Распределительные токоведущие шины при переменном токе

Все те люди, которые изучают электрику, сталкиваются с таким понятием как шина. Стоит сразу уточнить, что это проводник, имеющий низкое сопротивление. Без него невозможна работа высоковольтных и низковольтных систем. Какое полное определение проводника, как обозначаются шины при переменном однофазном токе, из чего изготавливаются и как классифицируются? Об этом и другом далее.

Видео:Цветовая маркировка проводов и шинСкачать

Цветовая маркировка проводов и шин

Что это такое

Это связующий элемент энергосистемы или установки, которые позволяют создать одну эквивалентную точку. Определяется по госту от 2007 года как соединительный проводник, имеющий низкое сопротивление. Совокупность таких компонентов — шинопровод. Он крепится на изоляторных опорах и помещается в канал электросистемы. Должен обладать главным качеством — высокой устойчивостью к ударам тока с тепловыми и динамическими перегрузками.

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

Определение из учебного пособия

Видео:Провода, токопровод, шиныСкачать

Провода, токопровод, шины

Классификация по форме сечения

Классифицируется шинопровод, в дополнение к теме, как обозначаются шины при постоянном токе, по материалу изготовления, исполнению, изоляции и геометрической форме сечения. В результате бывает медная, алюминиевая, сталеалюминевая, гибкая, жесткая, изолированная или неизолированная, а также прямоугольная, двухполосная и трехполосная, коробчатая и трубчатая.

Обладает гибкостью, высокой степенью натяжения. Оборудуется виброгасителем и гибкой перемычкой, отвечающей за температурное натяжение.

Проводники, имеющие плоское прямоугольное сечение, отличаются хорошей проводимостью тепла. Недостаток их в том, что их сложно собирать, есть неравномерно распределенный ток.

Обратите внимание! Устройства с коробчатым сечением используются там, где есть сетевое напряжение в 10 киловольт. Используются в турбогенераторах.

Трубчатая форма сечения самая эффективная. Отличается хорошей тепловой проводимостью и прочностью. Способна равномерно распределять электрополе и препятствовать появлению коронирования.

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

Плоская разновидность для массивной цепи

Видео:Отличие переменного и постоянного тока наглядно.Скачать

Отличие переменного и постоянного тока наглядно.

Виды материала для изготовления

Изготавливаются из алюминия, меди и смеси алюминия со сталью. Первые отличаются высокой электропроводностью, коррозийной стойкостью, малым весом и невысокой стоимостью. Шинопроводы из алюминия и стали отличаются особой прочностью, упругостью и пластичностью, но имеют малую электропроводность. Медные обладают высоким удельным сопротивлением и отличной характеристикой тепловой и электропроводностью.

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

Алюминий как основной материал для изготовления

Видео:Что такое индекс нагрузки? Маркировка шинСкачать

Что такое индекс нагрузки? Маркировка шин

Маркировка при переменном трехфазном токе

Есть два способа маркировки: цветовая и буквенная. В первом случае маркировка проставляется в момент изготовления. Расцветка шин по фазам разная. Фазу А окрашивают в желтый, В — в зеленый, а С — в красный.

Видео:Воздействие токов короткого замыкания на проводники и шины. ЭкспериментСкачать

Воздействие токов короткого замыкания на проводники и шины. Эксперимент

Маркировка буквами

Буквенная маркировка призвана давать пользователю правильно читать схему, точно знать, как обозначаются шины при переменном трехфазном токе, и определять тип шинопровода. Как и цвета, буквы обладают своим значением и имеют соответствующий образ обмотки. Все существующие буквы со значением нулевых и положительных ответвлений сети источника указаны на рисунке ниже.

Обратите внимание! Важно отметить, что они обязательны и регулируются на законодательном уровне.

В целом, шины — необходимый элемент любой электроустановки, который позволяет сделать меньше площадь установки с расходом материала и трудозатратами. Они нужны там, где требуется низкое активное с реактивным сопротивлением. Существует классификация по материалу изготовления, исполнению, изоляции и геометрической форме сечения. Обозначаются шины при переменном однофазном токе желтым цветом. Также имеют буквенную маркировку.

Шинные конструкции распределительных устройств

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

Сборные шины распределительных устройств представляют собой неизолированные, сравнительно массивные токоведущие проводники прямоугольного, круглого или профильного сечения. В пределах помещения закрытого РУ все ответвления от шин и присоединения к аппаратам выполняются также голыми проводниками, образующими ошиновку.

Читайте также: Какое давление должно быть в низкопрофильных шинах r18

Сборные шины являются центральной и наиболее ответственной частью РУ, так как к ним поступает электроэнергия от всех генераторов станции (или трансформаторов подстанции) и к ним же присоединяются все отходящие линии.

В закрытых РУ до 35 кв включительно сборные шины выполняют из алюминиевых полос прямоугольного сечения. Стальные шины применяют в электроустановках малой мощности при токах нагрузки не свыше 300—400 А.

Следует отметить, что прямоугольные (плоские) проводники более экономичны, чем круглые. При равной площади сечения у прямоугольной шины боковая поверхность охлаждения больше, чем у круглой.

В помещении РУ шины монтируются на специальных шинных полках или каркасах аппаратных ячеек. Шины укладываются на опорных фарфоровых изоляторах на ребро или плашмя и закрепляются при помощи шинодержателей.

Существует много различных способов установки шин. Каждому из них присущи свои преимущества и недостатки.

Условия охлаждения шин, установленных на ребро, лучше, чем расположенных плашмя. В первом случае коэффициент теплоотдачи на 10—15% выше, чем во втором, и это учитывается при определении допускаемое токовой нагрузки (ПУЭ). Шины, обращенные к соседним своей узкой стороной (ребром), обладают большей механической устойчивостью.

Для возможности перемещения шин вдоль их осп при температурном удлинении шина в середине участка крепится жестко, а в пролете — свободно. Кроме того, при большой длине шин устанавливают компенсаторы, которые принимают на себя температурные удлинения. Две шинные полосы соединяются между собой при помощи гибкого пакета тонких медных или алюминиевых лент. Концы шинных полос имеют на опорном изоляторе не жесткое, а скользящее крепление через продольные овальные отверстия.

Для исключения температурных напряжений шины в некоторых случаях присоединяются к неподвижным аппаратам (зажимам) при помощи гибких пакетов, которые наращиваются на концах жестких шин.

Наибольшие применяемые размеры однополосных медных и алюминиевых шин составляют 120х10 мм.

При больших токовых нагрузках (для медных шин более 2650 А и для алюминиевых — 2070 А) применяют многополосные шины — пакеты из двух и реже из трех полос на фазу; нормальное расстояние между полосами в пакете принимают равным толщине одной полосы (b).

Близость полос одного и того же пакета друг к другу вызывает неравное распределение тока между ними: большая нагрузка приходится на крайние полосы пакета и меньшая — на средние. Например, в трехполосном пакете в крайних полосах протекает по 40%, а в средней — только 20% полного тока фазы. Это явление, аналогичное явлению поверхностного эффекта в одном проводнике, делает нецелесообразным применение более трех полос шин при переменном токе.

При рабочих токах, превышающих допустимые для двухполосных шин, наиболее целесообразно применять шины корытного профиля (швеллеры), дающие возможность лучше использовать проводниковый материал и получить высокую механическую прочность.

В настоящее время в мощных установках применяют пакет из двух швеллеров на фазу, который приближается по форме и kп к полому квадрату. Наибольший размер швеллера со стенкой 250 мм и толщиной 12,5 мм при двух швеллерах в пакете позволяет передавать ток 12 500 А для меди и 10 800 А — для алюминия.

Читайте также: Технология переработки старых шин

Шины и вся ошиновка закрытого РУ окрашиваются эмалевыми красками в опознавательные цвета, что позволяет оперативному персоналу легко распознавать токоведущие части, относящиеся к определенным фазам и цепям.

Кроме того, окраска защищает шины от окисления и улучшает теплоотдачу с их поверхности. Увеличение допустимого тока от окраски шин составляет 15—17% для медных и 25—28% для алюминиевых шин.

Для шин различных фаз применяют следующие цвета окраски: трехфазный ток: фаза А — желтый, фаза В — зеленый, фаза С— красный; нулевые шины: при незаземленной нейтрали — белый, при заземленной нейтрали, а также заземляющие проводники — черный; постоянный ток: положительная шина — красный, отрицательная шина — синий.

Ошиновка открытых РУ может выполняться гибкими проводами или жесткими шинами. При напряжениях 35, 110 кв и выше для повышения коронного напряжения и снижения потерь на корону применяют провода только круглого сечения.

В большинстве открытых РУ ошиновка выполняется из многопроволочных сталеалюминиевых проводов такой же конструкции, как и на линиях электропередач.

Медные провода для ошиновки применяются лишь в тех случаях, когда открытое РУ расположено вблизи (около 1,5 км) берегов соленых морей или химических заводов, активные испарения которых и унос могут вызвать быструю коррозию алюминиевых проводов. В отдельных случаях в открытых РУ применяют жесткую ошиновку, которая выполняется из стальных или алюминиевых труб, укрепляемых на опорных изоляторах.

Сечения шин и других токоведущих проводников могут быть рассчитаны исходя из величины рабочих токов и допускаемых температур на основании условий нагрева.

Что касается шин, применяемых в РУ, то сечения их стандартизованы и для них составлены таблицы допустимых длительных токовых нагрузок. Поэтому в практических условиях нет необходимости вести расчет по формулам, а достаточно произвести выбор по таблицам.

Таблицы допустимых длительных токовых нагрузок на голые шины и провода рассчитаны и проверены экспериментально; при их составлении принята допустимая температура нагрева 70° С при температуре окружающего воздуха +25° С.

Такие таблицы для стандартных сечений шин и проводов из основных проводниковых материалов и определенных профилей (прямоугольный, трубчатый, швеллер, полый квадрат и др.) приведены в ПУЭ и справочниках.

Для шин прямоугольного сечения табличные токовые нагрузки составлены при установке их на ребро; поэтому при расположении шин плашмя нагрузки должны быть уменьшены на 5% для шин шириною полос до 60 мм и на 8% для шин шириною полос более 60 мм. В тех случаях, когда средняя температура окружающего воздуха отличается от стандартной (+25°С), допускаемые нагрузки шин, полученные из таблиц, должны быть пересчитаны по следующей приближенной формуле:

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

где IН—допускаемая нагрузка, взятая из таблиц.

Сечение проводников должно быть проверено по экономической плотности тока.

Экономическим сечением проводников или шин qЭК называют такое сечение, при котором суммарная величина ежегодных расходов, определенная по капитальным затратам и эксплуатационным расходам, оказывается наименьшей.

Экономическое сечение проводов и шин получается при делений, тока наибольшей нагрузки в нормальном режиме на электрическую плотность тока:

Читайте также: Сравнение шин зимних кто лучше

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

Полученное по экономическому условию сечение округляют до ближайшего стандартного и проверяют по длительно допускаемому току нагрузки. Следует отметить, что сборные шины РУ всех напряжений по экономической плотности тока не выбирают, так как экономические сечения при больших токах получаются равными либо меньше сечений, выбранных по нагреву.

Кроме этого, шины РУ проверяют на термическую и электродинамическую устойчивость при коротких замыканиях, а при 110 кв и выше — также на коронирование.

Таким образом, проводники любого назначения должны удовлетворять требованиям предельно допустимого нагрева с учетом не только нормальных, но и аварийных режимов.

Если сечение проводника, определенное по экономическим условиям и условиям длительной нагрузки, не равно сечению, которое требуется по другим аварийным условиям (термическая и динамическая устойчивость при коротких замыканиях), то должно приниматься большее сечение, удовлетворяющее всем условиям.

Следует также отметить, что при установке шин больших сечений необходимо обеспечивать наименьшие добавочные потери от поверхностного эффекта и эффекта близости и наилучшие условия для охлаждения. Это может быть достигнуто путем уменьшения числа полос в пакете и их надлежащего пространственного и взаимного расположения, рациональной конструкции пакета, применения профильных шин — корытных, полых и др.

При применении стальных шин определение величины допустимого тока производится несколько иным путем.

В стальных шинах вследствие поверхностного эффекта происходит значительное вытеснение тока к поверхности проводника глубина проникновения не превышает 1,5—1,8 мм.

Исследованиями установлено, что допустимая нагрузка стальных шин переменным током практически зависит от периметра поперечного сечения шин, а не от площади этого сечения.

На основании этих исследований принят следующий способ расчета стальных шин переменного тока:

1. Сначала определяют ток нагрузки шины (для однополосной шины не свыше 300—400 А) и находят линейную плотность тока:

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

где Iн — ток нагрузки, А; р — периметр поперечного сечения шины, мм.

Линейная плотность тока зависит от допустимой температуры перегрева стальной шины над температурой окружающего воздуха. Эта зависимость определяется следующим выражением:

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

Установлено, что при болтовых соединениях стальных шин величина Θ не должна превышать 40° С, а для сварных соединений она может быть повышена до 55° С.

Если принять температуру окружающего воздуха v0 — 35°, то линейная плотность тока при болтовых соединениях будет равна

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

2. По этим данным определяем величину необходимого периметра поперечного сечения шины:

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

По периметру шины, имея сортамент шин, можно легко подобрать нужный размер стандартных стальных полос, соблюдая условие

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

где h—высота шины, мм; b—толщина шины, мм.

Приведенный выше расчет стальных шин относится к однополосным шинам.

При больших токах нагрузки можно применить пакеты из нескольких стальных шин. В этом случае периметр поперечного сечения одной полосы шины, входящей в пакет, подбирается с соблюдением следующих условий:

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

Распределительные токоведущие шины при переменном токе

Для упрощения расчетов можно пользоваться диаграммой зависимости периметра р поперечного сечения шины от тока нагрузки IН.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    📸 Видео

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резине

    ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ШИНЫ! КОНСТРУКЦИЯ РАДИАЛЬНОЙ ШИНЫ!Скачать

    ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ШИНЫ! КОНСТРУКЦИЯ РАДИАЛЬНОЙ ШИНЫ!

    Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать

    Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.

    Оприходование маркированной шины в 1ССкачать

    Оприходование маркированной шины в 1С

    Замеры сборных шин с отключённым секционникомСкачать

    Замеры сборных шин с отключённым секционником

    Реализация маркированных шин / Шинный ЭкспертСкачать

    Реализация маркированных шин / Шинный Эксперт

    Читаем надписи на шине правильно. Подробный разборСкачать

    Читаем надписи на шине правильно. Подробный разбор

    Полная расшифровка маркировки летних шин!Скачать

    Полная расшифровка маркировки летних шин!

    Электробезопасность Правила по Охране Труда при Эксплуатации Электроустановок 2023Скачать

    Электробезопасность Правила по Охране Труда при Эксплуатации Электроустановок 2023

    Маркировка на покрышках. Что она обозначает?Скачать

    Маркировка на покрышках. Что она обозначает?

    Маркировка грузовых шин автомобилей / Как читать обозначения на резинеСкачать

    Маркировка грузовых шин автомобилей / Как читать обозначения на резине

    Шины. История, конструкция, зоопарк с размерамиСкачать

    Шины. История, конструкция, зоопарк с размерами

    ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать

    ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ

    КОЛЕСА И ШИНЫ. УСТРОЙСТВО, НАЗНАЧЕНИЕ И МАРКИРОВКАСкачать

    КОЛЕСА И ШИНЫ. УСТРОЙСТВО, НАЗНАЧЕНИЕ И МАРКИРОВКА
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток