Конструкция пневматической шины:
1 — двухслойный протектор (красным выделена мягкая резина);
2 — специальная форма бортового кольца;
3 — плечевые части, устойчивые к порезам;
4 — защитный бортовой слой
Современная шина имеет довольно сложную конструкцию. Основным материалом для изготовления шины служит резина и специальная ткань — корд. Если изготовить шину только из резины, то при заполнении ее воздухом, она будет значительно изменять свои размеры и форму. Резина, использующаяся для производства шины, изготавливается из каучука (натурального и синтетического), к которому в процессе производства добавляются различные наполнители: сера, сажа, смолы и др.
При изготовлении пневматических шин для первых автомобилей использовался только натуральный каучук, который получали из смолы деревьев — каучуконосов. Синтетический каучук был впервые получен в нашей стране. Это изобретение принадлежит академику С. В. Лебедеву, который в 1931–1932 г. впервые в мире разработал технологию производства синтетического каучука. Для того чтобы эластичный каучук с наполнителями превратился в упругую резину, он должен пройти процесс вулканизации (соединение серы с каучуком, которое происходит при повышенной температуре). Шины вулканизируются в специальных пресс-формах, внутренняя поверхность которых соответствует наружной поверхности шины. Перед тем как шина попадает в пресс-форму, она собирается из составляющих ее элементов на специальных станках.
Покрышка конструктивно состоит из каркаса, брекера, протектора, боковины и борта. Каркас шины изготавливается из нескольких слоев прорезиненного корда, представляющего собой ткань, состоящую из близко расположенных друг к другу продольных и редких поперечных нитей. Чем прочнее нити корда, тем долговечнее шина. В качестве нитей для изготовления корда в настоящее время применяют синтетическое волокно, стекловолокно и стальные нити (металлокорд). С увеличением слоев корда в каркасе увеличивается прочность шины, но одновременно растет ее масса и увеличивается сопротивление качению.
Борт шины имеет определенную форму, необходимую для плотной посадки ее на обод колеса. Борта шины не должны растягиваться, чтобы обеспечить плотную посадку шины на ободе и предотвращать возможность соскакивания шины с обода. С этой целью внутри бортов шины вставляются разрезные или неразрезные бортовые кольца, изготовленные из нескольких слоев прочной стальной проволоки. Снаружи борта покрыты прорезиненным кордом и тонким слоем резины.
Боковина шины представляет собой нанесенный на каркас тонкий слой эластичной и прочной резины. Она предохраняет шину от боковых повреждений и воздействия влаги.
Протектор шины обеспечивает сцепление шины с дорогой и предохраняет каркас от повреждений. Для его изготовления используется прочная, износостойкая резина. Внешняя часть протектора выполняется в виде четкого рисунка, под которым находится так называемый, подканавочный слой. Рисунок протектора определяется типом и назначением шины.
Брекер представляет собой специальный пояс, выполненный из нескольких слоев прорезиненного корда, который находится между каркасом и протектором. От конструкции брекера в значительной степени зависит форма пятна контакта шины с дорогой. Брекер предохраняет каркас от толчков и ударов и передает усилия различным частям шины.
Внутренняя поверхность шины покрыта тонким слоем резины. Состав применяющейся для этого слоя резины может быть разным в зависимости от типа шины (камерная или бескамерная).
Вентиль камеры:
1 — стержень золотника;
2 — резьбовая головка;
3 — втулка;
4 — уплотнитель;
5 — верхняя чашечка;
6 — уплотнительное кольцо золотника;
7 — нижняя чашечка;
8 — корпус вентиля;
9 — пружина золотника;
10 — направляющая чашечка;
11 — обрезиненный кожух
В камерной шине для удержания сжатого воздуха используется камера, которая представляет собой эластичную, воздухонепроницаемую оболочку в виде замкнутой трубы. Для того чтобы при монтаже шины на обод камера не образовывала складок, размеры камеры должны быть несколько меньше, чем внутренние размеры шины. Поэтому заполненная воздухом камера находится в растянутом состоянии. Для накачивания и выпуска воздуха камера соединяется с вентилем — специальным клапаном, форма и размеры которого зависят от типа шины. При монтаже шины на обод колеса вентиль должен проходить через специальное отверстие, выполненное в этом ободе.
Читайте также: Как работает can шина в машине
Конструкция колеса (а) с бескамерной шиной:
1 — протектор;
2 — герметизирующий воздухонепроницаемый резиновый слой;
3 — каркас;
4 — вентиль колеса;
5 — обод;
(б) колеса с камерной шиной:
1 — обод колеса;
2 — камера;
3 — шина (покрышка);
4 — вентиль
Бескамерные шины внешне мало отличаются от камерных. Внутреннее покрытие такой шины должно быть изготовлено из слоя воздухонепроницаемой резины толщиной 2–3 мм, а на наружную поверхность борта наносят эластичную резину, которая обеспечивает герметичность при посадке шины на обод. Вентиль бескамерной шины образует герметичное соединение при установке его в отверстие обода колеса.
При проколе бескамерной шины небольшим предметом этот предмет растягивает воздухонепроницаемый внутренний слой резины бескамерной шины и обволакивается ею. При этом воздух из бескамерной шины выходит очень медленно, в отличие от камерной, в которой камера находится в растянутом состоянии, и, следовательно, любое ее повреждение вызывает увеличение образовавшегося отверстия. Поэтому бескамерные шины более безопасны. Ремонт небольших повреждений бескамерных шин можно производить без снятия шины с обода, герметизируя образовавшееся отверстие специальным материалом.
Важным преимуществом бескамерных шин по сравнению с камерными является меньшая масса и нагрев при движении. Последний обусловлен отсутствием трения камеры о шину и лучшим охлаждением. Так как износ шин в значительной степени зависит от рабочей температуры, бескамерные шины долговечнее. Не рекомендуется устанавливать в бескамерные шины камеры, поскольку при накачивании камеры между шиной и камерой могут образоваться воздушные подушки, которые будут мешать отводу тепла и приведут к местному перегреву шины. К недостаткам бескамерных шин следует отнести большую сложность ремонта в пути в случае сильных повреждений, а также необходимость в высокой чистоте и гладкости закраины обода для обеспечения герметичности.
Подробнее о классификации шин смотри в главе ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН
- Виды протектора автомобильных шин — какие бывают
- Протектор автомобильных шин – что это, какие функции выполняет
- Виды протектора в зависимости от типа шин
- Легковые
- Грузовые
- Для спецтехники
- Виды протектора в зависимости от типа дорожного покрытия
- Из каких элементов состоит протектор автомобильной шины
- Схема установки шин в зависимости от протектора
- Остаточная глубина протектора
- 🌟 Видео
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Виды протектора автомобильных шин — какие бывают
Легковые и грузовые шины, а также покрышки для спецтехники — оснащаются определёнными видами протектора. Каждый из них разработан для различных условий эксплуатации. Одни транспортные средства колесят по шоссе. Другие трудятся на стройках и в полевых условиях. А некоторые гоняют по скоростным трекам. То есть, у машин разное назначение. Поэтому и шины им нужны разные. Что такое протектор? Какие его виды существуют и из каких элементов он состоит? Об этом далее.
Видео:Виды износа протектора. ЧТО, КАК и ПОЧЕМУ?Скачать
Протектор автомобильных шин – что это, какие функции выполняет
Протектор – это наружный элемент конструкции покрышки, расчленённый в виде рисунка для качественного сцепления колеса с дорогой. В зависимости от типа конструкции, протектор может обеспечить ТС повышенную проходимость на бездорожье или курсовую устойчивость на скоростном шоссе. Вдобавок, он эффективно защищает внутреннюю часть покрышки от ударов, проколов и порезов.
Основные зоны, составляющие протектор, выглядят так:
- наружное полотно;
- брекер (подпротекторный слой);
- плечевая зона.
Для прочности, брекер может быть многослойным, а наружное полотно увеличенной толщины. Плечевая зона бывает разной конфигурации, с различными углами наклона и дополнительными блоками протектора.
Видео:На что влияет протектор шин, история автомобильных шин, какие бывают протекторыСкачать
Виды протектора в зависимости от типа шин
Транспортные средства эксплуатируются в различных климатических и дорожных условиях. Одним достаточно обычных шин с неглубоким протектором. Другие нуждаются в агрессивной, усиленной беговой части. Рассмотрим самые популярные виды протекторов для транспорта.
Легковые
Легковой автомобиль может эксплуатироваться в городе или селе. В дождливом или засушливом регионе. В зимнее и летнее время года. Чтобы машина соответствовала заводским характеристикам, изготовители шин оснащают беговую часть покрышки различным типом рисунка.
Современный рынок предлагает шины с 4-я видами протектора:
- Симметричный ненаправленный – основная часть рисунка выполнена из прямоугольных монотипных блоков (шашечек). Такой протектор наиболее популярен в мире авто. Симметричность протектора позволяет устанавливать шины на любую сторону машины. Колёса обладают хорошими сцепными качествами с сухим дорожным полотном.
- Симметричный направленный – более известный, как «ёлочка». Поверхность колеса оснащена V-образным рисунком. Такая конструкция беговой части отлично подходит для эксплуатации в дождливых регионах. Протектор оснащён широкими желобами для быстрого удаления воды из пятна контакта. Такие покрышки возможно установить на любую сторону машины, но только в одном направлении.
- Асимметричный ненаправленный – это комбинированный протектор, который состоит из двух рисунков. Одна сторона беговой части выполнена из прямоугольных монотипных блоков (шашечек), а другая — покрыта радиальными каналами и ребрами. Данные покрышки предназначены для спортивной езды. Резина обладает усиленным боковым профилем, что улучшает динамику автомобиля.
- Асимметричный направленный – ещё один комбинированный протектор. Одна сторона беговой части оснащена V-образным рисунком, а другая состоит из радиальных каналов и рёбер жёсткости. Такие колёса, также предназначены для динамичного, спортивного стиля вождения.
Читайте также: Изолятор для медной шины 5х50
Шины с комбинированным протектором имеют лучшие эксплуатационные характеристики. Машина наделяется качественной курсовой устойчивостью при больших скоростях, а беговая часть изнашивается дольше.
Грузовые
Грузовая резина также различается типом протектора: дорожная (магистральная), бездорожная (региональная) и карьерная. Стоит отметить, что шины для грузовиков классифицируются по месту установки: рулевая ось, ведущая ось, или универсальные:
- Дорожные шины — это радиальные (магистральные) покрышки для круглогодичной эксплуатации по автомагистралям. Протектор шин универсален, благодаря чему колесо можно установить на любую ось. Рисунок беговой части состоит из: продольных ребер жёсткости, радиальных и диагональных каналов. Может состоять из ромбовидных блоков или шашек «гусиные лапы». Универсальный протектор отлично себя зарекомендовал на снегу. Также отмечается его низкая шумность. При этом он имеет повышенную норму слойности от PR18, так как шины используются на фурах и самосвалах.
- Бездорожные шины – это региональные покрышки для эксплуатации по грунтовым или разбитым асфальтированным дорогам. Беговая часть оснащена крупными протекторными блоками, дренажными каналами радиальной и диагональной конструкции. Данный тип шин имеет повышенную степень износостойкости.
- Карьерная резина – предназначена для работ в местах разработки породы и на стройплощадках. Рисунок протектора выполнен из V-образных блоков, аналогично «ёлочке» на спецтехнике.
Для спецтехники
Эксплуатационные требования к спецтехнике, заставляют изготовителей колёс разрабатывать оптимальные характеристики грунтозацепов. Как следствие, протектор для спецшин разделился на несколько категорий. А потребитель может адресно приобрести покрышки для тех или иных условий работы.
Протекторы спецшин классифицируются по следующим наименованием:
- «Клюшка» — самый распространённый протектор среди всей дорожно-строительной техники мира. Блоки в форме буквы «Г» размещены на беговой части в зеркальной последовательности. Основное преимущество Г-образного рисунка – это тяговая мощь. Шины с таким протектором идут в комплектации с тракторами, погрузчиками и ковшовой техникой.
- «Шашка» — беговая часть позволяет использовать технику на асфальтированных дорогах. Очень часто протектор можно встретить на ангарных погрузчиках. Протектор «шашка», менее проходимый чем «клюшка». Однако, мощные блоки протектора наделяют шины увеличенным сроком службы и повышенной устойчивостью к проколам и порезам.
- «Волна» — спецпротектор для подземных и фронтальных погрузчиков, грейдеров и карьерных самосвалов. Волнистая форма блоков наделяет технику повышенной тягой. Протектор шин износостойкий, равнодушный к внешним повреждениям.
- «Ёлка» — протектор знаком многим, так как он часто встречается на тракторах в городе. Хотя его разработали для сельскохозяйственной техники, работающей на полевых грунтах. Широкие грунтозацепы хорошо самоочищаются от грязи. Техника обладает мягкостью хода. Помимо тракторов, шины «ёлка» комплектуется на комбайны и аграрные погрузчики.
- «Прерванная волна» — протектор для заболоченной и труднопроходимой местности. Это рисунок совместил в себе характеристики «волны» и «клюшки». Шинами с протектором «прерванная волна» укомплектовывают лесозаготовительную технику: харвестеры и форвардеры.
- «Черепаха» — протектор для карьеров. Широкие грунтозацепы защищают колесо от острых камней. Срок эксплуатации у шин продолжительный.
Видео:Типы грузовых шин (протектор, применяемость по оси)Скачать
Виды протектора в зависимости от типа дорожного покрытия
Машина может эксплуатировать в разных ландшафтных условиях. Поэтому, автовладельцу возможно выбрать протектор по назначению. Чтобы облегчить покупателю подбор, изготовители классифицируют летнюю резину по следующим категориям:
- шоссейная – это стандартная шина для использования в городе на асфальтированной дороге. Маркируется покрышка, как: Н/Т или Н/Р (Highway Terrain, Highway Performance). В некоторых случаях, резина может быть использована на гравийной дороге, но непродолжительное время. Зимой «шоссейку» эксплуатировать нельзя.
- универсальная – шина похожа на шоссейную резину, но с более глубоким протектором и широкими зазорами между шашечками. Маркируется, как А/Т (All Terrain). Можно использовать в городе и на селе. Широкие желоба отлично самоочищаются от грязи.
- грязевая — шина предназначена для эксплуатации на пересечённой местности, где практически отсутствуют дороги. Маркируется аббревиатурой М/Т (Mud Terrain). При эксплуатации грязевой резины по дорогам общего пользования, колёса доставляют дискомфорт водителю и пассажирам, так как сильно шумят.
- спортивная – это комбинированная покрышка, совмещающая в себе характеристики шоссейных и универсальных шин. Обозначается — S/Т (Sport Terrain). Боковой профиль низкий, усиленный, что позволяет водить автомобиль в агрессивном стиле.
Читайте также: Размеры шин калина 2014 года
Стоит обратить внимание, что протектор универсальных шин не может в себе сочетать скоростные и бездорожные качества. В какой-то области эксплуатации, колёса будут значительно проигрывать. Пока инженерам не удалось создать оптимальный вариант беговой части для всех дорожных условий.
Видео:Какой должна быть глубина протектора шин (07-11-20)Скачать
Из каких элементов состоит протектор автомобильной шины
Протектор – это один из основных элементов шины. Его конструкция состоит из 5-6 элементов, таких как:
- центральное (осевое) ребро – принимает основную нагрузку при высокой скорости;
- блоки или шашечки – предназначены для эффективного сцепления с дорогой;
- продольные (радиальные) каналы – главные водоотводы;
- диагональные желоба – обеспечивают центробежное удаление воды от центра;
- плечевая зона — место перехода от беговой части к боковому профилю, предназначенная для устойчивости автомобиля при поворотах;
- ламели (только для зимних колёс) – разделяют блоки (шашечки) протектора на 3-4 микроблока, для улучшения сцепления шины с дорогой, обеспечивая эффект «липучки».
Чем глубже и агрессивнее протектор, тем резина продуктивней на бездорожье. Крупные блоки отлично выполняют роль грунтозацепов, а широкие желоба хорошо самоочищаются
Видео:Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Схема установки шин в зависимости от протектора
Почему среди автомобилистов популярна резина с симметричным ненаправленным протектором? Потому что эти колёса универсальные. Их можно менять местами, с одной стороны ТС на другую, и в любом направлении. У покрышек с ассиметричным и комбинированным рисунком, такое достоинство отсутствует. Чтобы современные шины соответствовали заявленным характеристикам, их необходимо правильно установить на машину.
На боковом профиле каждого колеса есть маркировки, которыми необходимо руководствоваться при монтаже:
- Rotation — направление вращения колеса;
- Outer — внешняя сторона диска;
- Inner — внутренняя сторона диска.
Игнорировать правила установки нельзя. В противном случае протектор будет работать неправильно. Водоотводные канавки начнут собирать воду, вместо её удаления. Как итог, в центре пятна контакта будет сосредотачиваться вода, создавая подушку и эффект аквапланирования. А, на сухом асфальте, неправильно установленные покрышки станут причиной потери скоростной динамики на 5-20 км/ч. Вместе с этим ухудшится курсовая устойчивость
Видео:ЗИМНИЕ ШИНЫ. РИСУНОК ПРОТЕКТОРА. КАК ВЕДУТ СЕБЯ ЗИМНИЕ ШИНЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОТЕКТОРА.Скачать
Остаточная глубина протектора
Согласно пункта 5.1, законодательной нормы «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», допускается эксплуатировать автомобиль с остаточной глубиной протектора:
- летние шины — 1,6 мм,
- зимние шины – 4 мм;
- грузовые покрышки — 1 мм,
- автобусные покрышки — 2 мм,
- мотоциклетная и мопедная резина — 0,8 мм.
Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.
Эта законодательная норма дополняет действующие правила дорожного движения с 2002 года. За нарушение виновнику грозит штраф 500 руб.
Виды протектора шины многообразны. Перед тем как окончательно выбрать автомобильную резину или покрышку для спецтехники, обязательно учтите условия эксплуатации, а не ценовой аспект. Правильно подобранные колёса обеспечат транспортному средству заводские характеристики. Это повлечёт производительность у спецтехники, а легковой авто наделит комфортом и позволит экономить топливо.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
🌟 Видео
На что влияет рисунок протектора? Виды протектора. Обзор.Скачать
Шины с нарезанным протектором: в чем опасность и как распознать обманСкачать
Зачем вытаскивать камешки из протектора ?Скачать
Выбираем протектор под условия эксплуатации! / Износостойкость грузовых шинСкачать
Протектор направлен в разные стороны. Как установить ассиметричные шины.Скачать
На что влияет протектор, рисунок шин. С каким протектором выбрать шиныСкачать
Вот ЧЕМ надо ЧЕРНИТЬ ШИНЫ (качественно, безопасно, дешево)Скачать
Колёса и шиныСкачать
Галилео. Автомобильные шины (часть 1)Скачать
По какой причине могут быстро изнашиваться новые шиныСкачать
Внешний износ шин причины и способы устранения.Скачать
Внутренний износ шин причины и способы устраненияСкачать
Все про шины | Сезонное хранение шин | Глубина протектораСкачать