Шина нулевая — контактная колодка, предназначенная для электрического и механического подсоединения нулевых защитных «РЕ», рабочих «N» и фазных элементов сети. Используется для правильной организации проводки в распределительных щитах или распаячных коробках. Монтаж защитной системы проводится на DIN-рейке, электрическом щитке, угловых изоляторах.
- Почему применяются разные системы заземления
- Для чего нужна нулевая шина
- Какими бывают нулевые шины
- Конструктивные особенности
- Характеристики нулевых шин
- Правила установки
- Как быть, если нет нужных нулевых шин в наличии
- Зачем хитрые автовладельцы ставят на аккумулятор второй «минусовой» провод
- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Минусовая шина
- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Минусовая шина
- Особенности применения нулевых шин
- Почему применяются разные системы заземления
- Для чего нужна нулевая шина
- Какими бывают нулевые шины
- Какого производителя выбрать
- Видео по теме
- 💥 Видео
Видео:нулевая шина на две группыСкачать
Почему применяются разные системы заземления
Защитное заземление внешних металлических частей электротехнических приборов снижает риск поражения людей электрическим током при повреждении изолятора или прикосновении к оборванным проводам. Защитные функции заземления построены на двух принципах: снижение разницы потенциалов между заземляемыми и соседними проводниками, а также отвод тока утечки при взаимодействии фазного с заземляемым проводом. Нештатная ситуация сопровождается немедленным срабатыванием устройства защитного отключения — УЗО.
Видео:Установка нулевой шиныСкачать
Для чего нужна нулевая шина
Контактная колодка решает ряд задач:
- Быстрое и надежное подключение одножильных, многожильных кабелей, питающих нагрузки. Шина допускает подключение максимум 40 линий сечением 3 мм.
- Формирование неразрывной электрической цепи на отрезке «заземление – нагрузка».
- Разделение проводов на защитное и рабочее заземление.
- Улучшение эффективности распределительных щитов.
Отдельного внимания заслуживает возможность организации видимой клеммы при установке прибора с прозрачной крышкой, позволяющего заземлять и нейтрализовать проводники на соответствующих шинах.
Видео:Монтаж электрощитка. Как не надо делать!Скачать
Какими бывают нулевые шины
Нулевые шины для крепления на металлическую Дин-рейку, G-рейку или панель щита бывают изолированными и без дополнительной защиты. Изоляцией для клеммы служит плоская ПВХ основа или планка, оснащенная двумя полимерными «ножками» (например, ШНИ-6х9-6-У2-Ж от IEK). К изолятору брусок крепят по центру или по краям.
На участках, требующих дополнительной защиты или подключения нескольких проводников: N «ноль», PE «земля», PEN «земля-ноль» применим полимерный корпус, предложенный различными цветовыми решениями: голубым для нейтрали, желтым или зеленым для заземления.
Видео:СБОРКА ЩИТОВ нулевые шинкиСкачать
Конструктивные особенности
Конструкция нулевой шины представлена металлическим бруском с отверстиями и зажимными контактами (болтами), повышающими безопасность разводки проводов. Функции проводников выполняют медные, бронзовые, латунные элементы, изолятором служит полиамид, не поддерживающий горение. Монолитное исполнение изделия упрощает обслуживание, повышает надежность фиксации.
Видео:CAN шина👏 Как это работаетСкачать
Характеристики нулевых шин
Пример использования кросс-модуля
Неизолированная шина нулевая со сторонами 6*9мм и 8*12мм, длиной 0,5 и 1 м отличаются двумя способами подсоединения проводников: по центру или краям изделия.
Шина нулевая изолированная с двумя полимерными «лапками» для крепления к щиту, питает провода через верхние, боковые отверстия. Размеры брусков (ширина/высота): 6*9 и 8*12 мм.
Шина нулевая HCD имеет универсальные крепления: на Din-рейку и поверхность щитка одновременно. Базовые размеры металлического бруска 6*9 мм и 8*12мм.
Нулевая шина с изолятором CD крепится на Din-рейку по центру изделия. Размеры клеммы 6*9мм, 1 м.
