Посадка шипов в шинах

Посадка шипов в шинах

По нашей вечной традиции народная мудрость «Готовь сани летом. » часто превращается в ситуацию «Пока гром не грянет. «. А гром этот — неконтролируемый занос автомобиля, невозможность преодолеть скользкий подъем дороги. Более сложные моменты даже не хочется озвучивать, чтобы не материализовать в реальности. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как предотвратить подобные ситуации с помощью ошипованных шин.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ШИП

Металлическим шипам уже более ста лет. Вначале они были сродни лошадиным подковам и предназначались для уменьшения истирания сплошного резинового обода колес экипажей. Крепились они изнутри колеса обычной гайкой. В автомобильную эру шипы первоначально появились на спортивных автомобилях. Где-то на стыке 50-60 годов XX века шип окончательно сформировался в привычную для сегодняшнего дня конструкцию в Скандинавских странах. За легковым транспортом шипы покорили автобусы, грузовые автомобили и строительную технику.

Но со временем поголовье автомобилей стремительно увеличивалось, росли скорости движения, и тревогу забили дорожники — ведь на очищенном покрытии ошипованное колесо работает как фреза, даже если нет его пробуксовки. Сейчас во многих европейских странах шипы или запрещены, или введены ограничения на их использование по времени года или регионам.

Кроме негативного воздействия на дорожное полотно, шипы создают повышенный шум, увеличивают расход топлива, а иногда и ухудшают тормозные свойства шины. Но в зимнее время на некоторых дорогах без шипа обойтись сложно.

Вес шипа примерно 2 г для легковых шин, и 3-5 г — для грузовых. Основным его элементом является сверхтвердый сердечник, сплав карбидов вольфрама, титана, ниобия и ряда других элементов. Применяется порошковая металлургия. Даже шестерни автомобильных трансмиссий имеют твердость раза в три меньшую.

Сердечник запрессовывается или припаивается латунными сплавами (эпоксидные составы имеют худшие показатели) в корпус, назначение которого — удерживаться в резине протектора. Появились шипы с граненным стержнем. Считается, что его грани обеспечивают лучший контакт с дорогой. Но после нескольких сотен километров по чистому асфальту кончик стержня становится похож на скругленную спичечную головку.

Наиболее распространенная маркировка шипа

Посадка шипов в шинах

1 — твердосплавный сердечник
2 — корпус
3 — опорный фланец, определяющий диаметр шипа

Видео:Приспособление для замены шипов на зимней резине своими рукамиСкачать

Приспособление для замены шипов на зимней резине своими руками

Корпус шипа изготавливают из мягких сплавов, чтобы по истираемости они соответствовали резине протектора и не вылезали из шины по мере ее износа. В большинстве случаев корпус делают из стали. Но коррозийная податливость стали (даже при специальных защитных покрытиях) вынуждает фирмы искать заменители.

Пластмассовые корпуса плохо выдерживают большие нагрузки, особенно при сильных морозах, поэтому пока их применение ограничено. Появились шипы из легированного алюминия. Для коррозийной стойкости и облегчения посадки в отверстие они покрыты тефлоном. По весу эти шипы близки к пластмассе, по твердости — к стали. Но на зимних дорогах, где обильно применяют различные реагенты, уже замечены случаи, когда на такие шипы нападала «алюминиевая чума» (обиходное название явления, когда алюминий превращается в белый порошок).

После мокрой дороги, но морозной ночи (при «сугробном» хранении автомобиля), пару первых километров пути надо ехать без резких нагрузок на колеса. Надо дать время, чтобы замершая водяная пленка в отверстии посадки шипа растаяла.

Посадка шипов в шинахПосадка шипов в шинахПосадка шипов в шинах

Виды шипов:
а) трехфланцевые ( для легковых машин);
б) однофланцевый ( для грузовых машин);
в) укороченный шип для полуизношенных протекторов вместо шипов выпавших

По форме шипы бывают однофланцевые (для тяжелых условий) и 2-3-х фланцевые. Верхние фланцы задерживают попадание воды. Фланцем считается каждый поясок, имеющий диаметр больше, чем диаметр самого корпуса. К сожалению, в уже ошипованных шинах тип установленных шипов определить бывает трудно. Точки зрения на прочность посадки многофланцевых шипов, по сравнению с однофланцевыми, диаметрально противоположные. Но для грузовых шин в основном применяют шипы однофланцевые.

Читайте также: Шины для хендай элантра 2004 года

Основание шипа бывает двух типов: сплошное и с внутренней выборкой, полостью. Во втором случае шип более легкий и частично «отслеживает» ситуацию, когда происходит наезд на твердый выступ дороги. Такой фланец легче вдавливается в резину и шип получает меньший выворачивающий момент. Но при длительной эксплуатации на твердых покрытиях резина приобретает остаточную деформацию, и шипы не обеспечивают требуемые 1,5-2,0 мм выступа твердосплавного сердечника над поверхностью протектора.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО?

Посадка шипов в шинах

Шипы противоскольжения могут устанавливаться на многих зимних шинах как легковых, так и грузовых. Шип врезается в ледяную кромку дороги, повышаются тормозные и особенно тяговые свойства шины. Наиболее эффективна ошипованная резина на утрамбованном снеге, покрытом коркой льда, за которую шип может зацепиться.
шипом об асфальт

По грузовым шинам ситуация следующая. Сцепные свойства (тяга на крюке автомобиля) на скользкой дороге определяются не мощностью двигателя, а моментом начала пробуксовки колес. Шипы увеличивают сцепные свойства почти на 40%. Это еще раз подтверждает то, что шипы в большей степени предназначены для предотвращения пробуксовки колес.

Видео:5 ошибок о РЕМОНТНЫХ ШИПАХСкачать

5 ошибок о РЕМОНТНЫХ ШИПАХ

Можно однозначно утверждать, что в больших городах, где уборка улиц удовлетворительная, в ошиповке шин особой необходимости нет. Здесь скорее срабатывает фактор стереотипа, а иногда и мнимого престижа, а это небезопасно.

На снимке показан типичный случай — шипом об асфальт, когда зимний протектор — худший вариант. При этом явно видно, что шина недокачена: даже на сухой дороге она будет «плавать» в поперечном движении. На большой скорости уверенного контролируемого управления автомобилем не будет.

А МАСТЕР КТО?

Посадка шипов в шинах

Инструмент для ручной
рассверловки протектора:
а) сверло трубчатое;
б) сверло режущее

Посадка шипов в шинах

Пневмопистолет для ручной ошиповки:
1) подача сжатого воздуха;
2) подача шипов (поштучно вручную
или непрерывно со специального
барабана);
3) цанговый трехэлементный наконечник
для разжимания стенок в
отверстиях протектора

Ошиповать шину могут и на заводе, но к изготовлению это уже никакого отношения не имеет. Чаще — на специализированных производствах. Худший вариант,- когда ошиповка предлагается как сопутствующая услуга к общему пакету обслуживания и ремонта шины на автосервисе.

Начальной операцией по установке шипа является сверловка отверстия глубиной, равной длине корпуса шипа. Диаметр отверстия должен быть примерно в половину меньше размера посадочного фланца (производитель конкретного шипа может дать свои рекомендации). Из большего отверстия шип скорее выскочит, но и из маленького тоже.

Протекторная резина зимних шин эластична. Она без разрушения способна растягиваться в 3-4 раза. При запрессовке цанговый наконечник пневматического пистолета растягивает отверстие значительно больше, чем диаметр шипа; при разгоне-торможении автомобиля шип тоже деформирует отверстие. Если оно малого размера, то появляются трещины. Надежной посадки уже не будет.

Видео:Дошиповка зимней резины. Ремонтные шипы, как установить самому.Скачать

Дошиповка зимней резины. Ремонтные шипы, как установить самому.

Теперь о качестве стенок отверстия. Если режущим инструментом выбрано перовое сверло, то для того чтобы резина не тянулась, скорость сверления должна быть около 20000 об/мин. Иначе внутренняя поверхность отверстия получается недостаточно гладкой, что ухудшает посадку шипа.

