Шина Крамера — простое и гениальное изобретение середины прошлого века, принадлежащее советскому ученому, врачу-травматологу Гарри Крамеру, до настоящего времени широко применяется в травматологии. Шина Крамера является самым удобным средством фиксации при переломах конечностей, шейного отдела позвоночника в быту и на производстве, во время ДТП и занятий спортом, на время транспортировки пострадавшего в больницу.
Легкость, надежность, удобство и возможность моделирования на любом участке тела – качества, благодаря которым это приспособление имеет постоянную «прописку» на станциях скорой помощи, в медицинских и травматологических пунктах, отделениях больниц.
- Устройство
- Показания к применению
- Наложение шины при переломах
- Наложение при переломе плеча
- Наложение при переломе предплечья
- Наложение при переломе бедра
- Наложение при переломе голени
- Шинирование шейного отдела позвоночника и головы
- Заключение
- Наложение шины Крамера
- Понятие
- Показания
- Техника наложения
- Верхняя конечность
- Нижняя конечность
- 🔍 Видео
Видео:Стандарт «Техника наложения шины Крамера на предплечье»Скачать
Устройство
Конструкция чрезвычайно проста, она представляет собой лестницу из металлической проволоки, которую можно согнуть в любом месте и под любым углом, повернуть вокруг оси – словом, придать ей форму, наиболее физиологичную для конкретной части тела. При этом пострадавшему причиняется гораздо меньше боли, чем при наложении деревянной шины или шины из подручного материала.
Наружный каркас (рама) изготавливается из алюминиевого сплава, это придает гибкость и возможность принимать нужную форму. Внутренние перемычки (сетка) изготовлены из негнущейся стальной проволоки, которая и обеспечивает жесткую фиксацию.
Благодаря сетчатому строению, шина имеет небольшой вес , что также уменьшает вероятность травмирования при перевозке пациента. Помимо этого, можно быстро смонтировать шину и фиксировать не только сам участок перелома, но и ближайшие к нему суставы, а при необходимости — и всю конечность. Это обеспечивается за счет надежного обездвиживания. Также предупреждается смещение отломков во время транспортировки пациента в лечебное учреждение.
Шины Крамера бывают самых различных размеров : от маленьких и узких для кисти до 2-метровых, накладываемых на бедро, плечо, есть и широкие конструкции на случай переломов позвоночника, костей таза.
Производители лестничных шин – различные российские компании, заводы и объединения по выпуску медицинских принадлежностей. Стоимость невысока – от 500 рублей, приобрести можно в магазинах медицинской техники, в интернете на сайтах компаний-поставщиков.
Видео:Шина Крамера при переломе голениСкачать
Показания к применению
Проволочная шина используется при оказании первой помощи для временной иммобилизации при таких травмах:
- переломах и вывихах верхней конечности;
- переломах и вывихах нижней конечности;
- переломах костей плечевого пояса;
- переломах костей таза;
- повреждениях шейного отдела позвоночника;
- разрывах связок, мышц и сухожилий, нервных волокон, сосудов;
- повреждениях суставов;
- обширных ожогах и отморожениях конечностей;
- тяжелых черепно-мозговых травмах.
Однако применение не ограничивается только лишь тяжелыми травмами, ее вполне можно наложить для временной фиксации при несложных переломах, ранах в области суставов , а также при воспалительном процессе, когда необходим покой конечности ( воспалении сухожилий, суставов, гнойном процессе ).
С другой стороны, это — лишь временная мера, чтобы доставить пациента в больницу, где ее заменят на гипсовую повязку после обследования, или направят больного на операцию, если это необходимо.
Видео:Наложение шины Крамера на плечевую костьСкачать
Наложение шины при переломах
В практике шина наиболее востребована для первичного обездвиживания при различных переломах – как со смещением, так и без него. При этом нужно соблюдать следующие правила ее наложения. Общий алгоритм действий таков:
- сначала надо выполнить моделирование (изогнуть), но примерять на здоровую, а не на травмированную конечность, чтобы не допустить дополнительного травмирования;
- моделирование должно соответствовать конфигурации поврежденной конечности в данный момент, чтобы не изменять ее форму, не усугублять травму;
- шину необходимо обернуть ватой и замотать бинтом, чтобы металлическая поверхность не давила на тело, а если она уже в чехле, то этого делать нет необходимости;
- между шиной и костными выступами (локтем, лодыжкой, пяткой) нужно подложить небольшие ватно-марлевые подушечки, чтобы не было сдавливания;
- одежда и обувь не снимаются, шина накладывается сверху, если перелом закрытый, если же имеется открытая рана, прежде нужно разрезать одежду, обработать кожу вокруг настойкой йода, рану закрыть стерильной марлевой повязкой;
- в морозную погоду поверх шины нужно укутать конечность одеялом, теплой одеждой, чтобы охладившийся металл не повредил кожу.
Читайте также: Шины bridgestone dueler 225 70 r16
Наложение при переломе плеча
Моделируют шину на здоровой руке, накладывают от здорового плечевого сустава, далее вдоль плечевого пояса сзади и спускаются по наружной поверхности плеча, предплечья до кончиков пальцев, изогнув в области локтя под углом 90°, оборачивают ватой и бинтом, на концах привязывают тесемки. Прикладывают к поврежденной руке, предварительно подложив подмышку ватный или матерчатый валик и слегка подав плечо вперед примерно на 30°. Верхний конец должен заходить на здоровый плечевой сустав. Тесемки завязывают, сверху на всем протяжении прибинтовывают широким бинтом.
Наложение при переломе предплечья
Подготавливают шину, моделируя по здоровой руке, от кончиков пальцев до верхней трети плеча, согнув в локтевом суставе под прямым углом. Оборачивают, прикладывают по наружной поверхности конечности, предварительно положив в ладонь и под локтевой отросток ватно-марлевый валик. Прибинтовывают, снаружи оборачивают косынкой или шарфом, широким бинтом, подвешивают к шее, чтобы у руки был упор. Если имеется только перелом лучевой кости без смещения, шину кладут от кончиков пальцев до локтевого сустава, руку подвешивают на косынку.
Наложение при переломе бедра
Шина Крамера на бедре эффективна при переломах в нижней и средней трети. При более высоких повреждениях она не дает достаточно жесткой фиксации из-за сильного сокращения мощных мышц, в этих случаях применяются деревянные не гнущиеся шины. Обязательно наличие 3 шин разных размеров . Одна должна идти по задней поверхности, начиная от подошвенной стороны пальцев стопы, в области пятки ее сгибают под прямым углом, а под коленом слегка выгибают вперед. Верхний край шины должен доходить до уровня лопатки. Другая шина идет по наружной поверхности голени и бедра от края стопы до подмышечной области, третья – по внутренней стороне голени и бедра от края стопы до паховой складки. Все это осторожно укладывают поверх одежды и обуви, фиксируют тесемками на спине, бинтом на стопе, голени и бедре.
Важно все это делать пошагово, чтобы не увеличить смещение отломков кости.
Наложение при переломе голени
На голень также накладывают 3 шины: по задней и боковым поверхностям. Заднюю изгибают на уровне пятки в виде сапожка, ведут от пальцев до верхней трети бедра, в подколенную ямку кладут небольшой валик, чтобы не было движений в суставе. Наружная шина идет от края стопы до верхней трети бедра, внутренняя – до паха. Под лодыжки необходимо положить небольшие ватные валики. Все вместе бинтуют, слегка приподняв ногу.
Если перелом голени ограничивается областью голеностопного сустава, достаточно одной широкой шины, наложенной в виде сапожка по задней поверхности, чтобы обязательно край шины выступал над уровнем пальцев стопы. Под пятку и нижнюю часть ахиллова сухожилия подкладывают ватно-марлевый валик.
Шинирование шейного отдела позвоночника и головы
Для иммобилизации шеи и головы берут 2 длинных шины. Одна накладывается по задней поверхности вдоль средней линии, начиная от края роста волос на лбу, изгибается на затылке, под затылочные бугры подкладывают ватно-марлевый валик, на уровне углов лопаток прибинтовывают к грудной клетке. Второй этап наложение поперечной шины, она идет, огибая центр головы, над ушными раковинами к верхней трети обоих плеч, где фиксируется бинтами.
Шины фиксируют одна к другой в области лба тесьмой.
Важно предварительно отмоделировать их на здоровом человеке, приблизительно с такими же параметрами, как и пострадавший.
