Отходы автомобильных покрышек и шин на 50% и более состоят из натурального каучука. В их состав также входят пластификаторы, наполнители, текстильные материалы и другие ингредиенты. Изношенные резиносодержащие отходы целесообразно перерабатывать и использовать для получения вторичного сырья – мелкой крошки.
В России утилизация шин развита на неплохом уровне. Например, в 2015 году из 107 806 тонн на переработку было отправлено более 67 000 тонн резиносодержащих отходов, а на обезвреживание – более 6 000 тонн. Следует отметить, что статистика не учитывает количество изношенных шин и покрышек, которые образуются в ходе эксплуатации частных автомобилей.
- Утилизация покрышек и шин
- Способы утилизации автомобильных покрышек
- Физические способы утилизации шин
- Физико-химические методы шин
- Термические методы утилизации шин
- Лицензия на утилизацию шин
- Проблемы переработки и способы утилизации автомобильных шин и покрышек
- Состав шин
- Класс опасности отходов
- Роль утилизации
- Юридические основания
- Способы утилизации
- Механическое измельчение
- Бародеструкция
- Криогенная переработка
- Воздействие озона
- Сжигание
- Продукты переработки
- Проблема переработки шин
- 📽️ Видео
Видео:Удивительные Способы Использования Выброшенных ШинСкачать
Утилизация покрышек и шин
Организовать контроль за утилизацией всех резиносодержащих отходов в стране на данный момент невозможно. Огромный объем использованных автомобильных покрышек и шин не учитывается в статистике и оказывается на свалках и полигонах.
Резиносодержащие отходы относятся к 4 классу опасности. Они практически не подвержены природному разложению. Неправильное обращение с использованными автомобильными шинами и покрышками негативно отражается на экологическом состоянии окружающей среды. Токсичные вещества, выделяющиеся из отходов способны отравить почву, поверхностные и грунтовые воды, нарушить жизнедеятельность представителей местной флоры и фауны.
Утилизация изношенных автомобильных покрышек и шин – экологически и экономически выгодный метод обращения с опасными отходами. Он позволяет снизить вредное воздействие на природные системы, уменьшить затраты на производство новых резиносодержащих изделий, сократить потребности в добыче природных ресурсов.
Вторичное сырье, полученное в процессе утилизации изношенных шин и покрышек, находит широкое применение в разных отраслях:
- производство шифера и кровельных рулонных материалов;
- изготовление мастики;
- получение гидроизоляционных материалов;
- производство дорожных покрытий, резиновых ковриков, оснований на спортивных и детских площадках;
- изготовление колес для тележек.
Резиновую крошку часто применяют в дорожном строительстве в качестве наполнителя для изготовления асфальтобетонной смеси. В процессе регенерации получают релин, бризол, изол и другие компоненты для частичной замены исходного сырья при производстве товаров и работ.
Видео:Переработка шин как бизнес | ПромышленностьСкачать
Способы утилизации автомобильных покрышек
Существуют термические, физические и физико-химические способы утилизации автомобильных покрышек, но самый популярный метод – механическое дробление. Его применяют более половины предприятий, функционирующих в этом поле деятельности. Производственные площадки имеют необходимое оснащение и мощности для переработки резиносодержащих шин, покрышек, камер.
Физические способы утилизации шин
К физическим технологиям переработки относится механическое дробление, реализуемое различными методами. Оно осуществляется в несколько этапов:
- Отделение стального троса и текстильного корда.
- Экструзионное измельчение.
- Образование тонкодисперсных порошков из резины.
Для измельчения резиносодержащих отходов применяют ударное воздействие, сжатие со сдвигом, истирание, сжатие. Основной продукт утилизации – резиновая крошка размером от 0,02 до 0,5 см. Она идет на изготовление новых изделий и производство дорожных работ. В ходе переработки параллельно образуется низкосортный лом черного металла.
Физико-химические методы шин
Все физико-химические технологии базируются на регенерации автомобильных шин и покрышек. Технология обеспечивает восстановление структуры и других показателей сырья до потребительских характеристик.
Основные направления регенерации резиносодержащих изделий:
- нейтральный (водонейтральный);
- паровой при высокой температуре;
- паровой;
- риклемейтор-процесс – термомеханический метод.
Технологии регенерации строятся на двух базовых технологических операциях. На первом этапе покрышки измельчают в крошку, а на второй стадии происходит обработка мягчителем и активатором. В результате образуется продукт-регенерат.
