Современные принципы ортопедического лечения поражений пародонта сводятся к применению постоянных лечебных аппаратов, конструктивные особенности которых позволяют: 1) привести в функциональное соответствие силу жевательных мышц с функциональной выносливостью пародонта к нагрузкам; 2) равномерно пере- распределить жевательное давление между зубами, разгружая зубы с наиболее пораженным пародонтом и уменьшая давление на ткани пародонта; 3) восстановить единство в системе зубного ряда; 4) на основе учета резервных сил пародонта привести в функциональное равновесие зубные ряды верхней и нижней челюстей; 5) устра- нить дефект при его наличии в зубном ряду и тем самым вос- становить функцию жевания. С этой целью применяют различные шинирующие аппараты, вид и протяженность которых определяет врач исходя из клинической картины. Различают следующие виды шинирующих лечебных аппаратов: 1) несъемные шины (спаянные коронки, экваторные и колпачковые шины, штифтовые шины); 2) съемные шины —шины с многозвеньевым кламмером и элементами бюгельного протеза, бюгельные протезы с системой шинирующих элементов; 3) сочетание съемных и несъемных видов шин.
Спаянные коронки. Этот вид шин наиболее прост в изготовле- нии. После выбора количества зубов, включаемых в шину, врач производит их препаровку и снимает слепки. Зубной техник по слеп- кам отливает модели, изготавливает коронки по одной из описан- ных выше методик (см. главу IX). После припасовки коронок врач снимает слепок с ними и передает в лабораторию для спайки коронок. Перед изготовлением модели каждую коронку наполовину ее глубины заполняют расплавленным воском и вставляют в него металлический штифт или деревянную палочку (спичку) с целью укрепления в гипсе. После получения модели из коронок удаляют воск, для чего модель помещают в горячую воду. Сняв коронки с модели, их тщательно отмывают кипятком от остатков воска. Затем зачищают от окалины апроксимальные поверхности коронок и устанавливают последние на модели, тщатель но следя за совпадением края коронки с его ложем. Склеивают последовательно одну коронку с другой: склеив две коронки, их снимают с модели, затем приклеивают к ним третью, четвертую и т. д. и опять снимают с модели. Такая последовательность нужна для того, чтобы установить, не мешает ли тот или иной участок гипса снятию коронок. Важно следить за тем, чтобы склеивающий воск не затекал на края коронок с апроксимальных сторон, при попадании его обязательно следует удалить острым инструментом. Если этого не сделать, то в процессе спайки припой зайдет в этот участок и после цементировки коронок будет постоянно давить на межзубный сосочек и вызовет его воспаление. Спайку и дальнейший процесс отделки и полировки ведут по известной технологии. Система спаянных коронок может быть включена в мостовид- ные протезы, которые применяют для лечения пародонтоза, осложненного частичным дефектом зубного ряда. Например, в лечебных целях могут быть использованы мостовидные протезы с опорными коронками на клык, первый премоляр, второй и третий моляры, замещающие всего один отсутствующий первый моляр. Мостовидным и одновременно шинирующим протезом является и протез большой протяженности, состоящий из 7 коронок (на 74313458) и 8 фасеток, замещающих 6521|1267. Объединение зубов при помощи спаянных коронок или спаянных коронок, включенных в единый мостовидный протез, позволяет получить различные виды стабилизации: сагиттальную (в первом случае) и по дуге (во втором случае); фронтальную — объединение всей группы фронтальных зубов, и фронтосагиттальную — в шину включены зубы фронтальной и одной (правой или левой) группы жевательных зубов. Экваторные и колпачковые шины. Применение в качестве шин спаянных коронок требует значительной препаровки твердых тканей зубов. Чтобы этого избежать, в группе жевательных зубов использую:» экваторные коронки, в группе передних — колпачковые шины. Обязательным условием применения колпачковых шин является 264 Рис. 163. Виды несъемных шин, применяемых для лечения заболеваний пародонта. 1 — шина из спаянных экваторных коронок (а) и их границы по зоне препаровки зубов (б); 2 — шина из спаянных колпачковых коронок (а) и их границы по зоне препаровки зубов (б); 3 — штифтовая шина Мамлока (а) и границы ее по зоне препаровки зубов и длина штифта (б); 4 — составной мостовидный цельнолитой шинирующий протез на модели (а) и части этого протеза (б). покрытие клыков или премоляров полными коронками, что обеспечивает их наибольшую устойчивость. Данный вид шин имеет особенности изготовления, обусловленные особой препаровкой зубов. С окклюзионной поверхности жевательных зубов снимают ткани на слой металла, затем по всему периметру зуба на 2 мм за экватором. Если изготавливают цельнолитую экваторную шину, то снимают слой тканей зуба, на 1,0—1,2 мм больше, чем под штампованные экваторные коронки. Препарирование зубов под колпачковую шину заключается в снятии тканей с режущего края и боковых поверхностей. С последних снимают ткани зуба отступя на 1,0—1,5 . мм от места перехода вестибулярной поверхности в апроксимальную. Вестибулярная поверхность обрабатывается на 2 мм от уровня режущего края, образо- ванного после укорочения зуба на слой металла. Характер и зоны препаровки зубной техник должен знать, чтобы 265 Рис. 164. Варианты сочетаний кламмеров в съемных цельнолитых шинах, применяемых при поражении пародонта с сохраненной непрерывностью зубных рядов. 1.2 — сочетание опорно-удерживающих кламмеров и многозвеньевых кламмеров с вестибулярными отростками и бюгелем. Шины фиксированы в полости рта (3). правильно определить на моделях границы экваторной и колпачковой коронок (рис. 163). Экваторные и колпачковые коронки изготавливают методом штамповки. Не проводя моделировки, из модели вырезают гипсовые зубы и получают металлические штампы, на которых должны быть точно воспроизведены зоны уступов, образованных препаровкой. Эти зоны и являются границами коронок. Подготовка гильз для штамповки экваторных коронок заключается в том, что после протяжки до нужного диаметра ее укорачивают так, чтобы она на 2—3 мм заходила за край уступа. Гильзу для колпачка вырезают с вестибулярной стороны. После штамповки на первом штампе коронки подрезают по границам, отжигают и проводят окончатель- ную штамповку. Наиболее точным методом изготовления системы экваторных шинирующих коронок является литье по выплавляемым восковым Рис. 164. Продолжение. 4. 5 — система многозвеньевых кламмеров и кламмеров Роуча. Шина фиксирована в по- лости рта (6); 7 — система многозвеньевых кламмеров в сочетании с небной пластинкой. моделям. Моделировку начинают с обжатия каждого зуба полоской бюгельно’го воска (на разъемных моделях — адаптой). После удаления излишков воска по границам коронок подливают воск так, чтобы он плавно переходил на ткани зуба. Обязательно модели фикси- руют в окклюдаторе, моделируют жевательную поверхность, соединя- ют все коронки. Далее следует процесс перевода восковой заготовки шины в металл описанным выше методом литья. Штифтовые шины. Такие шины состоят из штифтов, вводимых в канал зуба (следовательно, могут быть изготовлены на депульпи- рованные зубы), и соединяющей их металлической литой пластинки. Последняя толщиной 0,3—0,4 мм, закрывает режущий край и всю окклюзионную поверхность шинируемых зубов (см. рис. 163). Штифты припасовывает врач, снимает с ними слепок. Чтобы штифт не сместилс? при выведении слепка или изготовлении модели, его конец, зыгт ‘паюший из зуба, должен быть загнут для закрепления в слепо чно’-f массе. После отливки модели выступающую часть штифта срезают так, чтобы она не мешала составлению моделей в центральной окклюзии. Затем моделируют шину из воска, отливают из металла, обрабатыва- ют и фиксируют на зубах цементом.
Съемные шины представляют собой различные сочетания элемен- тов бюгельного протеза Они бывают только цельноли- тыми на огнеупорных моделях. Вид элементов и конструктивные особенности шины определяет врач. Совместная творческая работа врача и техника способствует повышению качества шин. Процесс изготовления цельнолитой съемной шины включает следующие этапы: 1) изучение диагностических моделей; 2) стачивание участков окклюзионных поверхностей зубов для расположения окклюзионных элементов шины; 3) получение слепков и рабочих моделей, определение центральной окклюзии; 4) изучение рабочей модели в параллелометре и выбор пути введения шины или шиныпротеза; 5) планирование конструкции шины и нанесение рисунка ее каркаса на гипсовую модель; 6) подготовка модели к дублиро- ванию и получение огнеупорной модели; 7) воспроизведение рисунка каркаса шины; 9) создание литниковой системы; 10) нанесение огнеупорного покрытия, получение литейной формы, процесс литья; 11) отделка каркаса шины; 12) проверка каркаса шины в полости рта; 13) оконча- тельная отделка и полировка шины; 14) наложение шины на зубной ряд.В дополнение к этой методике не- обходимо провести перенос сложного рисунка каркаса шины на огнеупорную модель. Это важный момент в изготовлении шины, так как неточность границ непружинящих элементов — заведение за общую экваторную линию —может привести к тому, что каркас не удастся припасовать на модели и фиксировать на зубах. Для воспроизведения общей экваторной шины на огнеупорной модели применяют один из следующих способов.
Читайте также: Грузовые шины в вологде шинторг
По способу ММСИ вдоль нижнего края рисунка кламмеров с вестибулярной и оральной поверхностей зубов моделируют ложе из воска, точно повторяющее границу и направление жестких и пружинящих частей шины. Можно не наливать воск и не моделировать уступы, а обтянуть модель бюгельным воском и срезать воск с окклюзионной поверхности так, чтобы он оставался ниже вестибулярных и оральных плеч кламмеров. В дальнейшем на огне- упорной модели получают выступы, на которые укладывают стандарт- ные формы кламмеров.
Другой способ рекомендован ЦНИИС. На подготовленной к дублированию гипсовой модели, не снятой со столика параллело- метра, изготавливают восковой базис, как для определения централь- ной окклюзии. Затем в цанговый патрон или графитный держатель параллелометра вводят металлический стержень (можно использовать бор для прямого наконечника). В центре воскового базиса наливают небольшое количество жидкого гипса и вводят в него закрепленный в плече параллелометра стержень или бор. После отверждения гипса поднимают восковой базис с укрепленным в нем стержнем и вынимают его из прибора. Затем снимают модель со столика (основание ее должно без зазоров прилегать к поверхности столика параллелометра на всех этапах параллелометрии). После получения огнеупорной модели (ее основание также всей плоскостью должно прилегать к поверхности столика) приступают к воспроизведению использованного наклона модели. Восковой базис со стержнем устанавливают на огнеупорную модель, приливают воском края базиса к боковым поверхностям модели, устанавливают модель на столик параллелометра и закреп- ляют ее. Наклоняя подвижную часть столика с моделью в различ- ных направлениях, точно совмещают оси стержня в гипсе и указа- тельного стержня прибора, после чего столик закрепляют в найден- ном положении. Совмещение осей двух цилиндрических стержней свидетельствует о совпадении угла наклона огнеупорной модели с избранным ранее наклоном гипсовой модели и первоначально намеченным путем введения. Указательный стержень заменяют графитовым отметчиком и производят разметку зубов огнеупорной модели. Далее техник переносит чертеж конструкции на огнеупор- ную модель, моделирует восковой каркас протеза и отливает его из соответствующих сплавов. Дальнейшая работа проводится по описанной ранее методике. Для ориентировки приводим несколько разновидностей шинирующих съемных цельнолитых лечебных аппаратов и шин-протезов
- Методы изготовления постоянных шин
- Виды консервативных методов иммобилизации отломков челюстей
- Временная (транспортная) иммобилизация
- Внеротовые методы временной (транспортной) иммобилизации.
- Методы межчелюстного лигатурного скрепления.
- — Межчелюстное лигатурное скрепление по методу Айви.
- — Межчелюстное лигатурное скрепление по Гоцко.
- Лечебная (постоянная) иммобилизация с помощью назубных шин внелабораторного изготовления
- Гладкая шина-скоба.
- Шина-скоба с распорочным изгибом.
- Шина с зацепными петлями.
- Шинирование по методу А.П. Вихрова и М.А. Слепченко.
- Назубные стандартные шины.
- Лечебная иммобилизация отломков челюстей с помощью шин лабораторного изготовления
- Простая зубонаддесневая шина Вебера.
- Шина Ванкевич и шина Ванкевич-Степанова.
- Капповые назубные шины с фиксирующими элементами.
- Тактика врача по отношению к зубам, находящимся в щели перелома.
- 🔍 Видео
Видео:Шинирование зубов. Стекловолоконное шинирование зубов.Скачать
Методы изготовления постоянных шин
Лечение пострадавших с переломами челюстей состоит из репозиции и иммобилизации отломков челюстей, а также медикаментозного лечения и физиотерапии.
Репозиция включает сопоставление или перемещение отломков костей лицевого скелета в правильное положение. Если сопоставить сместившиеся отломки одномоментно не удаётся, их репонируют постепенно, в течение нескольких суток с помощью эластического вытяжения.
Иммобилизация означает закрепление отломков в правильном положении на срок, необходимый для их сращения (консолидации), т.е. до образования костной мозоли. В среднем этот срок составляет 4-5 нед для неосложнённого течения заживления перелома верхней челюсти и одностороннего перелома нижней челюсти. При двустороннем переломе нижней челюсти сроки иммобилизации могут увеличиваться до 5-6 нед.
Медикаментозное и физиолечение необходимо для профилактики развития осложнений в период консолидации отломков (антибактериальные, противовоспалительные, антигистаминные препараты; медикаменты, улучшающие реологические свойства крови и тканевую микроциркуляцию, иммуностимуляторы, препараты, оптимизирующие остеогенез).
Кроме того, в обязательном порядке решается вопрос о целесообразности сохранения зубов в щели перелома и необходимости проведения лечебных мероприятий по отношению к этим зубам.
Видео:Производство шин Мишлен - Мегазавод (national geographic)Скачать
Виды консервативных методов иммобилизации отломков челюстей
Различают временные методы иммобилизации (в том числе транспортные) и постоянные (лечебные).
Временные методы закрепления отломков челюстей разделяют на:
— внеротовые (бинтовая повязка, подбородочная праща, импровизированные повязки с использованием подручных средств);
— внутриротовые (методы межчелюстного лигатурного скрепления, различные по конструкции шины-ложки с «усами»).
Постоянные (лечебные) методы иммобилизации подразделяют на:
— шины внелабораторного изготовления (индивидуальные назубные шины из металла или другого материала, стандартные назубные шины);
— шины лабораторного изготовления (зубонаддесневая шина Вебера простая или с наклонной плоскостью, шины Ванкевич и Ванкевич-Степанова, различные назубные капповые аппараты, наддесневая шина Порта).
Временная (транспортная) иммобилизация
Показания для наложения временной (транспортной) иммобилизации:
— отсутствие условий для осуществления постоянной (лечебной) иммобилизации и необходимость транспортировки пострадавшего в специализированное медицинское учреждение;
— отсутствие специализированных кадров, умеющих провести постоянную иммобилизацию;
— недостаток времени, необходимого для проведения постоянной (лечебной) иммобилизации. Обычно это бывает в период ведения боевых действий или при других чрезвычайных ситуациях (землетрясение, аварии с большим числом жертв и т.п.), когда одномоментно отмечается большой поток пострадавших и раненых с травмой;
— тяжёлое общесоматическое состояние (травматический шок, кома, внутричерепная гематома и др.), являющееся временным относительным противопоказанием для проведения лечебной иммобилизации.
Временная иммобилизация накладывается на срок не более 3-4 сут (максимальное время, необходимое для транспортировки пострадавших в специализированное учреждение или вызова специалиста к больному), так как с её помощью нельзя добиться требуемой длительной неподвижности отломков. В исключительных случаях этот срок удлиняется из-за тяжёлого общего состояния пациента, при котором лечебная иммобилизация временно противопоказана.
Временная иммобилизация может производиться как вне лечебного учреждения, так и в специализированной клинике. Если она накладывается на время транспортировки пострадавшего в медучреждение, то носит название «транспортная». Обычно временная иммобилизация накладывается младшим или средним медперсоналом, а также в виде самоили взаимопомощи. Некоторые методы выполняются только специалистами (межчелюстное лигатурное скрепление).
Внеротовые методы временной (транспортной) иммобилизации.
— Простая бинтовая теменно-подбородочная повязка. Её накладывают при переломах верхней и нижней челюсти. Используют широкий марлевый бинт, круговые туры которого проводят через подбородок и теменные кости. Можно использовать подручный материал: косынку, шарф и т.д., что менее удобно. Простая бинтовая повязка непрочно удерживается на голове, и её надо часто подправлять.
— Теменно-подбородочная повязка по Гиппократу надёжно фиксируется на голове и не требует коррекции. Применяется при переломах верхней и нижней челюсти.
Теменно-подбородочная повязка по Гиппократу
— Стандартная мягкая подбородочная праща Померанцевой-Урбанской. Применяют при переломах верхней челюсти и нижней челюсти. Она состоит из подбородочной пращи, к которой с двух сторон пришиты широкие резинки, переходящие в матерчатые ленты с отверстиями для шнурка. Праща удобна и универсальна, но не используется при переломах беззубых челюстей и отсутствии зубных протезов.
Стандартная мягкая подбородочная праща Померанцевой-Урбанской
— Стандартная повязка для транспортной иммобилизации (жёсткая подбородочная праща) при переломах нижней и верхней челюсти. Эта повязка состоит из стандартной безразмерной шапочки и подбородочной жёсткой пращи с прорезями и выступами, используемыми для фиксации резиновых колец и языка пострадавшего, а также для оттока раневого содержимого. Внутриротовые методы временной (транспортной) иммобилизации.
Стандартная повязка для транспортной иммобилизации
— Стандартная транспортная шина-ложка для иммобилизации верхней челюсти. Состоит из стандартной шапочки и стандартной металлической шины-ложки с внеротовыми стержнями («усами»), прочно фиксированными к шине-ложке.
— Межчелюстное лигатурное скрепление. В клинической практике используют наиболее часто. Для иммобилизации используют проволочные лигатуры, которые должны легко сгибаться, не окисляться и быть недорогими. Данному требованию отвечает бронзо-алюминиевая проволока диаметром 0,5-0,6 мм.
Для наложения межчелюстного лигатурного скрепления берут отрезки бронзо-алюминиевой проволоки длиной 7-10 см и инструменты (крампонные щипцы, кровоостанавливающие зажимы типа бильрот, ножницы для разрезания металлической проволоки, анатомический пинцет).
Показаниями к наложению межчелюстного лигатурного скрепления является предотвращение смещения отломков и устранение внутрираневой травмы на время транспортировки пострадавшего и на время его обследования, до момента оказания лечебной иммобилизации.
Общие правила, соблюдаемые при наложении межчелюстного лигатурного скрепления: иммобилизацию проводят под местным обезболиваниием, предварительно удаляют зубной камень, не используют для межчелюстного лигатурного скрепления подвижные зубы и зубы, находящиеся в щели перелома, используют устойчивые зубы-антагонисты, проволочные лигатуры скручивают по часовой стрелке.
Имеется большое число различных способов межчелюстного лигатурного скрепления отломков челюстей.
Читайте также: Шины в бирске таганка
Видео:Изготовление шиныСкачать
Методы межчелюстного лигатурного скрепления.
— Сильвермена. Вокруг каждого из двух рядом стоящих зубов проводится бронзо-алюминиевая лигатура и закручивается, затем концы этих двух лигатур также закручиваются. То же проделывается в области зубов-антагонистов. Верхний проволочный жгутик закручивается с нижним, а конец обрезается. Преимущества: простота изготовления. Недостатки: после скручивания лигатур в преддверии рта образуются толстые проволочные жгутики, травмирующие слизистую оболочку; в случае необходимости открыть больному рот и перерезать толстые проволочные жгутики, что довольно трудно. После осмотра полости рта конструкцию приходится переделывать.
— Межчелюстное лигатурное скрепление по методу Айви.
Межчелюстное лигатурное скрепление по методу Айви
Наиболее часто используется в клинической практике, как правило, во всех случаях переломов челюстей. При переломе верхней челюсти межчелюстное лигатурное скрепление дополняют наложением подбородочной пращи, чтобы предотвратить её смещение вниз при непроизвольном опускании нижней челюсти. Преимущества: простота и эффективность, возможность быстрого открывания рта в случае необходимости, без нарушения целостности конструкции. Межчелюстное лигатурное скрепление по Казаньяну менее удобно по сравнению с методом Айви. Методика отличается тем, что вокруг соседних зубов одного отломка проводят лигатуру в виде «восьмерки» и два её конца скручивают в преддверии рта. Ту же манипуляцию проводят на зубах-антагонистах и на зубах другого отломка. Свободные концы скручивают и обрезают. Таким образом, общий конец проволоки (жгутик) состоит из четырёх концов. Недостатками метода являются наличие толстого проволочного жгута в преддверии рта, который может травмировать слизистую оболочку, а также необходимость повторного наложения лигатур в случае их поломки или после экстренного срезания лигатур.
— Межчелюстное лигатурное скрепление по Гоцко.
В качестве лигатуры используют полиамидную нить. Её проводят вокруг шейки зуба и завязывают узлом на его вестибулярной поверхности. Далее оба конца нити проводят через межзубный промежуток зубовантагонистов из преддверия — в полость рта, затем каждый конец выводят из полости в преддверие рта (дистальнее и медиальнее), подтягивают и связывают между собой узлом, осуществляя иммобилизацию. Преимущество: малая травматичность, высокая эффективность.
Межчелюстное лигатурное скрепление по методу Гоцко
Видео:КАК СОЗДАЮТ ШИНЫ? Показываем этапы производства на заводе шин Continental в Калуге : )Скачать
Лечебная (постоянная) иммобилизация с помощью назубных шин внелабораторного изготовления
Назубные индивидуальные проволочные шины Тигерштедта. Виды назубных шин Тигерштедта:
— гладкая шина-скоба;
— шина-скоба с распорочным изгибом;
— шина с зацепными петлями.
Шины изготавливаются из алюминиевой проволоки d=1,8- 2,0 мм и длиной 12-15 см. К зубам они привязываются с помощью бронзо-алюминиевой проволоки d=0,5-0,6 мм. Шину изгибают индивидуально для каждого больного с помощью крампонных щипцов. Общие правила наложения назубных шин. Подкожно вводят 0,5 мл 0,1 % раствора атропина для уменьшения саливации, шинирование проводят под местным обезболиванием, необходимо удалить зубной камень для свободного проведения лигатуры в межзубный промежуток, изгибают шину со стороны перелома, её примеряют к зубам во рту, а изгибают её вне полости рта, шина должна прилегать к шейке каждого зуба хотя бы в одной точке, шину привязывают к каждому зубу лигатурной проволокой, которую закручивают по часовой стрелке.
Изготовление шины начинают с изгибания большого зацепного крючка, который обхватывает первый зуб, или зацепного шипа, вводимого в межзубный промежуток. Для примерки шины её прикладывают к зубам во рту.
Гладкая шина-скоба.
Используется для лечения переломов нижней челюсти при условии, что на большем отломке находится не менее четырех, а на меньшем — не менее двух устойчивых зубов.
Показания к применению: линейные переломы нижней челюсти, расположенные в пределах зубного ряда, без смещения или с легковправимыми отломками, переломы альвеолярного отростка, переломы и вывихи зубов, подвижность зубов при остром одонтогенном остеомиелите и пародонтите, переломы верхней челюсти (методы Адамса и Дингмана), для предупреждения патологического перелома нижней челюсти.
После лечения, перед снятием шины ослабляют лигатуры и проверяют отсутствие подвижности отломков, покачивая их. Снимают шину через 4-5 нед. Пациенту необходимо принимать жидкую пищу. Врач должен регулярно осматривать больного 2-3 раза в неделю. При этом необходимо контролировать состояние прикуса, прочность фиксации отломков, состояние тканей и зубов в щели перелома. При ослаблении фиксации шины на зубах необходимо подтягивать лигатуры, подкручивая их. Если при этом лигатура лопнет, её заменяют новой.
Больного обучают гигиеническим мероприятиям по профилактике развития гингивита. С этой целью пациент должен 2 раза в день чистить зубы и шину зубной пастой и щёткой, после каждого приёма пищи зубочисткой удалять остатки пищи и проводить 3-5 раз в сутки полоскания рта антисептическими растворами.
Шина-скоба с распорочным изгибом.
Распорочный изгиб предотвращает боковое смещение отломков.
Шина-скоба с распорочным изгибом
Показания к применению: перелом нижней челюсти в пределах зубного ряда и наличие дефекта костной ткани не более 2-4 см, перелом нижней челюсти без смещения или с легковправимыми отломками, если щель перелома проходит через альвеолярную часть, лишённую зубов.
Шина с зацепными петлями.
Шину используют наиболее часто для лечения переломов челюстей. Изготавливают две шины с зацепными петлями на зубы верхней и нижней челюсти.
Показания к применению: переломы нижней челюсти за пределами зубного ряда, в пределах зубного ряда — при отсутствии на большем отломке четырёх, на меньшем — двух устойчивых зубов, переломы нижней челюсти с трудновправимыми отломками, требующими вытяжения, двусторонние, двойные и множественные переломы нижней челюсти, перелом верхней челюсти (с обязательным использованием подбородочной пращи), одновременные переломы верхней и нижней челюсти.
При изготовлении шины её зацепная петля должна находиться под углом 45° по отношению к десне. Зацепные петли изгибают на шине таким образом, чтобы они располагались в области 6, 4 и 2-го зубов. Если у больного отсутствуют данные зубы, то зацепные петли изготавливают в области других зубов, имеющих антагонисты. Обычно на шине, прилегающей к зубам большего отломка, изгибают 3-4, а меньшего — 2-3 зацепные петли. Основание петли должно находиться в пределах коронки зуба.
Если смещение отломков велико и изогнуть одну шину на оба отломка трудно, можно изготовить и закрепить шины на каждом из отломков. После их репозиции на зацепные петли надевают резиновые кольца под углом, чтобы они создавали компрессию отломков, что значительно препятствует их перемещению.
Периодически (2-3 раза в неделю) осматривают пациента, подкручивают лигатуры, меняют резиновые кольца, обрабатывают преддверие рта антисептическими растворами, следят за состоянием прикуса.
Спустя 10-25 сут после наложения шины проводят рентгенологическое исследование с целью контроля положения отломков.
После сращения отломков перед снятием шин необходимо снять резиновые кольца и дать больному 1-2 дня походить без фиксации, принимая мягкую пищу. Если смещения отломков не произойдёт, шины снимают. Если возникнет небольшое изменение прикуса, то резиновую тягу сохраняют ещё 10-15 сут.
Шинирование по методу А.П. Вихрова и М.А. Слепченко.
Авторы предложили использовать полиамидную нить для усиления крепления шины на зубах. Для этого берут бронзоалюминиевую проволочную лигатуру, складывают её в виде шпильки и вводят оба её конца в один межзубной промежуток изо рта в сторону преддверия рта. Подтягивают лигатуру таким образом, чтобы на язычной поверхности межзубных промежутков образовалась маленькая петля. Проделывают аналогичную процедуру в области всех межзубных промежутков. Берут полиамидную нить диаметром 1 мм и пропускают её через все петли с язычной стороны, концы нити выводят в преддверие рта позади последних зубов с той и другой стороны. Далее на зубы укладывают ранее изготовленную шину так, чтобы она располагалась между двумя концами одних и тех же ранее проведенных бронзо-алюминиевых лигатур, которые затем скручивают. По мнению авторов, преимущества их метода следующие: более прочное скрепление отломков, сокращение времени закрепления шины, отсутствие травмы слизистой оболочки десны.
Шинирование по методу Вихрова-Слепченко
Назубные стандартные шины.
Для изготовления индивидуальных проволочных шин необходимы хорошие мануальные навыки. Их изготовление требует больших затрат времени и частого примеривания к зубной дуге. Особенно трудно их изгибать при аномалиях прикуса, дистопии зубов и др. Учитывая вышесказанное, были предложены стандартные шины, которые изготавливаются в заводских условиях, не нуждаются в изгибании зацепных петель и упрощают шинирование.
