Оказание первой доврачебной помощи требует бережного отношения к пострадавшему при перекладывании и транспортировке, так как любые неосторожные движения вызывают боль и смещение отломков, что может приводить к возникновению шока. Для предупреждения этих осложнений необходимо создать фиксацию суставов сразу после повреждения, что достигается с помощью иммобилизации.
Транспортная иммобилизация — это создание неподвижности и покоя для органа, части тела или всего тела на время транспортировки пострадавшего с места происшествия в ЛПУ. Цели транспортной иммобилизации:
- уменьшить болевые ощущения;
- предупредить дальнейшее смещение костных отломков, суставных поверхностей;
- создать условия для транспортировки пострадавшего.
На месте происшествия для временной иммобилизации применяют шины из различных подручных жестких материалов, к которым фиксируют поврежденную часть тела. Стандартные транспортные шины, как правило, применяют медицинские работники.
Из всех средств транспортной иммобилизации самым простым для конечностей является аутоиммобилизации: прибинтовывание поврежденной нижней конечности пострадавшего к здоровой или верхней конечности — к туловищу. Более доступны подручные средства.
Из стандартных транспортных шин наиболее доступны и распространены шины Крамера. Эта проволочная металлическая шина легко гнется, ей можно придать любую форму, поэтому она используется при повреждениях конечностей, головы, шеи.
Шина Еланского получила распространение при повреждениях головы и шеи.
Шина Дитерихса требует совершенного владения техникой ее наложения, а для этого требуется специалист — врач или фельдшер.
Пневматические и пластиковые шины нашли применение при повреждениях голени и предплечья.
Основные правила наложения шин на конечности:
- шина накладывается поверх одежды, обуви при закрытых травмах; при открытых — одежду разрезают для наложения асептической повязки;
- шина должна обязательно захватывать два сустава (выше и ниже повреждения), а иногда и три (повреждение бедра, плеча);
- шина подгоняется (моделируется) по здоровой конечности пострадавшего;
- при иммобилизации конечности необходимо по возможности придать среднефизиологическое положение;
- шина тщательно прибинтовывается к поврежденной конечности от периферии к центру;
- кончики пальцев кисти и стопы должны оставаться открытыми для контроля за кровообращением поврежденной конечности;
- во время перекладывания пострадавшего поврежденную конечность должен удерживать помощник.
Помните: запрещается перекладывание, перенос пострадавшего без иммобилизации!
Основные способы транспортировки пострадавших:
- при травмах верхней конечности — пешком в сопровождении, сидя, лежа на носилках в зависимости от общего состояния больного;
- при травмах нижних конечностей — преимущественно лежа на спине, на носилках;
- при повреждениях позвоночника — на жестких носилках (деревянном щите) лежа на спине, при наличии только мягких носилок — лежа на животе;
- при переломе костей таза — на жестких носилках лежа на спине, под колени подкладывается валик из одежды, одеяла, колени слегка разводятся в стороны («поза лягушки»).
При переломах позвоночника, костей таза, тяжелых множественных травмах используют носилки иммобили-зационные вакуумные (НИВ — рис. 8.4).
В.Дмитриева, А.Кошелев, А.Теплова
«Транспортная иммобилизация при переломах» и другие статьи из раздела Общая хирургия
- Как накладывать шину при переломах конечностей
- Как накладывать шину при переломах конечностей
- Общие правила наложения шин
- Как использовать шину на разных участках тела
- Чего нельзя делать при иммобилизации
- Травмы конечностей, иммобилизация
- Травмы конечностей, оказание первой помощи
- Вызвать и дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи
- Если предполагается транспортировка пострадавшего или его переноска на дальнее расстояние
- Общие правила наложения шины
- 🎬 Видео
Видео:Стандарт «Техника наложения шины Крамера на предплечье»Скачать
Как накладывать шину при переломах конечностей
Видео:Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
Как накладывать шину при переломах конечностей
Переломы — это вид травм, чья опасность увеличивается за счет возможных долгосрочных последствий. Чтобы не допустить таких последствий, пострадавшему необходимо оказать качественную экстренную помощь. В первую очередь, это касается иммобилизации, чей смысл заключается в обездвиживании повреждённой конечности.
Иммобилизация проводится с помощью специального приспособления – шины. Рассмотрим подробнее, как накладывать шину при переломах конечностей.
Видео:Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать
Общие правила наложения шин
Шину необходимо подготовить до начала процедуры её наложения. Корректировать параметры шины в процессе будет невозможно (точнее – возможно, но опасно).
Иммобилизация проводится таким образом, чтобы были обездвижены (зафиксированы) два близлежащих сустава (выше и ниже перелома).
Если есть возможность, под шину (по всей длине) необходимо уложить вату или марлю.
Если характер травмы позволяет, конечность нужно привести в такое положение, при котором мышцы напряжены меньше всего.
При закрытых переломах шины накладывается прямо на одежду и обувь.
При открытом переломе категорически запрещено менять положение осколков кости.
Видео:Первая помощь. Мастер-класс по накладыванию шиныСкачать
Как использовать шину на разных участках тела
Рассмотрим правила оказания первой помощи при переломах в зависимости от участка травмы.
В этом случае используется проволочная шина. Длина подбирается от кончиков пальцев до локтевого сустава. Руку следует осторожно согнуть под прямым углом (в локте). Шина укладывается на ровную поверхность, а рука опускается сверху. Далее, шины фиксируется с помощью бинта, а руку подвешивают на косынке.
Используют проволочную или сплошную шину. Длина подбирается из расчёта: верхняя треть плеча (выше локтя) – основание пальцев. Рука сгибается под прямым углом, в пальцы укладывается небольшой объем ваты или марли, который пострадавший должен слегка зажать пальцами. Шина прикладывается по внешней поверхности руки и прибинтовывается. Рука фиксируется косынкой.
Используется проволочная шина длиной не менее метра. Размер подбирается так: от плеча, через спину и до основания пальцев противоположной руки.
Повреждённая рука мягко отводится от туловища, локтевой сустав сгибается под прямым углом. В подмышечную впадину следует уложить марлевый валик. Еще немного марли или ваты необходимо уложить в ладонь (пострадавший слегка сживаем его пальцами). Шина укладывается по задней поверхности руки от здорового плеча через спину и до основания пальцев. Шина фиксируется бинтом, а рука подвешивается на косынке.
Иммобилизация производится с помощью бинта или путём оборачивания груди полотенцем.
Читайте также: Внедорожные шины в челябинске
Используется проволочная шина, которая накладывается от участка чуть ниже колена. Нижний конец шины доводится до основания пальцев. Накладывается приспособление по внешней поверхности ноги (переход от голени к стопе оформляется под прямым углом) и фиксируется бинтом.
Используются две шины (проволочные или сплошные). Одна из них накладывается по наружной поверхности ноги, а вторая – по задней поверхности. Наружная шина накладывается от верхней трети бедра до стопы, где делается Г-образный загиб. Оба приспособления фиксируются бинтами.
Здесь понадобится три шины: задняя, наружная и внутренняя. Правильно установить такую конструкцию можно только с помощником (а лучше – двумя), так как пострадавшего придется приподнимать (для укладки задней шины). Наружная шина укладывается последней. Фиксируется это все бинтами.
Пострадавший укладывается на деревянный щит (причём, все части тела поднимаются одновременно – это затруднительно сделать одному). Под колени подкладывается тканевый валик (из любого подручного материала). Бедра разводятся примерно на 25 см, после чего фиксируются ремнём.
Здесь также участвует деревянный щит и сложная процедура одновременного приподнимания всех частей тела. Под область перелома укладывается тканевый валик (если перелом в области шеи, то используется специальный воротник или ватно-марлевая конструкция).
Видео:Транспортная иммобилизация. Часть 2: Шина на нижнюю конечность.Скачать
Чего нельзя делать при иммобилизации
Мы в общих чертах рассмотрели, как оказать первую помощь пострадавшему при переломах. Теперь, разберёмся, как ему не навредить.
Перед иммобилизацией пострадавшего необходимо проверить на предмет кровотечений. Если кровотечение есть – в первую очередь, нужно заняться его остановкой.
После иммобилизации ваши полномочия закончены (даже если вы врач, дальнейшая работа требует специализированных условий медицинского учреждения). Отсюда важный вывод: не нужно пытаться вправлять кости. Также не пытайтесь переносить пострадавшего до фиксации повреждённой конечности.
Видео:Наложение шиныСкачать
Травмы конечностей, иммобилизация
Травмы конечностей, оказание первой помощи
Травмы конечностей часто сопровождаются повреждением кровеносных сосудов, поэтому важно своевременно остановить обнаруженное кровотечение. Для этого применяются все способы: прямое давление на рану, наложение давящей повязки, пальцевое прижатие артерии, максимальное сгибание конечности в суставе, наложение кровоостанавливающего жгута.
Иммобилизация – это создание неподвижности (покоя) поврежденной части тела с помощью подручных средств, готовых транспортных шин (изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечек первой помощи) или используя здоровые части тела пострадавшего (аутоиммобилизация).
При наличии подозрения на травму костей, человеку, оказывающему первую помощь, следует определиться с тактикой действий в отношении пострадавшего.
Вызвать и дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи
В основной массе случаев следует вызвать и дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи, которая сможет выполнить качественное обезболивание и иммобилизацию травмированной конечности. В данном случае до приезда бригады скорой медицинской помощи следует придерживать травмированную конечность вручную и контролировать состояние пострадавшего.
Если предполагается транспортировка пострадавшего или его переноска на дальнее расстояние
Если же в результате особых обстоятельств предполагается транспортировка пострадавшего (или его переноска на дальнее расстояние), следует выполнить иммобилизацию поврежденной конечности. При этом следует фиксировать минимум два сустава (один ниже, другой выше перелома). При переломе плеча и бедра надо фиксировать три сустава – плечевой, локтевой, лучезапястный или тазобедренный, коленный, голеностопный соответственно. Наиболее доступным, безопасным и эффективным для большинства участников оказания первой помощи способом иммобилизации при травме конечностей является так называемая аутоиммобилизация. Для этого поврежденную ногу можно прибинтовать к здоровой ноге, проложив между ними мягкий материал. Поврежденную руку можно зафиксировать, прибинтовав к туловищу. На область предполагаемой травмы можно положить холод.
Выбор способа определяется следующими факторами:
— вид кровотечения (для остановки венозного кровотечения не следует использовать наложение жгута или пальцевое прижатие артерии);
— предполагаемый срок прибытия медработников (в случае, если их прибытие ожидается в ближайшее время, можно использовать более простые способы остановки кровотечения, например, прямое давление на рану);
— наличие оснащения (при отсутствии табельных жгутов для остановки артериального кровотечения возможно применение подручных средств – галстуков, ремней);
— состояние кровотечения (остановилось или не остановилось).
Видео:Первая помощь: шина на бедроСкачать
Общие правила наложения шины
1. Для создания неподвижности отломков костей шину нужно наложить так, чтобы стали невозможными движения в трёх (а лучше, в четырёх) соседних суставах выше и ниже места перелома. Если длина имеющейся шины недостаточна, то плотно связывают между собой несколько коротких шин.
2. Острые края и углы шины должны быть сглажены. Металлическую шину перед наложением изгибают по форме конечности.
3. Под шину подкладывают мягкую подстилку (сено, мягкую солому, траву, листья, паклю, мох), особенно в местах костных выступов, чтобы не вызвать болей при транспортировке. Оголенную часть тела утепляют. Рекомендуется заранее сделать ватномарлевые прокладки с тесемками и прикрепить их к стандартной шине. Если шину накладывают поверх одежды и обуви, то мягкую подстилку кладут только в области костных выступов.
4. При переломе ноги шину рекомендуется накладывать минимум с двух сторон.
5. При открытых переломах нельзя прикладывать шину к тому месту, где наружу выступает сломанный конец кости (вправлять такие отломки может только врач).
6. Повязки поверх шин следует накладывать равномерно, плотно, но не очень туго, чтобы при транспортировке от сдавливания не нарушилось кровообращение. Нельзя прибинтовывать шину повязкой на уровне перелома.
Наложение шин при отдельных видах переломов
Читайте также: Размер шин хонда фит 2015
Переломы ключицы и лопатки. Для иммобилизации в этих случаях накладывают повязку Дезо и руку подвешивают на косынке или бинте.
Переломы плеча, повреждения плечевого и локтевого суставов.
Лестничную шину накладывают от середины лопатки здоровой стороны. Затем шина идет по спине, огибает плечевой сустав, спускается по плечу до локтевого сустава, изгибается под прямым углом и идет по предплечью и кисти до основания пальцев. Перед наложением шины оказывающий помощь предварительно придает ей нужную форму, прикладывая к себе: укладывает свое предплечье на один из концов шины и, захватив свободной рукой другой конец, направляет ее по задне-наружной поверхности конечности через надплечье и спину до надплечья противоположной стороны, где и фиксирует рукой. Покачивая туловище из стороны в сторону, получают нужный изгиб шины (рис. 74). В области предплечья шину изгибают в форме желоба, затем обертывают ватой и накладывают на пострадавшего. Чтобы верхний конец шины не смещался, его связывают двумя марлевыми тесемками с ее нижним концом (на кисти). Тесемки огибают спереди и сзади плечевой сустав на здоровой стороне. В подмышечную впадину на стороне повреждения до наложения шины вкладывают комок ваты или свернутую косынку. Шину укрепляют бинтом (рис. 75).
Переломы костей предплечья. Лестничную шину изгибают под прямым углом так, чтобы один конец ее соответствовал длине предплечья и кисти до основания пальцев, а другой — длине 2/3 плеча
Руку, согнутую в локте под прямым углом, укладывают на шину; шину прибинтовывают (рис. 76). Если при переломе предплечья или кисти нет под руками щин и подручных материалов, руку, согнутую в локте под прямым углом, фиксируют, привязав к туловищу косынкой и ремнем.
Переломы костей кисти. Лестничную шину развертывают на длину предплечья и сгибают в виде желоба. Пальцы укладывают на рулон, а предплечье — в желоб; шину укрепляют бинтом (рис. 77). Можно положить кисть и предплечье на кусок доски, фанеры, подложив под ладонь комок ваты или материи, чтобы пальцы были полусогнуты.
Переломы бедра и верхней трети голени. Обеспечивают неподвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, накладывая шину Дитерихса. Она состоит из двух раздвижных деревянных бранш (наружной и внутренней), подошвы и закрутки (рис. 78). В браншах есть прорези для косынок, ремней или бинтов.
Перед наложением шину подгоняют по росту: раздвигают так, чтобы поперечная перекладина наружной бранши упиралась в подмышечную ямку, а поперечная перекладина внутренней бранши — в пах. Нижние концы обеих бранш должны выступать за стопу на 10—12 см. Подогнанные бранши на уровне шпеньков связывают бинтом. Затем в каждую пару прорезей бранш продевают по одной косынке, сложенной в восемь слоев, или поясные ремни. Вместо косынок и поясных ремней можно заранее заготовить пояса из хлопчатобумажной ткани, К внутренней поверхности обеих половин шины, а также к поперечным перекладинам прибинтовывают толстый слой ваты или полоски, вырванные из ватника. Область голеностопного сустава покрывают толстым слоем серой ваты и подошвенную часть шины прибинтовывают к стопе, причем особенно тщательно укрепляют пяточную область, на которую приходится основное усилие при вытяжении (рис. 79). Затем нижние концы бранш проводят через проволочные скобы подошвы и прилаживают к боковым поверхностям конечности и туловища. В области выступов большого вертела, коленного сустава и лодыжек подкладывают вату. Для лучшей иммобилизации конечности по задней поверхности ее укладывают лестничную шину.
Рис. 79. Иммобилизация нижней конечности шиной Дитерихса:
а — прикрепление подошвенной части шины; б — проведение частей шины через скобы подошвы и прилаживание их к боковым поверхностям туловища и ноги; в — фиксация шины поясом и тесемками к туловищу и бедру; г — укрепление закрутки после вытяжения конечности; д — иммобилизация нижней конечности шиной Дитерихса в законченном виде
Шину Дитерихса прикрепляют к туловищу косынками, поясами или ремнями, продетыми в прорези бранши Концы шнурков закрутки продевают через отверстия поперечной планки и в кольца подошвы, выводят обратно через отверстие планки и завязывают вокруг закрутки. Затем, взявшись руками за стопу, производят вытяжение ноги до тех пор, пока поперечные перекладины бранш не упрутся в пах и в подмышечную ямку; в этом положении стопу фиксируют закруткой. После вытяжения шину фиксируют, привязав к ноге циркулярными ходами бинта. Необходимо учитывать, что слишком сильное вытяжение может вызвать боли и пролежни от давления в области тыла стопы и ахиллова сухожилия.
При отсутствии шины Дитерихса можно использовать для мобилизации лестничные шины. Две шины связывают на такую длину, чтобы удлиненная шина, проходя по наружной поверхности конечности и туловища, одним концом упиралась в подмышечную поверхности конечности, упираясь одним концом в пах, а другим, огибая
подошву в виде стремени. Четвертая шина должна прилегать к задней поверхности конечности от ягодицы до стопы.
Перелом костей голени. Используют три лестничные шины. Одну из них накладывают по задней поверхности голени от кончиков пальцев до середины бедра, две другие по боковым поверхностям голени так, чтобы они охватывали стопу в виде стремени (рис. 80). При отсутствии лестничных шин по наружной и внутренней поверхности голени накладывают фанерные шины, а на заднюю поверхность — лестничную шину, как это указывалось выше.
Читайте также: Шина медная 4х40 техэнерго
Переломы костей стопы. Накладывают две лестничные шины. Одну из них накладывают от кончиков пальцев по подошвенной поверхности стопы и затем, согнув под прямым углом вдоль задней поверхности голени, почти до коленного сустава. Шину моделируют по очертанию задней поверхности голени, а избыточную часть отгибают кзади. Вторую лестничную шину, изогнутую в форме буквы Г, накладывают вдоль наружной поверхности голени с таким расчетом, чтобы она охватила подошвенную поверхность стоп, наподобие стремени. Шины прибинтовывают к конечности.
Переломы черепа. Раненого осторожно укладывают на носилки, если раненого надо поднимать в вертикальном положении (из какого-либо сооружения), то ему предварительно накладывают на шею ватно-марлевый воротник (шею обертывают несколькими слоями серой ваты и поверх нее плотно, но не туго накладывают бинт). Такой же ватно-марлевый воротник накладывают при переломе шейных позвонков.
Переломы ребер. До 2014 года при переломе рёбер, помощь рекомендовали оказывать следующим образом: туго бинтовать нижние отделы грудной клетки, причем перед началом бинтования раненый должен выдохнуть воздух. В момент вдоха бинтование временно прекращают, но при этом натягивают свободный конец бинта.
В настоящее время признано, что подобные меры зачастую только ухудшают состояние пострадавшего. Поэтому рекомендуется не бинтовать, ограничившись обеспечением неподвижности пострадавшего, уложив его на массивную мягкую прокладку (перина, гамак), снижая таким образом давление на скелет.
Переломы челюстей. Для временной иммобилизации накладывают пращевидную повязку. Более надежная иммобилизация достигается наложением стандартной подбородочной пращи (шины), которая состоит из повязки, надеваемой на голову, и подбородочной пращи из пластмассы. Праща прикрепляется к головной повязке резинками. Во избежание болей и пролежней подбородочную пращу перед наложением заполняют ватно-марлевой прокладкой, которая должна заходить за края пращи (рис. 81).
Переломы позвоночника. При повреждении грудной или поясничной части позвоночника раненого надо осторожно уложить на жесткую поверхность (на санитарные носилки кладут доски, при отсутствии досок — фанерные или лестничные шины, длина которых должна соответствовать росту раненого) строго в горизонтальном положении. При отсутствии досок к спине и бокам плотно прибинтовывают четыре лестничные шины.
Переломы костей таза. Как и при переломах позвоночника, некого укладывают на жесткую поверхность с разведенными и ее гнутыми в тазобедренных и коленных суставах нижними конечностями: под колени подкладывают вещевой мешок или скатку (поза «лягушки»).
Растяжение связок возникает при резком движении в суставе, когда объем этого движения больше нормального. Чаще всего растяжение связок происходит в голеностопном суставе при неосторожной ходьбе, беге, прыжках и т. д. или в суставах пальцев рук -при игре в волейбол, прыжках через гимнастического коня и т. п. Возможен даже частичный или полный разрыв связок, что сопровождается кровоизлиянием в ткани из разорванных кровеносных сосудов.
Признаки растяжения связок: боль и припухлость в области сустава. В отличие от переломов и вывихов движения в суставе возможны, хотя болезненны и ограничены. Кровоизлияния становятся заметными лишь в последующие 2—3 дня.
Первая помощь при растяжениях связок такая же, как и при ушибах. Давящую повязку на поврежденный сустав слишком туго накладывать не следует, так как это может нарушить кровообращение и усилить боль. В случаях разрыва связок, особенно при кровоизлияниях в полость сустава, необходимо обеспечить конечности более глубокий покой, чем при ушибе, и создать условия для срастания порванных связок — наложить на больную конечность гипсовую повязку.
Вывих — смещение суставных концов костей. Чаще всего вывих сопровождается разрывом суставной капсулы. Наиболее часто вывихи бывают в плечевом суставе, в суставах нижней челюсти и пальцев рук. Наличие вывиха можно распознать по трем основным признакам:
1) полная невозможность движений в поврежденном суставе и сильная боль;
2) вынужденное положение конечности в связи с сокращением мышц; например при вывихе плеча больной держит руку согнутой в локтевом суставе и отведенной в сторону, а голову наклоняет к больному плечу; при некоторых вывихах в тазобедренном суставе нога поворачивается носком внутрь и т. д.;
3) изменение очертания сустава по сравнению с таким же суставом на здоровой стороне. При ощупывании сустава суставная головка на обычном месте не определяется, там прощупывается пустая суставная впадина. В области сустава часто наблюдается припухлость вследствие кровоизлияния.
Главное правило при оказании первой помощи – не пытаться вправить вывих самому. При неквалифицированных действиях, это может привести к дополнительным травмам: растяжениям и разрывам связок, сухожилий, нервов.
Первая помощь при вывихах заключается в наложении шины или повязки с целью фиксировать конечность в том положении, которое наиболее удобно для пострадавшего. Вправлять вывих может только врач.
Однажды возникший вывих в том или ином суставе в последующем может повторяться, т. е. образуется так называемый привычный вывих. Такой вывих часто бывает в плечевом суставе и суставах нижней челюсти.
Вывих плеча
Вывих плеча происходит, когда верхняя часть плечевого сустава и плечевая выемка выходят из зацепления. Обычно вывих становится следствием удара или рывка. Признаками травмы считается гримаса боли пострадавшего, его жалобы на боль и общий «ровный» рисунок плеча. Вывих приводит к неспособности действовать рукой, возможному серьезному нарушению кровоснабжения конечности.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎬 Видео
Техника иммобилизации нижней конечности «шина Дитерихса»Скачать
Методика наложения транспортной шины при переломе плечевой кости - meduniver.comСкачать
Транспортная иммобилизация шиной Крамера при переломе плечевой костиСкачать
Наложение шины Крамера на голеньСкачать
Транспортная иммобилизация при травмах позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей.Скачать
Шина Крамера при переломе голениСкачать
Иммобилизация шеи (Воротник Шанца)Скачать
Наложение артериального жгутаСкачать
Применение иммобилизационной шины ГепоглосСкачать
Транспортная иммобилизация. Часть 1: Шлем. Воротник Шанца. Осмотр всего телаСкачать
Наложение лестничных шин при переломе голениСкачать
Наложение шины Крамера на плечевую костьСкачать
Транспортная иммобилизация Правила наложения шинСкачать