Напряжение в сечении шин

Сечение шин выбирают по рекомендуемой экономической плотности тока для нормального рабочего режима и нагреву длительным током в случае рабочего форсированного режима.

При к. з. шины проверяют на механическую прочность и термическую устойчивость.

Условия выбора шин даны в табл. 39-8.

Напряжение в сечении шин

Длительно допускаемые токи для окрашенных медных и алюминиевых шин приведены в разделе.

Напряжение в сечении шин

При горизонтальной прокладке шин прямоугольного сечения плашмя следует уменьшить на 5% для шин с шириной полос до 60 мм и на 8% для шин с шириной полос более 60 мм.

Таблица 39-8 Условия выбора шин и кабелей

Номинальное напряжение (для кабелей)

Напряжение в сечении шин

Длительный допускаемый ток

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Допускаемое напряжение в материале (для шин) при коротком замыкании

Напряжение в сечении шин

Максимальная допускаемая температура при кратковременном нагреве

Напряжение в сечении шин

Дополнительно по теме

Напряжение в сечении шин

При больших рабочих токах рекомендуется применять шины коробчатого сечения, так как при этом обеспечиваются наименьшие добавочные потери от поверхностного эффекта и эффекта близости и наилучшие условия охлаждения.

При выборе сечения следует применять экономическую плотность тока.

Для обеспечения механической прочности шин при токах к. з. расчетное напряжение в шине не должно превосходить допускаемого напряжение для данного материала (табл. 39-9).

Таблица 39-9 Допускаемая механическая прочность шин

Напряжение в сечении шин

Рис. 39-5. Размещение прокладок при двухполосной шине.

Напряжение в сечении шин

Максимальное расчетное напряжение в шине определяется по следующим формулам:

Напряжение в сечении шин

где f — максимальное усилие, приходящееся на 1 см длины шины, от взаимодействия между токами фаз, H/м; l — расстояние (пролет) между осями изоляторов вдоль фазы рис. 39-5, м; W — момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной направлению действия усилия, м3.

Формулы для подсчета момента сопротивления даны в табл. 39-10.

Таблица 39-10 Моменты сопротивления шин

Эскиз расположения шин и форма их сечений

Момент сопротивления W, м3

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Усилие при расположении шин в одной плоскости

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

где — ударный ток трехфазного короткого замыкания, А; а — расстояние между осями шин смежных фаз, м.

При выполнении шин в виде пакетов, собранных из отдельных полос, суммарные механические напряжения в полосе шины складываются из двух напряжений: от взаимодействия фаз Напряжение в сечении шини от взаимодействия полос пакета одной фазы Напряжение в сечении шин, т. е.

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

Напряжение определяется, как и для однополосных шин.

Напряжение в сечении шин

Напряжение определяется как

Напряжение в сечении шин

где Напряжение в сечении шин— усилие, приходящееся на 1 м длины полосы, от взаимодействия между токами полос пакета, Н/м; Напряжение в сечении шин— расстояние между прокладками пакета, м (рис. 39-5).

Напряжение в сечении шин

где d определяется по кривым рис. 39-6.

Для обеспечения термической устойчивости шин и кабелей при к. з. необходимо, чтобы протекающий по ним ток не вызывал повышения температуры сверх максимально допускаемой при кратковременном нагреве, приведенной в табл. 39-11.

Напряжение в сечении шин

Таблица 39-11 Максимальные температуры и коэффициент С для шин и кабелей

Вид и материал проводника

Напряжение в сечении шин

Максимально допускаемая температура,

Стальные шины при отсутствии непосредственного соединения с аппаратами

Стальные шины при наличии непосредственного соединения с аппаратами

Читайте также: Как научить собаку прыгать через шину

Кабели с бумажной изоляцией до 10 кВ включительно с медными жилами

То же с алюминиевыми жилами

При этом принято, что до момента к. з. температура проводника не превышала допустимой температуры в длительном режиме.

Конечная температура Напряжение в сечении шин, до которой нагревается проводник током к. з., определяется по кривым рис. 39-7. Для этого должно быть вычислено значение Напряжение в сечении шинпо формуле

Напряжение в сечении шин

где Напряжение в сечении шинопределяется по кривым рис. 39-7 для начальной температуры проводника Напряжение в сечении шиндо к. з., Напряжение в сечении шин— тепловой импульс, который характеризует количество тепла, выделенное током за время к. з., Напряжение в сечении шин, S-сечение проводника, мм2; минимальное сечение проводника по условию термической устойчивости

Напряжение в сечении шин

Для практических расчетов можно принимать

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

где значения коэффициента следует брать по табл. 39-11.

