Все распределительные щиты должны выполнять 3 основные задачи:
С этой целью в щитах монтируются автоматические выключатели. Они в первую очередь предназначены именно для защиты кабеля, а не подключенного к ним оборудования, как многие до сих пор думают.
Обеспечивается она путем установки УЗО или дифф.автоматов.
К сожалению, в наших сетях зачастую происходят скачки напряжения. Автоматы на это не реагируют, так как просто не рассчитаны на такую защиту.
УЗО также не приспособлено на срабатывание от перенапряжения. Для этого понадобятся модульные реле напряжения или УЗМ – устройства защиты многофункциональные.
На них выставляются определенные верхние и нижние пределы по напряжению. Как только произошел скачок, или наоборот резкое снижение параметров эл.сети, данное реле (УЗМ) срабатывает и отключает питание.
Чем же отличается сборка 3-х фазного щита, с условием обеспечения вышеперечисленных задач, от сборки однофазного? Понятно, что однофазный на порядок проще трехфазного.
Там есть только единственная фаза, ноль и защитное заземление. В 3-х фазном, к вам в щит приходит те же ноль, защитное заземление и уже 3 фазы.
С одной стороны это дает вам возможность подключать гораздо большую нагрузку, и получить у энергопередающей организации большую мощность для подключения. Но с другой стороны, это всегда несет и большие затраты, плюс необходимость грамотного распределения этой самой нагрузки.
Причем не по своей вине или вине энергоснабжающей организации, а именно из-за вас.
Есть множество вариантов сборки и комплектации трехфазных щитков. Не будем рассматривать самые простейшие с минимальным количеством вводного оборудования.
Выберем более сложные по комплектации, но в тоже время достаточно универсальные. В связи с резким увеличением количества эл.приборов в наших квартирах и домах, они в последнее время приобретают все большую популярность.
Дифференциальный автомат это оборудование, которое ставится на отдельную линию, как обычный автомат, но еще включает в себя и защиту от утечек (дифф.защиту).
Это хоть и самый лучший вариант, но и самый дорогой. Поэтому используется крайне редко.
Условно говоря, сколько у вас будет отходящих групповых линий, столько же понадобится дифф.автоматов.
При этом, чтобы при возможных авариях понять, от чего отключился такой автомат, от утечки или КЗ, рекомендуется использовать модели с индикацией причины срабатывания.
В начале схемы монтируется вводное устройство – рубильник. С него пускаете питание на реле напряжения.
Далее, через кросс-модули разделяете нагрузку на диффы. На каждый автомат пускаете по одной фазе.
Если в последствии окажется, что та или иная линия перегружает какую-либо из фаз, вам достаточно на одном из кросс модулей просто поменять их местами, перекинув провода с одной шинки на другую.
Если вы не ограничены бюджетом, то это самый лучший вариант сборки и комплектации трехфазного щитка.
Это один из простых и наиболее распространенных вариантов сборки и проектировании трехфазных щитков. Объясняется это конечно его дешевизной по отношению к остальным.
Однако это все предварительное деление. Так как реального потребления никто не знает. И только со временем, путем замеров можно увидеть фактическую картину. А она может существенным образом отличаться от ранее спроектированной.
И чтобы хоть как-то подравнять нагрузки, приходится переделывать чуть ли не половину всего щитка. Оставите как есть, и обязательно в будущем столкнетесь с проблемами:
Есть еще более упрощенный вариант данного способа комплектации.
Здесь используется всего одно УЗО на вводе (кроме не отключаемых потребителей) и уже далее, нагрузка распределяется через однополюсники. Согласно п.7.1.83 ПУЭ вы можете быть ограничены в выборе количества подключаемых линий.
Читайте также: Дарус белозерный шины телефон
Если же проигнорировать данное правило, то вполне вероятны ложные срабатывания УЗО. При этом вы долго будете ломать голову прикидывая, сработало оно от защиты или же ложно.
Поэтому лучше искать промежуточные варианты комплектации трехфазного щитка.
Когда вы собираете щит по первому варианту на дифф.автоматах, вы пропускаете через него фазный и нулевой проводник. Плюс отпадает необходимость в УЗО.
Если по экономическим причинам вы не можете себе позволить дифференциальные автоматы, группировать отходящие линии все равно придется на УЗО.
Однако для того, чтобы впоследствии все было ремонто-пригодно и легко вносились изменения в схему без ее кардинальных реконструкций и перемонтажа проводов, вместо обычных однофазных модульных автоматов достаточно применить двухполюсные.
Внешне они выглядят как собранные воедино два одинарных модульных однополюсника.
Для сборки схемы соединяете между собой нули в той или иной группе 4-х полюсных УЗО. Через них пропускаете все фазы и далее пускаете их на кросс модули.
После чего фазы распределяются по автоматам.
- Виды и схема подключения соединительной шины-гребенки для автоматов
- Виды соединительных шин
- Особенности конструкции
- Виды отводов
- Достоинства и недостатки
- Схемы подключения автоматов через соединительную гребенку
- Особенности и правила монтажа
- Подключение УЗО и дифференциальных автоматов
- Однофазное включение
- 3-х фазное подсоединение
- 📺 Видео
Видео:Как подключать автоматы и УЗО гребенками HagerСкачать
Виды и схема подключения соединительной шины-гребенки для автоматов
Для монтажа электротехнических изделий, устанавливаемых в силовых распределительных шкафах, используются сборные и соединительные шины различного типа. Специальная гребенка для автоматов – один из тех элементов, без которых сложно обойтись при обустройстве коммутационных линий. Она применяется для удобства объединения линейки из автоматических приборов в электрощите, позволяя обходиться без сложных в монтаже проводных перемычек.
Видео:Подключаем фазные шины гребенкиСкачать
Виды соединительных шин
Штыревая гребенка для автоматов
Известные типы гребенок для автоматических выключателей (АВ) классифицируются по целому ряду признаков, основными из которых являются:
- общее количество имеющихся на них полюсов;
- число подключаемых установочных модулей с учетом фиксированной ширины;
- тип рабочих контактов — отводов или штырей.
Согласно первому признаку шина соединительная может иметь несколько исполнений, среди которых выделяются однополюсные, двухполюсные, а также 3-х полюсные и 4-х полюсные полосы.
По количеству подключаемых к гребенкам модулей они бывают рассчитаны на 12/24/36/48/60 посадочных мест. По типу используемых в изделиях контактов (это деление касается конструктивных особенностей гребенок) все они делятся на штыревые или зубчатые образцы. Первая из разновидностей относится к универсальному типу, так как подходит для любого модульного автомата или подобного ему устройства.
Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать
Особенности конструкции
Различия в исполнениях электрических гребенок связаны со следующими особенностями их устройства:
- Количество изолированных пластин в гребенчатой шине равно числу ее полюсов.
- Каждая разновидность соединительной гребенки используется только для определенных целей.
- Однополюсные соединители применяются исключительно для однофазных автоматов, а 4-х полюсные – для коммутации 3 фаз и нуля, например.
Известные образцы гребенок имеют два исполнения, отличающиеся своим шагом (18 мм и 27 мм). Первое предназначено для подключения одномодульных автоматов, заявленная ширина которых как раз равна 18-ти мм. Гребенки с шагом 27 мм позволяют объединять приборы с шириной корпуса в 1,5 модуля (18х1,5 = 27 мм).
Конструкция соединительных приспособлений рассчитана на монтаж большого количества автоматов с суммарным числом выводов от 12 до 60-ти. Этим объясняется, почему использовать их для установки 2-х или 3-х приборов, например, нецелесообразно. Традиционно эти вспомогательные изделия применяются для сборки распределительных щитов со значительным числом коммутационных устройств.
При знакомстве с конструкцией гребенок особое внимание обращается на сечение фазной соединительной шинки из меди, которое не должно быть менее 16 кв.мм. Приблизительный расчет количества провода, который экономится на такой замене, снимает все сомнения в целесообразности применения этих медных изделий.
Видео:Соединение автоматов с помощью шиныСкачать
Виды отводов
Существует два вида отводящих контактов, входящих в состав соединительных гребенок.
- Отводы, выполненные в виде штырей и обозначаемые как «Pin». Используются очень часто, поскольку подходят под большинство автоматических устройств.
- Вилочные отводы, маркируемые значком «Fork».
Читайте также: Размер шин стелс дельта 200
Вторая из разновидностей контактов используется намного реже, поскольку для их монтажа потребуется особый зажим, имеющийся далеко не у всех подключаемых АВ. Сечение отводящих штырей подбирается таким образом, чтобы его хватало для работы с нагрузочными токами до 63-х Ампер включительно.