Термические методы утилизации шин
Термический способ переработки автомобильных покрышек – пиролиз. Это разложение опасных отходов под действием высокой температуры в бескислородной камере. Результат утилизации методом пиролиза – комбинация горючих газов, мазут, сажа, металлический корд и сопутствующие соединения. Побочные продукты реакции определяются составом исходного сырья, скоростью нагрева, температурой, продолжительностью нахождения в камере. В России пиролиз как метод утилизации изношенных шин практически не применяется.
Читайте также: Sm контроль шины что это
Видео:Станок для удаления металлического корда | Переработка шинСкачать
Лицензия на утилизацию шин
Переработкой отработанных резиносодержащих изделий могут заниматься компании с действующей лицензией Росприроднадзора. Это документ, который доказывает, что соискатель создал все необходимые условия для безопасного и грамотного обращения с отходами 4 класса опасности.
Для получения лицензии на производственной площадке должно быть установлено оборудование для эффективной утилизации автомобильных шин и покрышек. В ходе подготовки соискателю предстоит разработать и собрать объемный перечень документов (список можно уточнить на сайте Росприроднадзора), обучить сотрудников, пройти согласование в Роспотребнадзоре и других контрольных ведомствах.
Лицензия на утилизацию изношенных шин и автомобильных покрышек выдается на неограниченный период времени, но может быть приостановлена или аннулирована, если в ходе плановой проверки будут обнаружены грубые нарушения в деятельности предприятия.
Самостоятельное оформление лицензии Росприроднадзора – сложный процесс, который может затянуться на 6 и более месяцев. Компания «КАСЛ» поможет подготовиться к проверке, возьмет на себя разработку документов и техническое оснащение предприятия, поможет максимально быстро получить заветный документ. Стоимость оформления лицензии «под ключ» зависит от объема работ. Получить бесплатную консультацию и задать вопросы вы можете по телефону менеджеру «КАСЛ».
Видео:Переработка шин в Европе | Европейский подход к переработке шинСкачать
Проблемы переработки и способы утилизации автомобильных шин и покрышек
Благодаря развитию технологий и промышленности, а также уровня жизни населения, ежегодно увеличивается число автомобилей, а вместе с ним растут и объемы производства автомобильных шин. Так как срок их службы в среднем не превышает 4 сезона, проблема процесса утилизации шин остро стоит по всему миру.
Видео:Галилео. Утилизация шинСкачать
Состав шин
Современные шины представляют собой источник ценных полимеров и включают в себя:
- Каучук – синтетический или натуральный, различные смолы и технический углерод, которые вкупе образуют сложноструктурированную резиновую оболочку.
- Металлические элементы, такие как бортовые кольца и проволока армирования.
- Текстильные нитки армирования, выполненные из синтетических тканей.
- Остальные составляющие, к примеру, клей.
Видео:Оборудование для переработки изношенных автомобильных шин в резиновую крошкуСкачать
Класс опасности отходов
В соответствии с законодательством Российской Федерации, отработанные резинотехнические изделия, включающие в себя резиновые шины автомобилей, относят к отходам IV класса опасности. Хотя данный класс принято считать малоопасным в соответствии с существующей классификацией, по ряду данных некоторых ученых, отнесение к нему старых шин не соответствует действительности.
Учитывая общее количество ежегодно выбрасываемых на стихийные свалки отработанных изделий, наносится весомый ущерб окружающей среде. А проблема рациональной утилизации покрышек оказывается все актуальнее с каждым последующим годом. Согласно закону, отработанные автопокрышки подлежат процессу обязательной утилизации.
Видео:Как Перерабатывают Автомобильные Шины в ЕвропеСкачать
Роль утилизации
Технология утилизации покрышек существует в развитых странах Европы еще с 70-х годов XX века. В России этот процесс начал применяться с 2000 года в связи с появлением автомобилей у большего количества россиян. На сегодня в европейских странах перерабатывается от 70 до 100% общего числа отработанных покрышек при большой материальной государственной поддержке отрасли переработки резиновых отходов.
Резиновые материалы покрышек считаются довольно токсичными и легковоспламеняющимися, процесс их разложения составляет 100-120 лет. Под влиянием различных внешних факторов среды, материал шин выделяет в атмосферу огромное количество токсичных веществ и летучих соединений при разложении. При этом ежегодно утилизируются 6-8 миллионов тонн автомобильных шин, и всего лишь 20-25% от их числа подлежит утилизации или применяется в каких-либо других областях, оставшаяся же часть вывозится на свалки.