Рис. 39-7. Кривые для определения температуры нагрева проводников при коротком замыкании.

Напряжение в сечении шин

Дополнительно по теме

Изоляторы ИО-10, ИОР-10, ИП-10/630

Описание предохранителей ПК, ПР, ПН. Номенклатура предохранителей

Приводы ПР-10, ПР(А)-17, ПП-67, ППМ, ППВ-10, ПЭ-11

Видео:Провода, токопровод, шиныСкачать

Провода, токопровод, шины

Пример выбора жестких шин 10 кВ

Для питания ЗРУ-10 кВ требуется выбрать и проверить сечение сборных шин 10 кВ от силового трансформатора мощностью 16 МВА.

  • Максимальный трехфазный ток КЗ на шинах 10 кВ – Iк.з = 9,8 кА;
  • Силовой трансформаторов типа ТДН-16000/110-У1 загружен на 60%.

Согласно ПУЭ 7-издание п.1.3.28 проверку по экономической целесообразности не выполняют, поэтому выбор шин будет выполняться только по длительно допустимому току (ПУЭ 7-издание п.1.3.9 и п.1.3.22).

Напряжение в сечении шин

Проверку шин производят на термическую и электродинамическую стойкость к КЗ (ПУЭ 7-издание п.1.4.5).

Напряжение в сечении шин

Видео:Главная заземляющая шина, система уравнивания потенциаловСкачать

Главная заземляющая шина, система уравнивания потенциалов

1. Выбор шин по длительно допустимому току

Выбор шин по длительно допустимому току (по нагреву) учитывают не только нормальные, но и послеаварийные режимы, а также режимы в период ремонтов и возможного неравномерного распределения токов между секциями шин [Л2, с.220].

1.1 Определяем ток нормального режима, когда трансформатор загружен на 60%:

Напряжение в сечении шин

  • Sн.тр-ра = 16000 кВА – номинальная мощность трансформатора ТДН-16000/110-У1;
  • Uн.=10,5 кВ – номинальное напряжение сети;

1.2. Определяем максимальный рабочий ток, когда один из трансформаторов перегружен на 1,4 от номинальной мощности (утяжеленный режим):

Напряжение в сечении шин

По таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание) определяем допустимый ток для однополосных алюминиевых шин прямоугольного сечения 80х8 мм с допустимым током Iдоп.о = 1320 А.

Напряжение в сечении шин

1.3. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х8 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:

Напряжение в сечении шин

Iдоп.о =1320 А –длительно допустимый ток полосы при температуре шины θш = 70 °С, температуре окружающей среды θо.с = 25 °С и расположения шин вертикально (на ребро), определяемый по таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание);

k1 — поправочный коэффициент при расположении шин горизонтально (плашмя), согласно ПУЭ 7-издание п. 1.3.23, должны быть уменьшены на 5% для шин с шириной полос до 60 мм и на 8% для шин с шириной полос более 60 мм. Принимаем k1 = 0,92 (так как шины будут расположены плашмя).

k2 – поправочный коэффициент для шин при температуре окружающей среды (воздуха) θо.с отличной от 25 °С, определяемый по ПУЭ 7-издание таблица 1.3.3. Принимаем k3 = 0,94 с учетом, что среднеемесячная температура наиболее жаркого месяца равна +30 °С.

Читайте также: Перебортовка шин что это

Напряжение в сечении шин

Принимаем сечение шин 80х10 мм, с допустимым током Iдоп.о =1480 А.

1.4. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х10 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:

Напряжение в сечении шин

Принимаем шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм.

Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать

Подключая автоматы гребенкой, знай об этом

2. Проверка шин на термическую устойчивость

2.1. Определяем тепловой импульс, который выделяется при токе короткого замыкания по выражению 3.85 [Л2, с.190]:

Напряжение в сечении шин

  • Iп.0 = 9,8 кА – начальное действующее значение тока КЗ на шинах 10 кВ.
  • Та – постоянная времени затухания апериодической составляющей тока короткого замыкания. Для ориентировочных расчетов значение Та определяем по таблице 3.8 [Л2, с.150]. Для трансформатора мощность 16 МВА, принимаем Та = 0,04. Если же вы хотите более точно рассчитать значение Та, можете воспользоваться формулами, представленными в пункте 6.1.4 ГОСТ Р 52736-2007.

Напряжение в сечении шин

2.1.1. Определяем полное время отключения КЗ по выражению 3.88 [Л2, с.191] и согласно пункта 4.1.5 ГОСТ Р 52736-2007:

tоткл.= tр.з.+ tо.в=0,1+0,07=0,18 сек.

  • tр.з. – время действия основной защиты трансформатора, равное 0,1 сек (АПВ – не предусмотрено).
  • tо.в – полное время отключения выключателя выбирается из каталога, равное 0,07 сек.

Напряжение в сечении шин

2.2. Определяем минимальное сечение шин по термической стойкости при КЗ по выражению 3.90 [Л2, с.191]:

Напряжение в сечении шин

где: С – функция, значения которой приведены в таблице 3.14. Для алюминиевых шин С = 91.

Напряжение в сечении шин

Как мы видим ранее принята алюминиевая шина сечением 80х10 мм – термически устойчива.

Видео:поиск нерабочей can шины, часть дваСкачать

поиск нерабочей can шины, часть два

3. Проверка шин на электродинамическую устойчивость

  • Ударный ток трехфазного КЗ на шинах 10 кВ — iуд = 24,5 кА;
  • Шины выполнены из алюминиевого сплава марки АД31Т1 сечением 80х10 мм, расположены горизонтально в одной плоскости (плашмя) и имеют восемь пролетов.
  • Длина пролета — l = 0,9 м;
  • Расстояние между осями проводников — а= 0,27 м (расположение шин см.рис. 2а ГОСТ Р 52736-2007);
  • Толщина шины — b = 10 мм = 0,01 м;
  • Высота шины — h = 80 мм = 0,08 м;

Напряжение в сечении шин

3.1. Определяем момент инерции J и момент сопротивления W по расчетным формулам согласно таблицы 4 ГОСТ Р 52736-2007:

Напряжение в сечении шин

Напряжение в сечении шин

3.2. Определяем частоту собственных колебаний для алюминиевой шины по выражению 4.18 [Л2, с.221]:

Напряжение в сечении шин

где: S = 800 мм 2 = 8 см 4 – поперечное сечение шины 80х10 мм.

Если же у вас медные шины, то частоту собственных колебаний определяют по выражению 4.19 [Л2, с.221]:

Напряжение в сечении шин

В случае, если частота собственных колебаний больше 200 Гц, то механический резонанс не возникает. Если f0 200 Гц, поэтому расчет можно вести без учета колебательного процесса в шинной конструкции [Л2, с.221].

3.3. Определяем наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ по выражению 3.74 [Л2, с.221]:

Напряжение в сечении шин

  • а = 0,27 м — расстояние между осями проводников (фазами), м;
  • iуд. = 24,5*103 А – ударный ток трехфазного КЗ, А;
  • Если расстояние между фазами а > 2*(b+h) > 2*(0,01+0,08); а = 0,27 м > 0,18 м, то в этом случае коэффициент формы kф = 1,0 [Л2, с.221];

Читайте также: Системная шина это информационная магистраль

3.4. Определяем максимальную силу, действующую на шинную конструкцию при трехфазном КЗ, данное значение нам понадобиться для проверки опорных изоляторов на механическую прочность [Л2, с.227]:

Напряжение в сечении шин

  • l = 0,9 м – длина пролета, м;
  • kп – поправочный коэффициент на высоту шины, если она расположена на ребро см. рис.4.8. В данном примере шины расположены горизонтально (плашмя), поэтому kп = 1,0:

Напряжение в сечении шин

где: Hиз. – высота изолятора.

Напряжение в сечении шин

Дальнейший расчет шинной конструкции в части выбора опорных изоляторов представлен в статье: «Выбор опорных изоляторов для шинного моста 10 кВ».

3.5. Определяем максимальное напряжение в шинах при трехфазном КЗ, возникающее при воздействии изгибающего момента по выражению 4.20 [Л2, с.222]:

Напряжение в сечении шин

  • l = 0,9 м – длина пролета, м;
  • W = 10,7 см 3 – момент сопротивления поперечного сечения шины, определенный ранее.

3.6. Сравниваем полученное максимальное напряжение в шинах σрасч. = 2,91 МПа с допустимым напряжением материала σдоп. = 137 МПа из таблицы 3 ГОСТ Р 52736-2008.

Напряжение в сечении шин

Обращаю ваше внимание, что сравнивается максимальное напряжение в шинах с допустимым напряжением в материале жестких шин, а не с допустимым напряжением в области сварного соединения, согласно ГОСТ Р 52736-2008 пункт 5.3.1 и ПУЭ 7-издание пункт 1.4.15.

Напряжение в сечении шин

Как видно из результатов расчетов σрасч. = 2,91 МПа Вывод:

Выбранные шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм удовлетворяют условию электродинамической стойкости, с длиной пролета l = 0,9 м.

  1. Справочник по электроснабжению и электрооборудованию. Том I. А.А. Федоров, 1986 г.
  2. Электрооборудование станций и подстанций. Второе издание. Л.Д. Рожкова, В.С. Козулин. 1980 г.
  3. ГОСТ Р 52736-2008 – Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания.

Поделиться в социальных сетях

Если вы нашли ответ на свой вопрос и у вас есть желание отблагодарить автора статьи за его труд, можете воспользоваться платформой для перевода средств «WebMoney Funding» и «PayPal» .

Данный проект поддерживается и развивается исключительно на средства от добровольных пожертвований.

Проявив лояльность к сайту, Вы можете перечислить любую сумму денег, тем самым вы поможете улучшить данный сайт, повысить регулярность появления новых интересных статей и оплатить регулярные расходы, такие как: оплата хостинга, доменного имени, SSL-сертификата, зарплата нашим авторам.

Напряжение в сечении шин

В данной статье будет рассматриваться выбор кабеля (провода) по нагреву при повторно-кратковременном.

Напряжение в сечении шин

В данном примере нужно выбрать сечение гибких шин для питания ЗРУ-10 кВ от силового трансформатора типа.

Напряжение в сечении шин

В данной статье будет рассматриваться пример расчета реактивной мощности воздушной линии напряжением 10.

Напряжение в сечении шин

Требуется определить потери активной и реактивной мощности в автотрансформаторе типа АТДЦТН-125000/220/110.

Напряжение в сечении шин

Требуется определить относительную величину потери напряжения автотрансформатора типа АТДЦТН-125000/220/110.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    💥 Видео

    Почему чаще отгорает ноль, а не фаза? #энерголикбезСкачать

    Почему чаще отгорает ноль, а не фаза? #энерголикбез

    Как и куда подсоединить четвертый провод в розетке в ванной. (уравнивание потенциалов).Скачать

    Как и куда подсоединить четвертый провод в розетке в ванной. (уравнивание потенциалов).

    Как из 220 получается 380 вольт? Очень просто! Смотрите #энерголикбез. Самое простое объяснение.Скачать

    Как из 220 получается 380 вольт? Очень просто! Смотрите #энерголикбез. Самое простое объяснение.

    Автомат на 16А для кабеля 2,5мм! Дурные советы электрикаСкачать

    Автомат на 16А для кабеля 2,5мм! Дурные советы электрика

    ЗАЗЕМЛЕНИЕ - ТАКОЕ НЕ ПОКАЖУТ В ВУЗАХ. Рассказываю как работает и чем отличается. #TN #TT #IT #ОмСкачать

    ЗАЗЕМЛЕНИЕ - ТАКОЕ НЕ ПОКАЖУТ В ВУЗАХ. Рассказываю как работает и чем отличается. #TN #TT #IT #Ом

    Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать

    Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работы

    Что такое ШИМ? Как ШИМ регулирует яркость, температуру, обороты двигателя и напряжение? Разбираемся!Скачать

    Что такое ШИМ? Как ШИМ регулирует яркость, температуру, обороты двигателя и напряжение? Разбираемся!

    Как определить сечение провода.Скачать

    Как определить сечение провода.

    С этим справится даже новичок. Как спроектировать / собрать свой электрощит для квартиры или дома.Скачать

    С этим справится даже новичок. Как спроектировать / собрать  свой электрощит для квартиры или дома.

    Как в дома приходит НУЛЕВОЙ проводник? Отследили путь от электростанции к розетке! #энерголикбезСкачать

    Как в дома приходит НУЛЕВОЙ проводник? Отследили путь от электростанции к розетке! #энерголикбез

    Котика ударило током, 10 т. ВольтСкачать

    Котика ударило током, 10 т. Вольт

    Реактивная мощность за 5 минут простыми словами. Четкий #энерголикбезСкачать

    Реактивная мощность за 5 минут простыми словами. Четкий #энерголикбез

    Одна, секционированная выключателем, система шин 6-10 кВ (схема 6(10)-1)Скачать

    Одна, секционированная выключателем, система шин 6-10 кВ (схема 6(10)-1)

    5 ошибок при расключении распределительных коробок.Скачать

    5 ошибок при расключении распределительных коробок.

    Как читать электрические схемы.Отличие секции от системы шинСкачать

    Как читать электрические схемы.Отличие секции от системы шин

    Почему отгорает ноль в щите? Как это исправить? Как правильно подключить нулевой проводСкачать

    Почему отгорает ноль в щите? Как это исправить? Как правильно подключить нулевой провод
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток