Что такое нулевая шина и для чего она нужна. Устройство, назначение и характеристики нулевых шин, которые устанавливаются в щитке.
Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N). Требования к монтажу и обозначениям нулевых шин отражены в ПУЭ в пунктах 1.1.29-1.1.31 (см. Главу 1.1). Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт. На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины. Содержание:
- Конструктивные особенности
- Назначение
- Характеристики
- Правила установки
- Конструктивные особенности
- Назначение
- Характеристики
- Правила установки
- Для чего нужна нулевая шина в щитке, разновидности и особенности применения в доме
- Требования безопасности ПУЭ
- Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности
- Целевое назначение: для чего нужна
- Характеристики
- Правила монтажа
- Полезное видео
- Конструктивные особенности и сфера применения нулевой шины
- Почему применяются разные системы заземления
- Для чего нужна нулевая шина
- Какими бывают нулевые шины
- Конструктивные особенности
- Характеристики нулевых шин
- Правила установки
- Как быть, если нет нужных нулевых шин в наличии
- 🎥 Видео
Видео:Установка/монтаж нулевой шины на DIN-рейкуСкачать
Конструктивные особенности
При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.
Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.
Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.
Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.
Видео:Монтаж электрощитка. Как не надо делать!Скачать
Назначение
Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:
- Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
- Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
- Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
- Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
- Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник, мы рассказывали в отдельной статье.
Видео:СБОРКА ЩИТОВ нулевые шинкиСкачать
Характеристики
Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин. Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов. К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.
Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:
Видео:Распределительный блок (РБД), Кросс модули, Шинки. Что, зачем, почему | KonstArtStudioСкачать
Правила установки
Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.
Читайте также: Как ставить шины гиславед норд фрост 200
На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:
Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!
- Что такое ГЗШ в электрике
- Для чего нужен кросс-модуль
- Чем опасен обрыв нулевого провода
Видео:МОНТАЖ НУЛЕВОЙ ШИНЫ⚡ | КАК ПОДКЛЮЧИТЬ☝️😊Скачать
Для чего нужна нулевая шина в щитке, разновидности и особенности применения в доме
С целью безопасности и удобства монтажа линий электропитания, применяются вводы с отличительными значениями, которые объединяются в общие контактные группы. Нулевая шина — контактная колодка, для безопасного подключения одновременно несколько проводников для дальнейшего питания электроустановок.
Видео:Кросс-модуль | Распределительный блок применение. Что такое кросс-модуль?Скачать
Требования безопасности ПУЭ
Система электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок (ПУЭ). В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка.
Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей.
Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.
Видео:Правильная установка автоматов на дин-рейку. Крепление нулевой колодки и колодки заземления в щитеСкачать
Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности
- Токопроводящая жила из прочного металла.
- Пластиковое основание, которое в дальнейшем при монтаже устройства применяется для крепления на ДИН плоскость.
В свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Такие отверстия и болтики применяются для безопасной разводки проводов нейтрали. Внешне шины отличительны по длине, способу монтажа и количеству отверстий для установки.
Для упрощения сервисного обслуживания и выполнения качественных работ по соединению токопроводящих жил, применяются медные или латунные металлы.
Такие сплавы продлевают срок эксплуатации устройства, обеспечивают бесперебойную работу всей системы. Есть шины в корпусе и без корпуса, однако токопроводящие элементы любых типов устройств схожи.
Для правильной работы устройства и обеспечения дифференциальной защиты потребуется правильное подключение устройств с разделением проводников NPE в щите. Если щит металлический, дополнительно используется нулевой провод от корпуса с изоляцией.
Видео:Установка нулевой шиныСкачать
Целевое назначение: для чего нужна
Основная цель использования такого устройства – удобство дальнейшей разводки по помещению, а также гарантия безопасности в ходе эксплуатации силовых токопроводящих жил.
Область применения — сети с напряжением максимум 400 вольт (постоянного и переменного тока).
- Организация нескольких областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля.
- Обустройство заземления видимого типа (устройство с прозрачной крышкой), который поможет прикрыть клеммник.
- Улучшение и оперативное подключение нескольких сетей (один узел допускает ввод до 40-ка проводников с 3-мм сечением).
- Неразрывная электроцепь на месте с заземлением (также до нагрузки).
- Разделение проводников на защитное и рабочее заземление.
Грамотное и профессиональное разделение электропроводки в доме или офисе с множеством электроточек невозможно обеспечить без применения такого простого устройства.
Читайте также: Компрессор для подкачки шин газели
Видео:Самая ЧАСТАЯ ошибка подключения щита | KonstArtStudioСкачать
Характеристики
Выбирая необходимые нулевые шины, стоит предъявлять четкие требования к конструкции. Главное — это сечение провода. Руководствуясь четким правилом «сечение провода не превышает сечение в главной заземляющей шины», можно выполнить качественное обеспечение электросети и сэкономить средства на обслуживании в дальнейшем.
Характеристики нулевой шины разнятся, в зависимости от типа ее установки. Разделяют два вида устройств по схеме распределения, отвечающим требованиям ПУЭ:
В первом случае шина с заземлением, которая являет собой заземленную наглухо нейтраль, в которой соединение с защитной землей обеспечивается исключительно в данной точке. Далее по проводникам с изоляцией уже в щиток заводятся только две шины. Такая схема считается наиболее безопасной, поскольку нулевая и заземляющая шина отделены непосредственно на вводе устройства в помещение.
Во втором варианте представлена устаревшая, но популярная схема по типу TN-C. В данном случае заземление не представлено отдельным проводником, а в самом в щитке есть исключительно нулевая шина. Здесь также соединять землю и ноль нельзя. Поэтому здесь понятия «земля» в его привычном представлении нет.
Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать
Правила монтажа
В зависимости от выбранного типа устройства, монтаж осуществляется несколькими методами:
- Крепление на DIN-рейку. (через изоляторы либо непосредственно в элетрощиток).
- Монтаж через угловые изоляторы.
- Крепление в электрощитке.
Осуществление монтажа допустимо открытым либо закрытым способом:
- Открытый применяется в том случае, если есть шкаф, куда доступ посторонним будет ограничен. Монтаж осуществляется с видимой клеммной колодкой.
- Закрытый вариант монтажа применяется в том случае, если оборудование подключается к особо важным системам, к примеру, к силовой розетке электроустановок.
После любого варианта монтажа (открытого или закрытого) не должно быть доступа к токоведущим жилам, поскольку в генерирующей установке ноль глухо заземлен, а прикосновение к точке подключения смертельно опасно. При выборе шин стоит обратить внимание на производителя и цену устройства. Так, дешевые китайские шины при эксплуатации или даже в начале монтажа могут просто лопнуть.
Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин. Применяется она для подключения проводников заземления и нуля. Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока.
Видео:нулевая шина на две группыСкачать
Полезное видео
Видео:Распаковка: Шина нулевая в корпусе ШНК 4х7Скачать
Конструктивные особенности и сфера применения нулевой шины
Шина нулевая — контактная колодка, предназначенная для электрического и механического подсоединения нулевых защитных «РЕ», рабочих «N» и фазных элементов сети. Используется для правильной организации проводки в распределительных щитах или распаячных коробках. Монтаж защитной системы проводится на DIN-рейке, электрическом щитке, угловых изоляторах.
Видео:Обновленный обзор нулевых шин, клеммных колодок в корпусе и кросс-модулейСкачать
Почему применяются разные системы заземления
Защитное заземление внешних металлических частей электротехнических приборов снижает риск поражения людей электрическим током при повреждении изолятора или прикосновении к оборванным проводам. Защитные функции заземления построены на двух принципах: снижение разницы потенциалов между заземляемыми и соседними проводниками, а также отвод тока утечки при взаимодействии фазного с заземляемым проводом. Нештатная ситуация сопровождается немедленным срабатыванием устройства защитного отключения — УЗО.
Видео:Срочная замена сгоревшей нулевой шины.Скачать
Для чего нужна нулевая шина
Контактная колодка решает ряд задач:
- Быстрое и надежное подключение одножильных, многожильных кабелей, питающих нагрузки. Шина допускает подключение максимум 40 линий сечением 3 мм.
- Формирование неразрывной электрической цепи на отрезке «заземление – нагрузка».
- Разделение проводов на защитное и рабочее заземление.
- Улучшение эффективности распределительных щитов.
Отдельного внимания заслуживает возможность организации видимой клеммы при установке прибора с прозрачной крышкой, позволяющего заземлять и нейтрализовать проводники на соответствующих шинах.
Видео:Нулевая шина в корпусеСкачать
Какими бывают нулевые шины
Нулевые шины для крепления на металлическую Дин-рейку, G-рейку или панель щита бывают изолированными и без дополнительной защиты. Изоляцией для клеммы служит плоская ПВХ основа или планка, оснащенная двумя полимерными «ножками» (например, ШНИ-6х9-6-У2-Ж от IEK). К изолятору брусок крепят по центру или по краям.
Читайте также: Самые мягкие шины для внедорожника
На участках, требующих дополнительной защиты или подключения нескольких проводников: N «ноль», PE «земля», PEN «земля-ноль» применим полимерный корпус, предложенный различными цветовыми решениями: голубым для нейтрали, желтым или зеленым для заземления.
Видео:По просьбе зрителя о кросс-модуле!Скачать
Конструктивные особенности
Конструкция нулевой шины представлена металлическим бруском с отверстиями и зажимными контактами (болтами), повышающими безопасность разводки проводов. Функции проводников выполняют медные, бронзовые, латунные элементы, изолятором служит полиамид, не поддерживающий горение. Монолитное исполнение изделия упрощает обслуживание, повышает надежность фиксации.
Видео:Электромонтажная хитрость 01 Кросс-модульСкачать
Характеристики нулевых шин
Пример использования кросс-модуля
Неизолированная шина нулевая со сторонами 6*9мм и 8*12мм, длиной 0,5 и 1 м отличаются двумя способами подсоединения проводников: по центру или краям изделия.
Шина нулевая изолированная с двумя полимерными «лапками» для крепления к щиту, питает провода через верхние, боковые отверстия. Размеры брусков (ширина/высота): 6*9 и 8*12 мм.
Шина нулевая HCD имеет универсальные крепления: на Din-рейку и поверхность щитка одновременно. Базовые размеры металлического бруска 6*9 мм и 8*12мм.
Нулевая шина с изолятором CD крепится на Din-рейку по центру изделия. Размеры клеммы 6*9мм, 1 м.
Кросс-модуль представлен нулевой рейкой в корпусе для монтажа в щиток или 2-4 проводниками в полимерной коробке, фиксируемой на DIN-рейке или плоской поверхности через отверстия на задней панели. Устройство содержит отверстия различных диаметров, позволяя подключать провода соответствующих сечений.
Допустимый ток для использования кросс-модуля в электросети 100-125 А, номинальное напряжение 500В.
Видео:Как и куда подключить нулевую жилу и жилу заземления в щите? Электрика для начинающихСкачать
Правила установки
Монтаж простейшей клеммы к щитку выполняют закрытым и открытым способом. Первый вариант предупреждает злонамеренную порчу шины мощных или важных устройств, второй метод применим при отсутствии риска повреждения аппарата. Нулевые колодки с винтовыми соединениями фиксируют к распределительному щитку на DIN рейке, дополнительной изоляции для заземления не предусмотрено.
Сечение нулевых и фазных проводников является одинаковым. Аналогичное требование предъявляется к параметрам шины: действительным сечением считается размер наиболее тонких участков. При объединении группы проводников земли и нуля конечные потребители после разделения ввода «PEN» подключают к разным шинам: PE и N.
Допустимый диапазон внешней температуры для монтажа проводников -40…+50°С, относительная влажность — 90 %. Номинальное напряжение на линии — более 400В.
Видео:С этим справится даже новичок. Как спроектировать / собрать свой электрощит для квартиры или дома.Скачать
Как быть, если нет нужных нулевых шин в наличии
Часто распределительные шкафы импортного производства (ABB Mistral) комплектуются одной шиной «N» и «P», а если электрик планирует заземлять три УЗО, ему потребуется 3 маленькие колодки вместо одной большой. Поскольку размеры фирменных щитков, изолированных коробок исключают размещение обычных шин, монтажникам приходится распиливать существующую планку или покупать по индивидуальному заказу. Погрузив полученные изделия в пластиковый корпус, остается проверить устойчивость крепления латунных отрезков.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
🎥 Видео
Замена нулевой шиныСкачать