- Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью
- Объясните постановки знака препинания или его отсутствия в предложении
- ЕГЭ. Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
- Просмотр содержимого документа «ЕГЭ. Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»
- 🎥 Видео
Видео:ЖРАТЬ РЕЗИНУ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ТАКСкачать
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
1. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
Подсказка. Ответы на вопросы: что такое сложноподчиненное предложение и виды придаточных, – найдешь в заданиях А24 и В6.
Проставить знаки препинания в таких предложениях поможет следующий алгоритм:
Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.
[В этот раз я уже сам обрадовался] , (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка) .
Его легко можно восстановить из контекста:
В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка).
Это предложение соответствует схеме: [ ], ( ) И/ИЛИ ( ).
1. Запятая на стыке двух союзов.
Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:
— когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.
— при последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.
,что когда… , то
,что хотя… , то
,и когда… , то
,но если… , то
стык союзов → то/ так / но → запятой нет
Наташа рассказывала, что когда он был еще молодым хирургом,то делал очень сложную операцию какой-то женщине.
Алгоритм действий.
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.
3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).
4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).
5. Проставить знаки препинания.
Разбор задания.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.
Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.
[Люся была мягко настойчива ] и [(хотя вспомнить всё было трудн о) постепенно старушка рассказала] (как было дело) .
Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала | 2 главных |
несмотря на что? о чем? |
По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.
НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.
[Люся была мягко настойчива ], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудн о),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело) .
Правильный – вариант ответа №2.
Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 4
Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью
Видео:Почему водит зад автомобиля.Скачать
Объясните постановки знака препинания или его отсутствия в предложении
Объясните постановки знака препинания или его отсутствия в предложении
1. Сначала никто не мог понять,(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора, (2) но, (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
1- придаточное , Союзное слово каким
3,4- придаточное, союз когда
2. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал,1 что,2 если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, 3 придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
1-придаточная часть союз что
2,3 — придаточная часть союз если
3. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал,1 что 2 если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости,3 то придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить
2 не ставится запятая т.к сочетание если. то
4. Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и ,(2) если подмечал что-нибудь интересное ,(3) записывал свои наблюдения ,(4) чтобы затем использовать их в своих книгах.
1 одиночный союз между однородными
2,3 придаточная часть союз если
5. В тот день мы ужинали вчетвером, (1) и ,(2) когда подали десерт, (3) девочка капризно сказала, (4) что вишневый компот невкусный.
1 между частями сложного предложения
6. Летом прошлого года я окончил институт (1) и, (2) когда приехал из Петербурга (3), просто поражен был, (4) как изменился наш город.
1 между однородными есть одиночный союз
7. В сказках часто повествуется о том (1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой (2) и (3) если говорить о владимирских печах ,(4) то сказочники были недалеки от истины.
8. Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора, (1) и, (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем, (4) ему вдруг стало весело.
3 между однородными есть одиночный союз
9. Молодые люди скоро дошли до размышлений, (1) что им непременно надо пожениться, (2) но, (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром, (4) придётся сделать это без родительского благословения.
2 между однородными есть союз но
10. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и ,(2) когда садился на извозчика, (3) приказывал поднимать верх, (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
1 между однородными одиночный союз
11. Трудно было угадать, (1) какой выдастся день ,(2) и альпинисты долго не могли решить, (3) когда начать восхождение.
12. Резвый ветер с моря надул паруса,(1) и, (2) когда солнце взошло, (3) и городские стены остались за кормою последнего струга ,(4) громкая песня разлилась над простором Волги.
13. С Матвеем случилось небольшое происшествие, (1) о котором он помнил всю свою жизнь ,(2) и ,(3) хотя он не мог считать себя виноватым ,(4) его совесть была неспокойна.
14. На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1), и ,(2) пока он чинил её на краю канавы (3), над полями звенели жаворонки (4),будто беспокоились за него.
15. На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина, (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью, (4) так как это определялось семейными традициями.
2,3 однородная придаточная часть
16. Александр продолжал посещать университетские лекции (1), и ,(2) хотя он был весьма ограничен в средствах, (3) ему всё-таки удавалось покупать книги, (4) потому
Видео:НИКОГДА НЕ МЕНЯЙТЕ ТОРМОЗНЫЕ ДИСКИ ПОКА НЕ ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕОСкачать
ЕГЭ. Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»
Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
Приведённая выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырёх простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но. Четвёртое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи».
Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в придаточном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.
Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: придаточная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова: Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результата» (Д.С. Лихачёв).
Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине?
Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством» (Д.С. Лихачёв). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное.
Правильно расставить знаки препинания в этом задании поможет знание темы «Виды придаточных предложений». Именно эту информацию содержит приведённая ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.
Союзные слова: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда
Является определением по отношению к имени существительному или местоимению в главной части
«Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям». (По Д.С. Лихачёву.)
«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. ». (Д.С. Лихачёв.)
Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не
Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько.
Относится к глаголу в главном предложении и выражает добавочное разъяснение
«Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными». (По Д.С.Лихачёву.)
КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?
В КАКОЙ
СТЕПЕНИ?
Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто.
Союзные слова: как, сколько.
Относится к глаголу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выражает значение образа действия, степени
«Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место». (По Д.С.Лихачёву.)
Союзные слова: где, куда, откуда.
«Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе». (По Д.С.Лихачёву.)
КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР?
Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как.
Уточнение времени действия
По мере того как культура человечества движется вперёд, новые ценности присоединяются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня. (По Д.С.Лихачёву.)
Союзы: если,
ежели, если
бы, коли, коль, раз, ка-
бы, коль скоро.
Указание на условие, при котором происходит действие, названное глаголом-сказуемым
«Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек». (Д.С. Лихачёв.)
Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как.
«. я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи, потому что
женщине действительно нужно уступать дорогу. не только в дверях». (По Д.С. Лихачёву.)
Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы.
Назначение действия,названного глаголом-сказуемым
«. не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений». (Д.С.Лихачёв.)
Союзы: как, словно, точно,
будто, как
будто, подоб-
но, подобно
тому как, что,
чем, нежели.
Сравнение двух действий, состояний
«Уметь извиниться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя». (По Д.С.Лихачёву.)
Следствие, вывод, заключение
«Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на «отдых»». (По Д.С. Лихачёву.)
Союзные слова: что (в именительном и косвенных падежах: чему, чем, чего), почему, за-
чем, отчего
Дополнительная
информация, за-
мечания ко всему главному
«Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при болезнях,
что дарит ему возможность получать настоящую радость». (По Д.С. Лихачёву.)
Мы уже в кридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.
Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды соподчинения придаточных предложений.
Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последовательное, однородное, параллельное.
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе — к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.:
«Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С.Лихачёву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, — придаточное изъяснительное.
«Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.
При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, и надо знать о пунктуации на стыке союзов.
1. Пунктуация на стыке союзов
Стык союзов — это пространство в предложении между двумя союзами:между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом.
Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в
виде слов ТО, НО и др.
Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение
в виде слов ТО, НО и др.
1. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
2. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ).
В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ).
В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ. ТО), поэтому на стыке союзов (ЧТО ЕСЛИ) мы не ставим запятой.
При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению — однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:
1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачёву.)
Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных
отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.
2. «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезен и человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачёву).
Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными, отвечая на один и тот же вопрос, который мы задаём от одного слова в главном предложении
(объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим.
Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.
3. «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что мы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон).
4. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив. » (Д.С. Лихачёв).
В четвёртом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.
5. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе» (Д.С. Лихачёв).
В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном подчинении опущен.
Сложноподчинённые предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачёву).
Главное предложение — второе, первое придаточное присоединяется к нему при помо-
щи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение), второе придаточное (по порядку — третье) присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение.
«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин).
Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.
2. Пунктуация перед союзом И в сложном предложении
В задании 19 бывает ещё одна трудность: пунктуация перед союзом И.
Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):
1. Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.
2. В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.
В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.
Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.
Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:
1. Обозначьте в предложении грамматические основы.
2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.
3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.
4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:
если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;
если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;
5. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:
если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;
если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др, запятая не ставится на стыке двух союзов.
6. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.
Образец применения алгоритма при выполнении задания 19:
Расставьте знаки препинания в следующем предложении:
Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.
Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главной части («Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных («когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»).
В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.
Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъяснительное связано с главным посредством союзного слова КАК.
Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражён был».
На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО.
На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главной и придаточной части.
Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Задание № 1. В сказках часто повествуется о том (1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой (2) и (3) если говорить о владимирских печах (4) то сказочники были недалеки от истины.
Задание № 2. Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти ещё несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.
Задание № 3. Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.
Задание № 4. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
Задание № 5. Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение.
Задание № 6. Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над простором Волги.
Задание № 7. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.
Задание № 8. На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил её на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.
Задание № 9. На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.
Задание № 10. Александр продолжал посещать университетские лекции (1) и (2) хотя он был весьма ограничен в средствах (3) ему всё-таки удавалось покупать книги (4) потому что в последние годы он уже привык экономить даже на самом необходимом.
🎥 Видео
Как понять, что пора менять пружины | Что влияет на износ пружин подвески? (18+)Скачать
Загорелся электроскутер Citycoco. Разгон до 100км/чСкачать
Царь горит на этапе в Сочи; Горящая 370z Цареградцева; Цареградцев опять загорелся.Скачать
Какая резина лучше? Белшина, Росава или Волтера Belshina, Rosava, VoltyreСкачать
Как заменить покрышку или камеру велосипедаСкачать
1С Розница - Частичный возврат по чеку (Тех.поддержка)Скачать
Упражнение для эрекции #эрекция #потенция #мужскаясилаСкачать
Экспертиза шин. "Недокач" и "Перегруз"Скачать
Пункт 1.3 ПДД / Написали в протоколе что его нарушилСкачать
30 фразовых глаголов, которые нельзя не знатьСкачать
Течёт речечкаСкачать
Вычислить значение выражения — Арифметика #22Скачать
Пандемия на спад! Ответы и на вопросы №3Скачать
Механизмы старения и потери ЛТХ крыльев. Оценка лётной годности параплановСкачать
TOP-15 полезных доработок Lada Vesta!Скачать
sinπx/3=0,5 В ответе напишите наименьший положительный корень/ наибольший отрицательный кореньСкачать
Выбор и установка аммортизаторов для НИВЫ 21214.Скачать