Кросс-модуль представлен нулевой рейкой в корпусе для монтажа в щиток или 2-4 проводниками в полимерной коробке, фиксируемой на DIN-рейке или плоской поверхности через отверстия на задней панели. Устройство содержит отверстия различных диаметров, позволяя подключать провода соответствующих сечений.
Допустимый ток для использования кросс-модуля в электросети 100-125 А, номинальное напряжение 500В.
Видео:ШИНА НУЛЕВАЯ НА DIN РЕЙКУСкачать
Правила установки
Монтаж простейшей клеммы к щитку выполняют закрытым и открытым способом. Первый вариант предупреждает злонамеренную порчу шины мощных или важных устройств, второй метод применим при отсутствии риска повреждения аппарата. Нулевые колодки с винтовыми соединениями фиксируют к распределительному щитку на DIN рейке, дополнительной изоляции для заземления не предусмотрено.
Сечение нулевых и фазных проводников является одинаковым. Аналогичное требование предъявляется к параметрам шины: действительным сечением считается размер наиболее тонких участков. При объединении группы проводников земли и нуля конечные потребители после разделения ввода «PEN» подключают к разным шинам: PE и N.
Допустимый диапазон внешней температуры для монтажа проводников -40…+50°С, относительная влажность — 90 %. Номинальное напряжение на линии — более 400В.
Видео:МОНТАЖ НУЛЕВОЙ ШИНЫ⚡ | КАК ПОДКЛЮЧИТЬ☝️😊Скачать
Как быть, если нет нужных нулевых шин в наличии
Часто распределительные шкафы импортного производства (ABB Mistral) комплектуются одной шиной «N» и «P», а если электрик планирует заземлять три УЗО, ему потребуется 3 маленькие колодки вместо одной большой. Поскольку размеры фирменных щитков, изолированных коробок исключают размещение обычных шин, монтажникам приходится распиливать существующую планку или покупать по индивидуальному заказу. Погрузив полученные изделия в пластиковый корпус, остается проверить устойчивость крепления латунных отрезков.
Видео:Установка/монтаж нулевой шины на DIN-рейкуСкачать
Зачем хитрые автовладельцы ставят на аккумулятор второй «минусовой» провод
Все знают, что хороший среднестатистический аккумулятор «живет» при нормальном режиме эксплуатации, в среднем, около пяти лет. Батарея классом пониже может «сдохнуть» и за пару лет. В случае, когда машина используется редко, либо подключенные к ее электросети устройства «высасывают» повышенное количество энергии во время стоянки, возможны случаи полной разрядки аккумулятора. Это резко сокращает его емкость, а затем и срок службы.
Читайте также: Как самому заделать прокол в бескамерной шине ремкомплектом
В любом случае, пуск мотора от уже не вполне идеального аккумулятора, особенно в сильные морозы, становится серьезной проблемой. В таких условиях на счету каждая крупица энергии, передаваемая от батареи к стартеру, свечам и топливному насосу. Но на ее пути может оказаться серьезная преграда — электрическое сопротивление проводов, подходящих к аккумулятору. В частности, на «уставшей» машине контакт между «минусовым» проводом батареи и корпусом авто может быть уже далеко не идеальным. По этой причине величина электрического сопротивления в нем резко увеличивается и «крадет» напряжение и ток.
Что касается свежих машин, то у них беда кроется в ином. Тотальная экономия автопроизводителей на всем и вся приводит к тому, что сечение «минусового» провода делают минимально возможным (увеличивая тем самым его собственное сопротивление) — лишь бы его хватало на запуск мотора при среднестатистических температурах на улице, не более того.
Потери электроэнергии на преодоление этого сопротивления не ощущаются, пока и машина, и сам аккумулятор свежие, а за бортом — не особо холодно. Как только аккумулятор стареет, и наступают морозы, эти потери начинают ощущаться в полной мере, заставляя водителя нервничать при каждом запуске остывшего за ночь двигателя.
Чтобы решить эту проблему, нужно как-то снизить электрические потери в проводах. Например, уменьшив сопротивление «минусового» провода аккумулятора. Для этого достаточно радикально увеличить его сечение. Покупаем медный провод (нужной длинны) под названием «косичка». Как правило, на его концах уже предусмотрены клеммы подходящего размера. Один его конец пристраиваем к минусовому выходу аккумулятора, а второй привинчиваем к какому-нибудь подходящему винту с гайкой на двигателе или навесном оборудовании под капотом. Эта нехитрая операция порой позволяет в десять раз снизить потери напряжения на «минусовом» проводе батареи, делая пуск намного более простым.
В качестве неочевидного, но вполне реального бонуса от второго минусового провода можно назвать облегчение зарядки аккумулятора. Хотя бы потому, что генератору приходится преодолевать меньшее сопротивление при «закачивании» энергии в батарею.
Видео:Распределительный блок (РБД), Кросс модули, Шинки. Что, зачем, почему | KonstArtStudioСкачать
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Видео:Как присоединить проводники из меди и алюминия к оцинкованной шинеСкачать
Минусовая шина
Минусовая шина — общая для всех формировочных групп конвейера. Положительные шины — отдельные для каждой группы. На рис. 132 дана принципиальная схема питания конвейера постоянным током для шести формировочных групп. [2]
Минусовая шина разделена врезанным в нее реактором 14 на две части: к одной из них подключены выводы от нулевых точек разделяющих катушек тяговых трансформаторов, к другой — так называемые отсасывающие линии 15, соединяющие эту шину с ходовыми рельсами. [3]
Минусовая шина разъединителями соединена с нулевыми точками тяговых трансформаторов и к ней подключены кабели отсасывающей сети, связывающие подстанцию с ходовыми рельсами. [4]
К минусовой шине через суммирующие сопротивления присоединены шины: ШУСЯ верхним концом, а шина ШУСВ — нижним концом. [5]
К рельсу обычно подключают минусовую шину подстанции . Путь тока замыкается через отсасывающий пункт 4 и обратный провод J с тяговой подстанцией ПС. [6]
К рельсу обычно подключают минусовую шину подстанции . Путь тока замыкается через отсасывающий пункт 4 и обратный провод — 5 с тяговой подстанцией ПС. [8]
Если контактный провод присоединен к минусовой шине , а рельс — к плюсовой, то опасные анодные зоны возникают против движущихся поездов, перемещаясь вместе с ними. [9]
Если контактный провод присоединен к минусовой шине , а рельс — к плюсовой, то опасные анодные зоны возникают против движущихся поездов, перемещаясь имеете с ними. [10]
При перемещении движка потенциометра в направлении минусовой шины стабилизатора увеличивается напряжение f / Hn, что приводит к увеличению токов базы и коллектора транзистора Гу. Ток базы транзистора Гр уменьшается, увеличивается напряжение UK. При перемещении движка потенциометра в сторону плюсовой шины напряжение на выходе стабилизатора увеличивается. [12]
Примерные значения напряжений на электродах тиратронов относительно минусовой шины показаны на рис. 15, причем напряжение на катоде 35 в соответствует горящему тиратрону, а 0 — погашенному. [14]
Видео:Главный минус шин премиум класса?Скачать
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Видео:Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать
Минусовая шина
Последнее объясняется тем, что потенциал плюсовой шины всегда выше потенциала земли, а потенциал минусовой шины всегда ниже потенциала земли. [31]
Возможно и такое выполнение преобразовательной подстанции и сетей, когда питание контактных проводов осуществляется от минусовой шины , а отсасывающие линии приключаются к положительным шинам установки. [32]
Блуждающие токи из оболочки защищаемого кабеля через реостат, рубильник и плавкий предохранитель поступают на минусовую шину тяговой сети и таким образом отводятся от оболочки кабеля к источнику блуждающих токов, минуя землю. Реле СР срабатывает при перегорании плавкого предохранителя и своим контактом замыкает цепь сигнализации. Чтобы измерить силу тока в цепи дренажа, к зажимам 7 и 2 схемы при разомкнутом рубильнике подключают амперметр. [33]
Читайте также: Заправка шин азотом зачем
Расстояние на плите между плюсовой шиной и ближайшей минусовой должно быть вдвое больше расстояния между минусовыми шинами , в противном случае вывод плюсовой шины следует заключить в изолирующую втулку. [35]
Различия в монтаже минусовой и плюсовой шин сводятся к следующему: например, в автозале АТС-54А минусовую шину прокладывают вдоль ряда каркасов со стороны главного прохода, а плюсовую — с противоположной стороны рядовых каркасов; минусовую шину обязательно вдоль всей трассы обматывают киперной ( миткалевой) лентой, предварительно прошпарен-ной воском, или лентой ПЭТ, а плюсовую шину оставляют голой; на минусовой шине просверливают по два отверстия для установки рядового предохранителя — против каждого ряда, а на плюсовой шине предохранителей не ставят; минусовую шину окрашивают эмалевой краской в синий цвет ( по обмотанной киперной ленте), а плюсовую шину — в красный цвет или цвет бордо. [36]
Токи из контактного провода, протекая через обмотку электродвигателя, возвращаются на подстанцию по рельсам, соединенным с минусовой шиной отсасывающими кабелями. Вполне понятно, что чем реже отсасывающие пункты, тем хуже условия возврата тока по рельсам. Еще большее значение длят возврата тока имеет электропроводимость рельсов, что в первую очередь зависит от качества соединений отдельных рельсов между собой. Согласно действующим правилам, сопротивление рельсового стыка не должно превосходить 20 % сопротивления сплошного рельса, что, к сожалению, не всегда обеспечивается на практике. [38]
На основании осуществленных пробных установок электрозащит и определения эффективности их работы было рекомендовано: установить два поляризованных электродренажа на минусовые шины трамвайных тяговых подстанций № 1 и 2; две станции катодной защиты в районах ТЭЦ и трансформаторной подстанции № 7; 15 магниевых протекторов. [39]
В токораспределительном отделении от общих шин, подводящих постоянный ток к конвейеру из преобразовательной подстанции, отрицательный полюс подключается непосредственно к минусовой шине . [40]
В токораспределительном отделении от общих шин, подводящих постоянный ток к конвейеру из преобразовательной подстанции, отрицательный полюс подключается непосредственно к минусовой шине . Положительный полюс общих шин имеет ответвления к положительной шине каждой формировочной группы. В каждой группе последовательно включены предохранитель Я, рубильник Р, регулировочный реостат R и контрольный амперметр А для регулирования и контроля силы тока, проходящего через группу. [42]
При подключении дренажного кабеля его следует соединять сначала с отключенной электродренажной установкой, а затем с рельсами, путем дросселем или минусовой шиной тяговой подстанции . Подключение должно производиться в присутствии представителя отделения железной дороги. [43]
Подсоединять дренажный кабель следует сначала к электродренажной установке ( с выключенным рубильником), а затем к рельсам, путевому дросселю или минусовой шине тяговой подстанции в соответствии с проектом. [44]
Дренажный кабель необходимо присоединять сначала к электродренажной установке ( с выключенным рубильником), а затем к рельсам, путевому дросселю или сборке минусовой шины тяговой подстанции . [45]
Видео:Что внутри китайской и европейской шины? Пилим - и сравниваем!Скачать
Особенности применения нулевых шин
Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке. Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы. Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.
Требования, предъявляемые к нулевой шине
- Для групповой сети, шина должна быть единым проводником, без возможности коммутации между ее частями.
- Сопротивление должно быть одинаковым по всей длине.
- В пределах одной групповой линии, допускается объединение проводников PE (защитное заземление) и N (рабочий нуль).
При этом после разделения ввода PEN на шины PE и N, конечные потребители подключаются на разные шины.
Важно! Использование одной шины для подключения рабочего нуля и заземления, запрещено! Это принципиальный вопрос, необходимо понимать разницу между разделением и объединением PE и N.
Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.
Видео:Что необходимо знать о направляющих шинах. Шины, шаблоны и адаптеры AMS.Скачать
Почему применяются разные системы заземления
- Схема, не противоречащая современным Правилам устройства электроустановок (ПУЭ): TN-S. К вам в распределительный щиток заходят три проводника (напомним, речь идет об однофазной схеме).
На установке, производящей электроэнергию (в нашем случае — трансформаторная подстанция), шина нулевая с заземлением представляют собой глухо заземленную нейтраль. Соединение с защитной землей происходит лишь в этой точке. Затем по изолированным проводникам, в щиток заводятся две шины. Эта система является самой безопасной с точки зренияНулевая и заземляющая шины разделены на уровне вводного устройства в объект. На уровне конечного распределительного щитка (группы потребителей) шины снова объединять запрещено. В случае повреждении нулевой шины на пути от генерирующего оборудования до потребителя, заземление остается в целости и сохранности. - Устаревшая, но широко применяемая в зданиях старой постройки схема TN-C. Заземление не выведено отдельным проводником, в щитке присутствует лишь нулевая шина.Соединять с нулем проводник заземления, запрещено Правилами устройства электроустановок. Поэтому в данной схеме подключения «земли» в привычном понимании просто нет.
Видео:Широкие шины | Преимущества и недостаткиСкачать
Для чего нужна нулевая шина
Силовой и нулевой провода, необходимо распределить от щитка до каждого индивидуального потребителя (или группы потребителей). Типовая схема квартирного щитка выглядит так:
Все силовые провода коммутируются защитными автоматами. А рабочий нуль соединяется с каждым потребителем напрямую. Для того чтобы выполнить групповое соединение без проблем на единственном контакте, разработана нулевая шина.
- Обеспечивается оперативное подключение нескольких равнозначных линий.
- Все контакты находятся под визуальным контролем.
- Появляется возможность эффективного использования автоматов: нулевой проводник размыкать автоматом не обязательно. Значит, коммутационное оборудование может состоять из одной линии.
- Гарантируется неразрывная цепь нуля от силового кабеля на входе, до каждой электроустановки.
- Грамотное разделение электропроводки в рамках одной системы.
- Технически правильное подключение устройств защитного отключения (УЗО), возможно лишь в случае организации нулевой шины в соответствии с ПУЭ.
Видео:Как работает LIN шина автомобиля. K-Line L-Line шины данных. Лин шина автомобиля. Lin-bus networkСкачать
Какими бывают нулевые шины
По сути, это усиленный проводник открытого типа (в контактной зоне), на который можно с помощью винтовых или иных соединителей завести нулевые проводники. Типичная конструкция — прямоугольный брусок из прочного металла с хорошей проводимостью: чаще всего латунь, или иные сплавы на основе меди.
Размещается эта контактная колодка внутри распределительных устройств. Вне зависимости от конструкции, после монтажа не должно быть доступа к токоведущим частям. В генерирующей установке, нуль является глухо заземленным. А в точке подключения, любое прикосновение к открытым проводникам может быть опасным. Поэтому в щитках, где после открытия крышки открывается доступ ко всем элементам, применяются относительно защищенные конструкции.
Если щиток после монтажа всегда закрыт для доступа, за исключением выключателей защитных автоматов, можно использовать полностью открытые нулевые рейки.
Такие колодки непосредственно монтируются на корпус (внутри) щитка из пластмассы, или через диэлектрические проставки, на металлическую коробку.
Поскольку большинство распределительных щитов выполнены с применением DIN реек, разумно устанавливать любое клеммное оборудования подобной конструкции.
Установив такую рейку в одном ряду с дифференциальными автоматами, несложно аккуратно подключить каждый абонентский кабель внутри щитка.
Существуют клеммы быстрого монтажа: по типу WAGO. Есть соблазн не «мудрить» с винтовыми зажимами, а выполнить соединение «по-быстрому».
Но такие зажимы не являются на 100% надежными. К тому же, качество контактов невозможно проверить визуально. Еще одна проблема — в разъемах WAGO нет возможности извлечь один проводник, не разрушив всю линейку.
Видео:ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Какого производителя выбрать
На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия. И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом.
Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования.
Видео:Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
Видео по теме
💥 Видео
В минус на летней резинеСкачать
Зачем нужна длинная шина? Какая шина пилит быстрее длинная или короткая?Скачать