Компания «Орис Пром» — российский лидер рынка вторичной переработки шин. Рынок большой, проблемный, капиталоемкий. Однако, если шины не перерабатывать, страна будет накапливать более миллиона тонн опасных отходов в год
Если с бытовыми отходами в России все пусть и не слишком хорошо, но налажено — их регулярно собирают и вывозят в специальные места, то проблема утилизации более сложных и опасных отходов, например использованных автомобильных шин, с каждым годом становится все актуальнее.
Автомобильная шина практически не подвергается внешнему воздействию и разлагается очень медленно — 120–140 лет. При производстве шин используют синтетические полимеры, каучуки, примеси смолы, сажу, кремниевую кислоту, технический углерод — все эти компоненты вредны для человека и окружающей среды. Ежегодно в России выбрасывается более миллиона тонн изношенных автопокрышек. Основной способ их утилизации — захоронение на специальных полигонах, но с 2019 года это запрещено.
Если не брать в расчет невысокий процент переработки, основным способом утилизации продукта, как и раньше, остаются стихийные свалки в лесу или в местах скопления бытовых отходов. На какое-то время это решит проблему — места в стране достаточно. Но учитывая темп роста количества автомобилей в стране, проблема уже в обозримом будущем грозит обернуться настоящей катастрофой.
Московская компания «Орис Пром» перерабатывает лом и отходы черных и цветных металлов, электронное и электрическое оборудование, бытовую технику, строительные материалы и отходы железобетона, изношенные шины. На предприятии из старых покрышек получают резиновую крошку, которую потом используют в качестве добавки в резиновые смеси при производстве резинополимерных композиций, спортивных покрытий и детских игровых площадок.
Видео:Об утилизации шинСкачать
Пустой рынок
За последнее десятилетие парк транспортных средств в России увеличился на треть. Только в Москве, по словам мэра столицы Сергея Собянина, каждую пятилетку становится на миллион машин больше.
Общее количество автомобилей в России — 52,9 млн штук (легковых из них 84%), из них около четырех миллионов в Москве: на тысячу жителей приходится 315 машин, хотя это и не рекордный для России показатель. К примеру, на Камчатке на тысячу жителей приходится 540 автомобилей, в Приморском крае — 460.
При таких темпах роста автопарка (и это не считая спецтехники, авиатехники и прочего) развитие переработки автошин не просто полезно, а жизненно необходимо. Автомобильные шины — ценное сырье для вторичной переработки. Амортизированная шина — это 65–70% резины, 15–25% технического углерода, 10–15% металла, и все это используется для производства продукции бытового и технического назначения.
«Изношенные шины, а также металлолом, упаковка, пластик — это не мусор, а сырье для вторичной переработки и актуальный бизнес», — считает заместитель генерального директора компании «Орис Пром» Владимир Кощеев.
Нет ничего удивительного в том, что при такой концентрации автотранспорта в Москве компания «Орис Пром» занялась переработкой сложного отхода — автошин. Этот рынок практически пуст. Сегодня в России в переработку попадает около 35% от объема образованных отходов шин. При этом основной объем поступлений приходится на организации. От населения на переработку поступает лишь каждая десятая шина.
Россия в переработке шин значительно отстает от Европы, где перерабатывается в среднем 90%, хотя наш показатель несколько выше среднемирового — 20%.
«Еще в 2001 году, на старте, в основе нашей деятельности лежала идея создания новаторского предприятия на территории РФ, способного давать новую жизнь вторичным ресурсам, не вредя окружающей среде», — отмечает Владимир Кощеев.
Видео:Проблемы утилизации автомобильных покрышекСкачать
Ломозаготовитель
«Орис Пром» — крупнейший в Москве ломозаготовитель. Однако в последние годы компания расширяет спектр своей деятельности. Новым направлением для переработчика стала утилизация бытовой техники.
«В прошлом году мы начали активно принимать крупногабаритную технику — холодильники, стиральные машины, микроволновки. Мы и раньше ее принимали, но не выделяли это в отдельное направление деятельности, — отметили в компании. — В этом направлении мы только выходим на рынок и наращиваем обороты. Мощности у компании большие, и в течение нескольких лет мы собираемся стать лидерами в этом сегменте».
Еще одно растущее направление — переработка шин. Москва и Московская область ежегодно производят 130 тыс. тонн отработанных шин. «В прошлом году мы собрали 37 тысяч тонн, в этом наша цель — 55 тысяч тонн, то есть почти 40 процентов образуемых в Москве и области отходов», — рассказали в компании.
На производстве установлены две комплектные линии Eldan Recycling для обработки всех типов шин. Переработка позволяет получить несколько видов сырья.
Из шин извлекается металлокорд, который проходит очистку от дополнительных примесей и прессуется в брикеты на специальных прессах. Такой доработанный материал имеет статус стопроцентной готовой продукции на рынке вторичных металлов.
Еще одна составляющая — текстильный корд. Он может использоваться при утеплении подвалов, погребов, бетонных перекрытий и т. д. Из текстильного корда «Орис Пром» также производит инновационную полимерную плитку, аналогов которой, как отмечают в компании, на современном рынке строительных материалов и тротуарной плитки в России нет. Она влагоустойчива, не крошится и не ломается от механического воздействия, устойчива к химическим агрессивным средам и способна прослужить не менее 30 лет. Одно из важнейших ее свойств, особенно актуальных в российском климате: плитка не скользит и может выдержать перепады температуры до минус 70 градусов. Компания планирует развивать еще одно направление переработки текстильного корда — для изготовления топлива. Текстиль имеет очень высокую эффективную теплоту сгорания и, следовательно, может быть смешан с другими материалами, чтобы увеличить эффективное значение горения этого материала.
Читайте также: Дата производство шин toyo
Самый распространенный способ переработки самой резины — получение резиновой крошки и порошка. С точки зрения бизнеса этот путь наиболее эффективен, поскольку, во-первых, он безотходный, а во-вторых, спрос на эту продукцию в России высок.
Спектр применения резиновой крошки очень широкий. Она используется в качестве добавки в резиновые смеси, в производстве резино-полимерных композиций, спортивных покрытий, искусственных газонов и детских игровых площадок, при тампонировании нефтяных скважин, изготовлении погонажных изделий. Резиновый порошок добавляют в асфальт.
Заводы «Орис Пром» перерабатывают автопокрышки в резиновую крошку и резиновый порошок, предназначенные для сбыта по всей России. Их производственная мощность — до 62 тыс. тонн в год.
Видео:Удивительные Способы Использования Выброшенных ШинСкачать
Дорогая логистика
Главная проблема в переработке шин — их сбор. Сегодня у любого россиянина есть три пути утилизации отработанных покрышек: отвезти в лес, доставить до точки сбора мусора (но далеко не все компании принимают этот вид отходов), отдать старые покрышки в специализированные точки сбора. Последний путь — самый перспективный. Это и экологично, и удобно для последующей переработки.
«Орис Пром» работает в Москве и Московской области, где расположено более ста контейнеров для всех видов использованных шин. Ежедневно там собирается 170 тонн продукции для последующей переработки.
Кроме того, предприятие участвует в программе «Мегабак», цель которой — популяризация раздельного сбора мусора (в том числе отработанных шин) и снижение количества полигонов. Весь контейнерный парк «Орис Пром» составляет 1500 штук.
«Сфера деятельности переработчика определяется максимальным радиусом действия, в котором может работать предприятие. Можно ли заниматься переработкой шин на расстоянии в тысячу километров? Можно, но будет ли это экономически эффективно для компании? Нет. В таких условиях работа строится или на получении прибыли, или на дотациях», — рассуждает Владимир Кощеев.
Что касается дотаций, «Орис Пром» активно использует механизм расширенной ответственности производителя (РОП). Производитель, который получает прибыль, закладывает в себестоимость своей продукции затраты на ее утилизацию. Сумма это небольшая, в случае с шинами — 7000 рублей за тонну. «Эти средства идут на погашение наших затрат, связанных со сбором, транспортировкой и переработкой», — рассказали в «Орис Пром». «Самое главное, РОП — это не просто бизнес, это миссия, ответственность перед городом и его жителями», — уверен Владимир Кощеев.
«Да, можно собирать шины в своем регионе и перерабатывать, но, если вы хотите заниматься этим более профессионально, стремитесь к расширению бизнеса и более динамичному росту прибыли, делать это надо по схеме РОП. Без РОП мы не смогли бы возить шины на расстояние 400 километров. Сейчас мы создаем свою оптимальную структуру перевозок — удобную и экономически эффективную», — рассказали в компании.
Видео:Об утилизации изношенных шинСкачать
Освоить имеющееся
В последние годы выручка компании стабильно превышает шесть миллиардов рублей в год, чистая прибыль — более 100 млн рублей. В компании работает более 500 человек.
На сегодняшний день компания сосредоточена на развитии нескольких основных направлений. «Пока этого достаточно, чтобы развиваться как предприятию, зарабатывающему прибыль и сохраняющему рабочие места», — заявили в «Орис Пром». Компания сотрудничает более чем с 4500 предприятий и организаций Москвы и Московской области, имеет большой парк специализированной техники с круглосуточно действующим диспетчерским центром.
За последние пять лет объем инвестиций предприятия только в переработку шин составил примерно миллиард рублей. «Если точнее, то 750 миллионов рублей вложено в производство и переработку шин плюс собственные оборотные средства», — рассказали в компании. Дальнейшие затраты, отметил Владимир Кощеев, зависят от того, как будет развиваться рынок: каждое направление переработки требует своих вложений.
Не менее значимая инвестиция в бизнес — добросовестность и честность, считают в компании: «Если взялся за дело, доводи его до конца — полностью отвечай за весь процесс, от сбора до обработки. Второе — не обманывать никого. Если сказали, что утилизируем шины бесплатно, — значит бесплатно, и никаких других условий».
Видео:Утилизация шин на Ямале: что грозит за выброс резины в неположенном местеСкачать
В Китай зашли, а в Татарстан не получается: переработчик шин завис между двумя ТОСЭРами
Поставщик сырья для шинников, который планирует полностью заместить своим продуктом импорт в Россию вторичного каучука, стал показательной иллюстрацией тех сложностей, с которыми сталкивается малый бизнес в попытках разделить с крупными инвесторами льготы ТОСЭРов. Проект, поддержанный президентом республики, не проходит в ТОСЭР «Челны» по инвестпорогу, а в Нижнекамске препятствием могут стать поставки на «Нижнекамскшину» как на градообразующее предприятие.
Вытеснить китайцев и индийцев с отечественного рынка вторичного каучука для шинной промышленности намерен представитель машиностроительного кластера РТ, производственное предприятие «Бонус» Фото: ©Кирилл Брага, РИА «Новости»
Читайте также: Пак шин хе дом
ДВЕРИ ОТКРЫТЫ, ДА ПОРОГ ВЫСОКОВАТ
Вытеснить китайцев и индийцев с отечественного рынка вторичного каучука для шинной промышленности намерен представитель машиностроительного кластера РТ, производственное предприятие «Бонус». В настоящее время компания, материнская площадка которой располагается в Малоярославце Калужской области, нацелена на нижнекамский ТОСЭР с его якорным потребителем — «Нижнекамскшиной», под эти задачи уже создается отдельное юрлицо «Бонус-Кама». Всего же калужане в сотрудничестве с кластером, который базируется в Набережных Челнах, намерены за несколько лет организовать 25 производств по всему миру и сейчас ведут переговоры с потенциальными партнерами по совместным предприятиям.
Будущий татарстанский завод «Бонус-Кама» на сегодняшний день представляет только его будущий директор Рустем Галиев — челнинский предприниматель и владелец турфирмы «Саяр», который предпочел нижнекамский ТОСЭР аналогичной территории в автограде. Интересно, что поставки на «Нижнекамскшину», ради которых и затевается местный проект, сами по себе могут стать препятствием для получения статуса резидента именно в городе нефтехимиков.
«Нижнекамскшина» относится к градообразующему промышленному комплексу, а регламент ТОСЭРа позволяет резидентам поставлять на такие предприятия не более половины своей продукции. Тем не менее разместиться в Челнах для компании еще более проблематично, так что выбор площадки вынужденный. Это ясно из обозначенных Галиевым параметров будущего производства: каждая из 25 площадок предполагает на первом этапе инвестиции порядка 20 млн рублей и 12–16 человек штата. Таким образом, через нижнекамский инвестиционный и кадровый порог, который составляет, соответственно, 20 млн рублей и 15 рабочих мест, «Бонус-Кама» перепрыгивает, а челнинский — 50 млн рублей и 30 рабочих мест — преодолеть не может.
Ситуация «Бонус-Камы» показательно иллюстрирует затруднения малого бизнеса по вхождению в ТОСЭР «Набережные Челны» и механизмы его миграции в более демократичные льготные зоны с лояльными требованиями. Речь об этом, напомним, заходила на недавней интернет-конференции «БИЗНЕС Online» с куратором челнинского ТОСЭРа Ильдаром Тимергалиевым, который рассказывал, как компании с небольшими кадровыми потребностями вынуждены, условно говоря, нанимать по «20 дворников», чтобы соответствовать требованиям особой территории. В настоящее время МСБ присутствует в челнинском ТОСЭРе, но весьма ограниченно — практически половину списка действующих резидентов занимают крупняки уровня Haier, «Татэлектромаша», АПК «Камский». Проблема не только известна на уровне республики, но и положительно рассмотрена — минэкономики РТ уже дало свое согласие на снижение порогов для Челнов до нижнекамских показателей, однако окончательное решение будет принимать минэкономразвития РФ.
Эльдар Тимергалиев рассказал, как компании с небольшими кадровыми потребностями вынуждены нанимать по «20 дворников», чтобы соответствовать требованиям особой территории Фото: prav.tatarstan.ru
ПРОСТАЯ СХЕМА НА 50% РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Проект «Бонуса» рассчитан на то, чтобы сыграть на изменениях в федеральном законе «Об отходах производства и потребления», в котором с 1 января этого года появился запрет на захоронение отработанной резины — шин, покрышек и всего остального, что поддается вторичному использованию. Регенерат, или вторичный каучук, новое оборудование для производства которого придумали и собрали еще в 2014 году калужане, изготавливается из резиновой крошки и идет дальше на производство резиновых смесей и новых шин. В производстве скоростных шин, к примеру, используется до 14% регенерата, сельскохозяйственных — до 50%, а резиновые автомобильные коврики или покрытия для спортплощадок делаются из него целиком. В настоящее время российские шинники потребляют в год порядка 50 тыс. т. регенерата, из которого только 10 тыс. производятся в стране, причем не самым экологически чистым методом. Остальные 40 тыс. т завозятся из Индии и Китая, где также эксплуатируется «грязное» производство.
Запатентованное калужанами оборудование позволяет выбросить из технологии умягчители и прочие химические добавки, доведя производство до современного уровня безопасности. Китайцы уже оценили преимущества — вторым заводом «Бонуса» после собственной площадки стало производство в китайском городе Мааньшань, на базе корпорации Red Sun. СП с китайцами работает уже около трех лет, а сейчас в стадии реализации еще три проекта: в Ростове-на-Дону партнером компании стал индивидуальный предприниматель, в Москве — ООО «Экошина», в Петрозаводске — ООО «Экорегенерат». Модель бизнеса довольно проста: поскольку всякое производство шин или РТИ подразумевает наличие под боком переработчика резины в крошку, а промежуточного звена — переработки крошки в регенерат — ни у кого нет, «Бонус» намерен занять эту нишу, предлагая машины одному из участников цепочки.
«Размещать все машины на одном заводе невыгодно по себестоимости, проще поставить по одному заводику возле потребителя или возле поставщика сырья, — рассказал „БИЗНЕС Online“ руководитель проекта в Татарстане Галиев, — В Татарстане, например, якорные потребители — это „Нижнекамскшина“ и казанский „Кварт“. Потенциал по поставкам резиновой крошки в республике большой — производства есть в Набережных Челнах, Камских Полянах, Менделеевске, Тюлячах. Мы со всеми ведем переговоры, на первых парах будем закупать сырье у нескольких предприятий и закроем всю потребность по региональной части проекта. Тиражирование производства за рубежом и в других регионах означает совместные инвестиции: мы вкладываемся в СП машинами, а производитель крошки или конечных РТИ использует их на своей площадке. Сырьевое производство таким образом сможет отгружать шинникам готовый к применению продукт, а если партнером выступает основной заказчик, он сможет сам обеспечивать себя сырьем, отказавшись от закупок из-за рубежа».
Читайте также: Chery tiggo t11 can шина
Таким образом, 25 заводов покроют весь объем импортозамещения регенерата — 40 тыс. тонн в год. Каждый завод при реализации всех этапов проекта обойдется соинвесторам в 50 млн рублей, из которых 20 млн рублей стоят собственно машины — по 2 штуки на каждой площадке, еще 20 миллионов — это капитальные затраты на здание и инженерные сети, а также 10 млн рублей — стоимость линии по производству резиновой крошки. Впоследствии компания намерена отказаться от закупок сырья и самостоятельно принимать резиновые отходы на утилизацию. Отметим, при полных вложениях и при нынешнем инвестиционном пороге «Бонус» прошла бы в челнинский ТОСЭР, но ставить линию для измельчения резины пока бессмысленно, поскольку утилизация — это лицензируемая деятельность, а на получение лицензии нужно не менее полугода. Кроме того, сразу строиться «Бонус-Кама» тоже не планирует — по словам Галиева, который сам возглавит завод в Нижнекамске, для начала они зайдут на аренду и уже присмотрели помещение в промзоне города. Следовательно, первоначальные инвестиции ограничатся 20 миллионами. Все реализованные проекты и те, которые еще остаются в процессе подготовки, включая нижнекамский, профинансированы калужанами за свой счет.
Согласно презентации проекта, чистый доход от двух машин должен составлять 1,05 млн рублей в месяц; от линий резиновой крошки, когда до них дойдет очередь, — еще 1,6 млн рублей в месяц. Рентабельность проекта заявлена на уровне 50%, а предельный срок окупаемости — 1,5–2 года. Сейчас рыночная стоимость регенерата в России держится на уровне 40 тыс. рублей за тонну. Когда заводы «Бонуса» начнут собирать отжившие покрышки на утилизацию, то с каждой тонны отходов они будут получать еще по 7–9 тыс. рублей за услугу.
НА «НИЖНЕКАМСКШИНУ» И «КВАРТ» ЗАШЛИ ЧЕРЕЗ ПРЕЗИДЕНТА
Калужская группа «Бонус» невелика, но вполне респектабельна. Ее основным собственником является Михаил Макаров (85% в головной компании). За 2016 год материнское ООО отчиталось о 90,5 млн рублей выручки и 4,6 млн чистой прибыли. Для компании производство регенерата — проект диверсификации. Основным ее продуктом на сегодня являются испытательные стенды и оборудование для тестирования топливной аппаратуры, в том числе камазовской, так как «Бонус», несмотря на скромные масштабы, остается монополистом на российском рынке — предприятие берет технологиями и опытом. Компания была основана в 1993 году, пережила 1990-е и осталась единственным производителем испытательных стендов. Машина для регенерата оказалась итогом посткризисных поисков новых ниш на рынке в начале 2010-х годов. Она собирается в Малоярославце с нуля, за исключением поставок мелких комплектующих, которые в основном производятся в Челнах. Именно благодаря этим поставкам «Бонус» стал хорошо известен участникам машиностроительного кластера и в конце концов сам вошел в его состав.
«Через кластер мы нашли многих партнеров для проекта, в частности сырьевых, — рассказал Галиев. — Кроме того, кластер полностью консультирует по господдержке — по получению статуса ТОСЭР и участию в различных программах финансирования по линии Камского центра кластерного развития, ИННОКАМа и региональных министерств — минпрома и минэкономики. Финансовой помощи мы пока не получали, потому что „Бонус-Кама“ еще только регистрируется, но, к примеру, чтобы зайти на „Нижнекамскшину“ с поставками, необходимо иметь сертификаты систем менеджмента качества — те же стандарты ISO, ГОСТы и прочее. Сопровождение этих процессов субсидируется в РТ по линии центра кластерного развития».
Кроме регламентных тосэровских барьеров, иных сложностей перед компанией не стоит, проект поддерживает руководство республики. Президент РТ Рустам Минниханов уже дважды ознакомился с бизнес-планом — на форуме в Сочи и на инвестиционном совете в Казани. Итогом стал протокол, позволивший «Бонус-Каме» вести переговоры с «Квартом» и нижнекамскими шинниками, к которым, учитывая обилие желающих зайти на предприятие с поставками, на кривой козе не подъедешь. Нижнекамск тоже принял проект с распростертыми объятиями: по словам Галиева, исполком сопровождает их от и до — помогает выбрать площадку, не настаивая на промпарках, которые надо продвигать, помогает даже в оформлении юрлица.
«Единственное, что нам сейчас требуется, — это время, — говорит Галиев. — Испытания и сертификация — это всегда долго, но нас слышат, выставляют требования по характеристикам регенерата, мы их отрабатываем, процесс идет. Первые образцы регенерата, полученного на новом оборудовании, уже испытаны и одобрены, в конце апреля – начале мая будут протестированы предпромышленные партии».
«Бонус-Кама» видят первыми потенциальными клиентами или партнерами ближайших к Татарстану производителей автошин — ульяновский завод Bridgestone, кировский Pirelli. Буквально в эти дни в немецком Ганновере на выставке инноваций Hannover Messe 2018 первый зампредправления машиностроительного кластера РТ Альмира Хафизова представляет оборудование «Бонуса», рассчитывая найти партнера в Германии для выхода на европейские рынки под маркером «сделано в ЕС». Одновременно кластер ведет переговоры с чехами и финнами.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💥 Видео
Топливо из автомобильных шин - это реально? 😱 #переработка #пиролиз #экологияСкачать
В Новосибирской области стали перерабатывать шиныСкачать
Галилео. Утилизация шинСкачать
Киевский школьник изобрёл новый способ утилизации шинСкачать
Переработка шин как бизнес | ПромышленностьСкачать
Завод по утилизации шин компании "ЗабТехКом"Скачать
Утилизация шин, резины в Казани от компании Кряж+Скачать
Применение и утилизация покрышек, часть 3. Проблемы экологииСкачать
Переработка шин/Утилизация шин/Сколько мы заплатили🙀Скачать
Переработка покрышек в плитку - убираем овраг от мусораСкачать
Как утилизируют шины? #shorts #автопутешествие #экологияСкачать
Заводу по переработке резиновых шин в Петропавловске грозит крупный штрафСкачать
Репортаж "Россия-1" о проблеме утилизации покрышекСкачать
Утилизируем с умом: шиныСкачать
EMJAC - решая проблему переработки шин.Скачать