Площадь контакта электрических шин

Настоящий стандарт распространяется на разборные и неразборные электрические контактные соединения шин, проводов или кабелей (далее — проводников) из меди, алюминия и его сплавов, стали, алюмомедных проводов с выводами электротехнических устройств, а также на контактные соединения проводников между собой на токи от 2,5 А. Для контактных соединений электротехнических устройств на токи менее 2,5 А требования стандарта являются рекомендуемыми. Требования стандарта в части допустимого значения электрического сопротивления и стойкости контактных соединений при сквозных токах распространяются также на контактные соединения в цепях заземляющих и защитных проводников из стали.

Стандарт не распространяется на электрические контактные соединения электротехнических устройств специального назначения.

Термины, применяемые в стандарте, соответствуют ГОСТ 14312, ГОСТ 18311.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

Содержание
  1. 1. КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
  3. Контактные соединения
  4. По конструктивному исполнению контактные соединения подразделяются на:
  5. Температура нагрева контактных соединений не должна превышать значений, указанных в таблице
  6. Примеры разборных соединений проводников с плоскими контактными поверхностями
  7. I. Выполняемые без средств стабилизации
  8. с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)
  9. II. Выполняемые со средствами стабилизации соединения алюминиевых шин между собой или с другими проводниками из меди или из твердых алюминиевых сплавов
  10. с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)
  11. с тарельчатой пружиной (слева) и с металлическим покрытием алюминиевых шин (справа)
  12. соединение через медно-алюминиевую пластину (слева) и соединение через переходную пластинку из твердого алюминиевого сплава (справа)
  13. Примеры соединений со штыревыми выводами
  14. а) без средств стабилизации, б,в,г,д) со средствами стабилизации
  15. Болтовые контактные соединения
  16. 🔍 Видео

Видео:Болтовые соединения силовых шин в электрических шкафах.Скачать

Болтовые соединения силовых шин в электрических шкафах.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. В зависимости от области применения электрические контактные соединения (далее — контактные соединения) подразделяются на классы в соответствии с табл.1.

Область применения контактного соединения

Класс контактного соединения

1. Контактные соединения цепей, сечения проводников которых выбраны по допустимым длительным токовым нагрузкам (силовые электрические цепи, линии электропередачи и т.п.)

2. Контактные соединения цепей, сечения проводников которых выбраны по стойкости к сквозным токам, потере и отклонению напряжения, механической прочности, защите от перегрузки. Контактные соединения в цепях заземляющих и защитных проводников из стали

3. Контактные соединения цепей с электротехническими устройствами, работа которых связана с выделением большого количества тепла (нагревательные элементы, резисторы и т.п.)

Примечание. В стандартах и технических условиях на электротехнические устройства конкретных видов должны указываться классы 2 и 3, класс 1 не указывается.

1.2. В зависимости от климатического исполнения и категории размещения электротехнических устройств по ГОСТ 15150 контактные соединения подразделяются на группы в соответствии с табл.2.

Климатическое исполнение и категория размещения электротехнического устройства

Группа контактного соединения

1. Все климатические исполнения для категории размещения 4.1 при атмосфере типов II и I.

Климатические исполнения У, УХЛ, ТС для категории размещения 3 и климатические исполнения УХЛ, ТС для категории размещения 4 при атмосфере типов II и I

2. Любые сочетания климатического исполнения и категории размещения, кроме указанных выше, при атмосфере типов II и I.

Любые сочетания климатического исполнения и категории размещения при атмосфере типов III и IV

1.3. По конструктивному исполнению контактные соединения подразделяются на неразборные и разборные.

1.4. В зависимости от материала соединяемых проводников и группы контактных соединений по п.1.2 разборные контактные соединения подразделяются на:

не требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления — см. пп.2.1.6 и 2.1.8;

требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления — см. пп.2.1.7 и 2.1.8.

Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать

Подключая автоматы гребенкой, знай об этом

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Требования к конструкции

2.1.1. Контактные соединения должны выполняться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, стандартов и технических условий на электротехнические устройства конкретных видов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.1.2. Выводы электротехнических устройств должны соответствовать требованиям ГОСТ 24753.

2.1.3. Контактные винтовые зажимы должны соответствовать требованиям ГОСТ 25034, наборные зажимы должны соответствовать требованиям ГОСТ 19132.

2.1.4. Линейная арматура должна соответствовать требованиям ГОСТ 13276.

2.1.5. Неразборные контактные соединения должны выполняться сваркой, пайкой или опрессовкой. Допускается применение других методов, указанных в стандартах или технических условиях на электротехнические устройства конкретных видов.

Примеры выполнения неразборных контактных соединений приведены в приложении 1.

2.1.6. Разборные контактные соединения, не требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления, должны выполняться при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии в соответствии с требованиями ГОСТ 9.303, ГОСТ 9.005.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.1.7. Разборные контактные соединения, требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления, должны выполняться с использованием как по отдельности, так и в сочетании следующих средств:

Видео:Обзор летних шин Continental ContiPremiumContact 5 | Стоит ли покупать?Скачать

Обзор летних шин Continental ContiPremiumContact 5 | Стоит ли покупать?

Контактные соединения

Контактные соединения электрических цепей выполняются в соответствии с

  • ГОСТ 10434-82 «Соединения контактные электрические»
  • ГОСТ 21242-75 «Выводы контактные электротехнических устройств плоские и штыревые»
  • «Инструкции по монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств» (концерн «Электромонтаж», 1993г.; номер по классификации MKC-III-A-2)

По ГОСТ 10434-82, в зависимости от области применения, контактные соединения подразделяются на 3 класса. К 1 классу относятся соединения цепей, сечение которых выбирается по длительным токовым нагрузкам — это силовые электроцепи, линии электропередач (т.е. цепи, относящиеся к МКС).

Читайте также: Авторевю зимние шины 2016

В зависимости от климатического исполнения и категории размещения электротехнических устройств соединения подразделяются на группы А и Б. Климатические исполнения У, УХЛ для категории размещения 3 (что соответствует условиям МКС) относятся к группе А.

Таким образом, все требования ГОСТ 10434-82 к контактным соединениям применительно к МКС должны соответствовать классу 1 и группе А.

По конструктивному исполнению контактные соединения подразделяются на:

  • неразборные, выполняемые сваркой, пайкой или опрессовкой (соединения сборных шин между и ответвления от них рекомендуется выполнять сваркой)
  • разборные (болтовые), применяемые для соединения шин с выводами электротехнических устройств. В зависимости от материала соединяемых элементов разборные соединения, в свою очередь, подразделяются на:
    • не требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления в месте контакта
    • требующие применения средств стабилизации

    Соединение плоских контактных поверхностей (шин прямоугольного сечения или наконечников с плоскими выводами электротехнических устройств), выполненных из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, не требуют применения средств стабилизации и выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии. Допускается применение вороненых стальных болтов, гаек и шайб.

    Соединение алюминиевых шин между собой или с плоскими выводами электротехнических устройств, а также с другими проводниками, выполненными из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, должно выполняться с применением средств стабилизации, одного из ниже перечисленных:

    1. крепежных изделий из цветных металлов с коэффициентом линейного расширения от 18*10-6 до 21*10-6 1/°С (латунь);
    2. тарельчатых пружин;
    3. металлических покрытий рабочих поверхностей алюминиевых проводников;
    4. переходных медно-алюминиевых пластин (медно-алюминиевых наконечников) или переходных пластин и наконечников из твердого алюминиевого сплава.

    Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин соединяются с алюминиевыми шипами сваркой.

    При применении средств стабилизации по пунктам 2,3,4 контактные соединения также выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии.

    К штыревым выводам, выполненным из меди или латуни, присоединение проводников из меди или из твердых алюминиевых сплавов выполняется без средств стабилизации, а алюминиевых проводниковс применением средств стабилизации: при токах до 630 А — с использованием крепежных деталей из латуни, а при токах более 630 А — с использованием металлических покрытий (п.З) или переходных пластин (п.4).

    Температура нагрева контактных соединений не должна превышать значений, указанных в таблице

    Материал шин (вывода)

    Макс. допустимая

    температура нагрева

    в установках, °С

    свыше 1000 В

    Медь, алюминий и его сплавы без защитных покрытий

    То же, но с защитными покрытиями небла­городными металлами

    Медь с покрытием серебром

    Видео:Присоединение проводника к PIN шине!Сравнительный анализ!Скачать

    Присоединение проводника к PIN шине!Сравнительный анализ!

    Примеры разборных соединений проводников с плоскими контактными поверхностями

    I. Выполняемые без средств стабилизации

    с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)

    Площадь контакта электрических шин

    1,2 — соединяемые проводники (шины, выводы устройств, наконечники), выполненные из меди или из твердых алюминиевых сплавов, 3,4,5 — стальные шайбы, болты, гайки, 6 — пружинная шайба

    II. Выполняемые со средствами стабилизации соединения алюминиевых шин между собой или с другими проводниками из меди или из твердых алюминиевых сплавов

    с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)

    Площадь контакта электрических шин

    1,2 — соединяемые проводники (шины, выводы устройств, наконечники), выполненные из меди или из твердых алюминиевых сплавов, 3,4,5 — стальные шайбы, болты, гайки, 6 — пружинная шайба

    с тарельчатой пружиной (слева) и с металлическим покрытием алюминиевых шин (справа)

    Площадь контакта электрических шин

    7,8,11 — стальные гайки, болты, шайбы, 9 — тарельчатая пружина, 10 — увеличенная стальная шайба, 12,13 — металлическое покрытие

    соединение через медно-алюминиевую пластину (слева) и соединение через переходную пластинку из твердого алюминиевого сплава (справа)

    Площадь контакта электрических шин

    14 — медно-алюминиевая пластина, 15 — пластинка из твердого алюминиевого сплава

    Видео:Провода, токопровод, шиныСкачать

    Провода, токопровод, шины

    Примеры соединений со штыревыми выводами

    а) без средств стабилизации, б,в,г,д) со средствами стабилизации

    Площадь контакта электрических шин

    1 — штыревой вывод (медь, латунь); 2 — гайка (ст); 3 — шина (медь, сталь, алюминиевый сплав); 4 — гайка (медь, латунь); 5 — шина (алюминиевая); 6 — алюминиевая шина с металлопокрытием; 7 — пластина переходная медно-алюминиевая; 8 — пластина из алюминиевого сплава.
    Упорные гайки (4) во всех случаях из цветного металла.

    Болтовые контактные соединения

    Площадь контакта электрических шин

    Соединение между собой проводников прямоугольного сечения выполняется с помощью болтов, шпилек или сжимов. Число болтов определяется размерами шин. Силу сжатия контактных поверхностей целесообразнее обеспечивать применением нескольких болтов меньшего сечения, чем одного болта большего сечения, так как в первом случае количество контактных пятен получается больше. В результате переходное сопротивление соединения уменьшается и происходит более равномерное распределение тока по контактной площади. Плоские и штыревые контактные выводы электротехнических устройств выполняют согласно ГОСТ 21242-75.

    Читайте также: Шины с шипами в хабаровске

    Соединения нескольких параллельных шин фазы между собой выполняют путем укладки их в переплет, а не попарно, так как в последнем случае контактная поверхность получается значительно меньшей, а переходное сопротивление — большим.

    При прохождении электрического тока детали контактного соединения нагреваются и вследствие нагрева расширяются. Особенно значительный нагрев и расширение происходят при коротком замыкании. Расширение не одинаково по всему контактному соединению, так как его детали имеют разные коэффициенты линейного расширения.

    Болты соединений медных и алюминиевых шин работают в неблагоприятных условиях, поскольку коэффициент линейного расширения стального болта меньше, чем медной или алюминиевой шины: кроме того, болты при коротком замыкании всегда нагреваются значительно меньше, чем шины.

    В режиме короткого замыкания на болты действуют дополнительные силы, которые, складываясь с силой затяжки болта, могут привести к остаточным деформациям и ослаблению контактного соединения при понижении температуры. Чем больше толщина пакета шин, тем большие механические напряжения возникают в стягивающих болтах. Эти напряжения могут быть снижены применением тарельчатых пружин.

    Тарельчатые пружины электротехнического назначения изготавливаются по ГОСТ 17279-71 двух типов:

    — Ш— пружины для поддержания контактного давления в соединениях шин,

    — К — пружины для поддержания контактного давления в соединениях кабельных наконечников с выводами электрооборудования, имеющими уменьшенную контактную плоскость по сравнению с шинами

    Основные параметры пружин приведены на рис.1.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис. 1. Тарельчатая пружина.

    Допускается выполнять соединения без применения тарельчатых пружин, но с установкой со стороны алюминия утолщенной шайбы под головку болта или под гайку. Размеры нормальных (ГОСТ 11371-78) и увеличенных (ГОСТ 6958-78) шайб приведены в справочных таблицах.

    Длина перекрытия (нахлеста) соединяемых элементов в контактном соединении при одном или четырех болтах редко превышает ширину шины, а при двух болтах составляет от 1,5 до 2 размеров ширины шины.

    Уменьшение переходного сопротивления контактного соединения достигается повышением давления и понижением жесткости.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис 2. Контактное соединение шин с продольным разрезом.

    Для уменьшения жесткости контактного соединения на шинах делают продольные разрезы шириной 3— 4 мм, длиной 50 мм (рис. 2).

    Болты в соединении выбирают, исходя из требующихся удельных давлений между контактными поверхностями кажущейся плотности тока и допустимых растягивающих усилий для болтов. Рекомендуемые удельные давления в контактных соединениях, МПа, в зависимости от материала контактного соединения приведены ниже.

    Медь, латунь, бронза нелуженые — 0,6- 12,0

    Длина болтов выбирается таким образом, чтобы после сборки и затяжки соединений оставалось не менее двух ниток свободной резьбы.

    Затяжку болтов контактных соединений производят гаечным ключом, обеспечивая значения крутящих моментов, приведенные в справочных таблицах.

    Затяжку болтов на соединениях с тарельчатыми пружинами производят в два приема. Вначале болт затягивают до полного сжатия тарельчатой пружины, затем соединение ослабляют поворотом ключа в обратную сторону на 1/4 оборота для болтов Мб и М12 и на 1/6 оборота для остальных болтов.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис. 3. Соединение медной жилы с плоским выводом из меди или сплава алюминия: а — для болтов до М8, б — для всех размеров болтов, 1 — вывод, 2 — наконечник, 3 — шайба, 4 — болт, 5 — шайба пружинная, 6 — гайка, 7 — жила.

    Присоединение плоских проводников к плоским выводам из меди или алюминиевого сплава (рис. 3) производится с помощью стальных болтов (ГОСТ 7798-70), гаек (ГОСТ 5915-70) и шайб (ГОСТ 11371-78), а к выводам из алюминия — с применением средств стабилизации контактного давления: тарельчатых пружин или крепежных изделий из медных или алюминиевых сплавов с коэффициентом линейного расширения (18—21) х 10-6 °С-1 (рис. 4).

    При сборке соединения с тарельчатыми пружинами со стороны алюминиевого вывода ставят увеличенную, а со стороны медной лапки наконечника — нормальную шайбу. В соединениях с тарельчатыми пружинами контргайки не применяют.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис. 4. Соединение медной жилы с плоским выводом из алюминия: а — с применением тарельчатых пружин, б — с применением крепежных деталей из цветных металлов, 1 — вывод, 2 — медный наконечник, 3 — шайба пружинная, 4 — болт стальной, 5 — гайка стальная, 6 — шайба стальная увеличенная, 7 — пружина тарельчатая, 8 — жила медная, 9 — болт из цветного металла, 10 — гайка из цветного металла, 11 — шайба из цветного металла.

    Читайте также: Размер дисков под шины 185 60 r14

    Если тарельчатые пружины или болты и гайки из цветных металлов необходимых размеров отсутствуют подсоединение можно выполнять с применением увеличенной шайбы при условии, что переходное сопротивление и температура нагрева соединения окажутся в заданных пределах.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис. 5. Присоединение двух наконечников к плоскому выводу.

    В тех случаях, когда контактные соединения эксплуатируется в помещении с относительной влажностью более 80% и температурой не ниже 20°С или в химически активной среде, оно выполняется с помощью переходных медно-алюминиевых пластин. Непосредственное соединение медной жилы с алюминиевым выводом может выполняться в том случае, когда алюминиевый вывод имеет защитное металлопокрытие.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис. 6. Переходные детали для подключения к выводам более двух наконечников.

    При выполнении подсоединения, к плоскому выводу двух жил кабеля наконечники следует располагать по обеим сторонам плоского зажима (рис. 5) для того, чтобы обеспечить наименьшее переходное сопротивление и сохранить более равномерное токораспределение. Если к выводу нужно подсоединить более двух наконечников или отверстие вывода не соответствует отверстию наконечника, используют переходные детали. К переходной детали наконечники подсоединяются симметрично (рис. 6).

    Присоединение плоских медных проводников и наконечников к штыревым контактным выводам оборудования выполняется при помощи стандартных гаек из меди и ее сплавов. Соединения при номинальных токах до 30 А выполняют с помощью стальных гаек, покрытых оловом, никелем или кадмием.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис. 7. Присоединение наконечника к штыревому выводу: 1 — наконечник, 2 — гайка медная увеличенная, 3 — гайки стальные, 4 — штыревой вывод, 5 — жила.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис. 8. Соединение двух наконечников со штыревым выводом: 1 — наконечники, 2— гайки, 3— штыревой вывод.

    Алюминиевые плоские проводники при токах до 250 А присоединяются так же, как медные, а при токах от 250 до 400 А для присоединения применяют увеличенные упорные гайки (рис. 7).

    Присоединение двух наконечников к штыревому выводу (рис. 8) необходимо выполнять симметрично, а при подсоединении более двух наконечников используют переходные детали.

    При токах более 400 А следует использовать медно-алюминиевые наконечники или армировать (плакировать) концы шин.

    Подсоединение круглых проводников к плоским и штыревым выводам производится после формирования их в виде кольца с помощью шайб-звездочек. Лапки шайб-звездочек при закручивании винта или гайки не должны касаться поверхности вывода или упорной гайки, чтобы колечко жилы было надежно прижато к зажиму.

    Кольцо провода укладывается под головку болта или гайки так, чтобы оно при закручивании болтов или гаек не выдавливалось из-под них (рис. 9). В тех случаях, когда алюминиевая однопроволочная жила оконцована кольцевым наконечником (пистоном), шайба-звездочка не применяется.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис. 9. Соединение алюминиевой жилы сечением до 10 мм2 с выводами: а — плоским, б — штыревым, 1 — винт, 2 — шайба пружинная, 3 — шайба-звездочка, 4 — жила, изогнутая в кольцо, 5 — зажим плоский, 6 — штыревой вывод, 7 — гайка.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис. 10. Соединение медной жилы сечением до 10 мм2 с выводами: а, б — плоским, в, г — штыревым, 1 — винт, 2 — шайба пружинная, 3— шайба, 4 — однопроволочная жила, изогнутая в кольцо, 5 — плоский зажим, 6 — штыревой зажим, 7 — гайка, 8 — жила, оконцоваииая плоским или кольцевым наконечником.

    Медные жилы сечением до 10 мм2 соединяются с плоскими и штыревыми выводами с помощью винтов, шайб, пружинных шайб и гаек (рис. 10). При подсоединении жил, оконцованных наконечником (пистоном), шайба не используется.

    Площадь контакта электрических шин

    Рис. 11. Соединение алюминиевой многопроволочной жилы с цилиндрическим зажимом: а — с применением штифтового наконечника, б — после сплавления конца жилы в монолит с добавкой легирующих присадок, 1 — корпус, 2 — прижимный винт, 3 — штифтовой наконечник, 4 — жила многопроволочная, 5 — конец жилы, сплавленный в монолит.

    С винтовыми зажимами для втычного присоединения алюминиевые или медные многопроволочные жилы могут соединяться после оконцевания штифтовым наконечником или после сплавления конца жилы в монолит с добавкой легирующих присадок.

    Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

    Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

    Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:


    🔍 Видео

    Подключаем фазные шины гребенкиСкачать

    Подключаем фазные шины гребенки

    Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать

    Как понять, когда протектор износился и шины пора менять

    Распределительный блок (РБД), Кросс модули, Шинки. Что, зачем, почему | KonstArtStudioСкачать

    Распределительный блок (РБД), Кросс модули, Шинки. Что, зачем, почему | KonstArtStudio

    Пятно контакта колеса при различном давленииСкачать

    Пятно контакта колеса при различном давлении

    Как правильно подключить автоматСкачать

    Как правильно подключить автомат

    Почему чаще отгорает ноль, а не фаза? #энерголикбезСкачать

    Почему чаще отгорает ноль, а не фаза? #энерголикбез

    Переходное сопротивление электрических контактовСкачать

    Переходное сопротивление электрических контактов

    Как пользоваться набором для ремонта шинСкачать

    Как пользоваться набором для ремонта шин

    Обзор шин Continental PremiumContact 6Скачать

    Обзор  шин Continental PremiumContact 6

    ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать

    ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ

    ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Вид Грубейшего Нарушения ТРЕБОВАНИЙ ТБ при работе на СТАНКАХ.Скачать

    ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. Вид Грубейшего Нарушения ТРЕБОВАНИЙ ТБ при  работе на СТАНКАХ.

    Колёса и шиныСкачать

    Колёса и шины

    MICHELIN Energy Saver Plus | Увеличенная площадь пятна контактаСкачать

    MICHELIN Energy Saver Plus | Увеличенная площадь пятна контакта

    Continental UltraContact – обзорСкачать

    Continental UltraContact – обзор

    Continental PremiumContact7 новинка лета 2023 лучшие шины в категории комфорт.Скачать

    Continental PremiumContact7 новинка лета 2023 лучшие шины в категории комфорт.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток