Осциллограмма сигналов в can шине

Осциллограмма сигналов в can шине

В предыдущей статье мы поговорили о проблемах в шине передачи данных CAN, возникших в результате износа аккумуляторной батареи и просадки питающего напряжения при запуске ниже порога работоспособности шины. Сегодня продолжим разговор о CAN-шине, но немного в другом ключе: прежде всего вспомним принцип ее работы, а затем рассмотрим один из случаев топологии шины и разберем осциллограмму дефекта.

Эта шина используется чаще всего как средство обмена данными в системах, для которых критично быстродействие и время принятия решения. Таковыми являются, например, система управления движением, объединяющая между собой блоки управления двигателем, автоматической трансмиссией, антиблокировочной системой тормозов, усилителем руля и т.п.

Конструктивно шина представляет собой неэкранированную витую пару. Провода шины называются CAN High и CAN Low.

Шина может находиться в двух состояниях:

  1. Рецессивное состояние, или логическая единица. Оба провода в этой ситуации имеют практически одинаковый потенциал: и на проводе CAN High, и на проводе CAN Low присутствует около 2 , 5 В. В рецессивном состоянии шина может находиться сколь угодно долго, хотя в реальности этого не происходит, ведь рецессивное состояние – это всего лишь пауза между сеансами передачи информации.
  2. Доминантное состояние, или логический ноль. В него шина переходит тогда, когда один из входящих в сеть блоков управления начинает передачу данных. Потенциалы на проводах шины меняются следующим образом: на проводе CAN High потенциал повышается на один вольт, на проводе CAN Low наоборот, становится на один вольт ниже.

Рассмотрим форму сигнала шины, чтобы обосновать ее помехоустойчивость:

Осциллограмма сигналов в can шине

На рисунке показаны доминантный и рецессивный уровни шины, а также воздействие на шину электромагнитной помехи. Особенностью обработки сигналов шины является то, что в расчет берется не сам уровень сигнала, а разница уровней между проводами CAN High и CAN Low. При рецессивном уровне эта разница близка к нулю, при доминантном уровне она максимальна.

В витой паре провода располагаются очень близко друг к другу. Если возникает внешняя электромагнитная помеха X, то она является синфазной и наводит одинаковый всплеск напряжения в обоих проводах шины. В итоге на обоих проводах появляется наведенный помехой импульс, но разница потенциалов между проводами при этом не меняется. Это позволяет эффективно подавлять внешние помехи, что является большим преимуществом CAN-шины.

На самом деле витая пара – давно известный способ борьбы с помехами. В медицине, например, в кардиостимуляторах, где требуется высочайшая помехоустойчивость, она применяется очень широко.

Сигнал шины поступает в блок управления на дифференциальный усилитель и обрабатывается. Иллюстрация поясняет процесс обработки:

Осциллограмма сигналов в can шине

Большинство автопроизводителей придерживаются скорости передачи 500 кБд, соответственно, продолжительность одного бита при этом составит 2 мкс.

Поговорим о топологии CAN-шины. Физически у шины нет начала и нет конца, шина – это просто единая сеть. Чаще всего встречаются два типа топологии: линейная топология и топология «пассивная звезда», а также их сочетания.

Осциллограмма сигналов в can шине

Осциллограмма сигналов в can шине

На современных автомобилях шина CAN очень разветвленная. Чтобы не перегружать линию большим количеством передаваемых данных, шина может состоять из нескольких ветвей, объединенных межсетевым шлюзом, иначе называемым Gateway. В итоге сеть представляет собой несколько ответвлений, в том числе и на диагностический разъем, использующих разную скорость и протоколы обмена.

Читайте также: Какие бывают шины для авто легковых автомобилей по рисунку

Поэтому топология шины – вопрос для диагноста очень актуальный и, к сожалению, довольно сложный. Из тех электрических схем, которыми располагает диагност, не всегда можно понять топологию. Но в документации некоторых автопроизводителей приводится полная и подробная информация, в этом случае задача сильно упрощается.

Не зная тонкостей организации шины, найти в ней неисправность бывает достаточно сложно. Например, при наличии окисления контактов в разъеме пропадает связь с целым рядом блоков управления. Наличие под рукой топологии шины позволяет легко находить подобные проблемы, а отсутствие приводит к большой потере времени.

