Одним из основных элементов автомобильного колеса является шина. Она устанавливается на диск и обеспечивает стабильный контакт автомобиля с дорожным покрытием. В процессе движения автомобиля шины поглощают возникающие вибрации и колебания, вызванные неровностями дороги, что обеспечивает комфорт и безопасность пассажиров. В зависимости от условий эксплуатации шины могут изготавливаться из различных материалов со сложным химическим составом и определенными физическими свойствами. Шины могут также отличаться рисунком протектора, обеспечивающего надежное сцепление с поверхностями с различным коэффициентом трения. Зная устройство шин, правила их эксплуатации и причины преждевременного износа, вы сможете обеспечить долгий срок службы резины и безопасность вождения в целом.
- Функции шины
- Устройство автомобильной шины
- Протектор
- Брекер
- Плечевая зона
- Боковины
- Виды шин
- Сезонный фактор
- Способ герметизации внутреннего объема
- Внедорожные шины
- Рисунок протектора шин
- Низкопрофильные шины
- Слики
- Износ автомобильных шин
- Виды износа шин и их причины
- Виды протектора автомобильных шин — какие бывают
- Протектор автомобильных шин – что это, какие функции выполняет
- Виды протектора в зависимости от типа шин
- Легковые
- Грузовые
- Для спецтехники
- Виды протектора в зависимости от типа дорожного покрытия
- Из каких элементов состоит протектор автомобильной шины
- Схема установки шин в зависимости от протектора
- Остаточная глубина протектора
- 💥 Видео
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Функции шины
К основным функциям автомобильной шины относятся:
- гашение вибраций колес от неровностей дорожного покрытия;
- обеспечение постоянного сцепления колес с дорогой;
- снижение расхода топлива и уровня шума;
- обеспечение проходимости автомобиля в сложных дорожных условиях.
Видео:На что влияет протектор шин, история автомобильных шин, какие бывают протекторыСкачать
Устройство автомобильной шины
Конструкция шины достаточно сложная и состоит из множества элементов: корда, протектора, брекера, плечевой зоны, боковины и борта. Поговорим о них подробнее.
Основой шины является каркас, состоящий из нескольких слоев корда. Корд – прорезиненный слой ткани из текстильных, полимерных или металлических нитей.
Корд натянут по всей площади шины, т.е. радиально. Существуют радиальные и диагональные шины. Наибольшее распространение получила радиальная шина, т.к. она характеризуется наиболее долгим сроком эксплуатации. Каркас в ней более эластичный, за счет чего уменьшается теплообразование и сопротивление качению.
Диагональные шины имеют каркас из нескольких слоев корда, расположенных перекрестно. Эти покрышки отличаются невысокой ценой и имеют более прочную боковину.
Протектор
Наружная часть покрышки, непосредственно контактирующая с дорожной поверхностью, называется “протектор”. Главным его предназначением является обеспечение сцепления колеса с дорогой и защита его от повреждений. Протектор влияет на уровень шумности и вибрации, а также определяет степень износа шины.
Рисунок протектора шины и ее назначение
Конструктивно протектор представляет собой массивный слой резины, имеющий рельефный рисунок. Рисунок протектора в виде канавок, борозд и выступов обуславливает способность шины работать в определенных дорожных условиях.
Брекер
Слои корда, расположенные между протектором и каркасом, называются “брекер”. Он необходим для улучшения взаимосвязи между этими двумя элементами, а также для предотвращения отслоения протектора под действием внешних сил.
Плечевая зона
Часть протектора, находящаяся между беговой дорожкой и боковиной, называется “плечевая зона”. Она усиливает боковую жесткость шины, улучшает синтез каркаса с протектором, берет на себя часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой.
Боковины
Боковина – прослойка резины, являющаяся продолжением протектора на боковых стенках каркаса. Она ограждает каркас от влаги и механических повреждений. На нее наносится маркировка шин.
Боковина заканчивается бортом, служащим для ее крепления и герметизации на ободе колеса. В основе борта находится нерастяжимое колесо из стальной обрезиненной проволоки, придающее прочность и жесткость.
Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Виды шин
Шины можно классифицировать по нескольким параметрам.
Сезонный фактор
По сезонному фактору различают летние, зимние и всесезонные шины. Сезонность шины определяется по рисунку протектора. На летней резине отсутствует микрорисунок, зато присутствуют ярко выраженные бороздки для стока воды. Это обеспечивает максимальное сцепление колес с асфальтом.
Зимние шины от летних можно отличить по узким канавкам протектора, которые позволяют резине не терять свою эластичность и хорошо держать машину даже на обледенелой дороге.
Существуют и так называемые “всесезонные шины”, о плюсах и минусах которых можно сказать следующее: они одинаково хорошо показывают себя как в жару, так и в холод, однако обладают весьма средними эксплуатационными характеристиками.
Способ герметизации внутреннего объема
По этому показателю различают “камерные” и “бескамерные шины”. Бескамерные шины – это шины, имеющие только покрышку. В них герметичность достигается за счет устройства последней.
Внедорожные шины
Этот класс шин отличается повышенной проходимостью. Резина характеризуется высоким профилем и глубокими канавками протектора. Подходит для езды по глинистым и грязевым участкам, крутым склонам и прочему бездорожью. Но на этой резине не получится развить достаточную скорость на ровной дороге. В обычных условиях эта шина плохо “держит дорогу”, в следствие чего снижается безопасность движения, а протектор быстро изнашивается.
Читайте также: Модель шины н 222
Рисунок протектора шин
По рисунку протектора различают шины с ассиметричным, симметричным и направленным рисунками.
Симметричный рисунок наиболее распространен. Параметры шины с таким протектором наиболее сбалансированы, а сама шина в большей степени приспособлена для эксплуатации на сухой дороге.
Наивысшие эксплуатационные свойства имеют шины с направленным рисунком, который придает покрышке устойчивость к аквапланированию.
Шины с ассиметричным рисунком реализуют в одной покрышке двойную функцию: управляемость на сухой дороге и надежность сцепления на мокром дорожном покрытии.
Низкопрофильные шины
Этот класс шин разработан специально для скоростного движения. Они обеспечивают быстрый разгон и уменьшают тормозной путь. Но, с другой стороны, эти шины не отличаются плавностью хода и характеризуются шумностью при движении.
Слики
Слики – еще один класс шин, который можно выделить отдельной. Чем отличаются слики от остальных шин? Абсолютной гладкостью! Протектор не имеет ни канавок, ни бороздок. Слики хорошо себя показывают только на сухой дороге. Используются в основном в автоспорте.
Видео:Как легко запомнить высоту протектора!Скачать
Износ автомобильных шин
В процессе движения автомобиля шина подвергается постоянному износу. Износ шины сказывается ее эксплуатационных показателях, в том числе и на длине тормозного пути. Каждый дополнительный миллиметр износа протектора увеличивает длину тормозного пути на 10-15%.
Важно! Допустимая глубина протектора для зимних шин составляет 4 мм, а для летних – 1,6 мм.
Виды износа шин и их причины
Для наглядности виды и причины износа шин представим в виде таблицы.
Вид износа шины | Причина |
---|---|
Износ протектора посередине покрышки | Неправильное давление воздуха в шине |
Трещины и выпуклости на боковой стенке шины | Удар шины о бордюр или яму |
Износ протектора по краям покрышки | Недостаточное давление в шинах |
Плоские пятна износа | Особенности вождения: резкое торможение, занос или ускорение |
Односторонний износ | Неправильный сход-развал |
Проверить износ шин можно визуально при помощи индикатора уровня износа шин, представляющего собой участок протектора, отличающийся от его основы размерами и формой.
Индикатор износа в виде цифр
Индикатор износа шин может быть:
- классическим – в виде сепаратного протекторного блока высотой 1,6 мм, расположенного в продольной канавке шины;
- цифровым – в виде выдавленных в протекторе цифр, соответствующих определенной глубине протектора;
- электронным – одна из функций системы контроля давления в шинах.
Видео:КОЛЕСА И ШИНЫ. УСТРОЙСТВО, НАЗНАЧЕНИЕ И МАРКИРОВКАСкачать
Виды протектора автомобильных шин — какие бывают
Легковые и грузовые шины, а также покрышки для спецтехники — оснащаются определёнными видами протектора. Каждый из них разработан для различных условий эксплуатации. Одни транспортные средства колесят по шоссе. Другие трудятся на стройках и в полевых условиях. А некоторые гоняют по скоростным трекам. То есть, у машин разное назначение. Поэтому и шины им нужны разные. Что такое протектор? Какие его виды существуют и из каких элементов он состоит? Об этом далее.
Видео:Какой должна быть глубина протектора шин (07-11-20)Скачать
Протектор автомобильных шин – что это, какие функции выполняет
Протектор – это наружный элемент конструкции покрышки, расчленённый в виде рисунка для качественного сцепления колеса с дорогой. В зависимости от типа конструкции, протектор может обеспечить ТС повышенную проходимость на бездорожье или курсовую устойчивость на скоростном шоссе. Вдобавок, он эффективно защищает внутреннюю часть покрышки от ударов, проколов и порезов.
Основные зоны, составляющие протектор, выглядят так:
- наружное полотно;
- брекер (подпротекторный слой);
- плечевая зона.
Для прочности, брекер может быть многослойным, а наружное полотно увеличенной толщины. Плечевая зона бывает разной конфигурации, с различными углами наклона и дополнительными блоками протектора.
Видео:Колёса и шиныСкачать
Виды протектора в зависимости от типа шин
Транспортные средства эксплуатируются в различных климатических и дорожных условиях. Одним достаточно обычных шин с неглубоким протектором. Другие нуждаются в агрессивной, усиленной беговой части. Рассмотрим самые популярные виды протекторов для транспорта.
Легковые
Легковой автомобиль может эксплуатироваться в городе или селе. В дождливом или засушливом регионе. В зимнее и летнее время года. Чтобы машина соответствовала заводским характеристикам, изготовители шин оснащают беговую часть покрышки различным типом рисунка.
Современный рынок предлагает шины с 4-я видами протектора:
- Симметричный ненаправленный – основная часть рисунка выполнена из прямоугольных монотипных блоков (шашечек). Такой протектор наиболее популярен в мире авто. Симметричность протектора позволяет устанавливать шины на любую сторону машины. Колёса обладают хорошими сцепными качествами с сухим дорожным полотном.
- Симметричный направленный – более известный, как «ёлочка». Поверхность колеса оснащена V-образным рисунком. Такая конструкция беговой части отлично подходит для эксплуатации в дождливых регионах. Протектор оснащён широкими желобами для быстрого удаления воды из пятна контакта. Такие покрышки возможно установить на любую сторону машины, но только в одном направлении.
- Асимметричный ненаправленный – это комбинированный протектор, который состоит из двух рисунков. Одна сторона беговой части выполнена из прямоугольных монотипных блоков (шашечек), а другая — покрыта радиальными каналами и ребрами. Данные покрышки предназначены для спортивной езды. Резина обладает усиленным боковым профилем, что улучшает динамику автомобиля.
- Асимметричный направленный – ещё один комбинированный протектор. Одна сторона беговой части оснащена V-образным рисунком, а другая состоит из радиальных каналов и рёбер жёсткости. Такие колёса, также предназначены для динамичного, спортивного стиля вождения.
Шины с комбинированным протектором имеют лучшие эксплуатационные характеристики. Машина наделяется качественной курсовой устойчивостью при больших скоростях, а беговая часть изнашивается дольше.
Грузовые
Грузовая резина также различается типом протектора: дорожная (магистральная), бездорожная (региональная) и карьерная. Стоит отметить, что шины для грузовиков классифицируются по месту установки: рулевая ось, ведущая ось, или универсальные:
- Дорожные шины — это радиальные (магистральные) покрышки для круглогодичной эксплуатации по автомагистралям. Протектор шин универсален, благодаря чему колесо можно установить на любую ось. Рисунок беговой части состоит из: продольных ребер жёсткости, радиальных и диагональных каналов. Может состоять из ромбовидных блоков или шашек «гусиные лапы». Универсальный протектор отлично себя зарекомендовал на снегу. Также отмечается его низкая шумность. При этом он имеет повышенную норму слойности от PR18, так как шины используются на фурах и самосвалах.
- Бездорожные шины – это региональные покрышки для эксплуатации по грунтовым или разбитым асфальтированным дорогам. Беговая часть оснащена крупными протекторными блоками, дренажными каналами радиальной и диагональной конструкции. Данный тип шин имеет повышенную степень износостойкости.
- Карьерная резина – предназначена для работ в местах разработки породы и на стройплощадках. Рисунок протектора выполнен из V-образных блоков, аналогично «ёлочке» на спецтехнике.
Для спецтехники
Эксплуатационные требования к спецтехнике, заставляют изготовителей колёс разрабатывать оптимальные характеристики грунтозацепов. Как следствие, протектор для спецшин разделился на несколько категорий. А потребитель может адресно приобрести покрышки для тех или иных условий работы.
Протекторы спецшин классифицируются по следующим наименованием:
- «Клюшка» — самый распространённый протектор среди всей дорожно-строительной техники мира. Блоки в форме буквы «Г» размещены на беговой части в зеркальной последовательности. Основное преимущество Г-образного рисунка – это тяговая мощь. Шины с таким протектором идут в комплектации с тракторами, погрузчиками и ковшовой техникой.
- «Шашка» — беговая часть позволяет использовать технику на асфальтированных дорогах. Очень часто протектор можно встретить на ангарных погрузчиках. Протектор «шашка», менее проходимый чем «клюшка». Однако, мощные блоки протектора наделяют шины увеличенным сроком службы и повышенной устойчивостью к проколам и порезам.
- «Волна» — спецпротектор для подземных и фронтальных погрузчиков, грейдеров и карьерных самосвалов. Волнистая форма блоков наделяет технику повышенной тягой. Протектор шин износостойкий, равнодушный к внешним повреждениям.
- «Ёлка» — протектор знаком многим, так как он часто встречается на тракторах в городе. Хотя его разработали для сельскохозяйственной техники, работающей на полевых грунтах. Широкие грунтозацепы хорошо самоочищаются от грязи. Техника обладает мягкостью хода. Помимо тракторов, шины «ёлка» комплектуется на комбайны и аграрные погрузчики.
- «Прерванная волна» — протектор для заболоченной и труднопроходимой местности. Это рисунок совместил в себе характеристики «волны» и «клюшки». Шинами с протектором «прерванная волна» укомплектовывают лесозаготовительную технику: харвестеры и форвардеры.
- «Черепаха» — протектор для карьеров. Широкие грунтозацепы защищают колесо от острых камней. Срок эксплуатации у шин продолжительный.
Видео:Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Виды протектора в зависимости от типа дорожного покрытия
Машина может эксплуатировать в разных ландшафтных условиях. Поэтому, автовладельцу возможно выбрать протектор по назначению. Чтобы облегчить покупателю подбор, изготовители классифицируют летнюю резину по следующим категориям:
- шоссейная – это стандартная шина для использования в городе на асфальтированной дороге. Маркируется покрышка, как: Н/Т или Н/Р (Highway Terrain, Highway Performance). В некоторых случаях, резина может быть использована на гравийной дороге, но непродолжительное время. Зимой «шоссейку» эксплуатировать нельзя.
- универсальная – шина похожа на шоссейную резину, но с более глубоким протектором и широкими зазорами между шашечками. Маркируется, как А/Т (All Terrain). Можно использовать в городе и на селе. Широкие желоба отлично самоочищаются от грязи.
- грязевая — шина предназначена для эксплуатации на пересечённой местности, где практически отсутствуют дороги. Маркируется аббревиатурой М/Т (Mud Terrain). При эксплуатации грязевой резины по дорогам общего пользования, колёса доставляют дискомфорт водителю и пассажирам, так как сильно шумят.
- спортивная – это комбинированная покрышка, совмещающая в себе характеристики шоссейных и универсальных шин. Обозначается — S/Т (Sport Terrain). Боковой профиль низкий, усиленный, что позволяет водить автомобиль в агрессивном стиле.
Стоит обратить внимание, что протектор универсальных шин не может в себе сочетать скоростные и бездорожные качества. В какой-то области эксплуатации, колёса будут значительно проигрывать. Пока инженерам не удалось создать оптимальный вариант беговой части для всех дорожных условий.
Видео:Маркировка автомобильной шины Все секреты в одном видеоСкачать
Из каких элементов состоит протектор автомобильной шины
Протектор – это один из основных элементов шины. Его конструкция состоит из 5-6 элементов, таких как:
- центральное (осевое) ребро – принимает основную нагрузку при высокой скорости;
- блоки или шашечки – предназначены для эффективного сцепления с дорогой;
- продольные (радиальные) каналы – главные водоотводы;
- диагональные желоба – обеспечивают центробежное удаление воды от центра;
- плечевая зона — место перехода от беговой части к боковому профилю, предназначенная для устойчивости автомобиля при поворотах;
- ламели (только для зимних колёс) – разделяют блоки (шашечки) протектора на 3-4 микроблока, для улучшения сцепления шины с дорогой, обеспечивая эффект «липучки».
Чем глубже и агрессивнее протектор, тем резина продуктивней на бездорожье. Крупные блоки отлично выполняют роль грунтозацепов, а широкие желоба хорошо самоочищаются
Видео:Какой срок годности у автомобильных шин?Скачать
Схема установки шин в зависимости от протектора
Почему среди автомобилистов популярна резина с симметричным ненаправленным протектором? Потому что эти колёса универсальные. Их можно менять местами, с одной стороны ТС на другую, и в любом направлении. У покрышек с ассиметричным и комбинированным рисунком, такое достоинство отсутствует. Чтобы современные шины соответствовали заявленным характеристикам, их необходимо правильно установить на машину.
На боковом профиле каждого колеса есть маркировки, которыми необходимо руководствоваться при монтаже:
- Rotation — направление вращения колеса;
- Outer — внешняя сторона диска;
- Inner — внутренняя сторона диска.
Игнорировать правила установки нельзя. В противном случае протектор будет работать неправильно. Водоотводные канавки начнут собирать воду, вместо её удаления. Как итог, в центре пятна контакта будет сосредотачиваться вода, создавая подушку и эффект аквапланирования. А, на сухом асфальте, неправильно установленные покрышки станут причиной потери скоростной динамики на 5-20 км/ч. Вместе с этим ухудшится курсовая устойчивость
Видео:На что влияет рисунок протектора? Виды протектора. Обзор.Скачать
Остаточная глубина протектора
Согласно пункта 5.1, законодательной нормы «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», допускается эксплуатировать автомобиль с остаточной глубиной протектора:
- летние шины — 1,6 мм,
- зимние шины – 4 мм;
- грузовые покрышки — 1 мм,
- автобусные покрышки — 2 мм,
- мотоциклетная и мопедная резина — 0,8 мм.
Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.
Эта законодательная норма дополняет действующие правила дорожного движения с 2002 года. За нарушение виновнику грозит штраф 500 руб.
Виды протектора шины многообразны. Перед тем как окончательно выбрать автомобильную резину или покрышку для спецтехники, обязательно учтите условия эксплуатации, а не ценовой аспект. Правильно подобранные колёса обеспечат транспортному средству заводские характеристики. Это повлечёт производительность у спецтехники, а легковой авто наделит комфортом и позволит экономить топливо.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
💥 Видео
Как сэкономить на ремонте шин? / Сложный ремонт грузовой шиныСкачать
ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать
ЗИМНИЕ ШИНЫ. РИСУНОК ПРОТЕКТОРА. КАК ВЕДУТ СЕБЯ ЗИМНИЕ ШИНЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОТЕКТОРА.Скачать
Маркировка внедорожных шин: U/T, H/T, A/T, M/T – что это значитСкачать
Как определить ресурс пробега новой шины | Сколько ходят шины | Когда надо менять шиныСкачать
Как определить стоит ли брать резину на авто?Скачать
✅ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЙ РИСУНОК ПРОТЕКТОРА? НАПРАВЛЕННЫЙ СИММЕТРИЯ АСИММЕТРИЧНЫЙСкачать
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЫСОТУ ПРОТЕКТОРА ШИН НЕ ИМЕЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТСкачать
Глубина протектора шин VS их размерСкачать