Видео:Шина Крамера - предплечьеСкачать
Заключение
Лестничная шина Крамера – оптимальное средство для оказания первой помощи при различных травмах. Важно правильно наложить ее, выполняя изложенные выше рекомендации. Отнюдь не лишним будет иметь такую вещь в доме, в багажнике автомобиля.
Читайте также: Can шина лада веста где находится
Видео:Шина Крамера при переломе бедраСкачать
Наложение шины Крамера
Транспортная иммобилизация годами практики зарекомендовала себя как эффективный способ, позволяющий максимально снизить вероятность осложнений различных травм. Метод существовал ещё с древних времён, но вот средства для его осуществления постоянно преобразовывались. Но они менялись в лучшую сторону, становясь всё проще и надёжнее в обращении.
Необходимость появления стандартизованных изделий привело к изобретению табельных средств, которые имеют универсальное предназначение. Самым распространённым из них сейчас является шина Крамера – конструкция, изготовленная из лёгкой проволоки. Её положительные качества настолько превышают недостатки, что она до сих пор широко применяется для оказания первой помощи при переломах.
Хотя ничего гениального в строении изделия не отмечается, оно даже не имеет каких-либо деталей, такая простая конструкция и обеспечивает надёжность, подтверждённую многолетним использованием. Зачастую с применением шины приходится столкнуться и простому обывателю, поэтому следует дать небольшое руководство к действию.
Видео:Шина Крамера - плечевая костьСкачать
Понятие
Другое название этого ортопедического изделия – лестничная шина, которое полностью характеризует его внешний вид. Синоним напрямую связан со строением средства – конструкция в исходном виде действительно напоминает лестницу в миниатюре. Но всё же можно выделить некоторые особенности:
- Внешний каркас современной шины изготовлен из сплава на основе алюминия, и выполнен в виде толстой проволоки. Такой материал позволяет ей с лёгкостью изменять свою форму, не теряя при этом общую упругость. При этом от многократного сгибания он не теряет своей прочности, и не разрушается со временем.
- Для создания поддержки только внешнего каркаса недостаточно, поэтому он на всём протяжении, словно лестница, соединён множеством перемычек. Они изготовлены уже из стальной проволоки, которая практически не поддаётся сгибанию. Такое сочетание с гибкостью внешнего контура придаёт шине Крамера незаменимые опорные свойства.
- Так как металл достаточно быстро реагирует на понижение или повышение температуры, то изделие снаружи покрывается чехлом из медицинской марли или ткани. Это обеспечивает более комфортное положение шины на конечности, не вызывая у пациента неприятных болевых или температурных ощущений. Также в случае загрязнения чехол можно быстро поменять, а само средство останется чистым.
Широкое применение лестничные шины нашли в травматологии и скорой помощи, где они используются для быстрой и надёжной иммобилизации отдельных сегментов опорно-двигательного аппарата.
Видео:Наложение шины Крамера на голеньСкачать
Показания
Проведение транспортной иммобилизации показано только в случаях тяжёлых травм, которые при отсутствии фиксации могут привести к осложнениям. Наложение шины Крамера в таких случаях позволяет предупредить их развитие, формируя искусственную поддержку для конечности или другого сегмента тела. Оно становится необходимым при следующих повреждениях:
- Переломы костей, входящих в состав пояса верхних или нижних конечностей. Но и есть исключения – повреждения шейного отдела позвоночника, а также черепно-мозговые травмы, которые можно зафиксировать с помощью шины.
- Вывихи и другие прямые повреждения суставов, приводящие к частичному или полному нарушению их функции. При этом иммобилизация служит не столько мерой профилактики – она обеспечивает создание функционально нейтрального положения для сочленения.
При лёгких травмах использование шины не показано, но и не запрещено – поэтому её можно применять, как альтернативу мягкой повязке.
Видео:Транспортная иммобилизация шиной Крамера при переломе плечевой костиСкачать
Техника наложения
- Использование шины предусматривается в максимально ранние сроки после получения травмы. Это позволит предупредить развитие осложнений, связанных с самостоятельными попытками движения, или возникающих при переносе пострадавшего.
- Обязательно предварительное моделирование изделия, желательно на здоровой конечности. Это позволит сразу зафиксировать шину, избегая лишнего воздействия на поражённый сегмент.
- Иммобилизация проводится с учётом физиологии движений – она проводится с обязательным захватом двух смежных с очагом повреждения суставов. Конечности при этом придаётся физиологическое положение, обеспечивающее расслабление её мышц.
- Обувь или одежда, находящаяся в области наложения шины, не снимается. Во-первых, это предотвращает лишние движения в поражённом сегменте. А во-вторых, создаёт дополнительную прокладку, исключающую механическое воздействие средства.
- Если шина накладывается прямо на кожу, то в область костных выступов помещаются ватно-марлевые подушечки. А в холодное время года конечность нужно ещё и укрыть чем-либо от воздействия низкой температуры.
Существует три основных варианта применения лестничных шин, которые связаны с локализацией травмы.
Верхняя конечность
Благодаря относительно небольшому объёму, для фиксации руки при переломе лучевой кости, обычно достаточно лишь одной шины Крамера. Но вот её окончательное положение зависит от того, где именно находится повреждение:
- Если травма касается лишь пределов кисти, то всё равно проводится иммобилизация всего предплечья. Шина должна немного выступать за кончики пальцев, и доходить до нижней трети плеча, захватывая локтевой сустав. В нём создаётся сгибание – под прямым углом. Ладони придаётся полусогнутое положение путём вкладывания валика.
- Если травма произошла на уровне предплечья, то фиксация незначительно отличается от предыдущего варианта. Единственная разница – шина должна доходить до верхней трети плеча. В ладонь также вкладывается валик, после чего средство фиксируется с помощью повязки или тесёмок на шее.
- При повреждениях плеча шина должна проходить от кончиков пальцев до внутреннего края лопатки. Такое положение обеспечивает фиксацию не только конечности, но и плечевого пояса. В остальном – её наложение аналогично.
На верхней конечности сосуды и нервы имеют относительно поверхностное положение, чем объясняется высокая частота их повреждения при неправильном проведении иммобилизации.
Нижняя конечность
Относительно ног имеется негласное ограничение – подобные средства применяется только до уровня нижней трети бедра. При более высокой фиксации теряются её опорные свойства, что обусловлено значительным объёмом и силой нижних конечностей. Поэтому преимущественно средство применяется лишь при травмах стопы, голени и коленного сустава:
- Конечности всегда придаётся физиологическое положение – полное разгибание в колене, сгибание под прямым углом в голеностопном сочленении.
- Обязательно используется три лестничных шины, которые поддерживают ногу сразу с трёх сторон.
- Первая из них сгибается по типу «сапожка», и фиксируется на задней поверхности конечности. Она должна немного выступать за кончики пальцев, проходить подошву, голень, и заканчиваться на уровне верхней трети бедра.
- Остальные шины располагаются по боковым поверхностям ноги, обеспечивая дополнительную поддержку. После размещения производится их полная фиксация с помощью циркулярной повязки.
При изолированных повреждениях стопы достаточно только задней шины, которую можно укоротить до уровня коленного сустава.
При подозрении на травму шейных позвонков или черепа иногда применяется особое наложение шин. Они фиксируются на голове в виде шлема, препятствуя её движениям:
- Первая располагается продольно – начиная ото лба, и доходя до области между лопатками.
- Вторая, наоборот, фиксируется в поперечном направлении – от одного плеча к другому через голову.
- Затем вся конструкция закрепляется с помощью отдельных повязок.
Важно, чтобы средства плотно прилегали к коже, исключая даже малейшие изолированные движения шеи. Поэтому перед их наложением производится тщательное моделирование шин. Но выполнять его требуется не на пострадавшем человеке, чтобы не нанести ему ещё больший вред.
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
🔍 Видео
Техника наложения лестничной шины при переломе костей предплечья - meduniver.comСкачать
Наложение шины Крамера на предплечьеСкачать
Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
Наложение шины Крамера при переломе бедренной костиСкачать
Техника иммобилизации нижней конечности «шина Дитерихса»Скачать
Шина на плечоСкачать
Первая помощь: шина на бедроСкачать
Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать
Иммобилизация верхней конечности с помощью шины Крамера. Первая помощь при переломе нижней1/3 плеча.Скачать
Методика наложения транспортной шины при переломе плечевой кости - meduniver.comСкачать
Наложение Шины крамераСкачать
Наложение лестничной шины Крамера на голеньСкачать