Изношенные шины на скользких дорогах – опасная комбинация. Автомобиль склонен легче уходить в занос или снос на поворотах, тормозной путь становится длиннее. Но многое также зависит от технологии изготовления шины, и не всегда характеристики сцепления с дорогой зависят от остаточной глубины протектора. Под черной резиной прячется множество ноу-хау: различные слои стального и/или текстильного корда, несколько слоев разной по составу и жесткости резины и прочие инженерные изощрения, направленные на придание шине прочности, отличных сцепных качеств с дорогой при качении и торможении.
Трудно подсчитать, сколько водителей управляют автомобилями, шины на которых уже отживают свой срок. Предписанная правилами остаточная глубина протектора в 1,6 мм (для легковых авто) слишком мала для обеспечения реальной безопасности. Мы считаем, что нужно менять летние шины на новые самое позднее при оставшихся 3 мм, а зимние – при 4.
Как влияют на тормозной путь шины различных моделей, установленных на одном авто?
Создатели ПДД разрешили использование шины с различных типов и с различным рисунком протектора только при условии установки их на разных осях. Для тормозного пути и ездовых характеристик езды это плохое правило. Причина очевидна: шины разных типов и моделей тормозят по-разному. При экстренном торможении это может вводить в заблуждение современную электронику автомобилей. Датчики ABS и ESP будут получать несопоставимую информацию с колес передней и задней оси. В результате вспомогательные системы не смогут вмешаться в управление автомобилем и помочь водителю справиться с экстремальной ситуацией.
Разные типы шин: разрешено, но не рекомендовано
Чем так опасна малая остаточная глубина протектора?
Канавки в шинах – это не что иное, как водные каналы. Их функция состоит в отведении воды из-под шины при движении по мокрой дороге. Если канавки слишком мелкие, то они не смогут отвести воду из-под шины. В результате в пятне контакта колеса с асфальтом остается скользкая прослойка. Она тем опаснее, чем выше скорость. Автомобиль начинает «плыть», теряя контакт с дорогой: ни управлением, ни тормозами с ним не справится. Последствия этого самые неприятные: автомобиль легче и быстрее заносит на поворотах, для остановки требуется значительно большая дистанция.
Чем меньше глубина профиля, тем длиннее тормозной путь в слякоть
Как измерить высоту протектора?
Предписанная правилами минимальная глубина протектора в 1,6 мм должна сохраняться по всему периметру шины. Измерять глубину нужно по всей поверхности качения в главных канавках профиля. Они располагаются на расстоянии примерно в 3 см от боковой поверхности, больше всего изнашиваются при езде. В них располагаются индикаторы износа в виде маленькой перемычки. Плечевая зона шин изнашивается сильнее, не ее глубина канавок не является принципиальной измерений.
Замер производить в главных продольных канавках
Широкие или узкие – какие шины тормозят лучше?
На сухой дороге более эффективны широкие шины с минимальной площадью канавок. Таким образом, достигается наибольшая площадь соприкосновения шин с асфальтом. Протектор должен быть очень жестким. Все эти черты присутствуют у «сликов» — гоночных шин для болидов «Формулы-1». Но для езды в мокрую погод они безнадежны, так как не способны отводить воду из-под шины. Ширина шины также играет злую шутку: из-за нее покрышки гораздо легче «всплывают» в лужах, теряя контакт с асфальтом.
Шины «Формулы-1»: для уличной езды нужен более рассеченный протектор
Почему AUTO BILD так строго относится к тормозному пути?
Потому что тормозной путь определяет тяжесть последствий аварии. В наших тестах шин мы тормозим до полной остановки со скорости 100 км/ч. Хорошие шины способны остановить автомобиль через 50 м, а результат плохих на 8 м хуже. На первый взгляд, это не так уж и много, но наши измерения говорят о том, что на плохих шинах за 50 м тормозного пути скорость падает всего до 37 км/ч. Энергия столкновения на такой скорости соответствует силе падения с шестиметровой высоты. Легко представить, что произойдет, если на пути машины с плохими шинами окажется перебегающий через дорогу пешеход.
Слишком длинный тормозной путь – поездка закончится остановкой в бампере впереди едущего автомобиля
Влияет ли возраст шин на эффективность торможения?
Читайте также: Лежаки для собак из шин
Да, ведь при эксплуатации изнашивается не только протектор – озон и солнечный свет разрушают состав резины шин. Эффект окружающей среды проявляется сильнее при долгом простое автомобиля, чем при активной езде. Любителям ездить со скоростью более 100 км/ч не советуем испытывать на прочность покрышки, которым уже больше шести лет. Воздействие природных факторов вызывает высыхание шин, отвердевание резинового состава и появление микропор и трещин. В результате ухудшаются боковой увод и тормозной путь таких шин. Дату изготовления шины можно определить по DOT-номеру, выбитому на борту шины (см. фото слева). Первые две цифры показывают неделю выпуска, две следующие – год выпуска. В нашем примере шины выпущены на 50-ой недели 2004 года. Вообще лучше опасаться шин старше 10 лет.
По номеру DOT можно узнать дату изготовления шин
Совет эксперта: зимние шины с ламелями лучше
Для сокращения тормозного пути разработаны две важные технологии: специальные добавки и ламели (прорези) протектора. Новые силиконовые добавки сохраняют эластичность шин при низких температурах и сохраняют сцепные свойства. Наилучшие сцепные свойства достигаются при присутствии в конструкции протектора ламелей. Мы разработали «трехмерные ламели» для наших зимних шин UltraGrip Performance II. Внутри ламели рассечены не вертикально, а зигзагообразно. Таким образом, ламель не только выполняет свои функции на морозе, но и сохраняет жесткость протектора при высоких температурах. Дизайн протектора также очень важен, а также остаточная глубина профиля, которая должна составлять минимум 4 мм.
Др. Бодо Аренс, ведущий разработчик зимних шин Goodyear, Люксембург
Каковы результаты тестов на торможение дешевых покрышек?
В ходе тестов, проведенных журналом AUTO BILD, с шинами без обозначения торговых марок, в отношении многих изделий с Дальнего Востока были выявлены значительные недостатки сцепления при торможении в мокрую погоду. Потому мы советуем покупать фирменные шины: в случае опасности они способны предотвратить столкновение. При покупке дешевых шин лучше найти и ознакомиться с результатами сравнительных испытаний, а уже потом задумываться о приобретении.
Какие шины лучше тормозят: летние или зимние?
Несомненно, на снегу зимние шины значительно лучше. Рисунок их протектора грубее, присутствуют ламели. Они лучше сцепляются со снежным покровом, обеспечивают хорошие показатели тяги и торможения. На асфальте при невысоких положительных температурах специальные зимние шины также надежнее. Но в снежной каше или в талой воде они как правило хуже летних: протектор неважно отводит воду. На сухом асфальте при теплой погоде от зимних шин лучше отказаться: мягкий протектор становится еще мягче. Авто в таких условиях легче поддается скольжению и плохо контролируется рулем. При теплой погоде летние шины с твердым протектором гораздо – единственно правильное решение.
Прорези-Ламели служат для сцепления со снегом
Насколько пригодны всесезонные шины на снегу и льду?
Современные всесезонные шины изменились к лучшему: их вполне можно считать настоящим универсальным шинным решением. В нашем сравнительном тесте шин для малолитражек они на снегу не отставали от лучших зимних «специалистов». Мы готовы их посоветовать водителям, которые проезжают в год небольшие расстояния.
Хорошие всесезонные шины на снегу достигают уровня зимних шин
Короткий тормозной путь гарантирует безопасность. Для достижения лучших показателей торможения нужно в первую очередь думать о сезонной смене шин. Но какие шины выбрать? По большому счету они все резиновые. Но среди них есть откровенные «двоечники»: почти все они принадлежат к малоизвестным восточным маркам. На такие покрышки нельзя положиться, это зачастую рискованное решение. Дешевые шины с Дальнего Востока попадают в эту группу риска. Сюда также можно отнести и старые, изношенные шины.
Читайте также: Размер шин для freelander
Дирк Мёллер-Зонтаг, эксперт по шинам AUTO BILD
Видео:Зачем СПУСКАТЬ КОЛЕСА ЗИМОЙ или как зависит ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ от ДАВЛЕНИЯ в КОЛЕСАХ?Скачать
Зависимость тормозного пути от протектора шин
В правила дорожного движения введены два близких по значению термина – «тормозной путь» и «остановочный путь». Второе понятие более широкое и практически поглощает значение «тормозного пути». То есть «остановочный путь» понимается, как расстояние, которое прошел автомобиль с момента того, как водитель обнаружил опасность и принял решение экстренно тормозить. Окончательный момент остановки авто – это и есть финальная точка остановочного пути. «Тормозной путь» является частью остановочного и начинается с момента нажатия на педаль тормоза и завершается уже при полной остановке машины. Когда водитель прибегает к экстренному торможению, он пытается избежать дорожно-транспортное происшествие, но мгновенно остановиться не может, машина еще продолжает скользить, теряя сцепление с дорогой. Управлению она не поддается. И в такие мгновения все участники дорожного движения подчиняются воле случая и судьбы.
Уменьшить остановочный путь поможет мастерство водителя, качество и величина протектора зимних шин и не только. Стоит в данной теме детально разобраться.
Видео:тормозной путь автомобиля при 30,60,90 и дистанция.Скачать
Когда машина быстро тормозит
Рассмотрим основные факторы, влияющие на уменьшение остановочного пути. К ним относят:
- Исправность авто. Когда машина новая, величина протектора зимних шин приближена к нормам, все механизмы беспрекословно «слушают» водителя, тогда экстренное торможение будет производиться без увеличения временного промежутка. Закономерно, что если тормозные колодки не изношены, то они более эффективно выполняют свои функции, не отказывают в самый ответственный момент.
Исправность авто.
Опытность водителя. Чем больше времени человек проводит за рулем, тем он более чувствителен к поведению машины. По звукам, по поведению техники, водитель оценивает ее состояние, может распознать в ней только-только возникающие неполадки и их вовремя устранить. А еще когда величина протектора зимних шин достигает 4 мм, то опытный водитель их заменяет, заботясь о своей безопасности на дороге. Плюс к этому в сложных ситуациях на дороге, когда только экстренное торможение поможет, опытный водитель в доли секунды реагирует на происшествие и останавливает авто.
Опытность водителя.
Масса автомобиля. Легковой автомобиль применяется не только для передвижения, но и для доставки грузов. Напомним, что по правилам дорожного движения масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства. К тому же груз не должен ограничивать обзор водителю, затруднять управление и нарушать устойчивость авто. Дело в том, что «перегруженный» пассажирами и емкими вещами автомобиль дольше проходит свой остановочный путь, и это может привести к трагедии на дороге. Рекомендуется соблюдать правила дорожного движения, ответственно относится к техническому состоянию автомобиля, и если, например, величина протектора зимних шин подходит к критической отметке, следует резину обновлять.
Масса автомобиля.
Качество дорожного покрытия. Асфальт, бетон, брусчатка, гравий, грунт – различные дорожные покрытия, с которыми должны установить сцепку колеса автомобиля. Чем качественнее, ровнее, чище дорожное покрытие, тем тормозной путь будет меньше. На добротном асфальте есть больше шансов избежать заносов и опрокидывания авто. И еще величина тормозного пути от протектора шины, бесспорно, зависит, особенно в зимний период.
Читайте также: Размерность шин для приоры
Видео:От чего зависит тормозной путь автомобиляСкачать
От чего зависит тормозной путь
В правилах дорожного движения четко прописаны скоростные нормы на магистралях, на дорогах в городской черте или за ее пределами. Любое превышение скорости может привести к трагедии на дороге. Считается, что максимально допустимая скорость на автомагистрали – 110 км\ч, а вот в городской черте ее необходимо ограничить. Во-первых, высока вероятность появления пешеходов на проезжей части. Во-вторых, высокий уровень потока машин, особенно в часть пик. Водитель просто обязан вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения в городской черте, погодные и дорожные условия. Напомним, что в населенных пунктах разрешается движение со скоростью не более 60 км\ч, в жилых зонах – 20 км\ч, а на некоторых участках дороги – не более 40 км\ч. Ограничения оправданы тем, что при таких скоростях тормозной путь минимальный.
- Передвигаясь в жилой зоне со скоростью 20 км\ч, вы вдруг увидели ребенка, который выскочил на дорогу. У Вас одна секунда чтобы отреагировать на беду, но при этом за эти сложные 60 секунд машина проедет как минимум 3 метра. Ступор быстро прошел, и вы жмете на тормоза. Машина остановится, пройдя еще как минимум один метр. В итоге тормозной путь при 20 км\ч равен 3,5 метрам.
- Вы мчитесь по проезжей части со скоростью 60 км\ч. На дорогу выбежал большой пес. И снова есть секунда на принятие решения. За это время машина пройдет 16 метров. А после нажатия на педаль торможения потянется тягостное время до полной остановки, и за это мгновение транспортное средство пройдет плюс к этому 28 метров. В итоге тормозной пусть при 60 км\ч приблизительно составляет 45 метров. Это очень много! Особенно, когда невнимательный пешеход или преграда находятся в нескольких метрах от бампера авто. В такие моменты надейтесь, что величина протектора зимних шин нормальная, и вы успешно остановитесь без шлейфа проблем.
Видео:Как загруженность авто влияет на тормозной путь. Тест тормозов.Скачать
Как тормозной путь зависит от протектора шин
Зимой и летом «обувь» для авто специальная, которая обеспечивает сцепку с дорогой и позволяет совершать безопасное управление авто по влажному, заснеженному, обледенелому покрытию. Главное, чтобы допустимая величина протектора шин соответствовала нормам, а иронично не называлась «лысой».
Глубина зимнего протектора и тормозной путь.
В сложные погодные условия необходимо снижать скорость, внимательно следить за дорожной обстановкой и всегда быть готовым к экстренному торможению. Двигаясь по снегу со скоростью 40 км\ч, когда минимальная величина протектора шин составляет предельные 4 мм, помните, что тормозной путь составит 50 м. А ледовое покрытие дороги увеличит остановочный путь автомобиля на 20 м.
Тормозной путь на снежной дороге.
Специалисты уже приучили себя, что величина тормозного пути от протектора шины зависит на 60 %.
- Вы передвигаетесь со скоростью 50 км\ч по заснеженной дороге. Машина обута в новые шины с глубиной протектора 8 мм. При таких условиях тормозной путь равен 31 метру.
- Вы передвигаетесь со скоростью 50 км\ч по заснеженной дороге, но машина обута в обкатанную резину с глубиной протектора 4 мм. В итоге экстренного торможения остановитесь через 45 метров.
- Вы передвигаетесь со скоростью 50 км\ч по заснеженной дороге на «лысой» резине. Глубина протектора меньше 2 мм. А допустимая величина протектора шин зимой 4 мм! В итоге тормозной путь равен 57 м. Трагедии не избежать!
- А еще самое страшное, когда водитель зимой применяет летнюю резину. В итоге «зимнего ралли» на летних шинах тормозной путь будет равен 62 м.
Вывод напрашивается сам и утверждает, что минимальная величина протектора шин увеличивает тормозной путь, а это приводит к сложным ситуациям на дороге.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
Скорость движения и экстренное торможение. Курс ПДД 2021Скачать
Урок 8.3. От чего зависит тормозной путь? Часть 1Скачать
КАК ИЗМЕНИТСЯ ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ если СПУСТИТЬ КОЛЕСА?Скачать
Как рассчитать тормозной путь? Вся правда о том, что влияет на торможение автомобиля!Скачать
"ДБО" - Как влияет масса автомобиля на тормозной путь?Скачать
Торможение на сухом асфальте: летние и зимние шиныСкачать
Урок 8.4. От чего зависит тормозной путь? Часть 2Скачать
Как устроена антиблокировочная система тормозов (АБС)Скачать
Тормозной путь машиныСкачать
Пешеход и тормозной путь автомобиляСкачать
Экстренное торможение с ABS или прерывистое торможение ногой - что эффективнее?Скачать
Эксперимент - тормозной путь | 50 км/час, 100 км/час, 150 км/часСкачать
Тормозной путь и остановочный путь автомобиля при скорости движения 90 и 130 км/чСкачать
Эксперимент: как давление в шинах влияет на тормозной путь?Скачать
Как ВЕС И РАЗМЕР КОЛЕС влияет на РАЗГОН на СЛАБОМ АВТОМОБИЛЕ. ЛЕГКИЕ диски против ТЯЖЕЛЫХ.Скачать
У ВАС НЕПРАВИЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ! ТОП-7 дорогих ошибок при проверке давления в шинах!Скачать