Крепление заднего амортизатора — это набор деталей, позволяющий установить его на конкретную раму и обеспечить плавное его вращение при работе подвески.
Размеры и тип креплений индивидуальны для каждой рамы. Но в пределах одного производителя очень часто встречается полная совместимость между различными моделями рам.
Самые распространенные виды креплений заднего амортизатора — это пара алюминиевых полуосей или сквозная стальная ось.
Реже встречаются крепления на подшипниках, с башингами, состоящими из двух половинок, с осью не полной длины и т.д.
Даже если у Вас исправный амортизатор, только что прошедший ТО, и новые подшипники в раме, подвеска не будет хорошо работать при неправильно подобранных или изношенных креплениях.
Во первых, необходимо регулярно производить замену башинга в ухе заднего амортизатора. Важно не забывать при покупке, что эти башинги бывают разных размеров. Самый распространенный на сегодняшний день стандарт — 12.7мм внутренний диаметр, 12.7мм ширина и 15.0мм наружный диаметр.
Видео:Самоделка по совету подписчика, из старого амортизатора!иСкачать
Визуально определить его износ довольно просто. Достаточно взглянуть на состояние покрытия рабочей стороны башинга.
Во вторых сами крепления, которые на англоязычных форумах называют mounting hardware, не должны иметь повреждений рабочей поверхности, сильных потертостей, которые уменьшают диаметр прилегающей к башингу стороны, овализованностей и прочих дефектов.
Но даже новые крепления, изготовленные с ошибкой, свою функцию не выполняют.
Выше схематично изображены правильные крепления.
Зеленым цветом обозначены элементы рамы, к которым крепится амортизатор, черным обозначено ухо амортизатора, красным башинг в ухе, серым стягивающий болт, гайка, спейсеры и грязезащитные резинки, голубым ось и полуоси.
Зазоры на схеме для наглядности сделаны крупнее, чем должны быть.
Прежде всего важно понять, что болт выполняет лишь стягивающую функцию и не является шарниром. Рама и ось (полуоси) должны после затягивания болта образовать жесткую конструкцию.
Видео:Изготовление втулки (оси вращения) для заднего амортизатора.Скачать
Даже если отверстие в ваших креплениях, к примеру, 8мм, а диаметр стягивающего болта 6мм, крепления будут исправно работать и люфта не будет, т.к. они фиксируются на месте за счет жесткой фиксации в раме. Но такое несоответствие все-таки не желательно, т.к. при сильном ударе крепления могут сместиться в раме, а также увеличиваются шансы погнуть болт или овализовать отверстия в раме.
Затягивать этот болт нужно именно с тем усилием, которое рекомендует производитель рамы в инструкции по обслуживанию, используя динамометрический ключ.
Типичные ошибки при изготовлении креплений
Недостаточная ширина сквозной оси или полуосей
В этом случае вращение происходит не на креплении, а амортизатор вращается вместе с креплением на стягивающем болте.
Это приводит к люфту (как уже говорилось выше, люфт между осью и болтом допустим) и овализиции отверстий для стягивающеого болта в раме. После длительной эксплуатации рамы в таком режиме потребуется сложный ремонт.
Если отверстия уже овализованы, необходимо увеличить их диаметр и изготовить вставки.
Видео:КИДАЕТ ЗАДНЮЮ ОСЬ НА ПОВОРОТАХ | ЗАМЕНА САЙЛЕНТБЛОКОВ ЗАДНЕЙ БАЛКИ И ВТУЛОК АМОРТИЗАТОРОВ | WV POLOСкачать
Подкладывание шайб по бокам оси — это только временная мера решения этого вопоса до изготовления нового крепления.
Неправильная форма полуосей или широкие спейсеры
Такая ошибка, как на схеме ниже, приводит к повышенному трению о боковые стенки уха амортизатора, деформируя его. При этом из-за повышенного трения часто происходит поломка штока амортизатора около уха.
Полуоси при затягивании болта должны образовать цельную конструкцию, подобную сквозной оси с жестко закрепленными на них спейсерами.
Слишком широкие спейсеры, установленные на сквозную ось приводят к таким-же последствиям.
Видео:Проставки под задние амортизаторы при увеличении клиренса задней подвески вместо каблуков / домиковСкачать
Избыточная ширина оси или полуосей
В этом случае страдает рама, элементы которой деформируются слишком широкой вставкой. Может быть ускорен износ подшипников.
Какие размеры нужны для изготовления новых креплений?
1. Стандарт башинга в ухе заднего амортизатора (внутренний диаметр).
2. Фактическая ширина посадочного места в раме. Если рама относительно новая, этот параметр можно найти в инструкции от производителя. Если рама долго эксплуатировалась, то эта ширина можнет быть немного больше и ее обязательно нужно измерить. Не забывайте, что ширина креплений верхнего и нижнего уха часто не совпадает.
3. Диаметр стягивающего болта. Как правило, стягивающие болты имеют резьбу M6 или M8.
Архив — Задние амортизаторы: основные характеристики, подбор пружины, настройка
Видео:Всё про бушинги амортизаторовСкачать
От правильно подобранной пружины и грамотных настроек амортизатора зависят не только такие характеристики, как плавность работы и обработка препятствия, но и ваша безопасность при катании. Современные амортизаторы имеют приличное количество настроек, и многие просто боятся их крутить. Надеемся, что эта статья поможет вам разобраться с тем, что происходит с вашим задним амортизатором и сделать работу подвески еще лучше! Амортизатор — один из элементов любой подвески велосипеда. Существует множество типов амортизаторов — воздушные и пружинные, со стабильной платформой и без нее, однако принцип работы основных настроек остается неизменным. К ним мы вернемся чуть позже (на примере заднего амортизатора Fox DHX 5), а пока расскажем об основных характеристиках амортизатора и пружины.
Что написано на амортизаторе?
В каждом амортизаторе есть 2 параметра — длина по осям и ход штока. Рассмотрим их на примере амортизатора со следующими параметрами: 8.75х2.75 (1 дюйм=2.54 см=25.4 мм) Первая цифра — длина по осям в дюймах. Измеряется по центру отверстий, в которые вставляются элементы (болты или оси) для жесткого закрепления его в раме. (в миллиметрах получается 222.2 мм) Вторая цифра — ход штока. Измеряется также в дюймах. Это значение показывает, на сколько миллиметров шток входит в корпус амортизатора. (в миллиметрах получается 70 мм). Оба значения очень важны. Каждая рама проектируется под заданную длину амортизатора. При установке амортизатора большей или меньшей длины изменяется геометрия (чаще всего в худшую сторону) — заваливается или заостряется угол вилки, каретка завышается или занижается. Плавность, прогрессивность и линейность работы подвески меняются, и, в редких случаях, из-за изменения работы амортизатора случаются поломки рамы или самого амортизатора. От хода штока непосредственно зависит ход подвески. Напомню, что ход подвески — это то расстояние, которое проходит заднее колесо по вертикали от состояния при полностью разжатом амортизаторе до состояния при полностью сжатом амортизаторе (когда шток утоплен до самого конца). Стоит заметить, что иногда амортизаторы с одинаковой длиной по осям имеют разную длину штока. Пример: 8.75х2.8 и 8.75х2.5.
Если рама спроектирована под ход штока 2.8, а вы поставили амортизатор с длиной штока 2.5 (при неизменной длине по осям обоих), то ход подвески сократится при неизменной геометрии велосипеда. При установке амортизатора с ходом штока, превосходящим родное значение, при пробое подвески возможно механическое повреждение частей рамы. Другой пример — одинаковый ход штока по осям при разных длинах амортизатора. Пример: 8.75х2.8 и 9.0х2.8. В этом случае ход подвески остается практически неизменным, но изменится геометрия.
Совет: ставьте именно тот амортизатор, который рекомендует производитель. Если же на рынке нет нужного образца, то выбирайте что-то максимально приближенное к данному значению. По своему опыту скажу, что длина по осям не должна быть отлична от родной на значение ± 5 мм, а ход штока — не более, чем на 3-5 мм.
Пружина.
Пружина может быть титановой, или стальной. В отличие от авто и мото подвесок, пружины на велосипедах всегда линейные, без изменения толщины витков по всей длине. В пружине есть 5 параметров — жесткость, рекомендованный ход штока, длина, внутренний и внешний диаметры. Жесткость измеряется в lbs/inch², что означает фунт/квадратный дюйм. Это значение в большинстве случаев находится в диапазоне от 200 до 700 с шагом в 50 (редко — 25). Рекомендованный ход штока — тот ход штока амортизатора, на который рассчитана пружина. Чаще всего на амортизаторах пишется: 400х2.8 Первое значение — жесткость, второе — рекомендованный ход штока. Длина пружины в первую очередь зависит от рекомендованного хода штока. Чем он больше — тем длиннее пружина. Также длина увеличивается с увеличением жесткости, т.к. витки увеличиваются в диаметре, а расстояние между ними — нет.
Видео:САПОЖНИК БЕЗ САПОГ I СТАВИМ ПЕРЕДНИЕ АМОРТИЗАТОРЫ НА ЗАДНЮЮ ОСЬСкачать
Внутренний диаметр зависит от посадочной площадки и шайбы амортизатора, которыми фиксируется пружина. Стоит заметить, что две с виду одинаковых пружины могут различаться по внутреннему диаметру (пример — Fox Vanilla до 2006 года и Fox DHX имеют разные посадочные места для пружин, соответственно пружины будут разные). Помимо точной установки пружины в пазы шайб амортизатора, должно быть обеспечено достаточное расстояние от витков пружины до корпуса амортизатора. В противном случае пружина начнет протирать корпус. Внешний диаметр, по сути, зависит от того же, что и внутренний. Однако разные производители пружин делают пружины из разных материалов. По этой причине толщина витков может превышать стандартное значение для родной пружины. Она, в одном случае, может просто не влезть между бачком и корпусом, а с другой — начать протирать бачок.
Можно ли поставить пружину 400х3.0 на амортизатор 8.75х2.8? Можно при условии того, что длина пружины не превышает максимальную длину между полностью открученной шайбой и нижней площадкой. Если же длина пружины превышает это значение, и для установки пружины ее необходимо сжать, то крайне не рекомендуется ее использование. Использование такой пружины в конечном счете может оторвать нижнюю площадку амортизатора, плюс при любом отрыве заднего колеса от земли крышка штока, сальник, корпус и сам шток несут повышенную нагрузку, т.к. пружина постоянно сжата. В добавлении ко всему пружина 400х.3.0 весит больше, чем 400х2.8. Можно ли поставить пружину 400х2.5 на амортизатор 8.75х2.8? Нельзя. Т.к. ход штока пружины меньше хода штока амортизатора, то при полном срабатывании подвески витки пружины сомкнуться между собой и после этого последует разрушение площадки и шайбы амортизатора с возможным разрушением штока. Отметим еще один момент. Чем жестче пружина, тем толще ее витки. Т.к. расстояние между витками должно оставаться неизменным, чтобы избежать соприкосновения витков (описано выше), то увеличивается длина пружины и внешний диаметр.
В нашей практике был случай, что пружина 500х2.5 отлично становилась в амортизатор, а пружина 850х2.5 превышала допустимый внешний диаметр. При выборе пружины следует руководствоваться следующими параметрами: -рекомендуемый ход штока пружины должен быть либо таким же, как и в амортизаторе, либо превышать на незначительное значение -длина пружины не должна превышать расстояние при полностью раскрученной шайбой и площадкой амортизатора -внутренний диаметр должен точно совпадать с посадочным местом площадки и шайбы. Пружина не должна касаться при работе корпуса амортизатора -пружина внешней частью витков не должна соприкасаться с бачком
Настройка амортизатора (на примере FOX DHX 5.0)
—выбор нужной жесткости пружины
-настройка Bottom-Out
-выбор давления в бачке
-регулировка отскока
-регулировка ProPedal
Рамы с различными типами подвесок имеют различную работу и даже при одинаковой массе райдера, жесткость пружины может отличаться на 50,100, а то и 200 фунтов. Немалую роль играет и работа амортизатора. Многие производители в техническом руководстве к рамам имеют таблицу нужных настроек. Однако с одной стороны, не каждого райдера они устроят, с другой стороны, катаются все по-разному.
Жесткость пружины. Это один из главных параметров работы амортизатора. Сэг (Sag) — важнейший показатель при подборе пружины. Когда вы садитесь на велосипед, подвеска прожимается на определенное значение. Для фрирайда и даунхилла оно составляет от 25 до 40% (в среднем 1/3). Что же такое сэг? Sag = длина, на которую прожался амортизатор/полный ход штока, % При ходе штока в 70 мм сэг в 25 мм составляет примерно 1/3 Как его измерить проще всего? Измерьте длину амортизатора по осям в мм при полностью разжатой подвеске. Предположим у нас она 222 мм. Ход штока составляет 70 мм. Сядьте на велосипед (лучше встать на педали, немного облокотившись на руль). Попросите друга измерить расстояние между осями амортизатора. Оно, для примера, будет составлять 195 мм. Вычтите из длины амортизатора (222 мм) полученное значение (195 мм). 222-195=27 мм. Это и есть величина, на которую сжался амортизатор. Sag=27/70*100%=38.5% Наш сэг составил 38.5%. Для его увеличения поставьте пружину помягче, чтобы амортизатор сжался под вашим весом на бОльшую величину. Для уменьшения сэга поставьте пружину жестче. При небольшом опыте подбора пружины, я бы рекомендовал выбирать пружину, чтобы сэг составил 33%. На что влияет сэг? Понятнее всего будет, если представить себе ровную дорогу и ямку на ней. Когда заднее колесо доедет до ямки, благодаря тому, что пружина под вашим весом сжата, колесо пойдет вниз на ту величину, которой равен сэг, и обработает ямку. Слишком мягкая пружина. Сэг->50%. На каждой ямке колесо будет слишком сильно проваливаться, что с одной стороны, конечно, улучшит контроль над трассой, а с другой будет тормозить велосипед. При слишком мягкой пружине амортизатор будет постоянно пробиваться, что повлечет за собой разрушение как его самого, так и рамы. Слишком жесткая пружина. Сэг 200 Psi) давление так же ухудшит работу, подвеска станет слишком жесткой, к тому же возрастет шанс разрушения амортизатора (от повышенной нагрузки на сальники и шток до взрыва бачка). По сути давление в бачке примерно равно изменению компрессии. При низком давлении амортизатор работает наиболее плавно, лучше обрабатывает кочки. При высоком давлении его работа становится жестче, маслу труднее протечь сквозь все отверстия, в какой-то степени он начинает подтупливать на кочках и меньше пробиваться. Запомните одну важную вещь — если вы накачали до 125 Psi при полностью закрученном Bottom-Out, и решили открутить Bottom-Out, то давление в бачке упадет ниже минимума. Так же при полностью открученном Bottom-Out и давлении 200 Psi при закручивании Bottom-Out давление превысит допустимое значение. Мой совет — сначала спустите амортизатор, затем настройте Bottom-Out и только потом накачайте заново. Итог: давление в бачке зависит от того, как вы катаетесь. Любите пожестче — давление выше, помягче — давление ниже. 4.Регулировка отскока. Отскок — то время, за которое амортизатор возвращается из сжатого состояние в разжатое. Много ездите по кочкам — сделайте отскок побыстрее, много прыгаете дропы — медленнее. При слишком медленном отскоке амортизатор будет не успевать разжаться, чтобы обработать следующую кочку. При слишком быстром — будет подбрасывать колесо со значительным ухудшением сцепления с трассой. Не забывайте делать отскок помедленнее на дропах — при быстром отскоке подвеска при приземлении выкинет вас через руль, что часто заканчивается переломами рук, ключицы и сотрясениями мозга. На трассах, на мой взгляд, решающее значение имеет регулировка отскока именно на амортизаторе, чем на вилке. Несмотря на то, что на трассе всегда есть огромное количество препятствий, сделайте отскок на 1-3 щелчка медленнее оптимального значения. Это добавит стабильности.
Регулировка ProPedal. Какая бы подвеска не была у вас, амортизатор при педалировании все равно будет раскачиваться. Почему такое происходит? Ноги человека не могут крутить педали с той же скоростью и той же сбалансированностью, что двигатель мотоцикла. Низкие обороты вращения шатунов с кареткой заставляют при каждом нажатии на педаль прожиматься подвеску. За счет этого часть энергии теряется на раскачку. Для этого и существует регулировка ProPedal, которая препятствует раскачке. В ней 15 положений, от полностью выключенного до полностью включенного. Казалось бы — зачем она вообще нужна, нельзя ли один раз ее включить, чтобы изолировать раскачку? Нет, нельзя. Несмотря на заверения фирмы Fox, о том, включение регулировки не сказывается на работе амортизатора, это не так. Чем сильнее вы закручиваете ProPedal, тем хуже амортизатор начинает обрабатывать кочки, появляется небольшой стук. Поэтому нужно искать компромисс между уменьшением раскачки и отработкой подвески кочек. Если трасса длинная и несложная, где нужно очень много крутить, Propedal может быть включен от 10 до 15 щелчков. Если трасса с огромным количеством кочек и поворотов, не включайте Propedal больше, чем на 8 щелчков. Итог: положение Propedal зависит от трассы. Ищите компромисс между раскачкой и обработкой кочек. Конечно, в идеале амортизатор нужно настраивать под каждую трассу, и понимание того, какими должны быть настройки, приходит исключительно с опытом. Не бойтесь лишний раз залезть в подвеску и покрутить какую-нибудь крутилку — главное запомните, что вы сделали и тут же проверьте, как изменилось поведение велосипеда. Удачи в настройке!
Текст: Арсен «Bars-Zerwick» Ханбекян
Фото: Fox Shox
📸 Видео
ПОЧЕМУ АМОРТИЗАТОРЫ ПО ОДНОМУ НА СЕРВИСЕ МЕНЯЮТСкачать
ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ ИЗ СТАРОГО АМОРТИЗАТОРА!!!Скачать
Задняя подвеска на Xiaomi m365, Rear suspension. Full suspension m365!Скачать
Менять один АМОРТИЗАТОР? ИЛИ сразу ДВА?Скачать
СТУК ЗАДНЕЙ СТОЙКИ. как устронитьСкачать
ПОЧЕМУ ОПЫТНЫЕ АВТОМОБИЛИСТЫ НЕ СТАВЯТ ГАЗОВЫЕ АМОРТИЗАТОРЫ ВМЕСТО МАСЛЯНЫХСкачать
Установка независимой подвески на ВАЗ – АвтопродуктСкачать
Как понять, что пора менять пружины | Что влияет на износ пружин подвески? (18+)Скачать
Почему водит зад автомобиля.Скачать
Какие амортизаторы лучше и надежнее - газовые, масляные или газомаслянные. Просто о сложномСкачать
Доработка и окончательный вид задней подвески kugoo m4 pro 2020Скачать
Установка проставок задней подвески на LADA VESTA SW CROSS (Лада Веста СВ кросс)Скачать
КАК РАБОТАЕТ ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА ВАЗ-КЛАССИКИ!!!Скачать
Люфт заднего амортизатора Замена бушингаСкачать