Подключение медных шин с алюминиевыми

Борьба с гальванической коррозией или технологии присоединения алюминия к меди

Подключение медных шин с алюминиевыми

Медь и алюминий — два металла, наиболее часто используемые при изготовлении токопроводящих жил в кабельно-проводниковой продукции. Алюминий, в силу небольшой стоимости (порядка трех-четырех раз ниже стоимости меди) получил широкое распространение в производстве силовых кабелей. Однако этот металл обладает рядом особенностей и недостатков, оказывающих существенное влияние на качество и надежность электрического соединения. По своей электропроводимости алюминий значительно уступает меди, серебру и золоту, поэтому алюминиевая кабельная жила в сравнении с медной обладает более слабой способностью выдерживать длительные токовые нагрузки, что приходится компенсировать увеличением ее сечения. К недостаткам алюминия можно отнести его быструю окисляемость на открытом воздухе, в результате чего на поверхности проводника образуется тугоплавкая (с температурой плавления около 2000°С) окисная плёнка, обладающая высоким сопротивлением и плохо проводящая электрический ток.

Помимо этого в энергетике существует проблема подключения кабелей с алюминиевыми жилами к медным шинам электрических шкафов и медных устройств. Это связано с разными электрохимическими потенциалами меди и алюминия, которые, в свою очередь, под воздействием влажной агрессивной внешней среды образуют гальваническую пару. В результате электрокоррозии ухудшается качество контакта, как следствие, происходит нагрев места соединения и потеря электроэнергии. По этой причине контактные соединения Al и Cu необходимо защищать от проникновения влаги специальными пастами или наносить на них дополнительное покрытие (как правило — олово) для избегания прямого контакта двух разнородных металлов.

Cu 2+ +2e = Cu | E = 0,34B
Al 3+ +3e = Al | E = -1,66B

На практике существуют следующие варианты присоединения алюминиевого наконечника к медной шине:

  • Наиболее грамотным и профессиональным является монтаж с использованием биметаллических алюмомедных наконечников, контактная часть лопатки которых изготавливается из электротехнической меди, а хвостовик — из алюминия. Среди всех возможных модификаций алюмомедных наконечников наиболее надежными являются наконечники, изготовленные по технологии сварки трением
  • Применение дополнительной прокладки в виде оцинкованной стальной шайбы уменьшает вероятность образования гальванической пары Al-Cu. Однако, использование стали с ее низкой электропроводимостью негативно сказывается на качестве контакта
  • Абсолютно недопустимым, но, к сожалению, иногда используемым способом является прямое подключение алюминиевого наконечника к медной шине Однако помимо вышеупомянутых допустимых и недопустимых способов присоединения алюминиевых наконечников к электрическим аппаратам с медными шинами существует еще один экономный, практичный и профессионально грамотный метод монтаж с применением алюмомедной шайбы ШАМ (КВТ)
  • Для обеспечения безопасного и долговечного подключения алюминиевых наконечников к медным шинам, во избежание прямого гальванического контакта, а также снижения себестоимости конструкции рекомендовано использование специальных алюмомедных шайб ШАМ производства электротехнического завода КВТ в качестве биметаллической прокладки между медной шиной и контактной лопаткой алюминиевого наконечника.

Использование данного продукта позволяет:

  • Предотвратить гальваническую коррозию
  • Полностью ликвидировать потери электроэнергии, возникающие при протекании процесса электротехнической коррозии между алюминием и медью
  • Избежать перегревания места соединения
  • Обеспечить быстрый и удобный монтаж за счет несложной конструкции
  • Охватить несколько типоразмеров как алюминиевых, так и медных наконечников и шин
  • Найти достойную и экономически выгодную альтернативу алюмомедным наконечникам

Внимание! Наш сайт использует cookie согласно политики конфиденциальности

Видео:Медные шины и алюминиевая шина АД31Скачать

Медные шины и алюминиевая шина АД31

Борьба с гальванической коррозией или технологии присоединения алюминия к меди

Подключение медных шин с алюминиевыми

Медь и алюминий — два металла, наиболее часто используемые при изготовлении токопроводящих жил в кабельно-проводниковой продукции. Алюминий, в силу небольшой стоимости (порядка трех-четырех раз ниже стоимости меди) получил широкое распространение в производстве силовых кабелей. Однако этот металл обладает рядом особенностей и недостатков, оказывающих существенное влияние на качество и надежность электрического соединения. По своей электропроводимости алюминий значительно уступает меди, серебру и золоту, поэтому алюминиевая кабельная жила в сравнении с медной обладает более слабой способностью выдерживать длительные токовые нагрузки, что приходится компенсировать увеличением ее сечения. К недостаткам алюминия можно отнести его быструю окисляемость на открытом воздухе, в результате чего на поверхности проводника образуется тугоплавкая (с температурой плавления около 2000°С) окисная плёнка, обладающая высоким сопротивлением и плохо проводящая электрический ток.

Читайте также: Из за чего может упасть давление в шинах

Помимо этого в энергетике существует проблема подключения кабелей с алюминиевыми жилами к медным шинам электрических шкафов и медных устройств. Это связано с разными электрохимическими потенциалами меди и алюминия, которые, в свою очередь, под воздействием влажной агрессивной внешней среды образуют гальваническую пару. В результате электрокоррозии ухудшается качество контакта, как следствие, происходит нагрев места соединения и потеря электроэнергии. По этой причине контактные соединения Al и Cu необходимо защищать от проникновения влаги специальными пастами или наносить на них дополнительное покрытие (как правило — олово) для избегания прямого контакта двух разнородных металлов.

  • Наиболее грамотным и профессиональным является монтаж с использованием биметаллических алюмомедных наконечников, контактная часть лопатки которых изготавливается из электротехнической меди, а хвостовик — из алюминия. Среди всех возможных модификаций алюмомедных наконечников наиболее надежными являются наконечники, изготовленные по технологии сварки трением
  • Применение дополнительной прокладки в виде оцинкованной стальной шайбы уменьшает вероятность образования гальванической пары Al-Cu. Однако, использование стали с ее низкой электропроводимостью негативно сказывается на качестве контакта
  • Абсолютно недопустимым, но, к сожалению, иногда используемым способом является прямое подключение алюминиевого наконечника к медной шине Однако помимо вышеупомянутых допустимых и недопустимых способов присоединения алюминиевых наконечников к электрическим аппаратам с медными шинами существует еще один экономный, практичный и профессионально грамотный метод
  • Для обеспечения безопасного и долговечного подключения алюминиевых наконечников к медным шинам, во избежание прямого гальванического контакта, а также снижения себестоимости конструкции рекомендовано использование специальных алюмомедных шайб ШАМ производства электротехнического завода КВТ в качестве биметаллической прокладки между медной шиной и контактной лопаткой алюминиевого наконечника.

Использование данного продукта позволяет:

  1. Предотвратить гальваническую коррозию
  2. Полностью ликвидировать потери электроэнергии, возникающие при протекании процесса электротехнической коррозии между алюминием и медью
  3. Избежать перегревания места соединения
  4. Обеспечить быстрый и удобный монтаж за счет несложной конструкции
  5. Охватить несколько типоразмеров как алюминиевых, так и медных наконечников и шин
  6. Найти достойную и экономически выгодную альтернативу алюмомедным наконечникам

Видео:Медные и алюминиевые шины в НКУСкачать

Медные и алюминиевые шины в НКУ

Как соединить медь с алюминием — чем лучше и надежнее.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Практически все уже знают, что алюминиевая проводка это наследие прошлого века, и ее обязательно нужно менять при ремонте квартиры. Мало кто проводит капремонт и забывает об этом.

Однако случаются ситуации, когда ремонт проводится частично, и возникает крайняя необходимость соединить алюминиевый провод с медным или просто их нарастить, добавив несколько лишних сантиметров жилы.

Подключение медных шин с алюминиевыми

При этом алюминий и медь не совместимы гальванически. Если вы их соедините напрямую, это будет что-то вроде мини батарейки.

Подключение медных шин с алюминиевыми

При прохождении тока через такое соединение, даже при минимальной влажности, происходит электролизная химическая реакция. Проблемы обязательно рано или поздно себя проявят.

Окисление, ослабление контакта, его дальнейший нагрев с оплавлением изоляции. Переход в короткое замыкание, либо отгорание жилы.

Читайте также: Поло седан размеры шин 15 радиус

Подключение медных шин с алюминиевыми

К чему может в итоге привести такой контакт, смотрите на фото.

Как же сделать такое соединение грамотно и надежно, чтобы избежать проблем в будущем.

Вот несколько распространенных способов, которые применяют электрики. Правда не все они удобны для работы в монтажных коробках.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Рассмотрим подробнее каждый из них и выберем наиболее надежный, не требующий последующего обслуживания и ревизий.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Здесь для соединения используется стальная шайба и болт. Это один из наиболее проверенных и простых методов. Правда получается очень габаритная конструкция.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Для монтажа, закручиваете кончики проводов колечками. Далее подбираете шайбы.

Они должны быть такого диаметра, чтобы все ушко провода спряталось за ними и не могло контактировать с другим проводником.

Самое главное, как расположить колечко. Его нужно одевать так, чтобы во время закручивания гайки, ушко не разворачивалось, а наоборот стягивалось во внутрь.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Стальные шайбы между проводниками из разных материалов препятствуют процессам окисления. При этом не забывайте про установку гравера или пружинной шайбы.

Без нее контакт со временем ослабнет.

Дело в том, что безопасно соединять между собой можно металлы, у которых электрохимический потенциал соединения не превышает 0,6мВ.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Вот таблица таких потенциалов.

Как видите у меди и цинка здесь целых 0,85мВ! Такое подключение даже хуже чем прямой контакт алюминиевых и медных жил (0,65мВ). А значит, соединение будет не надежным.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Однако, несмотря на простоту резьбовой сборки, в итоге получается большая, неудобная конструкция, формой похожая на улей.

Подключение медных шин с алюминиевыми

И запихнуть все это дело в не глубокий подрозетник, не всегда есть возможность. Более того, даже в такой простой конструкции многие умудряются напортачить.

Последствия себя не заставят ждать через очень короткое время.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Еще один способ — это применение соединительного сжима типа орех.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Он часто используется для ответвления от питающего кабеля гораздо большего сечения, чем отпайка.

Причем здесь даже не требуется разрезание магистрального провода. Достаточно снять с него верхний слой изоляции. Некоторые нашли ему применение для подключения вводного кабеля к СИПу.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Однако делать этого не стоит. Почему, читайте в статье ниже.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Но опять же, для распаечных коробок орехи не подходят. Более того, и такие зажимы бывает, выгорают. Вот реальный отзыв от пользователя на одном из форумов:

Подключение медных шин с алюминиевыми

Есть серия специальных зажимов, которыми можно стыковать медь с алюминием.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Внутри таких клемм находится противоокислительная паста.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Однако споры о 100% надежности таких зажимов, тем более для розеточных, а не осветительных групп, не утихают до сих пор. При определенной укладке в ограниченном пространстве, контакт может ослабнуть, что неминуемо приведет к выгоранию.

Причем произойти это может даже при нагрузке ниже минимальной на которую рассчитаны Ваго. Почему и когда это происходит?

Дело в том, что когда сжимаются соединяемые проводники, между прижимной пластиной и местом контакта появляется небольшой зазор. Отсюда и все проблемы с нагревом.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Подключение медных шин с алюминиевыми

Вот очень наглядное видео, без лишних слов объясняющее данную проблему.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Данный способ имеет один существенный минус. Большинство продаваемых колодок очень низкого качества.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Некоторые исхитряются и чтобы избежать прямого контакта меди и алюминия, медную жилку припаивают сбоку такого зажима, а не вставляют во внутрь.

Правда клемму для этого придется разобрать. Кроме того, надежный контакт алюминия под винтом без ревизии, не живет очень долго.

Читайте также: Шины 84v что значит

Подключение медных шин с алюминиевыми

Винтики каждые полгода-год нужно будет подтягивать. Частота ревизионных работ будет напрямую зависеть от нагрузки и ее колебаний в периоды максимума и минимума.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Забудете подтянуть и ждите беды. А если все это соединение запрятано глубоко в подрозетнике, то лезть туда каждый раз, не совсем удобное занятие.

Поэтому остается самый надежный из доступных способов – опрессовка. Здесь не будем рассматривать применение специализированных медно-алюминиевых гильз ГАМ, так как они начинаются от сечений 16мм2.

Для домашней же проводки, как правило наращивать нужно провода 1,5-2,5мм2 не более.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Рассмотрим наиболее распространенный случай, который встречается в панельных домах. Допустим, вам нужно запитать одну или несколько дополнительных розеток от уже существующего алюминиевого вывода в сквозной нише.

Для наращивания берете ГИБКИЙ медный провод сечением 2,5мм2. Это уменьшит механическое воздействие на алюминиевою жилу, когда вы будете укладывать провода в подрозетник.

Зачищаете концы медного провода. Далее, для такого соединения их нужно обязательно пропаять. Это исключит непосредственный контакт в гильзе меди и алюминия.

Подключение медных шин с алюминиевыми

При этом перед пайкой флюсом снимите с жилы оксидный слой.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Сам процесс лужения заключается в окунании провода в специальное отверстие в паяльнике, заполненное оловом.

После остывания жилы остатки флюса удаляются растворителем.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Далее переходите к алюминиевым проводам, торчащим из стены. Аккуратно зачищаете их концы и также удаляете слой окиси.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Для этого можно воспользоваться оксидной токопроводящей пастой. Такая же паста используется при монтаже модульных штыревых систем заземления.

Она рассчитана на работу в любых условиях и исключает дальнейшее появление окиси на поверхности провода. Имейте в виду, что оксидная пленка может в последствии иметь сопротивление в несколько раз большее, чем сам алюминий.

И не удалив ее, вся ваша дальнейшая работа пойдет насмарку. Более того, температура плавления такой пленки достигает 2000 градусов (против примерно 600С у Al).

У некоторых возникнет логичный вопрос, а не продавится ли при опрессовке слой припоя на жиле? Тогда получается что все манипуляции по лужению будут напрасны.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Главное здесь правильно подобрать по сечению гильзу и матрицы инструмента для обжатия.

В этом случае мягкий припой как бы загерметизирует контактное пятно медноалюминиевого соединения. А без отсутствия доступа кислорода к этой точке, эрозии контакта наблюдаться не будет.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Будьте внимательны, при работе с алюминиевыми проводниками нужно действовать крайне осторожно, так как это очень ломкий материал. Одно неосторожное движение и облом жилы вам обеспечен.

Подключение медных шин с алюминиевыми

После опрессовки необходимо заизолировать данное соединение клеевой термоусадкой.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Именно клеевой тип обеспечит 100% герметичность и предотвратит поступление кислорода к контактным местам. Чтобы не рисковать и не прожечь изоляцию, нагревать термоусадку лучше строительным феном, а не зажигалкой или портативной горелкой.

Полученный пучок проводов укладывать в подрозетник нужно с большой осторожностью, так как алюминий не любит резких перегибов.

Так как наращенные медные жили гибкие, то на концы этих проводников одеваете изолированные наконечники НШВИ.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Только после этого их можно смело заводить в клеммные колодки розеток и затягивать винты.

Подключение медных шин с алюминиевыми

Безусловно, это не единственный способ наращивания алюминиевых проводов, но он является одним из самых простых (в отличии от сварки или пайки) и надежных (в отличии от скрутки). Подробнее

Если же у вас есть малейшая возможность сменить целиком алюминиевую проводку, делайте это обязательно, не экономьте на своей безопасности.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    📹 Видео

    АЛЮМИНИЕВАЯ ШИНА-400А ТОКАСкачать

    АЛЮМИНИЕВАЯ ШИНА-400А ТОКА

    Гибка медных шин на гибочном станке StierliСкачать

    Гибка медных шин на гибочном станке Stierli

    Изготавливаем ошиновку ВРУСкачать

    Изготавливаем ошиновку ВРУ

    Как присоединить проводники из меди и алюминия к оцинкованной шинеСкачать

    Как присоединить проводники из меди и алюминия к оцинкованной шине

    Провода, токопровод, шиныСкачать

    Провода, токопровод, шины

    Ошиновка силовой сборки 0,4 кВ. Установка перемычек на шины.Скачать

    Ошиновка силовой сборки 0,4 кВ. Установка перемычек на шины.

    Как делают шинные соединения на заводе "Ростехэнерго"?Скачать

    Как делают шинные соединения на заводе "Ростехэнерго"?

    🦾😎Соединяем медный и алюминиевый провод, как правильно и надежно, видео,энергомагСкачать

    🦾😎Соединяем медный и алюминиевый провод, как правильно и надежно, видео,энергомаг

    Как соединить медный провод с алюминиевым. Самые надёжные способы. Расчёт провода для соединенияСкачать

    Как соединить медный провод с алюминиевым. Самые надёжные способы. Расчёт провода для соединения

    Соединение медь - алюминий, наращивание алюминиевых проводов. #КомандаГОСТплюсСкачать

    Соединение медь - алюминий, наращивание алюминиевых проводов. #КомандаГОСТплюс

    Болтовые соединения силовых шин в электрических шкафах.Скачать

    Болтовые соединения силовых шин в электрических шкафах.

    как соединить медь с алюминием проверка клемм ваго wagoСкачать

    как соединить медь с алюминием проверка клемм ваго wago

    СОЕДИНЕНИЕ МЕДНЫХ и АЛЮМИНИЕВЫХ ПРОВОДОВ. ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙСкачать

    СОЕДИНЕНИЕ МЕДНЫХ и АЛЮМИНИЕВЫХ ПРОВОДОВ. ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

    Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать

    Подключая автоматы гребенкой, знай об этом

    Гибка медной и алюминиевой шины ШГ-150 NEO (КВТ)Скачать

    Гибка медной и алюминиевой шины ШГ-150 NEO (КВТ)

    Как просверлить медную шинуСкачать

    Как просверлить медную шину

    Установка медных шинСкачать

    Установка медных шин

    ПИТАНИЕ. ч.2 СОЕДИНЕНИЕ, МЕДНЫЕ ШИНЫ И БОЛТЫСкачать

    ПИТАНИЕ. ч.2 СОЕДИНЕНИЕ, МЕДНЫЕ ШИНЫ И БОЛТЫ
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток