Переломом называют разрушение структуры костной ткани, которое требует медицинского вмешательства. Не всегда есть возможность обеспечить незамедлительное оказание профессиональной помощи. В этом случае требуется провести грамотные действия по доставке пациента в больницу. Наложение шины при переломах разной локализации позволяет довезти больного без дополнительных повреждений, облегчает дальнейшее лечение.
- Типы шин и для чего их накладывают
- Шина дитерихса и техника ее наложения
- Шина Крамера и ее правильно положение
- Общие правила и рекомендации наложения шин
- Как наложить шину при различных переломах
- Верхние конечности
- Нижние конечности
- Плечевой пояс
- Ребра
- Позвоночник
- Кости таза
- Пальцев рук
- Особенности оказания первой помощи при переломах
- Наложение шины в клинических условиях
- Транспортная иммобилизация. Правила наложения шин
- 💡 Видео
Видео:Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
Типы шин и для чего их накладывают
Шина – приспособление для обездвиживания сломанной части тела при транспортировке пациента в медицинское учреждение.
Конструкция защищает место перелома от основных негативных факторов, которые могут ухудшить состояние больного.
- тяжелое смещение костных отломков под воздействием рефлекторных мышечных сокращений или в результате изменения положения тела во время движения;
- разрывы сухожилий, мускул;
- травмирование кровеносных сосудов;
- развитие болевого шока.
Шины подразделяют на несколько основных разновидностей:
- пневматическая – одна из самых современных. Представляет собой мешок из плотной ткани, застегивающийся на молнию. В комплекте есть насос, который позволяет наполнить чехол воздухом в количестве, необходимом для надежной фиксации конечности;
- ватно-марлевые приспособления, применяемые для обездвиживания шеи, головы, позвоночника;
- лестничная шина Крамера благодаря особенностям конструкции подходит для фиксации большинства частей тела;
- шина Дитерихса в основном используется при повреждениях бедерных костей.
В отдельный вид выделяют импровизированные шины из подручных материалов: веток, палок, тряпок и прочих.
К выбору предметов для транспортировки больного надо относиться внимательно. У них не должно быть острых углов, которыми можно ранить человека.
В современной медицине чаще всего используют приспособления Дитерихса и Крамера, поскольку они наиболее универсальны.
Шина дитерихса и техника ее наложения
Эта деревянная шина была создана в 1932 году советским, военным хирургом Михаилом Дитерихсом для иммобилизации нижних конечностей. Конструкция широко применялась для транспортировки раненых в годы Великой Отечественной войны. Актуальна она и по сей день. Входит в наборы средств неотложной помощи, предназначенные для бригад «скорой», травматологических пунктов, других медучреждений.
Накладывают шину дитерихса при переломах следующим образом:
- Длинную доску располагают вдоль всей ноги и туловища до подмышки.
- Короткую, размещают по внутренней части конечности – до паха.
- Снизу закрепляют подошву.
- Затягивают ее входящей в комплект закруткой, вытягивая ногу.
Верхние края бранш снабжены мягкими прокладками, чтобы конструкция не повреждала паховые и подмышечные области.
Шина Крамера и ее правильно положение
Универсальное приспособление для фиксации сломанных конечностей, названное по фамилии разработчика, выпускается в форме решетки (либо лестницы) из прочной металлической проволоки. Материал гибкий, ему можно легко придать нужную форму.
Алгоритм шинирования конструкцией Крамера:
- Решетку подходящего размера прикладывают к неповрежденной конечности.
- Моделируют по изгибам.
- Оборачивают ватой и бинтами.
- Фиксируют сломанную часть тела тесьмой.
Шина Крамера хорошо подходит для иммобилизации разрушенных суставов. Например, при травме голени выпрямленным участком конструкции можно обездвижить колено, согнутой под прямым углом – голеностоп.
Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Общие правила и рекомендации наложения шин
Когда специальных приспособлений для фиксации нет, можно использовать в их качестве различные подручные предметы. Подойдут доски, палки, плотный картон, другие прочные вещи.
Оказывая пострадавшему первую помощь, необходимо соблюдать общие правила наложения шин при переломах:
- закреплять фиксатор не только на саму поврежденную область. Обездвижить надо два ближайших к травме сустава;
- нельзя снимать одежду с пострадавшего. Когда есть открытая рана, ткань надо осторожно разрезать, чтобы остановить кровотечение, но не стягивать вещи;
- закреплять конструкцию крепко, но без передавливания мягких тканей;
- не прикладывать приспособления к голому телу. Предварительно их надо обмотать материей;
- удерживающие ленты располагать выше либо ниже места травмы, чтобы давлением не усиливать боль;
- выступающие костные отломки продезинфицировать, наложить стерильную повязку;
- мышцы больного должны быть расслаблены. Для этого сломанную конечность нужно аккуратно согнуть в крупных суставах под углом 10 градусов (не более);
- перекладывать пострадавшего надо вдвоем, чтобы место разлома не находилось на весу.
Фиксировать сломанную часть тела надо в исходном положении не распрямляя. Самостоятельно пытаться вправить кости запрещено!
После обездвиживания надо проверить, не слишком ли затянут крепеж. Кожные покровы должны быть теплыми, пульс в местах крупных артерий (на лучевой кости или стопе) хорошо прощупываться. Затем больного следует сразу доставить в больницу или вызвать «Скорую помощь».
Читайте также: Заплатки для шин машины
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Как наложить шину при различных переломах
Имеет свои нюансы наложение шины при переломах разных частей тела. Они обусловлены особенностями строения скелета, мышечных волокон, пролеганием кровеносных сосудов.
С особой осторожностью следует действовать при подозрении на повреждения позвоночного столба или головы.
Верхние конечности
Поврежденное предплечье фиксируется с двух сторон: наружной и тыльной. Если сломан плечевой сустав, шина должна закрепляться с захватом двух соседних суставов.
Сломанную плечевую кость обездвиживают, прокладывая одну шину по внутренней стороне от плеча до подмышки, другую – снаружи. Она должна быть чуть длиннее кости, выдаваться за локтевой и плечевой суставы.
При любых переломах верхних конечностей (даже при невозможности сделать шины) руку сгибают в локте под углом 90 градусов, подвешивают на косынке, перекинутой через шею. Дополнительно можно прибинтовать ее к туловищу.
Нижние конечности
Сломанную кость бедра фиксируют двумя шинами, расположенными параллельно:
- первая располагается от внешней лодыжки до подмышки;
- вторая – от внутренней лодыжки до паховой области.
Более надежную иммобилизацию можно обеспечить, если использовать третью шину, наложив ее сзади, от пятки до лопатки. При отсутствии подходящих подручных материалов поврежденную ногу нужно аккуратно, но крепко прибинтовать к здоровой конечности.
Перелом голени шинируют от костей стопы до ягодиц. Закрепляют в верхней части бедра, у коленного сустава и голеностопа.
Второй вариант: закрепить две параллельные шины по обе стороны ноги. Начинаться они должны в паху, внизу – выступать за стопу на 4 см.
Плечевой пояс
При разломе ключицы под мышку закладывают валик. На руку надевают косынку (или ремень), перекидываю ее через шею. Можно скрутить из матерчатых жгутов плотные кольца, надеть через подмышки, затянуть на спине, под узел проложить ватный рулон.
Сломанную лопатку иммобилизуют в схожем положении, прибинтовывая руку к туловищу. При обоих повреждениях плечи должны быть чуть приподняты, развернуты, отведены назад.
Ребра
Сломанные ребра фиксируют, чтобы они не двигались во время вдохов и выдохов. Эффективным методом является обвязывание грудной клетки простыней. Дышит больной при помощи мышц живота.
При этом повреждении нельзя ложиться, стоит воздерживаться от разговоров. Иначе осколками костей можно повредить внутренние органы.
Позвоночник
Переломы позвоночного столба относятся к категории самых опасных. Они чреваты повреждениями спинного мозга, развитием парезов или параличей, нарушениями в работе органов малого таза.
При малейшем подозрении на травму позвоночника больного надо аккуратно уложить на ровную, жесткую поверхность. Можно использовать обычную дверь, снятую с петель. Сидеть и стоять пострадавшему нельзя.
Если для транспортировки человека с разрушением грудного либо поясничного отделов используются мягкие носилки, пострадавшего нужно перевернуть на живот. При травмировании шейного отдела пациента следует положить на спину, пол-лопатки поместить валик, голову зафиксировать подушками в центральном положении.
Читайте также: Ремонт шин в чебоксарах
Кости таза
Такие переломы (особенно повреждения копчика) обычно вызывают сильную боль. Для иммобилизации человека кладут на спину, подложив под бедра плотный тряпичный валик.
Разрушение шейки бедра фиксируют так же, как нижние конечности. Действовать надо крайне аккуратно, поскольку переломы костей таза чреваты разрывами крупных кровеносных сосудов.
Травму шеи надо зафиксировать так называемым воротником Шанса. Это своеобразная ватно-марлевая повязка подходящего размера, плотная и объемная.
Подобная конструкция блокирует движения головы. Носят воротник несколько недель, в зависимости от тяжести повреждения. На ночь – снимают.
Пальцев рук
Шины при переломе пальцев рук накладывают по обе стороны поврежденного пальца, используя три полосочки тонкой ткани.
Одной обматывают часть тела, второй – прокладку между шиной и кожей, закрепляют ее на пальце. Третью полосу материи используют для закрепления самой шины и обматывания пальца ниже места перелома. А также ее нежно закрепить сверху.
При переломе мизинца можно использовать обычный карандаш, закрепив его вдоль травмированной области и края ладони.
Видео:Цветные метки на шинах, зачем они???Скачать
Особенности оказания первой помощи при переломах
Человека, получившего серьезную травму, прежде всего надо успокоить, купировать возможный приступ истерии и сильную боль. Для этого можно дать пострадавшему подходящий лекарственный препарат, приложить холод (подойдут даже замороженные продукты из морозилки). При травме закрытого типа после этого нужно приступать к иммобилизации поврежденной части тела.
Отдельное внимание стоит уделить открытым переломам крупных костей (например, бедра или плеча). Такие травмы, как правило, сопровождаются обильным кровотечением. Его нужно постараться остановить.
Алгоритм оказания первой помощи в этом случае следующий:
- Уложить человека на ровную поверхность, стараясь не шевелить сломанную конечность.
- Обеззаразить кожные покровы вокруг раны. Подойдут йод, спирт либо иной антисептик.
- Сделать давящую повязку. Чистую ткань для нее надо свернуть в несколько слоев.
- Наложить шину так, чтобы место кровотечения было на виду. Это необходимо для контроля над его интенсивностью.
Если кровь вытекает мощной, пульсирующей струей, перед обездвиживанием следует наложить жгут выше раны:
- при травмировании руки – посередине плеча;
- если повреждена нога – на середину бедра.
Когда повязка начнет промокать менее интенсивно, приступить к размещению шины. Под жгут просунуть записку с указанием времени его затягивания (держать жгут допустимо не дольше двух часов).
До приезда «скорой помощи» надо внимательно наблюдать за пульсом, артериальным давлением, другими физиологическими показателями больного. При подобных травмах высока вероятность травматического шока. Такое развитие событий потребует проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.
Видео:Как правильно устанавливать шины при шиномонтажеСкачать
Наложение шины в клинических условиях
После доставления больного в медицинское учреждение, его начинают готовить к необходимым манипуляциям. Проводят необходимые лабораторные исследования.
Затем приступают непосредственно к наложению шины:
- Медицинский персонал дезинфицирует руки, надевает стерильные перчатки.
- Пациенту вводят обезболивающий препарат.
- Укладывают на носилки.
- Прикладывают шину к здоровой конечности.
- Деформируют ее по физиологическим изгибам.
- Получившуюся конструкцию фиксируют на травмированном участке.
Вся процедура проходит под медицинским контролем над общим состоянием пациента и его поведенческими реакциями.
Неправильно сросшиеся переломы существенно снижают качество жизни человека. Нарушают двигательную активность, в тяжелых случаях приводят к инвалидизации.
В успешном лечении травм важную роль играет то, насколько грамотно и своевременно была оказана первая помощь. Правильно наложенная шина позволяет доставить больного к врачу без дополнительных повреждений тканей, существенно сокращает срок реабилитации, помогает полностью восстановить функциональность органа.
Читайте также: Для чего боковая защита шин
Видео:Хранение шин. 3 основных правила.Скачать
Транспортная иммобилизация. Правила наложения шин
Исход, сроки лечения и длительность нетрудоспособности пря травмах зависят от качества оказания первой помощи, в том числе и от правильной иммобиллизации при переломах костей.
Иммобилизация – создание неподвижности (покоя) при различных повреждениях или заболеваниях (или уменьшение подвижности).
Кромепереломов костей иммобилизация применяется при повреждениях суставов, нервов, обширных повреждениях мягких тканей, ранении крупных сосудов и обширных ожогах. Иммобилизация бывает двух видов: транспортная и лечебная. Транспортная иммобилизация – это иммобилизация на время эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение.
Транспортная иммобилизация способствует предупреждению:
1 – усиления болевых ощущений, развития травматического шока;
2 – возможности превращения закрытого перелома в открытый при повреждении костными отломками мягких тканей, в т.ч. и кожи;
3 – развития инфекции в ране;
4 – возможности кровотечения при повреждении кровеносных сосудов неиммобилизированными отломками костей и значительной кровопотере;
5 – повреждения нервных стволов и нарушения чувствительности или двигательной функции конечности;
6 – развития жировой эмболии в результате закупорки кровеносного сосуда каплей жир (в т.ч. сосудов мозга, лёгких и т.д.).
Лечебная иммобилизация осуществляется на весь период лечения в специализированных стационарах врачами-специалистами: хирургами-травматологами, ортопедами и др. Вначале производится вправление костных отломков, а затем удержание их в правильном положении (фиксация) до сращения. Фиксация проводится с помощью наложения шин (чаще всего гипсовых). Проводятся также мероприятия, направленные на ускорение сращения костей; на повышение защитных сил организма; на профилактику и борьбу с инфекцией, попавшей в рану; на нормализацию сердечно-сосудистых расстройств и т.д.
Средства транспортной иммобилизации. Основным средством транспортной иммобилизации являются различные шины. Шины – это приспособления, предназначенные для обездвижения участков тела при повреждениях и заболеваниях костей, суставов и мягких тканей.
Транспортные шины делятся на шины, фиксирующие и шины, сочетающие фиксацию с вытяжением (к последним относится шина Дитерихса). Шины делятся также на стандартные и импровизированные. К стандартным относятся шины фанерные, сетчатые, проволочные лестничные. Фанерные вины (рис.15 а) состоят из тонкой фанеры и служат для иммобилизации верхних и нижних конечностей. Сетчатая шина (рис15 б) изготавливается из мягкой тонкой проволоки, применяется для иммобилизации костей кисти, предплечья.
Проволочные лестничные шины типа Крамера бывают двух размеров: 120х11см и 80х8см и применяются для фиксации конечностей, головы. В качестве импровизированных шин используются подручные материалы: палки, дощечки, куски фанеры, зонтики, лыжи, деревянные бруски, лопаты, пучки хвороста и т.д.
Правила транспортной иммобилизации:
1 – иммобилизация повреждённой части тела должна проводиться по возможности в ранние сроки после травмы;
2 – шины накладываются на месте происшествия, перенос пострадавшего без иммобилизации недопустим;
3 – перед наложением шины пострадавшему необходимо дать обезболивающее средство;
4 – шины накладывают, как правило, поверх одежды и обуви;
5 – при открытых переломах перед наложением шины на рану накладывают стерильную повязку, при необходимости — жгут;
6 – нельзя накладывать шинуна голое тело, необходимо подкладывать под неё мягкий материал (вату, полотенце и т.д.);
7 – перед наложением шины повреждённой конечности нужно придать по возможности физиологическое положение;
8 – шина должна захватывать два сустава (выше и ниже перелома), а при переломах плеча ибедра – три сустава;
9 – конечность с наложенной шиной в холодное время должна быть утеплена;
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💡 Видео
Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких ОбозначенийСкачать
Асимметричные шины с ненаправленным рисунком. Как правильно установить автошиныСкачать
Правильное хранение шинСкачать
Как правильно хранить шиныСкачать
ХРАНЕНИЕ ШИН: ЭТО НУЖНО ЗНАТЬСкачать
ПДД РБ 2023. Неисправности. Запрет участия в движении. Колёса и шиныСкачать
У ВАС НЕПРАВИЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ! ТОП-7 дорогих ошибок при проверке давления в шинах!Скачать
Как считать размер шин. Расчёт и расшифровка размеров и обозначений.Скачать
Маркировка грузовых шин автомобилей / Как читать обозначения на резинеСкачать
Обзор шин Lakesea ALLIGATOR: ключевые отличия резины, оптимальные условия эксплуатацииСкачать
Мелкая розница, маркетплейсы ИЛИ крупный шинный центр? / У кого ЛУЧШЕ купить шины?Скачать
Treadwear – это индекс, износостойкости шины. Шинный РАЙСкачать
Шины для иммобилизации - обзор и сравнениеСкачать
Как работает липучка (фрикционная шина). Подробное видео. Просто о сложномСкачать