Современный шинный рынок предлагает 3 вида покрышек на зиму: шипованные, фрикционные (липучка) и всесезонные. Некоторые автовладельцы хотят сэкономить, несмотря на проживание в центральной полосе и в северных регионах, отдавая предпочтение нешипованной резине. Такая экономия сомнительна и может сыграть злую шутку с водителем: машина плохо управляется на льду и рискует попасть в аварию.
Если вы живёте в регионах с типичными русскими зимами, лучше «обуваться в шиповку». Стальные «иглы» сокращают тормозной путь, обеспечивают курсовую устойчивость и предотвращают боковые сносы. Перед выбором резины рекомендуется узнать, какие виды шипов зимних шин существуют? А также, зачем нужна обкатка покрышек и каковы причины выпадения «когтей» из протектора?
Видео:5 ошибок о РЕМОНТНЫХ ШИПАХСкачать
Как работают шипы в шинах
Принцип действия шипа понятен многим автомобилистам: стальной элемент улучшает сцепление с обледенелой и укатанной дорогой, повышает качество курсовой устойчивости и препятствует боковым сносам. Протектор состоит из 2-х слоёв резины.
Нижний жёсткий, в нём находятся посадочные гнёзда для стального основания шипа. В противном случае они бы вылетали очень быстро. Верхний слой мягкий. Он выпускает стальной «коготь» при соприкосновении с поверхностью дорожного полотна. На снежном покрытии шип и ламелизированные блоки протектора работают в тандеме, обеспечивая качественное пятно контакта.
Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Виды шипов
Современная колёсная индустрия постоянно развивается и покупателю предлагаются всё новые модели зимних покрышек. Как правило, теперь они оснащаются такими видами шипов, как:
- стальные;
- алюминиевые;
- пластмассовые;
- двухсплавные.
Формы стального элемента бывают разнообразными. Шинные компании стараются выделиться и разрабатывают всё больше необычных и эффективных конструкций шипов. Самые простые зимние колёса оснащаются: овальными, круглыми, ромбовидными, 4-гранными, 7-гранными, 3-лучевыми, треугольными и другими «зацепами».
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Как устроены шипы в автомобильных шинах
Как правило, шип состоит из 2-х частей: корпус и сердечник. Оболочка из алюминия, а внутренний стержень из стали. Бывают и монолитные конструкции. Чтобы облегчить вес покрышки, некоторые производители используют пластиковые оболочки. Но такая шиповка недолговечна.
Более прочными считаются стержни из карбида вольфрама в алюминиевом корпусе. А если у сердечника тефлоновое напыление, то это верх технологического процесса, позволяющий противостоять коррозии. Иногда в сплавы добавляются карбид ниобия и титан для повышения твердости металла. Некоторые разработчики дополняют составы другими соединениями, придерживая рецептуру в секрете.
Видео:ЗИМНИЕ ШИНЫ ЛЕТОМ?! МОЖНО. НО ЕСТЬ НЮАНСЫ. РАССКАЗЫВАЮ.Скачать
Сколько шипов может быть в шине
Действующий с 2013 года европейский технический регламент для шипованных покрышек определяет, что максимальное количества шипов на метр качения шины в скандинавских странах должен быть не более 50 шт. В России разрешено 60 шт. Как это выглядит на практике? Например, для шины типоразмером 205/55 R16 предельное количество шипов сократилось на ¼, т.е., было 130, стало 96.
Видео:Приспособление для замены шипов на зимней резине своими рукамиСкачать
Правила обкатки шипованных шин
Многие автовладельцы не слышали о такой норме, как обкатка новой резины. Правило распространяется на летние и зимние покрышки. Зачем шипованная шина должна пройти адаптацию? Во-первых, при установке шипа в посадочное отверстие используется масло. Оно остаётся на дне колодца и не позволяет изделию плотно занять место. В период обкатки смазка удаляется через микропоры, освобождая пространство для плотного прилегания основания шипа к резине.
Во-вторых, автошина изготавливается из нескольких слоёв, которые должны между собой «ужиться», а бортовым кольцам покрышки необходимо правильно занять свои места на диске. Для обкатки потребуется преодолеть путь 500-800 км. Желательно по асфальту. Проехать дистанцию маршем нельзя. Резина должна периодически нагреваться и остывать. Максимальная скорость в период адаптации колёс не более 80 км/ч. Нельзя динамично водить машину, начинать движение пробуксовкой и тормозить юзом. Выполнив эти условия, шины будут служить дольше.
