Каждый водитель грузового транспортного средства, а так же оператор спецтехники сталкивается с проблемой износа, повреждения и выхода из строя дорогостоящих шин. Проблем с шинами при их эксплуатации предостаточно. Использование фронтального-погрузчика, самосвала, тягача, экскаватора-погрузчика, карьерного самосвала, портовой техники и даже вилочного-погрузчика без шин невозможна. Как говорят владельцы бизнеса — простой техники бьёт по кошельку.
Сегодня, повреждения и дефекты шин — очень распространенная проблема, среди владельцев техники строительных и добывающих компаний. Например, шины КГШ отличаются от грузовых шин не только размерами и конструкцией, но и условиями эксплуатации. Мы как специалисты, всегда уточняем условия эксплуатации и контроля за шинами, чтобы правильно подобрать шину под конкретные условия потребителя.
Неправильно подобранная шина и ложные рекомендации использования, перекладывают всю вину, за выход шины из строя, на владельца. Среди этих рекомендаций, возможно, будут: неправильный рисунок протектора, неправильное давление в шинах, диагональная шина (вместо радиальной), ТКВЧ (тонно/километры в час) и т.д.
Выход шины из строя, может быть вызван как производственными, так и эксплуатационными причинами. Дефекты объединены в пять групп в соответствии с названиями пяти основных элементов шины: протектор, брекер, боковина, каркас, борт. Особенно следует быть внимательным в случае, когда дефект может быть вызван одной из двух причин: либо эксплуатационной, либо производственной. В этом случае специалисты тщательно исследуют шину с целью установления следов внешних воздействий: — механических (царапин, порезов, потертостей, надрывов внешних слоев резины в области расположения дефекта; перерезание или перебивание оголенных нитей кода каркаса и т.д.); — тепловых (обугливание резиновых элементов, оплавление оголенных синтетических нитей); — химических (следы нефтепродуктов, следы ржавчины, перешедшей на резину и т.д.).
Следы указанных внешних воздействий в сочетании со свидетельствами эксплуатации на неноминальном давлении (характер износа протектора, потемнение герметизирующего слоя, а также потертости и повреждение борта) служат свидетельством в пользу эксплуатационной причины возникновения дефекта.
Производственные причины (производственные дефекты):
• расслоения в каркасе, брекере и борте;
• отслоения протектора и боковины;
• гребень по протектору с выпрессовкой корда;
• запрессовка твердых включений на внутренней и наружной поверхностях покрышки (бескамерной шины);
Видео:ШИНЫ НЕ БУДУТ ТРЕСКАТЬСЯ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ТАКСкачать
• механические повреждения (проколы сквозные, порезы до корда);
• отставание нитей корда по первому слою каркаса;
• складки по основанию и носку борта от запрессовки бортовой ленты;
• обнажение кромок бортовой ленты;
• отрыв и отслаивание герметизирующего резинового слоя на внутренней поверхности каркаса и на бортах.
Эксплуатационные причины (повреждения, полученные в процессе эксплуатации):
• преждевременный неравномерный износ протектора из-за неправильной регулировки схождения и развала колес, резкого торможения или трогания с места, изношенности и ослабления крепления колесных подшипников, втулок рулевых тяг, завышенного радиального и бокового биения колес;
• износ рисунка протектора выше предельно допустимого из-за несвоевременного снятия шин с эксплуатации;
• интенсивный износ плечевых частей беговой дорожки из-за езды на сниженном давлении или с перегрузкой;
• интенсивный износ средней части беговой дорожки из-за езды при повышенном давлении в шинах;
• разрушение или излом каркаса из-за езды при пониженном давлении в шинах;
• разрыв каркаса из-за перегрузки автомобиля или колес за счет неправильного размещения груза в кузове автомобиля;
Видео:Дефекты автомобильных шин - что бывает при неправильной эксплуатации и как этого избежать.Скачать
• разрыв каркаса вследствие удара о дорожные препятствия при езде с большой скоростью;
• пробои или порезы протектора или боковины с разрывами каркаса;
• повреждения борта с нарушением правил монтажа и демонтажа шин;
• потеря герметичности бескамерных шин из-за механических повреждений.
Выбирайте грамотных специалистов!
Экономьте не только время, но и деньги!
Михаил Казаков,
специалист отдела шин для спецтехники компании «Петромакс»
Порядок учета норм списания и срока службы автомобильных шин
Статья опубликована в журнале «Все для бухгалтера» № 3 август 2014 г.
В.Г. Молчанов,эксперт
Правовой консалтинг ГАРАНТ
В коммерческих организациях числятся на балансе транспортные средства – грузовые и легковые автомобили. В период эксплуатации данные транспортные средства подвергаются амортизации, естественным образом изнашиваются детали автомобилей, шины и покрышки. В статье рассмотрен порядок учета норм списания и срок службы автомобильных шин.
Ключевые слова: нормы списания запасных частей и расходных материалов, учет, запасные части, расходные материалы, коммерческие организации
Видео:Внутренний износ шин причины и способы устраненияСкачать
Нормы эксплуатационного пробега. В настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо норм списания запасных частей и расходных материалов (в том числе шин), используемых при эксплуатации автотранспортных средств коммерческих организаций.
В соответствии с письмом Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин определяются заводом-изготовителем автомобильных шин.
Таким образом, руководитель организации вправе установить своим приказом нормы пробега автомобильных шин, основываясь на информации заводов-изготовителей. Если таковая отсутствует, то может быть использован опыт эксплуатации транспортных средств в организации, а также доступная информация заводов-изготовителей об аналогичных автомобильных шинах.
В любом случае при разработке и утверждении норм эксплуатационного пробега следует учитывать, что они должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ), т.е. быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.
Кроме того, в соответствии с подп. 5.1 п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у легковых автомобилей шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм.
Очевидно, что высота протектора зависит не только от пробега шин, но и от условий эксплуатации. То есть автомобильные шины могут быть сняты с эксплуатации также в случае недопустимости их дальнейшего использования по причине их повреждений.
По мнению автора, в любом случае автомобильные шины оцениваются экспертной комиссией на основании акта на списание. Данный акт будет являться основанием для снятия шин с эксплуатации и установки вместо них новых.
Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, отражаются на сч. 10 «Материалы» в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее – План счетов).
В соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее – Методические указания), при передаче в эксплуатацию материалы списываются на счета учета затрат.
При этом стоимость автомобильных шин списывается со сч. 10 «Материалы», субсчет 10.5 «Запасные части», в дебет счета учета затрат, например сч. 20 «Основное производство» (пп. 93 и 95 Методических указаний, пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н ПБУ 10/99).
Для осуществления контроля за движением автомобильных шин может быть организован их учет на забалансовом счете: Д-т сч. 012.
При выбытии шин из эксплуатации на основании акта на списание они подлежат оприходованию на склад по стоимости отходов. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» как утильсырье.
Видео:Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Пунктом 111 Методических указаний установлено, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).
Утилизация шин, не пригодных к восстановлению, может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин.
Согласно п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующие суммы зачисляются на финансовые результаты у коммерческой организации, т.е. в бухгалтерском учете отходы, остающиеся от списания материальных ценностей (утильсырье), относятся в кредит сч. 91: Д-т сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» – изношенные шины приняты к учету как утильсырье.
Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н): Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» – признан доход от продажи шин специализированной организации.
При этом утилизируемые шины списываются со сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» и отражаются как прочие расходы организации в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» – списана стоимость реализованных шин;
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен налог на добавленную стоимость (НДС).
В то же время, по мнению автора, шины, которые подлежат списанию с последующим выбытием, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета. Их стоимость была включена в себестоимость работ, услуг при отпуске в эксплуатацию, а учет в целях контроля был организован на забалансовом счете.
Тогда, в случае продажи шин, в бухгалтерском учете выбытие отразится следующими записями:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» – признан доход;
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен НДС;
К-т сч. 012 – списаны с забалансового счета выбывшие шины.
Видео:Почему шумит резина. Все моментыСкачать
К сведению. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», покрышки отработанные относятся к 4-му классу опасности.
Шины, подлежащие утилизации в качестве опасных отходов, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета по рыночным ценам, их выбытие (передача для утилизации) отражается списанием по кредиту забалансового счета.
Передача таких отходов в переработку находит отражение и в журнале учета образования и движения отходов, и в разд. 4 «Размещение отходов производства и потребления» приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Данные журнала учета образования и движения отходов удостоверяются договорами с профильными фирмами и актами выполненных работ. Фактический объем отходов подтверждается справкой специализированной организации.
Аналогичная ситуация возникает и в тех случаях, когда изношенные в процессе эксплуатации камеры и покрышки с текстильным и металлическим кордом, не подлежащие восстановлению и сдаются организации-переработчику для утилизации за плату. Фактический объем утиля, переданного в переработку специализированной организации, указывается в актах выполненных работ.
Налоговый учет. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).
Приобретенные автомобильные шины организация может учесть в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (НК РФ), либо в составе материальных расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ. При этом вопрос о признания поврежденных шин возвратными отходами для целей налогообложения является неоднозначным.
В соответствии с п. 6 ст. 254 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения прибыли, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению.
Из буквального прочтения нормы п. 6 ст. 254 НК РФ шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами. Однако, по мнению автора, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования возможно использовать данную норму и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов, закрепленных в подп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.
Список литературы
Видео:ЖРАТЬ РЕЗИНУ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ТАКСкачать
- Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
- О правилах дорожного движения: постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
- Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
- Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
- Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
- Об утверждении федерального классификационного каталога отходов: приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786.
- Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.
- Письмо Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш.
📸 Видео
Трещины на шинах, какие последствия ?Скачать
Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?Скачать
Увидел ЭТО НА КОЛЕСЕ - СРОЧНО МЕНЯТЬ!Скачать
Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Проблемы эксплуатации шин № 15 Шишка на протектореСкачать
Пора менять шины! 5 Признаков Износа Зимней РезиныСкачать
Когда нужно менять шины?Скачать
ЭТО ОБЯЗАН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТ. ГРЫЖА НА ШИНЕСкачать
Почему виляет колесо и изнашивает резинуСкачать
Проблемы эксплуатации №8 Обратите внимание на вентиль при сезонной замене шин на шиномонтажеСкачать
Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Когда пора менять шины? | Подробнее об износе автомобильных покрышекСкачать
У ВАС НЕПРАВИЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ! ТОП-7 дорогих ошибок при проверке давления в шинах!Скачать
Не гаснет ошибка давления шин tire pressure sensorСкачать