Глядя на машины, которые ездят по русским городам, можно подумать, что все автомобильные производители вступили в сговор и выпускают машины неправильной высоты. Как иначе объяснить то, что у огромной части нашего населения появляется желание то занизить автомобиль, то поднять его на недосягаемую высоту? Отложим пока вопросы занижения и поговорим о том, как и зачем автолюбители лифтуют свои машины проставками.
Что такое клиренс?
Е сли вы думаете, что дорожный просвет автомобиля, он же клиренс, – это расстояние от самой нижней точки на днище машины до опорной поверхности (дорожного покрытия), то вы ошибаетесь… Эту самую нижнюю точку ищут для измерения не на всей площади днища авто, а лишь на его так называемой «центральной части». Понятие кажется расплывчатым, однако существуют несложные формулы для его расчета. Вникать в них смысла нет. Для простоты понимания «центральная часть» среднестатистического седана, используемая для определения клиренса, выглядит примерно так (отмечено красным):
Как мы видим, немало точек нижней части кузова (отмеченные стрелками элементы подвески в зоне колес, брызговики, накладки порогов, наконечники глушителей и некоторые другие) не учитываются при определении клиренса и могут оказаться (и оказываются!) заметно ближе к асфальту, нежели та точка, которая принята за опорную при определении официальной величины дорожного просвета. А если учесть то, что заводские цифры клиренса иномарок чаще всего справедливы лишь для пустого автомобиля, без груза и пассажиров, то не приходится удивляться, когда городской автомобиль чиркает днищем на вполне безобидной грунтовке по дороге на дачу.
В итоге многие автовладельцы, не готовые покупать внедорожник или хотя бы кроссовер, стремятся «приподнять» свой седан, дабы сделать его более универсальным. Установкой шин большего диаметра из списка допустимых производителем размерностей выигрываются честные сантиметр-полтора высоты, однако приобретение новых колес – дело затратное, а некоторые размерности еще и редки. Поэтому значительную популярность получил метод поднятия кузова проставками. Давайте разберемся в его особенностях, плюсах и минусах.
Конструкция проставок
Видео:НИКОГДА НЕ СТАВИТЕ ПРОСТАВКИ ПОД ПРУЖИНЫ АВТО ?Скачать
Проставки делятся на передние и задние, различающиеся по конструкции. На полный «лифт», необходимый для увеличения проходимости автомобиля вне асфальта, устанавливают все четыре. Но иногда обходятся парой задних для частичного подъема, обычно требующегося при частых пробоях подвески и задевании днищем за неровности дороги от перевозки тяжелых грузов в багажнике или троих пассажиров на заднем диване.
Передние проставки (речь идёт о подвеске Макферсон) устанавливаются между опорой амортизаторной стойки и кузовом. Представляют они собой кольца из жесткого пластика или алюминия. Задние проставки устанавливаются между кузовом и пружиной заднего моста или балки. Выглядят они как «баранки» из плотной резины или полиуретана с диаметром, соответствующим диаметру пружины.
Что меняет проставка?
Проставка, установленная над опорой передней стойки, поднимает кузов над стойкой, увеличивая тем самым наклон А-образного нижнего рычага. В результате кузов и те его «цепляющиеся» части, которые реально были ниже официальных цифр дорожного просвета (пороги, кромки бамперов, брызговики и т.п.), «восстают» над дорогой на размер проставки (величина «Б» на картинке). При этом важно отметить, что положение точки «А», расположенной на рычаге в районе шаровой опоры, не меняется. Там, где вам на нелифтованной машине попался бы под рычаг пень или булыжник, вы зацепите его и на лифтованной. Увеличить подъем точки «А» можно лишь установкой колес большего диаметра.
Читайте также: Амортизаторы передние sachs super touring
Картинка выше относится к передней оси автомобиля. В случае же с задней осью все не так однозначно. Нет, если задняя ось также представляет собой независимую подвеску – тот же Макферсон или многорычажку — то эффект увеличения клиренса будет точно таким же, как и в первом случае. Однако если сзади автомобиль имеет «конструкцию телеги» (торсионную П-образную балку или ведущий неразрезной мост), то эффекта увеличения дорожного просвета даже в центральной части не происходит. Кузов приподнимается над мостом, а зазор между мостом и дорогой остается неизменным.
Однако это не означает, что проставки на «задок» в случае зависимой или полузависимой подвески бесполезны. Кузов все равно поднимается, а значит, уменьшается вероятность касания грунта на кочках задней частью порогов, бампером или глушителем.
Разумеется, как и любое нештатное вмешательство в конструкцию автомобиля, установка проставок – палка о двух концах. Одно она дает, а другое отнимает…
Первое, чего вы наверняка лишитесь – это гарантии на ходовую часть. К тому же надо четко понимать, что изначально просчитанное инженерами поведение подвески изменится. Слегка возрастет проходимость, но одновременно неизбежно ухудшится управляемость авто на высоких скоростях и при маневрах. Впрочем, массовая практика показывает, что если не увлекаться высотой, а ограничиться считающимися максимально разумными для седана или хэтчбека 15-20 миллиметрами, то отрицательное влияние будет не слишком существенным.
Видео:Проставки для увеличение клиренса. Как нас обманывают маркетологи???Скачать
В случае с подуставшими просевшими пружинами, на замену которых, к примеру, пока нет средств, проставки небольшой высоты и вовсе не дадут дополнительного подъема, а лишь вернут изначальное положение кузова по отношению к асфальту. Хотя мера это, безусловно, временная: ни «севшие» пружины, ни убитые амортизаторы никакими проставками не исцелить.
Установка проставок
Если все же решено устанавливать проставки, расскажем о технических нюансах этой процедуры, что позволит вам оценить свои возможности и определиться с порядком ее выполнения.
Для монтажа проставок на передок машины с Макферсоном необходимо полное снятие двух передних стоек. Разбирать снятые стойки не требуется.
В штатных верхних опорах удлиняются крепежные шпильки. Для этого придётся выбить родные шпильки, а на их место забить более длинные из комплекта. Другой путь — навернуть на родные шпильки резьбовые удлинители, которыми часто комплектуются проставки. После этого на наращенные крепежи “нахлобучивается” проставка, и стойка вместе с ней устанавливается на место.
Все вышеперечисленное — достаточно простая задача, с которой способен без особого труда справиться рукастый автолюбитель, располагающий чемоданчиком гаечных ключей и домкратом. Впрочем, что было рядовым занятием для отцов и дедов, сегодня способно вызвать ужас у их потомков, и в таком случае процедуру, наверное, лучше поручить неофициальному автосервису. Тем более, что после «лифтования» геометрия подвески меняется, и потребуется обязательная процедура регулировки углов схода и развала.
Установка задних проставок, как ни странно, несколько сложнее, чем передних. Формально она кажется проще: нужно полностью извлечь пружины, предварительно сжатые специальными стяжками, и запихнуть их обратно уже с проставками. Однако это лишь полдела.
Читайте также: Размеры амортизатора газель бизнес
Вам ещё придется удлинять амортизаторы, ибо из-за изменившейся геометрии подвески смещается рабочий ход их штоков. В статичном положении они оказываются вытянутыми практически до упора, что при работе на отбой (например, при попадании колеса в яму) вызывает жесткий удар. Поэтому амортизатор необходимо удлинить на толщину проставки (а лучше – плюс еще миллиметров десять). Делается это тремя способами.
Первый – замена «аморта» на более длинный, от другой модели автомобиля, но с аналогичными верхним и нижним креплениями. Узнать о существовании таковых можно на тематическом форуме по вашей машине. Тут как повезёт, ведь удлиненных амортизаторов, подходящих, что называется, «болт-он», может просто не оказаться в природе. В этом случае практикуется второй способ – удлинение штоков амортизаторов с помощью надставок, часто называемых «солдатиками». И третий – удлинение амортизатора снизу путем установки надставок проушины.
Видео:Проставки под задние амортизаторы при увеличении клиренса задней подвески вместо каблуков / домиковСкачать
Вариант с «солдатиками» привлекателен простотой и некоторой технической эстетичностью. Однако поиски «пары солдат» могут затянуться: товар это не ходовой, а качество продаваемых не всегда на высоте. Безупречный вариант – услуги ответственного токаря и термиста. Первый выточит вам надставки, а второй – закалит.
Ничуть не хуже удлинить амортизаторы не со стороны штока, а со стороны проушины. К родной проушине крепится болтом П-образная надставка, а уже она в свою очередь – к подвижным элементам подвески. Но надставки проушин, как и «солдатики», продаются далеко не на каждом шагу, они не универсальны, так что найти деталь, необходимую для вашей машины, может быть непросто. В этом случае частенько практикуется грубоватый, но вполне рабочий вариант. К проушине амортизатора приваривается через металлический удлинитель из профильной трубы новая проушина, отрезанная от неисправного аналогичного амортизатора. Иногда делаются и регулируемые удлинители: вторая проушина крепится к родной через две приваренные гайки-муфты и резьбовую шпильку, сделанную из прочного болта от головки блока цилиндров.
В любом случае не стоит забывать о том, что установка проставок, несмотря на ее популярность в народе и относительную безвредность, все же не является мероприятием, одобряемым производителем вашего автомобиля. В течение гарантийного срока вы можете получить неприятности, связанные с официальным обслуживанием, да и неграмотный монтаж проставок вкупе с удлинением амортизаторов способен доставить немало неприятностей.
Какими проблемами может обернуться увеличение клиренса ради спасения масляного поддона
«Владею VW Passat B5. Очень маленький клиренс. Недавно пробил поддон, убежало масло, очень дорогой ремонт. Посоветовали поднять проставками. На что влияет установка проставок, стоит ли вообще это делать? Как еще можно увеличить клиренс?»
При установке проставок для увеличения дорожного просвета, или, другими словами, клиренса, надо учитывать, что при поднятии кузова одновременно увеличивается расстояние от дорожного покрытия до центра тяжести автомобиля. В результате изменяются точки приложения сил и моментов от этих сил, действующих на машину во время движения. Чем выше центр тяжести, тем более валким в поворотах становится автомобиль, что снижает порог безопасной скорости прохождения виражей.
Читайте также: Амортизатор задний газель схема
Видео:Увеличение дорожного просвета автомобиля может быть Опасным !Скачать
Кроме ухудшения управляемости после увеличения дорожного просвета машина при торможении начинает сильнее «клевать» носом, а при резком экстренном торможении из-за перераспределения масс вперед во время клевка в зависимости от того, насколько скользким окажется покрытие, задние колеса могут и вовсе потерять сцепление с дорогой, что часто заканчивается заносом автомобиля.
Не исключено, что из-за перераспределения нагрузок, изменения геометрии и хода подвески платить за увеличение клиренса придется уменьшением надежности и срока службы отдельных деталей ходовой части. Во всяком случае так гласит теория.
Наконец, помимо ухудшения безопасности чрезмерное увеличение клиренса сказывается на эстетическом восприятии автомобиля. Машина с излишне поднятым над дорогой кузовом, если она не подготовлена специально для внедорожных соревнований, а участвует в обычном дорожном движении, выглядит, мягко говоря, спорно.
По мнению специалистов, для легковых автомобилей чертой, за которой от подъема кузова будет больше вреда, чем пользы, является увеличение клиренса более чем на 4-5 см.
Видео:Увеличить клиренс авто, удлиняю амортизатор.Скачать
Использование проставок известно со времен Советского Союза, когда комплекты деталей фабричного изготовления для массовых моделей автомобиля, которые требовалось установить между пружинами подвески и кузовом, можно было купить в автомагазинах.
