Накачка шин азотом — услуга относительно новая для российских автолюбителей. В Европе и Соединенных Штатах для коммерческих автомобилей и автобусов используется именно такой способ. Причем это не является требованием правил эксплуатации, а выбором самих владельцев.
Эта тенденция, скорее всего, имеет корни в гонках Формулы-1. Именно колеса гоночных болидов первыми стали наполнять азотом (точнее азотно-воздушной смесью). При этом действующий технический регламент гонок разрешает заполнять колеса как азотом, так и обычным воздухом.
В этом отношении между автомобилистами единого мнения еще нет. Производители азотных газогенераторов и СТО, которые предлагают эту услугу, естественно, расписывают преимущества азота для накачки шин. С другой стороны, многие эксперты называют эту услугу просто выкачиванием денег из доверчивых автолюбителей. Чтобы разобраться, кто из них прав, стоит рассмотреть аргументы обеих сторон.
Еще со школы мы знаем, что воздух состоит в основном из азота (78%) и кислорода (20%). На остальные 2% приходится небольшое количество углекислого газа, водных испарений и других газов. Современные азотные генераторы для накачки шин позволяют добиваться 95% содержания азота. Являются ли существенными эти дополнительные проценты для эксплуатационных характеристик ?
Главным преимуществом использования азотной смеси для накачивания шин считается повышенная безопасность. Объясняется это следующим образом. При изменении температуры в шине давление меняется пропорционально коэффициенту теплового расширения. Значение этого коэффициента для азота в семь раз меньше, чем для кислорода.
Во время движения, давление в разогретой шине может увеличиваться на 0,4 — 0,7 атмосферы, что является довольно заметным и иногда приводит к повреждению покрышки, особенно в летнее время. Но можно ли утверждать, что при закачке чистого азота эти цифры следует делить на семь ? Конечно, нет!
Необходимо учитывать, что в соответствии с законом Менделеева-Клайперона существует зависимость между температурой, объемом и давлением идеального газа. Азот и кислород начинают вести себя по-разному только при значениях давления в несколько МПа.
То есть при нормальной эксплуатации разница в давлении при допустимом нагреве шины составит тысячные доли атмосферы, что не всегда можно будет заметить даже в лабораторных условиях. Чем больше по размеру само колесо и чем давление в нем выше, тем сильнее будет заметен полезный эффект от использования азота.
В качестве второго важного преимущества утверждается, что утечка азота из шины не происходит из-за того, что его молекула по размеру больше, чем молекула кислорода, которая проникает сквозь поры резины быстрее. С этим тяжело поспорить, так как диаметр молекулы азота действительно больше диаметра молекулы кислорода почти на 7%. В абсолютных цифрах — это 0,02 нм.
На практике при утечке воздушной смеси на 0,5 атмосфер утечка азота составит 0,47 атмосфер. В этом случае содержание азота внутри шины при дополнительном подкачивании обычным воздухом будет только увеличиваться, так как по такой логике в основном из шины проходит утечка молекул кислорода.
Третий фактор в пользу азота связан с его химическими свойствами. Азот снижает коррозию и старение материалов покрышки, так как в отличие от кислорода он очень медленно вступает в химические реакции, а используемая азотная смесь содержит гораздо меньше твердых частиц и агрессивных загрязнений, чем обычный воздух, который подается простым компрессором.
Без всякого сомнения, шина, которая накачивается азотом, изнутри разрушается намного медленнее. С этим, кстати, никто не спорит. Но что это дает для автовладельца ? Что является основной причиной повреждения шин ? Окисление корда кислородом воздуха или старение резины с внутренней стороны ? Конечно, нет! Основной удар шина принимает снаружи. Агрессивная среда на дорожном покрытии и механические повреждения — вот главные причины выхода из строя автомобильных шин.
Еще одним преимуществом называют уменьшение массы колеса, что также является очевидным, так как азот имеет меньшую удельную массу на 3,2%. Что это дает в абсолютных цифрах ? Оказывается, около 7 граммов на каждом колесе! Много это или мало — решать самому автовладельцу.
Читайте также: Как тормозят протяжно шины не все безоблачно в судьбе
Существуют также и мифы, связанные с использованием азота. Например, что шина с азотом не перегревается. В действительности значение теплопередачи у кислорода несколько выше. Хотя при попытке выяснить эти значения, мы приходим к столь малым отличиям, которые не регистрируются обычными измерительными инструментами.
От автовладельцев можно также услышать, что при замене старых шин на новые, закачанные азотом, они не только стали заметно меньше терять давление, но и ход машины стал мягче.
Заметное уменьшение потери давления в колесах в этом случае связано, очевидно, не с использованием азота, а с использованием новых шин. А мягкость хода и снижение шума с вибрацией, как правило, связано с тем, что при накачке колеса азотом давление снижают на пару десятых долей атмосферы, что можно определить, просто воспользовавшись другим манометром.
Взвесив все за и против, можно утверждать, что накачка шин азотом имеет определенно свои положительные стороны, которые, однако, являются куда более скромными, чем это рекламируется.
Недостаток у использования азота для шин один — цена. Стоимость этой услуги раз в двадцать выше, чем обычное накачивание колес. Поэтому каждый автолюбитель может смело принимать самостоятельное решение. Хуже от азота точно не будет, но и ожидать серьезных улучшений тоже не стоит.
Видео:Накачка шин азотом. Есть ли смысл накачивать азотом?Скачать
Азот в шинах — это развод. Но есть реальные способы сэкономить!
Но то в спорте. А «на гражданке» пожары при аварии автомобилей мы видим гораздо реже. В конце концов, конструкторы много поработали над снижением пожарной опасности при аварии.
Видео:Кока-кола и «Ментос» | Разрушители легенд 4 сезон 14 серияСкачать
Цена вопроса
Приехав на шиномонтаж и поддавшись уговорам на заправку шин азотом, вы увидите, что из шин вашего автомобиля сначала выкачают воздух, а затем наполнят их азотом из специальной установки. Давление установят согласно техническим требованиям завода-изготовителя автомобиля. Обойдется такая процедура от 180 до 260 рублей за колесо. Чем больше диаметр, тем дороже.
Видео:Азот в шинах: полезный сервис или услуга для лохов?Скачать
Рекламный ход
На брендовом дорогом шиномонтаже почти любому автовладельцу, а особенно владелице, наверняка предложат накачать шины азотом. Аргументов в пользу этой процедуры приведут массу. Разберем, какие из них правда, а какие вымысел:
- Давление в шине будет стабильным, потому что азот почти не расширяется от нагрева. Но в воздухе и так 78% азота, так что изменения приходятся на долю остальных газов, которые тоже не расширяются сверх меры. Разница в коэффициенте объемного расширения составляет ничтожную величину со значащей цифрой в четвертом знаке после запятой.
- Молекулы азота крупнее и потому не так быстро проникают сквозь стенки шины наружу, сохраняя давление стабильным. Но не забываем, что кислорода с прочими газами не так и много — около 22%. И когда они станут улетучиваться, а мы начнем подкачивать шину, то концентрация азота будет расти. Так, у 5-6-летнего колеса внутри образуется почти чисто азотная «атмосфера».
- Колесо, заполненное азотом, легче, чем колесо, накачанное атмосферным воздухом. Это позволяет экономить топливо. Несложные расчеты показывают, что колесо среднеразмерного кроссовера полегчает всего на несколько граммов. А сколько весят камешки, застрявшие в протекторе? Давайте лучше чаще очищать протектор, тем более что инженеры-проектировщики шин это очень рекомендуют.
- Отсутствие кислорода защищает материал шины от преждевременного старения. Этот тезис шинники поддерживают, но вы же не надеетесь, что ваши шины по прошествии века будут располагаться на пьедестале, подобно колесам ленинского броневика. Износ и старение внешних слоев резины под воздействием солнца, озона, влаги происходит гораздо быстрее.
- Лучшее сцепление с дорогой и большая безопасность за счет стабильности показателей. Не соглашусь: проверять давление в шинах все равно периодически надо, а с каждым «пшиком» будет выходить драгоценный азот. И ведь сам не подкачаешь. Так сервисмены и норовят привязать автолюбителя к своей мастерской даже по такой ничтожной проблеме, как проверка давления и подкачка колеса.
Читайте также: Как правильно хранить бескамерные шины
Видео:Азот в шины. Очевидное невероятноеСкачать
Реальная альтернатива
- Своевременная сезонная замена шин, отвечающая как требованиям закона, так и здравому смыслу. Летние шины точно катятся полегче!
- Перед дальними поездками по трассе повысить давление в шинах на 0,2 бара. Будет чуть жестче, но, ощутимо экономичнее.
- Применять легкие колесные диски, причем не любые легкосплавные, а желательно кованые, они зачастую имеют ощутимо меньшую массу. И вообще, выбирать диски не по дизайну, а по весу. Но чтобы облегчение было не в ущерб прочности, ищите сертифицированные колесные диски.
- Применять шины, изготовленные по технологии Energy saver. Такие есть сегодня у многих производителей. Они обладают несколько меньшим сопротивлением качению благодаря использованию технологий, заточенных именно на ресурсосбережение.
- Выбирать покрышки, используя результаты шинных тестов «За рулем», где у каждого претендента измеряется, в том числе, и сопротивление качению.
- Установить легкосплавные (и реально легкие) колесные диски большего диаметра и подобрать с помощью шинного калькулятора соответствующие шины, сохранив при этом наружный диаметр прежнего колеса. Ну или чуть больше.
- Вы много ездите по трассе, да с небольшой нагрузкой, или передачи в коробке вашего автомобиля можно назвать «короткими», как, например, у Renault Logan или Лады Largus. То есть при 100 км/ч двигатель делает на высшей передаче больше 3000 об/мин. Тогда можно установить шины чуть большего диаметра. Это сделает все передачи чуть «длиннее» и позволит сэкономить топливо.
Бесплатным и лучшим способом экономить топливо с помощью «шинного вопроса» является соблюдение заданного производителем внутреннего давления. И небольшое повышение этого давления перед долгими поездками по трассе.
Видео:Из рогатки за границу | Разрушители легенд 3 сезон 19 серияСкачать
Накачивать шины АЗОТОМ — есть ли смысл?! (C)
Мода на такую услугу появилась сравнительно недавно. Откуда именно она пошла, установить довольно трудно. Бытовало мнение, что шины азотом начали накачивать или на гоночных болидах Формулы-1. Насколько данная информация может быть достоверной – неизвестно. Говорят, что баллоны с азотом начали использовать в гонках, так как из-за них проще и быстрее происходил процесс накачивания колес автомобиля. Позитивными факторами, которые повлияли на это, также стали: лучшая управляемость машины и меньшая пожароопасность. По нашему мнению данные факторы довольно сомнительны, так как колеса болида не подкачиваются во время заезда. А при пожаре, «азотовые» шины вряд ли могут на что-то повлиять. Однако это сугубо наше мнение, мы не беремся ничего утверждать. Давайте лучше поговорим о других факторах отвечающих на вопрос зачем накачивать авто шины азотом?
Все знают, что атмосфера земли, другими словами обычный воздух – почти на 80% состоит именно из азота, порядка 15% — кислород, остальное же – это водяной пар, гелий, аргон, двуокись углерода и водород. В шиномонтажных ателье нам предлагают смесь, которая состоит на 5% из кислорода, остальное же все азот. Если учесть данный факт, уже можно задуматься стоит ли переходить на закачивание колес чистым азотом? Нам повстречались несколько утверждений, которыми оперируют люди, говоря о том, что в шины надо закачивать именно азот. Вот эти доводы:
1. Шины станут мягкими. Те люди, которые хоть немного разбираются в физике, скажут вам о стабильности давления в шине.В смысле, что при нагреве шины давление в покрышке наполненной азотом почти не изменится, а если даже изменяется то во много раз менее чувствительно, чем в шине с обычным воздухом. Другими словами – становится ехать мягче, однако проверить это будет крайне сложно, так как мягкость езды понятие субъективное. Подобное ощущение можно сравнить с поездной на автомобиле после мойки. «Когда чистая, машина намного мягче едет и лучше рулиться.»
Читайте также: Маз 5551 самосвал размер шин
А вот вторая часть утверждения противоречит законам физики, которую мы изучаем еще в школьные годы. Конкретно: по закону Шарля и Гей-Люссака. У шиномонтажников есть свои нюансы, после применения, которых вы полностью будете уверенными в том, что азот в шинах заставил их мягче и плавнее ехать. Они заключаются в том, что в шину подают смесь с меньшим давлением, поэтому если вы все-таки решитесь на подобный эксперимент, проверьте давление в шинах своим манометром.
2. Данное утверждение гласит, что в том случае, если накачать шину азотом, то износ диска и старение резины будет меньше, вроде как это происходит из-за меньшего содержания в смеси кислорода. В утверждение поверить очень сложно, так как доля правды в нем присутствует. Однако на автомобильные шины в большей степень воздействуют внешние факторы, такие как: снег, вода, дорожное покрытие, наши старты с места. Так что вы быстрее поменяете покрышки вашей машины, чем дождетесь пагубного влияния процентной доли кислорода на покрышки изнутри.
Изнутри, коррозия диска уменьшится, потому что кислорода в составе значительно меньше. Он стоит снова отметить, что в основном диск окисляется и ржавеет снаружи, однако некоторая доля пользы применения азота все-таки присутствует
3. Попадалось нам и такое мнение, что колесное давление, в случае закачивания в них азота, надо будет проверять намного реже. Вроде как из-за того, что существует разница давлений кислорода и азота, колеса, накаченные последним, будут намного меньше спускать.Мы покопались в справочнике, и сравнили размеры молекул, а потом прикинули их процентное соотношение (вдаваться в детали не стоит, однако разница получилась порядка 7%). Другими словами, разница в утечке настолько незначительна, что брать ее в расчет нецелесообразно. Современные шины могут держать стабильное давление на протяжении большого количества времени.
4. Вероятность взрыва шины, будет намного меньше. Это происходит из-за того, что азот – это газ инертный, он не будет поддерживать горение.
Шина вовсе не «взрывается» (как это могут представить некоторые), а лопается. Звук, который издается при «взрыве» это всего лишь резкая потеря давления, которая, как правило, вызвана наездом машины на инородный предмет или же в результате разрушения конструкции самой покрышки. В «Формуле-1» действительно закачивают азот из-за пожаробезопасности, так как при аварии выходя, он, не будет способствовать горению.
Есть и другие сомнительные утверждения, которые противоречат элементарным законам физики, однако зацикливать на них внимание не стоит. В подведения итогов можно сказать, что большое количество тезисов, которые мы привыкли слышать в рекламе – не отвечают действительности, а некоторые из них – это откровенный обман.
В этом есть и психологический фактор, те люди, которые накачали свои шины азотом, часто утверждают, что их автомобиль начал ездить намного тише, мягче и лучше управляется. Если вы хотите проверить законы физики за свой счет, то можете закачать в шины азот.
Есть один поистине положительный момент в данной процедуре, от закачки в шины азота хуже или лучше, действительно не будет. Поэтому, зачем накачивать автомобильные шины азотом, если можно воспользоваться обычным воздухом.
Внимание! Будьте весьма бдительны! Стоит проверить своим манометром давление на «холодных» шинах (к примеру с утра, перед тем как начать движение). Так как, накачав шины с недостаточным давлением, езда у вас будет мягче, однако это может привести к пробою покрышки и повреждению поверхности диска, особенно если вы любите ездить на больших скоростях.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎦 Видео
АЗОТ В КОЛЕСА ТАКОГО ЭФФЕКТА НЕ ОЖИДАЕТ НИКТОСкачать
Зачем в колёса закачивают азот вместо воздуха? Уникальные свойства колёс с азотомСкачать
Опасный баллон | Разрушители легенд 4 сезон 20 серияСкачать
Антирадар | Разрушители легенд 2 сезон 5 серияСкачать
Выстрел в воздух | Разрушители легенд 4 сезон 7 серияСкачать
Бисквитная базука | Разрушители легенд 1 сезон 2 серияСкачать
Ракета конфедератов | Разрушители легенд 3 сезон 24 серияСкачать
Реактивный ранец | Разрушители легенд 3 сезон 14 серияСкачать
Взрывающиеся штаны | Разрушители легенд 4 сезон 10 серияСкачать
Бочка с кирпичами | Разрушители легенд 1 сезон 6 серияСкачать
Бетонный планер | Разрушители легенд 4 сезон 23 серияСкачать