При совершении преступлений в ряде случаев возникает необходимость установления автотранспортного средства, которое находилось на месте происшествия (ДТП, убийства, разбойного нападения, кражи, изнасилования и др.). Одним из важнейших источников информации о транспортном средстве являются следы-отображения различных частей транспортного средства. Чаще других это отпечатки колес (шин), при проведении экспертизы которых может быть получена важная розыскная и доказательственная информация.
Основные задачи экспертизы следов транспортных средств:
- определение групповой принадлежности транспортных средств (тип, вид, модель);
- установление отдельных обстоятельств использования транспорта (скорость, торможение, места остановок, направление движения, взаимное положение в момент столкновения и др.);
- отождествление транспортного средства (его частей) по оставленным следам.
В качестве объектов на экспертизу могут быть представлены:
- предметы вещной обстановки места происшествия со следами транспортных средств (одежда потерпевших, труп, куски бумаги и т.п.);
- копии следов с места происшествия (слепки, фотоснимки);
- транспортное средство;
- экспериментальные поверхностные следы колес проверяемого транспортного средства (полоса резины, рулон бумаги с экспериментальными следами и т.п.);
- слепки экспериментальных объемных следов шин;
- масштабные фотоснимки экспериментальных следов шин;
- материалы уголовного дела – по согласованию с экспертом (протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств, дополнения к ним; сведения об отдельных обстоятельствах, влияющих на следообразование).
На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
№ п/п | Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение экспертизы | Материалы, необходимые для проведения экспертизы |
1 | Имеются ли на одежде потерпевшего следы транспортных средств? Если имеются, каким транспортным средством они могли быть оставлены (тип, вид, модель)? | 1. Вещественные доказательства – одежда потерпевшего |
2 | Какой моделью шины оставлены следы? | 1. Вещественные доказательства – следы шины |
3 | Одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы на месте происшествия? | 1. Вещественные доказательства – следы транспортных средств |
4 | Не оставлены ли следы данным автомобилем? | 1. Вещественные доказательства – следы транспортного средства. 2. Экспериментальные следы конкретного автомобиля |
5 | Каково взаимное расположение транспортных средств (транспортного средства и преграды) в момент столкновения? | 1. Транспортные средства, преграды, следы транспортных средств. 2. Материалы уголовного дела |
6 | Каков механизм ДТП? | 1. Транспортные средства, преграды, следы транспортных средств. 2. Материалы уголовного дела |
Особенности подготовки материалов для проведения экспертизы. Проведение экспертизы следов транспортных средств значительно объективизируется, если сведения о механизме и условиях происшествия зафиксированы полно и точно (наличие протоколов и схем ДТП с отражением соответствующих размерных характеристик, указанием местонахождения транспортных средств, преград, их взаимного расположения, положения относительно различных элементов дороги, разметки и т.п.).
На контактирующих объектах (например, одежде потерпевшего) могут быть обнаружены следы ЛКП транспортного средства, а на последнем – частицы одежды. В таких случаях, для исследования краски, горюче-смазочных материалов (ГСМ), почвы, микроволокон и др. необходимо привлекать экспертов соответствующих специальностей.
Подлежащие исследованию объекты (транспортные средства, одежда и др.) должны быть представлены на экспертизу в том состоянии, в каком они находились после происшествия. Чтобы эксперт мог правильно оценить информацию, полученную при исследовании представленных объектов, следователь обязан сообщить соответствующие сведения (о факте и виде ремонта, о замене деталей, о возникновении каких-либо следов, не связанных с происшествием, и т.п.).
Следователю нужно иметь в виду, что следы транспортных средств имеют комплексный характер. Схематично их можно подразделить на три группы:
- следы колес и выступающих частей (фары, бампера, декоративные решетки и др.);
- части деталей, материалов и веществ, отделившиеся от транспортного средства;
- части материалов и веществ, отделившиеся от преград, с которыми контактировало транспортное средство (краска другого транспортного средства, волокна одежды потерпевшего, почва и др.).
Следы шин, обнаруженные на отдельных предметах (газета, одежда, доска и т.д.) после фотосъемки изымаются и направляются на экспертизу вместе с данными предметами. Следы выступающих частей также целесообразно направлять на экспертизу вместе с предметами (их частью). Например, необходимо вырезать часть забора, ствола дерева и т.п. При отсутствии такой возможности после фотосъемки со следов изготавливаются слепки с помощью полимерных слепочных материалов (паста «К», «СКТН», зуботехнические слепочные массы и др.). Следы значительных размеров копируются с помощью гипса (след бампера, фары и т.д.).
При совершении ДТП одежду потерпевшего следует обязательно направлять для экспертного исследования, даже если в процессе предварительного осмотра каких-либо следов обнаружить не удалось. С одеждой надо обращаться аккуратно, нельзя подвергать ее чистке, вытряхиванию и т.п. До назначения экспертизы одежду рекомендуется хранить, не перегибая, не производя скатывания. При упаковке одежда аккуратно выворачивается внешней стороной во внутрь. При увлажненном состоянии одежды и обуви, являющихся объектами экспертизы, их нужно просушить, не герметизируя, при комнатной температуре. Предметы одежды должны быть упакованы каждый в отдельности в чистую, гладкую бумагу наружной стороной во внутрь. При этом желательно проводить как можно меньше операций, чтобы обеспечить сохранность микрообъектов.
Гипсовые слепки перекладываются бумагой и упаковываются в картонные коробки.
Читайте также: В чем преимущества схемы общая шина
При назначении экспертизы по исследованию ЛКП требуется соблюдать ряд правил:
- изымать максимальное количество частиц ЛКП;
- обнаруженные частицы следует хранить в бумажной или полиэтиленовой упаковке. Нельзя использовать для фиксации частиц липкую ленту, т.к. компоненты липкого слоя проникают в вещество ЛКП;
- следы ЛКП, обнаруженные на одежде, целесообразно обшить куском ткани;
- необходимо обеспечить целостность частиц для сохранения их идентификационных признаков;
- к соскобам краски можно прибегать только в случае невозможности изъятия предмета-следоносителя или его части.
При обнаружении на месте происшествия ГСМ их изъятие следует осуществлять с учетом следующих рекомендаций:
- при относительно большом количестве на месте происшествия бензина, масла, дизтоплива, его помещают в стеклянный сосуд с герметической пробкой;
- при небольших количествах ГСМ изымаются на ватный (марлевый) тампон и герметически упаковываются в стеклянную посуду;
- следы ГСМ на грунте изымаются вместе с его частицами;
- следы ГСМ на одежде, по возможности, вырезаются;
- следы на небольших объектах изымаются вместе с ними.
Все объекты со следами ГСМ герметически упаковываются в стеклянную посуду и немедленно отправляются в экспертное учреждение.
На месте ДТП могут быть обнаружены объекты биологического происхождения (кровь, эпидермис, мышечная ткань, частицы внутренних органов, волосы и т.п.). Следователь при направлении таких объектов для проведения экспертизы должен учитывать ряд рекомендаций:
- объекты необходимо изымать вместе с предметом-следоносителем;
- если изъятие вместе с предметом невозможно, целесообразно изымать следы путем соскоба вещества или с помощью тампона из увлажненной марли или ваты. После изъятия тампоны просушиваются;
- при изъятии волос их упаковывают в бумажные пакеты, предохраняя от механических повреждений.
Обнаружив частицы грунта и иных загрязнений, отделившиеся от транспортного средства в момент столкновения, их следует изымать, упаковывая в бумажные пакеты (конверты).
Источник: глава из учебного пособия
Кобзарь С.И. Организация назначения криминалистических экспертиз и использования их результатов в расследовании преступлений: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко. – Луганск: РИО ЛГУВД, 2007. – 256 с. – Библиогр.: С. 249 – 251.
Видео:Экспертиза шин. "Недокач" и "Перегруз"Скачать
Подготовка и назначение экспертиз при исследовании следов транспортных средств
Криминалистическая экспертиза исследует различного рода следыьдвижения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.
Задачиэкспертизы:
-идентификационные, направленные на установление вопроса не оставлен ли представленный след конкретным предметом, не составляли ли ранее единое целое изъятые фрагменты деталей АМТ и конкретно проверяемое транспортное средство;
— диагностические, направленные на решение вопросов по установлению групповой принадлежности шин, механизме, времени образования следов, пригодности их для идентификации следообразующего объекта;
— классификационные, направленные на установление вида транспортного средства;
— ситуационные (реконструктивные) и по установлению факта контактного взаимодействия, решаемые при проведении комплексных экспертиз.
Объектамиэкспертизы данного вида являются:
— транспортное средство или его детали; следы автомототранспорта на объектах-носителях; слепки указанных следов;
— фотоснимки следов, выполненные по правилам детальной, масштабной фотосъемки;
— шины автотранспортных средств;
— экспериментальные следы, их слепки, фотоснимки, выполненные по правилам детальной, масштабной фотосъемки;
— материалы уголовного дела, в которых содержатся сведения о времени, условиях обнаружения следов, объектов, способах фиксации, изъятия, механизме события преступления (происшествия), заключения экспертиз, акты освидетельствования и т.д.
Вопросы, решаемые экспертизой:
1. Имеются ли на представленном объекте следы транспортных средств, если да, то пригодны ли они для идентификации?
2. Не оставлены ли следы конкретным транспортным средством?
3. Каков вид, модель транспортного средства (автомобиль, трактор, мотоцикл, велосипед и т. п.), которым оставлен след (колеи, беговой дорожки протектора шины) на месте происшествия?
4. Каково направление, в котором двигалось транспортное средство?
5. Каков характер движения транспортного средства, судя по следам шин (качение, торможение)?
6. Являются ли изъятые при осмотре места происшествия осколки частями (деталями) транспортных средств? Если да, то для какого транспортного средства они предназначены?
Особенности подготовки материалов и оформлению постановлений (определений) о назначении экспертизы:
— в случаях назначения идентификационной экспертизы в постановлении указываются сведения об особенностях эксплуатации шин, условиях хранения в идентификационный период;
— для решения ряда вопросов необходимо предоставление протокола, схемы осмотра места происшествия, таблицы фотоснимков, заключений экспертов, актов освидетельствования и т.д. Перед назначением экспертизы необходимо получить консультацию по объемам предоставляемых материалов и возможности решения поставленных вопросов у руководителя экспертного учреждения, в которое планируется назначение данной экспертизы.
Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей, дознавателей в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные познания. Экспертиза проводится специалистами экспертных учреждений, иных государственных или негосударственных учреждений и организаций либо другими лицами, назначенными следователем, дознавателем (ст.227 УПК РБ). Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений МВД, МЗ Республики Беларусь. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов и лабораторий, высшихь учебных заведений, различным субъектам хозяйствования. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.
Читайте также: Шины летние 165 65 r15
Видео:Экспертиза выхода шин из строя 3Скачать
ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Этот вид трасологической экспертизы подразумевает исследования следов, оставляемых транспортными средствами. При этом решается весьма широкий круг экспертных задач, к которым относятся диагностические, идентификационные, классификационные, а в некоторых случаях реконструкционные. К категории диагностических задач относится установление места столкновения (наезда), определение взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения, направления их движения при столкновении, перемещения транспортных средств после столкновения, взаимного положения транспортного средства и пешехода в момент наезда (переезда) и т.п.
В настоящем разделе рассматривается пример решения идентификационной задачи — отождествление следообразующих элементов транспортных средств по оставленным ими следам. К таким элементам в первую очередь относятся следообразующие поверхности рельефного рисунка колесных шин, другие выступающие элементы ходовой части.
В то же время вопросы, представляемые на разрешение эксперта, могут быть как диагностического, так и идентификационного характера.
Наиболее часто встречающиеся вопросы диагностического характера могут иметь следующую редакцию:
1. В каком направлении двигалось транспортное средство ?
2. Каким видом автотранспорта (грузовым, пассажирским) могли быть оставлены следы, обнаруженные на месте происшествия?
3. Какой моделью шины был оставлен представленный на исследование след протектора?
4. На какие модели транспортных средств могут устанавливаться шины данной модификации?
5. Возможно ли по следам разворота транспортного средства, обнаруженным на месте происшествия, определить его базу?
Идентификационные вопросы имеют весьма разнообразные формулировки и касаются установления тождества транспортного средства или его отдельной части по следам. Например:
1. Не оставлен ли след, представленный на исследование, правым передним колесом автомобиля ВАЗ 2106?
2. Не оставлен ли след, обнаруженный на одежде потерпевшего, бампером автомобиля ГАЗ — 2410?
Оформление результатов идентификационного исследования выполняется в соответствии с общепринятыми требованиями. Иллюстративный материал представляется в виде фототаблицы, в которой на фото 1 показывается общий вид объектов, поступивших на исследование, на фото 2 выносится изображение исследуемого следа или его копии, изъятой с места происшествия. Сравнительная стадия иллюстрируется фото 3 и 4, на которых производится сопоставление или совмещение совпадающих и различающихся признаков. При сопоставлении обязательно приводятся контрольные фотоснимки.
Образец 12. Экспертиза следов транспортных средств
На экспертизу представлены:
1. Лист бумаги со следом, изъятый с места происшествия.
2. Шина правого переднего колеса автомобиля ВАЗ-2106 .
Перед экспертом поставлены вопросы:
1. Пригоден ли след, изъятый с места происшествия, для идентификации?
2. Если да, то не оставлен ли след протектором шины представленной на исследование?
Лист бумаги со следом поступил на исследование упакованным в конверт из бумаги светло-коричневого цвета с размерами сторон . х . мм. Клапан конверта заклеен и опечатан оттиском круглой печати «Для пакетов . РОВД города . «. Целостность упаковки и печати не нарушена. Шина правого переднего колеса автомобиля ВАЗ-2106 поступила на исследование без упаковки. К шине на шпагате прикреплена бирка, на которой красителем синего цвета выполнен рукописный текст, указывающий, где была изъята шина, а также имеются подписи понятых, следователя, специалиста и оттиск круглой печати «Для пакетов . РОВД города . » Количество, состояние и внешний вид объектов соответствует описанию в постановлении следователя о назначении экспертизы.
Поступивший на исследование лист бумаги белого цвета прямоугольной формы с размерами сторон . х . мм (фото 1) имеет с одной стороны след наслоения вещества черного цвета, по форме близкий к прямоугольной с размерами: наибольшая длина . мм, наибольшая ширина . мм. В следе отобразился рельефный рисунок, состоящий из окрашенных и пробельных участков. Центральная часть следа представляет собой три окрашенные ломаные линии шириной от . мм до . мм, участки которых расположены параллельно друг другу, длина сторон ломаной линии от . до . мм. Углы при вершинах ломаной линии составляют . градусов. Данные ломаные линии разделены пробельными ломаными линиями шириной от . мм до . мм. Общая ширина центральной части следа составляет . мм. Слева и справа от центральной части следа имеются окрашенные участки в виде шестиугольников с размером сторон от . мм до . мм, соединенные между собой пробельными ломаными линиями шириной от . мм до . мм. На всех окрашенных элементах следа имеются упорядоченные пробельные ломаные линии размерами длиной от . мм до . мм и шириной от . мм до . мм.
Судя по форме, размерам и рисунку, отобразившихся в следе, можно сделать вывод, что след, поступивший на исследование, оставлен участком протектора беговой дорожки шины и пригоден для групповой идентификации.
Читайте также: Летние шины 225 60 r17 для кроссовера какие лучше
При сравнении следа со справочными данными (указать источники) установлено, что след оставлен шиной модели . предназначенной для эксплуатации на следующих модификациях автомобилей . . . .
При визуальном исследовании следа, а также с помощью увеличительных приборов установлено, что в нем отобразились пробельные и окрашенные участки, различные по форме и размерам, расположению и взаиморасположению, которые могут быть объяснены как наличием признаков, индивидуализирующих протектор беговой дорожки шины, оставившей след, так и процессом следообразования.
Шина, поступившая на исследование, изготовлена из материала черного цвета и имеет следующие размеры: наружный диаметр . мм, внутренний (посадочный) диаметр . мм, ширина поперечного сечения (профиля) . мм, высота поперечного сечения (профиля) . мм. На боковой поверхности шин имеются маркировочные обозначения: . (фото 2).
Рисунок протектора беговой дорожки шины состоит из выступающих элементов, которые в центральной части представляют собой ломаные линии шириной от . мм до . мм, расположенные параллельно друг другу вдоль осевой линии беговой дорожки, длина сторон ломаной линии от . мм до . мм, углы при вершине ломаных линий составляют . градусов. Данные ломаные линии разделены углублениями в виде ломаных линий шириной от . мм до . мм. Слева и справа от центральной части беговой дорожки имеются выступающие элементы (грунтозацепы) в виде шестиугольников с размером сторон от . мм до . мм, соединенных между собой у основания. Данные шестиугольники разделены между собой углублениями в виде ломаных линий шириной от . мм до . мм. На всех выступающих элементах беговой дорожки имеются упорядоченные углубления в виде ломаных линий с наибольшей шириной . мм, длиной от . мм до . мм. При сравнении рисунка протектора беговой дорожки шины со справочными данными (указать источники), установлено, что шина модификации . предназначена для эксплуатации на автомобилях следующих моделей: . . . .
При исследовании протектора беговой дорожки шины установлено, что на ней имеются потертости, отсутствие отдельных элементов рисунка протектора, вырывы, порезы различной формы и размеров. Это свидетельствует о том, что шина находилась в эксплуатации.
Для проверки устойчивости отображения признаков и получения образцов для сравнительного исследования проводился экспертный эксперимент, в ходе которого шина монтировалась на диск и устанавливалась на переднюю ось автомобиля ВАЗ 2106. На протектор беговой дорожки шины тонким слоем наносилась типографская краска. Давление внутри шины соответствовало рекомендуемому техническими условиями эксплуатации. После чего в процессе движения автомобиля колесо прокатывалсь по поверхности белой бумаги размерами . х . мм, уложенной на ровной асфальтированной дороге. В результате были получены поверхностные оттиски, в которых полно и четко отобразился рисунок протектора беговой дорожки шины и его особенности.
При сравнении следа, изъятого с места происшествия, с полученными экспериментальными оттисками протектора беговой дорожки методом сопоставления установлено их совпадение по следующим общим признакам: форме и размерам элементов рисунка беговой дорожки шин, а также частным признакам (фото 3, 4):
— пробелу, по форме близкому к прямоугольной, с размерами: наибольшая длина . мм, наибольшая ширина . мм, расположенному в . мм от правого края листа бумаги и в . мм от верхнего края листа бумаги (отм. 1);
— пробелу треугольной формы с размерами сторон . мм, расположенному в . мм от правого края листа бумаги и в . мм от верхнего края листа бумаги (отм. 2);
— пробелу, по форме близкому к прямоугольной, с размерами: наибольшая длина . мм, наибольшая ширина . мм, расположенному в . мм от левого края листа бумаги и в . мм от нижнего края листа бумаги (отм. 3);
— пробелу линейной формы с размерами: длина . мм, ширина . мм, расположенному в . мм от нижнего края листа бумаги (отм. 4).
Выявленные совпадающие признаки устойчивы, в своей совокупности существенны, индивидуальны и достаточны для категорического положительного вывода о том, что след протектора беговой дорожки шины изъятый с места происшествия, оставлен участком протектора беговой дорожки шины представленной на исследование.
В процессе исследования применялись: линейка измерительная, штангенциркуль, транспортир; использовались: валик дактилоскопический, типографская краска, листы бумаги, фотоустановка «Уларус», фотоаппарат «Зенит-122», фотопленка ФН-64, фотоувеличитель «УПА-5М», фотобумага.
1. След протектора беговой дорожки шины, изъятый с места происшествия, пригоден для идентификации.
2. След протектора беговой дорожки шины, изъятый с места происшествия, оставлен участком протектора беговой дорожки шины, представленной на исследование.
К настоящему заключению прилагается фототаблица на двух листах со следующими фотоснимками: фото 1. Общий вид листа бумаги с поверхностным следом, изъятым с места происшествия; фото 2. Общий вид шины, правого переднего колеса автомобиля ВАЗ — 2106, представленной на исследование; фото 3. Изображение поверхностного следа протектора шины, изъятого с места происшествия; фото 4. Изображение экспериментального поверхностного следа беговой дорожки шины правого переднего колеса автомобиля ВАЗ — 2106, представленной на исследование; фото 5 и 6 Контрольные фотоснимки.
Примечание: на фото 4 и 5 красителем красного цвета указаны совпадающие признаки.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔍 Видео
Какой должна быть глубина протектора шин (07-11-20)Скачать
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЫСОТУ ПРОТЕКТОРА ШИН НЕ ИМЕЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТСкачать
Экспертиза грузовых шин. "Взрыв шины". Выпуск 9Скачать
Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Почему нарезка шин на ведущую ось безопасна!Скачать
На что влияет протектор шин, история автомобильных шин, какие бывают протекторыСкачать
Экспертиза шин 2. "Инфильтрация"Скачать
Экспертиза выхода шин из строя 5. Вздутие в плечевой зонеСкачать
Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Мошенничество, Которое Может Стоить Вам ЖизниСкачать
Как определить ресурс пробега новой шины | Сколько ходят шины | Когда надо менять шиныСкачать
Экспертиза выхода шины из строя 4. "Перегрев", "Взрыв"Скачать
Максимальное использование грузовых шин. Стоит ли переобуваться весной и осенью?Скачать
Экспертиза выхода шин из строя 6. Трещина в надбортовой зонеСкачать
Нарезка протектора на грузовых шинах. Регрувер RUFF RILLFIT 6. Правильная работа и без нарушений.Скачать
Экспертиза шин 8. Вздутие на боковине (двухстороннее)Скачать
Независимый эксперт: Проведение экспертизы дефектов шин.Скачать