Полиэфирный корд характеризуется высокими эксплуатационными характеристиками, аналогичными полиамидному, а по усталостной — прочности превосходит его. Использование полиэфирного корда обеспечивает повышенную износоустойчивость и теплостойкость шин, стабильность их размеров и мягкую бесшумную езду. Существенное преимущество полиэфирного корда, по сравнению с / полиамидным, заключается в том, что он может применяться для изготовления шин радиальной конструкции. Особенно перспективен полиэфирный орд в опоясанно-диагоналыной конструкции шин для легковых автомобилей. Очевидно, что с увеличением выпуска автомашин высшего класса опрос на полиэфирный корд будет возрастать. Успешному освоению полиэфирных волокон в производстве шинного корда способствует непрерывное снижение цен на это волокно. [1]
Полиэфирный корд изготавливают из полиэтилентерефталатных волокон ( лавсан, терилен), имеющих высокий модуль и небольшое удлинение, что способствует уменьшению деформации и разнаши-ваемости шин при эксплуатации. [2]
Полиэфирный корд в отличие от вискозного и полиамидного не содержит реакционноспособных групп, поэтому адгезия резиновой смеси к нему невелика. Ранее для повышения адгезии полиэфирного корда к резине использовали растворы изоцианатов в органических растворителях либо блокизоцианатов в водной среде, однако достигаемая адгезия не отвечала требованиям технологии. В последнее время были разработаны пропиточные составы, при применении которых достигается требуемая адгезия корда к резине при пропитке на существующем оборудовании шинных заводов. [3]
Недостатком полиэфирного корда является большая термическая усадка, поэтому для него, как и для полиамидного корда, требуется проведение термофиксации. По комплексу свойств полиэфирный корд значительно превосходит вискозный. За рубежом он начинает вытеснять вискозный корд из легковых шин. [4]
Ограниченное применение полиэфирного корда в шинном производстве было связано со сложностью его пропитки. Поверхность этого корда химически более инертна, чем поверхность вискозного и полиамидного. Применявшиеся для пропитки растворы диизоциа-натов токсичны, недостаточно стойки при хранении и огнеопасны. [5]
Температура термофиксации полиэфирного корда должна быть несколько выше, а усилия вытяжки значительно ниже, чем при термофиксации полиамидного корда. Полиэфирный корд чувствителен к температуре обработки: при повышении температуры падает его прочность и сопротивление многократным деформациям. [6]
По прочностным показателям полиэфирный корд уступает полиамидному, но превосходит вискозный. [7]
После предварительной обработки полиэфирного корда указанными соединениями требуется сушка при 150 — 250 С, а затем пропитка обычными латексно-резорцино-формальдегидными составами на основе винилпиридинового латекса с последующей вторичной сушкой89 93 при 100 — 250 С. [8]
Наилучшие адгезионные свойства полиэфирного корда достигаются при температуре 240 С и времени около 1 мин. [9]
СКИ-3; 2 — полиэфирный корд ; резина из НК. [11]
Как указывалось выше, полиэфирный корд нашел уже промышленное применение, и масштабы производства высокопрочной кордной нити непрерывно увеличиваются. [12]
Такие составы применяют для полиэфирного корда . [14]
Описан способ предварительной модификации полиэфирного корда обработкой его 20 — 30 % — ным раствором едкого натра. Для первой стадии обработки полиэфирного корда может быть применена водная дисперсия эпоксидной смолы. [15]
Видео:Полез корд по беговойСкачать
Полиэфирное волокно и корд на его основе
Полиэфирные волокна обладают высоким модулем упругости, высокой прочностью в сухом и влажном состоянии, износостойкостью, незначительным водопоглощением, термостойкостью и морозостойкостью. Недостатком полиэфирного волокна является большая усадка при повышенных температурах. Это свойство наряду с низкой адгезией к резине тормозило его широкое внедрение в производство резиновых технических изделий.
Для снижения усадки полиэфирное волокно перед применением подвергают термофиксации, в результате которой значительно снижается усадка. Однако термофиксация эффективна только при строгом соблюдении параметров процесса: температуры, продолжительности обработки и натяжения.
При обработке полиэфирных кордшнуров оптимальной является температура 218—220 °С (обработка производится горячим воздухом); продолжительность устанавливается с таким расчетом, чтобы кордшнур прогрелся до указанной температуры по всей толщине (обычно это 15—40 с); натяжение должно обеспечить вытяжку кордшнура при термофиксации на 2—3%.
Читайте также: Консолидация отломков челюстей достаточная для снятия шины происходит через недель
После такой обработки усадка термофиксированного кордшнура не превышает 4—5% при выдержке его в течение 20 мин при 150 °С (при исходной усадке необработанного кордшнура 11 — 15%).
О завершении процесса термофиксации полиэфирных волокон судят по величине усадки (не более 5%) и постоянству кривых нагрузка — удлинение, полученных до и после термофиксации.
Кордшнур в большинстве случаев подвергают термофиксации в готовом виде; кордткани изготовляют преимущественно из термофиксированных нитей корда.
По данным ряда зарубежных фирм, изготавливают также кордшнуры и кордткани, которые не требуется термофиксировать вследствие введения специальных химических стабилизаторов в процессе формования волокон.
Ниже приведены основные характеристики полиэфирных кордшнуров и тканей, применяемых для изготовления клиновых ремней.
Основные характеристики полиэфирных кордшнуров:
Основные характеристики полиэфирной кордткани:
Вследствие химической инертности полиэфирного волокна пропиточные составы должны содержать вещества высокой химической активности. Такими веществами являются составы, содержащие полиизоцианаты.
Известно несколько вариантов обработки полиэфирных материалов составами, содержащими полиизоцианаты: одностадийная обработка составами на основе органических растворителей с добавкой полиизоцианатов и двухстадийная обработка, при которой применяют состав, содержащий полиизоцианат и латексно-смоляной состав. Впервые материалы на основе полиэфирных волокон обрабатывали одностадийно в органических растворах полиизоцианатов. Следующим этапом явилась двухстадийная обработка, которая обеспечила лучшую адгезию полиэфирных материалов с резиной и позволила значительно увеличить продолжительность хранения пропитанных материалов без ухудшения адгезии. Недостатком второго способа обработки является усложнение технологии обработки.
Оптимальное решение было найдено при использовании водных пропиточных составов, содержащих блокированные полиизоцианаты 9 . Наличие водного состава позволяет совместить латексно-смоляной состав (латексно-резорцино-формальдегидный) и водный состав, содержащий блокированные полиизоцианаты, т. е. обеспечивает проведение одностадийной пропитки полиэфирных материалов. В качестве примера водорастворимого блокированного полиизоцианата можно привести продукт тримеризации изоцианатов 9 , выделяющий реакционно- способный полиизоцианат при температуре 250°С. Поэтому пропитанные и предварительно просушенные полиэфирные материалы подвергают термообработке при 250 °С. Аналогично действует димеризованный изоцианат — десмодур ТТ. Присутствие в кольце метильной группы рядом с изоцианатной группой приводит к уменьшению реакционной способности изоцианатной группы, и десмодур ТТ остается стойким в водной дисперсии в течение длительного времени. Только при нагревании до высокой температуры происходит расщепление кольца, и образуется очень активная изоцианатная группа.
Пропитанный таким составом кордшнур выдерживают при 105—107°С (на этой стадии отверждается смола), затем кордшнур прогревают до 250 °С. При этом разрушается димерная структура изоцианата, обусловливая его активное воздействие на волокно.
Имеются сведения о применении для пропитки полиэфирных кордшнуров эмульсии поливинилхлорида с добавками адгезивов 10 .
Для обработки кордткани применяют иногда 55%-ную пасту резиновой смеси с добавкой полиизоцианатов. Растворитель удаляют в процессе сушки при 110 °С. Недостатком такого способа обработки является небольшой срок хранения пасты и необходимость применения органических токсичных растворителей.
Эффективность обработки оценивается не только адгезией, но и устойчивостью пропитанного кордшнура к изгибу. Так, например, наилучшую устойчивость к изгибу имеет кордшнур, обработанный водными составами, содержащими продукты ди- и тримеризации изоцианатов. При пропитке составами, содержащими эмульсию поливинилхлорида, получают кордшнуры повышенной жесткости.
В табл. 2.3 приведены способы обработки полиэфирного корда.
Видео:выдрали корд на шине. можно ли восстановить?!Скачать
Перспективные корда для шинной промышленности
Вышеописанные металлические и текстильные корда являются традиционными для шинной промышленности. Стремление с помощью традиционных кордов решить проблему существенного снижения веса покрышки при одновременном улучшении механо-деформационных показателей силовых слоев (брекера и каркаса) практически невозможно, особенно для металлокордных покрышек, у которых каркас изготавливается однослойным из высокопрочного металлокорда, так как недостатком металлического корда является низкая выносливость при многократных деформациях изгиба и низкая стойкость к коррозии.
Читайте также: Пистолет для подкачки шин с манометром бм 270401
За рубежом выход нашли в применении новых кордов на основе ароматических полиамидов (Кевлары), которые по ком
Плексу свойств не только не уступают металлокордам, но и по ряду показателей превосходят их [361] (таблица 3.19).
Настоящее и будущее конструкций корда для грузовых шин
2+2×0,32 НТ 4×0,30 ЭНТ «ВЕТРІГ 4×0,32 ЭНТ «ВЕТРІГ
В. Грузовые шины среднего размера:
-» 3×0,22/9×0,20 сс НТ (+0,15) -» 0,20+18×0,175 сс
0,20+18×0,175 сс -» 0,20+18×0,175 сс НТ -» 0,25+18×0,22 сс -» 0,22+18×0,20 сс НТ
Экранирующий слой брекера
-» 4x2x0,35 Е -4 5×0,35 НТ «ВЕТРІГ -> 5×0,38 НТ «ВЕТРІГ -> 4×0,35 НТ «ВЕТРУ
Удельная разрывная нагрузка: гс/текс
Разрывное удлинение, %, при 23° С
Разнашиваемость в период от 30 с до 30 мин (ползучесть), %
Сопротивление многократному изгибу, циклы
Вследствие сильноразвитого межмолекулярного взаимодействия и термодинамической жесткости макроцепей плотность Кевларов лежит в пределах 1,3-1,45 г/см3, температура плавления выше 400° С, а начальный модуль упругости Е0 при е вискоза > ПА-6 (капрон) > ПЭФ, следует признать, что комплекс характеристик ПЭФ-волок — на делает его перспективным материалом для корда, применяемого в каркасе легковых и легкогрузовых шин. Помимо этого^ПЭФ корд обеспечивает наименьшее изменение радиальной силы при качении, высокое сопротивление шины действию ударных нагрузок и комфортабельность езды.
Одним из наиболее существенных недостатков ПЭФ кордов является их низкая адгезия к резинам при использовании традиционных пропиточных составов.
Пути решения данной проблемы будут даны в разделе
3.4, посвященном пропиточным составам для шинных кордов.
Возвращаясь к арамидным волокнам, еще раз подчеркнем уникальное сочетание их свойств, позволяющее с успехом заменять другие корда, в том числе и металлокорд в следующих случаях [363]. В шинах серийной конструкции: а) как замена существующих армирующих материалов в части брекера легковых радиальных шин; б) в каркасе грузовых радиальных шин; в) в брекере радиальных шин для тракторов. В шинах специально разработанной конструкции: а) как часть брекера и армирование бортовой зоны высокоскоростных легковых радиальных шин; б) в брекере и каркасе радиальных шин для мотоциклов; в) в авиашинах; г) в шинах военной техники; д) в брекере радиальных шин для тракторов.
Применение арамидного корда позволяет создать новые конструкции шин, которые в сравнении с аналогичными из металлокорда имеют более высокую грузоподъемность, скорость, величину эксплуатационного пробега, а за счет снижения потерь на качение на 5-10 % приводят к экономии топлива на 1,5-2,5 % [364]. Несмотря на более высокую стоимость арамидного волокна применение шин из них в трейлерах наряду с техническими дает и экономические выгоды. Подсчитано, что эксплуатация «арамид — ной» шины, с последующим восстановлением с пробегом, равным до восстановления, дает экономию от снижения расхода топлива и повышения грузоподъемности, сопоставимую с ценой новых шин. Недостатком ароматических полиамидных кордов является их меньшая адгезионная способность к резине, чем у корда из алифатических полиамидов [365].
В области металлокорда весьма перспективно внедрение коррозионностойких высокопрочных (НТ) материалосберегающих конструкций металлокорда, готовящихся к выпуску на Белорусском металлургическом заводе. За счет этого типа металлокорда можно существенно снизить массу шины и уменьшить потери на ее качение, повысить надежность и работоспособность брекера. Повышение кор — розионностойкости этих кордов достигается понижением содержания меди в латунном покрытии и более полным затеканием резины за счет специальной конструкции. Эффективность применения новых конструкций металлокорда показана в таблице 3.23.
Подводя итог этому разделу, можно рекомендовать: а) расширение объемов использования полиэфирного корда на базе адгезионной полиэфирной кордной нити, выпускаемой Могилевским ПО «Химволокно» в каркасе легковых и грузовых шин; б) внедрение высокопрочных капроновых кордных тканей производства Гродненского ПО ’’Химволокно» в каркасе грузовых шин. При выполнении этих мер следует ожидать следующих результатов (таблица 3.24).
Читайте также: Что такое шина в автоматизации
Таблица 3.23 Эффективность применения новых конструкций металлокорда
Видео:Что внутри китайской и европейской шины? Пилим - и сравниваем!Скачать
Полезная информация
Требования, которым должен соответствовать корд сводятся к следующим:
· высокая прочность при многократных нагрузках;
· теплостойкость и теплопроводность;
· отличная эластичность;
· большая плотность;
· однородность по физико-механическим свойствам;
· высоким КПД.
Использование стекловолокна оправдано устойчивостью к растягиванию и гниению. Следовательно, и покрышки, имеющие корд из стекловолокна, отличаются более высокими эксплуатационными характеристиками. Корд из хлопковых волокон в настоящее время не пользуется популярностью, так как его заменили корды из полиамидных волокон, вискозы, а также металлокорд.
Кордная ткань составляет приблизительно 28-30% от общей массы покрышки, но при этом испытывает максимальную нагрузку в процессе эксплуатации шины и придаёт последней износостойкость, прочность и эластичность. Кордная нить в покрышке работает в условиях растяжения, сжатия и многократных изгибов в широком диапазоне изменения температур (от –50 до +110°С).
В настоящее время большую популярность приобрели шины с металлокордом, которые выпускаются в следующих типах:
· шины с металлокродом в брекере и каркасе;
· шины с металлокордом подканавочного слоя и нейлоновым кордом в каркасе;
· шины с металлокордом в брекере и нейлоновым или стальным кордом, имеющим меридиональное расположение нитей в каркасе.
Отличие шин с металлокордом от других образцов состоит в наличии более широких бортов. Плюс к этому в зоне протектора (с внутренней стороны каркаса) шины с металлокордом имеют привулканизированный слой резины. Это позволяет с одной стороны добиться ровного распределения напряжения в зоне протектора, а с другой – защитить камеру от механических повреждений, в частности, от проколов.
Преимущества шин с металлокордом
Шины с металлокордом отличаются рядом преимуществ перед другими предложениями, в числе которых:
· высокая прочность, что даёт возможность изготавливать шины для грузовых автомобилей, имеющих в каркасе от 2 до 4 слоёв корда вместо традиционных 8-14;
· увеличение толщины протектора, что обуславливает длительный срок службы, в среднем подобные шины служат в два раза дольше традиционных;
· уменьшение качания;
· высокие показатели по теплостойкости и теплопроводности уменьшают напряжение, а также способствуют равномерному распределению температуры.
Но при всех своих достоинствах металлокорд отличается низкой усталостной прочностью при многократной значительной деформации.
Корды из вискозной ткани относятся к текстильным материалам, поскольку для их изготовления используются искусственные волокна, материалом для которых служит целлюлоза. По физико-химическим характеристикам вискозный корд превосходит хлопчатобумажный и характеризуется:
· большей однородностью нити;
· улучшенной сопротивляемостью деформациям;
· более высокой прочностью при повышении температуры;
· уменьшенным теплообразованием при работе шины.
Шины из вискозного корда имеют больший пробег: в среднем до 70% в сравнении с образцами из хлопчатобумажного корда. При всех своих преимуществах вискозный корд имеет и недостатки, к которым можно отнести восприимчивость к влажности и низкий коэффициент сцепления с резиной.
Полиамидные волокна и, в частности, нейлон являются наиболее подходящим материалом для изготовления корда. Он отличается следующими преимуществами:
· высокой эластичностью;
· большой прочностью;
· легкостью каркаса;
· почти полное восстановление после нагрузок растяжения\сжатия;
· низкое водопоглощение.
Прочность нейлонового корда превышает хлопчатобумажный и вискозный аналоги, плюс к этому он не уступает по прочности металлокорду, но превышает его по усталостной прочности.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔥 Видео
Как ставить асимметричные #шины? #автоСкачать
Ремонт любой сложности #шиномонтаж #шипы #шины #шиныдискиСкачать
ГРЯДКА ЛАДИМИРА ИЗ ШИНЫСкачать
Вот вам и китайская резинаСкачать
Как правильно хранить шины?Скачать
Проверка колеса на биение.Лопнул корд.Скачать
2 ХИТРОСТИ КАК ПРОДАТЬ СТАРУЮ РЕЗИНУ ДОРОГО !Скачать
Разная дата на шинах это опасноСкачать
Проволока для дачникаСкачать
Как заклеить колесо? Ремонт шины жгутомСкачать
Мнение эксперта: арамидный vs текстильный корд в заплатах TECHСкачать
НИКОГДА НЕ СТАВИТЕ ШИНЫ КОТОРЫМ БОЛЕЕ 5 ЛЕТ . . .?Скачать
КАК ПОКРАСИТЬ ШИНЫСкачать
Что бывает со старой зимней резинойСкачать
Маркировка покрышек / надписи на шинахСкачать
УЗНАВ ЭТОТ СЕКРЕТ ТЫ БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ПРИМЕНИШЬ ГЕРМЕТИК ШИНСкачать
ЕСЛИ ЭТО НЕ УКАЗАНО НА ШИНАХ - ЭТО ПОДДЕЛКА!Скачать