Ортопедическая стоматология временные шины

Цель изучения темы: Освоить виды временного шинирования зубов, показания, противопоказания к данному виду лечения.

Вакуумформованная съемная шина

Съемные шины Грозовского и Альбрехта

Несъемные полупостоянные шины

Съемная полупостоянная шина

Временный несъемный мостовидный протез из акриловой пластмассы.

Шинирование зубов при лечении пародонтита применяют для соединения отдельных зубов в единый блок с целью ограничения их подвижности и перераспределения функциональной нагрузки. Лечебный эффект той или иной шины основан на законах биомеханики, знание которых позволяет разумно применять их в соответствии с конкретной клинической картиной. При помощи шины удается объединить зубы в общую систему, составляющую при восприятии жевательного давления единое целое. Таким путем достигается иммобилизация зубов, перераспределение нагрузки на зубы со здоровым пародонтом или альвеолярный отросток, равномерное распределение жевательного давления на оставшиеся зубы, с одновременным устранением эстетических дефектов, нормализации функции жевания и речи.

Видео:Восстановление культевыми вкладками шести передних зубов. Карнеев Андрей - врач стоматолог ортопед.Скачать

Восстановление культевыми вкладками шести передних зубов. Карнеев Андрей - врач стоматолог ортопед.

Характеристика биомеханических принципов:

1. Шина, укрепленная на зубах, вследствие жесткости ограничивает свободу их подвижности. Зубы могут совершать движения лишь вместе с шиной и в одном направлении.

2. Шинирующая конструкция, объединяя в блок все передние и все боковые зубы, разгружает их пародонт при откусывании или разжевывании пищи.

3. Нагрузка в шинирующем блоке воспринимается в первую очередь зубами, имеющими меньшую патологическую подвижность: они разгружают зубы с более пораженным пародонтом.

4. Зубы расположены по дуге, кривизна которой более выражена в переднем отделе, поэтому шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устойчива к действию наружных сил, чем шина, расположенная линейно.

5. Порядок распределения жевательной нагрузки зависит от точки приложения сил.

6. При линейном расположении шины возможны колебания шин, когда зубы имеют Ι или ΙΙ степень подвижности.

по продолжительности – постоянные и временные;

по способу фиксации – съемные и несъемные;

по способу изготовления – лабораторного и клинического изготовления;

по материалу – металлические, пластмассовые, композитные, комбинированные;

по методике изготовления – литые, штампованные, паяные, изготовленные путем полимеризации, лигатурные;

по конструкции – разные виды вкладок, коронок, мостовидных протезов, бюгельных и пластиночных протезов.

— создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибулооральном и мезиодистальном;

— быть жесткой и прочно фиксированной на зубах;

— не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи и зубного налета;

— не препятствовать проведению профессиональной и индивидуальной гигиены полости рта;

— не оказывать раздражающего действия на десну;

— не препятствовать медикаментозным и хирургическим воздействиям на пародонтальный карман;

— не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти;

— не вызывать грубых нарушений внешнего вида;

— создание шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей зубов.

Показания к шинированию зубов:

1) I степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями и хорошо запломбированными корневыми каналами;

2) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтозе;

3) II степень подвижности зубов с хроническими периапикальными изменениями;

1) III степень подвижности зубов;

2) II степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более 2/3 длины корня;

3) I степень подвижности зубов при атрофии кости лунки более ½ длины корня при пародонтите;

4) зубы с обострением хронического периодонтита и плохо запломбированными корневыми каналами;

5) зубы с хроническим гранулирующим периодонтитом.

Классификация видов шинирования и показания к ним.

1. Временное и полупостоянное (от нескольких дней до нескольких месяцев): эти типы шинирования предотвращают дальнейшую травму, вызванную парафункциями и вредными привычками. Временное шинирование может проводиться в качестве экстренной помощи; позволяет уменьшить механическую травму во время пародонтологического лечения.

2. Полупостоянное и постоянное (от нескольких месяцев до нескольких лет) шинирование используется для стабилизации зубов после породонтального лечения, особенно если применялись регенеративные методы.

3. Постоянное шинирование (на многие годы) проводится с целью комплексной реабилитации; помогает распределить окклюзионную нагрузку, когда парафункция не поддается лечению.

Видео:МЕТОД ВРЕМЕННОГО ШИНИРОВАНИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТАСкачать

МЕТОД ВРЕМЕННОГО ШИНИРОВАНИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА

Ортопедическая стоматология временные шины

Библиографическая ссылка на статью:
Загорский В.А. Временное шинирование при патологической подвижности зубов и заболеваниях тканей пародонта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70583 (дата обращения: 23.11.2021).

В основе показаний к шинированию зубов является оценка их подвижности и оценка состояния тканей пародонта, которая определяется на основе клинического и рентгенологического обследования после терапевтического и хирургического методов лечения [1]. При убыли костной ткани на половину длины корня зуба следует проводить горизонтальное шинирование, заключающееся в применении методов сагиттального и трансверзального шинирований. При диагностике убыли костной ткани до ¾ длины корня и подвижности зубов II- III степени следует применять жесткое шинирование в трех плоскостях (вертикальной, сагиттальной и трансверзальной).

Читайте также: Ручной насос для подкачки шин мотоцикла

Целью временного шинирования является:

  1. Создание жесткой фиксации подвижных зубов с помощью различных временных или постоянных конструкций, шин и ортопедических аппаратов;
  2. За счет объединения группы зубов или всего зубного ряда в один блок достичь восстановления контактных точек, при этом повышается сопротивляемость пародонта отдельных зубов к жевательному давлению;
  3. Создание блока шинируемых зубов, в результате чего осуществляется торможение миграции зубов в трех направлениях; для передних в сагиттальном, вертикальном и трансверзальном, для боковых — в сагиттальном, вертикальном и горизонтальном;
  4. Применение шинирующих аппаратов уменьшает локальную травму отдельных зубов за счет перераспределения жевательной нагрузки на большую группу зубов;
  5. Не создавать ретенционные пункты для задержки пищевых остатков и не оказывать раздражающего действия на ткани пародонта;
  6. Не мешать проведению терапевтической и хирургической терапии ослабленных тканей пародонта подвижных зубов.

Степень подвижности зубов, состояние и выраженность воспаления тканей пародонта лежат в основе выбора вида стабилизации — фронтальная (передний участок); — сагиттальная (боковой отдел зубной дуги); — фронто-сагиттальная; парасагиттальная; — стабилизация по дуге. При сохраненных зубных рядах с ослабленным пародонтом шинирование подвижных зубов предполагает их объединение в единый блок, планирование оптимальной конструкции шины с целью максимального объединения большого количества зубов с ослабленным и сохранившимся пародонтом [2].

При нарушении целостности зубных рядов следует проводить шинирование подвижных зубов с одновременным восстановлением дефектов зубных рядов. При этом необходимо различать шинируемую группу зубов и протезную конструкцию, которая, в большинстве случаев, в той или иной мере, нагружает шинируемые зубы через систему опор на удерживающих и замковых креплениях бюгельных протезов [14]. При выборе подобных конструкций аппаратов следует оптимально распределить их опорную и ретенционную функцию с минимальной травмой и перегрузкой оставшихся зубов. На всех этапах терапевтического, хирургического, ортодонтических и ортопедических методов лечения зубов с ослабленным пародонтом необходимо уделять максимальное внимание коррекции и оптимизации окклюзионных контактов, исключая балансирующие контакты или суперконтакты при всех движениях нижней челюсти.

Ортопедические конструкции, применяемые в процессе комплексного лечения пациента с заболеваниями тканей пародонта представлены временными и постоянными шинами и протезными конструкциями.

Временные шины используют для стабилизации подвижных или мигрирующих зубов как во время всего медикаментозного, терапевтического и хирургического методов лечения, так и на период изготовления постоянных шин или на время изготовления постоянной протезной конструкции. Временные шины следует применять для проведения и закрепления результатов ортодонтического лечения при незначительно наклоненных зубах или их миграции. Временные шины обеспечивают оптимальное распределение жевательного давления между пародонтом пораженных и интактных зубов, создавая покой пораженным тканям, улучшая их трофику, снимая воспалительный компонент в тканях пародонта. Временные шины широко используются в развившихся стадиях очагового и генерализованного пародонтита [15]. Применение их позволяет равномерно перераспределить механическую энергию жевательного давления между пародонтом включенных в блок зубов, создавая покой пораженным тканям, что улучшает кровоснабжение тканей пародонта и приводит к уменьшению воспалительного процесса. Абсолютным показанием к изготовлению временной шины является проведение гингивотомии и гингивоэктомии.

Методы и технологии изготовления временных шин предлагались и менялись в зависимости от уровня развития технологий и материалов в промышленности. В 1916 г. Ciezynski предложил лигатурное обвязывание подвижных зубов бронзо-алюминиевой проволокой, толщиной 0,5 мм или нержавеющей мягкой проволокой, диаметром 0,3—0,4 мм. Подвижные зубы привязывались к более стабильным зубам. Скручивание проволоки проводится в межзубных промежутках с целью придания подвижным зубам большей жесткости.

После появления самотвердеющих акрилатов в 30-х годах XX в. Glickman предложил укреплять шину, связанную из проволоки быстротвердеющими акриловыми пластиками, которые предотвращают расслабление витков проволоки и травмы межзубных сосочков.

Novotny рекомендовал при подвижных зубах полностью акрилатную шину, которая в виде полоски, толщиной до 2 мм фиксирует подвижные зубы с язычной поверхности и заполняет межзубные промежутки, не травмируя межзубные сосочки [22].

За последние десятилетия получили широкое распространение временные шины, которые можно использовать до 5-7 лет и готовят их из пластмассы акрилового ряда или с применением светоотверждаемых композитов. Шины могут быть капповые (изготовленные лабораторным путем и охватывающие зубы с вестибулярной и оральной поверхностей), орально-вестибулярно расположенные в соответствующей поверхности зубного ряда и фиксирующей подвижные зубы. Все временные и постоянные шины не должны мешать смыканию зубов при всех движениях нижней челюсти, не мешать проведению медикаментозного лечения, не травмировать десневой край и не мешать проведению гигиенических процедур [11], [17].

Читайте также: Шины в салонах шкода

Применение современных композитных материалов значительно расширило показания к использованию временных шин, оптимально фиксирующих подвижные зубы с соблюдением эстетических и гигиенических требований непосредственно у кресла. При потере фронтальных зубов возможно, с помощью композитов, заместить отдельные зубы. В зависимости от химического состава для шинирования подвижных зубов используют два типа материалов: на основе неорганической матрицы GlasSpan и FiberSplint (Швейцария); на основе органической матрицы из полиэтилена Ribbond (США) и Connect (США). В основе этих материалов лежит матрица из тончайших волокон полиэтилена или микроволоконного кварца, пропитанных композитом, позволяющих достаточно плотно фиксироваться к коронковой части зубов, затем к матрице добавляются композитные материалы с целью лучшей механической фиксации подвижных зубов, создавая единый шинирующий блок.

В последнее время в стоматологии начинает достаточно широко внедряться интроральное сканирование. [3], [4], [5], [6]. Этот метод позволяет достаточно точно получить цифровую модель рельефа объектов полости рта [8], [10], [12], [13]. После получения оптического слепка, на CAD/CAM системах изготавливаются различные защитные каппы, временные шины и сплинты. Важной особенностью доступных на современном рынке CAD/CAM систем – является их универсальность в отношении выбора конструкционных материалов [6]. Технологические возможности аппаратуры предусматривают не только компьютерное моделирование проекта протеза, но и непосредственное выполнение готового изделия, что обеспечивает, в частности, ортопедическую стоматологию необходимым ресурсом при создании различных временных шин с учетом персональных анатомо-физиологических особенностей строения лицевого черепа [7], [8], [9].

Достаточно прочную шинирующую конструкцию можно изготовить с применением скрученной титановой или нержавеющей проволоки. Перед изготовлением шины следует тщательно снять все над- и поддесневые зубные отложения. С помощью копировального маркера выверяют, а затем сошлифовывают мешающие контактные точки при сагиттальных и трансверзальных физиологических движениях в пределах поля окклюзии. Алмазным бором на 1—2 мм выше язычных бугорков на нижней челюсти или ниже нёбных бугорков верхней челюсти проводится разметка и препарирование режущей поверхности зубов с целью создания ретенционных пунктов или формирования бороздки, в которую будет проложена фиксирующая лента или скрученная титановая проволока на подвижные зубы. После тщательной промывки мест нанесения композита проводят травление контактирующих поверхностей с последующим обильным количеством воды, смывая протравливающий гель. Затем на препарируемую поверхность наносят бондинг, который тщательно раздувают пустером по протраливаемой поверхности подвижных зубов. С помощью гелиевой лампы засвечивают бондинг. В подготовленную борозду помещают небольшое количество композита, в который вдавливается шинирующая лента или проволока в области одного или двух зубов. После засвечивания композита аналогичным образом укрепляют ленту в бороздки остальных зубов, шинирующих оставшиеся подвижные зубы. После фиксации шинирующей ленты светоотверждаемый композит, с учетом анатомической формы зубов, наносят на все ретенционные пункты и укрепляют межзубные контакты зубов. После окончательной полимеризации композита с помощью боров и полиров осуществляют окончательную обработку поверхности шинирующей конструкции, проводят окончательную выверку окклюзионных контактов с обязательным освобождением придесневых межзубных сосочков. Подобные конструкции изготовленных шин могут служить до 3—5 лет. Срок пользования подобной шиной определяется имеющейся подвижностью зубов, гигиеной полости рта и методами терапевтического лечения заболеваний тканей пародонта.

В процессе работы очень важно учитывать характеристики материалов из которых будут изготавливаться будущие конструкции [20], [21]. Непереносимость стоматологических материалов может быть вызвана различными причинами: гальванизмом, аллергическими реакциями на стоматологические материалы, токсическими повреждениями слизистой оболочки и т.д., поэтому необходим строгий контроль качества используемых материалов (не допускать использования контрафактной продукции) и дополнительно, ест это необходимо, проводить совместный анализ материалов врачом-стоматологом и иммунологической лабораторией [16], [18], [19].

При потере одиночных зубов во фронтальном отделе зубного ряда возможно изготовление отсутствующего зуба из фотоотверждаемого композита с прикреплением ленты или проволоки к оставшимся зубам. Подобные конструкции шин возможно изготавливать при подвижности зубов до 2/3 убыли костной ткани. При подвижности зубов I—II степени возможно изготовление шинирующего протеза без армирующей ленты или проволоки.

Наиболее простая и эффективная методика изготовления временной шинирующей конструкции является временная шина из прозрачного поликарбонатного материала, приготовленная на прочной гипсовой модели с помощью вакуум-формирующих аппаратов. Шина съемная, достаточно хорошо припасовывается и фиксируется на подвижных зубах. С ее помощью возможно восстановление отдельных зубов.

Библиографический список

  1. Севбитов А.В., Браго А.С., Канукоева Е.Ю., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Миронов С.Н. Стоматология: Введение в ортопедическую стоматологию // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015, – 91 с.
  2. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Платонова В.В., Браго А.С., Бондаренко И.В., Золотова Е.В., Канукоева Е.Ю., Селифанова Е.И., Скатова Е.А., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Миронов С.Н., Дорофеев А.Е. Стоматология: организация стоматологической помощи и анатомия зубов // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015, – 155 с.
  3. Дорошина И.Р., Юмашев А.В., Михайлова М.В., Кудерова И.Г., Кристаль Е.А. – Ортопедическое лечение пациентов с повышенным рвотным рефлексом // Стоматология для всех. – 2014. – № 4. – С. 18-20.
  4. Ряховский А.Н., Желтов С.Ю., Князь В.А., Юмашев А.В. – Аппаратно-программный комплекс получения 3D-моделей зубов // Стоматология. – 2000. – Т. 79. – № 3. – С. 41-45.
  5. Ряховский А.Н., Кагановский И.П., Лавров В А., Юмашев А.В. Вопросы компьютерного проектирования и изготовления зубных протезов. // Материалы конференции стоматологов «Пути развития стоматологии: итоги и перспективы». – Екатеринбург. – 1995. – С. 223-226.
  6. Ряховский А.Н., Рассадин М.А., Левицкий В.В., Юмашев А.В., Карапетян А.А., Мурадов М.А. – Объективная методика оценки изменений топографии объектов полости рта // Панорама ортопедической стоматологии. – 2006. – № 1. – С. 8-10.
  7. Ряховский А.Н., Юмашев А.В. – Варианты использования CAD/CAM систем в ортопедической стоматологии // Стоматология. – 1999. – Т. 78. – № 4. – С. 56-58.
  8. Ряховский А.Н., Юмашев А.В., Левицкий В.В. Способ построения трехмерного изображения лица и зубных рядов, сопоставленных в корректном друг относительно друга положении // Патент на изобретение RUS 2306113 28.09.2006.
  9. Севбитов, А.В., Исследование ретенционной способности индивидуальных защитных зубных шин относительно границ их базиса / А.В. Севбитов, В.В. Борисов, Е.Ю. Канукоева, А.В. Юмашев, Е.П. Сафиуллина // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. – 2015. – Т. 2. – С. 363-364.
  10. Юмашев А.В., Использование анализа рельефа зубных рядов и их фрагментов при планировании и проведении ортопедического лечения несъемными конструкциями зубных протезов: автореф. дисс. канд. мед. наук / Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (ЦНИИС). – Москва. – 1999. – 18 с.
  11. Севбитов А.В. Оценка качества жизни ортодонтических пациентов, имеющих травматические поражения на слизистой оболочке полости рта / А.В. Севбитов, А.С. Невдах, В.В. Платонова, М.Ю. Кузнецова, А.В. Юмашев // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. – 2015. – Т. 2. – С. 368-369.
  12. Юмашев А.В. Система получения и компьютерного анализа информации о рельефе объектов в полости рта. // Сборник тезисов XX Итоговой межвузовской научной конференции молодых ученых. – Москва. – 1998. – С.19.
  13. Юмашев А.В., Михайлова М.В., Кудерова И.Г., Кристаль Е.А. – Варианты использования 3D сканирования в ортопедической стоматологии // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2015. – № 1. – С. 2-6.
  14. Севбитов А.В., Митин Н.Е., Браго А.С., Котов К.С., Кузнецова М.Ю., Юмашев А.В., Михальченко Д.В., Тихонов В.Э., Шакарьянц А.А., Перминов Е.С., Основы зубопротезной техники // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016, – 332 с.
  15. Севбитов А.В., Митин Н.Е., Браго А.С., Михальченко Д.В., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Шакарьянц А.А., Стоматологические заболевания // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016, – 158 с.
  16. Утюж А.С., Юмашев А.В., Михайлова М.В. – Лечение пациентов с отягощенным аллергологическим анамнезом ортопедическими конструкциями на основе титановых сплавов по технологии CAD / CAM. // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 2-2 (64). – С. 44-48.
  17. Ремизова А.А., Юмашев А.В., Кристаль Е.А. – Обоснование выбора высокоточных металлов, применяемых в стоматологии, на примере хромо-никелевого сплава // Стоматология для всех. – 2015. – № 4. – С. 32-34.
  18. Юмашев А.В., Утюж А.С., Нефедова И.В. – Контрафактная продукция в стоматологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2016. –№ 5-3. –С. 129-130.
  19. Дорошина И.Р., Кристаль Е.А., Михайлова М.В., Юмашев А.В. – Изменение химического состава стоматологических сплавов в процессе литья // Заготовительные производства в машиностроении. –2014. –№ 5. –С. 41-44.
  20. Юмашев А.В., Кристаль Е.А., Кудерова И.Г., Михайлова М.В. – Непереносимость ортопедических конструкций, явления гальванизма // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Т. 14. – № 2. – С. 26.
  21. Утюж А.С., Юмашев А.В., Михайлова М.В. – Лечение пациентов с отягощенным аллергологическим анамнезом ортопедическими конструкциями на основе титановых сплавов по технологии CAD / CAM. // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 2-2 (64). – С. 44-48.
  22. P. Novotny et all. Retrakcni prostredky ve fixni protetice. Ceckoslovenska stomatologic. 1990. – T.90. – C.45-52.

📸 Видео

Шинирование зубов. Стекловолоконное шинирование зубов.Скачать

Шинирование зубов. Стекловолоконное шинирование зубов.

Изготовление шиныСкачать

Изготовление шины

↪ Шинирование. Что это такое и для чего оно нужно?Скачать

↪ Шинирование. Что это такое и для чего оно нужно?

Шинирование подвижных зубов. Несъёмные и съёмные конструкции.Скачать

Шинирование подвижных зубов. Несъёмные и съёмные конструкции.

5 необязательных услуг во время лечения у ортодонта. Не переплачивайте!Скачать

5 необязательных услуг во время лечения у ортодонта. Не переплачивайте!

Секреты Стоматологии - Глава 5. Съёмные протезыСкачать

Секреты Стоматологии - Глава 5. Съёмные протезы

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ(советы начинающим. преп, оттиски и тд)Скачать

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ(советы начинающим. преп, оттиски и тд)

Шинирование при пародонтозе. ТелемедицинаСкачать

Шинирование при пародонтозе. Телемедицина

QUARTZ SPLINT WOVEN - шинирование подвижных зубов кварцевой шинирующей лентойСкачать

QUARTZ SPLINT WOVEN - шинирование подвижных зубов кварцевой шинирующей лентой

Ортопедическая стоматология__Абдумомунов А. О.__3 курс 6 семестр__СтоматологияСкачать

Ортопедическая стоматология__Абдумомунов А. О.__3 курс 6 семестр__Стоматология

Обзор накладных зубов Snap on smileСкачать

Обзор накладных зубов Snap on smile

Шинирование зубов в стоматологии PREMIERСкачать

Шинирование зубов в стоматологии PREMIER

Шинирование при пародонтите при помощи RibbondСкачать

Шинирование при пародонтите при помощи Ribbond

Вебинар Александра Павлова «От ОТТИСКА до ФИКСАЦИИ – ортопедические протоколы».Скачать

Вебинар Александра Павлова «От ОТТИСКА до ФИКСАЦИИ – ортопедические протоколы».

Уделяем два зуба и сразу ставим импланты с временными коронкамиСкачать

Уделяем два зуба и сразу ставим импланты с временными коронками

Шатаются зубы. Поможет ли шинирование❓Скачать

Шатаются зубы. Поможет ли шинирование❓

ОТТИСКИ 2.0 ортопедическая стоматологияСкачать

ОТТИСКИ 2.0 ортопедическая стоматология
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток