди на поверхности замещаются ионами олова из оловосодержащего раствора. Только электрохимический способ позволяет получить покрытие заданной толщины практически на любом металле. Раствор при гальванической обработке может иметь щелочную или кислотную основу. Щелочные электролиты используют для оловянирования меди, других цветных металлов и их сплавов, имеющих сложную конфигурацию. Они имеют высокую рассеивающую способность, покрытие характеризуется мелкокристаллической структурой. Осаждение олова происходит медленно и необходимо, чтобы электролит имел температуру не меньше 70°С.
Независимо от типа электролита катализатором процесса является электрический ток, который активизирует рабочий процесс. К положительным сторонам электрохимического метода оловянирования относят:
Единственный недостаток гальванического лужения – высокая себестоимость, поскольку рабочий процесс сопровождается большим расходом энергии, а для контроля необходимо постоянное присутствие специалиста высокой квалификации. Лужение с использованием электролита связано со сложностью приготовления раствора. В ходе процесса должен вестись постоянный контроль концентрации щелочи или кислоты в электролите, а также состояния анодов и поверхности ванны.
Коррозионная стойкость шины медной луженой
Оловянное покрытие на медной токоведущей (заземляющей) шине является анодным (или протекторным) т.е. электрохимический потенциал олова отрицательнее, чем меди. Это означает, что в коррозионно-активной среде в первую очередь будет разрушаться олово и только после полного растворения олова на определенном участке будет повреждаться медь. Само по себе олово является достаточно стойким к коррозии металлом, поэтому применение оловянного покрытия на медной шине значительно увеличивает срок службы такой шины. Для увеличения коррозионной стойкости оловянного покрытия на медной шине покрытие осаждается из электролита с блескообразователями и может легироваться висмутом (т.е. осаждается сплав олово-висмут). Оловянное покрытие (особенно блестящее) безпористое начиная с толщины 6 мкм.
Электропроводность луженой медной шины
Несмотря на то, что олово хуже проводит электричество, чем чистая медь, оно уверенно занимает второе место после меди, если не считать покрытия драгоценными металлами, что очень дорого.
Уплотнение контактов на луженой медной шине
Интересным свойством покрытия оловом в контактных отверстиях на токоведущих (заземляющих) шинах является свойство уплотнителя. Олово – мягкий пластичный металл, который легко может уплотнять как резьбовые, так и нерезьбовые контакты. Уплотненные контакты, соответственно, более надежны, а сопротивление в них – ниже.
Сплавы, применяемые для оловянирования/лужения медных шин
Сплавы Sn-Pb (олово-свинец) с содержанием олова 10…60% применяются в электронной, радиотехнической и приборостроительной промышленности. Они хорошо паяются и сохраняют способность к пайке, в отличие от оловянных покрытий, в течение длительного времени. Способность к пайке и длительность сохранения этого свойства повышается при оплавлении. Сплавы Sn-Pb – мягкие, пластичные. Они менее склонны к образованию игл. При образовании гальванических пар они катодны по отношению к железу и анодны по отношению к меди.
Покрытия сплавом Sn-Pb наносят на медную шину непосредственно. Они могут быть использованы для всех условий эксплуатации, включая ОЖ – очень жесткие. (Защитные покрытия по условиям эксплуатации делят на группы легкие — Л средние — С жесткие — Ж очень жесткие — ОЖ. Эти покрытия классифицируют по способу получения, материалу, физико-химическим и декоративным свойствам. Технология нанесения покрытий и методы контроля их качества приведены в ГОСТ 16976—71. ) Сплавы Sn — Pb с содержанием 5…11% олова применяются как антифрикционные в условиях сухого и полусухого трения. Толщина слоя для условий Л (легкие) – 6…9 мкм, для условий С и Ж (средние и жесткие)- 18…20 мкм.
Сплавы Sn-Bi (олово-висмут) с содержанием висмута 0,5…2,0% применяются в электронной, радиотехнической и приборостроительной промышленности. Сплав хорошо паяется и длительное время сохраняет способность к пайке. Сплав Sn-Bi менее склонен к образованию игл чем олово.