В России стандартные ленточные шины предложены В.С. Васильевым. Шина сделана из тонкой плоской металлической ленты шириной 2,3 мм и длиной 134 мм, на которой имеется 14 зацепных петель. Шина легко изгибается в горизонтальной плоскости, но не гнётся в вертикальной. Шину Васильева обрезают до необходимых размеров, изгибают по зубной дуге так, чтобы она касалась к каждому зубу хотя бы в одной точке, и привязывают лигатурной проволокой к зубам. Достоинство шины в быстроте её наложения. Недостатком является невозможность её изгибания в вертикальной плоскости, что не позволяет избежать травмирования слизистой оболочки в боковых отделах челюстей из-за несоответствия шины кривой Шпее. Для одночелюстного шинирования эта шина не годится вследствие низкой прочности.
За рубежом имеются различных конструкций стандартные шины из стальной проволоки (шины Винтера) и полиамидных материалов, которые можно изгибать в любых плоскостях. Шины производятся с заранее сделанными зацепными крючками.
Читайте также: Компрессор автомобильный для ремонта шин
Видео:Как Перерабатывают Автомобильные Шины в ЕвропеСкачать
Лечебная иммобилизация отломков челюстей с помощью шин лабораторного изготовления
Шины лабораторного изготовления относят к ортопедическим методам иммобилизации. Они выполняют как самостоятельую функцию иммобилизации, так и могут быть дополнительным приспособлением при различных хирургических способах скрепления отломков.
К съёмным ортопедическим конструкциям относятся зубонаддесневые шины (простая или с наклонной плоскостью зубонаддесневая шина Вебера, шина Ванкевич, шина Ванкевич-Степанова) и наддесневая шина Порта.
К несъёмным ортопедическим конструкциям относят назубные капповые шины с фиксирующими элементами различных модификаций.
Показания к применению шин лабораторного изготовления:
— тяжёлые повреждения челюстей со значительными дефектами костной ткани, при которых не производится костная пластика челюсти;
— наличие сопутствующих заболеваний у пострадавшего (сахарный диабет, инсульт и др.), при которых применение хирургических методов иммобилизации противопоказано;
— отказ больного от оперативного закрепления отломков;
— необходимость дополнительной фиксации отломков одновременно с использованием проволочных шин.
Для изготовления лабораторных шин необходимы условия: зуботехническая лаборатория, специальные материалы. Зуботехническую работу осуществляют зубные техники.
Простая зубонаддесневая шина Вебера.
Может применяться самостоятельно или как один из основных элементов при использовании метода окружающего шва при переломах нижней челюсти. Шину Вебера используют при значительных дефектах нижней челюсти в результате травматического остеомиелита или после операций резекции нижней челюсти по поводу опухоли. В этих случаях длительное ношение шины (в течение 2-3 мес) может привести к ликвидации выраженного бокового смещения нижней челюсти после снятия шины. Шину Вебера готовят лабораторным путём, предварительно сняв слепки с отломков челюстей. Для предотвращения бокового смещения отломков на ней делают наклонную плоскость в области моляров. Можно изготовить шину непосредственно во рту больного из быстротвердеющей пластмассы.
Шина Ванкевич и шина Ванкевич-Степанова.
Представляют собой зубонаддесневые шины с опорой на альвеолярный отросток верхней челюсти и твёрдое нёбо. Имеет в боковых отделах две обращённые вниз наклонные плоскости, которые упираются в передние края ветвей или в альвеолярную часть боковых отделов тела нижней челюсти преимущественно с язычной стороны и не позволяют отломкам нижней челюсти смещаться вперёд, вверх и внутрь.
Применяют шину Ванкевич для фиксации и предупреждения бокового и вращательного смещения отломков нижней челюсти, особенно при значительных её дефектах, за счёт упора наклонных плоскостей в передние края ветвей челюсти.
Шина Ванкевич в модификации Степанова отличается тем, что вместо верхнечелюстного базиса имеется металлическая дуга, как у бюгельного протеза.
Шину Порта применяют в случае перелома беззубой нижней челюсти без смещения отломков и отсутствия у больного съёмных зубных протезов и зубов на верхней челюсти.
Шина представляет собой две базисные пластинки на каждую челюсть по типу полных съёмных протезов, жёстко соединённых между собой в положении центральной окклюзии. В переднем отделе шины имеется отверстие для приёма пищи. Шину Порта используют в сочетании с ношением подбородочной пращевидной повязки.
Капповые назубные шины с фиксирующими элементами.
Применяют для иммобилизации отломков нижней челюсти при наличии дефекта костной ткани в пределах зубного ряда, когда на отломках имеется достаточное количество устойчивых опорных зубов. Эти шины состоят из металлических колпачков, припасованных к зубам нижней челюсти. Колпачки спаивают между собой и фиксируют на зубах каждого отломка. С помощью различных замков (штифты, рычаги и т.д.) отломки после их репозиции закрепляют на срок, необходимый для консолидации. Зубы, используемые для шинирования, не препарируют.
Тактика врача по отношению к зубам, находящимся в щели перелома.
Корни зубов, находящихся в щели перелома, являются причиной развития воспалительного процесса. До настоящего времени среди специалистов нет единого мнения о врачебной тактике по отношению к этим зубам. Одни считают, что раннее удаление зубов в щели перелома является основой профилактики развития различных осложнений. Другие полагают, что данные зубы необходимо сохранять.
Сторонники раннего удаления зуба из щели перелома видят только в нём причину возникновения травматического остеомиелита.
Экспериментальные исследования (Швырков М.Б., 1987) показали, что причина развития осложнений, в том числе и травматического остеомиелита, запрограммирована на генетическом уровне.
Зуб в щели перелома является проводником микроорганизмов в костную рану. Однако не всякая рана, будучи инфицированной, нагнаивается, поэтому считают, что, если не проводится адекватная терапия, консолидация отломков может осложниться развитием травматического остеомиелита. Это осложнение у некоторых больных не возникает, однако причины такого явления изучены ещё недостаточно.
Щель перелома может проходить через весь периодонт или его часть, возможно обнажение только апикальной части зуба, иногда отмечается перелом корня в различных его отделах или в области бифуркации. Зуб в щели перелома может находиться на большем или меньшем отломке. Достоверно говорить в раннем посттравматическом периоде о жизнеспособности пульпы таких зубов не представляется возможным, так как их чувствительность, определяемая с помощью ЭОД, всегда снижается и восстанавливается не ранее чем через 10-14 сут от момента травмы, а иногда и позже. Клиническая практика показывает, что зубы с обнажённым корнем замедляют процесс консолидации отломков, так как костные балочки растут только из одного отломка в другой и с корнем зуба не срастаются. В этом случае имеется абсолютное показание к раннему удалению зубов.
Зубы в щели перелома с периапикальными хроническими очагами инфекции всегда потенциально опасны в плане развития воспалительных осложнений, поэтому показано раннее удаление таких зубов.
Особого внимания заслуживают моляры, находящиеся на дистальном отломке. Они, при использовании консервативных методов иммобилизации, имеют значение для предотвращения смещения вверх незакреплённого дистального фрагмента. Попытка удалить такой зуб на малом отломке в первые дни после травмы сопряжена со значительными трудностями из-за невозможности прочного удержания этого отломка рукой при вывихивании зуба щипцами. Возможно дополнительное травмирование нижнего луночкового нерва или его разрыв. Нередко бывает повреждение ВНЧС или его вывих. В этом случае, для предотвращения гнойного воспалительного процесса в области перелома, на 1-2 нед назначают антибактериальную терапию. Через 12-14 дней, после образования первичной костной мозоли, такие зубы удаляют с меньшим трудом вследствие развития хронического периодонтита, сопровождающегося снижением прочности волокон периодонта и резорбции стенок лунки.
Абсолютные показания (по мнению большинства авторов) для раннего удаления зуба из щели перелома:
— наличие зубов в щели перелома с патологическими изменениями (перелом или вывих корня, обнажение цемента, подвижность зуба, наличие гранулёмы в периапикальных тканях);
— зуб в щели перелома, поддерживающий воспалительные явления, несмотря на проводимую медикаментозную терапию;
— зубы, мешающие сопоставлению отломков.
В сомнительных случаях целесообразно решать вопрос в пользу удаления зуба из щели перелома сразу же или при первых признаках развития воспалительного процесса в области отломков челюсти. Оставляя зуб неудалённым, врач берёт на себя ответственность за возможные последствия.
Источник: Хирургическая стоматология : учебник (Афанасьев В. В. и др.); под общ. ред. В. В. Афанасьева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔍 Видео
Изготовление окклюзионной шины, краткое видео! Более подробное видео доступно спонсорам канала))Скачать
Наложение ШинСкачать
💥Как делают шины? Производство шин! Как делают шины на заводе?💥Скачать
Как делают шины для скоростных мотоцикловСкачать
Процесс восстановления легковых шинСкачать
Как это делают. Восстановление шины. (этап)Скачать
Станок для удаления металлического корда | Переработка шинСкачать
Переработка шин как бизнес | ПромышленностьСкачать
Шинирование при пародонтите при помощи RibbondСкачать
Этапы переработки шин на оборудовании, часовая производительность линии по переработке шин.Скачать
МЕТОД ВРЕМЕННОГО ШИНИРОВАНИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТАСкачать
Удивительный процесс производства шин❗🔘Скачать
Как делают автомобильные шины // НЕпростые вещиСкачать
Как восстановить изношенную шину? Просто.Скачать
Как производят восстановленные шины | Как это сделано?Скачать