Требования по организации безопасного производства шиномонтажных работ отражены в Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты, Министерства транспорта и коммуникаций от 4 декабря 2008 г. № 180/128.
Монтажные и демонтажные работы с шинами выполняются только в шиномонтажном или ином приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента, а также специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих. Демонтаж шины выполняется на специальном стенде или с помощью специального съемного устройства.
Перед монтажом шины проверяется исправность и чистота обода колеса, его бортового и замочного колец, а также шины. После монтажа шины на обод колеса необходимо проверить положение вентиля и посадку бортов покрышки на полки обода колеса.
Установка замочного кольца на колесо должна выполняться только с помощью специальной монтажной лопатки. Замочное кольцо колеса при монтаже шины на обод колеса должно полностью входить в выемку обода колеса всей внутренней поверхностью.
При проведении шиномонтажных работ необходимо следить за тем, чтобы обозначения одинарных шин и наружных шин сдвоенных колес находились на наружной стороне транспортного средства, а обозначения внутренних шин — на внутренней стороне транспортного средства. При установке сдвоенных колес на ось транспортного средства необходимо совместить окна дисков обоих колес для обеспечения возможности подхода к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке воздуха в шину без снятия наружного колеса.
При выполнении шиномонтажных работ не допускается:
демонтаж с обода колеса шины, находящейся под давлением;
снятие с транспортного средства колеса с разборным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
выбивать обод колеса кувалдой (молотком);
при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на ободе постукиванием;
монтировать шину на обод (диск) колеса, не соответствующий размеру шины;
во время накачивания шины ударять по замочному кольцу колеса молотком или кувалдой;
накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления шины;
применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца колеса, не соответствующие данной модели колеса;
заменять золотники на колесе различного рода заглушками;
накачивать шину на разборном ободе колеса с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково.
Колеса и шины необходимо катить, придерживая их от падения. Работы по снятию, перемещению и установке колес массой более 20 кг должны выполняться при помощи специально предназначенного для этого устройства. Накачивание шин в сборе с ободом колеса производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать работающих от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже.
Накачивание шин с разборным ободом колеса необходимо осуществлять в два этапа: вначале довести до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) с проверкой положения замочного кольца колеса, а затем — до нормативного давления, установленного организацией-изготовителем. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца колеса необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца колеса, а затем повторить действия, указанные в части первой настоящего пункта. Накачивание шин без демонтажа проводится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.
Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо надеть средства индивидуальной защиты рук и применять спредер. Для изъятия из шин металлических предметов необходимо пользоваться специально предусмотренным для этого приспособлением.
Работы по ремонту и вулканизации шин проводятся в специально выделенных для этого помещениях (цехах, участках, отделениях), оснащенных необходимым шиноремонтным и вулканизационным оборудованием, инвентарем, инструментом, а также вентиляционным оборудованием и средствами пожаротушения, обеспечивающими безопасное выполнение работ.
Работающему, обслуживающему вулканизационное оборудование, не разрешается допускать к работе на нем других лиц, не имеющих права работы с подобным оборудованием, покидать рабочее место во время работы вулканизационного оборудования.
При работе на вулканизационном оборудовании не допускается прикасаться к нагретым рабочим частям электровулканизаторов во избежание получения ожогов. При работе на паровом вулканизационном оборудовании необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и действием предохранительного клапана. При снижении уровня воды ее можно подкачивать только небольшими порциями. При неисправности насоса (невозможности подкачать воду) необходимо немедленно прекратить работу, удалить топливо из топки и выпустить пар. Гасить топливо водой не допускается.
При работе на паровом вулканизационном оборудовании не допускается:
работать без предохранительного клапана, а также с неисправным или неопломбированным предохранительным клапаном на вулканизационном оборудовании;
устанавливать на предохранительный клапан вулканизационного оборудования дополнительный груз;
пользоваться неисправным, неопломбированным или с истекшим сроком поверки манометром вулканизационного оборудования.
В процессе вулканизации шины (покрышки, камеры) работающий должен вести постоянный контроль за:
показаниями термометра, не допуская повышения температуры вулканизации резины выше установленной нормы (при отсутствии автоматического регулятора или ограничителя температуры);
показаниями счетчика времени, не допуская превышения установленной нормы времени на вулканизацию резины (при отсутствии таймера).
Вынимать камеру из струбцины после вулканизации можно только после того, как восстановленный участок камеры остынет.
Промазка покрышек и починочных материалов клеем производится на специальных столах, верстаках или стендах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.
При нанесении клея вручную необходимо пользоваться малярной кистью соответствующей формы и размера, ручка которой снабжена отражателем, предохраняющим руку работающего от загрязнения клеем.
Читайте также: Гоночные шины для авто
Сушка ремонтируемых покрышек и починочных материалов после промазки клеем проводится в закрытых сушильных камерах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.
Также следует обратить внимание, что безопасность при эксплуатации оборудования обеспечивается путем эксплуатации оборудования работающими, имеющими соответствующую квалификацию по профессии, прошедшими в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
1. Допускается загромождение рабочего места мусором, тарой, инструментом.
2. Шины транспортных средств не укладываются на полки стеллажей в вертикальном положении.
3. Неудовлетворительное содержание производственных помещений.
- Перечислите основные требования безопасности при демонтаже шин
- Правила техники безопасности при демонтаже и монтаже шин
- Правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте >>
- Типовая инструкция № 18 по охране труда при снятии и установке колес автомобиля
- Рекомендации автотранспортным предприятиям по применению типовых инструкций по охране труда
- 🎬 Видео
Видео:Требования безопасности при проведении работ на высотеСкачать
Перечислите основные требования безопасности при демонтаже шин
Требования охраны труда при выполнении шиномонтажных работ
209. Демонтаж и монтаж шин должны осуществляться на участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.
210. Перед снятием колес транспортное средство должно быть вывешено с помощью подъемного механизма или на специальном подъемнике.
В случае использования подъемного механизма под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть транспортного средства — специальную подставку (козелок).
211. Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового транспортного средства (прицепа, полуприцепа) и автобуса должны быть механизированы.
212. Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.
Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо производить с применением монтажного инструмента.
213. Перед монтажом шины должна быть проверена исправность бортового и замочного кольца. Замочное кольцо должно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.
214. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца при накачке шины необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины и исправить положение кольца.
215. Накачивание и подкачивание снятых с транспортного средства шин должны выполняться в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.
216. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.
217. Для осмотра внутренней поверхности шины необходимо применять спредер (расширитель).
218. Для изъятия из шины посторонних предметов следует использовать специальный инструмент (клещи).
1) выбивать диск кувалдой (молотком);
2) монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;
3) во время накачивания шины сжатым воздухом с использованием компрессора ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;
4) накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления воздуха;
5) применять при монтаже шин неисправные и заржавевшие замочные и бортовые кольца, ободы и диски колес;
6) использовать отвертки, шило или нож для изъятия из шины посторонних предметов.
Видео:ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Вид Грубейшего Нарушения ТРЕБОВАНИЙ ТБ при работе на СТАНКАХ.Скачать
Правила техники безопасности при демонтаже и монтаже шин
Видео:Видеоинструкция. Безопасные приемы труда при выполнении шиномонтажных работСкачать
Правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте >>
Монтаж и демонтаж шин производиться на чистом полу или помосте, а в пути – на разостланном брезенте или другой подстилке. Монтировать шины на земляном полу запрещается. Прежде чем приступить к демонтажу шины с колеса, воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, осуществляется съемником. Выбивать диски кувалдой (молотком) запрещается.
Перед монтажом шины необходимо проверить состояние обода: нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусеницы. При монтаже шины уложенную в покрышку камеру следует расправить и слегка подкачать, следить, чтобы не было защемления и скручивания камеры. Замочное кольцо должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Накачивать смонтированную шину разрешается только в ограждении или с применением устройств, предохраняющих от срыва замочного кольца и разрыва покрышки. При накачивании шины надо следить за давлением по манометру, не допуская повышения давления сверх нормы.