Достоинства оловянного покрытия (олово-висмут) медных шин:
Недостатки оловянного покрытия (олово-висмут) на меди, латуни, бронзе:
Видео:🦾😎Соединяем медный и алюминиевый провод, как правильно и надежно, видео,энергомагСкачать
ВСН 164-82 Инструкция по проектированию и монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств
МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ
РАБОТ СССР
ГЛАВЭЛЕКТРОМОНТАЖ
ВНИИПРОЕКТЭЛЕКТРОМОНТАЖ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И МОНТАЖУ
КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ШИН МЕЖДУ СОБОЙ
И С ВЫВОДАМИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ
Утверждены
Минмонтажспецстроем СССР
26 мая 1982 г.
Согласованы
с Минэнерго СССР
23 августа 1979 г.;
Госстроем СССР
21 апреля 1982 г.
Составители: Н. Н. Дзекцер, 3. Н. Богданова, Е. В. Николаева, В. Л. Фукс, Н. А. Воропаева
Инструкция разработана ЛенПЭО ВНИИпроектэлектромонтажа.
Распространяется на разборные и неразборные контактные соединения шин из алюминия и его сплавов, меди и стали, а также на соединения этих шин с выводами электротехнических устройств.
Предназначена для инженерно-технических работников и рабочих строительно-монтажных и специализированных монтажных организаций.
С введением в действие настоящей Инструкции отменяется Инструкция МСН 164-67/ММСС СССР
Ведомственные строительные нормы
Инструкция по проектированию и монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств
Взамен
Видео:Как просверлить медную шинуСкачать
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция разработана в развитие основных положений ГОСТ 10434-82, 17441-78, действующих Правил устройства электроустановок ( ПУЭ) и строительных норм и правил (СНиП).
1 Пояснение терминов приведено в приложении 1
2 В дальнейшем именуется «шина».
3 В дальнейшем именуется «алюминиевый сплав».
1.3. Неразборными (сварными) должны быть выполнены соединения между собой шин из однородных материалов, ответвления от этих шин и соединения алюминиевых шин и шин из алюминиевого сплава с выводами из алюминия и из алюминиевых сплавов.
Разборные (болтовые) контактные соединения следует применять при соединении шин из разнородных материалов и в случаях, когда по условиям эксплуатации необходима периодическая разборка соединений.
1.4. Контактные соединения в зависимости от технических требований, предъявляемых к ним по ГОСТ 10434-82, разделяют на 1, 2 и 3-й классы. Классы контактных соединений в зависимости от области их применения приведены в приложении 2. Линейные контактные соединения силовых цепей необходимо выполнять 1-го класса. В стандартах и технических условиях на конкретные виды электротехнических устройств указывают только 2-й и 3-й классы.
Читайте также: Кто ты из гкн шина
1.5. Инструкция предназначена для проектных, монтажных и эксплуатирующих организаций.
Внесены Всесоюзным государственным научно-исследовательским и проектным институтом ВНИИпроектэлектромонтаж
Утверждены Минмонтажспецстроем СССР
Срок введения
1 января 1983 г.
Видео:Как правильно соединять алюминий и медьСкачать
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В электрической части проектной документации или в проектах производства электромонтажных работ должны быть указаны:
класс контактных соединений;
конструкция контактных соединений при соединении шин между собой и с выводами (разборное, неразборные, комплектность и т.п.);
класс или группа прочности крепежных деталей, вид их покрытия по ГОСТ 14623-69 и толщина покрытия по ГОСТ 9.073-77;
исполнение и категория размещения электротехнических устройств по ГОСТ 15150-69*, 16350-80 и 17412-72*;
наименование и толщина антикоррозионных металлических покрытий контактных соединений по ГОСТ 9.073-77.
Видео:Медная и алюминиевая электропроводка в квартире. Разоблачим мифыСкачать
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТАКТНЫМ СОЕДИНЕНИЯМ
3.2. В неразборных соединениях:
при сварке поверхность швов должна быть равномерно-чешуйчатой без наплывов. Швы не должны иметь трещин, прожогов, непроваров длиной более 10% длины шва (но не белее 30 мм), незаплавленных кратеров и подрезов глубиной 0,1 толщины шины (но не более 3 мм). Сварные соединения компенсаторов не должны иметь подрезов и непроваров на лентах основного пакета;
при опрессовке хвостовик наконечника, гильзы, зажима в месте опрессовки не должен иметь трещин; лунки должны быть расположены симметрично и соосно, геометрические размеры спрессованной части соединения должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий или технологических инструкций.
3.3. В разборных соединениях контактные поверхности должны плотно прилегать друг к другу.
В контактных соединениях шин различной электрической проводимости сравнение производят с шиной меньшей электрической проводимости.
3.5. Начальное сопротивление контактных соединений 1-го класса со штыревыми выводами должно быть не выше значений, указанных ниже:
Сопротивление контактных соединений 2-го и 3-го классов указывают в стандартах и ТУ на конкретные виды электротехнических устройств.
3.6. Электрическое сопротивление контактных соединений (кроме сварных и паяных), прошедших испытания, не должно превышать начальное сопротивление более чем в 1,5 раза. Сопротивление сварных и паяных соединений должно оставаться неизменным.
Наибольшая допустимая температура нагрева в установках, ° С
Медь, алюминий и его сплавы без защитных покрытий контактных поверхностей
То же с защитными покрытиями неблагородными металлами
Медь с защитным покрытием серебром
3.8. Температура контактных соединений при испытании на стойкость при сквозных токах должна быть не более 200 ° С у соединений шин из алюминия и его сплавов, а также у соединений этих шин с медными и 300 ° С у соединений медных шин.
3.9. Контактные соединения должны выдерживать напряжения, возникающие от воздействия статических осевых нагрузок на растяжение, не менее 90% временного сопротивления разрыву целой гибкой шины для соединений, работающих на растяжение, и 30% для сварных и спрессованных соединений, не работающих на растяжение.
3.10. После испытаний на стойкость при сквозных токах контактные соединения не должны иметь механических повреждений, препятствующих их дальнейшей эксплуатации.
3.11. В контактных соединениях применяют крепежные детали прочностью не ниже указанного класса или группы прочности (ГОСТ 1759-70):
3.12. Разборные контактные соединения шин с выводами, а также разборные линейные контактные соединения, подверженные вибрации или находящиеся во взрывоопасных и пожароопасных помещениях, предохраняют от самоотвинчивания контргайками или пружинными шайбами.
3.13. Контактные соединения в соответствии с их исполнением и категорией размещения согласно ГОСТ 15150-69* должны выдерживать воздействие климатических факторов внешней среды, указанных в этом стандарте, а также ГОСТ 15543-70*, 15963-79, 16350-80, 17412-72* или в стандартах и ТУ на конкретные виды электротехнических устройств.
3.14. В зависимости от климатического исполнения и категории размещения электротехнических устройств по ГОСТ 15150-69* контактные соединения в соответствии с ГОСТ 10434-82 подразделяются на группы А и Б.
К группе А относятся контактные соединения электротехнических устройств всех исполнений, размещенных в помещениях с кондиционированным или частично кондиционированным воздухом (категория размещения 4.1), и электротехнических устройств исполнений У, ХЛ и ТС, размещенных в закрытых помещениях (металлических с теплоизоляцией, каменных, бетонных, деревянных) с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых климатических условий (категория размещения 3) и в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями (категория размещения 4) при атмосфере типов I и II по ГОСТ 15150-69*.
К группе Б относятся контактные соединения электротехнических устройств других исполнений и категорий размещения при атмосфере типов I и II и электротехнических устройств всех исполнений и категорий размещения при атмосфере типов III и IV.
3.16. Болты, винты, гайки, шайбы и другие крепежные детали для контактных соединений должны иметь защитное металлическое покрытие по ГОСТ 14623-69. Толщину покрытия следует определять по ГОСТ 9.073-77.
При соединении шин из однородных металлов в сухих помещениях допускают применение вороненых стальных болтов, гаек, шайб.
Видео:Как соединить медный провод с алюминиевым. Самые надёжные способы. Расчёт провода для соединенияСкачать
4. СОЕДИНЕНИЯ И ОТВЕТВЛЕНИЯ ШИН
Видео:Производство гибких медных шинСкачать
Неразборные соединения
неплавящимся электродом в защитном газе
Полуавтоматическая плавящимся электродом:
* В скобках приведены толщины шин, которые сваривать данным способом можно, но экономически нецелесообразно.
Профили соединяют между собой сваркой. Если по условиям эксплуатации при ответвлении от шины сложного профиля необходимо иметь разъем, то следует предусмотреть приварку в месте разъема отрезка шины с отверстием под болты.
Рис. 1. Виды сварных соединений и ответвлений шин:
Видео:как соединить медь с алюминием проверка клемм ваго wagoСкачать
Разборные соединения
4.2. Разборные (болтовые) контактные соединения в зависимости от материала соединяемых шин и климатических факторов внешней среды подразделяются на соединения:
а) без средств стабилизации электрического сопротивления;
б) со средствами стабилизации электрического сопротивления.
4.3. Контактные соединения шин из материалов медь-медь, алюминиевый сплав-алюминиевый сплав, медь-сталь, сталь-сталь для групп А и Б, а также из материалов алюминиевый сплав-медь и алюминиевый сплав-сталь для группы Б не требуют применения средств стабилизации сопротивления. Соединения следует выполнять непосредственно с помощью стальных крепежных деталей (рис. 2, а).
Рис. 2. Разборные контактные соединения:
4.4. Контактные соединения шин из материалов алюминий-алюминий, алюминиевый сплав-алюминий для групп А и Б, а также из материалов алюминий-медь и алюминий-сталь для группы А следует выполнять с помощью одного из следующих средств стабилизации сопротивления:
а) тарельчатых пружин по ГОСТ 17279-71 или 3057-79 (рис. 2, б);
б) крепежных изделий из меди или ее сплава (рис. 2, в);
в) защитных металлических покрытий по ГОСТ 9.073-77 (приложение 3), наносимых на рабочие поверхности шин (рис. 2, г);
г) переходных медно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357-81 (рис. 2, д);
д) переходных пластин из алюминиевого сплава (рис. 2, е).
Рабочие поверхности шин и пластин из алюминиевого сплава должны иметь защитные металлопокрытия.
4.6. Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин необходимо соединять с алюминиевыми шинами сваркой. Разборные соединения переходных пластин с медными шинами следует выполнять с помощью стальных крепежных деталей.
Рис. 3. Предохранение контактных соединений от самоотвинчивания:
Диаметр отверстия в шинах, мм
4.8. Контактные участки шин шириной 60 мм и более, имеющие два отверстия в поперечном ряду, рекомендуется выполнять с продольными разрезами. Ширина разреза зависит от способа его выполнения и должна быть не более 5 мм.
4.9. Для предохранения соединений от самоотвинчивания необходимо применять контргайки или пружинные шайбы (рис. 3 ). Пружинные шайбы используют в соединениях с болтами до М8 включительно. В соединениях с тарельчатыми пружинами контргайки и пружинные шайбы ставить не нужно.
Видео:Почему нельзя соединять медь и алюминийСкачать
5. СОЕДИНЕНИЯ ШИН С ВЫВОДАМИ
5.1. Выводы электротехнических устройств согласно ГОСТ 21242-75* могут быть плоскими или штыревыми. Размеры выводов приведены в приложении 3.
5.2. Если выводы и шины сделаны из алюминия и его сплава, соединения сваривают. Соединения выполняют согласно указаниям, приведенным в разд. 4.
5.3. Сварное соединение медного вывода с шиной из алюминия и его сплавов необходимо выполнять с применением переходной медно-алюминиевой пластины.
5.4. Разборные (болтовые) соединения шин с плоскими выводами в зависимости от материала выводов, шин и от климатических факторов внешней среды следует выполнять одним из способов, указанных в п. 4.2- 4.9.
5.5. При соединении шин с плоскими выводами применение средств, предохраняющих от самоотвинчивания, обязательно.
5.6. Для группы А контактные соединения шин со штыревыми выводами в зависимости от материала шин и номинального тока выводов должны выполняться:
1 Во всех случаях для штыревых выводов на номинальный ток выше 40 А упорные гайки должны применяться из меди или ее сплавов.
5.7. Для группы Б контактные соединения шин со штыревыми выводами в зависимости от материала шин должны выполняться:
Рис. 4. Соединения со штыревыми выводами:
5.8. Размеры отверстий в шинах должны соответствовать диаметру штыревого вывода:
Диаметр штыревого вывода, мм
Размер отверстия в шине, мм
5.9. Размер «под ключ» увеличенных гаек для штыревых выводов различного диаметра составляет:
Видео:Чем резать медные шины? Шинорезы серии NEO (КВТ)Скачать
6. СОЕДИНЕНИЯ ГИБКИХ ШИН МЕЖДУ СОБОЙ И С ВЫВОДАМИ В ОТКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ
6.1. Соединения и ответвления на медных, стальных, алюминиевых и сталеалюминиевых гибких шинах открытых распределительных устройств выполняют обжатием, опрессованием, с помощью петлевых или ответвительных болтовых зажимов. Ответвления алюминиевых и сталеалюминиевых шин необходимо выполнять преимущественно пропанокислородной сваркой. Оконцевания следует выполнять аппаратными зажимами, соединяемыми с гибкой шиной опрессованием, болтами или сваркой.
6.2. Болтовые петлевые и ответвительные зажимы изготовляют для алюминиевых и сталеалюминиевых шин из алюминиевых сплавов, для медных из латуни, для стальных из стали (рис. 5, 6).
В болтовые петлевые зажимы, предназначенные для соединения медных шин с алюминиевыми, на заводе-изготовителе впаивают луженые медные желобки.
В конструкции аппаратных зажимов, предназначенных для алюминиевых шин, предусмотрены переходные медные пластины, скрепленные с корпусом зажима пайкой или сваркой. Эти пластины обеспечивают лучший контакт при соединении алюминиевого аппаратного зажима с медным или с алюминиевым выводом, плакированным либо армированным медью.
Если алюминиевый аппаратный зажим соединяют с алюминиевым выводом болтами или сваркой, медные пластины следует удалить.
Аппаратные зажимы имеют одно, два или четыре отверстия для присоединения к выводам аппаратов или шинам.
6.4. Аппаратные зажимы, имеющие в лапке одно отверстие диаметром 14,5 мм, допускается рассверливать по диаметру штыревого вывода, но не свыше 30 мм.
6.5. Шины в зажиме следует закреплять в следующем порядке:
покрыть нарезанную часть болтов смазкой АМС-1, не допуская попадания ее на контактную поверхность:
Читайте также: Станок для снятия шин своими руками
Рис. 6. Ответвительный зажим
Рис. 7. Аппаратные болтовые зажимы:
Затяжку болтов гайками необходимо производить равномерно, чтобы все части зажима испытывали одинаковое давление по длине контакта. После полной затяжки болтов между плашками должен оставаться зазор 3-4 мм. Сближение плашек вплотную указывает на то, что размеры желобков не соответствуют данной шине и требуемое давление в контакте не обеспечено. Такие зажимы подлежат замене.
6.6. Оконцевание гибких шин аппаратными зажимами для соединения с плоскими выводами аппаратов следует производить в соответствии с конструкцией вывода.
6.7. Соединения гибких шин, оконцованных аппаратными зажимами, с плоскими выводами аппаратов следует выполнять непосредственно.
6.8. Соединения гибких шин, оконцованных аппаратными зажимами, со штыревыми выводами аппаратов нужно выполнять:
Видео:Медные и алюминиевые шины в НКУСкачать
7. ПОДГОТОВКА И СБОРКА КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Видео:лужение медных шинСкачать
Сварные соединения
7.1. Подготовка шин к сварке кроме рихтовки и резки по размеру должна включать обработку их кромок для обеспечения необходимых размеров разделки и зачистку мест соединения проволочной щеткой на участке длиной не менее 30 мм от свариваемых торцов. Перед сваркой шин в защитном газе кромки их после сборки необходимо обезжирить ацетоном, бензином или уайт-спиритом.
7.2. Обработка кромок шин и зазор, необходимый для сварки, должны соответствовать приведенным в ГОСТ 23792-79.
Видео:Как правильно подключить автомат. Ошибки при подключении автоматического выключателя.Скачать
Болтовые соединения
7.3. Подготовка шин для болтового соединения должна состоять из следующих операций: выполнение отверстий под болты, обработка контактных поверхностей и, при необходимости, нанесение металлопокрытия.
7.4. Расположение и размеры отверстий под болты должны соответствовать указанным в п. 4.7.
7.5. При массовой заготовке шин рекомендуется вырубку отверстий производить на прессах. Для этой цели применяют пресс ПРУ-1. Одновременная вырубка нескольких отверстий может быть осуществлена с помощью специальных приспособлений.
При вырубке отверстий с применением упора и кондукторов разметку производить не следует.
7.6. Длину болтов для соединения пакета шин нужно выбирать согласно данным табл. 4. На болтах после сборки и затяжки соединений должно оставаться не менее двух ниток свободной резьбы.
7.7. Контактные поверхности шин нужно обрабатывать в следующем порядке:
удалить бензином, ацетоном или уайт-спиритом грязь и консервирующую смазку. У сильно загрязненных шин гибкой ошиновки кроме очистки внешних повивов после расплетки следует очистить внутренние повивы;
выправить и обработать под линейку на шинофрезерном станке (при наличии вмятин, раковин и неровностей);
удалить посторонние пленки стальной щеткой, диском с кардолентой или драчевым напильником.
Толщина пакета шин в соединении, мм
алюминиевых с алюминиевыми
алюминиевых с медными шинами или из алюминиевого сплава
Зачистку шин в мастерских электромонтажных заготовок необходимо производить на станке ЗШ-120. При зачистке алюминия применять шлифовальные круги не допускается, так как в обрабатываемую поверхность могут вкрапливаться крупинки камня. Ни следует применять напильники и стальные щетки для одновременной обработки шин из различных материалов во избежание загрязнения материала контактов соединяемых шин опилками иного материала.
7.8. Удалять окисные пленки с шин из алюминия или алюминиевого сплава нужно под слоем нейтральной смазки (вазелином КВ-3/103 по ГОСТ 15975-70, смазкой ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-60*или ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74). По окончании зачистки шин с их поверхности нужно удалить загрязненную смазку и немедленно нанести новую.
7.9. Сведения о металлопокрытии контактной поверхности даны в приложении 4. Наиболее надежным является гальваническое покрытие, но его можно выполнять только в заводских условиях.
В монтажных условиях металлопокрытие шин следует производить методами натирания (абразивное лужение) или окунания. Технология нанесения металлопокрытия на шины приведена в приложении 4.
7.10. Поверхности, имеющие защитные металлические покрытия, в случае загрязнения нужно промыть перед сборкой органическими растворителями.
Луженые медные желобки, предназначенные для закрепления медных шин в петлевых зажимах, следует промыть растворителем и покрыть слоем нейтральной смазки (вазелином КВ-3/103 по ГОСТ 15975-70* смазкой ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-60* или ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74). Зачищать такие желобки наждачной бумагой не следует.
7.11. Допускается наносить металлопокрытия на отрезки шин (пластин), которые затем приваривают к шинам на монтаже.
Длина покрываемого отрезка шины (пластины) в зависимости от длины сечения этого отрезка должна быть следующая:
Длина отрезка шины (пластины), мм
Длина покрываемого отрезка, мм
7.12. Затягивать болты контактных соединений необходимо индикаторными ключами со следующим крутящим моментом:
При отсутствии моментных ключей болты контактных соединений медных, стальных шин и шин из алюминиевого сплава следует затягивать гаечными ключами при нормальном усилии руки (150-200 Н).
На соединениях алюминиевых шин нужно предварительно обжать шины путем затяжки болтов диаметром М12 и выше при полном усилии руки (около 400 Н), затем соединение ослабить и вторично затянуть болты при нормальном усилии. При диаметрах болтов 6-10 мм делать обжатие не следует.
Затягивать соединения с тарельчатыми пружинами необходимо в два приема. Вначале болт нужно затянуть до полного сжатия тарельчатой пружины, затем соединение ослабить поворотом ключа в обратную сторону на 1/4 оборота (на угол 90 ° ) для болтов Мб и М12 и на 1/6 оборота (на угол 60 ° ) для стальных болтов. При этом давление, создаваемое тарельчатой пружиной, будет равно приблизительно 65% максимального, что и необходимо при сборке контактного соединения.
Видео:Как соединить провода в распределительной коробке без пайки — клемники, СИЗ, гильзы, что лучше?Скачать
8. КОНСЕРВАЦИЯ КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
8.1. Соединения, выполненные сваркой в защитном газе, не требуют последующей обработки.
8.2. Для обеспечения противокоррозионной стойкости соединений, выполненных сваркой с флюсом, необходимо:
тщательно удалить остатки флюса металлической щеткой;
Во влажных помещениях и в агрессивной среде защитное лакокрасочное покрытие следует наносить по ГОСТ 9.032-74 *.
Краски, эмали, шпатлевки следует наносить кистью. Если необходимо нанести покрытия на шины при температуре воздуха ниже 5 ° С, следует предварительно нагреть места, подлежащие окраске, до 40-60 ° С пламенем пропановоздушной горелки или паяльной лампы.
Видео:Установка медных шинСкачать
9. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
9.1. При монтаже контактных соединений контролируют их соответствие требованиям ГОСТ 10434-82* ТУ на конкретные виды электротехнических устройств или требованиям настоящей Инструкции.
9.2. Контактные соединения подвергают испытаниям (табл. 5).
Таблица 5. Виды и периодичность испытаний
Место проведения испытаний
Организация-разработчик контактных соединений
Завод-изготовитель электротехнических устройств
Мастерские электромонтажных заготовок
При разработке новой конструкции контактных соединений
Постоянно, при приемке готовой продукции
Постоянно, при приемке готовой продукции
Постоянно, по мере проведения монтажа
При изменении конструкции, материала или технологии изготовления контактных соединений
1 Проводят по ГОСТ 17441-78.
9.4. Контактные соединения считают выдержавшими испытания, если все испытанные образцы соответствуют требованиям настоящей Инструкции. Контактные соединения, не выдержавшие какие-либо испытания по п. 9.3, проходят повторные испытания на удвоенном количестве образцов. Если при повторных испытаниях контактные соединения не удовлетворяют предъявляемым требованиям, то они должны быть забракованы и переданы на переделку с последующими испытаниями.
9.5. Оформлять приемо-сдаточные испытания контактных соединений, выполненных на объекте монтажа, необходимо по инструкции ВСН 123-79/ММСС СССР [ 3 ].
9.6. Внешний осмотр неразборных сварных соединений должен производиться визуально. При осмотре необходимо проконтролировать соответствие сварных швов требованиям, приведенным в п. 3.2.
Рис. 8. Контролируемые элементы спрессованных соединений
9.7. При осмотре неразборных соединений, выполненных опрессовкой, необходимо проконтролировав их соответствие требованиям, приведенным в п. 3.2, при этом визуально нужно проверить соосность лунок и отсутствие в них трещин. У двух-трех соединений с помощью штангенциркуля или другого аналогичного инструмента следует проконтролировать геометрические размеры спрессованной части соединения. Размеры, подлежащие измерению, приведены на рис. 8.
9.8. Контроль разборных (болтовых) соединений включает:
проверку комплектности (согласно п. 3.1 настоящей Инструкции) визуально;
проверку качества затяжки болтов (у двух-трех соединений). Моменты затяжки (см. п. 7.12) нужно проверять с помощью моментного индикаторного ключа или обычными ключами;
проверку качества подготовки контактных поверхностей (у двух-трех соединений). Производят разборку соединений, после чего определяют, зачищены ли контактные поверхности и имеется ли на них смазка согласно п. 7.8, 8.2 и 8.3;
визуальную проверку качества металлопокрытий по п. 3.15- 3.17. При типовых испытаниях выборочно на двух-трех образцах проверку производят по ГОСТ 9.302-79* ( СТ СЭВ 990-78).
На гибких шинах в местах измерения сопротивления следует наложить бандажи из трех-четырех витков медной луженой проволоки диаметром 0,5-1,5 мм.
Сопротивление (падение напряжения) необходимо измерять методом вольтметра-амперметра, микроомметром или двойным мостом, используя электроизмерительные приборы класса точности не ниже 0,5. Сопротивление соединений гибких шин следует измерять только методом вольтметра-амперметра. Измерения должны производиться при температуре окружающей среды 20 ± 10 ° С с помощью щупов с острыми иглами, разрушающими окисную пленку.
Рис. 9. Контактное соединение шины с шайбами разного диаметра
Рис. 10. Точки измерения сопротивления:
Контактные соединения считают выдержавшими испытание, если их установившаяся температура соответствует требованиям, приведенным в п. 3.7.
9.12. Ускоренным испытаниям подвергают макеты контактных соединений, прошедшие испытания по п. 9.10 и удовлетворяющие требованиям, приведенным в п. 9.11. Длина отрезков шин должна быть 250-300 мм. Ускоренное испытание состоит в попеременном (циклическом) нагревании контактных соединений током до 120 ± 10 ° С и последующем их охлаждении до температуры окружающего воздуха, но не выше 30 ° С. Ток испытания устанавливают опытным путем из расчета времени нагревания 3-10 мин. Для ускорения испытания допускается охлаждение соединений обдувом. Количество циклов нагревание-охлаждение должно быть не менее 500.
В процессе испытания периодически, через каждые 50 циклов, измеряют сопротивление контактных соединений при температуре окружающей среды и определяют среднеарифметическое значение сопротивления группы одинаковых соединений. Контактные соединения считают выдержавшими испытания, если рост среднеарифметического значения сопротивления 10 испытанных контактов соответствует требованиям, указанным в п. 3.6.
Видео:Станок для намотки медной шины на реброСкачать
10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
10.1. При производстве работ по сварке и монтажу контактных соединений следует руководствоваться СНиП III-4-80, а также другими правилами, утвержденными в установленном порядке.
10.2. К работам по сварке следует допускать сварщиков не ниже 3-го разряда, прошедших специальное обучение, сдавших технологическую пробу и аттестованных в соответствии с «Положением об обучении и проверке знаний сварщиков», утвержденным Главэлектромонтажем 30 июня 1965 г., а также имеющих квалификационную группу по технике безопасности не ниже II.
Видео:Мощная самоделка из медной шины! Такое не купишь в магазинеСкачать
11. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
11.1. Для выполнения контактных соединений следует применять инструменты и приспособления, необходимые для сварочных и слесарных работ, а также малярные щетинные кисти. Сварочный флюс нужно хранить и приготовлять только в стеклянной, фарфоровой или пластмассовой посуде.
Таблица 6. Расход материалов на одно сварное соединение шин между собой или с выводами электротехнического устройства на 100 мм шва
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎬 Видео
Медная шинаСкачать