Видео:ПРОДАВЦЫ ШИН НЕ ХОТЯТ ЧТОБ ВЫ ЭТО ЗНАЛИ. ДОКАТКА ЗИМНИХ ШИН ЛЕТОМСкачать
Причины выпадения шипов из шин
Существует несколько причин выпадения шипов. Во-первых, при каждом обороте колеса шип вдавливается в посадочное место. Чем выше скорость автомобиля, тем чаще и быстрее происходит т.н., поршневое движение. Элемент нагревается, постепенно выжигает посадочный колодец и вскоре выпадает. Во-вторых – низкое давление в колесе. Особенно резина болезненно реагирует в морозы от -10°С, теряя 0,2 бар.
В-третьих – разбалансировка. При статическом и динамическом дисбалансе шипы расшатываются в посадочных колодцах и выпадают. Рекомендуется посещать стенд шиномонтажной мастерской не реже, чем каждые 5 000 км пробега. А ещё, «когти» выпадают при таких условиях, как:
- плохие дороги
- низкое качество колёс
- резине больше 2 сезонов.
При отсутствии 60% шипов в протекторе, эксплуатация колёс запрещена. Рассчитать остаточное количество можно по формуле: Ш х 100 / В = %. Где: «Ш» — оставшиеся шипы, «В» – сколько было всего «зацепов».
Читайте также: Все типоразмеры шин бф гудрич
Видео:ВСЯ ПРАВДА О ДОШИПОВКЕ ШИН!!! ПРОВЕРЯЕМ ШИПЫ РЕМШИП ПОСЛЕ ЗИМНЕГО СЕЗОНА. РЕЗУЛЬТАТ ОЧЕНЬ УДИВИЛ!!!Скачать
Дошиповка шин
Дошиповка – это процесс оснащения блоков протектора «когтями». Он делится на 2 вида. Первый: когда новая зимняя резина продаётся «лысой», но с колодцами под шипы (иной раз без посадочных мест). В таком случае мастера «шиномонтажей» дошиповывают новые колёса. Кроме того, дополнительному оснащению «зацепами» подвергаются и те шины, которые по мнению владельцев слишком мало ошипованы. Для дополнительной фиксации применяется клей-герметик (Loctite 480, Permabond C737 и другие).
Второй тип дошиповки – это комплектование «зацепами» пустых посадочных колодцев, взамен утерянных. Для этого используются ремонтные шипы. Они больше в диаметре, но ниже по высоте. Такие шипы, как правило, садятся без клея и держатся за счет широкой пятки. Хотя иногда, либо по желанию клиента, для дополнительной фиксации применяется специальный клей-герметик.
Для эксплуатации автомобиля в регионах со снежными зимами следует использовать шипованную резину. Она обеспечит машине курсовую устойчивость и качественное сцепление с обледенелой дорогой. После установки новых колёс рекомендуется их обкатать на дистанции 500-800 км. У водителей, предпочитающих спокойный стиль вождения, зимние покрышки служат 4-6 сезонов.
Видео:Дошиповка зимних шин – не все шипы одинаково полезныСкачать
Скользкая тема. Устройство и принцип работы шипов в зимних шинах
Идея оснастить колеса острыми элементами, цепляющимися за лед, возникла сравнительно давно – еще в XIX веке были попытки снабжать подобием шипов колеса повозок и карет. В 30-е годы XX века начались активные эксперименты в автоспорте – гонщики пытались кустарным способом модифицировать колеса для зимних состязаний. Однако острые спортивные «гвозди» были практически непригодны для дорог общего пользования. Первой серийной легковой шипованной шиной принято считать модель Kometa-Hakkapeliitta компании Nokian. Когда к созданию шипованных шин подключились ведущие шинные компании, эволюция шипа заметно ускорилась.
Поначалу конструкторам приходилось решать множество технических задач. Наиболее распространенной проблемой оказалась коррозия – многие металлические сплавы не выдерживали постоянного контакта с мокрой поверхностью, а если дорога еще была щедро удобрена солью и реагентами, то жизнь шипа и вовсе оказывалась короткой. К тому же стальные шипы существенно увеличивали вес шины, а следовательно, и неподрессоренные массы. Использовать легкие и малочувствительные к ржавчине металлы вроде алюминия не получилось, поскольку мягкий материал очень быстро стирался, по той же причине потерпели неудачу эксперименты с пластиком. Близкой стала проблема с посадочным местом шипа – под воздействием постоянных нагрузок оно расширялось, ослабляя посадку, между шипом и протектором попадали вода, грязь и реагенты, еще больше усиливая воздействие коррозии.
Постепенно конструкторы пришли к комбинированному решению – тело, то есть корпус шипа, стали делать из легкого устойчивого к коррозии, чаще алюминиевого, сплава, а наконечник – из твердосплавного материала, как правило, с примесью карбида вольфрама. Чтобы шип не расшатывался и не вырывался из гнезда, его корпус обычно делают двухфланцевым, а между фланцами находится более тонкая соединительная ножка. Широкий верхний фланец обладает большой площадью опоры и препятствует чрезмерным колебаниям, а широкий и плоский нижний фланец удерживает шип в протекторе. К примеру, такое решение применяется в шипе Ice Force, который устанавливается в зимнюю шину Toyo Observe Ice-Freezer.
Для успешной работы шипа в течение всего срока службы важно и соответствующее отношение со стороны автовладельцев. Прежде всего, новые шипованные шины нуждаются в обкатке для окончательной фиксации в гнезде. Поэтому первые 500 километров следует ездить, избегая резких маневров, и держать скорость не выше 100 км/ч.
В последнее время разработчики все чаще экспериментируют с формой наконечника шипа, стремясь улучшить проникающий эффект и дифференцировать нагрузку в продольном и поперечном направлении. Встречаются квадратные, овальные и даже крестообразные наконечники. В шипе Ice Force от Toyo Tires основная рабочая часть наконечника сделана пятиугольной, а на ее вершине расположен еще один четырехугольный выступ. Это позволило увеличить количество острых углов и сцепных кромок, значительно улучшив проникающее действие шипа. В результате шип Ice Force обеспечивает хорошую разгонно-тормозную динамику, работая в продольном направлении, а также боковую поддержку, существенно облегчая прохождение поворотов.
Но, разумеется, сцепление зависит не только от формы шипов, но и от их количества, и расположения в протекторе. В современных шинах этот параметр все чаще подбирается с помощью компьютерного моделирования, например, технологии T-MODE от Toyo Tires. В новой шине Observe Ice-Freezer разработчики применили 28-рядную ошиповку, что позволило не только улучшить сцепление с дорогой, но и снизить шум благодаря равномерному распределению шипов.
Эффективность работы шипов во многом зависит от окружающей температуры. Считается, что лучше всего они проникают в лед при умеренном холоде. Когда воздух остывает ниже -25 градусов, то лед становится существенно прочнее, и шипам сложнее его прокалывать. Преимущества здесь у моделей с оптимальной формой наконечника, обладающего острыми гранями, как, например, у шипа Ice Force, а также у шин оснащенных мягкой и эластичной резиновой смесью, сохраняющей свои характеристики при сильном морозе, что позволяет резине облегать микронеровности ледяной дороги. Эффект возрастает, если резиновая смесь дополнена абразивными элементами – такими свойствами, в частности, обладает упомянутая выше шина Toyo Observe Ice-Freezer с технологией Microbit, ее суть с том, что в резину добавлена измельченная скорлупа грецкого ореха, частицы которой повышают сцепные свойства шины на льду. Такое технологическое решение родилось, когда в Японии запретили шипованные шины и инженеры искали новые способы повысить сцепление на льду. Оказалось, что скорлупа грецкого ореха – материал более твердый, чем лед, и ее острые частицы способны эффективно царапать ледяную поверхность. В то же время скорлупа мягче асфальтового покрытия и не наносит ему вреда.
📹 Видео
Дошиповка зимней резины. Ремонтные шипы, как установить самому.Скачать
НЕ ПЛАТИ ЗА ДОШИПОВКУ ЗИМНИХ ШИН. СДЕЛАЙ СВОИМИ РУКАМИСкачать
Какие шины лучше работают на морозе? Шипы и фрикционки ("липучки") — на льду и асфальтеСкачать
Зимние шины летом - никогда так не делай.Скачать
Что нужно знать о старении зимних шин. Сравниваем 3-х летнюю шину с новой.Скачать
Как работает липучка (фрикционная шина). Подробное видео. Просто о сложномСкачать
Как выбрать размер ремонтного шипа?Скачать
Можно ли ездить без шипов на зимней шипованной резине. Просто о сложномСкачать
Ручная дошиповка зимних шинСкачать
Самое наглядное сравнение «шиповок» и фрикционных шин Toyo: Observe Ice-Freezer и Observe Garit GizСкачать
Повторная ошиповка зимних шин, восстановление шиповСкачать
Ошиповка зимних шин. Что? Как? Зачем? Сколько стоит?!Скачать