Заводские комплекты с проставками, в том числе с регулируемой величиной дорожного просвета, для различных моделей автомобилей существуют и поныне, однако теперь их придется поискать.
Помимо проставок существуют другие способы увеличения дорожного просвета. Приведенные выше фото дают представление о некоторых из них. Поскольку при любом из способов увеличивается высота центра тяжести автомобиля, недостатки у них те же, что и у подъема кузов с помощью проставок. Рекомендуем ознакомиться с нашей статьей 7-летней давности «Все выше, и выше, и выше». Она может оказаться интересной, поскольку помимо рассмотрения достоинств и недостатков этих способов специалистом по подвескам в ней опытом двукратного увеличения клиренса делится владелец Audi A6 2000 г.в. с подвеской, конструктивно подобной подвеске Passat B5.
И последнее. Вопрос по увеличению клиренса с помощью проставок по умолчанию предполагает, что дорожный просвет является паспортным. А он может оказаться пониженным относительно паспортной величины по причине оснащения автомобиля заводской спортивной подвеской либо в результате тюнинга, проведенного предыдущим владельцем. В этом случае клиренс можно увеличить, не прибегая к проставкам, путем установки деталей от штатной подвески. Дорожный просвет также уменьшается, если просели пружины подвески или в них обломаны крайние витки, о чем иногда неопытные владельцы даже не догадываются. Чтобы привести проходимость автомобиля в норму, достаточно заменить пружины новыми.
Видео:КАК УВЕЛИЧИТЬ КЛИРЕНС БЕЗ ПРОСТАВОКСкачать
В продаже присутствуют пружины различной жесткости. Надо учитывать, что слишком мягкие пружины улучшают ездовой комфорт, но при преодолении дорожных препятствий тоже могут создавать проблемы.
Наконец, стоит убедиться, насколько размерность колес соответствует предусмотренной заводом-изготовителем автомобиля. Она могла быть изменена, ибо, по мнению некоторых владельцев, машина на низкопрофильной резине смотрится краше, однако ее установка также могла негативно сказаться на величине клиренса. Возможно и обратное: установка шин и дисков другой размерности позволяет несколько увеличить дорожный просвет. Однако при этом возникают вопросы с вылетом колес, задеванием за арки при вывороте, неверными показаниями спидометра.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
Есть ли смысл в проставках?Скачать
ПОЧЕМУ ОПЫТНЫЕ АВТОМОБИЛИСТЫ НИКОГДА НЕ СТАВЯТ УСИЛЕННЫЕ ПРУЖИНЫСкачать
ПЕРЕДНИЕ АМОРТИЗАТОРЫ + ПРОСТАВКИ 30 ММ для увеличения клиренса | ОЧЕНЬ ПОДРОБНАЯ ЗАМЕНАСкачать
Вся правда о проставках для увеличения клиренса. Установка проставок на микроавтобус Toyota EsquireСкачать
Проставки для Увеличение КлиренсаСкачать
Как понять, что пора менять пружины | Что влияет на износ пружин подвески? (18+)Скачать
Что случилось после установки проставок на Ларгус... Итог!Скачать
Как увеличить шток амортизатора ? Есть решение .Скачать
НИКОГДА НЕ ДЕЛАЙТЕ СХОД-РАЗВАЛ ПОСЛЕ ЗАМЕНЫ АМОРТИЗАТОРОВСкачать
Проставки на Японские минивэныСкачать
Выбираем высоту и материал проставок для увеличения клиренса автомобиля!Скачать
Установка ПРОСТАВКИ ПЕРЕДНЕГО АМОРТИЗАТОРА/Как поднять ПЕРЕДНЮЮ ЧАСТЬ автомобиля ВАЗСкачать
Увеличение клиренса задней подвески Рено Логан 1 фаза 1. проставки под задние пружины Renault LoganСкачать
НИКОГДА НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ АВТОБАФЕРЫ НА АВТОМОБИЛЬСкачать