Несложные работы, связанные с колесами автомобиля, многие автовладельцы могут произвести и сами. Например, заменить зимнюю резину на летнюю или наоборот, заклеить прокол, поменять старые диски на новые. Но есть процедуры, требующие профессиональных умений и специализированного оборудования, имеющегося только в сервисных центрах.
Например, сюда можно отнести:
- ремонт легкосплавных дисков,
- вулканизацию камер,
- балансировку колес,
- исправление нарушения их геометрии,
- накачку шин азотом.
Все это профессионально выполнят только в хорошей шиномонтажке.
Если наблюдается неравномерное распределение тяжести на колеса и, как следствие, быстрый износ шин, тоже потребуется профессиональный шиномонтаж и опытные мастера. Процесс обслуживания авто в сервис-центре состоит из нескольких этапов.
Видео:Набор инструмента, для ручного монтажа шин. "Попугай" для шиномонтажа.Скачать
Демонтаж колес
Машину паркуют на платформе. Возможность движения блокируется посредством ручного тормоза и автомобильного тормозного башмака. Затем авто поддомкрачивается.
С вывешенных колес гайковертом скручиваются гайки, затем со ступицы снимается непосредственно колесо или весь комплект – в зависимости от проводимой операции.
Диски и шины тщательно промываются от загрязнений – мусор, застрявший в протекторе, способен отрицательно сказаться в процессе балансировки.
Колесо укрепляется на станке, из него выкручивается золотник, после чего шина полностью спускается и снимается с диска.
При демонтажных работах применяется только специальные инструменты и оборудование для шиномонтажа. Чтобы избежать деформации диска и повреждения шины, ни в коем случае нельзя использовать кувалду и подобные инструменты.
Видео:Набор инструментов для ручного монтажа/демонтажа грузовых шинСкачать
Дефектация и бортировка покрышек
Снятую резину исследуют с помощью шиномонтажного оборудования – спредеров, расширителей, бортовыворачивателей. В процессе осмотра выявляются места проколов (если таковые имеются). При необходимости производится локальный или восстановительный ремонт.
Если шина камерная, и камера пробита, ее вулканизируют. На повреждения диметром меньше 3 см накладывают заплатки и невулканизированной резины, от 3 см и больше – из вулканизированной.
Способ ремонта бескамерных шин тоже выбирается в зависимости от диаметра прокола. Если он не достигает 2 мм в диаметре, повреждение шприцуют пастой. Более крупные проколы закрываются резиновыми грибками или пробками.
Следующий этап – монтаж колеса. Перед этим удаляются старые балансировочные грузики. Обод проверяется на наличие вмятин, заусениц и очагов ржавчины.
Проверяется и тормозной диск.
Если там имеются какие-нибудь шпильки, то их обязательно нужно очистить специальной щеткой по металлу.
Чтобы шина правильно села в диск, при монтаже используют специальный смазывающий раствор. Внутреннюю сторону шины и камеру посыпают тальком. Камеру после вложения в шину слегка накачивают – это поможет избежать возможных повреждений при монтаже.
Проверяют, нет ли скручивания камеры или её защемления. Накачивать шину, которая уже смонтирована, допустимо только в ограждении (монтажной камере) или с применением специальных устройств.
При накачивании мастер следит за давлением на манометре. Следует отметить, что в зимнее время перед монтажом шину предварительно прогревают при плюсовой температуре.
В процессе монтажа шин, имеющих направленный рисунок протектора, учитывается направленность рисунка и местоположение колес на транспортном средстве.
Видео:Демонтажа шин с помощью «Попугая»Скачать
Балансировка колес
После монтажа проводится балансировка колес. Она необходима, чтобы масса составляющих деталей колеса равномерно распределилась относительно оси вращения. Сама процедура несложная, выполняется на компьютерных стендах.
Однако при всей простоте балансировка необходима, чтобы минимизировать биение и вибрацию колес, предотвратить поломку подшипника ступицы.
Балансировку можно проводить двумя способами. В первом случае применяется балансировочный станок со специальным конусом. Мастер раскручивает колесо на станке и иногда перемещает грузики из свинца. Таким образом он добивается случайного расположения в момент остановки. Так проводится грубая балансировка.
Второй способ более точный. В специальный электронный станок вносятся параметры колеса. На нем проводятся автоматические вычисления, которые при разных положениях колеса измеряют равновесие.
После проведения балансировки на экране выводятся точки, в которые следует установить балансировочные грузики, а также их вес. Грузики бывают клеящиеся и набивные. Клеящиеся балансиры выглядят более эстетично, а набивные имеют преимущество зимой из-за перепада температур.
Читайте также: Переработка шин в казани
Последним этапом осуществляется установка колёс на автомобиль.
Услуги по шиномонтажу более всего востребованы весной и осенью, ведь в соответствии с сезоном нужно выполнить монтаж зимней/летней покрышек.
Видео:Приспособление для быстрой замены колёс своими руками.Tool for quick wheel replacementСкачать
Монтаж и демонтаж шин +Видео
При демонтаже шины грузового автомобиля, имеющего плоский разборный обод, вначале выпускают из камеры воздух, для чего отвертывают колпак и выворачивают золотник вентиля.
После этого проталкивают вентиль внутрь покрышки и снимают запорное кольцо и съемную закраину (реборду) обода на стенде для демонтажа шин. Затем стягивают покрышку с обода и вынимают из нее камеру и ободную ленту (флеп). При монтаже шины удаляют из нее пыль и песок и тщательно очищают, а ободную ленту и камеру припудривают тальком. Затем камеру вкладывают внутрь покрышки, слегка накачивают воздухом, расправляют и вставляют ободную ленту между камерой и бортами покрышки. После этого покрышку с камерой надевают на обод диска колеса и пропускают вентиль камеры в отверстие обода.
Для облегчения трудоемкого процесса монтажа и демонтажа шин применяют различные стенды или приспособления. По способу привода эти стенды подразделяются на механические, гидравлические и пневматические.
Рис. Стенд для демонтажа и монтажа шин грузовых автомобилей: 1 — упоры; 2 — съемник; 3— винты; 4 — лапы; 5—пневматический патрон; 6 — рама; 7— гидравлический подъемник; 8 — шестерня; 9 — редуктор; 10 — гидравлический привод; 11 — гидравлический цилиндр; 12 — бачок; 13 — обечайка
На рисунке показан стенд ГАРО (модель 2467) с гидравлическим приводом для демонтажа и монтажа шин грузовых автомобилей. Стенд состоит из металлической рамы 6, с левой стороны которой располагают гидравлический цилиндр 11 и насос с электродвигателем, с правой — шесть упорных лап 4, положение которых можно регулировать. В нижней части рамы стенда имеется гидравлический подъемннк 7 для подъема устанавливаемого па него колеса и центрирования его относительно пневматического патрона 5, закрепленного на штоке гидравлического цилиндра 11. На раме стенда (слева) располагается механизм для снятия и установки замочного кольца. Механизм состоит из профильного кольца, в котором вращается шестерня 8, приводимая во вращение от электродвигателя через червячный редуктор 9. На шестерне закрепляется съемник 2. Для отжима бортового кольца предусмотрены упоры 1. Бачок 12 служит для питания гидравлической системы маслом.
В начале операции демонтажа шины снимают запорное кольцо. Для этого устанавливают и закрепляют диск колеса на пневматическом патроне и краном управления гидравлического цилиндра перемещает его шток влево до соприкосновения бортового кольца с упорами 1, которыми бортовое кольцо несколько отжимается, освобождая замочное кольцо. При этой операции съемник 2 должен войти в зазор стыка замка. После этого включают электродвигатель привода шестерни 8. При вращении съемника 2 (вместе с шестерней 8) замочное кольцо шины выходит из канавки диска. Для снятия покрышки с обода диска колеса шток гидравлического цилиндра перемещают вправо.
В этом случае лапы 4 своими концами входят между отбортовкой колеса и шиной, и при дальнейшем перемещении диска колеса вправо снимают покрышку. При монтаже шины вставляют на упор 1 запорное кольцо, затем вручную надевают покрышку с камерой и ободным кольцом на обод диска и устанавливают подготовленное таким образом колесо на пневматический патрон стенда. Вместо съемника 2 закрепляют специальный ролик. При подаче штока гидравлического цилиндра влево отжимают упором 1 ободное кольцо, вставляют замковое кольцо в освободившуюся канавку диска и включают привод, вращающий кольцо 13 вместе с роликом. При вращении ролика замковое кольцо будет закатываться в канавку диска. Наибольшее усилие, развиваемое на штоке гидравлического цилиндра при снятии шин, 20 т. Мощность электродвигателя 1 квт.
Стенд ГАРО (модель 1102) для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей показан на рисунке. Электродвигатель привода стенда размещен вместе с червячным редуктором внутри стола стенда. При демонтаже (или монтаже) покрышки диск колеса устанавливают на сменную ступицу 9 с пятью штырями 8 и закрепляют гайкой 7. Освободив фиксаторы 11 на рычагах 4, выдвигают ролики 10 и устанавливают их в положение, при котором они прижимаются к закраине диска колеса. После этого включают электродвигатель, который через редуктор и вертикальный вал передает вращение ступице вместе с колесом со скоростью 10 об/мин. Далее, вращая маховичок 2 по часовой стрелке, сближают нажимные ролики 10, которые обкатываются по борту покрышки, отрывают его от закраин обода диска и сбрасывают с полок в углубление обода за 1 — 1,5 оборота. Затем выключают электродвигатель и вращением маховичка против часовой стрелки отводят ролики в сторону. Под верхний борт покрышки вводят специальную лопатку, выворачивают его над закраиной диска и укрепляют лопатку на штыре 3 стойки 1. После этого включают электродвигатель и за один оборот колеса демонтируют верхний борт покрышки. Выключив станок, извлекают камеру, вводят лопатку под нижний борт и таким же приемом выворачивают его за верхнюю закраину обода, полностью демонтируя покрышку.
Читайте также: Датчик давления в шинах в барнауле
При монтаже покрышки предварительно в нее вставляют слегка накачанную камеру и устанавливают на диск колеса. После этого нижний ролик отводят в сторону, а верхний нажимной ролик вращением маховичка 2 подводят до упора в закраину диска колеса и включают электродвигатель. Вертикальный цилиндрический ролик 6, укрепленный на рычаге 5, при этом обкатывается по внутренней стороне борта покрышки. За один оборот колеса забортовываются одновременно оба борта покрышки. На данном станке монтируют и демонтируют также бескамерные шины тем же способом, что и камерные, но более осторожно, без резких усилий, чтобы избежать повреждений бортов шин. Перед монтажом бескамерной шины необходимо протереть чистой мокрой тряпкой борта шин, а также полки и закраины обода.
При монтаже бескамерных шин вручную применяют монтажные лопатки, которые должны быть гладкими и чистыми без зазубрин. Для создания герметичности между бортами шины и закраинами обода колеса перед накачиванием шииы ее обжимают по окружности протектора при помощи стяжной ленты на приспособлениях с пневматическим или механическим приводом. После посадки бортов на место стяжное приспособление снимают и обжатую шину накачивают сжатым воздухом при вывернутом золотнике вентиля до давления, в 1,5—2 раза превышающего нормальное внутреннее давление (с целью плотной посадки бортов на обод), после чего, вывернув золотник, уменьшают давление до нормы.
Рис. Стенд для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей
Рис. Приспособление для обжатия бескамерной шины легкового автомобиля
Для проверки герметичности заливают воду (лучше мыльную) между закраинами обода и бортами шины горизонтально лежащего колеса и следят за появлением в слое воды пузырьков воздуха.
Видео:Сделай и себе это нужное и простое приспособление!!!Скачать
Кручу-верчу, разбортовать хочу: тест советского «карманного шиномонтажа»
Шиномонтаж сегодня – дело заурядное, быстрое и недорогое. Многие спокойно держат два комплекта шин на четыре диска и запросто меняют покрышки ежесезонно. Однако шиномонтаж как сервис в этом нынешнем виде известен лишь с постсоветских времен. И четверть века назад, в эпоху безальтернативных Жигулей и Москвичей, любой прокол колеса превращался в трагедию и влек за собой незапланированный нешуточный труд.
Прогресс заметно облегчил жизнь автовладельцев. Электрические компрессоры позволяют мгновенно накачать проколотое колесо, а плотная сеть недорогих шиномонтажных мастерских – доехать до места ремонта даже без повторной подкачки. И это даже не говоря про «антипрокольные» шины типа RunFlat… А ведь когда-то гвоздь в покрышке был приговором, обрекающим «водилу» на незапланированную тяжкую работу монтажными лопатками. Теми самыми «монтировками», которые до сих пор постоянно фигурируют в шоферском юморе, хотя мало кому из автовладельцев последнего поколения доводилось держать их в руках…
Однако было в огромном сообществе советских автолюбителей и небольшое количество избранных счастливчиков. Тех, кому повезло прикупить редкий и дефицитный автоаксессуар под неблагозвучным названием Ж7-ПМ или «Приспособление для монтажа и демонтажа покрышек легковых автомобилей», изготавливали который в городе Бар Винницкой области. В карман устройство, конечно, не помещалось, но, в сущности, едва ли можно представить себе что-то более компактное для этих целей.
Читайте также: Toyota corolla e150 размер шин
Удивительно, но в течение нескольких десятилетий это устройство было (и так и осталось) единственным в своем роде в советской магазинной рознице: никакие иные советские фабрики, помимо того самого барского машзавода, никогда не производили его клонов или аналогов. Поэтому мы не могли обойти стороной уникальный аксессуар, и разыскали его сохранившимся в гараже одного из наших читателей, дабы изучить и протестировать.
Принцип работы устройства не таил в себе инноваций даже для своего времени: оно устроено по той же схеме, что и профессиональные шиномонтажные станки. В последних колесо крепится на станок, а вращает его электромотор или пневмодвигатель. А в штуковине по имени Ж7-ПМ колесо лежит на земле или верстаке неподвижно, приспособление закреплено на нем, а подвижную каретку вы крутите вручную монтировкой через шестеренчатый привод.
И надо сказать, что пользоваться приспособлением совсем не просто! Оно не делало из монтажа и демонтажа покрышки легкий и приятный процесс, как могло показаться на первый взгляд. Работа была весьма близка по трудоемкости к примитивной ручной разбортировке, разве что с меньшим риском помять и ободрать кромки диска. Начать нужно с того, что вращение шестереночного привода предусмотрено… монтировкой! Да-да, приспособление не имеет красивой и удобной S-образной рукоятки «а-ля мясорубка». Десятки раз автолюбитель вставлял монтировку в шлицевую прорезь оси малой шестеренки, чтобы в конечном итоге прокрутить на один оборот шестеренку большую! По словам сына прежнего владельца этого гаджета, для переобувки четырех колес отец уходил в гараж на весь день.
Приспособление относительно универсально. Согласно инструкции, оно предназначено для 13-дюймовых колес автомобилей Жигули, Москвич и Запорожец. Собственно, именно тип «разболтовки» колеса (диаметра, на котором расположены крепежные отверстия, а также их количество) и является препятствием, ограничивающим его использование. Для вышеупомянутых авто на диске сделано несколько резьбовых отверстий, между которыми можно переставлять крепежные шпильки на разную разболтовку.
Приспособление закрепляют на шпильках сперва с одной стороны диска, а затем с другой. Подвижная каретка, снабженная роликом, обкатывается по зубчатому профилю диска приспособления, обеспечивая отрыв прилипших бортов шины от диска. Затем борт шины «задирается» над ободом диска монтировкой, второй конец монтировки засовывается под специальный удерживающий крюк, торчащий из центра диска (чтобы освободить руку), после чего делается еще один оборот большого шестеренчатого колеса для разбортировки одной стороны шины. Затем Ж7-ПМ снова переставляется на противоположную сторону колесного диска, и процесс повторяется.
Впрочем, если вам не нужно было менять одну шину на другую, а требовалось только извлечь для заклейки камеру и потом вставить ее обратно, объем работ уменьшался вдвое.
В 1979 году, когда это устройство было куплено в магазине отцом его нынешнего владельца, агрегат стоил 28 рублей. Для понимания уровня цен – Запорожец тогда стоил 5 000 рублей, ВАЗ-2106 – 9 600 рублей, заплата школьного учителя составляла приблизительно 100-120 рублей, рабочего на заводе — 170-180 рублей, инженера – 200-220 рублей.
Кстати, в пару к «карманному шиномонтажу» Ж7-ПМ неплохо было иметь еще и устройство для балансировки колес после сборки. Представляло оно собой подобие ступицы на подшипнике, имевшей струбцинку для прикручивания на верстак. На ступицу устанавливалось колесо, которое надо было раскрутить рукой. Если после завершения вращения по инерции колесо раз за разом останавливалось одним и тем же местом вниз, то нижняя точка помечалась мелком, а на противоположную сторону устанавливался балансировочный грузик. Сперва маленького веса, а если проверка не выявляла улучшений, то вес добавлялся.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎥 Видео
Устройство Для Разбортирования Колёс Своими РукамиСкачать
Как снять шину с диска без шиномонтажа и инструментов! How to remove a tire from a rim without toolsСкачать
Самодельный шиномонтажный станок из хлама за два часа, 1 часть, переобуваю резинуСкачать
Шиномонтаж в каждый гараж, полный обзор.Скачать
Как разбортировать колесо своими силами?Скачать
"Карманный" шиномонтаж для легковых автомобилей, вес 4 кг 200 г, можно возить вместе с инструментом.Скачать
монтажка для шин. самодельная .Скачать
Про то, как поменять вентиль без снятия колесаСкачать
СУПЕР БОРТИРОВЩИК ДЛЯ КОЛЕС СВОИМИ РУКАМИ/SUPER PANEL FOR WHEELSСкачать
Шиномонтажник по прозвищу "Зверь" рвёт флипер руками...Рекорд по перебортированию грузовых колес.Скачать
Армянский ручной шиномонтажСкачать
Сделай себе приспособление для домашнего шиномонтажа.Скачать
Замена резины своими руками без шиномонтажа и инструментов - бортировка шинСкачать
Монтировки для бескамерных колес и инструмент своими руками от Дяди Вани.Скачать
Шиномонтаж. Обучение для новичка. Шиномонтажный станок.Скачать