3.1. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.
3.2. Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории M1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов (категорий M2, M3) представлены в табл. 1 — 3.
Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.
Для автомобильных шин, эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.
3.3. Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.
Поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в табл. 4 и 5.
Категория условий эксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.
Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) получается умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:
H — среднестатистический пробег шины, тыс. км;
K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (см. табл. 4);
K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (см. табл. 5).
При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.
3.4. Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.
Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и приобретают статус постоянно действующих норм.
Видео:Как определить ресурс пробега новой шины | Сколько ходят шины | Когда надо менять шиныСкачать
Нормы пробега шин
При выборе шин автолюбители уделяют много внимания не только их характеристикам, но и ресурсу в целом. С характеристиками все более-менее понятно: обычных и сравнительных тестов в сети достаточно. Но как быть с определением ресурса?
С этим частенько возникают проблемы: отзывы одних пользователей могут гласить о ресурсе порядка 40 тыс. км, в то время как другие сообщают о возможности эксплуатации и до 80 тыс. км. «Правильный» ответ будет где-то посередине, поскольку на ресурс прямым образом влияют множество факторов вроде условий эксплуатации, модели автомобиля и просто стиля вождения.
Тем не менее, нормы эксплуатационного пробега шины в белорусском законодательстве все же оговорены в ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания».
Видео:Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Устами ТКП
Согласно тексту документа эксплуатационной нормой пробега шин в РБ следует считать пробег шин аналогичной конструкции и соответствующей модели. Под аналогичностью конструкции стоит понимать обозначение шины. Говоря простым языком, за норму необходимо считать уже имеющийся опыт.
Если его нет, законодательство предлагает воспользоваться временными нормами, которые уже посчитаны.
Читайте также: Давление в шинах ваз 21102
Впрочем, сколько бы таблиц составлено не было, считать их абсолютным ориентиром будет неправильно. В ТКП допускается возможность уменьшения или увеличения нормы эксплуатационного пробега по приказу руководителя организации.
К примеру, снижение нормы пробега рекомендовано для машин такси, скорой помощи, «маршруток», учебных автомобилей, а также для еще нескольких видов машин со специфическими условиями эксплуатации. Снижать норму пробега на 10% рекомендуется также для зимних шин с ошиповкой или без нее. Еще один интересный пункт – страна производства: для шин из РБ и стран СНГ также допустимо снижение нормы. Однако вне зависимости от количества всех факторов, снижение не должно превышать 30%.
Видео:Какой срок годности у автомобильных шин?Скачать
Как быть обычным автолюбителям?
Как видно из ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», в вопросе ресурса шин законодательство оговаривает лишь те моменты, которые в основном важны для ведения учета организацией. В обычной жизни на нормы эксплуатационного пробега можно обращать внимание лишь в качестве ориентира, а при выборе шин лучше ориентироваться как раз на отзывы.
Гарантийный срок службы шин составляет 5 лет с даты изготовления. К гарантийным случаям принято относить экземпляры с явным производственным браком. Ускоренный, относительно ожиданий, износ к этим случаям не относится, а потому причинами его проявления следует искать либо в особенностях модели как таковой, либо в особенностях эксплуатации, характерных для отдельно взятого случая.
Видео:Для максимального пробега передней резины сидельного тягача необходимо:Скачать
Учет шин строительной техники
Вопрос: В строительной организации на балансе числятся трактора, дорожно-строительная и иная спецтехника (далее — автотехника). Обязательно ли рассчитывать нормы эксплуатации шин, устанавливаемых на эту автотехнику, а также вести карточки учета работы таких шин?
Ответ: Обязанности разрабатывать нормы эксплуатации шин автотехники и вести карточки учета работы таких шин у организации нет. Несмотря на это для обеспечения контроля за использованием автошин рекомендуется определить порядок учета их работы.
Обоснование: Законодательством не регламентированы требования к учету работы шин, устанавливаемых на автотехнику. Необходимость расчета норм эксплуатации и ведения карточек учета работы таких шин определяются организацией самостоятельно. Но для обеспечения аналитического учета и контроля за использованием автошин будет лучше утвердить порядок их учета. При его составлении можно руководствоваться ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденным приказом Минтранса от 21.03.2011 N 149-Ц. Напомним, что этот ТКП распространяется на шины, используемые на грузовых и пассажирских транспортных средствах, прицепах .
Отметим основные моменты, на которые стоит обратить внимание при разработке собственного порядка учета автошин:
1. Нужно определить эксплуатационные нормы пробега шин автотехники и утвердить их приказом (распоряжением) руководителя организации. Это позволит лучше планировать и обосновывать затраты на содержание автотехники, осуществлять нормирование расходов по автошинам.
Для расчета эксплуатационных норм пробега шин можно воспользоваться информацией о предыдущих значениях работы таких шин, данными завода-изготовителя, собственными расчетами и другой информацией. Нормы целесообразно устанавливать применительно к тем единицам, в которых ведется учет работы автотехники (мото-часам, машино-часам и т.д.).
2. Стоит создать комиссию и назначить ответственных за учет и списание автошин. Это способствует более бережному использованию шин и, как следствие, экономии средств на их ремонт и покупку. В функции комиссии могут входить: определение технического состояния, необходимости ремонта шин, выявление причин преждевременного износа, принятие решения о списании шин и др.
Читайте также: Распаечная коробка с шиной
3. Имеет смысл установить формы документов, которые будут применяться в организации для учета шин. Как вариант, за основу можно взять карточку учета работы автомобильной шины, адаптировав ее для автотехники. При необходимости можно разработать и иные формы документов и регистры учета .
Видео:Обзор колес с наваркой после 70000 км пробегаСкачать
Учет автомобильных шин в бюджетной организации
В процессе эксплуатации автомобильные шины изнашиваются и становятся непригодными к использованию. В связи с этим возникает необходимость их замены на новые.
В бухучете новые шины, приобретенные для замены изношенных, учитываются как запасные части по дебету субсчета 069 «Запасные части к машинам и оборудованию» (ч. 23 раздела «Счет 06» Методических указаний N 59).
Корреспонденция счетов по учету новых шины, приобретенных взамен изношенных
Приобретение шин по безналу за счет средств бюджета, в т.ч. другого уровня, отражается записями:
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Получено финансирование из бюджета на оплату шин | 100 | 140, 142 (230, 232) |
Перечислена со счета казначейства оплата за шины | 178 | 100 |
Оприходованы шины на склад (с НДС) (ч. 26 раздела «Счет 06», п. 25 таблицы Методических указаний N 59) | 069 | 178 |
Стоимость шин, приобретенных за счет бюджетных средств, отражается в учете с НДС (ч. 1 подп. 24.4 п. 24 ст. 133 НК). |
Операции по приобретению шин за счет внебюджетных средств в общем случае отражаются следующими записями:
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Перечислена оплата за шины с внебюджетного расчетного счета | 178 | 111 |
Оприходованы шины на склад (без НДС) (ч. 26 раздела «Счет 06», п. 25 таблицы Методических указаний N 59) | 069 | 178 |
Отражен предъявленный НДС (ч. 1 подп. 1.2 постановления N 24) | 175 | 178 |
Принят к вычету НДС (ч. 3 подп. 1.2 постановления N 24) | 173 | 175 |
Установка новых шин взамен изношенных обусловлена необходимостью обеспечения работоспособного состояния автомобиля. По общему правилу затраты на поддержание основного средства в рабочем состоянии признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (ч. 2 п. 18 Инструкции по бухучету ОС).
В бухучете стоимость шин списывается в день их установки на автомобиль с кредита субсчета 069 «Запасные части к машинам и оборудованию» в дебет субсчетов учета расходов (затрат), производимых за счет бюджетных или внебюджетных средств.
Если организация устанавливает шины на автомобиль самостоятельно, проводки будут такими:
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Списана на расходы по бюджету стоимость шин, установленных на автомобиль (ч. 27 раздела «Счет 06», п. 28 таблицы Методических указаний N 59) | 200, 202 | 069 |
Списана на затраты по внебюджетной деятельности стоимость шин, установленных на автомобиль | 211 (080 и др.) | 069 |
При налогообложении прибыли учитываются в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170, ст. 173 НК) |
Отпуск шин со склада оформляется накладной (требованием) или иным ПУД (абз. 2 п. 7 Методических указаний N 59). Факт установки шин на автомобиль в этом случае целесообразно подтвердить соответствующим документом, например, актом установки шин.
Вместе с тем «переобуть» машину можно с привлечением подрядчика (СТО).
Читайте также: Шина с лентой велкро что это такое
Если оплата шин и их установка осуществляются за счет бюджетных средств, то в бухучете рекомендуем составлять следующие записи:
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Передача шин на СТО для установки | 069 |
В том случае если шины, а также услуги по их установке оплачиваются за счет внебюджетных средств, в бухучете рекомендуем производить следующие записи:
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Переданы шины на СТО для установки | 069 |
На каждую шину заводится карточка учета работы автомобильных шин и утверждаются эксплуатационные нормы пробега. Данная карточка может вестись в электронном виде (ч. 1 подп. 9.1 и 10.1 ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденного приказом Минтранса от 21.03.2011 N 149-Ц (ТКП)).
Внимание!
Если организация перевозит пассажиров и грузы только для собственных нужд, ведение карточки и установление эксплуатационных норм пробега не является обязательным (ч. 2 подп. 9.1 ТКП).
Для определения технического состояния шин и контроля за соблюдением их эксплуатационных норм пробега в организации назначается ответственный за учет шин и создается комиссия по их учету и списанию (ч. 3 подп. 9.1 ТКП).
Аналитический учет автомобильных шин ведется по наименованию, маркам, заводским номерам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам на карточках ф. 296А (в книге ф. 296 (ч. 24 раздела «Счет 06» Методических указаний N 59).
При установке новых шин на автомобиль их стоимость списывается с бухучета. Вместе с тем эти шины до момента их выбытия из эксплуатации вследствие непригодности подлежат количественному учету. Он осуществляется бухгалтерией в ведомости оперативного (количественного) учета движения ОП в СОС, находящихся в эксплуатации, ф. 412. В ней записываются должность и фамилия получившего автомобильные шины, дата получения и заводские номера (ч. 24 раздела «Счет 06» Методических указаний N 59).
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔍 Видео
Экспертиза шин. "Недокач" и "Перегруз"Скачать
Срок годности шинСкачать
АВТО ИЗ БЕЛАРУСИ В РОССИЮ 2024 | КАК КУПИТЬ | РАСТАМОЖИТЬ | ЕСТЬ ЛИ ВЫГОДА| АВТОПОДБОРСкачать
Реальные сроки годности шин. Часть 2. Тест-драйв!Скачать
Четыре правила, чтобы продлить срок службы шин В 2 РАЗАСкачать
ДАТА ВЫПУСКА ШИН /// как смотретьСкачать
Индекс нагрузки: FAQ по важной для безопасности темеСкачать
НИКОГДА НЕ СТАВИТЕ ШИНЫ КОТОРЫМ БОЛЕЕ 5 ЛЕТ . . .?Скачать
Огэ.На сколько процентов увеличится пробег автомобиля при одном обороте колесаСкачать
Чем отличаются грузовые шины: 4 основные параметраСкачать
Какие выбрать шины на ГАЗЕЛЬ?Груз до 3х тоннСкачать
Когда менять старые шины на новые?Скачать
Срок хранения автомобильных шинСкачать
КУПИТЬ АВТО В БЕЛАРУСИ И НЕ ПОПАСТЬ НА ДЕНЬГИ И КОММЕРЧЕСКИЙ УТИЛЬ СБОР. ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.Скачать
10 СОВЕТОВ при покупке АВТОМОБИЛЯ В БЕЛАРУСИ. Как выбрать? Проверка Пробега, Цены, Документы...Скачать