По отчетам Всемирной организации здравоохранения, проблема загрязнения окружающей среды материалами отработанных автомобильных шин занимает второе место в мире, после изделий из полиэтилена. Основную проблему представляют мельчайшие частицы резиновых компонентов шин, которые в случае проникновения в организм человека вызывают целый ряд заболеваний: бронхиальную астму, раковые опухоли и огромный спектр аллергических реакций.
Читайте также: Зимняя шина белшина artmotion snow бел 217 215 65r16 98t
Помимо прочего, токсичные свалки, образованные из отработанных покрышек, отлично подходят для размножения грызунов и насекомых, которые переносят различные инфекции. Чем жарче климат местности, тем больше опасности исходит от внутренних частей покрышек, где образуется зона повышенной влажности, и условия, наиболее подходящие для жизнедеятельности микроорганизмов и иных представителей животного мира.
Переработка шин благоприятствует решению этих проблем, однако главным препятствием является необходимость привлечения больших инвестиций. Для этого требуется рассмотрение вопроса технологий утилизации шин на законодательном уровне и предоставление государством некоторых преференций для перерабатывающих компаний.
Видео:Киевский школьник изобрёл новый способ утилизации шинСкачать
Юридические основания
Переработка покрышек автомобилей частично регулируется в Российской Федерации федеральным законом № 89 от 24.07.1998 «Об отходах производства», в который были внесены изменения и доработки в 2015 году. Последние изменения коснулись нормы, согласно которой компании, в деятельность которых входят производство и доставка автошин из-за границы, обязаны предпринять меры, в ходе которых будет проводиться обязательная утилизация материала автопокрышек, отслуживших свой срок эксплуатации.
Расчет годового объема утилизации покрышек требуется рассчитывать на основании нормативных показателей, зависящих от объемов производства или импорта продукции. Если в 2016 году показатель составлял 15%, то в 2017 его увеличили до 20%.
Видео:Переработка шин. Из чего делаются резиновая крошка? Бизнес на вторсырье и деньги из мусораСкачать
Способы утилизации
Все имеющиеся способы и технологии переработки автошин можно разделить на две группы: физические и химические.
Механическое измельчение
Наиболее распространенным физическим способом утилизации является процесс механического измельчения автомобильных покрышек. В России представлено около десяти производителей, изготовляющих и поставляющих оборудование для механизированного измельчения утилизированных автомобильных шин.
Технология переработки материала включает в себя несколько этапов: сначала из покрышки удаляются бортовые кольца, затем оставшийся материал дробят на крупные фрагменты, отслаивают металлический корд, и в завершение процесса измельчают резину на необходимые фракции.
Основой этого способа измельчения является утилизация шин при быстрых ударных воздействиях, вследствие чего получается измельченный, содержащий каучук порошок, средним диаметром 0,2 мм. Такой порошок применяется в составе асфальтовых покрытий автомобильных дорог. Единственный недостаток этого способа утилизации – огромная энергоемкость технологии и проблема быстрой скорости износа дорогостоящего оборудования, с помощью которого производится измельчение и переработка резины.
Бародеструкция
Утилизация резиновых отходов способом бародеструкции происходит способом «псевдоожижения» авторезины с применением высокого давления для истекания материала из рабочей ячейки сквозь отверстия в ней. В ходе этого процесса каучуковые составляющие и текстильный корд отсекаются от бортовых колец и металлокорда, после чего происходит измельчение шин до состояния осязательной крошки из ткани и резины.
На следующем этапе технологии происходит процесс отделения тканево-резиновых частей и дробление измельченной крошки до нужных размеров. Металлокорд на выходе из камеры приобретает облик плотно спрессованного брикета. Снизить затраты энергии при утилизации автомобильной резины перерабатывающим компаниям поможет применение технологий, в основе которых лежит применение положительных температур вне зависимости от имеющегося в наличии оборудования для переработки измельченной резины.
Основная проблема способа бародеструкции – потребность оснащения оборудования режущими элементами с повышенной износостойкостью. При подобных технологиях необходимо применять многокомпонентную очистку измельченной резиновой крошки от включений металла и текстиля. Этот метод переработки характеризуется тем, что оборудование для утилизации резины усложняется и обходится дорого. А надежность его использования, а также результативность превращения изношенных покрышек в материал качественной резиновой крошки, значительно снижаются.
Читайте также: Шины для рено логан летние r14
Криогенная переработка
С применением в производстве технологий турбохолодильных устройств достигается температура от минус 120 до минус 80 градусов, это уменьшает издержки на генерацию низких температур в несколько раз. В сравнении со способом использования жидкого азота, затраты энергии при переработке меньше в три раза.
Отделение сторонних компонентов от резины проходит эффективнее, но издержки повышаются из-за высокой стоимости холодильной камеры и прочего оборудования. Еще один недостаток технологии этого способа утилизации – гладкая поверхность резиновой крошки на выходе, что делает невозможным ее применение совместно с другими полимерными элементами, такими как каучук.
Воздействие озона
При переработке автомобильных шин низкими температурами, входящими в диапазон минут 90 — минус 60 градусов, материал измельчается, а резина вступает в так называемое псевдохрупкое состояние. Снижаются затраты энергии на измельчение резины, качество отделения текстиля, металла и прочих посторонних материалов увеличивается, улучшая качество переработанной резины на выходе. На большинстве перерабатывающих производств для измельчения применяется жидкий азот.
Сдерживающей развитие этой технологии переработки автомобильных шин проблемой является затруднение процесса перевозки и хранения жидкого азота, его высокая стоимость, связанная с применением энергозатратного оборудования и материалов для его изготовления.
Сжигание
Этот способ воспринимается неоднозначно: так как автомобильные шины хорошо поддаются процессам горения и выделяют при этом немало энергии, этот способ утилизации принято называть эффективным. Проблема технологии в том, что процесс горения резины происходит с выделением в атмосферу гидроксильных окислов азота, углерода и серы, которые становятся основной причиной выпадения кислотных осадков.
Также, при утилизации автомобильных покрышек (в процессе сжигания) выделяется в окружающую среду множество разновидностей токсичных соединений. Нельзя не упомянуть наносимый технологией природе ущерб от сажи: она поглощает любые аэрозольные примеси, включая токсичные. Затем эти примеси осаждаются на растительности, строениях и живых организмах, тем самым отравляя среду.
Сейчас существует возможность оснастить перерабатывающие заводы полностью контролируемыми печами для сжигания шин, а также мощными фильтрами для процессов поглощения загрязняющих веществ, однако затраты на установку такого оборудования делают процесс утилизации способом сжигания малорентабельным.
Видео:Об утилизации шинСкачать
Продукты переработки
Выделяют два основных продукта переработки покрышек – это резиновая крошка и металл. При процессе переработки среднем 600 кг металла извлекается из одной тонны отработанных автомобильных шин. Резиновую крошку применяют в качестве материала дорожных покрытий, плит на железнодорожных переездах, прорезиненной плитки для тротуаров. А также она применяется при изготовлении лежачих полицейских и мягкого резинового покрытия детских площадок, которое обеспечивает безопасность в процессе их использования детьми.
Видео:Заработок на сдаче покрышек на утилизацию. Сдаём покрышкиСкачать
Проблема переработки шин
Одной из распространенных проблем при планировании бизнеса по переработке автомобильных шин является поиск подходящего участка для постройки завода. Перерабатывающее предприятие необходимо разместить в отдалении от жилых помещений как минимум на 300 метров. Отлично подойдут помещения предприятий, прекративших свою работу. Как правило, у них уже есть все необходимые согласования и разрешения.
Другой проблемой утилизации является высокая стоимость технологий требуемых очистных систем. Поэтому многие предприниматели предпочитают совмещать процесс переработки автомобильных шин с утилизацией другого сырья, такого как стекло или пластик.
Из перечисленных проблем и особенностей работы предприятий по переработке автомобильных шин можно сделать вывод, что проблема утилизации покрышек в России стоит очень остро, и государству следует проявить больше заинтересованности в вопросе переработки покрышек для улучшения общей экологической обстановки.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📽️ Видео
Как восстанавливают старые шины, для повторного использованияСкачать
Об утилизации изношенных шинСкачать
Переработка Автомобильных Шин | Пиролиз Покрышки в Биотопливо и ГазСкачать
Переработка резины, как бизнес. Шины и резиновая крошка. Сколько на этом можно заработать?Скачать
Переработка покрышек в плитку - убираем овраг от мусораСкачать
Переработка авто шин в крошку (сырьё)Скачать
Утилизация изношенных автомобильных покрышек (шин)Скачать
Качество резиновой крошки и разновидности оборудования по переработке шин.Скачать
Переработка автомобилей и техники. Утилизация авто. ШредерСкачать