Профессиональным считается трубчатое сверло, которое трением высверливает кольцевое отверстие. Его поверхность более гладкая и лучше охватывает шип. Но надо уметь подрезать жгутик, который остается в отверстии трубчатого сверла, так чтобы верхняя часть отверстия не получила овального сечения. Кроме того, слишком большие режимы сверления (скорость и подача) могут обжечь поверхность отверстия в протекторе. Она становится менее эластичной с понятными последствиями.

Лучшим вариантом являются шины, у которых отверстия выполнены в заводских условиях в процессе вулканизации протектора. Они абсолютно одинаковы по диаметру и глубине, имеют идеальную поверхность. Некоторые разработчики шин заявили о создании отверстия с сечением схожим с перевернутой буквой «Т». В горизонтальной площадке этой «Т» лучше закрепляется нижний фланец шипа. Иногда в основание отверстия завулканизирована мягкая прослойка. На твердых дорогах шип утапливается, меньше изнашивается и выворачивается.

Читайте также: Starline a93 блокировка двигателя по can шине

При покупке ошипованной шины или при оформлении заказа на ошиповку следует придерживаться нескольких несложных правил:
— если планируется, что зимняя шина проработает более двух зимних сезонов, то предпочтение отдавать 2-3-х фланцевым шипам с антикоррозийным покрытием (к грузовым шинам это относится частично);
— в пятне контакта (а это примерно 15 см по длине протектора) не должно быть шипов, расположенных на одной продольной линии;
— корпуса всех шипов должны быть вровень с поверхностью протектора, это обеспечивает оптимальное превышение сердечника на 1,5-2,0 мм;
— шипы должны быть установлены абсолютно вертикально, без наклонов.

ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?

При некачественной ошиповке за зимний сезон теряется до 80% шипов. Нормой (хотя это никто не нормировал) считается потеря 30% шипов за 20 тыс. км зимних дорог, естественно, если не было сильных пробуксовок и шины не задерживались на автомобиле до мая месяца.

На рисунке показаны примеры некачественной ошиповки:

Посадка шипов в шинах

— нити корда (брекера и каркаса)
— подканавочный слой протектора

Видео:НЕ ПЛАТИ ЗА ДОШИПОВКУ ЗИМНИХ ШИН. СДЕЛАЙ СВОИМИ РУКАМИСкачать

НЕ ПЛАТИ ЗА ДОШИПОВКУ ЗИМНИХ ШИН. СДЕЛАЙ СВОИМИ РУКАМИ

а) глубина отверстия недостаточная. Шип будет вывернут при торможении или резком наборе скорости;
б) глубина отверстия большая. Пока не поизносится шина, твердосплавный сердечник не будет иметь хорошего контакта с дорогой. Основание шипа может оказаться близко к нитям корда и повредить их;
в) отверстие засверлено с наклоном, шип будет изнашиваться односторонне, а сердечник плохо контактировать с дорогой;
г) только при такой установке шип будет работать как положено

КАЖДОЙ НОЖКЕ ПО СВОЕЙ ДОРОЖКЕ

Посадка шипов в шинах

Шипы по протектору должны быть «разбросаны» примерно так. Фотоснимок сделан специально с затемнением, чтобы нагляднее показать, что в пятне контакта профессионально ошипованной шины каждый ее шип при торможении будет вгрызаться в свою бороздку

В пятне контакта каждый шип должен катиться по своей дорожке. Это требование должно выдерживаться и при поперечном скольжении колеса при его повороте. Как расположить шипы на протекторе, какие его блоки оставить сплошными для посадки шипа — задача серьезного заводского моделирования.

Например, компания «Michelin» уже и на русском языке предлагает описания к техническим условиям (в виде схем), как и какие отверстия размещать на протекторах своих грузовых шин.

Может быть, не за горами время, когда зимой сочлененный автобус, например ЛиАЗ-6212, с ошипованными шинами без пробуксовки будет отъезжать от автобусной остановки, а при торможении угрожающе не скользить вбок до удара шинами о бордюр тротуара.

Скользкая тема. Устройство и принцип работы шипов в зимних шинах

Посадка шипов в шинах

Идея оснастить колеса острыми элементами, цепляющимися за лед, возникла сравнительно давно – еще в XIX веке были попытки снабжать подобием шипов колеса повозок и карет. В 30-е годы XX века начались активные эксперименты в автоспорте – гонщики пытались кустарным способом модифицировать колеса для зимних состязаний. Однако острые спортивные «гвозди» были практически непригодны для дорог общего пользования. Первой серийной легковой шипованной шиной принято считать модель Kometa-Hakkapeliitta компании Nokian. Когда к созданию шипованных шин подключились ведущие шинные компании, эволюция шипа заметно ускорилась.

Видео:В мишлен советские шипыСкачать

В мишлен советские шипы

Поначалу конструкторам приходилось решать множество технических задач. Наиболее распространенной проблемой оказалась коррозия – многие металлические сплавы не выдерживали постоянного контакта с мокрой поверхностью, а если дорога еще была щедро удобрена солью и реагентами, то жизнь шипа и вовсе оказывалась короткой. К тому же стальные шипы существенно увеличивали вес шины, а следовательно, и неподрессоренные массы. Использовать легкие и малочувствительные к ржавчине металлы вроде алюминия не получилось, поскольку мягкий материал очень быстро стирался, по той же причине потерпели неудачу эксперименты с пластиком. Близкой стала проблема с посадочным местом шипа – под воздействием постоянных нагрузок оно расширялось, ослабляя посадку, между шипом и протектором попадали вода, грязь и реагенты, еще больше усиливая воздействие коррозии.

Читайте также: Шины metzeler sportec m3

Постепенно конструкторы пришли к комбинированному решению – тело, то есть корпус шипа, стали делать из легкого устойчивого к коррозии, чаще алюминиевого, сплава, а наконечник – из твердосплавного материала, как правило, с примесью карбида вольфрама. Чтобы шип не расшатывался и не вырывался из гнезда, его корпус обычно делают двухфланцевым, а между фланцами находится более тонкая соединительная ножка. Широкий верхний фланец обладает большой площадью опоры и препятствует чрезмерным колебаниям, а широкий и плоский нижний фланец удерживает шип в протекторе. К примеру, такое решение применяется в шипе Ice Force, который устанавливается в зимнюю шину Toyo Observe Ice-Freezer.

Для успешной работы шипа в течение всего срока службы важно и соответствующее отношение со стороны автовладельцев. Прежде всего, новые шипованные шины нуждаются в обкатке для окончательной фиксации в гнезде. Поэтому первые 500 километров следует ездить, избегая резких маневров, и держать скорость не выше 100 км/ч.

Посадка шипов в шинах

Посадка шипов в шинах

В последнее время разработчики все чаще экспериментируют с формой наконечника шипа, стремясь улучшить проникающий эффект и дифференцировать нагрузку в продольном и поперечном направлении. Встречаются квадратные, овальные и даже крестообразные наконечники. В шипе Ice Force от Toyo Tires основная рабочая часть наконечника сделана пятиугольной, а на ее вершине расположен еще один четырехугольный выступ. Это позволило увеличить количество острых углов и сцепных кромок, значительно улучшив проникающее действие шипа. В результате шип Ice Force обеспечивает хорошую разгонно-тормозную динамику, работая в продольном направлении, а также боковую поддержку, существенно облегчая прохождение поворотов.

Но, разумеется, сцепление зависит не только от формы шипов, но и от их количества, и расположения в протекторе. В современных шинах этот параметр все чаще подбирается с помощью компьютерного моделирования, например, технологии T-MODE от Toyo Tires. В новой шине Observe Ice-Freezer разработчики применили 28-рядную ошиповку, что позволило не только улучшить сцепление с дорогой, но и снизить шум благодаря равномерному распределению шипов.

Эффективность работы шипов во многом зависит от окружающей температуры. Считается, что лучше всего они проникают в лед при умеренном холоде. Когда воздух остывает ниже -25 градусов, то лед становится существенно прочнее, и шипам сложнее его прокалывать. Преимущества здесь у моделей с оптимальной формой наконечника, обладающего острыми гранями, как, например, у шипа Ice Force, а также у шин оснащенных мягкой и эластичной резиновой смесью, сохраняющей свои характеристики при сильном морозе, что позволяет резине облегать микронеровности ледяной дороги. Эффект возрастает, если резиновая смесь дополнена абразивными элементами – такими свойствами, в частности, обладает упомянутая выше шина Toyo Observe Ice-Freezer с технологией Microbit, ее суть с том, что в резину добавлена измельченная скорлупа грецкого ореха, частицы которой повышают сцепные свойства шины на льду. Такое технологическое решение родилось, когда в Японии запретили шипованные шины и инженеры искали новые способы повысить сцепление на льду. Оказалось, что скорлупа грецкого ореха – материал более твердый, чем лед, и ее острые частицы способны эффективно царапать ледяную поверхность. В то же время скорлупа мягче асфальтового покрытия и не наносит ему вреда.

Видео:Повторная ошиповка зимних шин, восстановление шиповСкачать

Повторная ошиповка зимних шин, восстановление шипов
  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле


    🔍 Видео

    Ручная дошиповка зимних шинСкачать

    Ручная дошиповка зимних шин

    Ошиповка зимней резины, проверка различных клеев. Какой клей лучше применить для установки шипов.Скачать

    Ошиповка зимней резины, проверка различных клеев. Какой клей лучше применить для установки шипов.

    Как выбрать размер ремонтного шипа?Скачать

    Как выбрать размер ремонтного шипа?

    Насколько сильно может торчать шип? Вторая серия «Проблем ремонтных шипов»Скачать

    Насколько сильно может торчать шип? Вторая серия «Проблем ремонтных шипов»

    Шипы винтовые или ремонтные Выбирать вам http://шипы24.рфСкачать

    Шипы винтовые или ремонтные Выбирать вам http://шипы24.рф

    Ошиповка всесезонных шин.Скачать

    Ошиповка всесезонных шин.

    ВСЯ ПРАВДА О ДОШИПОВКЕ ШИН!!! ПРОВЕРЯЕМ ШИПЫ РЕМШИП ПОСЛЕ ЗИМНЕГО СЕЗОНА. РЕЗУЛЬТАТ ОЧЕНЬ УДИВИЛ!!!Скачать

    ВСЯ ПРАВДА О ДОШИПОВКЕ ШИН!!! ПРОВЕРЯЕМ ШИПЫ РЕМШИП ПОСЛЕ ЗИМНЕГО СЕЗОНА. РЕЗУЛЬТАТ ОЧЕНЬ УДИВИЛ!!!

    Дошиповка зимних шин – не все шипы одинаково полезныСкачать

    Дошиповка зимних шин – не все шипы одинаково полезны

    Дошиповка зимних шин. Ремонтные шипы Замена шипов на зимней резине своими руками. Головка на 8ммСкачать

    Дошиповка зимних шин. Ремонтные шипы   Замена шипов на зимней резине   своими руками. Головка на 8мм

    Как вкрутить шипы для колес легковых, мото, квадро, грузовых, тракторов, погрузчиков и спецтехники.Скачать

    Как вкрутить шипы для колес легковых, мото, квадро, грузовых, тракторов, погрузчиков и спецтехники.

    Ошиповка б/у зимних шин с помощью ремонтных шипов ТЕСН, когда вылетели "родные шипы с завода".Скачать

    Ошиповка б/у зимних шин с помощью ремонтных шипов ТЕСН, когда вылетели "родные шипы с завода".

    Ошиповка шин в домашних условиях!Скачать

    Ошиповка шин в домашних  условиях!

    Шипы или липучка ?Скачать

    Шипы или липучка ?

    Новое устройство для ошиповки "ПРО-20"Скачать

    Новое устройство для ошиповки "ПРО-20"
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток