Компьютер состоит из множества различных компонентов, это центральный процессор, память, жесткий диск, а также огромное количество дополнительных и внешних устройств, таких как экран, мышка клавиатура, подключаемые флешки и так далее. Всем этим должен управлять процессор, передавать и получать данные, отправлять сигналы, изменять состояние.
Для реализации этого взаимодействия все устройства компьютера связаны между собой и с процессором через шины. Шина — это общий путь, по которому информация передается от одного компонента к другому. В этой статье мы рассмотрим основные шины компьютера, их типы, а также для соединения каких устройств они используются и зачем это нужно.
Видео:03. Основы устройства компьютера. Память и шина. [Универсальный программист]Скачать
Что такое шина компьютера
Как я уже сказал — шина — это устройство, которое позволяет связать между собой несколько компонентов компьютера. Но к одной шине могут быть подключены несколько устройств и у каждой шины есть свой набор слотов для подключения кабелей или карт.
Фактически, шина — это набор электрических проводов, собранных в пучок, среди них есть провода питания, а также сигнальные провода для передачи данных. Шины также могут быть сделаны не в виде внешних проводов, а вмонтированы в схему материнской платы.
По способу передачи данных шины делятся на последовательные и параллельные. Последовательные шины передают данные по одному проводнику, один бит за один раз, в параллельных шинах передача данных разделена между несколькими проводниками и поэтому можно передать большее количество данных.
Видео:ЧЕМ ОТЛИЧАЕТ СЕРВЕРНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ ОТ ОБЫЧНОЙ ? И ПОЧЕМУ ОНА НЕ ЗАРАБОТАЕТ В ТВОЁМ ПК!Скачать
Виды системных шин
Все шины компьютера можно разделить за их предназначением на несколько типов. Вот они:
- Шины данных — все шины, которые используются для передачи данных между процессором компьютера и периферией. Для передачи могут использоваться как последовательный, так и параллельный методы, можно передавать от одного до восьми бит за один раз. По размеру данных, которые можно передать за один раз такие шины делятся на 8, 16, 32 и даже 64 битные;
- Адресные шины — связаны с определенными участками процессора и позволяют записывать и читать данные из оперативной памяти;
- Шины питания — эти шины питают электричеством различные, подключенные к ним устройства;
- Шина таймера — эта шина передает системный тактовый сигнал для синхронизации периферийных устройств, подключенных к компьютеру;
- Шина расширений — позволяет подключать дополнительные компоненты, такие как звуковые или ТВ карты;
В то же время, все шины можно разделить на два типа. Это системные шины или внутренние шины компьютера, с помощью которых процессор соединяется с основными компонентами компьютера на материнской плате, такими как память. Второй вид — это шины ввода/вывода, которые предназначены для подключения различных периферийных устройств. Эти шины подключаются к системной шине через мост, который реализован в виде микросхем процессора.
Также к шинам ввода/вывода подключается шина расширений. Именно к этим шинам подключаются такие компоненты компьютера, как сетевая карта, видеокарта, звуковая карта, жесткий диск и другие и их мы более подробно рассмотрим в этой статье.
Вот наиболее распространенные типы шин в компьютере для расширений:
- ISA — Industry Standard Architecture;
- EISA — Extended Industry Standard Architecture;
- MCA — Micro Channel Architecture;
- VESA — Video Electronics Standards Association;
- PCI — Peripheral Component Interconnect;
- PCI-E — Peripheral Component Interconnect Express;
- PCMCIA — Personal Computer Memory Card Industry Association (также известна как PC bus);
- AGP — Accelerated Graphics Port;
- SCSI — Small Computer Systems Interface.
А теперь давайте более подробно разберем все эти шины персональных компьютеров.
Шина ISA
Раньше это был наиболее распространенный тип шины расширения. Он был разработан компанией IBM для использования в компьютере IBM PC-XT. Эта шина имела разрядность 8 бит. Это значит что можно было передавать 8 бит или один байт за один раз. Шина работала с тактовой частотой 4,77 МГц.
Для процессора 80286 на базе IBM PC-AT была сделана модификация конструкции шины, и теперь она могла передавать 16 бит данных за раз. Иногда 16 битную версию шины ISA называют AT.
Из других усовершенствований этой шины можно отметить использование 24 адресных линий, что позволяло адресовать 16 мегабайт памяти. Эта шина имела обратную совместимость с 8 битным вариантом, поэтому здесь можно было использовать все старые карты. Первая версия шины работала на частоте процессора — 4,77 МГц, во второй реализации частота была увеличена до 8 МГц.
Читайте также: Чем накачать бескамерную шину велосипеда
Шина MCA
Компания IBM разработала эту шину в качестве замены для ISA, для компьютера PS/2, который вышел в 1987 году. Шина получила еще больше усовершенствований по сравнению с ISA. Например, была увеличена частота до 10 МГц, а это привело к увеличению скорости, а также шина могла передавать 16 или 32 бит данных за раз.
Также была добавлена технология Bus Mastering. На плате каждого расширения помещался мини-процессор, эти процессоры контролировали большую часть процессов передачи данных освобождая ресурсы основного процессора.
Одним из преимуществ этой шины было то, что подключаемые устройства имели свое программное обеспечение, а это значит что требовалось минимальное вмешательство пользователя для настройки. Шина MCA уже не поддерживала карты ISA и IBM решила брать деньги от других производителей за использование этой технологии, это сделало ее непопулярной с сейчас она нигде не используется.
Шина EISA
Эта шина была разработана группой производителей в качестве альтернативы для MCA. Шина была приспособлена для передачи данных по 32 битному каналу с возможностью доступа к 4 Гб памяти. Подобно MCA для каждой карты использовался микропроцессор, и была возможность установить драйвера с помощью диска. Но шина все еще работала на частоте 8 МГц для поддержки карт ISA.
Слоты EISA в два раза глубже чем ISA, если вставляется карта ISA, то она использует только верхний ряд разъемов, а EISA использует все разъемы. Карты EISA были дорогими и использовались обычно на серверах.
Шина VESA
Шина VESA была разработана для стандартизации способов передачи видеосигнала и решить проблему попыток каждого производителя придумать свою шину.
Шина VESA имеет 32 битный канал передачи данных и может работать на частоте 25 и 33 МГц. Она работала на той же тактовой частоте, что и центральный процессор. Но это стало проблемой, частота процессора увеличивается и должна была расти скорость видеокарт, а чем быстрее периферийные устройства, тем они дороже. Из-за этой проблемы шина VESA со временем была заменена на PCI.
Слоты VESA имели дополнительные наборы разъемов, а поэтому сами карты были крупными. Тем не менее сохранялась совместимость с ISA.
Шина PCI
Peripheral Component Interconnect (PCI) — это самая новая разработка в области шин расширений. Она является текущем стандартом для карт расширений персональных компьютеров. Intel разработала эту технологию в 1993 году для процессора Pentium. С помощью этой шины соединяется процессор с памятью и другими периферийными устройствами.
PCI поддерживает передачу 32 и 64 разрядных данных, количество передаваемых данных равно разрядности процессора, 32 битный процессор будет использовать 32 битную шину, а 64 битный — 64 битную. Работает шина на частоте 33 МГц.
В PCI можно использовать технологию Plug and Play (PnP). Все карты PCI поддерживают PnP. Это значит, что пользователь может подключить новую карту, включить компьютер и она будет автоматически распознана и настроена.
Также тут поддерживается управление шиной, есть некоторые возможности обработки данных, поэтому процессор тратит меньше времени на их обработку. Большинство PCI карт работают на напряжении 5 Вольт, но есть карты, которым нужно 3 Вольта.
Шина AGP
Необходимость передачи видео высокого качества с большой скоростью привела к разработке AGP. Accelerated Graphics Port (AGP) подключается к процессору и работает со скоростью шины процессора. Это значит, что видеосигналы будут намного быстрее передаваться на видеокарту для обработки.
AGP использует оперативную память компьютера для хранения 3D изображений. По сути, это дает видеокарте неограниченный объем видеопамяти. Чтобы ускорить передачу данных Intel разработала AGP как прямой путь передачи данных в память. Диапазон скоростей передачи — 264 Мбит до 1,5 Гбит.
PCI-Express
Это модифицированная версия стандарта PCI, которая вышла в 2002 году. Особенность этой шины в том что вместо параллельного подключения всех устройств к шине используется подключение точка-точка, между двумя устройствами. Таких подключений может быть до 16.
Это дает максимальную скорость передачи данных. Также новый стандарт поддерживает горячую замену устройств во время работы компьютера.
PC Card
Шина Personal Computer Memory Card Industry Association (PCICIA) была создана для стандартизации шин передачи данных в портативных компьютерах.
Шина SCSI
Шина SCSI была разработана М. Шугартом и стандартизирована в 1986 году. Эта шина используется для подключения различных устройств для хранения данных, таких как жесткие диски, DVD приводы и так далее, а также принтеры и сканеры. Целью этого стандарта было обеспечить единый интерфейс для управления всеми запоминающими устройствами на максимальной скорости.
Читайте также: Шипованные зимние шины в орске
Шина USB
Это стандарт внешней шины, который поддерживает скорость передачи данных до 12 Мбит/сек. Один порт USB (Universal Serial Bus) позволяет подключить до 127 периферийных устройств, таких как мыши, модемы, клавиатуры, и другие устройства USB. Также поддерживается горячее удаление и вставка оборудования. На данный момент существуют такие внешние шины компьютера USB, это USB 1.0, USB 2.0, USB 3.0, USB 3.1 и USB Type-C.
USB 1.0 был выпущен в 1996 году и поддерживал скорость передачи данных до 1,5 Мбит/сек. Стандарт USB 1.1 уже поддерживал скорость 12 Мбит/сек для таких устройств, как жесткие диски.
Более новая спецификация — USB 2.0 появилась в 2002 году. Скорость передачи данных выросла до 480 Мбит/сек, а это в 40 раз быстрее чем раньше.
USB 3.0 появился в 2008 году и поднял стандарт скорости еще выше, теперь данные могут передаваться со скоростью 5 Гбит/сек. Также было увеличено количество устройств, которые можно питать от одного порта. USB 3.1 был выпущен в 2013 и тут уже поддерживалась скорость до 10 Гбит/с. Также для этой версии был разработан компактный разъем Type-C, к которому коннектор может подключаться любой стороной.
Видео:Как частота ОЗУ влияет на ФПС в играх? 🤨Скачать
Выводы
В этой статье мы рассмотрели основные шины компьютера, историю их развития, назначение шин компьютера, их типы и виды. Надеюсь эта статья была для вас полезной и вы узнали много нового.
На завершение небольшое видео про шины и интерфейсы компьютера:
Видео:В чем разница между ddr 4 и ddr5 памятьюСкачать
Оперативная память
ОЗУ для временного хранения информации
Главное применение микросхем оперативной памяти, непосредственно следующее из ее названия, — это временное хранение цифровой информации , всевозможных массивов кодов, таблиц данных, одиночных чисел и т.д. Цель такого хранения информации состоит в том, чтобы в любой момент иметь возможность быстро ее прочитать для дальнейшей обработки, записи в энергонезависимую память (в ПЗУ , на магнитные носители) или для другого использования. Записанная в оперативную память и непрочитанная затем информация не имеет смысла, так как при выключении питания она безвозвратно пропадет.
Другим словами, временное хранение предполагает, что к памяти имеется возможность доступа от какого-то устройства или от какой-то другой части схемы как с операцией записи, так и с операцией чтения (считывания). В зависимости от того, в каком порядке может записываться или читаться информация, существуют две разновидности ОЗУ:
- ОЗУ с параллельным или произвольным доступом (это наиболее универсальная схема);
- ОЗУ с последовательным доступом (это более специфическая схема).
Параллельный или произвольный доступ наиболее прост и обычно не требует никаких дополнительных элементов, так как именно на этот режим непосредственно рассчитаны микросхемы памяти. В этом режиме можно записывать информацию в любой адрес ОЗУ и читать информацию из любого адреса ОЗУ в произвольном порядке. Однако параллельный доступ требует формирования довольно сложных последовательностей всех входных сигналов памяти. То есть для записи информации необходимо сформировать код адреса записываемой ячейки и только потом подать данные, сопровождаемые управляющими сигналами –CS и –WR (см. рис. 12.2). Точно так же необходимо подавать полный код адреса читаемой ячейки при операции чтения. Этот режим доступа чаще всего применяется в компьютерах и контроллерах, где самыми главными факторами являются универсальность и гибкость использования памяти для самых разных целей.
Последовательный доступ к памяти предполагает более простой порядок общения с памятью. В этом случае не надо задавать код адреса записываемой или читаемой ячейки, так как адрес памяти формируется схемой автоматически. Для записи информации надо всего лишь подать код записываемых данных и сопроводить его стробом записи. Для чтения информации надо подать строб чтения и получить читаемые данные. Автоматическое задание адреса при этом осуществляется внутренними счетчиками, меняющими свое состояние по каждому обращению к памяти. Например, десять последовательных циклов записи запишут информацию в десять последовательно расположенных ячеек памяти. Недостаток такого подхода очевиден: мы не имеем возможности записывать или читать ячейки с произвольными адресами в любом порядке. Зато существенно упрощается и ускоряется процедура обмена с памятью (запись и чтение). Мы будем в данном разделе рассматривать именно этот тип памяти, этот тип доступа.
Читайте также: Газ 31105 марка шин
Можно выделить три основных типа оперативной памяти с последовательным доступом :
- память типа «первым вошел — первым вышел» ( FIFO , First In — First Out);
- память магазинного, стекового типа, работающая по принципу «последним вошел — первым вышел» ( LIFO , Last In — First Out).
- память для хранения массивов данных.
Два первых типа памяти подразумевают возможность чередования операций записи и чтения в памяти. При этом память FIFO выдает читаемые данные в том же порядке, в котором они были записаны, а память LIFO — в порядке, обратном тому, в котором они были записаны в память. Память FIFO можно сравнить со сдвиговым регистром , на выходе которого данные появляются в том же порядке, в котором они были в него записаны. А память LIFO обычно сравнивают с магазином для подачи патронов в автомате или пистолете, в котором первым выдается патрон, вставленный в магазин последним. Память с принципом LIFO используется, в частности, в компьютерах ( стек ), где она хранит информацию о параметрах программ и подпрограмм.
Для памяти FIFO требуется хранение двух кодов адреса (адрес для записи и адрес для чтения), для памяти LIFO достаточно одного кода адреса.
Хранение массивов в памяти предполагает, что сначала в память записывается целиком большой массив данных, а потом этот же массив целиком читается из памяти. Эта память также может быть устроена по двум принципам (FIFO и LIFO ). В первом случае (FIFO) записанный массив читается в том же порядке, в котором и был записан, во втором случае ( LIFO ) — в противоположном порядке (начиная с конца). В обоих этих случаях для общения с памятью требуется хранить только один код адреса памяти.
Рассмотрим несколько примеров схем, реализующих перечисленные типы памяти с последовательным доступом .
На рис. 12.5 представлена функциональная схема памяти типа FIFO на микросхемах с раздельными шинами входных и выходных данных. Адреса памяти задаются двумя счетчиками — счетчиком записи и счетчиком чтения, выходные коды которых мультиплексируются с помощью 2-канального мультиплексора . Запись данных осуществляется по стробу записи «–Зап.», чтение данных — по стробу чтения «–Чт.». Своим задним фронтом сигнал «–Зап.» переключает счетчик записи, а задний фронт сигнала «–Чт.» переключает счетчик чтения. В результате каждая следующая запись осуществляется в следующий по порядку адрес памяти. Точно так же каждое следующее чтение производится из следующего по порядку адреса памяти.
Перед началом работы необходимо сбросить счетчики в нуль сигналом «Сброс». При отсутствии операций записи и чтения память находится в состоянии чтения (сигнал –WR равен единице), а на адресные входы памяти подается код адреса записи со счетчика записи. При подаче строба записи «–Зап.» производится запись входных данных по адресу из счетчика записи. Входные (записываемые) данные должны выставляться раньше начала сигнала «–Зап.», а заканчиваться после этого сигнала. При подаче строба чтения «–Чт.» мультиплексор переключается на передачу адреса чтения, и на выходе памяти появляется информация, которая считывается из адреса чтения, задаваемого счетчиком чтения. Действительными выходные (читаемые) данные будут по заднему ( положительному) фронту сигнала «–Чт.».
Запись начинается с нулевого адреса памяти и производится по последовательно нарастающим адресам. Точно так же чтение начинается с нулевого адреса памяти и производится по последовательно нарастающим адресам. Операции записи и чтения могут чередоваться. Временные диаграммы циклов записи и чтения показаны на рис. 12.6.
В качестве счетчиков можно использовать нужное количество микросхем ИЕ7, в качестве мультиплексора — микросхемы КП11, в качестве памяти — К155РУ7 или любые другие нетактируемые микросхемы памяти с раздельными шинами входных и выходных данных.
Условия правильной работы схемы следующие. Длительность сигнала «–Зап.» не должна быть меньше минимально допустимой длительности сигнала –WR памяти. Длительность сигнала «–Чт.» не должна быть меньше суммы задержки переключения мультиплексора и задержки выборки адреса памяти. Период следования сигнала «-Зап.» не должен быть меньше суммы задержки переключения счетчика записи и длительности сигнала «–Зап.». Период следования сигнала «-Чт.» не должен быть меньше суммы задержки переключения счетчика чтения и длительности сигнала «–Чт.».
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📸 Видео
Отличие обычной оперативной памяти от серверной!!! #ShortsСкачать
Рынок оперативной памяти 2024. Выбор лучшей DDR4 и DDR5 . Топ ОЗУ для Intel и AMDСкачать
Шина компьютера, оперативная память, процессор и мостыСкачать
Оперативная память. Сколько нужно ставить? #базаСкачать
Двухканальный режим памяти. Как активировать, имея один модуль?Скачать
Стоит ли покупать DDR5?Скачать
ЧАСТОТА vs ТАЙМИНГИ - разрушаем мифы! Сколько нужно ОЗУ?Скачать
Сколько ОЗУ (оперативной памяти) нужно ставить в 2024 году?Скачать
Оперативная память с радиаторами и без в чем разница?Скачать
Какие чипы оперативной памяти лучше #shortsСкачать
Про оперативную памятьСкачать
Выдергиваем оперативную память во время работы ПК!Скачать
Разные планки оперативной памяти. Можно ли совмещать в одном ПК?Скачать
Оперативная память. Как выбрать? Что стоит за характеристиками?Скачать
Новый формат оперативной памяти 📇 #озу #ddr5 #expresslyСкачать
Тайминги оперативной памятиСкачать