Классический способ лечения переломов – наложение гипсовой лонгеты. Она помогает зафиксировать поврежденную кость и обеспечить ей покой, иными словами создать оптимальные условия для правильного и максимально быстрого сращения. Гипс – проверенный временем, надежный и эффективный способ лечения переломов. Но у него есть некоторые недостатки, которые причиняют неудобства как пациентам, так и врачам:
- С гипсовой повязкой очень неудобно мыться. Каждое посещение душа превращается в самый настоящий квест. Нужно хорошенько обмотать лонгету целлофаном и постоянно следить, чтобы под него не попадала вода.
- Гипс – довольно тяжелый материал. Если его пришлось наложить на кисть или предплечье – это еще полбеды. Пациентам с переломами ног приходится намного сложнее.
- Гипс имеет свойство крошиться. Из-за этого он раздражает кожу, вызывает зуд. А почесать под повязкой не получится.
- Жесткая иммобилизация не только помогает, но и вредит. В организме человека есть такое правило: «то, что не работает – атрофируется». Если долго носить лонгету, бездействующие мышцы ослабевают, нарушается подвижность в суставе. Костная ткань без нагрузок слабеет – в ней развивается остеопороз.
- Если гипсовая повязка постоянно сильно давит на кожу, нарушается циркуляция крови. Из-за этого могут появиться пролежни, нарушается функция нервов. Особенно плохи в этом отношении циркулярные «глухие» повязки. После перелома развивается отек, ткани оказываются сдавленными внутри гипсового футляра.
- Гипс не очень хорошо пропускает рентгеновские лучи, поэтому зачастую бывает сложно проконтролировать, насколько хорошо срастается перелом.
Долгое время со всеми этими недостатками приходилось мириться. Ничего не поделать: перелом лечить нужно, а альтернатив старым добрым гипсовым лонгетам не было. В настоящее время альтернативы появились и уже широко применяются в травматологии. Современные врачи все чаще используют полимерный, или, как его еще называют, пластиковый гипс. Этой технологией пользуются и травматологи в клинике «Сова».
- Из чего сделана полимерная повязка, и как она работает?
- В чем преимущества полиуретановых лонгет?
- Всё настолько хорошо?
- Как накладывать шину при переломах конечностей
- Как накладывать шину при переломах конечностей
- Общие правила наложения шин
- Как использовать шину на разных участках тела
- Чего нельзя делать при иммобилизации
- Накладка шины при переломе предплечья
- Видео урок оказания первой помощи при переломе
- 💥 Видео
Видео:Техника наложения лестничной шины при переломе костей предплечья - meduniver.comСкачать
Из чего сделана полимерная повязка, и как она работает?
Собственно, в «пластиковом гипсе» как такового гипса нет. Он представляет собой «марлю» из полимера или стекловолокна, пропитанную полиуретановой смолой. Заготовки выпускают в виде бинтов или листов.
Когда в отделение травматологии поступает пациент с переломом или вывихом, врач при необходимости проводит репозицию (восстанавливает естественное положение отломков или вывихнутых концов костей), а затем накладывает полиуретановую повязку. Как правило, для того чтобы она активировалась и впоследствии приобрела окончательную жесткость, ее нужно размочить в воде. Некоторые материалы активируются при нагревании до 60–100 °C.
Многие виды таких повязок можно перемоделировать, превратить в съемные ортезы.
Видео:Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
В чем преимущества полиуретановых лонгет?
Полимерные материалы лишены многих недостатков, из-за которых травматологи и их пациенты так не любят гипс:
- Они не боятся воды. Можно мыться, не снимая лонгету и не защищая ее от намокания. Одни материалы после водных процедур высыхают сами, другие в течение некоторого времени нужно просушить феном.
- Полимер не крошится и не вызывает раздражения кожи.
- Хорошая проницаемость для рентгеновских лучей существенно упрощает контроль за процессом заживления.
- Полиуретановая лонгета имеет ячеистую структуру и позволяет коже дышать.
- Заготовки хорошо тянутся в разных направлениях, и это дает возможность идеально моделировать повязку в соответствии с контурами тела.
- В отличие от гипса, многие полиуретановые повязки не жесткие, они упругоэластичные. Это помогает избежать проблем с нарушением циркуляции крови и ослаблением мышц.
- Полимер в среднем в 4–5 раз легче гипса.
Читайте также: Шины для внедорожников michelin
Видео:Методика наложения транспортной шины при переломе плечевой кости - meduniver.comСкачать
Всё настолько хорошо?
Нет. Полиуретановые лонгеты имеют свои недостатки, и их можно применять не всегда. Врачи в нашей клинике обязательно рассказывают об этом пациентам.
В первую очередь нужно понимать, что такой материал дороже классического гипса. Процедура, конечно, стоит не космических денег, но разница в цене есть. В государственных клиниках вам такую повязку бесплатно, скорее всего, не наложат. Если не хотите испытывать дискомфорт от ношения гипса, вам в частную клинику.
Полиуретановые лонгеты сложнее снимать. Их нельзя разрезать ножницами, для этого нужна специальная пилка. Некоторые фиксаторы оснащены удобными застежками-молниями, но их стоимость будет еще выше.
Гибкие фиксирующие повязки из полимеров можно использовать не всегда. При серьезных переломах, когда высок риск смещения отломков, нужна жесткая фиксация. Этот вопрос в каждом отдельном случае врач решает индивидуально.
Еще один минус в том, что полиуретановые лонгеты отличаются по своим свойствам от классического гипса. С ними нужно правильно работать. Так как материал появился на рынке относительно недавно, не все врачи и медицинские сестры владеют соответствующими навыками. Нужно еще поискать клинику, в котором умеют работать с «пластиковым гипсом». Одна из таких клиник – «Сова».
В нашем травмпункте есть все необходимое для того, чтобы оказать квалифицированную помощь при переломах костей и других повреждениях. Наши опытные доктора накладывают обычный гипс и полиуретановые лонгеты, проводят первичную хирургическую обработку ран, репозицию отломков. Мы используем современные технологии, чтобы заживление у наших пациентов происходило максимально быстро и полноценно.
Видео:Стандарт «Техника наложения шины Крамера на предплечье»Скачать
Как накладывать шину при переломах конечностей
Видео:Транспортная иммобилизация при переломе костей предплечья с помощью специальной шиныСкачать
Как накладывать шину при переломах конечностей
Переломы — это вид травм, чья опасность увеличивается за счет возможных долгосрочных последствий. Чтобы не допустить таких последствий, пострадавшему необходимо оказать качественную экстренную помощь. В первую очередь, это касается иммобилизации, чей смысл заключается в обездвиживании повреждённой конечности.
Иммобилизация проводится с помощью специального приспособления – шины. Рассмотрим подробнее, как накладывать шину при переломах конечностей.
Видео:Шина на плечоСкачать
Общие правила наложения шин
Шину необходимо подготовить до начала процедуры её наложения. Корректировать параметры шины в процессе будет невозможно (точнее – возможно, но опасно).
Иммобилизация проводится таким образом, чтобы были обездвижены (зафиксированы) два близлежащих сустава (выше и ниже перелома).
Если есть возможность, под шину (по всей длине) необходимо уложить вату или марлю.
Если характер травмы позволяет, конечность нужно привести в такое положение, при котором мышцы напряжены меньше всего.
При закрытых переломах шины накладывается прямо на одежду и обувь.
При открытом переломе категорически запрещено менять положение осколков кости.
Видео:Наложение шины Крамера на плечевую костьСкачать
Как использовать шину на разных участках тела
Рассмотрим правила оказания первой помощи при переломах в зависимости от участка травмы.
В этом случае используется проволочная шина. Длина подбирается от кончиков пальцев до локтевого сустава. Руку следует осторожно согнуть под прямым углом (в локте). Шина укладывается на ровную поверхность, а рука опускается сверху. Далее, шины фиксируется с помощью бинта, а руку подвешивают на косынке.
Используют проволочную или сплошную шину. Длина подбирается из расчёта: верхняя треть плеча (выше локтя) – основание пальцев. Рука сгибается под прямым углом, в пальцы укладывается небольшой объем ваты или марли, который пострадавший должен слегка зажать пальцами. Шина прикладывается по внешней поверхности руки и прибинтовывается. Рука фиксируется косынкой.
Используется проволочная шина длиной не менее метра. Размер подбирается так: от плеча, через спину и до основания пальцев противоположной руки.
Читайте также: Давление в шинах киа соренто 2013 года
Повреждённая рука мягко отводится от туловища, локтевой сустав сгибается под прямым углом. В подмышечную впадину следует уложить марлевый валик. Еще немного марли или ваты необходимо уложить в ладонь (пострадавший слегка сживаем его пальцами). Шина укладывается по задней поверхности руки от здорового плеча через спину и до основания пальцев. Шина фиксируется бинтом, а рука подвешивается на косынке.
Иммобилизация производится с помощью бинта или путём оборачивания груди полотенцем.
Используется проволочная шина, которая накладывается от участка чуть ниже колена. Нижний конец шины доводится до основания пальцев. Накладывается приспособление по внешней поверхности ноги (переход от голени к стопе оформляется под прямым углом) и фиксируется бинтом.
Используются две шины (проволочные или сплошные). Одна из них накладывается по наружной поверхности ноги, а вторая – по задней поверхности. Наружная шина накладывается от верхней трети бедра до стопы, где делается Г-образный загиб. Оба приспособления фиксируются бинтами.
Здесь понадобится три шины: задняя, наружная и внутренняя. Правильно установить такую конструкцию можно только с помощником (а лучше – двумя), так как пострадавшего придется приподнимать (для укладки задней шины). Наружная шина укладывается последней. Фиксируется это все бинтами.
Пострадавший укладывается на деревянный щит (причём, все части тела поднимаются одновременно – это затруднительно сделать одному). Под колени подкладывается тканевый валик (из любого подручного материала). Бедра разводятся примерно на 25 см, после чего фиксируются ремнём.
Здесь также участвует деревянный щит и сложная процедура одновременного приподнимания всех частей тела. Под область перелома укладывается тканевый валик (если перелом в области шеи, то используется специальный воротник или ватно-марлевая конструкция).
Видео:Наложение транспортной шины из подручных материалов на предплечьеСкачать
Чего нельзя делать при иммобилизации
Мы в общих чертах рассмотрели, как оказать первую помощь пострадавшему при переломах. Теперь, разберёмся, как ему не навредить.
Перед иммобилизацией пострадавшего необходимо проверить на предмет кровотечений. Если кровотечение есть – в первую очередь, нужно заняться его остановкой.
После иммобилизации ваши полномочия закончены (даже если вы врач, дальнейшая работа требует специализированных условий медицинского учреждения). Отсюда важный вывод: не нужно пытаться вправлять кости. Также не пытайтесь переносить пострадавшего до фиксации повреждённой конечности.
Видео:Способы наложения шин при закрытом переломе предплечья, плеча. Сборы начкаров Киров.Скачать
Накладка шины при переломе предплечья
При первой оценке состояния перелома врач должен получить ответ на ряд важных вопросов. Является ли перелом стабильным или нестабильным? Нестабильный перелом следует стабилизировать наложением шины или вытяжением прежде, чем начать любое перемещение или транспортировку больного. Второй вопрос — это, есть ли сопутствующее повреждение сосудов, внутренних органов, кожи или нервов.
Перед проведением дальнейшей оценки выполняют тщательно документированное обследование состояния сосудов и нервов поврежденной конечности больного с предполагаемым или клинически явным переломом.
Экстренное шинирование при переломе костей. Цель экстренного шинирования — предотвратить дальнейшее повреждение мягких тканей отломками кости, уменьшить болевой синдром и снизить вероятность жировой эмболии.
Наиболее известной, по-видимому, является шина Томаса с полукольцами, применяемая при переломах бедра. Ее модификацией является шина Хейра для одновременной иммобилизации и вытяжения, функционирующая на тех же принципах применения постоянного вытяжения для стабилизации перелома и предупреждения дальнейшего повреждения мягких тканей.
Эти шины практичны, безопасны в эксплуатации и обеспечивают надежную иммобилизацию для пострадавшего во время транспортировки. Перед рентгенографией их не снимают.
Для экстренного шинирования всех переломов проксимального отдела и диафиза бедра как у взрослых, так и у детей авторы предпочитают новую шину Sager с устройством для вытяжения (Minto Research and Development Inc.). Она может быть наложена как с наружной, так и внутренней поверхности конечности.
Читайте также: Шкода кодиак параметры шин
Также к просмотру рекомендуем видео по десмургии — технике наложения повязок, транспортных шин при травмах на нашем сайте
Шина не имеет сзади полуколец, что исключает какое-либо сдавление седалищного нерва и, самое важное, предотвращает угловое смещение в месте перелома, что вполне вероятно при применении шин с задними полукольцами. Преимущества этой шины перед шинами с полукольцами, применяемыми в настоящее время, следующие:
1. Исключается сдавление седалищного нерва, что возможно при применении шин с полукольцами.
2. Не происходит сгибательной деформации диафиза или проксимального отдела бедра, имеющей место при употреблении шин с полукольцами, что позволяет добиться лучшего сопоставления по оси.
3. Исключается перерастяжение (обычная проблема, возникающая при наложении шин с полукольцами, приводящая к отеку коленного сустава и повреждению эпифизарных зон роста у детей), так как можно точно рассчитать силу вытяжения (10% от массы тела больного) и установить ее согласно показаниям циркулярного счетчика, имеющегося в лодыжечной части шины. Вытяжение никогда не должно превышать 10 кг.
4. Одна и та же шина может быть использована у детей и взрослых.
5. Шину можно использовать, не снимая с больного одежды.
6. Шину можно использовать у больных с повреждением паховой области, пристегивая ее с наружной поверхности бедра.
7. Шину можно использовать у больных с переломами таза.
8. Ремни на лодыжках размещены так, что позволяют контролировать пульс на тыльной артерии стопы при наложенной шине.
9. В комплект шины входит поперечная балка, позволяющая шинировать переломы обоих бедер одной шиной, помещая ее между ног.
10. Шинирование перелома производится в более выгодной анатомической позиции, заключающейся в меньшей наружной ротации проксимального фрагмента.
Пневматические надувные шины, изготовленные из двухслойной поливиниловой пленки сзастежкой-молнией, накладываемые вокруг поврежденной конечности, в настоящее время весьма популярны, и хотя их преимущества заключаются в том, что они легко налагаются и контролируют отек даже после их удаления, следует указать и на их недостатки. Они могут быть использованы только при переломах предплечья, запястья и лодыжек.
При раздувании до давления 40 мм рт. ст. они существенно уменьшают кровоток конечности, а у некоторых больных даже полностью останавливают кровообращение. Таким образом, при высоких давлениях они могут стать причиной сосудистых расстройств, а при малых — оказаться неэффективными. Эти шины нельзя накладывать поверх одежды, поскольку это может вызвать потертости кожи.
Помимо вышеупомянутых шин, для иммобилизации переломов можно использовать шину-подушку, которую моделируют путем тугого обертывания обычной подушкой нижних отделов конечности при переломах в этой области с фиксацией безопасными булавками.
Шину можно изготовить из полотенец, обернув их вокруг конечности и наложив с каждой стороны дополнительно деревянные планки. Ту же разновидность шины можно применить и при переломе верхней конечности; единственная дополнительная поддержка, необходимая для шинированного предплечья, — косыночная повязка.
Больных с открытыми переломами следует шинировать аналогичным образом, но на место повреждения кожи накладывают стерильную повязку. При этом нужно следить за тем, чтобы торчащий фрагмент кости не вошел обратно в рану и не вызвал дальнейшего распространения инфекции.
Видео:Методика иммобилизации кисти - наложение транспортной шины - meduniver.comСкачать
Видео урок оказания первой помощи при переломе
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
💥 Видео
Шина Крамера - плечевая костьСкачать
Транспортная иммобилизация шиной Крамера при переломе плечевой костиСкачать
Шина на предплечьеСкачать
Наложение шины Крамера на предплечьеСкачать
Транспортная иммобилизация при травмах позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей.Скачать
Шина Крамера при переломе верхней конечностиСкачать
Транспортная иммобилизация. Часть 3: Шина на верхнюю конечность.Скачать
Первая помощь: шина на бедроСкачать
Шина Крамера - предплечьеСкачать
Транспортная иммобилизация при переломе костей предплечья с помощью специальной шиныСкачать