Подкачивать шину без демонтажа разрешается, если давление воздуха в ней снизилось не более чем на 40% по сравнению с нормальным и если есть уверенность в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа. Подкачивать шину колеса, снятого с автомобиля, нужно с применением ограждений или страхующего приспособления. Шину колеса, находящегося на автомобиле, подкачивают, подняв колесо.
Видео:Шиномонтаж шин RunFlat 325/30 R21 BMW X6Скачать
Типовая инструкция № 18 по охране труда при снятии и установке колес автомобиля
Инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля и предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.
Обозначение: | ТОИ Р-200-18-95 |
Название рус.: | Типовая инструкция № 18 по охране труда при снятии и установке колес автомобиля |
Статус: | действует |
Дата актуализации текста: | 05.05.2017 |
Дата добавления в базу: | 01.09.2013 |
Дата введения в действие: | 27.02.1996 |
Утвержден: | 27.02.1996 Департамент автомобильного транспорта Минтранса России (16) |
Опубликован: | Издательство ДЕАН (2008 г. ) |
Ссылки для скачивания: |
Утверждена
Приказом Департамента
автомобильного транспорта
Министерства транспорта
Российской Федерации
от 27 февраля 1996 г. № 16
Согласовано
с ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
7 августа 1995 года
Вводится в действие —
с 27 февраля 1996 года
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ СНЯТИИ И УСТАНОВКЕ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ
Разработана Государственным научно — исследовательским институтом автомобильного транспорта.
Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. № 16.
Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.
Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.
Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. № 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.
Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.
В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В., Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля.
1.2. Работник при выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля должен:
соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной Типовой инструкции, а также инструкции, разработанной с учетом требований, изложенных в Типовой инструкции № 5 по охране труда для монтировщика шин ;
знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях ;
выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Заметив нарушение требований безопасности другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.
2. Общие требования безопасности
2.1. К самостоятельной работе по снятию и установке колес автомобиля допускаются лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.
2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.
2.3. При выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
вывешивании автомобиля для замены колес;
отворачивании гаек и футорок колеса вручную;
снятии и перемещении колеса вручную без применения специальной тележки;
накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин;
применении неисправного инструмента и приспособлений.
2.4. Запрещается пользоваться инструментом и приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован.
2.5. Работник, выполняющий работы по снятию и установке колес автомобиля, должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работы, перед приемом пищи или курением мыть руки с мылом.
2.6. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной Типовой инструкции, работник, выполняющий работы по снятию и установке колес автомобиля, несет ответственность согласно действующему законодательству.
3. Требования безопасности перед началом работ
3.1. Перед началом работ по снятию и установке колес автомобиля работник должен:
3.1.1. Осмотреть и подготовить свое рабочее место.
3.1.2. Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений.
4. Требования безопасности во время работы
4.1. Снятие и установку колес следует производить на предназначенном для этой цели участке, оснащенном необходимым оборудованием и приспособлениями.
4.2. При установке автомобиля на специальный подъемник для снятия колес необходимо следить, чтобы все лапы — подхваты были надежно установлены под автомобиль и при подъеме не возникало перекосов.
4.3. Отворачивать и заворачивать гайки и футорки крепления колес грузовых автомобилей (автобусов) следует с помощью гайковерта. При отворачивании их вручную необходимо занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.
Запрещается: наращивать гаечные ключи трубой или другими предметами; отворачивать гайки рывком.
4.4. Колеса грузового автомобиля (автобуса) необходимо снимать и перемещать с помощью специальной тележки.
Перемещать колеса грузовых автомобилей и автобусов вручную путем перекатывания в предприятии запрещается.
4.5. При снятии колес вне предприятия необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании передних колес), удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери, установить под неподнимаемые колеса специальные противооткатные упоры (башмаки) в распор не менее двух и вывесить автомобиль домкратом.
При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо предварительно выровнять место установки домкрата, положить прочную подкладку достаточных размеров и установить на нее домкрат.
4.6. При вывешивании автобуса с помощью домкрата необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него специальную подставку (козелок) и только после этого установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
4.7. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо проводить монтажным инструментом.
4.8. При накачивании шин или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо пользоваться предохранительной вилкой или положить колесо замочным кольцом вниз.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
6. Требования безопасности по окончании работы
6.1.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для него место.
6.1.3. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
Видео:Накачка грузовых колес без клетки опасные примеры ч1Скачать
Рекомендации автотранспортным предприятиям
по применению типовых инструкций по охране труда
Представленные типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и другими нормативными и методическими документами предназначены для создания информационно — методической базы по охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.
На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются и утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а также для отдельных наиболее травмоопасных видов работ. Ответственность за своевременную и качественную разработку инструкций по охране труда на каждом автотранспортном предприятии возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так как они наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им рабочих. Для оказания методической помощи в разработке инструкций и их согласовании должны привлекаться работники службы охраны труда предприятия.
Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для работающих должно соответствовать Приложениям 1, 2, 3.
Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, — не реже одного раза в три года.
Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении технологического процесса, условий труда, применении нового оборудования и в ряде других случаев. Пересмотренные инструкции утверждаются в установленном порядке.
Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.
Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и т.п.
Результаты проведенных исследований показывают, что при выполнении производственного задания рабочий, как правило, основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи — как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В то же время другая, не менее важная задача — как при выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная деятельность) — или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им как второстепенная.
В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор материала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного случая и методах, позволяющих правильно и безопасно выполнять ту или иную работу.
Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:
Требования безопасности перед началом работы.
Требования безопасности во время работы.
Требования безопасности в аварийной ситуации.
Требования безопасности по окончании работы.
Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия обязательным минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать решения о дополнительной бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви (за исключением брезентовой, меховой и овчинно — шубной) за счет средств фонда социального развития (Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.88 № 1032). В связи с этим в инструкции для работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и СИЗ, которые оно будет выдавать работающим.
В разделе три, наряду с требованиями безопасности перед началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические мази и кремы (исходя из местных условий), которыми должен пользоваться рабочий для защиты кожи рук.
Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых, как показывает практика, наиболее часто наблюдается нарушение правил и норм охраны труда и, следовательно, наиболее часто происходят несчастные случаи. Инструкции по этим видам работ выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.
Все представленные типовые инструкции охватывают только основные профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях. Что касается инструкций для других профессий, в частности для персонала, обслуживающего электроустановки, котельные, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, и другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых правил и нормативно — технических документов.
ОБЛОЖКА ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
источники:🎬 Видео
Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Электробезопасность Правила по Охране Труда при Эксплуатации Электроустановок 2023Скачать
Шиномонтаж. Обучение для новичка. Шиномонтажный станок.Скачать
взрыв грузового колесаСкачать
Как правильно делают шиномонтажСкачать
Тема: Неисправности и условия при которых запрещается эксплуатация. Вопросы ПДДСкачать
Колёса и шиныСкачать
Ремонт бокового пореза шины 11R22,5 (горячая вулканизация)Скачать
Электробезопасность. Выпуск 1: Основы электротехникиСкачать
Производство с.-х. шин / конструкционные особенности и ошибки эксплуатации / современные трендыСкачать
Как правильно делать шиномонтаж? Обучение шиномонтажу.Скачать
Шиномонтаж для начинающих, нюансы, станки и необходимое для начала с нуля.Скачать
ПДД РБ 2023. Неисправности. Запрет участия в движении. Колёса и шиныСкачать
Как организовать свой легковой шиномонтаж? Лайфхаки по подготовке и оборудованию рабочего места.Скачать
Охрана Путина 🫵🏻Скачать