При выборе шин однофазных, а также любых других размерностей, отличающихся видом отводов, потребуется учитывать ряд особенностей конструкции. Для каждого класса подключаемых приборов подходит только определенный образец шины. Когда пытаются установить соединительную гребенку, отводы которой не соответствуют данному устройству, они могут просто не войти до конца в гнезда. В этом случае какая-то часть плоскости шинок остается открытой, что представляет угрозу для пользователей и монтажников.
В качестве примера приводятся автоматы марки АВВ, корпус которых выпускается в двух исполнениях: S200 и более простая модель – S200L. Для первого из этих образцов подойдет шинка под обозначением PSH, а для S200L потребуется другой ее тип PS.
Китайские гребенки со стандартными отводами могут вообще не подойти по размеру шага, что в результате приводит к невозможности их использования. Специалисты советуют не экономить на качестве этих изделий и приобретать только после консультации с менеджерами по продажам.
Видео:СБОРКА ЩИТОВ нулевые шинкиСкачать
Достоинства и недостатки
К преимуществам использования соединительных гребенок на основе меди следует отнести:
- Простота и высокая скорость сборки.
- Получение качественного и надежного электрического соединения.
- Снижение общего количество контактов в два раза, что повышает надежность образующихся соединений.
При установке типовых перемычек, сделанных из электромонтажных проводов, на один зажим приходится сразу два оголенных контактных конца. При использовании же гребенки однофазной, например, используется всего один зубец (отвод).
Специалисты по монтажу по-своему решают проблему экономии контактов – они соединяют автоматы не отдельными перемычками, а сплошным проводом. Для этого в зонах электрических соединений делаются петли с нужным радиусом изгиба.
К недостаткам способа подключения, при котором используются шины электрические соединительные, относят:
- Неудобство замены прибора автоматической защиты, поскольку в этом случае приходится снимать всю гребенку целиком.
- Невозможность добавления еще одного автомата (для этого потребуется новая ее размерность).
Одно из возможных решений проблемы второго случая – заблаговременно установить в щиток резервные приборы с часто используемыми номиналами 10 и 16 Ампер. Их выводные контакты до определенного момента времени оставляются незадействованными, а сами они постоянно остаются в выключенном состоянии.
С учетом особых приемов монтажа автоматов и их резервирования применение соединительных гребенок целесообразно в любых ситуациях, несмотря на имеющиеся недостатки.
Видео:Монтаж электрощитка. Как не надо делать!Скачать
Схемы подключения автоматов через соединительную гребенку
Шина для автоматов гребенчатая вводится в соединительную цепочку согласно определенным правилам, задаваемым электрической схемой ее включения.
Поскольку объединение автоматов в сетях 220 Вольт осуществляется только по фазе (без нуля) – такую шину принято называть фазной.
В зависимости от типа силовой цепи, в которую включаются перемычки для автоматов, они рассчитываются для работы либо в однофазной линии (220 Вольт), либо – в трехфазной сети. Во втором случае схема включения представляет собой утроенную копию одиночной коммутации. Разница между двумя вариантами проявляется только в конструкции самого шинного соединителя.
Согласно ПУЭ, элемент предназначен для создания надежного контакта между верхними (подводящими) клеммами автоматических приборов, напряжение с выхода которых поступает в линию нагрузки. Для этого шинка должна выдерживать значительные токи, что определяет схему ее включения в общие цепи питания — все автоматы соединяются с ее помощью в параллель по входу. Это правило справедливо как для однофазных (однорядных) шин, так и для трехфазных гребенок для автоматов. Во втором случае изделие из меди имеет три изолированных ряда, смещенных на шаг, соответствующих расстоянию между фазными клеммами коммутирующего прибора на 380 Вольт.
Читайте также: Зимние шины беларусь 185 65 r14
Видео:шина соединительная трёх фазная /монтаж/режим на частиСкачать
Особенности и правила монтажа
Типовая шина гребенчатая монтируется в границах вводного или распределительного щитка очень просто, не вызывая особых затруднений у исполнителя. Однако в этом деле имеется целый ряд нюансов, учитывать которые при монтаже гребенки для автоматических выключателей нужно обязательно.
Согласно требованиям нормативных документов, фазная шина размещается только на верхних контактах автоматов, объединяемых в одну линейку.
Особенности подключения шины под гребенку также проявляются в следующих тонкостях:
- Поскольку ее проводящая часть при монтаже попадает между нижней прижимной пластиной и самой гребенкой, имеющийся на ней пластиковый изолирующий выступ должен быть обращен в сторону винтового крепления.
- При нарушении этого требования не удается получить эстетичное соединение, которое лишено изгиба пластины.
- При монтаже гребенки 3-х фазного типа важно следить за правильностью расположения изоляторов, что исключит возможность межфазного замыкания.
В процессе установки соединительных шин для автоматов вместо стандартных перемычек из провода обязательно соблюдение общепринятой маркировки. Она наносится на корпусах монтируемых изделий и должна соответствовать требованиям действующих нормативов.
Обычно такие гребенки продаются уже отмеренными стандартными линейками, число монтажных контактов на которых бывает разным. Поэтому перед подключением подсчитывается общее количество соединяемых автоматов и с учетом их толщины отрезается ненужная часть шины.
Видео:Хитрость с шиной гребёнкойСкачать
Подключение УЗО и дифференциальных автоматов
Посредством двухполюсной гребенки, обозначаемой как (L+N), а также 3-х полюсного ее аналога удобно объединять не только обычные АВ, но и добавлять к ним устройства защитного отключения (УЗО). Когда в шкафу в одной линейке устанавливаются простые отключающие АВ и УЗО, монтаж комбинации из защитных приборов заметно усложняется. Возникшие сложности объясняются особенностями подводки питающих шин к различным видам устройств, которые проявляются по-разному в двух следующих вариантах:
- Совместно с линейкой из нескольких автоматов устанавливается одно или несколько УЗО.
- Вместо автоматов и УЗО в линейку выстраиваются полностью заменяющие их дифференциальные приборы.
Дифавтомат – это объединенные в одном корпусе УЗО и обычный автоматический выключатель.
Первый случай в свою очередь предполагает два варианта монтажа: гребенка используется в однофазной цепи или устанавливается в трехфазную силовую линию.
Однофазное включение
Особенность такого подключения состоит в том, что для автоматов потребуется однополюсная линейка, а для УЗО – двухполюсная. Условием срабатывания последних является совместная коммутация фазы и нуля. В данном случае исходят из принципа максимальных возможностей, то есть выбирают двухполюсную шину, а приходящиеся на автоматы земляные отводы просто отгибаются.
3-х фазное подсоединение
В этом случае придется воспользоваться 4-х полюсной гребенкой из меди, три фазных контакта которых задействуются и на автоматах, и на УЗО. Четвертый «нулевой» ряд используется для подключения в УЗО, а в районе «земляных» контактов обычных отключающих приборов он просто отгибается. При монтаже одних дифавтоматов в любой ситуации отводы гребенки подключаются ко всем задействованным в схеме контактам.
Соединительная гребенка для автоматических выключателей и УЗО – удобный способ их объединения в единый конструктивный блок. Она может применяться как в стандартных распределительных шкафах закрытого типа, так и в любом другом месте, отведенном для монтажа коммутирующих устройств.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📺 Видео
Установка/монтаж нулевой шины на DIN-рейкуСкачать
Распределительный блок (РБД), Кросс модули, Шинки. Что, зачем, почему | KonstArtStudioСкачать
Кросс-модуль | Распределительный блок применение. Что такое кросс-модуль?Скачать
Как подключать автоматы и УЗО гребенкамиСкачать
Установка нулевой шиныСкачать
Как и куда подключить нулевую жилу и жилу заземления в щите? Электрика для начинающихСкачать
Как правильно подключить автомат. Ошибки при подключении автоматического выключателя.Скачать
нулевая шина на две группыСкачать
Самая ЧАСТАЯ ошибка подключения щита | KonstArtStudioСкачать
МОНТАЖ НУЛЕВОЙ ШИНЫ⚡ | КАК ПОДКЛЮЧИТЬ☝️😊Скачать
Правильная установка автоматов на дин-рейку. Крепление нулевой колодки и колодки заземления в щитеСкачать
Простой трёхфазный электрощит. Рисунки + Сборка.Скачать