Ну что ж, мы немного освежили в памяти теорию шины, теперь самое время перейти к практике.

Перед нами автомобиль Infinitit Q 50 , оснащенный весьма редким турбированным мотором VR 30 DDT объемом 3 . 0 л и мощностью 400 лошадиных сил. Но проблема заключается не в этом замечательном агрегате, а как раз в CAN-шине: подключив диагностический сканер, не удается установить связь с доброй половиной блоков управления.

Нам повезло – Nissan относится к тому узкому кругу производителей, которые дают диагностам качественную и полноценную информацию. В том числе есть в документации и подробная топология бортовой шины обмена данными. Открываем, смотрим:

Осциллограмма сигналов в can шине

Следует сказать, что приведенная блок-схема достаточно общая. В документации имеется гораздо более подробная электрическая схема со всеми проводами и номерами контактов в блоках, но сейчас она нам пока что ни к чему, нам важно понять общую топологию.

Итак, первое, что нужно увидеть, это то, что вся сеть разделена на три большие ветви, обведенные пунктиром:

  • CAN communication circuit 1 (Коммуникационная цепь CAN 1 );
  • CAN communication circuit 2 (Коммуникационная цепь CAN 2 );
  • Chassis communication circuit (Коммуникационная цепь шасси).

Первые две цепи связаны между собой посредством CAN gateway (найдите его на иллюстрации). Цепь шасси связана с цепью CAN 2 через блок управления шасси, который также играет роль своеобразного Gateway.

А теперь вновь обратимся к сканеру и посмотрим, какие из блоков управления не выходят на связь. Дилерский сканер предоставляет нам очень удобную функцию: на экран выводятся блоки каждой из цепей по отдельности, а цветом отображается возможность (зеленый) либо невозможность (красный) установить с ними связь. Вот блоки цепи CAN 1 :

Осциллограмма сигналов в can шине

А это – блоки цепи CAN 2 . Как видно, связи с ними попросту нет:

Осциллограмма сигналов в can шине

Также нет связи с блоками цепи шасси, но это и понятно: эта цепь, согласно блок-схеме, подключена к цепи CAN 2 .

Ну что ж, задача почти решена, осталось лишь локализовать неисправность. А для этого воспользуемся мотортестером и снимем осциллограмму на проводах шины сначала в CAN 1 , а затем в CAN 2 и сравним их.

Сделать это очень несложно, ведь обе шины выведены прямо на диагностический разъем. Согласно более подробной схеме, о которой упоминалось выше, на контакты диагностической колодки 6 и 14 выведены провода CAN 1 , а на контакты 12 и 13 – провода CAN 2 .

Читайте также: Все возможные размеры шин

Снимаем осциллограмму в цепи CAN 1 . Она имеет прямо-таки академический вид:

Осциллограмма сигналов в can шине

Давайте обмерим ее с помощью линеек.

  • На проводе CAN High в рецессивном состоянии потенциал составил 2 , 26 В, на проводе CAN Low – 2 , 25 В.
  • На проводе CAN High в доминантном состоянии потенциал составил 3 , 58 В, на проводе CAN Low – 1 , 41 В.
  • Ширина импульса, соответствующего одной единице передаваемой информации, составляет 2 мкс (обведено красным прямоугольником).

Просто идеальное соответствие теории и практики. Конечно, полосы пропускания нашего прибора явно недостаточно для корректного отображения сигнала, слишком уж широк его спектр. Однако, если закрыть на это глаза, то вполне можно оценить качество сигнала и сделать необходимые выводы.

А теперь делаем ту же операцию на контактах диагностической колодки 12 и 13 , чтобы получить осциллограмму сигнала CAN 2 . Вот она:

Осциллограмма сигналов в can шине

Для наглядности масштаб осциллограмм на обеих иллюстрациях один и тот же.

То, что вы видите на этой осциллограмме, называется «мусор». Часто диагносты так и говорят: блок мусорит в шину. Вот только как найти блок, который это делает? Методика здесь очень проста и сводится она к поочередному отключению блоков и повторному наблюдению за сигналом шины.

Где именно находится тот или иной блок на автомобиле, в документации, как правило, показано. Например, на этом «финике» блоки расположены так:

Осциллограмма сигналов в can шине

Но в нашем случае все проще. Кстати, маленький лайфхак, возьмите на заметку. В автомобилях Nissan и Infiniti чаще всего причиной наличия мусора в CAN-шине является блок ABS. Сняв разъем с блока, сразу получаем нормальный обмен и связь сканера со всеми блоками ветви CAN 2 :

Осциллограмма сигналов в can шине

Обратите внимание на то, что связь в цепи CAN 2 есть со всеми блоками, кроме блока ABS, ведь он отключен.

Завершая разговор, хотелось бы обратить ваше внимание еще на один важный нюанс. Частота следования импульсов по CAN-шине составляет 500 кГц. Поэтому при получении осциллограммы необходимо задействовать максимально возможную частоту дискретизации мотортестера, на какую только он способен.

Если частоту дискретизации вы зададите низкую, то импульсы на осциллограмме будут сильно искажены. В качестве примера посмотрите, как выглядит осциллограмма сигнала CAN-шины при специально сниженной частоте дискретизации прибора:

Осциллограмма сигналов в can шине

Красным прямоугольником обведено время, в которое укладывается одно деление сетки. Оно составляет 0 , 2 мс. А на осциллограмме, которую мы рассматривали ранее, это время было равно 5 мкс, поэтому отображение импульсов было более правильным. Имейте это ввиду и не допускайте ошибок!

Видео:Шина данных i2c - декодируем/синхронизируем с помощью осциллографа Lecroy!Скачать

Шина данных i2c - декодируем/синхронизируем   с помощью осциллографа Lecroy!

forum.injectorservice.com.ua

Диагностика автомобилей с помощью USB Autoscope

Видео:CAN шина на осциллографе FINIRSI ADS1013DСкачать

CAN шина на осциллографе FINIRSI ADS1013D

Работа с CAN-шиной Autoscope III или IV

Работа с CAN-шиной Autoscope III или IV

Сообщение pozharskiydn » 10 сен 2014, 12:07

Re: Работа с CAN-шиной Autoscope III или IV

Сообщение kaktus » 10 сен 2014, 12:46

Re: Работа с CAN-шиной Autoscope III или IV

Сообщение pozharskiydn » 10 сен 2014, 16:52

Re: Работа с CAN-шиной Autoscope III или IV

Сообщение andreika » 10 сен 2014, 23:16

Тут несколько не правильно задан вопрос, на сколько корректно осциллограф работает с CAN линией. Любой осциллограф, обладающий достаточной частотой развертки, точно покажет этот сигнал. Другое, дело что при наличии точно отображаемого сигнала можно ровным счетом ничего не увидеть. К примеру, на лучевом осциллографе, которые раньше использовались, луч на экране точно покажет сигнал, а вот мы, скорее всего увидим в основном широкую белую (обычно зеленую) полосу на экране. А все потому что синхронизироваться по такому сигналу практически невозможно. Да и что бы человек смог увидеть сигнал, он должен многократно повториться на экране без каких либо изменений, каждый раз, точно накладываясь один на другой, а в CAN линии он все время меняется (меняются слова). Так что без записывающего осциллографа увидеть мало что получиться. Но, даже сделав запись, можно не увидеть место единичного сбоя, так как сигнал имеет очень высокую частоту (маленькую длительность). Одна секунда записи получиться очень длинной для детального просмотра, не говоря уже о более длительных записях. Вы просто устанете ее просматривать. По этому, тут важны не только физические, но и программные возможности осциллографа. Нет, осциллограф не будет Вам расшифровывать обозначение команды (слова) каждой пачки импульсов, это не его назначение. Нас интересует отклонение формы сигнала, которое нарушает его читаемость электронными блоками машины. Это отклонение по уровню сигнала и нарушение его «симметричности». CAN линия состоит из двух линий с зеркально передаваемым сигналом для максимальной помехозащищенности. В блоках управления, этот двойной сигнал обрабатывается дифференциальным входом, где полезный сигнал складывается, а помехи вычитаются (удаляются). Значит, нам нужен осциллограф тоже имеющий дифференциальный вход или дифф обработку сигнала. Но искать на большой массе правильного сигнала, кусочек неправильного, очень сложно. Проще, наоборот, вычесть из сигнала правильный и сложить неправильный (помехи). То есть при хорошем (правильном) сигнале мы получим практически ровную линию (без сигнала), и четкий сигнал помехи, если она имеется. А это организовать с физическим дифференциальным входом не так просто, за то это очень просто и удобно сделать с программно реализуемым дифференциальным входом. Что очень хорошо сделанно в 4 версии ПО осциллографа. Да и быстро найти на записи помеху можно с помощью функции поиска импульса задав уровень его амплитуды. Естественно, для работы с CAN линией подойдут только автоскоп 3 и 4 так как только они имеют достаточную для этого частоту дискретизации.

Читайте также: Шины грузовиков тех параметры

А по поводу того что автоскоп (причем 2 версии) кого то обманул, отобразив прямоугольный сигнал, а в последствии иной осциллограф показал в некоторых местах сигнал с «заваленным фронтом». По этому, и был сделан вывод что, цитата:

Это, как то давно прозвучало на одном из форумов. Понятно, что автоскоп ничего не дорисовывает и ничего не пропускает на записи, предполагаю, что основным фактором явилось умение работать на данном осциллографе. То есть в данном случае не ставится под сомнение опыт мастера, а только опыт работы на данном осциллографе.

К стати, при записи высокочастотного сигнала очень важным фактором является качество кабеля и щупа. При большой длине кабеля и проходной емкости, фронты сигнала могут «заваливаться».

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    📸 Видео

    CAN шина👏 Как это работаетСкачать

    CAN шина👏 Как это работает

    Volvo XC60 2.0 T5 2015 - Проблемы по CAN шинеСкачать

    Volvo XC60 2.0 T5 2015 - Проблемы по CAN шине

    поиск нерабочей can шины, часть дваСкачать

    поиск нерабочей can шины, часть два

    Можно ли с помощью MT Pro 4.1 просматривать сигналы CAN шины.Скачать

    Можно ли с помощью MT Pro 4.1 просматривать сигналы CAN шины.

    Поиск неисправности в шине CAN мультиметром. Suzuki Grand Vitara. U1073, P1674, B1553.Скачать

    Поиск неисправности в шине CAN мультиметром. Suzuki Grand Vitara. U1073, P1674, B1553.

    Экспресс диагностика CAN шины на автомобиле. №21Скачать

    Экспресс диагностика CAN шины на автомобиле. №21

    Простая проверка CAN шины. Сканер не видит автомобиль через OBD2. Как правильно выбрать изоленту.Скачать

    Простая проверка CAN шины. Сканер не видит автомобиль через OBD2. Как правильно выбрать изоленту.

    Контролька на Arduino, с функциями осциллографа, поиска CAN шины, частотомера, вольтметра, прозвонкиСкачать

    Контролька на Arduino, с функциями осциллографа, поиска CAN шины, частотомера, вольтметра, прозвонки

    Как определить скорость CAN шины. Диагностика Mitsibushi ASX SRS на столе.Скачать

    Как определить скорость CAN шины. Диагностика Mitsibushi ASX SRS на столе.

    Анализ шины CANСкачать

    Анализ шины CAN

    Проверка исправности CAN шиныСкачать

    Проверка исправности CAN шины

    Как работает LIN шина автомобиля. K-Line L-Line шины данных. Лин шина автомобиля. Lin-bus networkСкачать

    Как работает LIN шина автомобиля. K-Line L-Line шины данных. Лин шина автомобиля. Lin-bus network

    MCP2515, контроллер CAN шины с интерфейсом SPIСкачать

    MCP2515, контроллер CAN шины с интерфейсом SPI

    Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работыСкачать

    Кан шина, что это? Поймет школьник! принцип работы

    FNIRSI 2C23T CAN шина ДПКВ Осциллограф МультиметрСкачать

    FNIRSI 2C23T CAN шина  ДПКВ  Осциллограф Мультиметр

    Как проверить CAN шину Используем симулятор ElectudeСкачать

    Как проверить CAN шину  Используем симулятор Electude

    Логический LIN пробник, цифровой тестер лин, к лайн шины автомобиля. На Ардуино, OLED I2C, TJA 1020Скачать

    Логический LIN пробник, цифровой тестер лин, к лайн шины автомобиля. На Ардуино, OLED  I2C, TJA 1020

    Поиск сигнала уровня заряда тяговой батареи электромобиля в CAN шинеСкачать

    Поиск сигнала уровня заряда тяговой батареи электромобиля в CAN шине
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток