Содержание лекции:классификация схем и схемы с одной системой сборных шин.
Цель лекции:изучение схем РУ с одной системой сборных шин.
В состав однолинейной схемы входят все присоединения с выключателями, разъединителями и измерительными трансформаторами, сборные шины, токоограничивающие реакторы и устройства защиты от перенапряжений.
Все присоединения образуют ячейки, которые соответствующим образом располагаются на территории подстанции, определяя место подключения к сборным шинам. Сборные шины с присоединениями и образуют РУ соответствующего напряжения.
В зависимости от напряжения электроустановки, количества присоединений, необходимости обеспечения надежности электроснабжения и гибкости, удобства ремонта и обслуживания применяются различные схемы РУ: с одной системой сборных шин, одной рабочей и обходной системой сборных шин, с двумя системами сборных шин, с двумя рабочими и одной обходной системами сборных шин, кольцевые схемы и др.
Схемы РУ можно классифицировать и по количеству выключателей на одно присоединение: с двумя выключателями на присоединение; с одним выключателем на присоединение; дробные схемы (с тремя выключателями на два присоединения, с тремя выключателями на четыре присоединения) и т.д.
Наиболее простой является схема с одной несекционированной системой сборных шин, как это показано на рисунке 9.1 а. Схема проста и наглядна. На каждую цепь приходится один выключатель, который служит для отключения и включения этой цепи в нормальных и аварийных режимах. Операции с разъединителями необходимы только при выводе присоединения в целях обеспечения безопасного производства работ.
Для ремонта сборных шин и шинных разъединителей любого присоединения необходимо полностью снять напряжение со сборных шин, т. е. отключить источники питания. Короткое замыкание на сборных шинах (точка К2) также вызывает отключение источников питания, т. е. прекращение электроснабжения потребителей.
Рисунок 9.1- Схемы с одной системой сборных шин, не секционированных (а) и секционированных (б)
Секционирование выключателем сохраняет достоинства схем с одиночной системой шин, а авария на сборных шинах приводит к отключению только одного источника и половины потребителей.
Схема с одной системой сборных шин широко применяется для подстанций на напряжении 6–10 кВ и для питания собственных нужд станций, где в полной мере можно использовать ее достоинства, особенно благодаря применению КРУ.
На генераторном напряжении электростанций, отдающих большую часть электроэнергии близко расположенным потребителям, возможно применение схемы с одной системой шин, соединенной в кольцо, как это показано на рисунке 9.2.
При нормальной работе все секционные выключатели включены и генераторы работают параллельно. При КЗ на одной секции отключаются генератор данной секции и два секционных выключателя, однако, параллельная работа других генераторов не нарушается.
При отключении одного генератора потребители данной секции получают питание с двух сторон, что создает меньшую разницу напряжений на секциях и позволяет выбирать секционные реакторы на меньший ток, чем в схеме с незамкнутой системой шин.
Рисунок 9.2- Схема с одной системой сборных шин, соединенных в кольцо
Рассмотренная схема рекомендуется для ТЭЦ с генераторами до 63 МВт включительно, если потребители питаются по резервируемым линиям, а число присоединений к секции не превышает шести – восьми.
Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШСкачать
Одиночная секционированная система сборных шин
Схема, изображенная на рис. 4.5, сохраняет все достоинства схемы с одиночной СШ, кроме того, авария на сборных шинах приводит к отключению только одного источника и половины потребителей; вторая секция и все присоединения к ней остаются в работе. Рассмотрим достоинства этой схемы. При коротком замыкании на сборных шинах (в точке К1) отключатся выключатель Q3 и секционный выключатель QB2, т.е. произойдет прекращение электроснабжения потребителей, подключенных к системе сборных шин В1.
Читайте также: Нейтральный проводник шина медная n ноль
При коротком замыкании на присоединении, например, в точке К2 должен отключиться выключатель Q5, а все остальные присоединения должны остаться в работе. Однако при отказе этого выключателя отключится выключатель источника питания Q3 и секционный выключатель QB2, вследствие чего сборные шины В1 останутся без напряжения.
При коротком замыкании в точке К3 отключаются выключатели Q1, Q3 и питание первой секции сборных шин В1 производится через секционный выключатель QB 2 от второй секции сборных шин В2. При отключении одного источника питания нагрузку принимает оставшийся в работе источник питания. Таким образом, питание потребительских ТП в аварийных режимах не нарушается благодаря наличию резервированных питающих линий, например, W1 и W3, присоединенных к разным секциям потребительских ТП, каждая из которых должна быть рассчитана на полную нагрузку (стопроцентный резерв мощности по сети).
Схема может быть рекомендована для питания ответственных потребителей.
Недостатки этой схемы следующие:
‒ при повреждении и последующем ремонте одной секции ответственные потребители остаются без резерва, а потребители, не резервированные по сети, отключаются на все время ремонта (например, подключенные к нерезервированным линиям W1 и W4);
‒ источник питания, подключенный к ремонтируемой секции, отключается на все время ремонта.
В рассматриваемой схеме секционный выключатель QB1 включен в нормальном режиме работы. Такой режим обычно применяется на электростанциях, чтобы обеспечить параллельную работу генераторов, и на ТП для включения трансформаторов на параллельную работу. На СПП секционный выключатель QB2 в нормальном режиме работы обычно отключен в целях ограничения токов короткого замыкания.
Схема достаточно надежна и широко применяется для питания собственных нужд ТП, где в полной мере можно использовать ее достоинства, особенно благодаря применению КРУ.
Двойная система сборных шин
Стремление к дальнейшему повышению гибкости и надежности главных схем станций и подстанций обусловило применение двойной системы сборных шин (ССШ).
На рис. 4.6. представлена схема двойной несекционированной ССШ с подключением каждого присоединения через два шинных разъединителя (ШР) и один выключатель.
Видео:Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШ+ОСШСкачать
Схемы РУ с одной системой сборных шин
Схема РУ с одной несекционированной системой сборных шин. Это самая простая схема из используемых на практике (рис. 1.4). Она содержит систему сборных шин А, шинные разъединители QS1. выключатели присоединений Q1. линейные разъединители QS2. . Каждое присоединение обязательно содержит выключатель и шинный разъединитель, а линейный разъединитель может отсутствовать, когда возможность подачи напряжения с противоположного конца исключена. Это относится к присоединениям двухобмоточных трансформа-
В этой схеме оперативные переключения производятся выключателями, а разъединители предназначены только для создания видимого разрыва при ремонтах оборудования.
Схема РУ с одной секционированной системой сборных шин(рис. 1.5). Эта схема является логическим развитием предыдущей схемы и позволяет секционированием шины, то есть разделением ее на части, уменьшить объем погашений. Секционирование шины осуществляется секционным выключателем QB с двумя разъединителями QBS1 и QBS2. Секционирование должно выполняться так, чтобы каждая секция имела источники энергии (генераторы, трансформаторы) и соответствующую нагрузку.
Читайте также: Почему нельзя перекачивать шины
Нормальное состояние секционного выключателя QB зависит от вида установки, где используется эта схема.
При использовании схемы на станции секционные выключатели нормально замкнуты, чтобы увеличить жесткость взаимной синхронной связи генераторов. При КЗ в зоне сборных шин поврежденная секция отключается автоматически, а остальные секции остаются в работе.
При использовании схемы на подстанции секционные выключатели, как правило, нормально разомкнуты, чем обеспечивается ограничение тока КЗ. Для повышения надежности электроснабжения эти выключатели снабжаются устройствами автоматического включения резервного питания (АВР), дающими сигнал на включение выключателей в случаях отключения трансформатора.
Число секций зависит от числа и мощности источников энергии и присоединений. При числе секций более трех сборные шины часто замыкают в кольцо или образуют схему звезды.
Схема кольца (рис. 1.6) достигается соединением между собой концов шин, в результате чего создается двухстороннее питание присоединений. За счет образования кольца надежность схемы повышается, причем преимущества ее реализуются особенно хорошо при глубоком секционировании.
Схема звезды (рис. 1.7). В этой схеме отдельные секции соединяются между собой через уравнительную систему шин УСШ с помощью секционных выключателей. Для ограничения токов КЗ могут устанавливаться секционные реакторы. Однако использование этой схемы связано с более сложными конструктивными решениями, поэтому на практике она применяется редко.
Достоинства схем с одиночной системой шин:
— схемы просты и наглядны в обслуживании, что практически исключает ошибочные операции с разъединителями;
— обеспечивается достаточная надежность электроснабжения, если потребитель связан с РУ двумя линиями, подсоединенными к разным секциям;
— относительно низкая стоимость.
Недостатки схем с одиночной системой шин:
— происходит погашение секции при ремонте или при аварии на секции, в выключателе или в шинном разъединителе присоединений;
— ремонт выключателя и линейного разъединителя связан с отключением присоединения.
Область применения. Схемы с одной секционированной системой сборных шин применяются в РУ напряжением 6-35 кВ на подстанциях и вгенераторных распределительных устройствах ТЭЦ.
Схемы РУ с двумя системами сборных шин
Схемы РУ с двумя несекционированными системами сборных шин (рис. 1.8).
Схемы этого типа содержат две системы сборных шин А1 и А2, шиносоединительный выключатель QA с разъединителями, два шинных разъединителя QS1 и QS2 на каждое присоединение, выключатель присоединения Q и, если необходимо, линейный разъединитель QS3, предназначенный для безопасного ремонта этого выключателя.
В схемах с двумя системами сборных шин каждое присоединение подключается к шинам двумя шинными разъединителями, один из которых обязательно нормально отключен. Эти разъединители выполняют две функции: являются как ремонтными, то есть создают видимый разрыв, так и оперативными элементами, с помощью которых производится переключение присоединений с одной системы шин на другую.
Схемы РУ с двумя секционированными системами сборных шин (рис. 1.9).
При большом числе присоединений [1, 2] одну или обе сборные шины секционируют с помощью секционных выключателей и на каждую пару секций предусматривают свой шиносоединительный выключатель. Обе системы шин используются постоянно как рабочие, что повышает надежность электроустановки. Шиносоединительные выключатели нормально замкнуты. Присоединения с источниками и нагрузкой распределяются между обеими системами шин.
Читайте также: Как устранить дырку в шине
Оперативные переключения в схемах этого типа производятся с участием разъединителей, в результате чего возрастает вероятность ошибочных операций с тяжелыми последствиями. Поэтому следует особое внимание уделять порядку совершения операций при оперативных переключениях.
Принцип перевода присоединений с одной системы шин на другую показан на схеме, изображенной на рис. 1.10.
Рис. 1.10. Перевод присоединений с системы шин А1 на систему шин А2:
а) до перевода, б) после перевода
Пусть начальное состояние схемы таково:
— все присоединения подключены к шине А1;
— шиносоединительный выключатель QA отключен и шина А2 обесточена. Для перевода присоединения на шину А2 выполняются следующие операции.
1. На выключателе QA устанавливают защиту на мгновенное отключение.
2. Осматривают систему шин А2, проверяя отсутствие контакта шины с землей.
3. Проверяют отключенное положение всех шинных разъединителей шины А2.
4. Включают разъединители шиносоединительного выключателя, если они отключены.
5. Подают напряжение на систему шин А2 включением шиносоединительного выключателя.
6. Проверяют приборами наличие напряжения на шине А2 и отсоединяют оперативный ток, отключая защиту шиносоединительного выключателя (эта операция необходима для создания жесткой связи между шинами во время операций с разъединителями).
7. Включают шинные разъединители шины А2 переводимых присоединений, а затем отключают соответствующие шинные разъединители шины А1.
8. Отключают при необходимости шиносоединительный выключатель, восстанавливают его релейную защиту.
Для исключения ошибочных операций с разъединителями на их приводах устанавливают блокирующие устройства. Одна блокировка устанавливается между шинными разъединителями присоединений и выключателем QA, а другая — между выключателем и разъединителями в пределах каждого присоединения.
Достоинства схем с двойной системой шин:
— возможность ремонта сборных шин без погашения присоединений;
— быстрое восстановление питания присоединений при повреждении на сборной шине (в данном случае питание присоединений теряется только на время проведения оперативным персоналом соответствующих переключений);
— возможность деления системы на части для повышения надежности электроснабжения или уменьшения токов КЗ;
— возможность перевода присоединений с одной системы шин на другую без их отключения.
Недостатки схем с двойной системой шин:
— использование шинных разъединителей в качестве оперативных элементов уменьшает надежность схемы из-за возможных ошибочных действий персонала;
— ремонт выключателей и линейных разъединителей связан с отключением присоединений или перерывом в его питании, если на ремонтируемый элемент ставится запетление;
— при отказе шиносоединительного выключателя погашаются обе системы шин.
Схемы с двумя системами сборных шин применяются при большом числе присоединений на секции (более 6 — 8). Их применение особенно оправдано в тех случаях, когда потребители питаются по нерезервируемым линиям. В настоящее время область использования РУ с двумя системами шин резко уменьшилась. Они применяются в основном на станциях и подстанциях при напряжениях 110-220 кВ и большом числе присоединений. Реже эти схемы используются в РУ 6-10 кВ, предпочтение отдают одной секционированной системе сборных шин.
Отключение линейного выключателя с запетлением. Во всех РУ (при отсутствии обходных шин) для ремонта линейного выключателя применяют запетление, т.е. шунтирование этого выключателя временной перемычкой с использованием шиносоединительного выключателя в качестве линейного (рис. 1.11). Стрелками показан путь тока после запетления. На запетление требуется 1-2 ч, после чего питание потребителя восстанавливается.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💡 Видео
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 1СШ+ОСШСкачать
Замеры сборных шин с отключённым секционникомСкачать
Как читать электрические схемы.Отличие секции от системы шинСкачать
2-КТП Комплектная трансформаторная подстанцияСкачать
Однолинейные схемыСкачать
Однолинейная схема электроснабжения предприятия. Часть 1.Скачать
Для энергетиков. КРУ-6кВ и выключатель ВЭМ-6.Скачать
Однолинейная схема электроснабжения дома.Скачать
Однолинейная схема электроснабжения предприятия. Часть 2.Скачать
Электрические подстанции #2 - Виды главных схем распределительных устройствСкачать
РУ 110-220 кВ со сборными шинами (схемы 110-9, 13, 13Н)Скачать
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 3/2Скачать
Пример расчета и оформления схемы электроснабженияСкачать
Лапидус А.А. Схема распределительных устройств (РУ): 2СШСкачать
Лапидус А.А. Схемы подстанцийСкачать
Модель подстанцииСкачать
Расчет ГРЩ в EDS PowerCon. Урок 1Скачать
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ШИНЫ! КОНСТРУКЦИЯ РАДИАЛЬНОЙ ШИНЫ!Скачать