По ГОСТ 10434-82, в зависимости от области применения, контактные соединения подразделяются на 3 класса. К 1 классу относятся соединения цепей, сечение которых выбирается по длительным токовым нагрузкам — это силовые электроцепи, линии электропередач (т.е. цепи, относящиеся к МКС).
В зависимости от климатического исполнения и категории размещения электротехнических устройств соединения подразделяются на группы А и Б. Климатические исполнения У, УХЛ для категории размещения 3 (что соответствует условиям МКС) относятся к группе А.
Таким образом, все требования ГОСТ 10434-82 к контактным соединениям применительно к МКС должны соответствовать классу 1 и группе А.
- По конструктивному исполнению контактные соединения подразделяются на:
- Температура нагрева контактных соединений не должна превышать значений, указанных в таблице
- Примеры разборных соединений проводников с плоскими контактными поверхностями
- I. Выполняемые без средств стабилизации
- с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)
- II. Выполняемые со средствами стабилизации соединения алюминиевых шин между собой или с другими проводниками из меди или из твердых алюминиевых сплавов
- с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)
- с тарельчатой пружиной (слева) и с металлическим покрытием алюминиевых шин (справа)
- соединение через медно-алюминиевую пластину (слева) и соединение через переходную пластинку из твердого алюминиевого сплава (справа)
- Примеры соединений со штыревыми выводами
- а) без средств стабилизации, б,в,г,д) со средствами стабилизации
- Площадь контактной поверхности шин
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
- 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТАКТНЫМ СОЕДИНЕНИЯМ
- 4. СОЕДИНЕНИЯ И ОТВЕТВЛЕНИЯ ШИН
- 💥 Видео
По конструктивному исполнению контактные соединения подразделяются на:
- неразборные, выполняемые сваркой, пайкой или опрессовкой (соединения сборных шин между и ответвления от них рекомендуется выполнять сваркой)
- разборные (болтовые), применяемые для соединения шин с выводами электротехнических устройств. В зависимости от материала соединяемых элементов разборные соединения, в свою очередь, подразделяются на:
- не требующие применения средств стабилизации электрического сопротивления в месте контакта
- требующие применения средств стабилизации
Соединение плоских контактных поверхностей (шин прямоугольного сечения или наконечников с плоскими выводами электротехнических устройств), выполненных из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, не требуют применения средств стабилизации и выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии. Допускается применение вороненых стальных болтов, гаек и шайб.
Соединение алюминиевых шин между собой или с плоскими выводами электротехнических устройств, а также с другими проводниками, выполненными из меди и ее сплавов или из твердых алюминиевых сплавов, должно выполняться с применением средств стабилизации, одного из ниже перечисленных:
- крепежных изделий из цветных металлов с коэффициентом линейного расширения от 18*10-6 до 21*10-6 1/°С (латунь);
- тарельчатых пружин;
- металлических покрытий рабочих поверхностей алюминиевых проводников;
- переходных медно-алюминиевых пластин (медно-алюминиевых наконечников) или переходных пластин и наконечников из твердого алюминиевого сплава.
Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин соединяются с алюминиевыми шипами сваркой.
При применении средств стабилизации по пунктам 2,3,4 контактные соединения также выполняются при помощи стальных крепежных изделий, защищенных от коррозии.
К штыревым выводам, выполненным из меди или латуни, присоединение проводников из меди или из твердых алюминиевых сплавов выполняется без средств стабилизации, а алюминиевых проводников — с применением средств стабилизации: при токах до 630 А — с использованием крепежных деталей из латуни, а при токах более 630 А — с использованием металлических покрытий (п.З) или переходных пластин (п.4).
Температура нагрева контактных соединений не должна превышать значений, указанных в таблице
Материал шин (вывода)
Макс. допустимая
температура нагрева
в установках, °С
свыше 1000 В
Медь, алюминий и его сплавы без защитных покрытий
То же, но с защитными покрытиями неблагородными металлами
Медь с покрытием серебром
Читайте также: Индикатор шин nokian хакапелита
Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Примеры разборных соединений проводников с плоскими контактными поверхностями
I. Выполняемые без средств стабилизации
с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)
1,2 — соединяемые проводники (шины, выводы устройств, наконечники), выполненные из меди или из твердых алюминиевых сплавов, 3,4,5 — стальные шайбы, болты, гайки, 6 — пружинная шайба
II. Выполняемые со средствами стабилизации соединения алюминиевых шин между собой или с другими проводниками из меди или из твердых алюминиевых сплавов
с контргайкой (слева) и с пружинной шайбой (справа)
1,2 — соединяемые проводники (шины, выводы устройств, наконечники), выполненные из меди или из твердых алюминиевых сплавов, 3,4,5 — стальные шайбы, болты, гайки, 6 — пружинная шайба
с тарельчатой пружиной (слева) и с металлическим покрытием алюминиевых шин (справа)
7,8,11 — стальные гайки, болты, шайбы, 9 — тарельчатая пружина, 10 — увеличенная стальная шайба, 12,13 — металлическое покрытие
соединение через медно-алюминиевую пластину (слева) и соединение через переходную пластинку из твердого алюминиевого сплава (справа)
14 — медно-алюминиевая пластина, 15 — пластинка из твердого алюминиевого сплава
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Примеры соединений со штыревыми выводами
а) без средств стабилизации, б,в,г,д) со средствами стабилизации
1 — штыревой вывод (медь, латунь); 2 — гайка (ст); 3 — шина (медь, сталь, алюминиевый сплав); 4 — гайка (медь, латунь); 5 — шина (алюминиевая); 6 — алюминиевая шина с металлопокрытием; 7 — пластина переходная медно-алюминиевая; 8 — пластина из алюминиевого сплава.
Упорные гайки (4) во всех случаях из цветного металла.Видео:ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать
Площадь контактной поверхности шин
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И МОНТАЖУ КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ШИН
МЕЖДУ СОБОЙ И С ВЫВОДАМИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВРАЗРАБОТАНЫ ЛенПЭО ВНИИпроектэлектромонтажа.
ВНЕСЕНЫ Всесоюзным государственным научно-исследовательским и проектным институтом ВНИИпроектэлектромонтаж.
СОГЛАСОВАНЫ с Минэнерго СССР 23 августа 1979 г.; Госстроем СССР 21 апреля 1982 г.
УТВЕРЖДЕНЫ Минмонтажспецстроем СССР 26 мая 1982 г.
Распространяется на разборные и неразборные контактные соединения шин из алюминия и его сплавов, меди и стали, а также на соединения этих шин с выводами электротехнических устройств.
Предназначена для инженерно-технических работников и рабочих строительно-монтажных и специализированных монтажных организаций.
Видео:Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначенийСкачать
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция разработана в развитие основных положений ГОСТ 10434-82, 17441-78, действующих Правил устройства электроустановок (ПУЭ) и строительных норм и правил (СНиП).
1.2. Инструкция распространяется на разборные и неразборные контактные соединения* шин, гибких шин и профилей** (швеллерного, корытного, «двойного Т» и др.) из алюминия (алюминиевого сплава), твердого алюминиевого сплава АД31Т1***, меди и стали, а также на соединения шин с выводами электротехнических устройств.
* Пояснение терминов приведено в приложении 1.
** В дальнейшем именуется «шина».
*** В дальнейшем именуется «алюминиевый сплав».
1.3. Неразборными (сварными) должны быть выполнены соединения между собой шин из однородных материалов, ответвления от этих шин и соединения алюминиевых шин и шин из алюминиевого сплава с выводами из алюминия и из алюминиевых сплавов.
Разборные (болтовые) контактные соединения следует применять при соединении шин из разнородных материалов и в случаях, когда по условиям эксплуатации необходима периодическая разборка соединений.
1.4. Контактные соединения в зависимости от технических требований, предъявляемых к ним по ГОСТ 10434-82, разделяют на 1, 2 и 3-й классы. Классы контактных соединений в зависимости от области их применения приведены в приложении 2. Линейные контактные соединения силовых цепей необходимо выполнять 1-го класса. В стандартах и технических условиях на конкретные виды электротехнических устройств указывают только 2-й и 3-й классы.
Читайте также: Схема can шины лада гранта
1.5. Инструкция предназначена для проектных, монтажных и эксплуатирующих организаций.
Видео:Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В электрической части проектной документации или в проектах производства электромонтажных работ должны быть указаны:
класс контактных соединений;
конструкция контактных соединений при соединении шин между собой и с выводами (разборное, неразборные, комплектность и т.п.);
класс или группа прочности крепежных деталей, вид их покрытия по ГОСТ 14623-69 и толщина покрытия по ГОСТ 9.073-77;
исполнение и категория размещения электротехнических устройств по ГОСТ 15150-69*, 16350-80 и 17412-72*;
наименование и толщина антикоррозионных металлических покрытий контактных соединений по ГОСТ 9.073-77.
Видео:ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТАКТНЫМ СОЕДИНЕНИЯМ
3.1. Контактные соединения должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий, СНиП III-33-76* чертежей и настоящей инструкции.
3.2. В неразборных соединениях:
при сварке поверхность швов должна быть равномерно-чешуйчатой без наплывов. Швы не должны иметь трещин, прожогов, непроваров длиной более 10% длины шва (но не более 30 мм), незаплавленных кратеров и подрезов глубиной 0,1 толщины шины (но не более 3 мм). Сварные соединения компенсаторов не должны иметь подрезов и непроваров на лентах основного пакета;
при опрессовке хвостовик наконечника, гильзы, зажима в месте опрессовки не должен иметь трещин; лунки должны быть расположены симметрично и соосно, геометрические размеры спрессованной части соединения должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий или технологических инструкций.
3.3. В разборных соединениях контактные поверхности должны плотно прилегать друг к другу.
3.4. Отношение начального (после сборки) электрического сопротивления контактных соединений (кроме соединений со штыревыми выводами) к электрическому сопротивлению контрольного участка шины длиной, равной длине контактного соединения, не должно превышать: для 1-го класса — 1 (если иное не указано в стандартах и ТУ на конкретные виды электротехнических устройств); для 2-го класса — 2; для 3-го класса — 6.
В контактных соединениях шин различной электрической проводимости сравнение производят с шиной меньшей электрической проводимости.
3.5. Начальное сопротивление контактных соединений 1-го класса со штыревыми выводами должно быть не выше значений, указанных ниже:
Сопротивление контактных соединений 2-го и 3-го классов указывают в стандартах и ТУ на конкретные виды электротехнических устройств.
3.6. Электрическое сопротивление контактных соединений (кроме сварных и паяных), прошедших испытания, не должно превышать начальное сопротивление более чем в 1,5 раза. Сопротивление сварных и паяных соединений должно оставаться неизменным.
3.7. При протекании номинального тока температура нагрева разборных и неразборных контактных соединений 1-го и 2-го классов не должна превышать значений, указанных в табл.1. Температуру нагрева контактных соединений 3-го класса устанавливают в стандартах и ТУ на конкретные виды электротехнических устройств.
Наибольшая допустимая температура нагрева в установках, °С
Медь, алюминий и его сплавы без защитных покрытий контактных поверхностей
Читайте также: Как менять автомобильные шины
То же с защитными покрытиями неблагородными металлами
Медь с защитным покрытием серебром
3.8. Температура контактных соединений при испытании на стойкость при сквозных токах должна быть не более 200 °С у соединений шин из алюминия и его сплавов, а также у соединений этих шин с медными и 300 °С у соединений медных шин.
3.9. Контактные соединения должны выдерживать напряжения, возникающие от воздействия статических осевых нагрузок на растяжение, не менее 90% временного сопротивления разрыву целой гибкой шины для соединений, работающих на растяжение, и 30% для сварных и спрессованных соединений, не работающих на растяжение.
3.10. После испытаний на стойкость при сквозных токах контактные соединения не должны иметь механических повреждений, препятствующих их дальнейшей эксплуатации.
3.11. В контактных соединениях применяют крепежные детали прочностью не ниже указанного класса или группы прочности (ГОСТ 1759-70):
Болты, винты, шпильки из углеродистых или легированных сталей
Гайки из углеродистых или легированных сталей
Болты, винты, шпильки и гайки из цветных сплавов
3.12. Разборные контактные соединения шин с выводами, а также разборные линейные контактные соединения, подверженные вибрации или находящиеся во взрывоопасных и пожароопасных помещениях, предохраняют от самоотвинчивания контргайками или пружинными шайбами.
3.13. Контактные соединения в соответствии с их исполнением и категорией размещения согласно ГОСТ 15150-69* должны выдерживать воздействие климатических факторов внешней среды, указанных в этом стандарте, а также ГОСТ 15543-70*, 15963-79, 16350-80, 17412-72* или в стандартах и ТУ на конкретные виды электротехнических устройств.
3.14. В зависимости от климатического исполнения и категории размещения электротехнических устройств по ГОСТ 15150-69* контактные соединения в соответствии с ГОСТ 10434-82 подразделяются на группы А и Б.
К группе А относятся контактные соединения электротехнических устройств всех исполнений, размещенных в помещениях с кондиционированным или частично кондиционированным воздухом (категория размещения 4.1), и электротехнических устройств исполнений У, ХЛ и ТС, размещенных в закрытых помещениях (металлических с теплоизоляцией, каменных, бетонных, деревянных) с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых климатических условий (категория размещения 3) и в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями (категория размещения 4) при атмосфере типов I и II по ГОСТ 15150-69*.
К группе Б относятся контактные соединения электротехнических устройств других исполнений и категорий размещения при атмосфере типов I и II и электротехнических устройств всех исполнений и категорий размещения при атмосфере типов III и IV.
3.15. Медная часть переходных пластин должна иметь защитное покрытие ПОС-40 по ГОСТ 21931-76 или олово-висмут.
3.16. Болты, винты, гайки, шайбы и другие крепежные детали для контактных соединений должны иметь защитное металлическое покрытие по ГОСТ 14623-69. Толщину покрытия следует определять по ГОСТ 9.073-77.
При соединении шин из однородных металлов в сухих помещениях допускают применение вороненых стальных болтов, гаек, шайб.
Видео:Как считать размер шин. Расчёт и расшифровка размеров и обозначений.Скачать
4. СОЕДИНЕНИЯ И ОТВЕТВЛЕНИЯ ШИН
4.1. Неразборные (сварные) соединения шин следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 23792-79, Руководства [1], Инструкции [2]. Способы сварки приведены в табл.2, наиболее распространенные виды сварных соединений и ответвлений — на рис.1.
💥 Видео
Как выбрать абразивные инструменты для шерохования шин? Что здесь важно? Форма? Размер? Зернистость?Скачать
Как читать маркировку шин: размеры, индексы нагрузки и скорости, DOTСкачать
АвтоОрск / АвтоГаджеты / Почему нельзя ставить колеса больше заводских?Скачать
НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать
Взаимозаменяемые шины: о чём редко говорят, но что нужно знатьСкачать
Маркировка внедорожных шин: U/T, H/T, A/T, M/T – что это значитСкачать
Какой размер шин подходит автомобилю: 5 способов узнатьСкачать
Как читать размер шин или что значат цифры на шинахСкачать
Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Важность скольжения шинСкачать
О выборе шин увеличенной размерности.Скачать
Выбор шин, все, что нужно знать о резинеСкачать
На что влияет размер колес?What affects wheel size?Скачать